|
|
|
Проектирование червячно-цилиндрического двухступенчатого редуктора |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проектирование червячно-цилиндрического двухступенчатого редуктора
Проектирование червячно-цилиндрического двухступенчатого редуктора
Исходные данные|
Редуктор | Червячно-цилиндрический | | Зубы | 1 ступень | - | | | 2 ступень | косые | | Исходные данные | Номинальный вращающий момент на выходном валу, Нм | 750 | | | Частота вращения выходного вала, мин-1 | 25 | | | Синхронная частота вращения вала электродвигателя, мин-1 | 1500 | | | Расчётный ресурс, тыс. часов | 7 | | | Номер варианта режима нагружения | 9 | | | Вращение зубчатых колёс | нереверсивное | | | 1. Выбор электродвигателяОсновные параметры электродвигателя:синхронная частота вращения вала электродвигателя - 1500 мин-1;мощность электродвигателя.где - мощность на тихоходном валу привода; - общий КПД привода;где - КПД червячной передачи; - КПД цилиндрической зубчатой передачи, принимаем , принимаем ;где - частота вращения выходного вала;(рад/сек);(Нм)(Вт)(Вт)Характеристики закрытого обдуваемого двигателя серии 4А1 (по ГОСТ 19523-81), :Типоразмер электродвигателя - 4А100S4УЗ;Синхронная частота вращения, об/мин - 1500;Мощность - 3 кВт;Скольжение S,% - 4,4;;2. Определение передаточного отношения и разбивка его на ступени2.1 Определение общего передаточного отношениягде - частота вращения входного вала, мин-1;(мин-1) - число оборотов выходного вала редуктора, мин-1;(мин-1).2.2 Разбивка передаточного отношения на ступени.Так как , т.е. 50;, Принимаем значение передаточного отношения из стандартного ряда (мин-1)(мин-1)Момент на валу:3. Выбор материала зубчатых колёс и определение допускаемых контактных и изгибающих напряжений3.1 Выбор материала для колёс тихоходной ступениКолесо:|
35ХМ | | Твёрдость | =235262 | | | =4853 | | Механические свойства | | | | | | Термическая обработка | Улучшение + закалка ТВЧ | | | Шестерня :|
20ХН2М | | Твёрдость | =300400 | | | =5663 | | Механические свойства | | | | | | Термическая обработка | Улучшение + цементация +закалка | | | 3.2 Определение допускаемых контактных напряженийКоэффициент долговечности:где - коэффициент эквивалентности, общий для всего редуктора; - суммарное число циклов работы (наработка); - база контактных напряжений;Контактная выносливость:где - текущий момент; - наибольший момент нормально протекающего технологического процесса; - число оборотов; - суммарное число циклов работы (наработка); -- коэффициент приведения;(Нм)(Нм)(Нм)(Нм)(Нм) Изгибная выносливостьСуммарное число циклов перемены напряжения - число оборотов; - число вхождений в зацепление рассчитываемого зубчатого колеса ()(мин-1);(мин-1);(мин-1);(мин-1); - число циклов перемены напряжения;2);; 3);; 2); 3); ; 2)13)Допускаемые контактные напряженияЗа допускаемое контактное напряжение пары принимают меньшее из двух полученных по зависимостям: определяются по следующей формуле: - предельное допускаемое контактное напряжение; - допускаемое контактное напряжение; - длительный предел контактной выносливости; - коэффициент безопасности;Для колеса:Для шестерни: По (10) определяем :Принимаем Допускаемые изгибающие напряжения - допускаемое напряжение изгиба; - длительный предел изгибной выносливости; - коэффициент безопасности;Для колеса:Для шестерни:4. Проектный расчёт второй тихоходной ступени4.1 Определение межосевого расстояниягде: - коэффициент ширины колеса; - коэффициент нагрузки при расчете на контактную выносливость; - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями в косозубых и шевронных колёсах, определяется в зависимости степени точности и окружной скоростиОкружная скоростьгде: - коэффициент; - частота вращения шестерни, мин-1; - передаточное число тихоходной ступени; принимаем =16 Рекомендуемая степень точности - 9 где: - коэффициент концентрации нагрузки по ширине зубчатого колеса, который вычисляют для прирабатывающихся колёс; - коэффициент динамичности нагрузки,; - коэффициент динамичности нагрузки, где: - начальное значение коэффициента концентрации нагрузки, - коэффициент режима работы передачи на приработку колёс; выбирается в зависимости от соотношения и твёрдости поверхностей зубьев .принимаем , исходя из п.5.6 в дальнейших расчётах .4.2 Определение рабочей ширины венцаДля колеса:Для шестерни:4.3 Определение модуля зубчатых колёс из условия изгибной выносливости зубьевОпределение окружной силы: - диаметр делительной окружности колеса, мм;; принимаем 4.4 Определение угла наклона зубьев4.5 Определение суммарного числа зубьевокругляем в меньшую сторону Фактическое значение угла :;4.6 Определение числа зубьев колёсШестерня:Колесо:4.7 Проверочный расчёт зубьев на изгибную выносливостьгде: - коэффициент нагрузки при расчёте на изгибную выносливость; - коэффициент учитывающий форму зуба, - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями; - коэффициент, учитывающий наклон зуба;где: - коэффициент концентрации нагрузки по ширине зубчатого венца; - коэффициент динамичности нагрузки;=1,0 Эквивалентное число зубьев: принимаем ; ; принимаем ; ;4.8 Определение геометрических размеров зубчатых колёсШестерняДиаметр делительной окружности: Диаметр окружности вершин:Диаметр окружности впадин:КолесоДиаметр делительной окружности: Диаметр окружности вершин:Диаметр окружности впадин:4.9 Проверка возможности обеспечения принятых механических характеристик при термической обработке заготовокШестерню проверяют по значениям , а колёса по S. <Выбранные стали подходят4.10 Определение сил в зацеплении зубчатых колёсОкружная сила:Радиальная сила:при отсутствии угловой коррекции Осевая сила:4.11 Проверочный расчёт по контактным напряжениям для принятых размеров ступени5. Проектный расчёт быстроходной ступени5.1 Подбор материала червячной парыЧервячные колёса всегда делают составными (венец и центр). Лучший способ крепления венца - заливка его центробежным способом, что обеспечивает прочность соединения, экономию бронзы и снижает трудоёмкость соединения. Ожидаемая скорость скольжения: . По выбираем материал группы IIа а именно бронзу БрА10Ж4Н4.Материал венца - бронза|
БрА9ЖЗЛ | | Способ отливки | центробежный | | Механические свойства | | | | | | | Материал червяка - сталь|
18ХГТ | | Диаметр D, мм | 200 | | Ширина S, мм | 125 | | Твёрдость | =300400 | | | =5663 | | Механические свойства | | | | | | Термическая обработка | Цементация с двойной закалкой | | | 5.2 Определение наработки : циклов;Коэффициент долговечности :5.3 Коэффициент долговечности по изгибу: 5.4 Допускаемое напряжение :5.5 Предварительный коэффициент нагрузки: - коэффициент концентрации Заходность червяка при . Начальный коэффициент концентрации при и по ;Коэффициент динамичности 5.6 Предварительное значение межосевого расстояния :Принимаем ближайшее стандартное значение В червячно-цилиндрическом редукторе отношение межосевых расстояний червячной и цилиндрической ступеней по условиям компоновки принимаем равным 0,63 принимаем Число зубьев колеса:Модуль:Принимаем стандартный модуль 5.7 Коэффициент диаметра червяка :5.8 Коэффициент смещения :Окончательно принимаем и Угол подъема витка на начальном диаметре, который при совпадает с делительным:Длина червяка: принимается по Принимаем 5.9 Ширина венца червячного колеса :Принимаем 5.10 Проверка фактического контактного напряжения:Делительный диаметр колеса Начальный диаметр червяка при , совпадающий с делительным, Фактическая скорость скольжения:Коэффициент концентрации :Коэффициент режимаКоэффициент деформации червяка Скорость колеса Коэффициент динамичности ;Коэффициент нагрузки Расчётный момент:Напряжение:Уточняем допускаемое контактное напряжение по фактической скорости скольжения 5.11 Проверка статической контактной прочностиПредельное контактное напряжение :Максимальное контактное напряжение : <5.12 Проверка напряжения изгибаДопускаемое напряжение изгиба:Напряжение изгиба в зубьях колеса :Эквивалентное число зубьев колеса :Принимаем Коэффициент формы Окружная сила на колесе :<Предельное напряжение изгиба :Проверяем статическую прочность на изгиб :<Окончательные основные параметры быстроходной ступени редуктора|
Межосевое расстояние | | | Передаточное отношение | | | Число витков червяка | | | Число зубьев колеса | | | Модуль зацепления | | | Коэффициент диаметра червяка | | | Коэффициент смещения | | | Угол подъёма линии витка червяка | | | Длина нарезанной части червяка | | | Ширина венца червячного колеса | | | | 5.13 Геометрический расчёт червячной передачиЦель геометрического расчёта - определение делительных диаметров, начального диаметра червяка, диаметров вершин зубьев, наибольшего диаметра колеса, диаметров впадин, делительного и начального углов подъёма витков червяка.5.13.1 Основные размеры червякаНачальный диаметр червяка при , совпадающий с делительным, Диаметр вершин витков :Диаметр впадин витков :1Угол подъема витка на начальном диаметре, который при совпадает с делительным 5.13.2 Основные размеры червячного колесаДелительный диаметр Диаметр вершин зубьев :Наибольший диаметр колеса :Диаметр впадин :Радиус закругления колеса :5.14 Силы в зацеплении червячной парыОкружная сила на червяке, равная осевой силе на червячном колесе : - КПД, учитывающий потери в зацеплении и в подшипниках; Окружная сила на червячном колесе, равная осевой силе на червяке :Радиальная сила, раздвигающая червяк и колесо5.15 КПД ступени:где - относительные потери в зацеплении на подшипниках; - относительные потери в уплотнениях; - относительные потери на перемешивание и разбрызгивание масла (барботаж); - вентиляторные потери;Потери в зацеплении и подшипниках:где - приведенный угол трения Потери в уплотнениях Потери на барботаж для (мин-1) Потери на барботаж для (мин-1):Потери на вентилятор для (мин-1) Потери на вентилятор для (мин-1):КПД червячной ступени без вентилятора:КПД червячной ступени с вентилятором:6. Ориентировочный расчёт валовВедущий валОпределение диаметра выходного конца вала из условия прочности на кручение при пониженных значениях касательных напряжений:где принимаем Диаметры остальных участков вала назначить конструктивно, т.е. диаметры под подшипники назначаем на 5 мм больше диаметра выходного конца вала:Диаметр ступени вала, примыкающей к червяку принимаем на 10 мм больше диаметра под подшипники.В целях уменьшения количества типоразмеров подшипников принимаем их одинаковыми для ведущего и промежуточного валов.Промежуточный валОпределение диаметра вала под шестерней из условия прочности на кручение при пониженных значениях касательных напряжений:где принимаем <1,6 выполняем шестерню совместно с валом.Ведомый валОпределение диаметра выходного конца вала из условия прочности на кручение при пониженных значениях касательных напряжений:где принимаем Предварительно принимаем для входного и промежуточного валов роликовые конические однорядные подшипники. Средняя серия.Обозначение 7305.Для выходного вала роликовые конические однорядные подшипники. Лёгкая широкая серия. Обозначение 7513|
Обозна-чение | Размеры, мм | e | Y | C, H | | | | | | | | | | | | | | | | | 7305 | 25 | 62 | 18,25 | 17 | 15 | 52 | 42 | 2,0 | 0,8 | 36 | 0,36 | 1,67 | 33000 | | 7513 | 65 | 140 | 36,00 | 33 | 23 | 108 | 103 | 3,5 | 1,2 | 82 | 0,75 | 0,8 | 120000 | | | 6.1 Размеры основных элементов корпусаРазмеры основных элементов корпуса, определяют в зависимости от значения наибольшего вращающего момента на тихоходном валу редуктора Толщина стенки нижней части корпуса:Толщина стенки крышки корпуса:Диаметр стяжных винтов: принимаем Толщина фланца по разъёму:Диаметр фундаментного болта: принимаем Толщина лапы фундаментного болта:Число фундаментных болтов Диаметр штифта:Элементы корпуса сопрягаются радиусом: принимаем Зазор между вершинами зубьев колеса и корпусом:Зазор между торцом колеса и внутренними деталями корпуса:7. Расчёт валовНагрузки валовНагрузки валов червячных передач определяются силами, возникающими в зацеплении, а также консольными силами, приложенными на выходных концах входного и выходного валов.Входной вал:В плоскости «Х»:Проверка:В плоскости «Y»:Проверка:От консольной силы:Проверка:Промежуточный вал:В плоскости «Х»:Проверка:В плоскости «Y»:Проверка:Выходной вал:В плоскости «Х»:В плоскости «Y»:От консольной силы:8. Расчёт червяка на прочность и жёсткостьЧервяк представляют как прямой цилиндрический брус, работающий на совместное действие изгиба, кручения и осевого нагружения (растяжения или сжатия). Диаметр бруса принимают равны диаметру впадин червяка . Опасным (расчётным) сечение считается среднее, проходящее через полюс зацепления.Напряжение изгиба:где - изгибающий момент;Напряжение сжатия:Напряжение кручения:Условие прочности:где - допускаемое напряжение при симметричном цикле; Условие выполняется.Проверку статической прочности червяка производят для предупреждения пластических деформаций при кратковременных перегрузках (например пусковых и т.п.). В этом случае эквивалентное напряжение:где Условие прочности при перегрузках:где - допускаемое напряжение, близкое к пределу текучести Прогиб червяка при установке подшипников «враспор»Первое слагаемое определяет прогиб от радиальных сил в зацеплении, второе - от консольной силы. - модуль упругости 1 рода; - приведенный осевой момент инерции сечения;Условие соблюдения жёсткости>Условие выполняется.9. Подбор шпонокВходной вал: Шпонка 2 - ГОСТ 23360-78Промежуточный вал: Шпонка 2 - ГОСТ 23360-78Выходной вал: Шпонка 2 - ГОСТ 23360-78 Шпонка 2 - ГОСТ 23360-78 10. Подбор подшипников1) Радиальная нагрузка:где - коэффициент долговечности; - радиальная реакция на опорах при действии максимального момента:2) Внешняя осевая сила:где - внешняя осевая сила в зацеплении при действии максимально длительного момента3) Определение осевых составляющих радиальных нагрузок:4) Эквивалентная динамическая нагрузка:где - коэффициент вращения, принимаем , так как вращается внутреннее кольцо, - коэффициент безопасности, - коэффициент, учитывающий температуру, 5) Базовая долговечность предварительно выбранного подшипника в миллионах оборотов:6) Базовая долговечность предварительно выбранного подшипника в часах:Для входного вала:>> Для промежуточного вала:<< Для выходного вала:<> 11. Уточнённый расчёт валовРасчётный коэффициент запаса прочности:где - коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям; - коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям;где и - пределы выносливости соответственно для изгиба и кручения при симметричных циклах;Материал валов сталь 40Х, принимаем - эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении, учитывающие влияние того концентратора, который имеется в опасном сечении;Для валов со шпоночными канавками принимаем принимаем Входной вал, галтель:Промежуточный вал, для участка с галтелью: - масштабные факторы, влияющие на изменение пределов выносливости при изгибе и кручении в зависимости от абсолютных размеров.Для легированной стали Входной валПервое опасное сечение - шпоночный паз. Второе опасное сечение - червяк Промежуточный валПервое опасное сечение - шпоночный паз. Второе опасное сечение - галтель между шестерней и валом Выходной валПервое опасное сечение - шпоночный паз под колесом. Второе опасное сечение - шпоночный паз на выходном конце вала.
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|