|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Расчет и проектирование привода конвейераРасчет и проектирование привода конвейера59 Министерство образования Республики Беларусь Борисовский государственный политехнический колледж Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту по «Технической механике» Тема: Расчет и проектирование привода конвейера Разработал: Коренько А.В. гр. ТЗ-401, вар.11 Борисов 2007 Содержание 1 Введение 2 Выбор электродвигателя 3 Расчет клиноременной передачи 4 Расчет цепной передачи 5 Расчет закрытой червячной передачи 6 Расчет ведомого вала редуктора 7 Расчет ведущего вала-червяка 8 Подбор подшипников 9 Подбор и проверочный расчет шпонок ведущего вала 10 Подбор и проверочный расчет шпонок ведомого вала 11 Определение конструктивных размеров червячной передачи 12 Компоновочная схема и тепловой расчет редуктора 13 Определение конструктивных размеров крышек подшипников 14 Выбор масла, смазочных устройств 15 Выбор стандартных изделий Список использованной литературы 1 Введение Тяговым органом заданного привода является цепная передача В цепных передачах (см. рис.1) вращение от одного вала к другому передается за счет зацепления промежуточной гибкой связи (цепи) с ведущим и ведомым звеньями (звездочками). Рис.1 Схема цепной передачи с червячным редуктором В связи с отсутствием проскальзывания в цепных передачах обеспечивается постоянство среднего передаточного числа. Наличие гибкой связи допускает значительные межосевые расстояния между звездочками. Одной цепью можно передавать движение одновременно на несколько звездочек. По сравнению с ременными цепные передачи имеют при прочих равных условиях меньшие габариты, более высокий КПД и меньшие нагрузки на валы, так как отсутствует необходимость в большом предварительном натяжении тягового органа. Недостатки цепных передач: значительный износ шарниров цепи, вызывающий ее удлинение и нарушение правильности зацепления; неравномерность движения цепи из-за геометрических особенностей ее зацепления с зубьями звездочек, в результате чего появляются дополнительные динамические нагрузки в передаче; более высокие требования к точности монтажа передачи по сравнению с ременными передачами; значительный шум при работе передачи. Цепные передачи предназначаются для мощности обычно не более 100 кВт и могут работать как при малых, так и при больших скоростях (до 30 м/с). Передаточные числа обычно не превышают 7. Применяемые в машиностроении цепи по назначению подразделяются на приводные, передающие энергию от ведущего вала к ведомому; тяговые, применяемые в качестве тягового органа в конвейерах; грузовые, используемые в грузоподъемных машинах. Из всех типов природных цепей наибольшее распространение имеют роликовые с числом рядов от 1 до 4, втулочные , одно- и двухрядные, и зубчатые. Кинематическая схема привода конвейера приведена на рис.2. Вращение привода передается от вала электродвигателя 1 к валу ведомой звездочки 4 цепного конвейера посредством клиноременной передачи и червячного редуктора с нижним расположением червяка 2. Рис.2 Кинематическая схема привода конвейера. 2 Выбор электродвигателя Исходные данные: - мощность на ведомой звездочке Р4=3,5 кВт; - число оборотов на ведомой звездочке п4=35 об/мин; - работа двухсменная; - нагрузка спокойная нереверсивная. Определяем общий КПД привода по схеме привода зобщ=з1 з2 з3 з0 (2.1) где [1, с.5, табл.1.1]: з1=0,97- КПД ременной передачи; з2=0,72 - КПД закрытой червячной передачи с однозаходним червяком; з3=0,95 - КПД цепной передачи; з0=0,992- коэффициент, учитывающий потери на трение в опорах 2-х валов. Сделав подстановку в формулу (2.1) получим: зобщ.=0,97*0,72*0,95*0,992=0,65 Определяем мощность, необходимую на входе [1,с.4] Ртр=Р4/зобщ. (2.2) где Ртр - требуемая мощность двигателя: Ртр=3,5/0,65=5,38кВт Выбираем электродвигатель [1,с.390,табл. П1,П2] Пробуем двигатель 4А112М4: Рдв.=5,5кВт; nс=1500об/мин; S=3,7% dдв.=32мм. Определяем номинальную частоту вращения электродвигателя по формуле (1.3) [1,c.6]: nном=nc·(1-S); nном=1500·(1-0,037); nном=1444,5 об/мин Определяем общее передаточное число привода U=nном./n4=1444,5/35=41,3 Производим разбивку передаточного числа по ступеням. По схеме привода Uобщ.=U1· U2· U3; (2.3) Назначаем по рекомендации [1,табл.1.2]: U1=2; U2=10; Тогда U3= Uобщ./( U1· U2); U3=2,06, что входит в рекомендуемые пределы Принимаем U3=2. Тогда уточняем передаточное число привода по формуле (2.3): Uобщ.=2*10*2=40 Принимаем окончательно электродвигатель марки 4А112М4 Угловые скорости определяем по формуле щ=рn/30 (2.4) По формуле (2.4) определяем угловую скорость вала двигателя щдв=рnдв/30=р*1444,5/30=151,3рад/с; По схеме привода (рис.2) и формуле (2.4) определяем частоты вращения и угловые скорости каждого вала n2= nдв/U1=1444,5/2=722,3об/мин; щ2=рn2/30=р*722,3/30=75,6 рад/с; n3= n2/U2=722,3/10=72,2 об/мин; щ3=рn3/30=р*72,2/30=7,6 рад/с; n4= n3/U3=72,2/2=36,1 об/мин; щ4=рn4/30= р*36,1/30=3,8 рад/с. Определяем мощность на каждом валу по схеме привода Р2=Рдв з1=5,5*0,97=5,335 кВт; Р3=Р2 з2 з0=5,335*0,72*0,992=3,764 кВт; Р4=Р3 з3=5,124*0,95=3,576 кВт, что близко к заданному. Определяем вращающие моменты на каждом валу привода по формуле (Нм) (2.5) ; ; ; . Все рассчитанные параметры сводим в табл.1. Таблица 1 Параметры кинематического расчета
3 Расчет клиноременной передачи Исходные данные: Мощность на валу меньшего шкива Р1=Рдв =5,5 кВт Вращающий момент на меньшем шкиве Т1=36,35 Нм Передаточное число U=3 Частота вращения меньшего шкива nдв=1444,5 об/мин Угловая скорость вращения меньшего шкива щдв=151,27 рад/с По мощности и частоте вращения меньшего шкива выбираем сечение «А» клинового ремня [3,табл.2.1]. Для наглядности, используя ГОСТ1284.1-80 размеры ремня сводим в табл.2. Таблица 2 Размеры клинового ремня
Определяем диаметр большего шкива d2=d1хUх(1-е) (3.1) где е=0,01 - относительное скольжение ремня для передач с регулируемым натяжением ремня. Подставив значения в формулу (3.1) получим d2=125х2х0.99=247,5мм Округляем до ближайшего значения из стандартного ряда d2=250мм Рассчитываем уточненное передаточное отношение: U1=d2/d1=250/125=2, т.е. оно не изменилось. Назначаем межосевое расстояние в интервале (мм): аmin=0,55Т0=0,55(125+250)+8=206,25мм аmax=(d1+ d2)= 125+250=375мм Принимаем а=300мм Вычисляем длину ремня: Lр=2а+0,5р(d1+ d2)+ (d1+ d2)2/4а Lр=2х300+0,5х3.14(125+250)+(125+250)2/1200=1306мм Принимаем из стандартного ряда Lр =1320мм. Ввиду очень близкого округления длины ремня нет необходимости пересчитывать межосевое расстояние. Рассчитываем угол обхвата меньшего шкива б1=180-57(d2 -d1)/а б1=180-57(250-125)/300=156? Рассчитываем скорость ремня ; где [н]=25м/с - допускаемая скорость для клиновых ремней, м/с. Находим необходимое для передачи число ремней: (3.2) где Р0=2 кВт - мощность, допускаемая для передачи одним ремнем «А» с диаметром меньшего шкива 125мм и скоростью ремня 10м/с [3,табл.2.4]; СL=0,95 - коэффициент, учитывающий влияние длины ремня [3,табл.2.5]; Ср=1,2 - коэффициент динамичности нагрузки и режима работы (при среднем режиме работы, при двухсменой работе) [3,табл.2.6]; Сб=0,93 - коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата на тяговую способность ремня; Сz=0,9 - коэффициент, учитывающий число ремней в комплекте (при z=4-6). Подставив значения в формулу (3.2) получим: ремня Проверим частоту пробегов ремня Uпр=н/Lр?[Uрек] где [Uрек]=30c-1 - рекомендованное значение частоты пробегов для клиноременной передачи. Uпр=9,5/1,8=5,3с-1. Определяем силу предварительного натяжения одного клинового ремня: где Сl=1 - коэффициент влияния отношения расчетной длины ремня к базовой; Определяем окружную силу, передаваемую комплектом ремней: Ft=Р1х103/н=5500/9,5=579Н. Определяем силы натяжения ведущей и ведомой ветвей одного клинового ремня Определяем силу давления ремня на вал Fоп=2F0*z *sinб1/2=2х110х4хsin78°=861Н Параметры клиноременной передачи заносим в табл.3. Таблица 3 Параметры клиноременной передачи
4 Расчет цепной передачи Исходные данные: - передаточное число U3=2; - вращающий момент на ведущей звездочке Т3=495,3Нм; - частота вращения ведущей звездочки n3=72,2 об/мин: - угловая скорость щ3=7,6 рад/с. Вычисляем число зубьев на ведущей и ведомой звездочке: z3=31-2U3; z4= z3хU3; z3=31-2х2=27 z4=27х2=54 Рассчитываем коэффициент эксплуатации [3,c.277]: Кэ=кД х ка х кН х кР х кСМ х кП; где кД =1 - динамический коэффициент при спокойной нагрузке; ка =1 - коэффициент, учитывающий влияние межосевого расстояния (при а?(30…60)хt); кН =1 - коэффициент, учитывающий влияние угла наклона линии центров(угол не превышает 60?); кР =1,25 - при периодическом регулировании натяжения цепи; кСМ =1 - при капельной смазке; кП=1,25 - коэффициент, учитывающий продолжительность работы в сутки, при двухсменной работе. Кэ=1х1х1х1,25х1х1,25=1,56 Определяем шаг цепи: где [pн]=22МПа - допускаемое давление в шарнирах цепи (при частоте вращения ведущей звездочки до 300об/мин и шаге цепи 19,05); й=2 - число рядов цепи типа ПР. Принимаем р=25,4мм, выбираем цепь 2ПР-25,4-11400 [3,табл.3.1], параметры цепи заносим в табл.4. Обозначения параметров см. рис.3. Рис.3 Рисунок роликовой цепи Таблица 4 Параметры приводной роликовой двухрядной цепи
Определяем скорость цепи: ; . Определяем окружную силу: ; . Определяем давление в шарнире: ; ; Уточняем значение [рН] = 22 МПа [3,табл.3.3] и проверяем условие: ; ; Условие выполнено, т.е. ; Выполнив приведенные расчеты, мы исключили разрыв и быстрый износ выбранной цепи. Определяем длину цепи в шагах: ; ; где а=30хt= 30х25,4=762мм - оптимальное межосевое расстояние передачи, принятое из условия долговечности цепи. Уточняем межосевое расстояние: ; ; Для свободного провисания цепи предусматривается возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4%, т.е. на . Определяем диаметры делительных окружностей звездочек: ; ; ; Определяем диаметры наружных окружностей звездочек: ; ; ; где d1 = 15,88 мм; [см выше табл. 4]. Определяем силы, действующие на цепь: Окружная сила: От центробежных сил: ; ; От провисания: ; ; где kf=1,5 - коэффициент, учитывающий расположение цепи, в данном случае принят для наклонной цепи, под углом 45. Рассчитываем расчетную нагрузку на валы: ; Проверяем коэффициент запаса прочности: ; ; Условие выполняется, т.е. ; где [s] = 8,4 - нормативный коэффициент запаса прочности, при выборе зависящий от шага цепи и частоты вращения ведущей звездочки [3,табл.3.4]; Параметры цепной передачи заносим в табл.5. Таблица 5 Параметры цепной передачи
5 Расчет закрытой червячной передачи 5.1 Исходные данные Передаточное отношение Мощность на валу червяка Момент на червяке Число оборотов червяка Угловая скорость червяка 5.2 Выбор материала червяка и червячного колеса Для червяка с учетом мощности передачи выбираем [1, c.211] сталь 45 с закалкой до твердости не менее HRC 45 и последующим шлифованием. Марка материала червячного колеса зависит от скорости скольжения м/с Для венца червячного колеса примем бронзу БрА9Ж3Л, отлитую в кокиль. 5.3 Предварительный расчет передачи Принимаем допускаемое контактное напряжение [1,табл.5.4]: [ун] = 173МПа. Число витков червяка Z1 принимаем в зависимости от передаточного числа. При U = 10 принимаем Z1 = 4. Число зубьев червячного колеса Z2 = Z1 x U = 4 x 10 = 40. Принимаем предварительно коэффициент диаметра червяка q = 10; Коэффициент нагрузки К = 1,2; Определяем межосевое расстояние [1, c.61] (5.1) Вычисляем модуль (5.2) Принимаем по ГОСТ2144-76 (таблица 4.1 и 4.2) стандартные значения m = 4, q = 10, а также Z2 = 40 Z1 = 4. Тогда пересчитываем межосевое расстояние по стандартным значениям m, q и Z2: Принимаем aw = 100 мм. 5.4 Расчет геометрических размеров и параметров передачи Основные размеры червяка: Делительный диаметр червяка Диаметры вершин и впадин витков червяка Длина нарезной части шлифованного червяка [1] Принимаем b1=42мм Делительный угол подъема Y [1, табл. 4.3] при Z1 = 4 и q =10; принимаем Y = 21 ?48'05” ha=m=4мм; hf=1,2x m=4,8мм; c=0,2x m=0,8мм. Основные геометрические размеры червячного колеса [1]: Делительный диаметр червячного колеса Диаметры вершин и впадин зубьев червячного колеса Наибольший диаметр червячного колеса Ширина венца червячного колеса Принимаем b2=32мм Окружная скорость червяка - колеса - Скорость скольжения зубьев [1, формула 4.15] КПД редуктора с учетом потерь в опорах, потерь на разбрызгивание и перемешивания масла [1, формула 4.14] Уточняем вращающий момент на валу червяка По [1, табл. 4.7] выбираем 7-ю степень точности передачи и находим значение коэффициента динамичности Kv = 1,1. Коэффициент неравномерности распределения нагрузки [1,формула 4.26] В этой формуле коэффициент деформации червяка при q =10 и Z1 =4 [1,табл. 4.6] При незначительных колебаниях нагрузки вспомогательный коэффициент Х=0,6 Коэффициент нагрузки 5.5 Проверочный расчет Проверяем фактическое контактное напряжение МПа < [GH] = 173МПа. Проверяем прочность зубьев червячного колеса на изгиб. Эквивалентное число зубьев. Коэффициент формы зуба [1, табл. 4.5] YF = 2,19 Напряжение изгиба Па = 16,2 МПа Определяем основное допускаемое напряжение изгиба для реверсивной работы: , где -коэффициент долговечности, принимаем по его минимальному значению =0,543/1,с.67/; Таким образом, =98*0,543=53,21МПа. Прочность обеспечена, т. к. < . Определяем окружные Ft, осевые Fa и радиальные Fr силы в зацеплении соответственно на червяке и на колесе по формулам:
Все вычисленные параметры заносим в табл.6. Таблица 6 Параметры червячной передачи
6 Расчет ведомого вала редуктора 6.1 Исходные данные Исходные данные выбираем из табл.3,5,6 с округлением до целых чисел: Н; Н; Н; FВ3=490Н - нагрузка от цепи на вал под углом 45°; Т3=495,3Н; d=160мм; b=32мм. По кинематической схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора. Рис.4 Схема усилий, действующих на валы червячного редуктора 6.2 Выбор материала вала Назначаем материал вала. Принимаем сталь 45, для которой [1, табл.8.4] ув = 890 Н/мм2. Определяем пределы выносливости материала вала при симметричном цикле изгиба и кручения ; ; ; Н/мм2; ; Н/мм2. 6.3 Определение размеров вала Определяем диаметр выходного конца вала под ступицей звездочки из расчёта на чистое кручение (6.1) где [фк]=(20…30)Мпа [1,c.161] Принимаем [фк]=25Мпа. Диаметр выходного конца Принимаем ближайшее большее значение из стандартного ряда d1 =50мм. Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.5) Рис.5 Приближенная конструкция ведомого вала Диаметры подшипниковых шеек d2 =d1+2t=50+2х2,8=55,6мм Принимаем d2 =60мм Диаметр под ступицу червячного колеса d3= d2 +3,2r=60+3,2х3=69,6мм Принимаем d3 =71мм Диаметр буртика d5= d3 +3,2r=71+9,6=80мм l1 =(1,0…1,5)d1 =1,2х50=60мм l2?1,25d2 =1,25х60=75мм l3 =(0,8..1)хdam=170мм Предварительно выбираем подшипник 7512 ГОСТ333-79 с внутренним диаметром 60мм, наружным 110мм, шириной 20мм. l4 =22мм. 6.4 Расчет ведомого вала на изгиб с кручением Для построения эпюр с учетом рис.5 определяем расстояния прилагаемых сил (рис.6). a=b=l3/2=85мм; с=l1/2+l2-10=95мм; d=160мм. Рис.6 Компоновочный эскиз вала Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников. Силу давления цепной передачи на вал FВ раскладываем на составляющие в осях х и у: FВх= FВy= FВcos45°=346,5Н. Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у) Изгибающий момент от осевой силы Fа будет: mа=[Fad/2]: mа=2615·16010-3/2; mа=209Нм. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. 1mАу=0 -RBy·(a+b)+Fr·a+ mа-FВу(a+b+c)=0 RBy=(-FВу(a+b+c)+Fr·а+ mа)/ (a+b); RBy= (-346,5·0,265+2252·0,085+209)/ 0,17; RBy==436,5Н 2mВу=0 RАy·(a+b)-Fr·b- mа+FВу(a+b+c)=0 RАy==(-FВу·c-+Fr·b+ mа)/ (a+b); RАy =(-346,5·0,095+2252·0,085+209)/ 0,17; RАy =2162Н Проверка: FКу=0 RАy -Fr+ RBy -FВу =2162-2252+436,5-346,5=0 Назначаем характерные точки 1,2,2',3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1у=0; М2у=-RАy·а; М2у=-2162·0,085; М2у =-184Нм; М2'у= М2у -mа (справа); М2'у=-184-209; М2'у =-293Нм; М3у=FВу·с; М3у=346,5·0,095=33Нм; М4у=0; Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.7) Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х) 1mАх=0; -FВх·(a+b+с)-RВх·(a+b)+ Ft·a=0; -346,5·(0,085+0,085+0,095)-RВх·(0,085+0,085)+6196·0,085=0; RВх=434,8/0,17; RВх=2558Н 2mВх=0; RАх·(a+b)-Ft·b-FВх·с= 0; RАх=(61910,085+346,50,095)/0,17; RАх=3286,5Н Проверка mКх=0; RАх- Ft +FВх+RВх=2558-6191+346,5-3286,5=0 Назначаем характерные точки 1,2,2',3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1х=0; М2х= -RАх·а; М2х=-3286,5·0,085; М2х=-279Нм; М3х=-FВх ·с; М3х=-346,5·0,095; М3х=-33Нм, М4х=0; Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент ТI-I=0; ТII-II=T1=Ft·d/2; ТII-II=619116010-3/2; ТII-II=495Нм. Рис.7 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведомого вала. 6.5 Расчет коэффициента запаса прочности В соответствии с рис.7 наиболее опасным является сечение 2-2, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки червячного колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты. Исходные данные для расчета: М2'у=293Нм; М2х=279Нм; Т2-2=495Нм; d=71мм; в=20мм - ширина шпонки, t=7,5мм - глубина шпоночного паза. При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения - по отнулевому циклу. Определяем результирующий изгибающий момент: Нм. Определяем напряжения изгиба: уи=Ми/W; где W - момент сопротивлению изгибу. По [1,табл.22.1]: мм3 уи=404000/30880=13Н/мм2. При симметричном цикле его амплитуда равна: уа= уи =95Н/мм2. Определяем напряжения кручения: фк=Т2-2/Wк; где Wк - момент сопротивлению крученю. По [1,табл.22.1]: мм3 фк=495000/65025=7,6Н/мм2. При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна: фа= фк /2=7,6/2=3,8 Н/мм2. Согласно примечанию к табл. 0.2 [3] в расчет принимаем концентрацию напряжений от посадки зубчатого колеса, для которой по табл.0.5 [3] (интерполируя) Ку/Кн=3,9; Кф/Кd=2,8. По табл. 0.3…0.4 [3]: КF=1,0 - для шлифованной посадочной поверхности; Кн=1,0 - поверхность вала не упрочняется. Определяем коэффициенты концентрации напряжении вала: (Ку)D=( Ку/Кн+ КF-1)/ Кн=(3,9+1-1)/1=3,9; (Кф)D=( Кф/Кн+ КF-1)/ Кн=(2,8+1-1)/1=2,8. Определяем пределы выносливости вала: (у-1)D=у-1/(Ку)D=383/3,9=98,2 Н/мм2; (ф-1)D=ф-1/(Кф)D=222/2,8=79,3 Н/мм2. Определяем коэффициенты запаса прочности: sу=(у-1)D/ уа=98,2/13=7,5; sф=(ф-1)D/ фа=79,3/3,8=20,8. Определяем расчетный коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям: Сопротивление усталости вала в сечении 3-3 обеспечивается. 7 Расчет ведущего вала редуктора-червяка 7.1 Исходные данные Исходные данные выбираем из табл.3,5,6 с округлением до целых чисел: Н; Н; Н; Н; Т2=116,3Н; d=83,33мм; b=40мм. Схема усилий приведена на рис.4. 7.2 Определение диаметров вала Ведущий вал - червяк (см.рис.8) Рис.8 Эскиз червяка Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении (согласно табл. 7.1 [2]): По ГОСТ принимаем d1 =25мм Диаметры подшипниковых шеек d2 =d1+2t=25+2х2,2=29,9мм Принимаем d2 =30мм d3?df1=47,88 Принимаем d3 =40мм l1 =(1,2…1,5)d1 =1,4x25=35мм l2?1,5d2 =1,5x30=45мм l3 =(0,8…1)хdam=170мм l4 - определим после выбора подшипника 7.3 Эскизная компоновка ведущего вала Назначаем предварительно подшипники шариковые радиально-упорные однорядные средней серии по мм подшипник №36307, у которого Dп=80мм; Вп=21мм [1,c.394, табл.П3]. Выполняем эскизную компоновку вала редуктора. Необходимо определить длину вала L и расстояния от середины подшипников до точек приложения нагрузок a, b и с (рис.6). Принимаем lст=b+10мм - длина ступицы колеса: lст=40+10=50мм; (30…50)мм - расстояние от торца подшипника до торца ступицы шкива. Принимаем 40мм. lш=60мм - длина ступицы шкива. Определяем размеры а, b, с и L. а=b=Вп/2+е+К+lст/2; а=b=21/2+10+10+50/2; а=b=55,5мм Принимаем а=b=55мм. с= Вп/2+40+lш/2; с=21/2+40+60/2; с=80,5мм Принимаем с=80мм. L=Вп/2+a+b+c+ lзв/2; L=21/2+55+55+80+60/2; L=230,5мм; Принимаем L=235мм. 7.4 Расчет ведущего вала на изгиб с кручением Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников. Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у) Изгибающий момент от осевой силы Fа будет: mа=[Fad/2]: mа=6191·4010-3/2; mа?124Нм. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. 1mАу=0 RBy·(a+b)-Fr·a- mа=0 RBy=(Fr·а+ mа)/ (a+b); RBy= (2252·0,055+124)/ 0,11; RBy==2253Н 2mВу=0 RАy·(a+b)+Fr·b- mа=0 RАy==(-Fr·b mа)/ (a+b); RАy =(2252·0,055+124)/ 0,11; RАy =1Н Проверка: FКу=0 RАy- Fr - RBy=1-2252+2253=0 Назначаем характерные точки 1,2,2',3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1у=0; М2у= -RАy·а; М2у=-1·0,055; М2у =-0,05Нм; М2'у= М2у- mа(справа); М2'у=-0,05-124; М2'у =-124Нм; М3у=0; М4у=0; Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.9) Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х) Рис.8 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведущего вала. 1mАх=0; -FОп·(a+b+с)-RВх·(a+b)+Ft·a=0; -861·(0,055+0,055+0,08)+RВх·(0,055+0,055)-2615·0,055=0; RВх=307,4/0,11; RВх2795Н 2mВх=0; RАх·(a+b)-Ft·b-Fоп·с= 0; RАх=(26150,055+8610,08)/0,11; RАх1934Н Назначаем характерные точки 1,2,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1х=0; М2х= -RАх·а; М2х=-1934·0,055; М2х=106Нм; М3х= FОп ·с; М3х=861·0,08; М3х=69Нм М4х=0; Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент ТI-I=0; ТII-II=T1=Ft·d/2; ТII-II=26154010-3/2; ТII-II=52Нм. Так как значения изгибающих и крутящих моментов значительно меньше, чем у ведомого вала расчет вала на прочность не проводим. 8 Подбор подшипников 8.1 Расчет подшипников червяка на долговечность Исходные данные n2=722мин-1; dп3=30мм; RАy=1Н; RАх=1934Н; RBy=2252Н; RВх=2791Н; Н. Определяем радиальные нагрузки, действующие на подшипники ; (12.1) ; Здесь подшипник 2 - это опора А в сторону которой действует осевая сила Fа (рис.9). ; ; Назначаем тип подшипника, определив отношение осевой силы к радиальной силе того подшипника, который ее воспринимает (здесь подшипник 2) ; ; Так как соотношение больше 0,35, то назначаем роликовый конический однорядный подшипник средней серии по dп3=30мм. Подшипник № 7306, у которого: Dn2=72мм; Вn2=21мм; С0=40кН - статическая грузоподъемность; С=29,9кН - динамическая грузоподъемность е=0,34 - коэффициент осевого нагружения; У=1,78 - коэффициент при осевой нагрузке [1,c.402, табл.П7]. Определяем коэффициент Х при радиальной нагрузке [1,c.212, табл.9.18] в зависимости от отношения ; где V - коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1. Тогда Х=0,4. Изображаем схему нагружения подшипников. Подшипники устанавливаем враспор. Рис.9 Схема нагружения вала-червяка Определяем осевые составляющие от радиальных нагрузок S=0,83eFr [1,c.216] S1=0,830,343587; S1=1012Н; S2=0,830,341934; S2=546Н. Определяем осевые нагрузки, действующие на подшипники. FaI=S1; FaII=S2 +FaI; FaI=1012Н; FaII=546+1012; FaII=1558Н. Определяем эквивалентную нагрузку наиболее нагруженного подшипника II Fэ2=(ХVFr2+УFaII)KKф; где K - коэффициент безопасности; K =1,3…1,5 [1,c.214, табл.9.19]; принимаем K =1,5; Kф - температурный коэффициент; Kф =1 (до 100?С) [1,c.214, табл.9.20]; Fэ2=(0,411934+1,781558)1,51; Fэ2=5146Н?5,2кН Определяем номинальную долговечность роликовых подшипников в часах [1,c.211]; (12.2) Подставляем в формулу (12.2): ; ч. По заданию долговечность привода 3 года при двухсменной работе Lhmin=260х8х2х3=12500ч. В нашем случае Lh> Lhmin, принимаем окончательно для червяка подшипник 7306. 8.2 Расчет подшипников тихоходного вала на долговечность Исходные данные n2=72,2мин-1; dп3=60мм; RАy=2162Н; RАх=3286Н; RBy=436Н; RВх=2558Н; Н. Определяем радиальные нагрузки, действующие на подшипники (12.1) ; Здесь подшипник 2 - это опора А в сторону которой действует осевая сила Fа (рис.10). ; ; Назначаем тип подшипника, определив отношение осевой силы к радиальной силе того подшипника, который ее воспринимает (здесь подшипник 2) ; ; Так как соотношение больше 0,35, то назначаем роликовый конический однорядный подшипник средней серии по dп3=60мм. Подшипник № 7512, у которого: Dn2=110мм; Вn2=30мм; С0=94кН - статическая грузоподъемность; С=75кН - динамическая грузоподъемность е=0,392 - коэффициент осевого нагружения; У=1,528 - коэффициент при осевой нагрузке [1,c.402, табл.П7]. Определяем коэффициент Х при радиальной нагрузке [1,c.212, табл.9.18] в зависимости от отношения >е где V - коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1. Тогда Х=0,4. Подшипники устанавливаем враспор. Определяем осевые составляющие от радиальных нагрузок S=0,83eFr [1,c.216] S1=0,830,3922595; S1=844Н; S2=0,830,3923933; S2=1280Н. Определяем осевые нагрузки, действующие на подшипники. FaI=S1; FaII=S2 +FaI; FaI=844Н; FaII=844+1280; FaII=2124Н. Определяем эквивалентную нагрузку наиболее нагруженного подшипника II Fэ2=(ХVFr2+УFaII)KKф; где K - коэффициент безопасности; K =1,3…1,5 [1,c.214, табл.9.19]; принимаем K =1,5; Kф - температурный коэффициент; Kф =1 (до 100?С) [1,c.214, табл.9.20]; Fэ2=(0,413933+1,782124)1,51; Fэ2=8030Н=8,03кН Определяем номинальную долговечность роликовых подшипников в часах [1,c.211]; (12.2) Подставляем в формулу (12.2): ; ч. По заданию долговечность привода Lhmin=12500ч. В нашем случае Lh> Lhmin, принимаем окончательно для червяка подшипник 7512. 9. Подбор и проверочный расчет шпонок ведущего вала Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [3]. Рис.10 Сечение вала по шпонке Для выходного конца быстроходного вала при d=25 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ23360-78 bxh=8x7 мм2 при t=4мм (рис.10). При длине ступицы шкива lш=35 мм выбираем длину шпонки l=32мм. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле: (9.1) где Т - передаваемый момент, Нмм; ТII=70570Нмм lр - рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр=l-b,мм; []см - допускаемое напряжение смятия. С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается шкив из ст.3 ([]см=110…190 Н/мм2) вычисляем: Условие выполняется. 10. Подбор и проверочный расчет шпонок ведомого вала Передаваемый момент Т3=232Нм=495300Нмм. Для выходного конца тихоходного вала при d=50 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=14x9 мм2 при t=5,5мм. При l1=60 мм выбираем длину шпонки l=45мм. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (9.1). Условие выполняется. Для соединения тихоходного вала со ступицей червячного колеса при d=71 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=20x12 мм2 при t=7,5мм. При l1=32 мм выбираем длину шпонки l=32мм. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжения смятия и условия прочности с учетом материала ступицы чугуна СЧ20 ([]см=70…100 МПа) и Т2=748 Нмм: Условие выполняется. Выбранные данные сведены в табл.6. Таблица 6 Параметры шпонок и шпоночных соединений
11. Определение конструктивных размеров червячной передачи Длины ступиц и внутренние диаметры определены ранее. Наружные диаметры ступиц определяем по формуле: dст=1,55d; dст=1,55х71=110мм Учитывая, что диаметр впадин df=150,4мм конструкцию червячного колеса принимаем биметаллической, т.е. колесо без обода из серого чугуна, а венец - из бронзы БрА9Ж3Л. Определяем конструктивные размеры частей (см. рис.11). Рис.11 Конструктивные размеры червячного колеса d=(0,4…0,5)b=0,5х32=16мм, h=(0,3…0,4)d=5мм Размеры фасок венца и ступицы выбираем в зависимости от их диаметров. fо=2,5мм (для d=110…164мм), fст=2,0мм (для d=71мм) Принимаем б=45?, г=0° 12. Компоновочная схема и тепловой расчет редуктора По рассчитанным и выбранным размерам строим компоновочную схему редуктора (рис.12) и определяем основные размеры корпуса. Производим тепловой расчет, суть которого сводится к тому, чтобы температура масла в картере редуктора не превышала допускаемого значения [t м]=80…90?С. tм=tв+Р1(1-з)/(КtА)? [t м] (12.1) где tв -- температура воздуха вне корпуса, °С; в цеховых условиях t м=20?С; Р1=5335 -- мощность на червяке, Вт; з=0,85 -- КПД редуктора с 4-хзаходним червяком; Кt -- коэффициент теплоотдачи, зависящий от материала корпуса редуктора и интенсивности вентиляции помещения. Для чугунных корпусов принимают Кt =8. . .17 Вт/(м2? ?С); А -- площадь поверхности охлаждения редуктора. Для облегчения определения площади поверхности редуктора компоновочный чертеж упрощаем до формы параллепипеда с размерами 300х250х100мм. Тогда А=2х0,3х0,25+2х0,25х0,1+2х0,3х0,1=0,26м2 Подставив данные в формулу (12.1) получим tм=20+5335(1-0,85)/(10х0,26)=50,8?С? [t м] Рис.12 Конструкция корпуса редуктора 13. Определение конструктивных размеров крышек подшипников Конструкцию крышек подшипников принимаем привертную (рис.13). Рис.13 Конструкция крышек подшипников Определяем основные размеры крышек подшипников и заносим результаты в табл.8. Таблица 8 Основные размеры крышек подшипников
Остальные размеры определяем конструктивно при построении чертежа. 14. Выбор системы и вида смазки Скорость скольжения в зацеплении VS = 2,38 м/с. Контактные напряжения Н = 510 Н/мм2. По таблице 10.29 из [3] выбираем масло И-Т-Д-460. Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы венец зубчатого колеса был в него погружен на глубину hм (рис.14): Рис.14 Схема определения уровня масла в редукторе: hм = (0,1…0,5)d1 = 0,2540 = 10мм; hм min = 2,2m = 4мм. При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники. Объем масляной ванны V = 0.65PII = 0.653,65 = 2.37 л. Контроль уровня масла производится через круглый прозрачный маслоуказатель, для чего в корпусе в зоне верхнего и нижнего уровней смазки делаются отверстия. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку, в которую закручивается пробка-отдушина. И для вала-червяка, и для вала червячного колеса выберем манжетные уплотнения по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла. 15. Выбор стандартных изделий Выбор подшипников, манжет и шпонок произведен ранее. В качестве стяжных винтов выбираем винты с внутренним шестигранником по ГОСТ 11738-84 с резьбой М10 и длинами 18мм. Для крепления крышек подшипников выбираем винты с внутренним шестигранником по ГОСТ 11738-84 с резьбой М8 и длинами 16мм. Под винты устанавливаем пружинные шайбы по ГОСТ6402-70. М6х10 ГОСТ1491-80 - 4шт. Для крепления маслоуказателя выбираем винты М4х8 ГОСТ1491-80 - 4шт.Для фиксации крышки и основания корпуса выбираем 2 штифта 5х32 ГОСТ3129-70. Список использованной литературы 1. Дунаев П.Ф., Детали машин, Курсовое проектирование. М.: Высшая школа, 1990. 2. Скойбеда А.Т., Кузьмин А.В., Макейчик Н.Н., Детали машин и основы конструирования, Минск: «Вышейшая школа», 2000. 3. Куклин Н.Г., Куклина Г.С., Детали машин, учебник для техникумов. М.: Высшая школа, 1987. 4. Курмаз А.В., Скойбеда А.Т., Детали машин, проектирование, учебное пособие Минск: УП «Технопринт», 2001. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |