|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Расчет и проектирование одноступенчатого зубчатого редуктораРасчет и проектирование одноступенчатого зубчатого редуктораМинистерство образования Республики Беларусь Минский государственный машиностроительный колледж Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту по «Технической механике» Тема: Расчет и проектирование одноступенчатого зубчатого редуктора Разработал: учащийся гр.1-Дк Зеньков Д.И. Минск 2005 Перечень документов Расчетно-пояснительная записка Сборочный чертеж одноступенчатого цилиндрического редуктора Спецификация Чертеж вала тихоходного Чертеж колеса зубчатого Содержание
1 Краткое описание работы привода Тяговым органом заданного привода является цепной конвейер В цепных передачах (рис.1, а) вращение от одного вала к другому передается за счет зацепления промежуточной гибкой связи (цепи) с ведущим / и ведо-мым 2 звеньями (звездочками). Рис.1 Схема цепной передачи В связи с отсутствием проскальзывания в цепных передачах обеспечивается постоянство среднего передаточного числа. Наличие гибкой связи допускает значительные межосевые рас-стояния между звездочками. Одной цепью можно передавать движение одновременно на несколько звездочек (рис.1, б). По сравнению с ременными цепные передачи имеют при прочих равных усло-виях меньшие габариты, более высокий КПД и меньшие нагрузки на валы, так как отсутствует необходимость в большом пред-варительном натяжении тягово-го органа. Недостатки цепных передач: значительный износ шарниров цепи, вызывающий ее удлине-ние и нарушение правильности зацепления; неравномерность движения цепи из-за геометри-ческих особенностей ее зацеп-ления с зубьями звездочек, в результате чего появляются до-полнительные динамические нагрузки в передаче; более высокие тре-бования к точности монтажа передачи по сравнению с ременными передачами; значительный шум при работе передачи. Цепные передачи предназначаются для мощности обычно не более 100 кВт и могут работать как при малых, так и при больших скоростях (до 30 м/с). Передаточные числа обычно не превышают 7. Применяемые в машиностроении цепи по назначению подразде-ляются на приводные, передающие энергию от ведущего вала к ведо-мому; тяговые, применяемые в качестве тягового органа в конвейерах; грузовые, используемые в грузоподъемных машинах. Из всех типов природных цепей наибольшее распространение имеют роликовые с числом рядов от 1 до 4, втулочные , одно- и двухрядные, и зубчатые. Кинематическая схема привода цепного конвейера приведена на рис.2. Вращение привода передается от электродвигателя 1 ведущим звездочкам цепного конвейера 8 посредством клиноременной передачи 2, муфт 3 и 5, косозубого одноступенчатого редуктора 4, цепной передачи 6 и зубчатой открытой прямозубой передачи 7. При этом на кинематической схеме римскими цифрами обозначены тихоходные (I, III, VI) и быстроходные (II, IV, V) валы соответствующих передач. Рис.2 Кинематическая схема привода цепного конвейера. 2 Кинематический расчет привода 2.1 Определение требуемой мощности и выбор двигателя Исходные данные: - тяговое усилие цепи Ft=13кН - скорость цепи V=0,35 м/с - шаг тяговой цепи Рt=220мм - число зубьев ведущих звездочек z=7 - срок службы привода - 4 года в две смены. Определяем мощность на тихоходном валу привода по формуле (1.1) [1,с.4] РVI= Ft· V (2.1) где РVI - мощность на тихоходном валу: РVI=13·0,25=3,25кВт. Определяем общий КПД привода по формуле (1.2) [1,с.4] По схеме привода (2.2) где[1, с.5, табл.1.1]: - КПД ременной передачи; - КПД зубчатой закрытой передачи; - КПД цепной передачи; - КПД зубчатой открытой передачи; - КПД одной пары подшипников качения; - КПД муфты. Сделав подстановку в формулу (1.2) получим: Определяем мощность, необходимую на входе[1,с.4] (2.3) где Ртр - требуемая мощность двигателя: Определяем частоту вращения и угловую скорость тихоходного вала (2.4) об/мин (2.5) Выбираем электродвигатель [1,с.390,табл. П1,П2] Пробуем двигатель 4А112М4: Рдв.=5,5кВт; nс=1500об/мин; S=3,7% dдв.=32мм. Определяем асинхронную частоту вращения электродвигателя по формуле (1.3) [1,c.6]: na=nc·(1-S); (2.6) na=1500·(1-0,037); na=1444,5 об/мин Определяем общее передаточное число привода ; (2.7) Производим разбивку прердаточного числа по ступеням. По схеме привода Uобщ.=Uр.п.· Uз.з.· Uц.п.· Uз.о.; (2.8) Назначаем по рекомендации [1,c.7,c36]: Uр.п.=3; Uц.п.=3; Uз.о.=4; тогда Uз.з.= Uобщ./( Uр.п.· Uц.п.· Uз.о.); Uз.з.=2,94, что входит в рекомендуемые пределы Принимаем Uз.з.=3. Тогда Находим: (2.9) ; Допускается ?U=±3% Принимаем окончательно электродвигатель марки 4А112М4 2.2 Определение частоты вращения и угловой скорости каждого вала По формуле (2.5) определяем угловую скорость вала двигателя ; ; nдв.=1444,5 об/мин. По схеме привода (рис.1) определяем частоты вращения и угловые скорости каждого вала ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; что близко к полученному в п.2.1. 2.3 Определение мощностей и вращающих моментов на каждом валу Определяем мощность на каждом валу по схеме привода ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; что близко к определенному ранее в п.2.1. Определяем вращающие моменты на каждом валу привода по формуле (Нм) (2.10) ; ; Нм; ; ; Нм; ; ; Нм; ; ; Нм; ; ; Нм; ; ; Нм; ; ; Нм. Проверка: (2.11) ; Нм Все рассчитанные параметры сводим в табл.1. Таблица 1 Параметры кинематического расчета
3 Расчет закрытой косозубой передачи 3.1 Исходные данные Мощность на валу шестерни и колеса Р2=3,866 кВт Р3=3,684 кВт Вращающий момент на шестерне и колесе Т2=76,67 Нм Т3=218,69 Нм Передаточное число U=3 Частота вращения шестерни и колеса n2=481,5 об/мин n3=160,5 об/мин Угловая скорость вращения шестерни и колеса щ2=50,42 рад/с щ3=16.8 рад/с Передача нереверсивная. Расположение колес относительно опор симметричное. 3.2 Расчет параметров зубчатой передачи Выбираем материал для шестерни и колеса по табл.3.3 [1,c.34]: шестерня - сталь 40Х, термообработка - улучшение 270НВ, колесо - сталь 40Х, термообработка - улучшение 250НВ. Определяем допускаемое контактное напряжение по формуле (3.9) [1,c.33]: (3.1) где уHlimb - предел контактной выносливости при базовом числе циклов; КHL - коэффициент долговечности; [SH] - коэффициент безопасности; по [1,c.33]: КHL =1; [SH] =1,1. Определяем уHlimb по табл.3.2 [1,c.34]: уHlimb =2НВ+70; (3.2) уHlimb1 =2270+70; уHlimb1 =610МПа; уHlimb2 =2250+70; уHlimb1 =570МПа. Сделав подстановку в формулу (3.1) получим ; МПа; ; МПа. Определяем допускаемое расчетное напряжение по формуле (3.10) [1,c.35]: (3.3) ; МПа. Определяем межосевое расстояние передачи по формуле (3.7) [1,c.32]: (3.4) где Ка - числовой коэффициент; КHв - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца; - коэффициент ширины; Т2 - вращающий момент на колесе (по схеме привода Т2=Т3) Выбираем коэффициенты: Ка =43 [1,c.32]; КHв =1,1 [1,c.32,табл.3.1]; =0,315 назначаем по ГОСТ2185-66 с учетом рекомендаций [1,c.36]; Т2=Т3=218,69Нм. Подставив значения в формулу (3.4) получим: ; мм; Принимаем окончательно по ГОСТ2185-66 [1,c.36] мм. Определяем модуль [1,c.36]: (3.5) ; ; Принимаем по ГОСТ9563-60 модуль mn=2,0мм [1,c.36] Определяем суммарное число зубьев по формуле (3.12) [1,c.36]: (3.6) Принимаем предварительно в=12є (в=8є…12є), тогда cosв=0,978 ; ; Принимаем зуба. Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам (3.13) [1,c.37]: ; ; ; ; ; ; . Уточняем фактическое передаточное число ; ; Определяем отклонение передаточного числа от номинального ; . Допускается ?U=±3% Уточняем угол наклона зубьев по формуле (3.16) [1,c.37]: (3.7) ; ; . Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле (3.17) [1,c.37]: (3.8) ; мм; ; мм. Проверяем межосевое расстояние (3.9) ; мм. Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса ; ; ; ; (3.10) ; (3.11) мм; ; мм; ; мм; ; мм; ; мм; ; мм; ; мм ; мм; ; мм; ; мм. Проверяем соблюдение условия (т.к. Шba<0,4) ; ; ; 0,315>0,223 Значит, условие выполняется. Определяем окружные скорости колес ; м/с; ; ; м/с; м/с. Назначаем точность изготовления зубчатых колес - 8В [1,c.32]. Определяем фактическое контактное напряжение по формуле (3.6) [1,c.31] (3.12) где КН - коэффициент нагрузки: КН =КНЬ КНв КН; КНЬ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями; КНв - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине; КН - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении. Уточняем коэффициент нагрузки КНЬ =1,09; [1,c.39, табл.3.4] КН =1; [1,c.40, табл.3.6] ; ; , тогда КНв =1,2; [1,c.39, табл.3.7] КН =1,091,21; КН =1,308. Сделав подстановку в формулу (3.12) получим ; МПа. Определяем ?уН ; ; недогрузки, что допускается. Определяем силы в зацеплении - окружная ; (3.13) ; Н; - радиальная ; (3.14) ; Н; - осевую ; (3.15) ; Н. Практика показывает, что у зубчатых колес с НВ<350 выносливость на изгиб обеспечивается с большим запасом, поэтому проверочный расчет на выносливость при изгибе не выполняем. Все вычисленные параметры заносим в табл.2. Таблица 2 Параметры закрытой зубчатой передачи
4 Расчет тихоходного вала редуктора 4.1 Исходные данные Исходные данные выбираем из табл.1 и табл.2 с округлением до целых чисел: Н; Н; Н. ; Н; Т3=219Н; d=187мм; b=40мм. По кинематическое схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора. Для этого мысленно расцепим шестерню и колесо редуктора. По закону равенства действия и противодействия : Fa1= Fa2= Fa; Ft1= Ft2= Ft; Fr1= Fr2= Fr. Схема усилий приведена на рис.3. Рис.3 Схема усилий, действующих на валы редуктора 4.2 Выбор материала вала Назначаем материал вала. Принимаем сталь 45 с пределом прочности ув = 700МПа [1,c.34, табл.3.3]. Определяем пределы выносливости материала вала при симметричном цикле изгиба и кручения [1,c.162] [1,c.164] ; МПа; ; . 4.3 Определение диаметров вала Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение (4.1) где [фк]=(20…40)Мпа [1,c.161] Принимаем [фк]=30Мпа. ; мм. Согласовываем dв с диаметром муфты упругой втулочной пальцевой МУВП, для этого определяем расчетный момент, передаваемый муфтой Тр3=Т3К (4.2) где К - коэффициент, учитывающий условия эксплуатации привода. К=1,3…1,5 [1,c.272, табл.11.3] Принимаем К=1,5 Подставляя в формулу (4.2) находим: Тр3=2191,5; Тр3=328,5Нм. Необходимо соблюдать условие Тр3<[T] (4.3) где [Т] - допускаемый момент, передаваемый муфтой. В нашем случае необходимо принять [Т] 500Ни [1,c.277, табл.11.5] Тогда принимаем окончательно dм2=40мм; lм2=82мм. (Длина полумуфты) Тип 1, исполнение 2. Проверяем возможность соединения валов стандартной муфтой ; ; мм. Так как соединение валов стандартной муфтой возможно. Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа40: мм. Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.4), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм. Рис.4 Приближенная конструкция ведомого вала мм; мм - диаметр под уплотнение; мм - диаметр под подшипник; мм - диаметр под колесо. 4.4 Эскизная компоновка ведомого вала Назначаем предварительно подшипники шариковые радиальные однорядные средней серии по мм подшипник №308, у которого Dп=90мм; Вп=23мм [1,c.394, табл.П3]. Выполняем эскизную компоновку вала редуктора. Необходимо определить длину вала L и расстояния от середины подшипников до точек приложения нагрузок a, b и с (рис.5). Рис.5 Эскизная компоновка ведомого вала е=(8…12)мм - расстояние от торца подшипника до внутренней стенки корпуса редуктора; К=(10-15)мм - расстояние от внутренней стенки корпуса до торца зубчатого колеса. Принимаем lст=b+10мм - длина ступицы колеса: lст=40+10=50мм; (30…50)мм - расстояние от торца подшипника до торца полумуфты. Принимаем 40мм. Определяем размеры а, b, с и L. а=b=Вп/2+е+К+lст/2; а=b=23/2+10+11+50/2; а=b=57,5мм Принимаем а=b=58мм. с= Вп/2+40+lм/2; с=23/2+40+82/2; с=93,5мм Принимаем с=94мм. L=Вп/2+a+b+c+ lм/2; L=23/2+58+58+94+82/2; L=262,5мм; Принимаем L=280мм. 4.5 Расчет ведомого вала на изгиб с кручением. Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников. Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у) Изгибающий момент от осевой силы Fа будет: mа=[Fad/2]: mа=164·18710-3/2; mа=30,7Нм. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. 1mАу=0 -RBy·(a+b)+Fr·a- mа=0 RBy=(Fr·а- mа)/ (a+b); RBy= (899·0,058-30,7)/ 0,116; RBy==184,8Н Принимаем RBy=185Н 2mВу=0 RАy·(a+b)-Fr·b- mа=0 RАy==(Fr·b+ mа)/ (a+b); RАy =(899·0,058+30,7)/ 0,116; RАy =714,15Н Принимаем RАy=714Н Проверка: FКу=0 RАy- Fr+ RBy=714-899+185=0 Назначаем характерные точки 1,2,2',3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1у=0; М2у= RАy·а; М2у=714·0,058; М2у =41,4Нм; М2'у= М2у- mа(слева); М2'у=41,4-30,7; М2'у =10,7Нм; М3у=0; М4у=0; Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.6) Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х) 1mАх=0; Рис.6 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведомого вала. FМ·(a+b+с)-RВх·(a+b)- Ft·a=0; 972·(0,058+0,058+0,094)-RВх·(0,058+0,058)-2431·0,058=0; RВх=(204.12-141)/0,116; RВх=544,13Н RВх544Н 2mВх=0; -RАх·(a+b)+Ft·b+Fм·с= 0; RАх=(24310,058+9720,094)/0,116; RАх=2003,15Н RАх2003Н Проверка mКх=0; -RАх+ Ft- Fм+RВх=-2003+2431-972+544=0 Назначаем характерные точки 1,2,2',3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1х=0; М2х= -RАх·а; М2х=-2003·0,058: М2х=-116,2Нм; М3х=- Fм ·с; М3х=-972·0,094; М3х=-8,65Нм М4х=0; Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент ТI-I=0; ТII-II=T1=Ft·d/2; ТII-II=243118710-3/2; ТII-II=227,3Нм 5 Расчет быстроходного вала редуктора 5.1 Исходные данные Исходные данные выбираем из табл.1 и табл.2 с округлением до целых чисел: Н; Н; Н. ; Н; Т3=212,2Н; d=63мм; b=44мм. Схема усилий, действующих на валы редуктора приведена на рис.3. 5.2 Выбор материала вала Назначаем материал вала. Принимаем сталь 45 с пределом прочности ув = 700МПа [1,c.34, табл.3.3]. Определяем пределы выносливости материала вала при симметричном цикле изгиба и кручения [1,c.162] [1,c.164] ; МПа; ; . 5.3 Определение диаметров вала Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение по формуле (4.1): ; мм. Согласовываем dв с диаметром муфты упругой втулочной пальцевой МУВП, для этого определяем расчетный момент, передаваемый муфтой по формуле (4.2): Тр3=Т3К где К - коэффициент, учитывающий условия эксплуатации привода. К=1,3…1,5 [1,c.272, табл.11.3] Принимаем К=1,5 Подставляя в формулу (4.2) находим: Тр3=2191,5; Тр3=328,5Нм. Необходимо соблюдать условие (4.3) Тр3<[T] где [Т] - допускаемый момент, передаваемый муфтой. В нашем случае необходимо принять [Т] 500Ни [1,c.277, табл.11.5] Тогда принимаем окончательно dм2=40мм; lм2=82мм. (Длина полумуфты) Тип 1, исполнение 2. Проверяем возможность соединения валов стандартной муфтой ; ; мм. Так как соединение валов стандартной муфтой возможно. Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа40: мм. Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.7), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм. Рис.7 Приближенная конструкция ведущего вала мм; мм - диаметр под уплотнение; мм - диаметр под подшипник; мм - диаметр под колесо. 5.4 Определение возможности изготовления вала-шестерни Определяем размер х (рис.8) (5.1) Рис.8 Схема для определения размера х По ГОСТ23360-78 для диаметра 45мм предварительно выбираем шпонку сечением bh=149мм. Подставив в формулу (5.1) значения получим ; мм, так как размер получился отрицательный, значит изготовление вала и шестерни отдельно невозможно. Определяем размеры вала-шестерни (рис.9). Рис.9 Приближенная конструкция вала-шестерни мм; мм - диаметр под уплотнение; мм - диаметр под подшипник; мм - диаметр технологического перехода; мм - диаметр впадин зубьев; мм - диаметр вершин зубьев; мм - делительный диаметр. 5.5 Эскизная компоновка вала-шестерни Назначаем предварительно подшипники шариковые радиальные однорядные средней серии по мм подшипник №308, у которого Dп=90мм; Вп=23мм [1,c.394, табл.П3]. Выполняем эскизную компоновку вала редуктора. Необходимо определить длину вала L и расстояния от середины подшипников до точек приложения нагрузок a, b и с (рис.10). l=(0,8…1)dа - расстояние между серединами подшипников; l=(0,8…1)67; принимаем l=60мм; а=b=l/2; а=b=30мм; (30…50)мм - расстояние от торца подшипника до торца полумуфты. Принимаем 40мм. с= Вп/2+40+lм/2; с=23/2+40+82/2; с=93,5мм Принимаем с=94мм. L=Вп/2+a+b+c+ lм/2; L=23/2+30+30+94+82/2; L=206,5мм; Принимаем L=210мм. Рис.10 Эскизная компоновка вала-шестерни 5.6 Расчет вала-шестерни на изгиб с кручением. Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников. Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у) Изгибающий момент от осевой силы Fа будет: mа=[Fad/2]: mа=164·6310-3/2; mа=5,2Нм. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. 1mАу=0 -RBy·(a+b)+Fr·a- mа=0 RBy=(Fr·а- mа)/ (a+b); RBy= (899·0,03-5,2)/ 0,06; RBy==362,8Н Принимаем RBy=363Н 2mВу=0 RАy·(a+b)-Fr·b- mа=0 RАy==(Fr·b+ mа)/ (a+b); RАy =(899·0,03+5,2)/ 0,06; RАy =536,16Н Принимаем RАy=536Н Проверка: FКу=0 RАy- Fr+ RBy=536-899+363=0 Назначаем характерные точки 1,2,2',3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1у=0; М2у= RАy·а; М2у=536·0,03; М2у =16,1Нм; М2'у= М2у- mа(слева); М2'у=16,1-5,2; М2'у =10,9Нм; М3у=0; М4у=0; Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.11) Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х) 1mАх=0; FМ·(a+b+с)-RВх·(a+b)- Ft·a=0; 972·(0,03+0,03+0,094)-RВх·(0,03+0,03)-2431·0,03=0; RВх=(149,7-72,9)/0,06; RВх=1279,3Н RВх1279Н 2mВх=0; -RАх·(a+b)+Ft·b+Fм·с= 0; RАх=(24310,03+9720,094)/0,06; RАх=2738,3Н RАх2738Н Проверка mКх=0; -RАх+ Ft- Fм+RВх=-2738+2431-972+1279=0 Назначаем характерные точки 1,2,2ё',3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1х=0; М2х= -RАх·а; М2х=-2738·0,03: Рис.11 Эпюры изгибающих и крутящих моментов вала-шестерни М2х=-82,2Нм; М3х=- Fм ·с; М3х=-972·0,094; М3х=-8,65Нм М4х=0; Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент ТI-I=0; ТII-II=T1=Ft·d/2; ТII-II=24316310-3/2; ТII-II=76,6Нм 6 Подбор подшипников быстроходного вала Исходные данные n2=nII=481,5мин-1; dп2=40мм; RАy=536Н; RАх=2738Н; RBy=363Н; RВх=1279Н; Н. Определяем радиальные нагрузки, действующие на подшипники ; ; Здесь подшипник 2 - это опора А в сторону которой действует осевая сила Fа (см. рис.11). ; ; Назначаем тип подшипника, определив отношение осевой силы к радиальной силе того подшипника, который ее воспринимает (здесь подшипник 2) ; ; Так как соотношение меньше 0,35, то назначаем шариковый радиальный однорядный подшипник легкой серии по dп2=40мм [1,c.217, табл.9.22]. Подшипник № 208, у которого: Dn1=80мм; Вn1=18мм; С0=17,8кН - статическая грузоподъемность; С=32кН - динамическая грузоподъемность. [1,c.393, табл.П3]. Определяем коэффициент осевого нагружения по отношению . ; ; При е=0,19 [1,c.212, табл.9.18]. Так как меньших значений отношения нет ориентировочно считаем е=0,15 Проверяем выполнение неравенства ; где V - коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1. . Определяем номинальную долговечность подшипников в часах [1,c.211]; (6.1) Fэ=VFr2KKф; [1,c.212]; где K - коэффициент безопасности; K =1,3…1,5 [1,c.214, табл.9.19]; принимаем K =1,5; Kф - температурный коэффициент; Kф =1 (до 100єС) [1,c.214, табл.9.20]; Fэ=127901,51; Fэ=4185Н=4,185кН. Подставляем в формулу (6.1): ; ч. По условию срок службы редуктора - 4 года в две смены. Исходя из того, что в году 260 рабочих дней имеем: Lзад=260824; Lзад=16640ч: Lзад>Lh. Необходимо выбрать подшипник средней серии по dп2=40мм [1,c.217, табл.9.22]. Подшипник № 308, у которого: Dn1=90мм; Вn1=23мм; С0=22,4кН - статическая грузоподъемность; С=41кН - динамическая грузоподъемность. Подставляем в формулу (6.1): ; ч. Сейчас условие Lзад<Lh выполняется. 7 Подбор подшипников тихоходного вала Исходные данные n3=nIII=160,5мин-1; dп3=40мм; RАy=714Н; RАх=2003Н; RBy=185Н; RВх=544Н; Н. Определяем радиальные нагрузки, действующие на подшипники ; ; Здесь подшипник 2 - это опора А в сторону которой действует осевая сила Fа (см. рис.6). ; ; Назначаем тип подшипника, определив отношение осевой силы к радиальной силе того подшипника, который ее воспринимает (здесь подшипник 2) ; ; Так как соотношение меньше 0,35, то назначаем шариковый радиальный однорядный подшипник легкой серии по dп3=40мм [1,c.217, табл.9.22]. Подшипник № 208, у которого: Dn2=80мм; Вn2=18мм; С0=17,8кН - статическая грузоподъемность; С=32кН - динамическая грузоподъемность. [1,c.393, табл.П3]. Определяем коэффициент осевого нагружения по отношению . ; ; При е=0,19 [1,c.212, табл.9.18]. Так как меньших значений отношения нет ориентировочно считаем е=0,15 Проверяем выполнение неравенства ; где V - коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1. . Определяем номинальную долговечность подшипников в часах [1,c.211]; (6.1) Fэ=VFr2KKф; [1,c.212]; где K - коэффициент безопасности; K =1,3…1,5 [1,c.214, табл.9.19]; принимаем K =1,5; Kф - температурный коэффициент; Kф =1 (до 100єС) [1,c.214, табл.9.20]; Fэ=121261,51; Fэ=3189Н=3,189кН. Подставляем в формулу (6.1): ; ч. Условие Lзад<Lh выполняется. 8 Подбор и проверочный расчет шпонки быстроходного вала Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [4]. Рис.12 Сечение вала по шпонке Для выходного конца быстроходного вала при d=34 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=10x8 мм2 при t=5мм (рис.12). При длине ступицы муфты lМ=82 мм выбираем длину шпонки l=70мм. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле: где Т - передаваемый момент, Нмм; ТII=76,7Н lр - рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр=l-b,мм; []см - допускаемое напряжение смятия. С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([]см=110…190 Н/мм2) вычисляем: Условие выполняется. 9 Подбор и проверочный расчет шпонок тихоходного вала Для выходного конца тихоходного вала при d=34 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=10x8 мм2 при t=5мм. ТII=218,7Н При длине ступицы муфты lМ=82 мм выбираем длину шпонки l=70мм. С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([]см=110…190 Н/мм2) и ТIII=218,7Н вычисляем: Условие выполняется. Для соединения тихоходного вала со ступицей зубчатого колеса при d=45 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=14x9 мм2 при t=5,5мм. При lст=50 мм выбираем длину шпонки l=40мм. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжения смятия и условия прочности с учетом материала ступицы чугуна СЧ20 ([]см=70…100 МПа) и ТIII=218,7Н: Условие выполняется. Выбранные данные сведены в табл.3. Таблица 3 Параметры шпонок и шпоночных соединений
10 Выбор системы и вида смазки.
Скорость скольжения в зацеплении VS = 1.59 м/с. Контактные напряжения Н = 482,7 Н/мм2. По таблице 10.29 из [3] выбираем масло И-Т-Д-680. Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы венец зубчатого колеса был в него погружен на глубину hм (рис.12): Рис.13 Схема определения уровня масла в редукторе hм max 0.25d2 = 0.25183 = 46мм; hм min = 2m = 22 = 4мм. При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники. Объем масляной ванны V = 0.65PII = 0.653,866 = 2.5 л. Контроль уровня масла производится пробками уровня, которые ставятся попарно в зоне верхнего и нижнего уровней смазки. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку. И для вала-шестерни, и для зубчатого колеса выберем манжетные уплотнения по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла. 11 Сборка редуктора Для редуктора принимаем горизонтальную конструкцию разъемного корпуса, изготовленного литьем из серого чугуна СЧ15. Устанавливаем зубчатую пару с подшипниками. Для предотвращения задевания поверхностей вращающихся колес за внутренние стенки корпуса внутренний контур стенок провести с зазором х=8…10мм [3]; такой же зазор предусмотреть между подшипниками и контуром стенок. Расстояние между дном корпуса и поверхностью колес принимаем у4х; у(32…40)мм Для малонагруженных редукторов (Т2500Нм) определяем толщины стенок крышки и основания корпуса ; мм, принимаем мм. Для крепления крышек подшипников в корпусе и крышке предусматриваем фланцы. Крышки торцовые для подшипников выбираем по табл.143 (глухие) и 144 (с отверстием для манжетного уплотнения) [2, т.2, с.255]. Для быстроходного вала: крышка торцовая глухая типа 2 исполнения 2 диаметром D=90мм ГОСТ18511-73; крышка торцовая с отверстием для манжетного уплотнения типа 1 исполнения 2 диаметром D=90мм ГОСТ18512-73. Для тихоходного вала: крышка торцовая глухая типа 2 исполнения 2 диаметром D=80мм ГОСТ18511-73; крышка торцовая с отверстием для манжетного уплотнения типа 1 исполнения 2 диаметром D=80мм ГОСТ18512-73. Прорисовываем корпус и крышку редуктора с учетом рекомендаций [3.с.219]. Устанавливаем верхнюю крышку на винты и закручиваем пробки. Список использованной литературы 1. С.А. Чернавский и др. «Курсовое проектирование деталей машин» М. 1987г. 2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. -8-е изд. перераб. и доп. Под ред. И.Н. Жестковой. - М.: Машиностроение, 1999 3. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1991 4. Чернин И.М. и др. Расчеты деталей машин. - Мн.: Выш. школа, 1978
|
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |