|
|
|
Проектирование главного редуктора вертолета |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проектирование главного редуктора вертолета
Проектирование главного редуктора вертолета
2 Министерство образования Российской Федерации Самарский Государственный Аэрокосмический Университет имени академика С.П. Королёва Кафедра основ конструирования машин РАСЧЁТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К курсовому проекту по проектированию главного редуктора вертолета Студент: Кондратенко Е.А. гр.1310 Руководитель проекта: Силаев Б.М. Самара 2008 Техническое задание Кинематическая схема редуктора Исходные данные: Сила тяги на несущем винте 8,8 кН; Несущая сила на винте 0,4 кН; Частота вращения выходного вала 210 об/мин; Мощность на выходном валу 120 кВт; Частота вращения входного вала 1600 об/мин; Расчетная долговечность 1300 ч; Расстояние от плоскости подвески до несущего винта 650 мм; Привод работает спокойно без толчков и вибраций. Режим нагружения нулевой. Реферат Пояснительная записка к курсовому проекту по проектированию зубчатых передач. Стр.40, рис.1, приложения, исп. источники 3. Коническая передача, цилиндрическая передача, крутящий момент, контактное напряжение, напряжение изгиба, коэффициент запаса, передаточное число, межосевое расстояние, вал, гайка, подшипник. Разработана конструкция редуктора для передачи и усиления крутящего момента с вала двигателя на винт. Обоснована целесообразность использования цилиндрических колёс. Содержание - Введение
- 1. Описание редуктора и принципа его работы
- 2. Кинематический и энергетический расчет редуктора
- 2.1 Разбивка общего передаточного отношения
- 2.2 Определение частот вращения валов
- 2.3 Выбор КПД и определение мощностей на валах
- 2.4 Определение крутящих моментов на валах
- 3. Расчет цилиндрической передачи
- 3.1 Определение допускаемых контактных напряжений
- 3.2 Определение допускаемых напряжении изгиба
- 3.3 Определение основных габаритов передачи для второй ступени
- 3.4 Проверка передачи по контактной прочности
- 3.5 Проверка прочности при изгибе для второй ступени
- 3.6 Расчет геометрических параметров зубчатой передачи
- 4. Проверка на статическую прочность при перегрузке
- 5. Предварительное определение диаметров валов
- 6. Предварительный подбор подшипников
- 7. Определение усилий в зацеплениях
- 7.1. Определение усилий в зацеплениях на первой передаче
- 7.2. Определение усилий в зацеплениях на второй передаче
- 7.3 Определение реакций в опорах валов
- 7.3.1 Проверочный расчет валов на выносливость
- 7.4. Расчёт долговечности подшипников качения
- 8. Расчет шлицевых соединений
- 9. Система смазки
- Заключение
- Список использованных источников
ВведениеПроизводственные процессы в большинстве отраслей народного хозяйства выполняют машины, и дальнейший рост материального благосостояния тесно связан с развитием машиностроения.К важнейшим требованиям, предъявляемым к проектируемой машине, относятся экономичность в изготовлении и эксплуатации, удобство и безотказность обслуживания, надёжность и долговечность.Для обеспечения этих требований детали должны удовлетворять ряду критериев, важнейшие среди которых - прочность, надёжность, износостойкость, жёсткость, виброустойчивость, теплостойкость, технологичность.Зубчатые передачи в современной промышленности имеют важные значения. Благодаря высокому КПД они широко применяются в технике В данной работе произведен расчет, необходимый для того, чтобы спроектировать редуктор вертолёта.Курсовой проект по деталям машин является первой конструкторской работой студента и поэтому её значение весьма существенно. Изучение основ конструирования (проектирования) начинают с конструирования простейших узлов машин - приводов, редукторов. Опыт и знания, приобретенные студентом при конструировании этих узлов машин, являются основой для его дальнейшей конструкторской работы, а также для выполнения курсовых проектов по специальным дисциплинам и дипломного проекта.1. Описание редуктора и принципа его работыВ данной работе рассматривается главный редуктор вертолета. Входная коническая ступень. Вторая ступень - цилиндрическая. Редуктор предназначен для понижения оборотов и повышения крутящего момента на валах.2. Кинематический и энергетический расчет редуктора2.1 Разбивка общего передаточного отношенияОбщее передаточное число определяем по формулечастота вращения входного вала; - частота вращения несущего винта.Для двухступенчатого редукторагде U1 - передаточное число первой ступени, U2 - передаточное число второй ступени.В двухступенчатом цилиндрическом редукторе для рациональной разбивки передаточных чисел рекомендуется эмпирическая зависимость .Передаточное число второй ступени2.2 Определение частот вращения валовЧастоты вращения входного и выходного валов заданы мин минОпределяем частоту вращения промежуточного вала исходя из передаточного отношенияДля выбранного передаточного отношения 2.3 Выбор КПД и определение мощностей на валахПринимаем КПД для цилиндрической передачи передачи , для конической передачи . Мощность на валах определяется по формуле:где - мощность на валу, - мощность на предыдущем валу, кВт, - КПД ступени.Для выходного вала задана мощность Р=130 кВт. Исходя из этого условия, определяем мощности на остальных валах:2.4 Определение крутящих моментов на валахОпределение крутящих моментов на всех валах редуктора производится по формуле:где Т - крутящий момент, Нмм,Р - мощность, кВт,n - обороты вала, мин-1,После подстановки получим:НммНммНмм3. Расчет цилиндрической передачи3.1 Определение допускаемых контактных напряженийДопускаемое контактное напряжение определяем по формуле, где - базовый предел контактной выносливости, МПа,коэффициент безопасности по контактным напряжениям, - коэффициент долговечности.Коэффициент долговечности определяется по формуле:где NH0 - базовое число циклов напряжений,NHE - расчетное число циклов нагружений.Расчетное число циклов для постоянного режима работы находим по формуле:где n - частота вращения, об/мин,th - долговечность, ч,С - число нагружений зуба за один оборот зубчатого колеса.Принимаем для цилиндрической передачи С=1.Зубчатые колеса изготовляются из стали 12ХН4А с термообработкой зубьев цементацией на глубин (1,0. .1,2) мм. При этом твердость поверхности составит 58. .63 HRC. Принимаем HRC=59.Предел контактной выносливости поверхности зуба по /2/МПа.Коэффициент безопасности S н = 1,2.Базовое число циклов нагружений при HRC 56 принимаемРассчитаем число циклов для первой и второй ступениРасчетное число циклов для шестерниРасчетное число циклов для колесаКоэффициент долговечности для шестерни.Коэффициент долговечности для колеса.Допускаемые контактные напряжения для шестерниМПа.Допускаемые контактные напряжения для колесаМПа.В качестве допускаемых контактных напряжений для передачи принимаем наименьшее значение 1206,877МПа.3.2 Определение допускаемых напряжении изгибаДопускаемое напряжение изгиба определяем по формуле, где - базовый предел выносливости по изгибу, МПа, - коэффициент безопасности по напряжениям изгиба, - коэффициент долговечности, - коэффициент, учитывающий условия нагружения.Для одностороннего нагружения зуба принимаемКоэффициент долговечности определяем по формулегде - базовое число циклов нагружений, - расчетное число циклов нагружений.Расчетное число циклов для постоянного режима работы находим по формулеБазовый предел выносливости по изгибу принимаем = 800 МПа.Коэффициент безопасности .Базовое число циклов нагружений будет .Расчетное число циклов нагружений для шестерниРасчетное число циклов нагружений для колесаКоэффициент долговечности для шестерниКоэффициент долговечности для шестерниПринимаем значения этих коэффициентов равными единице.Допускаемое напряжение для шестерни и колесаМПа,МПа.3.3 Определение основных габаритов передачи для второй ступениОпределяем межосевое расстояние где - коэффициент ширины венца относительно межцентрового расстояния.Принимаем K=1,3, ba = 0,3. Округляем до аw=227,69 мм.Определяем рабочую ширину венца. ba = 0,3. т.к. шестерня расположена не симметрично относительно опор, а твердость поверхности зубьев НВ>350.Определяем модульмм.Округляем модуль до ближайшего значения по ГОСТу: принимаем m= 6 мм.Определяем число зубьев для шестерниОкругляем значение до ближайшего целого числа. Принимаем z1 = 19.Определяем диаметр делительной окружности шестерни6 19=114 мм.Определяем число зубьев для колеса.Принимаем z2 =58Фактическое передаточное число.Погрешность .3.4 Проверка передачи по контактной прочностиОпределяем окружную скорость шестерни м/c.Принимаем Kv=1,2.Определяем коэффициент ширины зубчатого венца относительного делительного диаметра шестерниПринимаем K=1,1..МПа.=.Контактное напряжение в зубьях находится в допустимых пределах.3.5 Проверка прочности при изгибе для второй ступениНапряжение изгиба шестерни,где YF3=3,875, bw3=bw+1=69+1=70 мм.Напряжение изгиба зубчатого колеса,где YF4=3,61, bw4=bw=70 мм.Приведенные расчеты показывают, что напряжение изгиба меньше допустимых значений.3.6 Расчет геометрических параметров зубчатой передачиОпределяем межосевое расстояние. Делительное межосевое расстояние вычисляется по формуле мм.Тогда межосевое расстояние, где ;;.Исходя из условий, получаем, что =231 мм.Определяем угол зацепленияТогда w=20.Делительные диаметрымм, мм.Основные диаметры мм. мм.Шаг делительный мм.Шаг основной мм.Диаметры начальных окружностей мм. мм.Диаметры впадин114-2 (1+0.25) 6=99 мм,348-2 (1+0.25) 6=333 мм,где ,.Диаметры вершин462-333-260.25=126 мм,462-99-260.25=360мм.Делительная толщина зубьев мм, мм.Основная толщина зуба мм, мм.Толщина зубьев по окружности вершин , , мм, мм.Толщина зуба по начальной окружности мм, мм.Определяем радиус кривизны мм ммКоэффициент перекрытия.Находим мм ммНаходим скорости скольжения, м/с, м/с, м/с. м/сДлина общей нормали мм, где мм, где 4. Проверка на статическую прочность при перегрузкеДля второй ступени Hмм, МПа, МПа,.Найдем максимальное напряжения изгиба при перегрузке МПа, МПа.Для стали 12ХН4А с sв=1200 МПа МПа..5. Предварительное определение диаметров валовДля полного расчета вала на прочность необходимо знать изгибающие и крутящие моменты, действующие на вал. В данный момент расчета неизвестны изгибающие моменты. Для приближенного расчёта валов считаем, что они нагружены только крутящими моментами. При этом допускаемые напряжения кручения принимаем заниженными.Исходя из условия прочности вала только на кручение,где T - крутящий момент на валу,W - момент сопротивления.Для полого вала,где do d - коэффициент пустотелости.ПолучаемПримем 0,8, = 65 Мпа для входного валаПримем 0,75, = 75 Мпа для промежуточного валаПримем 0,75, = 75 Мпа для выходного валаТогда:; мм.Принимаем диаметры валов из условий установки подшипников качения: d 1 = 45 мм, d 2 = 60 мм, d 3 = 85 мм.6. Предварительный подбор подшипниковОпоры входного вала-шестерни нагружены осевой и радиальной силой. Устанавливаем подшипники шариковый радиально-упорный с разрезным внутреннем кольцом №176311 и роликовый радиальный №2111.Для промежуточного вала устанавливаем подшипники конические радиально-упорные подшипники №7212.Опоры третьего вала воспринимают большие радиальные и осевые нагрузки от несущего винта и зубчатого колеса, поэтому устанавливаем конические роликовые подшипники. По посадочному месту (d = 85 мм) предварительно принимаем роликовые конические подшипники №7217.Табл.1|
Усл. обозначение | C | C0 | | 176311 | 65000 | 52600 | | 2111 | 32000 | 24200 | | 7212 | 72200 | 58400 | | 7212 | 72200 | 58400 | | 7217 | 109000 | 91000 | | 7217 | 109000 | 91000 | | | 7. Определение усилий в зацеплениях7.1. Определение усилий в зацеплениях на первой передачеОкружная сила Ft1 = 2 • T1/d1, где T1 - максимальный момент на шестерне, Н • м;Ft=2•0,941•106 /120=15,69 Ч?кН.Радиальная сила Fr1=Ft • tg () •соsд1, для стандартного угла = 20 tg () = 0,36397, cos д1=0,9257.Fr1=15,69•0,36397•0,9257=5,286 кН.Fа1=Ft1 • tg () •sinд1Fа1=15.69•0.36397•0.3782=2,159 кН7.2. Определение усилий в зацеплениях на второй передачеОкружная сила Ft3 = 2 T2/d3, где T3 - максимальный момент на шестерне, Н • м;Ft3=2•2,269•106/114= 39,8 кН.Радиальная сила Fr3=Ft3 tg () (для стандартного угла = 20 tg () = 0,364.Fr3=39,8•0,364=14,49 кН.7.3 Определение реакций в опорах валовУпрощенно представим вал в виде балки нагруженной осевыми, окружными и радиальными силами, действующими в зацеплениях. Расчёт ведётся исходя из уравнений равновесия балки. Реакции опор определяем из уравнений статического равновесия: сумма моментов внешних сил относительно рассматриваемой опоры и момента реакции в другой опоре равна нулю. Входной вал: находим реакции опор. Схема нагружения в вертикальной плоскости.?МАв=0,RВв•0,064+0,130-Fr•0.019=0,RВв= 0,456 кН,?МВв=0,RАв•0,064+0,130-Fr• (0,064-0,019) =0,RАв= 5,742 кН.Схема нагружения в горизонтальной плоскости.?МАг=0,RВг•0,064-Ft•0,019=0,RВг= 4,658 кН,?МВг=0,RАг•0,064 - Ft• (0,064-0,019) =0,RАг=11,031 кН.Осевая реакция А=Fa.. Определяем изгибающие моменты.М'В1= RАв•0,019=0,109 кН•м, М''В1= - RВв• (0,064-0,019) =0,021 кН•м,МГ1= RАг•0,019=0,210 кН•м.Определяем суммарные реакции опор.RA= кН,RВ= кН.Определяем суммарный момент.М 'сум= кН•м,М ''сум= кН•м.Находим приведенные моменты.М 'прив= кН•м,М ''прив= кН•м.Находим амплитуду приведенного моментаМ 'пра= кН•мМ ''пра= кН•мПромежуточный вал:Находим реакции опор.Схема нагружения в вертикальной плоскости.?МАв=0,RВв•0,273-0,764-Fr2•0,168+ Fr3•0,086=0,RВв= 0,437 кН,?МВв=0,RАв•0,273-0,764-Fr30,187+ Fr2•0,105=0,RАв= 11,89 кН.Схема нагружения в горизонтальной плоскости.?МАг=0,RВг•0,273-Ft2•0,168+ Ft3•0,187=0,RВг= 2,88 кН,?МВг=0,RАг•0,273+Ft2•0,105 - Ft3•0,187=0,RАг=21,23 кН.Определяем суммарные реакции опор.RA= кН,RВ= кН.Осевая реакцияОпределяем осевые составляющие от радиальных нагрузок в опорах., где е=tga=0.35 кН, кН.Fa2=5,286 кНSA>SBSB - SA=6,222 кН,RaA= SA=7,068 кН,RaВ= SA - Fa2=1,782 кН,Определяем изгибающие моменты.М'В1= RАв•0,086=1,02 кН•м,МГ1= RАг•0,086=1,83 кН•м,М''В2= - RВв (0,086+0,082) - Fr3•0,082=0,81 кН•м,М'В2= - RВв•0,105=0,05 кН•м,МГ2= - RВг•0,105=0,3 кН•м.Определяем суммарный момент.М'сум1= кН•м,М ''сум2= кН•м.М''сум2= кН•м.Находим приведенные моменты.М'прив1= кН•м,М''прив2= кН•м.М ''прив2= кН•м.Находим амплитуду приведенного моментаМ 'пра= кН•мМ''пра= кН•мМ ''пра= кН•мВыходной вал:Находим реакции опор.Схема нагружения в вертикальной плоскости.?МАв=0,RВв•0,282+Fн• (0,282+0,597) - Fr4•0,095=0,RВв= 3,63 кН,?МВв=0,RАв•0,282+ Fн•0,597-Fr4• (0,282-0,095) =0,RАв= 10,46 кН.Схема нагружения в горизонтальной плоскости.?МАг=0,RВг•0,282-Ft4•0,095=0,RВг= 13,41 кН,?МВг=0,RАг•0,282 - Ft4• (0,282-0,095) =0,RАг=26,39 кН.Определяем суммарные реакции опор.RA= кН,RВ= кН.Осевая реакция.Определяем осевые составляющие от радиальных нагрузок в опорах,, где е=tga=0,43 кН, кН.Fт=8,8 кНSA>SBSB - SA=4,501 кН,RaA= SВ+ Fт =13,113 кН,RaВ= SВ =4,312 кН,Определяем изгибающие моменты.М'В1= RАв•0,095=0,994 кН•м,МВ2= Fн •0,597=0,24 кН•м,МГ1= RАг•0,095=2,6 кН•м.Определяем суммарный момент.М 'сум= кН•м,М ''сум= кН•м.Находим приведенные моменты.М 'прив= кН•м,М ''прив= кН•м.Находим амплитуду приведенного моментаМ 'пра= кН•мМ ''пра= кН•мВходной вал:Проверяем опасное сечение концентратор напряжения шестерня.Ку=2,5, где Ку - эффективный коэффициент концентрации напряжений.Определяем допускаемое напряжение при расчете на статическую прочность[у] Й=, где ST=2, [у] Й= МПа.При проектировочном расчете запас усталостной прочности принимаем равным S=2Допускаемое напряжение при расчете на усталостную прочность[у] Й Й Й= МПа,Определяем диаметр вала из расчета на статическую прочность м.Определяем диаметр вала из расчета на усталостную прочностьмПромежуточный вал:Проверяем опасное сечение концентратор напряжения шлицы Ку=2,5.[у] Й Й Й= МПаПроверяем опасное сечение концентратор напряжения напряженная посадка ступицы на вал Ку=4,5[у] Й Й Й= МПаПроверяем опасное сечение концентратор напряжения шестерня Ку=2,5.[у] Й Й Й= МПаОпределяем диаметр вала из расчета на статическую прочность по шлицам м.Определяем диаметр вала из расчета на статическую прочность по шестерне м.Определяем диаметр вала из расчета на усталостную прочность по шлицаммОпределяем диаметр вала из расчета на усталостную прочность по напряженной посадки ступицы на валмОпределяем диаметр вала из расчета на усталостную прочность по шестернемВыходной вал:Проверяем опасное сечение концентратор напряжения шлицы Ку=2,5.[у] Й Й Й= МПаПроверяем опасное сечение концентратор напряжения напряженная посадка ступицы на вал Ку=4,5[у] Й Й Й= МПаПроверяем опасное сечение концентратор напряжения напряженная посадка кольца подшипника на вал Ку=4,5[у] Й Й Й= МПаОпределяем диаметр вала из расчета на статическую прочность по шлицам м.Определяем диаметр вала из расчета на статическую прочность по кольцу подшипника м.Определяем диаметр вала из расчета на усталостную прочность по шлицаммОпределяем диаметр вала из расчета на усталостную прочность по напряженной посадки ступицы на валмОпределяем диаметр вала из расчета на усталостную прочность по кольцу подшипникам7.3.1 Проверочный расчет валов на выносливостьВходной вал:Проверяем запас прочности по приделу выносливости в сечение где концентратор напряжения является шестерняЗначение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу Ку=1,735 по кручению Кф=1,59Значение масштабных факторов по изгибу еу=0,62 по кручению еф=0,74, d=120 мм.Значение коэффициента чистоты поверхности еn=0,8.Значение коэффициента учитывающего влияние асимметрии цикла при кручении принимаем шф=0,15Определяем моменты сопротивления изгибу и кручению. м3 м3Так как действующая нагрузка неподвижна относительно корпуса, дисбалансная нагрузка отсутствует, а осевую нагрузку в следствии малости не принимаем в расчет, средние напряжение цикла можно принять равным нулю, т.е. уср=0. Определяем запас усталостной прочности по шестерне.Амплитуда изгибных напряжений МПа;Номинальное (средние) напряжение кручения МПа;амплитуда напряжений кручения МПаОпределяем коэффициент запаса прочности при изгибеОпределяем коэффициент запаса при кручениеЗапас прочности по усталости в данном сечениеПроверяем сечение где концентратор напряжений является галтель R=2 мм d1=55 мм, d2=61мм.Значение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу Ку=1,735 по кручению Кф=2,21Значение масштабных факторов по изгибу еу=0,7 по кручению еф=0,76, d=55 мм.Значение коэффициента чистоты поверхности еn=0,8Определяем моменты сопротивления изгибу и кручению. м3 м3Амплитуда изгибных напряжений МПа;Номинальное (средние) напряжение кручения МПа;амплитуда напряжений кручения МПаОпределяем коэффициент запаса прочности при изгибеОпределяем коэффициент запаса при кручениеЗапас прочности по усталости в данном сечениеОпределяем в этом сечение запас статической прочности по пределу текучести: минимальное напряжение изгиба МПа,максимальное напряжение кручения МПаКоэффициенты запаса прочности составляют:Что значительно выше допустимыхПромежуточный вал:Проверяем сечение где концентратором напряжений является шлицыЗначение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу Ку=1,75 по кручению Кф=1,6Значение масштабных факторов по изгибу еу=0,67 по кручению еф=0,74, d=65 мм.Значение коэффициента чистоты поверхности еn=0,8.Значение коэффициента учитывающего влияние асимметрии цикла при кручении принимаем шф=0,15Определяем моменты сопротивления изгибу и кручению. м3 м3Амплитуда изгибных напряжений МПа;Номинальное (средние) напряжение кручения МПа;амплитуда напряжений кручения МПаОпределяем коэффициент запаса прочности при изгибеОпределяем коэффициент запаса при кручениеЗапас прочности по усталости в данном сечениеПроверяем сечение где концентратором напряжений является напрессованное зубчатое колесоЗначение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу ку/еу=3,98 по кручению кф/еф=2,83Значение коэффициента чистоты поверхности еn=0,8 м3 м3Амплитуда изгибных напряжений МПа;Номинальное (средние) напряжение кручения МПа;амплитуда напряжений кручения МПаОпределяем коэффициент запаса прочности при изгибеОпределяем коэффициент запаса при кручениеЗапас прочности по усталости в данном сечениеПроверяем сечение где концентратором напряжений является шестерняЗначение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу Ку=1,75 по кручению Кф=1,6Значение масштабных факторов по изгибу еу=0,64 по кручению еф=0,72, d=100 мм.Значение коэффициента чистоты поверхности еn=0,8.Значение коэффициента учитывающего влияние асимметрии цикла при кручении принимаем шф=0,15 м3 м3Амплитуда изгибных напряжений МПа;Номинальное (средние) напряжение кручения МПа;амплитуда напряжений кручения МПаОпределяем коэффициент запаса прочности при изгибеОпределяем коэффициент запаса при кручениеЗапас прочности по усталости в данном сечениеПроверяем сечение где концентратор напряжений является галтель R=1,5 мм d1=65 мм, d2=114мм.Значение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу Ку=3 по кручению Кф=2,5Значение масштабных факторов по изгибу еу=0,67 по кручению еф=0,74, d=65 мм.Значение коэффициента чистоты поверхности еn=0,8Определяем моменты сопротивления изгибу и кручению. м3 м3Амплитуда изгибных напряжений МПа;Номинальное (средние) напряжение кручения МПа;амплитуда напряжений кручения МПаОпределяем коэффициент запаса прочности при изгибеОпределяем коэффициент запаса при кручениеЗапас прочности по усталости в данном сечениеЧто меньше допускаемого. Применяем в качестве упрочняющей технологии дробеструйную обработку, что повысит придел выносливости на 70%. S=1,7•S=2.85Определяем в этом сечение запас статической прочности по пределу текучести: минимальное напряжение изгиба МПа,максимальное напряжение кручения МПаКоэффициенты запаса прочности составляют:Что является выше допустимогоВыходной вал:Проверяем сечение где концентратором напряжений является шлицыЗначение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу Ку=1,75 по кручению Кф=1,6Значение масштабных факторов по изгибу еу=0,64 по кручению еф=0,72, d=86 мм.Значение коэффициента чистоты поверхности еn=0,8.Значение коэффициента учитывающего влияние асимметрии цикла при кручении принимаем шф=0,15Определяем моменты сопротивления изгибу и кручению. м3 м3Амплитуда изгибных напряжений МПа;Номинальное (средние) напряжение кручения МПа;амплитуда напряжений кручения МПаОпределяем коэффициент запаса прочности при изгибеОпределяем коэффициент запаса при кручениеЗапас прочности по усталости в данном сечениеПроверяем сечение где концентратором напряжений является напрессованное зубчатое колесо. Значение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу ку/еу=3,98 по кручению кф/еф=2,83Значение коэффициента чистоты поверхности еn=0,8 м3, м3Амплитуда изгибных напряжений МПа;Номинальное (средние) напряжение кручения МПа;амплитуда напряжений кручения МПаОпределяем коэффициент запаса прочности при изгибеОпределяем коэффициент запаса при кручениеЗапас прочности по усталости в данном сечениеПроверяем сечение где концентратором напряжений является напрессованное кольцо подшипникаЗначение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу ку/еу=4,1 по кручению кф/еф=3Значение коэффициента чистоты поверхности еn=1 м3 м3Амплитуда изгибных напряжений МПа;Номинальное (средние) напряжение кручения МПа;амплитуда напряжений кручения МПаОпределяем коэффициент запаса прочности при изгибеОпределяем коэффициент запаса при кручениеЗапас прочности по усталости в данном сечениеПроверяем сечение где концентратор напряжений является галтель R=2 мм d1=92 мм, d2=100мм.Значение эффективных коэффициентов концентрации принимаем по изгибу Ку=2,66 по кручению Кф=2,4Значение масштабных факторов по изгибу еу=0,64 по кручению еф=0,72, d=92 мм.Значение коэффициента чистоты поверхности еn=0,8Определяем моменты сопротивления изгибу и кручению. м3 м3Амплитуда изгибных напряжений МПа;Номинальное (средние) напряжение кручения МПа;амплитуда напряжений кручения МПаОпределяем коэффициент запаса прочности при изгибеОпределяем коэффициент запаса при кручениеЗапас прочности по усталости в данном сечениеОпределяем в этом сечение запас статической прочности по пределу текучести: минимальное напряжение изгиба МПа,максимальное напряжение кручения МПаКоэффициенты запаса прочности составляют:Что является выше допустимогоВсе опасные сечения были проверены на выносливость.7.4. Расчёт долговечности подшипников каченияДля всех подшипников принимаем:Кинетический коэффициент V=1, т.к в каждом случае вращается внутреннее кольцо, а наружное неподвижно относительно приложенной нагрузки;Коэффициент безопасности K = 1,2;Температурный коэффициент Kt = 1.Расчет долговечности подшипников входного валаВыбраны подшипники - 176311 и 2111Опора 176311 шарикоподшипник радиально - упорный, его динамическая грузоподъемность равна С=65000 Н, статическая С0=52600 НДинамическая приведенная нагрузка равна:,, НДолговечность подшипника равна: млн. обр. ч< th=1600 чЧтобы повысить ресурс подшипника применяем более качественную подшипниковую сталь электрошлакового переплава, которая повысит грузоподъёмность подшипника на 20%. млн. обр, ч. > th=1600 ч.Значит устанавливаем окончательно подшипник 176311.Опора 2111 роликоподшипник радиальный, его динамическая грузоподъемность равна С=32000 Н, статическая С0=24020 НДинамическая приведенная нагрузка равна: НДолговечность подшипника равна: млн. обр. ч> th=1600 чРасчет долговечности подшипников промежуточного валаВыбраны подшипники - 7212 и 7212Опора 7212 конический роликоподшипник радиально - упорный, его динамическая грузоподъемность равна С=72200 Н, статическая С0=58400 Н.Динамическая приведенная нагрузка равна:,, НДолговечность подшипника равна: млн. обр. ч< th=1600 чЧтобы повысить ресурс подшипника применяем: более качественную подшипниковую сталь двойного (электрошлакового + вакуумно - дугового) переплава, которая повысит грузоподъёмность подшипника на 50%. млн. обр, ч. > th=1600 ч.Значит устанавливаем окончательно подшипник 7212 из стали двойного (электрошлакового + вакуумно-дугового) переплава.Опора 7212 конический роликоподшипник радиальный, его динамическая грузоподъемность равна С=72200 Н, статическая С0=58400 НДинамическая приведенная нагрузка равна: НДолговечность подшипника равна: млн. обр. ч> th=1600 чВ целях унификации окончательно устанавливаем подшипник 7212Расчет долговечности подшипников выходного валаВыбраны подшипники - 7217 и 7217Опора 7217 конический роликоподшипник радиально - упорный, его динамическая грузоподъемность равна С=109000 Н, статическая С0=91400 Н.Динамическая приведенная нагрузка равна:,, НДолговечность подшипника равна: млн. обр. ч> th=1600 чЗначит устанавливаем окончательно подшипник 7217.Опора 7217 конический роликоподшипник радиальный, его динамическая грузоподъемность равна С=109000 Н, статическая С0=91400 НДинамическая приведенная нагрузка равна: НДолговечность подшипника равна: млн. обр. ч> th=1600 чВ целях унификации окончательно устанавливаем подшипник 72128. Расчет шлицевых соединенийШлицевые соединения рассчитываются на напряжения смятия:, Где R - средний радиус шлицев; f - коэффициент высоты профиля; i =0,8 для шлицев воспринимающих нагрузку; L - длина шлицев.Допускаемое напряжение смятия [усм] =100 МПа.Входной вал:Модуль m=2 мм; число зубьев Z=22; L=45 мм..Промежуточный вал:Модуль m=2 мм; число зубьев Z=32; L=65 мм.Выходной вал:Модуль m=3 мм; число зубьев Z=29; L=68 ммМодуль m=3 мм; число зубьев Z=22; L=70 мм9. Система смазкиДля смазывания зубчатых передач, подшипников качения, шлицевых соединений применяем циркуляционную систему смазки. Масло из поддона редуктора поступает по системе каналов к точкам смазывания ответственных узлов подшипников и зубчатых колес охлаждая и защищая от разрушения, горячие масло сливается обратно в поддон где охлаждается до нужной температуры после чего процесс повторяется. В качестве смазочного материала выбираем минеральное масло МН-7,5У ГОСТ 17748-72 которое наилучшим образом подходит под наши требования.В качестве уплотнительных устройств применяем манжетные уплотнения из-за их надежности.ЗаключениеВ данной работе произведён расчёт конической и цилиндрической зубчатых передач редуктора вертолёта. Выбран материал для зубчатых колёс и определены допускаемые напряжения. Определены геометрические параметры зубчатых передач. Выполнены кинематический и энергетический расчёты редуктора. Проведена проверка прочности зубчатых передач по контактным и изгибным напряжениям. Выполнена проверка на статическую прочность при перегрузке. Проведен подбор и расчет подшипников на долговечность, проектировочный и проверочные расчеты валов, расчет шлицевых соединений, резьбовых, продумана система смазки, уплотнения.Список использованных источников1. “Оси, валы и опоры качения" А.М. Циприн, М.И. Курушин, Е.П. Жильников. Куйбышев, КуАИ, 1976.2. ”Подшипники качения" Справочник-каталог. Под. ред.В.Н. Нарышкина и Р.В. Коросташевского.М., Машиностроение, 1984.3. ”Конструирование узлов и деталей машин" П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. М., Выс. шк., 19854. ”Курсовое проектирование деталей машин" В.Н. Кудрявцев и др., Л., Машиностроение, 1984.5. ”Расчёт на прочность цилиндрической зубчатой передачи с использованием ЭВМ “ Электроника ДЗ-28 ".6. ”Курсовое проектирование по деталям машин для авиационных специальностей".7. “Расчет соединения вал-ступица ", Метод. указания.
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|