|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Расчет и проектирование червячного редуктораРасчет и проектирование червячного редуктораМинистерство образования Республики БеларусьБелорусский национальный технический университет Кафедра «Детали машин, ПТМ и М» Группа 302313 РАСЧЕТ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЧЕРВЯЧНОГО РЕДУКТОРА Пояснительная записка Разработал студент Д.И.Зеньков Консультант В.И.Шпиневский 2005 Содержание 1 Назначение и область применения привода 2 Выбор электродвигателя и кинематический расчет 3 Определение мощностей и передаваемых крутящих моментов валов 4 Расчет червячной передачи 5 Предварительный расчет диаметров валов 6 Подбор и проверочный расчет муфты 7 Предварительный выбор подшипников 8 Компоновочная схема 9 Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений 10 Расчет валов по эквивалентному моменту 11 Расчет валов на выносливость (проверочный расчет) 12 Расчет подшипников на долговечность 13 Выбор системы и вида смазки 14 Расчет основных размеров корпуса редуктора 15 Порядок сборки и регулировки редуктора 16 Назначение квалитетов точности, шероховатости поверхности, отклонений формы и взаимного расположения поверхностей Литература 1 Назначение и область применения привода Нам в нашей работе необходимо рассчитать и спроектировать привод конвейера. Привод предназначен для передачи вращающего момента от электродвигателя к исполнительному механизму. В качестве исполнительного механизма может быть ленточный или цепной конвейер. Привод состоит из двигателя 1 (рис.1), зубчато-ременной передачи 2, червячного редуктора 3 и муфты 4. Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине. Назначение редуктора - понижение угловой скорости и повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим. Редуктор состоит из литого чугунного корпуса, в котором помещены элементы передачи - червяк, червячное колесо, подшипники, вал и пр. Входной вал редуктора посредством зубчато-ременной передачи соединяется с двигателем, выходной посредством муфты - с конвейером. Червячные редукторы применяют для передачи движения между валами, оси которых перекрещиваются. Так как КПД червячных редукторов невысок, то для передачи больших мощностей в установках, работающих непрерывно, проектировать их нецелесообразно. Практически червячные редукторы применяют для передачи мощности, как правило, до 45кВт и в виде исключения до 150кВт. 2 Выбор электродвигателя и кинематический расчет 2.1 Исходные данные для расчета: выходная мощность - =3,2 кВт; выходная частота вращения вала рабочей машины - =65 об/мин; нагрузка постоянная; долговечность привода - 10000 часов. Рис. 1 - кинематическая схема привода, где: 1 - двигатель; 2 - клиноременная передача; 3 - червячная передача; 4 - муфта 2.2 Определение требуемой мощности электродвигателя. - требуемая мощность электродвигателя (2.1) где: - коэффициент полезного действия (КПД) общий. х (2.2) где[3, табл.2.2]: - КПД ременной передачи - КПД червячной передачи - КПД подшипников - КПД муфты 2.3 Определение ориентировочной частоты вращения вала электродвигателя Определяем ориентировочную частоту вращения вала электродвигателя (2.3) где - выходная частота вращения вала рабочей машины - общее передаточное число редуктора. , где - передаточное число ременной передачи, передаточное число червячной передачи. Принимаем [3,табл.2.3]: , По требуемой мощности выбираем [2, т.3, табл.29] электродвигатель трехфазный короткозамкнутый серии АИ закрытый обдуваемый с синхронной частотой вращения 1500мин-1 АИР112М4, с параметрами Рном = 5,5 кВт, мин -1, S=3,7%, мин -1. 2.4 Определение действительных передаточных отношений. Определяем действительное передаточное соотношение из формулы (2.3) Разбиваем по ступеням. Принимаем стандартное значение Передаточное число ременной передачи Принимаем 2.5 Определяем частоты вращения и угловые скорости валов. - угловая скорость двигателя; - число оборотов быстроходного вала; - угловая скорость быстроходного вала; - число оборотов тихоходного вала; - угловая скорость тихоходного вала. 3. Определение мощностей и передаваемых крутящих моментов валов 3.1 Определяем мощности на валах Расчет ведем по [3] Мощность двигателя - Определяем мощность на быстроходном валу (3.1) Определяем мощность на тихоходном валу (3.2) 3.2 Определяем вращающие моменты на валах. Определяем вращающие моменты на валах двигателя, быстроходном и тихоходном валах по формуле (3.3)
4. Расчет червячной передачи 4.1 Исходные данные 4.2 Выбор материала червяка и червячного колеса Для червяка с учетом мощности передачи выбираем [1, c.211] сталь 45 с закалкой до твердости не менее HRC 45 и последующим шлифованием. Марка материала червячного колеса зависит от скорости скольжения (4.1) м/с Для венца червячного колеса примем бронзу БрА9Ж3Л, отлитую в кокиль. 4.3 Предварительный расчет передачи Определяем допускаемое контактное напряжение [1]: [ ун] =КHLСv0,9в, (4.2) где Сv -коэффициент, учитывающий износ материалов, для Vs=2,39 он равен 1,21 в,- предел прочности при растяжении, для БрА9Ж3Л в,=500 КHL - коэффициент долговечности КHL =, (4.3) где N=5732Lh, (4.4) Lh - срок службы привода, по условию Lh=10000ч N=573х6,82х10000=39078600 Вычисляем по (4.3): КHL = КHL =0,84 [ ун] =0,84х1,21х500=510 Число витков червяка Z1 принимаем в зависимости от передаточного числа при U = 10 принимаем Z1 = 4 Число зубьев червячного колеса Z2 = Z1 x U = 4 x 10 = 40 Принимаем предварительно коэффициент диаметра червяка q = 10; Коэффициент нагрузки К = 1,2; [1] Определяем межосевое расстояние [1, c.61] (4.5) Вычисляем модуль (4.6) Принимаем по ГОСТ2144-76 (таблица 4.1 и 4.2) стандартные значения m = 4 q = 10 а также Z2 = 40 Z1 = 4 Тогда пересчитываем межосевое расстояние по стандартным значениям m, q и Z2: (4.7) Принимаем aw = 100 мм. 4.4 Расчет геометрических размеров и параметров передачи Основные размеры червяка.: Делительный диаметр червяка (4.8) Диаметры вершин и впадин витков червяка (4.9) (4.10) Длина нарезной части шлифованного червяка [1] (4.11) Принимаем b1=42мм Делительный угол подъема г: г =arctg(z1/q) г =arctg(4/10) г = 21 є48'05” ha=m=4мм; hf=1,2x m=4,8мм; c=0,2x m=0,8мм. Основные геометрические размеры червячного колеса [1]: Делительный диаметр червячного колеса (4.12) Диаметры вершин и впадин зубьев червячного колеса (4.13) (4.14) Наибольший диаметр червячного колеса (4.15) Ширина венца червячного колеса (4.16) Принимаем b2=32мм Окружная скорость (4.17) червяка - колеса - Скорость скольжения зубьев [1, формула 4.15]
КПД редуктора с учетом потерь в опорах, потерь на разбрызгивание и перемешивания масла [1, формула 4.14] Уточняем вращающий момент на валу червячного колеса (4.18) По [1, табл. 4.7] выбираем 7-ю степень точности передачи и находим значение коэффициента динамичности Kv = 1,1 Коэффициент неравномерности распределения нагрузки [1,формула 4.26] В этой формуле коэффициент деформации червяка при q =10 и Z1 =4 [1,табл. 4.6] При незначительных колебаниях нагрузки вспомогательный коэффициент Х=0,6 Коэффициент нагрузки
4.5 Проверочный расчет Проверяем фактическое контактное напряжение МПа < [GH] = 510МПа. Проверяем прочность зубьев червячного колеса на изгиб. Эквивалентное число зубьев. Коэффициент формы зуба [1, табл. 4.5] YF = 2,19 Напряжение изгиба Па = 92,713 мПа Определяем окружные Ft, осевые Fa и радиальные Fr силы в зацеплении соответственно на червяке и на колесе по формулам: (4.19) (4.20) (4.21) Данные расчетов сведены в табл.1. Таблица 1 Параметры червячной передачи
5 Предварительный расчет диаметров валов 5.1 Расчет ведущего вала Ведущий вал - червяк (см.рис.2) Рис.2 Эскиз червяка Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении (согласно табл. 7.1 [2]): По ГОСТ принимаем d1 =25мм Диаметры подшипниковых шеек d2 =d1+2t=25+2х2,2=29,9мм Принимаем d2 =30мм d3?df1=47,88 Принимаем d3 =40мм l1 =(1,2…1,5)d1 =1,4x25=35мм l2?1,5d2 =1,5x30=45мм l3 =(0,8…1)хdam=170мм l4 - определим после выбора подшипника 5.2 Расчет тихоходного вала Ведомый вал - вал червячного колеса (см. рис.3) Рис.3 Эскиз ведомого вала Диаметр выходного конца Принимаем ближайшее большее значение из стандартного ряда d1 =50мм Диаметры подшипниковых шеек d2 =d1+2t=50+2х2,8=55,6мм Принимаем d2 =60мм d3= d2 +3,2r=60+3,2х3=69,6мм Принимаем d2 =71мм d5= d3 +3,2r=71+9,6=80мм l1 =(1,0…1,5)d1 =1,2х50=60мм l2?1,25d2 =1,25х60=75мм l3 =(0,8..1)хdam=170мм l4 - определим после выбора подшипника 6 Подбор и проверочный расчет муфты Определяем для муфты на выходном конце тихоходного вала расчетный момент Мр [3]: Мр=рТ2 , (6.1) где р - коэффициент режима работы Для ленточных конвейеров р=1,25-1,5 Принимаем р=1,4 Мр=1,4х535,2=748 Нм Исходя из задания на курсовую работу, расчетного момента и диаметра выходного вала d2=50мм выбираем [2,т.2,табл.12] муфту цепную с однорядной цепью 1000-1-50-1-У3 ГОСТ20761-80. Материал полумуфт - сталь 45. Проводим проверочный расчет муфты по условию [Ммуфты] Мр , 1000748 Все параметры муфты в норме. 7 Предварительный выбор подшипников Предварительный выбор проводим по табл.7.2.[2]. Так как межосевое расстояние составляет 100мм для червяка выбираем роликовые подшипники 7306 ГОСТ333-79, а для червячного колеса - 7512 ГОСТ333-79 (рис.4). Рис.4 Подшипник ГОСТ333-79. Параметры подшипников приведены в табл.2. Таблица 2 Параметры подшипников
8 Компоновочная схема. Компоновочная схема редуктора с выбранными и рассчитанными размерами показана на рис.5. Рис.5 Компоновочная схема редуктора 9 Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [4]. Рис.6 Сечение вала по шпонке 9.1 Соединение быстроходный вал - шкив ременной передачи Для выходного конца быстроходного вала при d=25 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=8x7 мм2 при t=4мм. При l1=35 мм выбираем длину шпонки l=32мм. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле: где Т - передаваемый момент, Нмм; lр - рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр=l-b,мм; []см - допускаемое напряжение смятия. С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается шкив из чугуна СЧ20 ([]см=70…100 Н/мм2) вычисляем: Условие выполняется. 9.2 Соединение тихоходный вал - полумуфта Для выходного конца тихоходного вала при d=50 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=14x9 мм2 при t=5,5мм. При l1=60 мм выбираем длину шпонки l=45мм. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжения смятия и условия прочности с учетом материала полумуфты - ст.3 ([]см=110…190 Н/мм2) и Т2=748 Нмм: Условие выполняется. 9.3 Соединение тихоходный вал - ступица червячного колеса Для соединения тихоходного вала со ступицей червячного колеса при d=71 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=20x12 мм2 при t=7,5мм. При l1=32 мм выбираем длину шпонки l=32мм. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжения смятия и условия прочности с учетом материала ступицы чугуна СЧ20 ([]см=70…100 МПа) и Т2=748 Нмм: Условие выполняется. Выбранные данные сведены в табл.3. Таблица 3 Параметры шпонок и шпоночных соединений
10 Расчет валов по эквивалентному моменту 10.1 Исходные данные для расчета Составляем схему усилий, действующих на валы червячного редуктора (рис.7): Рис.7 Схема усилий, действующих на валы червячного редуктора Определяем консольную нагрузку на муфте [1,табл.6.2]: ; (10.1) Н Для определения консольной нагрузки на шкиве необходимо произвести расчет зубчато-ременной передачи.[1]. Определяем минимальный диаметр ведущего шкива по диаметру вала электродвигателя dДВ=32мм, шпонка bхh=10х8мм. Определяем минимальный диаметр ведущего шкива: d1= dДВ+h+10; d1min=50мм. Выбираем зубчатый ремень по ОСТ3805114-76 с модулем m=4, с трапецеидальной формой, шириной 84мм. Назначаем число зубьев ведущего шкива z=15. Определяем делительный диаметр ведущего шкива: d1=z x m d1=60мм. Определяем диаметр ведомого шкива: где u-передаточное отношение передачи, u=2,2; Принимаем . Определяем ориентировочное межосевое расстояние Принимаем а=110мм. Определяем расчетную длину ремня: Принимаем l=550мм. Уточняем значение межосевого расстояния по стандартной длине ремня: 180мм. Определяем угол обхвата ремнем ведущего шкива: ; Определяем скорость ремня: где [v]-допускаемая скорость, для зубчатых ремней [v]=25м/с. Определяем частоту пробегов ремня: где [U]=30м-1 - допускаемая частота пробегов. Определяем силу предварительного натяжения Fо ремня: (10.2) где С - поправочные коэффициенты [3,табл.5.2]. Определяем консольную нагрузку на шкиве [3,табл.6.2]: Для построения эпюр с учетом рис.5, данных табл.1 и пункта 7 определяем расстояния прилагаемых сил (рис.8). Рис.8 Компоновочный эскиз вала Все выбранные данные сводим в табл.4. Таблица 4 Исходные данные для расчета валов
10.2 Расчет ведущего вала - червяка. Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников. Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у) Изгибающий момент от осевой силы Fа будет: mа=[Faxd/2]: mа=8725·4010-3/2=174,5Нм. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. 1mАу=0 -RBy·(a+b)+Fr·a- mа=0 RBy=(Fr·0,093- mа)/ 0,186=(3176·0,093-174,5)/ 0,186=649,8Н Принимаем RBy=650Н 2mВу=0 RАy·(a+b)-Fr·b- mа=0 RАy==(Fr·0,093+ mа)/ 0,186=(3176·0,093+174,5)/ 0,186=2526,2Н Принимаем RАy=2526Н Проверка: FКу=0 RАy- Fr+ RBy=2526-3176+650=0 Назначаем характерные точки 1,2,2',3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1у=0; М2у= RАy·а; М2у=2526·0,093=235Нм; М2'у= М2у- mа(слева); М2'у=235-174,5=60,5Нм; М3у=0; М4у=0; Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм. Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х) 1mАх=0; Fш·(a+b+с)-RВх·(a+b)- Ft·a=0; 1232·(0,093+0,093+0,067)-RВх·(0,093+0,093)-138·0,093=0; RВх=(311,7-12,8)/0,186; RВх=1606,9Н RВх1607Н 2mВх=0; -RАх·(a+b)+Ft·b+Fш·с= 0; RАх=(12,834+82,477)/0,186; RАх=512,4Н RАх512Н Проверка mКх=0; -RАх+ Ft- Fш+ RВх=-512+138-1232+1607=0 Рис.9 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведущего вала Назначаем характерные точки 1,2,2',3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1х=0; М2х= -RАх·а; М2х=-512·0,093=-47,6Нм; М3х=- Fш ·с; М3х=-1232·0,067=-82,5Нм М4х=0; Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент ТI-I=0; ТII-II=T1=Ft·d1/2; ТII-II=2,76Нм Определяем суммарные изгибающие моменты: Определяем эквивалентные моменты:
По рис.9 видно, что наиболее опасным является сечение С-С ведущего вала. 10.3 Расчет ведомого вала Расчет производим аналогично п.10.1. Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников. Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у) Изгибающий момент от осевой силы Fа будет: mа=[Faxd/2]: mа=138·16010-3/2=11Нм. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. 1mАу=0 -RBy·(a+b)+Fr·a- mа=0 RBy=(Fr·0,042- mа)/ 0,084=(3176·0,042-11)/ 0,084=1457,04Н Принимаем RBy=1457Н 2mВу=0 RАy·(a+b)-Fr·b- mа=0 RАy==(Fr·0,042+ mа)/ 0,084=(3176·0,042+11)/ 0,084=1718,95Н Принимаем RАy=1719Н Проверка: FКу=0 RАy- Fr+ RBy=1719-3176+1457=0 Назначаем характерные точки 1,2,2',3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1у=0; М2у= RАy·а; М2у=1719·0,042=72,2Нм; М2'у= М2у- mа(слева); М2'у=72,2-11=61,2Нм; М3у=0; М4у=0; Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм. Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х) 1mАх=0; Fm·(a+b+с)-RВх·(a+b)- Ft·a=0; 5784·(0,042+0,042+0,086)-RВх·(0,042+0,042)-8725·0,042=0; RВх=(983,3-366,45)/0,084; RВх=7343,2Н RВх7343Н 2mВх=0; -RАх·(a+b)+Ft·b+Fм·с= 0; RАх=(366,45+497,4)/0,084; RАх=10284,2Н RАх10284Н Проверка mКх=0; -RАх+ Ft- Fm+RВх=-7343+8725-5784+10284=0 Назначаем характерные точки 1,2,2',3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1х=0; М2х= -RАх·а; М2х=-10284·0,042=-432Нм; М3х=- Fm ·с; М3х=-5784·0,086=-497Нм М4х=0; Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент ТI-I=0; ТII-II=T1=Ft·d2/2; ТII-II=698Нм Определяем суммарные изгибающие моменты: Определяем эквивалентные моменты:
Рис.10 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведомого вала По рис.10 видно, что наиболее опасным является сечение С-С ведомого вала. 11 Расчет валов на выносливость По рис.9 и рис.10 видно, что наиболее опасным является сечение С-С ведомого вала, где эквивалентный момент более, чем в три раза больше, чем у ведущего вала. Поэтому расчет на выносливость проводим только для ведомого вала. Определяем суммарный изгибающий момент в сечении С-С Рис.11 Схема для определения суммарного изгибающего момента ; (11.1) Из табл.3 выбираем данные по шпонке: Сечение шпонки b·h=20·12. Глубина паза ваза t1=7,5мм Диаметр вала dк3=71мм. Определяем осевой и полярный моменты сопротивления в сечении С-С вала с учетом шпоночного паза [1. табл.8.5] (11.2) (11.3) ; мм3; ; мм3: Определяем напряжение изгиба в сечении С-С ; (11.4) ; ; Принимаем . Определяем напряжения кручения в сечении С-С ; ; Принимаем . Определяем амплитудные и средние напряжения циклов перемен напряжений. По заданию вал неверсивный. Напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу (рис.12), а напряжения кручения - по пульсирующему циклу (рис.13).
Рис.12 Цикл перемен напряжений изгиба
Рис.13 Цикл перемен напряжений кручения Из рисунков следует: - для перемен напряжений изгиба: v=и; м=0; v=14МПа. - для перемен напряжений кручения: фv=фи=фк/2; фv=фи=5МПа. Определяем коэффициенты снижения выносливости в сечении С-С. Зубчатое колесо напрессовано на вал и шпонку по посадке с гарантированным натягом, тогда находим коэффициент нормальных напряжений. Э и Эф - масштабные факторы Учитывая примечание 2 [1, с.166 табл.8.7] [1, с.166 табл.8.7] ; в - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности при высоте микронеровностей : Rа=0,32…2,5мкм; в =0,97…0,9; [1, с.162] Принимаем в =0,92. Определяем коэффициент запаса усталостной прочности по нормальным напряжениям изгиба. [1, с.162] (11.5) ; . Коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла по касательным напряжениям ш=0,1. Определяем коэффициент запаса усталостной прочности по нормальным напряжениям кручения. [1, с.164] ; (11.6) ; Определяем суммарный коэффициент запаса усталостной прочности в сечении вала С-С [1, с.162] (11.7) где [S]=1,5…5,5 - требуемый коэффициент запаса усталостной прочности [1, с.162] Вывод: Расчетный коэффициент запаса усталостной прочности в пределах нормы, поэтому конструкцию вала сохраняем. 12 Расчет подшипников на долговечность 12.1 Расчет подшипников червяка на долговечность Исходные данные n2=652мин-1; dп3=30мм; RАy=2526Н; RАх=512Н; RBy=650Н; RВх=1607Н; Н. Определяем радиальные нагрузки, действующие на подшипники ; (12.1) ; Здесь подшипник 2 - это опора А в сторону которой действует осевая сила Fа (рис.9). ; ; Назначаем тип подшипника, определив отношение осевой силы к радиальной силе того подшипника, который ее воспринимает (здесь подшипник 2) ; ; Так как соотношение больше 0,35, то назначаем роликовый конический однорядный подшипник средней серии по dп3=30мм. Подшипник № 7306, у которого: Dn2=72мм; Вn2=21мм; С0=40кН - статическая грузоподъемность; С=29,9кН - динамическая грузоподъемность е=0,34 - коэффициент осевого нагружения; У=1,78 - коэффициент при осевой нагрузке [1,c.402, табл.П7]. Определяем коэффициент Х при радиальной нагрузке [1,c.212, табл.9.18] в зависимости от отношения ; где V - коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1. Тогда Х=0,4. Изображаем схему нагружения подшипников. Подшипники устанавливаем враспор. Рис.14 Схема нагружения вала-червяка Определяем осевые составляющие от радиальных нагрузок S=0,83eFr [1,c.216] S1=0,830,341733; S1=489Н; S2=0,830,342577; S2=727Н. Определяем осевые нагрузки, действующие на подшипники. FaI=S1; FaII=S2 +FaI; FaI=489Н; FaII=489+723; FaII=1216Н. Определяем эквивалентную нагрузку наиболее нагруженного подшипника II Fэ2=(ХVFr2+УFaII)KKф; где K - коэффициент безопасности; K =1,3…1,5 [1,c.214, табл.9.19]; принимаем K =1,5; Kф - температурный коэффициент; Kф =1 (до 100єС) [1,c.214, табл.9.20]; Fэ2=(0,412577+1,781216)1,51; Fэ2=3195Н=3,2кН Определяем номинальную долговечность роликовых подшипников в часах [1,c.211]; (12.2) . Подставляем в формулу (12.2): ; ч. По заданию долговечность привода Lhmin=10000ч. В нашем случае Lh> Lhmin, принимаем окончательно для червяка подшипник 7306. 12.1 Расчет подшипников тихоходного вала на долговечность Исходные данные n2=65,2мин-1; dп3=60мм; RАy=1719Н; RАх=10284Н; RBy=1457Н; RВх=7343Н; Н. Определяем радиальные нагрузки, действующие на подшипники (12.1) ; Здесь подшипник 2 - это опора А в сторону которой действует осевая сила Fа (рис.10). ; ; Назначаем тип подшипника, определив отношение осевой силы к радиальной силе того подшипника, который ее воспринимает (здесь подшипник 2) ; ; Так как соотношение больше 0,35, то назначаем роликовый конический однорядный подшипник средней серии по dп3=60мм. Подшипник № 7512, у которого: Dn2=110мм; Вn2=30мм; С0=94кН - статическая грузоподъемность; С=75кН - динамическая грузоподъемность е=0,392 - коэффициент осевого нагружения; У=1,528 - коэффициент при осевой нагрузке [1,c.402, табл.П7]. Определяем коэффициент Х при радиальной нагрузке [1,c.212, табл.9.18] в зависимости от отношения >е где V - коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1. Тогда Х=0,4. Изображаем схему нагружения подшипников. Подшипники устанавливаем враспор. Рис.15 Схема нагружения тихоходного вала Определяем осевые составляющие от радиальных нагрузок S=0,83eFr [1,c.216] S1=0,830,3927496; S1=2440Н; S2=0,830,39210426; S2=3392Н. Определяем осевые нагрузки, действующие на подшипники. FaI=S1; FaII=S2 +FaI; FaI=2440Н; FaII=2440+3392; FaII=5832Н. Определяем эквивалентную нагрузку наиболее нагруженного подшипника II Fэ2=(ХVFr2+УFaII)KKф; где K - коэффициент безопасности; K =1,3…1,5 [1,c.214, табл.9.19]; принимаем K =1,5; Kф - температурный коэффициент; Kф =1 (до 100єС) [1,c.214, табл.9.20]; Fэ2=(0,4110426+1,785832)1,51; Fэ2=14550Н=14,55кН Определяем номинальную долговечность роликовых подшипников в часах [1,c.211]; (12.2) . Подставляем в формулу (12.2): ; ч. По заданию долговечность привода Lhmin=10000ч. В нашем случае Lh> Lhmin, принимаем окончательно для червяка подшипник 7512. 13 Выбор системы и вида смазки.
Скорость скольжения в зацеплении VS = 2,38 м/с. Контактные напряжения Н = 510 Н/мм2. По таблице 10.29 из [3] выбираем масло И-Т-Д-460. Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы венец зубчатого колеса был в него погружен на глубину hм (рис.15): Рис.16 Схема определения уровня масла в редукторе hм max 0.25d2 = 0.25160 = 40мм; hм min = m = 4мм. При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники. Объем масляной ванны V = 0.65PII = 0.653,65 = 2.37 л. Контроль уровня масла производится пробками уровня, которые ставятся попарно в зоне верхнего и нижнего уровней смазки. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку. И для вала-червяка, и для вала червячного колеса выберем манжетные уплотнения по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла. 14 Расчет основных элементов корпуса Для предотвращения задевания поверхностей вращающихся колес за внутренние стенки корпуса внутренний контур стенок провести с зазором х=8…10мм [3]; такой же зазор предусмотреть между подшипниками и контуром стенок. Расстояние между дном корпуса и поверхностью колес принимаем у4х; у(32…40)мм Для малонагруженных редукторов (Т2500Нм) определяем толщины стенок крышки и основания корпуса ; мм, принимаем мм. Для крепления крышек подшипников в корпусе и крышке предусматриваем фланцы. Крышки торцовые для подшипников выбираем по табл.143 (глухие) и 144 (с отверстием для манжетного уплотнения) [2, т.2, с.255]. 15 Сборка и регулировка редуктора Конструкцию редуктора принимаем с верхним расположением червяка [3, рис.А10]. Порядок сборки следующий: - на червяк устанавливаем подшипники; - червяк с подшипниками устанавливаем в верхнюю крышку, регулируем зазоры в подшипниках кольцами и закрываем торцевыми крышками, сквозная крышка с манжетой; - устанавливаем на ведомый вал червячное колесо и подшипники, регулируем зазоры в подшипниках кольцами; - собранный вал устанавливается на корпус и закрывается верхней крышкой с червяком; - закрываем подшипники ведомого вала торцевыми крышками, сквозная крышка с манжетой; - верхняя крышка соединяется с корпусом с помощью винтов и фиксируется двумя штифтами; - в корпус устанавливаются пробки для слива и для контроля верхнего уровня; - в редуктор через верхнее отверстие в крышке заливается масло до верхнего уровня; - устанавливается верхняя пробка и крышка, закрывающая отверстие для заливки масла и контроля зацепления червячной передачи; - на быстроходный вал устанавливаем шкив ременной передачи, а на тихоходный полумуфту; - проверяем работу редуктора, вручную проворачивая быстроходный вал. Редуктор собран и при изготовлении деталей без отклонений готов к подключению к приводу. 16 Назначение квалитетов точности, шероховатости поверхности, отклонений формы и взаимного расположения поверхностей Выбор допусков, посадок и шероховатости поверхности проводим приняв, что детали редуктора изготавливаются по нормальной относительной точности размеров [3]. При выборе руководствуемся стандартным рядом параметров шероховатости. Выбранные значения параметров приведены в табл.5. Параметры точности и шероховатости Таблица 5
17 Тепловой расчет редуктора Цель теплового расчета - проверка температуры масла в редукторе, которая не должна превышать допускаемой [t]м=80…95єС. Температура воздуха вне корпуса редуктора обычно tв=20 єС. Температура масла tм в корпусе червячной передачи при непрерывной работе без искусственного охлаждения определяется по формуле [3]: (18.1) где Ю- КПД редуктора, Кt =9…17 Вт/(м2град) - коэффициент теплопередачи, А - площадь теплоотдающей поверхности корпуса редуктор, м2 По [3, табл.11.6] исходя из межосевого расстояния 100мм определяем А=0,24 Подставив данные в (18.1) получим: єС[t]м Температура редуктора в норме. Литература 1. С.А.Чернавский и др. «Курсовое проектирование деталей машин» М. 1987г. 2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. -8-е изд. перераб. и доп. Под ред. И.Н.Жестковой. - М.: Машиностроение, 1999 3. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1991 4. Чернин И.М. и др. Расчеты деталей машин. - Мн.: Выш. школа, 1978 5. Иосилевич Г.Б., Строганов Г.Б., Маслов Г.С. Прикладная механика: Учеб. для вузов/Под ред. Г.Б.Иосилевича._М.:Высш.шк., 1989.-351с. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |