|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Расчет и конструирование привода к аппарату с мешалкойРасчет и конструирование привода к аппарату с мешалкойМинистерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО Ивановский государственный химико-технологический университет Кафедра механики РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ ПО МЕХАНИКЕ Выполнил: Ивлев П.А (факультет ОХиТ, 3 курс, спец. ПБ, группа 3-29) Проверил: Комарова Т.Г Иваново 2010 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Задание 2. Введение 3. Обоснование и выбор схемы привода 4. Выбор электродвигателя и кинематический расчет 5. Расчет редукторной (червячной) передачи 6. Расчет открытой прямозубой конической передачи 7. Расчет вала с консольной открытой передачей 8. Расчет подшипников качения 9. Расчет шпоночного соединения 10. Выбор муфты 11. Выбор смазки. Тепловой расчет редуктора 12. Конструирование рамы 13. Список использованной литературы 14. Спецификация к чертежу 1. ЗАДАНИЕ Спроектировать привод к аппарату с мешалкой. Исходные данные: Мощность на рабочем валу привода: =21,8 кВт Частота вращения на рабочем валу привода: =73 об/мин Частота вращения вала электродвигателя: =1500 об/мин 2. ВВЕДЕНИЕ Целью данного курсового проекта является расчет и конструирование привода к аппарату с мешалкой. Привод - это энергосиловое устройство для приведения в действие машин от двигателя через передаточные механизмы. Любой привод, включает в себя три основных узла: Рис. 2.1 Основные узлы привода В качестве двигателя используются трехфазные асинхронные двигатели серии 4А, которые широко используются в промышленности вследствие простоты конструкции, малой стоимости простоты ухода, непосредственного включения в трехфазную сеть переменного тока без преобразователей. Передаточным механизмом является стандартный редуктор (цилиндрический: 1ЦУ, Ц2У, Ц3У; червячный: Ч-100, Ч-125, Ч-160; конический КР; мотор-редуктор и другие). Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочему механизму. Назначение редуктора - понижение угловой скорости и повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим. Исполнительным механизмом является рабочий (приводной) вал. При проектировании привода необходимо учитывать множество факторов, важнейшими из которых являются: значение и характер изменения нагрузки, требуемая долговечность, надежность, КПД, масса и габаритные размеры, требования к уровню шума, стоимость изделия, эксплуатационные расходы. 3. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА РАСЧЕТНОЙ СХЕМЫ ПРИВОДА 3.1 Выбор редуктора и открытой передачи Цель: выбрать стандартный редуктор, открытую передачу и оптимальную схему привода. В приводах к аппаратам с мешалкой вращение от электродвигателя к рабочему валу мешалки может передаваться через цилиндрический или червячный редукторы. В качестве открытой передачи могут быть применены клиноременная или зубчатая коническая передачи. Определим приближенное передаточное отношение привода : В нашем случае: , где - передаточное отношение редуктора -передаточное отношение открытой передачи Для клиноременной передачи = 2…4 (5) Для открытой конической передачи = 2…3,55 (4) Исходя из этого, мы можем разбить ориентировочное передаточное отношение следующим образом: Таблица 1.
Судя по из таблицы 1 мы можем выбрать: -- одноступенчатый цилиндрический редуктор (1ЦУ-100, 1ЦУ-160); -- двухступенчатый цилиндрический редуктор (Ц2У-100, Ц2У-125); -- червячный редуктор (Ч-100, Ч-125, Ч-160). Возможны два варианта: А) Если в качестве открытой передачи выбрать клиноременную (которая размещается между электродвигателем и редуктором), то момент на тихоходном валу редуктора не будет зависеть от передаточного числа открытой передачи: , Определим крутящий момент на тихоходном валу , По тихоходному расчетному моменту выбираем редукторы: Таблица 2.
Из таблицы 2. можно заключить, что данный вариант не является приемлемым, так как редукторы не подходят из-за явного отличия моментов на тихоходном валу редуктора ТН (табличное) от ТТ расчетное. В) Если в качестве открытой передачи выбрать открытую коническую передачу после редуктора, то тихоходный момент на рабочем валу будет зависеть от передаточного числа открытой передачи: Tт = Таблица 3.
Остальные редукторы не подходят из-за явного отличия Тн от Тт расчетное. Исходя из выше сказанного, можно сделать единственно правильное решение - выбираем редуктор Ч-160-8-51-1-Ц, (эскиз редуктора представлен на стр. 19) Тн=1250 Нм. Так как мы разрабатываем привод к аппарату с мешалкой с вертикальным рабочим валом, в качестве открытой передачи лучшим вариантом является зубчатая коническая передача с углом поворота осей и = 2,5. Схема привода: Рис. 3.1 Схема привода к аппарату с мешалкой 1 - Электродвигатель; 2 - Муфта; 3 - Быстроходный вал; 4 - Подшипники качения; 5 - Червячный редуктор; 6 - Тихоходный вал; 7 - Подшипники скольжения; 8 - Открытая коническая передача; 9 - Рабочий вал; Данная схема является лучшим вариантом, так как она позволяет получить большие передаточные числа в одной ступени, меньшие габаритные размеры, требует меньше денежных затрат. 3.2 Краткое описание работы привода Источником механической энергии в данном приводе является асинхронный электродвигатель. На валу двигателя установлена муфта втулочно-пальцевая, которая соединяет его с быстроходным валом (червяком) червячного редуктора (Ч-160-8), который служит для увеличения вращающего момента посредством уменьшения угловой скорости вращения и имеет передаточное число =8. К достоинствам червячных передач относятся: плавность зацепления и бесшумность работы; повышенная кинематическая точность; большие передаточные числа, плавность зацепления, компактность. Существенный недостаток: значительное геометрическое скольжение в зацеплении и связанные с этим трение, повышенный износ, склонность к заеданию, нагрев передачи и сравнительно низкий КПД, применение цветных металлов в изготовлении. Редуктор состоит из литого чугунного корпуса, в котором помещаются элементы передачи - колесо, червяк, валы, подшипники и т.д. Данный редуктор имеет конструкцию корпуса, которая обеспечивает требуемую жесткость конструкции, виброакустические свойства, имеет минимальную металлоемкость. Для повышения жесткости служат ребра, располагаемые у приливов подшипников. Далее тихоходный вал редуктора предает вращающий момент конической шестерне, которая на прямую, соединена с ним. Плюсами конических передач является: плавность зацепления и бесшумность работы; высокий КПД; небольшие нагрузки на опоры и валы. Недостаток, обусловлен геометрией зубьев, что ведет к возникновение осевых сил, а также дороговизна и сложность изготовления колёс. Вал, соединенный с колесом ОКП, является рабочим валом привода, которой соединен с мешалкой. На данных участке привода также происходит увеличение крутящего момента. Редуктор и электродвигатель установлены на опорной конструкции - сварной раме. Она воспринимает и передает на фундамент действующие, на машину нагрузки и обеспечивает правильность расположения узлов в процессе эксплуатации. Сварная рама выполнена из швеллеров, по сравнению с литой плитой эта конструкция дешевле, легче примерно в 2 раза, имеет достаточную жесткость, поэтому надобность в специальных ребрах жесткости отпадает. 4. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА Цель: а) выбрать электродвигатель; б) кинематический расчет привода. Данные к расчету: =20,5 ; =8; =2,5; =21,8 кВт; =73 об/мин; =1500 об/мин; 1. Определяем общий КПД привода. , где - КПД муфты; - КПД червячной передачи; - КПД подшипников качения; - КПД открытой конической передачи; - КПД подшипников скольжения; = 0,98 • 0,8 • (0,99)2 • 0,955 • 0,9 • 0,98 = 0,719 2. Определяем требуемую рабочую мощность электродвигателя. , где - рабочая мощность электродвигателя; N РВ.- мощность на рабочем валу; - общий КПД привода; = = 30,3 кВт Выбираем электродвигатель с номинальной мощностью Nэлн = 30 кВт; Перегрузка электродвигателя составляет N = , что меньше 5 % -- допускается. Принимаем электродвигатель 4А180М4Y3, Nэлн = 30 кВт; = 1500 об/мин; S = 1,9 %. 3. Определяем асинхронную частоту вращения электродвигателя: , где - асинхронная частота вращения вала электродвигателя; n с - синхронная частота вращения вала электродвигателя; S - коэффициент скольжения; 4. Определяем общее передаточное отношение UОБЩ = = = 20,5 5. Определяем частоту вращения каждого вала привода: Вала электродвигателя: n ас = 1497,3 об/мин; Быстроходного вала редуктора: n ас = n Б = 1497,3 об/мин; Тихоходного вала редуктора: n Т = = = 187,16 об/мин; Рабочего вала: nр.в. = = 74,9 об/мин. Совпадает с заданным значением, с отклонением в 2,6% , что допустимо 6. Определяем мощность на каждом валу: N РЭЛ = 30,3 кВт; NБ = N РЭЛ ••=30,3•0,98•0,99=29,4 кВт; NТ = NБ ••=29,4•0,8•0,99=23,3 кВт; Nр.в. = NТ ••=23,3•0,985•0,955=21,9 кВт; Совпадает с заданным значением Nр.в = 21,8 кВт с отклонением 0,46%, что допускается. 7. Определяем моменты на каждом валу: , где - крутящий момент на i-валу; - мощность на i-валу; - частота вращения на i-валу; TЭЛ = = = 193,2 H•м; TБ = = = 187,5 H•м; TТ = == 1188,8 H•м; Tр.в = = = 2779,3 H•м; 8. Определяем угловые скорости вращения валов: щЭЛ = == 156,7 рад/с; щБ = щЭЛ=156,7 рад/с; щТ = ==19,6 рад/с; щРВ. = = 7,84 рад/с; Сводим данные кинематического расчета в таблицу: Таблица 4.
Двигатель является одним из основных элементов машинного агрегата. От типа двигателя, его мощности, частоты вращения зависят конструктивные и эксплуатационные характеристики рабочей машины. Основные размеры электродвигателя: Таблица 5.
Эскиз электродвигателя 4А180М4Y3 представлен на стр. 13 5. РАСЧЕТ ЧЕРВЯЧНОЙ (РЕДУКТОРНОЙ) ПЕРЕДАЧИ Цель расчета: а) определение геометрических и силовых параметров передачи для последующего расчета вала; б) определение скорости скольжения и контактного напряжения (для выбора смазочных материалов). Данные к расчету: UРЕД = 8; а = 160 мм; ТБ = 187,5 Н•м; ТТ = 1188,8 Н•м; nБ = 1497,3 об/мин 1. Задаем число заходов червяка: Так как передаточное отношение в редукторе UРЕД = 8, то принимаем заходность червяка Z1 = 4, тогда число зубьев колеса: 2. Коэффициент диаметра червяка принимаем равным: q=0,25•Z2=0,25•32=8 3. Определяем межосевой модуль зацепления: мм; По первому ряду ГОСТ 19672- 74 принимаем m=8 мм. 4. Уточняем межосевое расстояние: мм; Коэффициент смещения x по условию неподрезания и незаострения зубьев колеса допускается -1 ? x ? +1; xмм 5. Определяем основные геометрические параметры червячной передачи: Основные размеры червяка: 1) делительный диаметр: 8•8 = 64 мм; 2) начальный диаметр: (8+2•0) •8 = 64 мм; 3) диаметр вершин витков: 64+2•8=96 мм; 4) диаметр впадин червяка: 64-2,4•8 = 44,8 мм, по ГОСТу 6636-69 принимаем = 45 мм; 5) делительный угол подъема линии витка: , откуда ; 6) начальный угол подъёма линии витка: , откуда ; 7) длина нарезной части червяка: при x=0, Z1 = 4 (12,5+0,09) • 8 +25=148, по ГОСТу 6636-69 принимаем = 150мм; Основные размеры червячного колеса: 1) делительный диаметр: мм; 2) диаметр вершины зубьев: (32+2+2•0) • 8 = 272 мм; 3) диаметр впадин зубьев: (32-2,4+2•0) • 8 =236,8 мм, по ГОСТу 6636-69 принимаем = 240 мм; 4) наибольший диаметр колеса: мм; 5) ширина венца: мм, по ГОСТу 6636-69 принимаем = 67 мм; 6) условный угол обхвата венцом червяка: , откуда 6. Определяем действительную скорость скольжения в передаче: м/с; Вычисляем КПД передачи: где делительный угол подъема витка червяка; - приведённый угол трения; град Данное значение входит в пределы з = 0,82…0,92 при Z1 = 4 7. Определяем конструктивные параметры червячного колеса: 1) минимальный диаметр вала под колесом: мм, по стандартному ряду валов принимаем = 90 мм 2) диаметр ступицы dcт = (1,6…1,8) • dТ(Z2) = (1,6…1,8)•90 = (144…162) мм принимаем dcт = 150 мм 3) длина ступицы lcт= (1,2…1,8) • dТ(Z2) = (1,2…1,8)•90 = (108…162)мм принимаем lcт= 110 мм 4) толщина обода д1 = д2 = 2 • m = 2 • 8 = 16 мм 5) внутренний диаметр обода Dо = df2- 2 • д 1= 245,5 - 2 •10 = 225,5 мм 6) толщина диска с = (0,2…0,3) • b2 = (0,2…0,3) • 67 = (13,4…20,1) мм принимаем с = 17 мм 7) диаметр осей отверстий (конструктивно) Dотв = 8) диаметр винта d = (1,2…1,5) •m = (1,2…1,5) • 8 = (9,6…12) мм 9) длина винта lв= (0,3…0,4) • b2= (0,3…0,4) • 67 = (20,1…26,8)мм 8. Вычисляем силы, действующие в зацеплении: окружная сила Ft2 =Fa1 = кН; радиальная сила Fr1 = Fr2= Ft2 • tg = 9,29 • tg = 3,38 кН; осевая сила Fa2 = Ft1 = кН; 9. Определяем контактное напряжение зубьев колеса: , где - коэффициент неравномерности распределения нагрузки, при постоянной нагрузке КHB = 1; [1, с.93, табл. 6.4] КHV - коэффициент динамической нагрузки, при качественно изготовленной передаче КHV =1; [1, с.98, табл. 6.7] = 257,13 МПа; 10. Определяем изгибное напряжение зубьев колеса: ; где KFB = KHB ; KFV = KHV ; YF2 - коэффициент формы зуба колеса [1, с.115, табл. 6.18], выбирается в зависимости от эквивалентного числа зубьев: Zэкв = Z2 YF2 = 1,9 , тогда = 23,8 МПа На основании расчетных контактных и изгибных напряжений можно предположить, что в данных условиях венец колеса изготовлен из оловянистой бронзы БрО10Ф1 (центробежная отливка) с пределом прочности уВ = 285 МПа [3, с.54, табл. 3.5] и пределом текучести уТ = 165 Мпа [3, с.54, табл. 3.5], который будет работать в паре с полированным червяком из стали 18ХГТ с твердостью поверхности витков более 420 HВ [7]. Для указанного материала колеса обеспечивается допускаемое контактное напряжение и изгибная прочность. Эскиз червячной передачи представлен на стр. 18 6. РАСЧЕТ ОТКРЫТОЙ ПРЯМОЗУБОЙ КОНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ Цель расчета: определение геометрических и силовых параметров передачи; Данные к расчету: UОКП = 2,5; ТТ = 1188,8 Н•м; Расчет будем проводить по методике, указанной в [1, с.100] 1. Выбираем материал передачи: Материал шестерни: СЧ 40, для которого ; HB = 200; [1, с.10, табл. 2.2] Материал колеса: СЧ 25, для которого ; HB = 250; [1, с.10, табл. 2.2] 2. Задаем число зубьев колеса и шестерни: Число зубьев шестерни: , тогда Число зубьев колеса: 28•2,5 = 70 3. Определяем допускаемые изгибные напряжения: , где - коэффициент долговечности, = 1; [1, с.10, табл. 2.2] - коэффициент влияния двустороннего приложения нагрузки, =1 [1, с.90]; - коэффициент безопасности, = 1,75; [1, с.90] - коэффициент градиента напряжений и чувствительности материала к концентрации напряжений, = 0,95; [1, с.90, табл. 6.2] 1) шестерня: МПа; 2) колесо: МПа; Определяем, по какому зубу, колеса или шестерни, необходимо выполнить расчет: - коэффициент формы зуба [1, с.98, табл. 6.8], выбирается в зависимости от (эквивалентного) числа зубьев: или Шестерня: Колесо: Так как , то расчет следует вести по колесу. 4. Определяем модуль зацепления: , где - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца [1, с.99, табл. 6.9] , тогда =1,5 Откуда мм Учитывая повышенный износ зубьев открытых передач, значение m увеличивают в 1,5..2 раза, окончательно принимаем m=6 мм. 5. Определяем основные геометрические параметры конической передачи: 1) внешний делительный диаметр: мм, мм; 2) внешнее конусное расстояние: мм; 3) ширина зубчатого венца: , где - коэффициент ширины зубчатого венца, = 0,285, откуда мм, по ГОСТу 6636-69 принимаем 85 мм; 4) среднее конусное расстояние: мм; 5) средний окружной модуль: мм; 6) средний делительный диаметр: мм, мм; 7) внешняя высота зуба: мм, принимаем 13 мм; 8) внешняя высота головки зуба: мм; 9) внешняя высота ножки зуба: мм; 10) угол делительного конуса шестерни: , откуда , откуда 11) внешний диаметр вершин зубьев: по ГОСТу 6636-69 принимаем мм, мм ; 12) внешний диаметр впадин зубьев: 13) угол ножки зуба: 14) угол головки зуба: 15) диаметр ступицы: мм, принимаем 116 мм ; Определим min диаметр вала под колесо: мм, по стандартному ряду валов принимаем =100 мм, тогда мм; 16) длина ступицы: мм, принимаем 80 мм; мм, принимаем 125 мм; 17) толщина обода: мм, принимаем =20 мм 18) внутренний диаметр обода: мм; 19) толщина диска: =40 мм, принимаем с = 40 мм 20) диаметр отверстия: мм. 6. Проверка зубьев на выносливость: , где - коэффициент распределения нагрузки между зубьями [1, с.99], при 9 степени точности = 1; - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца, =1,5; - коэффициент динамической нагрузки, = 1, [1, с.98, табл. 6.7] МПа, Так как , то можем утверждать, что данная коническая передача вполне выдержит передаваемую нагрузку и будет работать в нормальных условиях. 7. Определяем силы, действующие в контакте зубьев зацепляющихся конических колес: 1) Окружная сила: 16,5 кН, 2) Радиальная сила: 3) Осевая сила: Механические характеристики материалов открытой прямозубой конической передачи: Таблица 6.
Параметры открытой прямозубой конической передачи, мм Таблица 7.
Таблица 8.
Эскиз зубчатой конической передачи представлен на стр. 26 7. РАСЧЕТ РЕДУКТОРНОГО ВАЛА С КОНСОЛЬНОЙ ОТКРЫТОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ НА СЛОЖНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ Цель расчета: проверить на прочность, на деформацию изгиба с кручением тихоходный вал червячного редуктора с консольной шестерней открытой конической передачи; Данные к расчету: ТТ = 1188,8 Н•м; nТ =187,16 об/мин; a=160 мм; =9,29 кН; =3,38 кН; =5,86 кН; =256 мм; (для червячной передачи) =16,5 кН; =5,5 кН; =2,2 кН; =168 мм; (для конической передачи) =70 мм; =140 мм; 1. Выбираем трехмерную систему координат. Задаем направление вращения («на нас») и составляем схему нагружения вала (рис.14.1). Рис. 7.1 Тихоходный вал 2. Определяем расстояния между точками приложения нагрузок от конической передачи (по эскизу вала на стр. 34): ; ; где l вых. - длина выходного конца вала; X - расстояние от конца вала до полюса зацепления открытой конической передачи (определяется по эскизу ОКП); Y - расстояние от подшипника до участка под колесо; Bп.к - ширина подшипника; lст(Z) - длина ступицы колеса. Определяем дополнительные данные необходимые для расчета: 1) X = 38 мм; 2) предварительный выбор подшипника: Предварительно выбираем тип подшипника: >1, откуда выбираем подшипник РК №7615 (средней серии), Bп.к = 55 мм , D = 160 мм; 3) выбор крышки: Назначаем диаметр под подшипником: dп.к = 75 мм, тогда выбираем Крышку глухую (Крышка 11-16075 ГОСТ 18512 - 73) и крышку сквозную (Крышка 11-160 ГОСТ 18511 - 73), откуда = 10 мм; Тогда мм; =15 мм; =102 мм; 3. Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости: В горизонтальной плоскости XOZ на вал действуют окружные силы в червячной передаче Ft2, Ft3 и силы реакции в подшипниках Rаx, Rbx. Определяем реакции Rаx, Rbx: А) , откуда кН; Б) , откуда кН; Проверка: Реакции определены верно. Находим изгибающие моменты: В сечении 1-1 (справа) внутренний изгибающий момент =0, т.к. отсутствуют внешние моменты в этой плоскости. ; при ; Н•м; при ; Н•м; В сечении 2-2 (слева) ; при ; Н•м; при ; Н•м; В сечении 3-3 (справа) ; при ; Н•м; при ; Н•м; В сечении 3-3 (слева) ; при ; Н•м; при ; Н•м; 4. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости: В вертикальной плоскости YOZ на вал действуют внешние радиальные и осевые силы Fr2, Fr3, Fa2, Fa3 и реактивные силы в подшипниках Ray; Rby. При переносе осевых сил на ось вала в соответствии с теоремой Пуансо необходимо добавить в данных сечениях пары сил с моментами, равными моментам переносимых сил относительно точки перенесения: М а2 = F a2 • d2/2 = 5,86 • 256 /2 = 750 Н•м; М а3 = F a3 • de3 /2 = 2,2 • 168/2 = 184,8 Н•м Определяем реакции Ray, Rby: А) , откуда =13,735кН; Б) , откуда кН, Ray = - 4,855 кН, следовательно изначально направление Ray было выбрано не верно. Направляем реакцию в обратную сторону: R'ay = 4,855 кН Проверка: Реакции определены верно. Находим изгибающие моменты: В сечении 1-1 (справа) внутренний изгибающий момент в вертикальной плоскости равен внешнему изгибающему моменту: ; при ; Н•м; при ; Н•м; В сечении 2-2 (слева) ; при ; Н•м; при ; Н•м; В сечении 3-3 (справа) ; при ; Н•м; при ; = Н•м; В сечении 3-3 (слева) ; при ; Н•м; при ; Н•м; 8. Определяем крутящий момент, действующий на вал: Между колесом (Z2 ) и шестерней (Z3) действует внутренний крутящий момент Мкр = ТТ = 1188,8 Н•м. Строим эпюры внутренних изгибающих и крутящего моментов (рис.8.2). На основании анализа эпюр, следует заключить, что опасным является сечение под подшипником B, где при всех видах деформации момент максимален. Суммарный изгибающий (приведенный) момент в этом сечении: = 2382,97 Нм Эквивалентный момент: = 2663,3 Нм Рис. 7.2. Схема нагружения тихоходного вала и эпюры внутренних и крутящего моментов Диаметр вала в опасном сечении: где [-1] - допускаемое напряжение на изгиб, зависит от материала вала. Может быть определено по эмпирической формуле: [-1] = 0,0868 • ув, где ув - предел прочности материала вала [1, с.8, табл. 2.1]. Принимаем, что вал изготовлен из стали 40Х: ув = (780…930) МПа [1, с.8, табл. 2.1], тогда [-1] = 0,0868 • 930 = 80 МПа Тогда минимально необходимый диаметр вала в опасном сечении под подшипником равен: d Т(ПК) ? = 69,3 мм. Ближайшее стандартное значение диаметра вала под подшипником - 71 мм. При конструировании вала под подшипниками был назначен диаметр 75 мм, следовательно, вал удовлетворяет условию прочности на изгиб с кручением. 8. РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯЦель расчета: выбрать и проверить подшипники к тихоходному валу червячного редуктора Ч-160. Данные к расчету: nТ = 187,16 об/мин; d T( ПК ) = 75 мм ; [Lh] = 28800 часов;Fr2 = 3,38 кН; Fa2 = 5,86 кН (вправо); Fr3 = 5,5 кН; Fa3 = 2,2 кН (влево);Rax = 15,969 кН; Ray = 4,855 кН; Rbx = 23,179 кН; Rby = 13,735 кН 1. Ранее при конструировании вала предварительно были выбраны подшипники РК № 7615 (повышенной грузоподъемности), т.к. отношение осевой силы к силе радиальной >1, Характеристика подшипника: Подшипник 67615 - ГОСТ 27365 - 87 динамическая грузоподъемность: Cr = 319 кН;статическая грузоподъемность: C or = 260 кН; угол в = 12? 57' 2. Определяем полные реакции в подшипниках A и B (радиальные силы): кН; кН;3. Определяем осевые составляющие от радиальных нагрузок: Принимаем, что подшипник подставлен «враспор», тогда схема установки подшипников:Рис. 8.1Так как Fa2 > Fa3 , то суммарная внешняя осевая сила, действующая на подшипники Fа = Fa2 - Fa3 = 5,5 - 2,2 = 3,3 кН (вправо).Осевые составляющие от радиальных сил Si = 0,83 • e • Fri;Для подшипников РК:е = 1,5 • tg в = 1,5• tg (12? 57') =1,5•0,2300=0,345;SА = 0,83 • e • FrА = 0,83 • 0,345 • 16,69 = 4,78 кН;SВ = 0,83 • e • FrВ = 0,83 • 0,345 • 26,94 = 7,71 кН;По рекомендации [1, с.145, табл. 8,5] определяем осевые силы в каждом подшипнике:Так как SВ > SА, Fа > SВ - SА (3,3>2,93), иFaA = SA =4,78 кН; FaB = SA + Fa = 4,78 + 3,3=8,1 кН;4. Определяем эквивалентную нагрузку на каждом подшипнике: ,где V - коэффициент вращения подшипника, V=1, т.к вращается внутреннее кольцо подшипника, [1, с.144];KБ - коэффициент безопасности условия работы машины, KБ =1,5, [1, с.146, табл. 8,6];KТ - температурный коэффициент, KТ = 1,25 ,т.к температура масла в редукторе превышает 200 ?С) KТ = 1,25, [3, с.135, табл. 9,5];Подшипник А: =0,286 т.к < e (0,286<0,345) , значит Х = 1, Y = 0, [1, с.143, табл. 8,3],тогда Рэкв, А = = (1•1•16,69 + 0•4,78)•1,5•1,25= =31,29 кНПодшипник В: =0,3 т.к < e (0,3<0,345) , значит Х = 1 , Y = 0, тогдаРэкв, В = = (1•1•26,94 + 0•8,1)•1,5•1,25 = =50,5 кН5. Определяем расчетную динамическую грузоподъемность:Подшипник B более нагружен, чем подшипник А, поэтому расчетную динамическую грузоподъемность определяем по подшипнику В:,где - эквивалентная нагрузка подшипника B; - частота вращения на быстроходном валу; - допускаемая долговечность;= 285,9 кНТак как > , то Подшипник 67615 - ГОСТ 27365 - 87 подходит для установки на тихоходный вал редуктора Ч-160 (с недогрузкой в 10,4 %, что допустимо).6. Вычисляем долговечность подшипника:= 414923 часачто значительно превышает заданную долговечность(>>>), что более чем допустимо.Проверка установки подшипника другой серии не имеет смысла, т.к. значение грузоподъемности выйдет за пределы допускаемого.Итак, для установки на тихоходный вал редуктора Ч-160 выбираем
Подшипник 67615 - ГОСТ 27365 - 87 Рис.8.2 Подшипник ГОСТ 27365-87 Параметры подшипника приведены в табл.9. 9. РАСЧЕТ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯЦель расчета: выбрать и проверить шпонку для посадки конической шестерни на тихоходный вал редуктора, (расчет ведем по чугуну). Данные к расчету: ТТ = 1188,8 Н•м; =16,5 кН; =70 мм; =140 мм;Материал вала: Ст 40ХРис. 10.1. Шпонка призматическая (ГОСТ 23360-78) 1. Выбираем материал шпонки: (расчет ведем по чугуну) , где - напряжение смятия; [у см] = (55 - 80) МПа, при чугунной ступице колеса, [6, с.114, прилож.19] Тогда =0,7•(55..80) = 38,5..56 МПа; 2. Выбираем шпонку: Для соединения тихоходного вала со ступицей конической шестерни при d=70 мм подбираем призматическую шпонку: Шп 201256..220 при b=20 мм; h=12 мм; t2=4,9мм; t1=7,5ммА) Исполнение А: мм; мм; Б) Исполнение В: мм; 3. Определяем напряжения смятия и условия прочности: , где ТT -момент на тихоходном валу, Нм; l раб. - рабочая длина шпонки, мм; [см]' - допускаемое напряжение смятия, МПа. А) Исполнение А: , условие не выполняется, тогда Шп 2012110 не подходит. Б) Исполнение В: , условие выполняется, тогда Шп 2012130 подходит. Таким образом для посадки конической шестерни на тихоходный вал редуктора выбираем: Шпонка 2012130 ГОСТ 23360-78 Параметры шпонки Таблица 10.
1. Определяем максимальный крутящий момент в муфте: Максимальный крутящий момент, который может возникнуть в муфте, определяем с учетом коэффициента режима работы: KР - коэффициент режима работы, KБ =(2,0..3,0), [6, с.114, прилож.19]; Тогда Н•м 2. Выбираем муфту: По определенным значениям выбираем муфту втулочно-пальцевую: МУВП 500 - 48 - I.1 - 40 - I.1 - УЗ ГОСТ 21424 - 75 [2, с.169, табл. МУВП] Рис. 10.1 Муфта втулочно-пальцевая (ГОСТ 21424 - 75) 11. ВЫБОР СМАЗКИ. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ РЕДУКТОРАЦель: а) выбрать систему и вид смазки для редуктора Ч-160,б) определить температуру масла в редуктор Ч-160Данные к расчету: Vs.=5,61 м/c; NБ= 29,4 кВт; dБ..= 40 мм; H2 = 257,13 МПа;11.1 Выбор смазочного материала1. Выбираем сорт масла: По значениям расчетного контактного напряжения в зубьях H2 и фактической окружной скорости в передаче Vs по ГОСТу 17479.4 - 87 выбираем масло И-Т-Д-220 [3, с.241, табл. 10.29]. 2. Выбираем систему смазывания: Рис. 11.1 Схема определения уровня масла в редукторе Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы червяк был в него погружен на глубину hм: В червячных редукторах при нижнем расположении червяка: hм (0,1..0,5)•d1 =(0,1..0,5)•40 = 4..20 мм; При этом hм min = 2,2•m =2,2•818 мм. При вращении червяка масло будет увлекаться его витками, смазывая при этом зубья колеса, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники. 3. Определяем объем масляной ванны: V = (0,3..0,8) • NБ = (0,3..0,8) • 29,49..23 л; Контроль уровня масла производится пробками уровня, которые ставятся попарно в зоне верхнего и нижнего уровней смазки. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку. 4. Подбор маслоуказателя: Для контроля за уровнем масла в корпусе устанавливают маслоуказатели. Для нашего случая рекомендуем для использования следующие маслоуказатели: А) жезловый маслоуказатель: Рис. 11.2 Жезловый маслоуказатель Является наиболее удобным для осмотра, прост в конструкции, надежен, легко заменяем. Б) круглый маслоуказатель: На Рис.11.3 изображен круглый маслоуказатель, через нижнее отверстие в стенке корпуса масло проходит в полость маслоуказателя; через верхнее отверстие маслоуказатель сообщается с воздухом в корпусе редуктора.
Рис. 11.3 Круглый маслоуказатель 11. 2 Тепловой расчет редуктора В червячной передаче имеют место большие потери мощности на трение, вследствие чего наблюдаются значительные тепловыделения. Для обеспечения нормальной работы необходимо определить температуру масла в редукторе и выполнение условия: , где [t]м - допускаемая температура нагрева масла, [t]м=80…95єС. Температура масла tм в корпусе червячной передачи при непрерывной работе без искусственного охлаждения определяется по формуле: , где - мощность, передаваемая червяком, Вт; - коэффициент теплопередачи, = 9..18 Вт/(•град), =17,5 принимаем [3, с.260]; - КПД червячной передачи; - температура воздуха вне редуктора, = 20єС; F - площадь поверхности редуктора, где - межосевое расстояние, м; Откуда Тогда температура масла tм в корпусе: єС Условие tм [t]м не выполняется. В связи с высокой температурой в редукторе необходимо применить принудительную циркуляция масла с водяным охлаждением, для того чтобы привести температуру масла в редукторе к норме. 12. КОНСТРУИРОВАНИЕ РАМЫЦель: сконструировать экономически выгодную опорную конструкцию, с достаточными свойствами жесткости и прочности.Для обеспечения точного расположения валов электродвигателя и редуктора необходимо создать общую базовую поверхность, что достигается путем конструирования рамы или плиты. Так как производство данного привода единичное экономически целесообразно использовать раму, которая воспринимает и передает на фундамент действующие, на машину нагрузки и обеспечивает правильность расположения узлов в процессе эксплуатации.При ее конструировании необходимо выполнение следующих требований:1) жесткость рамы - отсутствие деформаций под нагрузкой;2) минимум металлоемкости;3) удобство сборки;4) использование профильных стандартных изделий (швеллеров, уголков, пластин);5) минимум сварочных работ и механической обработки;6) высота рамы не должна превышать 10 развернутой длины рамы;Конструируемую раму изготавливаем из стандартных швеллеров при помощи дуговой сварки. Для удобства монтажа, демонтажа и осмотра узлов прокатные профили, составляющие раму, устанавливаем полками наружу.Сварная рама, для данного привода, представляет собой два продольно расположенных и одного поперечно расположенного швеллеров, приваренного к первым. Так как при расположении электродвигателя и редуктора на общей опорной поверхности имеется большое расхождение высоты вращения осей валов электродвигателя и редуктора:мм,где - высота вращения оси вала электродвигателя;- высота вращения оси вала редуктора;которое компенсируем привариванием того же швеллера, что и базисный с вырезами, поперечно расположенных к первому, как показано на эскизе сварной рамы (стр.48)Порядок и принцип проектирования рам заключается в определении длины рамы с последующим подбором профиля швеллера. 1. Определяем длину рамы L: Длину рамы определяем конструктивно: 2. Определяем высоту рамы H,выбор базисного швеллера: Высоту рамы Н, в значительной мере определяющую жесткость, можно ориентировочно оценить по эмпирической зависимости Н = (0,12 …0,15) L, где L - длина рамы; Тогда мм Принимаем H = 140 мм, предварительно выбирая швеллер №14 ГОСТ 82/10--72. Ширина полки базового швеллера должна быть такой, чтобы выполнялось условие [b - s ] > [ D + 2 • (3…5)] мм, где b - ширина полки швеллера, s ? толщина стойки швеллера, D ? диаметр описанной окружности головки анкерного болта, (3…5) ? расстояние от головки болта до стойки и до края швеллера; Диаметр и число фундаментных болтов выбирают в зависимости от длины или развернутой длины опорной конструкции по таблице [5, с.247]. Принимаем, что вся сворная рама будет закрепляться на произвольной площадке фундаментальными болтами М 20. Тогда [58 - 4,9 ] > [ 33,3 + 2 • (3…5)] мм 53,1 > 43,3 мм Условие выполняется. Окончательно принимаем базисный швеллер №14 ГОСТ 82/10--72 (под электродвигатель и редуктор). 3. Сборка привода: Для создания опроно-базовых поверхностей под двигатель и редуктор на раме размещаем платики (пластины) в виде узких полос. Ширину и длину платиков принимают большими, чем ширина и длина опорных поверхностей электродвигателя и редуктора. Платики изготавливаем из стальных горячепрокатных полос ГОСТ 103-76, шириной в 45 мм и высотой 5 мм [4, Т1, с.127, табл 32], в которых сверлим отверстия под крепежные болты двигателя и редуктора. При установке на раму: а) электродвигатель закрепляется болтами М14 ГОСТ 7798-70 с соответствующими шайбами 14-65Г ГОСТ 6402-70 и гайками М14 ГОСТ 5915-70, [1]. б) редуктор закрепляется болтами М20 ГОСТ 7798-70 с соответствующими шайбами 20-65Г ГОСТ 6402-70 и гайками М20 ГОСТ 5915-70, [1]. На внутреннюю поверхность полок наваривают или накладывают косые шайбы, выравнивающие опорную поверхность под головками болтов (под гайками). Для анкерных болтов М20 выбираем косые шайбы 20.01 ГОСТ 10806-66 , [6, с.170, табл 112]. Предусматриваем закрепление на раме кожухов для укрепления и ограждения муфты, соединяющей валы электродвигателя и редуктора. Эскиз сварной рамы привода представлен на стр.48 (двигатель, редуктор, муфта изображены условно, что было сделано для определения длины рамы). 13. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Киселев Б.Р. Проектирование приводов машин химического производства: учебное пособие, ИГХТУ, Иваново (1997) 2007.2. Киселев Б.Р. Курсовое проектирование по механике: учебное пособие, ИГХТУ, Иваново 2003.3. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1991. 4. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. -8-е изд. перераб. и доп. Под ред. И.Н.Жестковой. - М.: Машиностроение, 1999 5. Киркач Н.Ф., Баласанян Р.А. Расчет и проектирование деталей машин: [Учеб. пособие для технич. вузов], - Мн.: Выш. школа, 1978 6. Киселев Б.Р. Справочник технических сведений для курсового проекта «Детали машин и основы конструирования», «Механика» / Б.Р. Киселев, В.В. Бойцова, Т.Г. Комарова; Иван. гос. хим. - технол. ун-т.- Иваново, 2010.- 183с. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |