|
|
|
Расчет конического редуктора |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Расчет конического редуктора
Расчет конического редуктора
4 Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Самарский государственный технический университет. Кафедра: «Прикладная механика» Курсовой проект по механикеСтудент 2 - ХТ - 2Руководитель: к. т. н., доцентCамара,2004 г.Техническое задание №65.Коническая передача.Частота вращения вала электродвигателя:.Вращающий момент на выходном валу редуктора:.Частота вращения выходного вала: .Cрок службы редуктора в годах: .Коэффициент загрузки редуктора в течение года: .Коэффициент загрузки редуктора в течение суток:.Содержание1. Введение_________________________________________________________42. Кинематический и силовой расчёт привода__________________________42.1 Определение частот вращения валов редуктора______________________42.2. Расчёт чисел зубьев колёс________________________________________42.3. Определение фактического передаточного отношения_______________52.4. Определение КПД редуктора_____________________________________52.5. Определение номинальных нагрузочных моментов на каждом валу, схема механизма___________________________________________________52.6. Расчёт потребной мощности и выбор электродвигателя, его размеры___53. Выбор материалов и расчёт допускаемых напряжений_________________73.1. Определение твёрдости материалов, выбор материала для зубчатого колеса____________________________________________________________73.2. Расчет допускаемых напряжений _________________________________73.3. Допускаемые напряжения на контактную выносливость______________73.4. Допускаемые напряжения на изгибную выносливость________________84. Проектный и проверочный расчёт передачи__________________________84.1. Вычисление предварительного делительного диаметра шестерни______84.2. Вычисление предварительного модуля передачи и уточнение его по ГОСТу___________________________________________________________84.3. Расчёт геометрических параметров передачи_______________________84.4. Проверочный расчёт передачи___________________________________94.5. Усилия в зацеплении___________________________________________95. Проектный расчёт вала и выбор подшипников ______________________126. Эскизная компоновка и расчёт элементов конструкции_______________126.1. Расчёт зубчатого колеса________________________________________126.2. Расчёт элементов корпуса______________________________________136.3. Расчёт мазеудерживающих колец_______________________________136.4. Расчёт крышки подшипников__________________________________136.5. Выполнение компоновочного чертежа__________________________137. Подбор и проверочный расчёт шпоночных соединений _______________148. Проверочный расчёт вала на усталостную выносливость______________159. Проверочный расчёт подшипников выходного вала на долговечность___1810. Подбор и расчет соединительной муфты___________________________1911. Смазывание редуктора__________________________________________1912. Сборка и регулировка основных узлов редуктора___________________2013. Список используемой литературы________________________________2214. Приложения__________________________________________________23Введение.Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины.Назначение редуктора - понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Редуктор состоит из корпуса (литого чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи - зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания зацеплений и подшипников или устройства для охлаждения.Редукторы классифицируют по следующим основным признакам: типу передачи (зубчатые, червячные или зубчато-червячные); числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые и т.д.); типу зубчатых колес (цилиндрические, конические, коническо-цилиндрические и т.д.); относительному расположению валов редуктора в пространстве (горизонтальные, вертикальные); особенностям кинематической схемы (развернутая, соосная, с раздвоенной ступенью и т.д.).Конические редукторы применяют для передачи движения между валами, оси которых пересекаются обычно под углом 90. Передачи с углами, отличными от 90 , встречаются редко. Наиболее распространённый тип конического редуктора - редуктор с вертикально расположенным тихоходным валом. Возможно исполнение редуктора с вертикально расположенным быстроходным валом; в этом случае привод осуществляется от фланцевого электродвигателяПередаточное число u одноступенчатых конических редукторов с прямозубыми колёсами, как правило, не выше 3; в редких случаях u = 4.При косых или криволинейных зубьях u = 5 (в виде исключения u = 6.3).У редукторов с коническими прямозубыми колёсами допускаемая окружная скорость (по делительной окружности среднего диаметра) v ? 5 м/с. При более высоких скоростях рекомендуют применять конические колёса с круговыми зубьями, обеспечивающими более плавное зацепление и большую несущую способность.2 Кинематический и силовой расчет привода.2.1 Определение частот вращения валов редуктора:.Частота вращения первого (входного) вала: .Частота вращения второго (выходного) вала:.2.2 Расчёт чисел зубьев передач.Расчётное число зубьев шестерни определяют в зависимости от величины передаточного отношения передачи:Значение округляют до целого числа по правилам математики: .Расчётное число зубьев колеса , необходимое для реализации передаточного числа , определяют по зависимости: .Значение округляют до целого числа :.2.3 Определение фактического передаточного отношения:.2.4 Определение КПД редуктора.Для конического редуктора .Вращающий (нагрузочный) момент на выходном валу редуктора:.На входном валу: .2.5 Определение номинальных нагрузочных моментов на каждом валу, схема механизма.Мощность на выходном валу редуктора, кВт: кВт, где: - вращающий момент выходного вала, - частота вращения выходного вала.Расчетная мощность электродвигателя:,Данному соответствует мощность=5,5 кВт, т.е. электродвигатель типа 112М4.|
Габаритные размеры, мм | Установочные и присоединительные размеры, мм | | | | | | | | | | | | | | 372 | 452 | 310 | 190 | 32 | 32 | 80 | 70 | 140 | 190 | 12 | | | 3 Выбор материалов и расчет допускаемых напряжений для конических передач.3.1 Определение твёрдости материалов, выбор материала для зубчатого колеса.Марку стали можно выбрать в зависимости от твердости . Ориентировочно твердость стали можно определить по зависимости:, где:- вращающий момент на входном валу редуктора, Нм;- диаметр вала электродвигателя, мм.Величину HB округляем до целого числа (в большую сторону), кратного 10: HB=200. По таблице марка стали: сталь 45, вид термообработки - улучшение, предел прочности , предел текучести .3.2 Расчет допускаемых напряжений.Исходя из условий эксплуатации и видов повреждений зубчатых колес рассчитывают допускаемые напряжения на контактную и изгибную выносливость для наиболее слабого звена в передаче.Таким звеном для конических передач является шестерня, испытывающая наибольшее количество циклов нагружения в течение заданного срока службы привода L.Для определения фактического числа циклов нагружения ведущей шестерни за весь период эксплуатации необходимо знать суммарное время работы передачи в часах , определяемое по формуле:, где: - срок службы редуктора в годах, - коэффициент загрузки редуктора в течение года, - коэффициент загрузки редуктора в течение суток. определяется из формулы:, где:- частота вращения вала шестерни.3.3 Допускаемые напряжения на контактную выносливость.Допускаемые напряжения на контактную выносливость определяют по формуле:МПа, где:- предел контактной выносливости, МПа; определяют по зависимости:МПа; - коэффициент запаса контактной прочности; - коэффициент долговечности; рассчитывают по зависимости:, здесь - базовое число циклов:Диапазон значений находится в пределах: . Т.к. рассчитанный коэффициент , то принимаем .3.4 Допускаемые напряжения на изгибную выносливость.Допускаемые напряжения на изгибную выносливость определяют по формуле:МПа, где:- предел изгибной выносливости, МПа; определяют в зависимости от твердости материала HB:МПа, - коэффициент запаса изгибной прочности; - коэффициент долговечности; рассчитывают по зависимости:, здесь - базовое число циклов. Диапазон значений находится в пределах: . Т.к. рассчитанный коэффициент , то принимаем .4 Проектный и проверочный расчёт передачи.4.1 Вычисление предварительного делительного диаметра шестерни.Рассчитываем основные геометрические параметры из условия контактно- усталостной прочности активных поверхностей зубьев (с точностью 0,01 мм - для линейных величин, 0,0001 град - для угловых величин):Внешний делительный диаметр шестерни (предварительное значение) , мм:мм, где: - коэффициент нагрузки, учитывающий неравномерность ее распределения; в курсовом проектировании с достаточной степенью точности можно принять .4.2 Вычисление предварительного модуля передачи и уточнение его по ГОСТу:.По расчетной величине принимаем ближайшее большее стандартное значение модуля: , 4.3 Расчёт геометрических параметров передачи 4.3.1 Внешнее конусное расстояние , мм:.4.3.2 Диаметр внешней делительной окружности шестерни и колеса , мм:,.4.3.3 Диаметр внешней окружности вершин зубьев шестерни и колеса , мм:,, где: и - углы делительных конусов, град., равные:,.4.3.4 Расчетная ширина зацепления колес, мм:.Расчетное значение округляем до целого числа b в большую сторону. Ширина зубчатых колес принимается равной:.4.3.5 Внешняя высота зуба , мм:.4.3.6 Внешняя высота головки зуба , мм:Для исключения возможных ошибок в вычислениях при проектном расчете проверяют выполнение условия контактной выносливости:МПа.Условие выполняется, значит, расчет верен.4.4 Проверочный расчет передачи.Определяем рабочие изгибные напряжения, которые должны быть не больше допускаемых, по зависимости:,МПа, где: - коэффициент нагрузки при изгибе, учитывающий неравномерность ее распределения и динамичный характер; в курсовом проектировании для колес 7-ой степени точности изготовления можно принять - коэффициент формы зубьев шестерни, определяется по зависимости:Условие изгибной прочности выполняется, расчет верен.4.5 Усилия в зацеплении.Для последующих расчетов по оценке работоспособности валов и подшипников определяют силы, возникающие в зацеплении при передаче вращающего момента и действующие на шестерню (обозначены индексом 1) и колесо (обозначены индексом 2):· окружная сила , Н:Н,· радиальная и осевая силы , Н:Н,Н, где: - угол зацепления.5 Проектный расчёт вала и выбор подшипников.При проектном расчёте валов используется основное уравнение прочности при кручении и определяют диаметры консольных участков входного и выходного вала по заниженным касательным напряжениям , где: - крутящие моменты на входном и выходном валах редуктора, Нм, - допускаемое касательное напряжение в МПа. Им предварительно задаются в пределах 20?40 МПа.Диаметр вала под муфту принимают равным диаметру вала двигателя:Переход с одного диаметра вала на другой выполняют по зависимости:, где: - диаметр предыдущей ступени в мм, - диаметр следующей ступени.Диаметр посадочной ступени под уплотнение на входном валу:.Диаметр посадочной ступени под подшипники качения:.Далее конструктивно назначают диаметры участков выходного вала под уплотнение : , под подшипники : , под зубчатое колесо : .Диаметр буртика определяется конструктивным обеспечением надёжного контакта торцов вала с внутренним кольцом подшипника или ступицей зубчатого колеса: .Так как на валах установлены цилиндрические прямозубые колёса, подбирают подшипники роликовые конические однорядные лёгкой серии по ГОСТ 8338 - 75 №7208 и №7209.6 Эскизная компоновка и расчёт элементов конструкции.6.1 Расчёт зубчатого колеса. - диаметр ступицы: , принимаем . - длина ступицы: , принимаем . - толщина диска: , принимаем . - толщина обода: . - диаметр диска; - диаметр отверстий; 6.2 Расчёт элементов корпуса.Толщина корпуса: , принимаем .Толщина крышки редуктора: , принимаем .Толщина фланцев корпуса и крышки: .Толщина нижнего пояса корпуса без бобышки: , принимаем .Диаметр фундаментных болтов: , принимаем болты с резьбой М 18.Диаметр болтов у подшипников: , принимаем болты с резьбой М 12.Диаметр болтов соединяющих основание корпуса с крышкой: , принимаем болты с резьбой М 12.Наименьший зазор между наружной поверхностью колеса и стенкой корпуса:По диаметру: По торцам: 6.3 Расчёт мазеудерживающих колец.На входном валу: - диаметр кольца; . - ширина кольца: . - длина кольца; выбирают конструктивно: . - шаг зубьев: .На выходном валу: , , , .6.4 Расчёт крышки подшипников.На входном валу: - высота крышки, ,,где - диаметр стакана.На выходном валу: - высота крышки, ,, где - внешний диаметр подшипника.6.5 Выполнение компоновочного чертежа.Примерно посередине листа параллельно его длинной стороне проводят горизонтальную осевую линию; выделяем точку О, через которую проводят вертикальную осевую линию.От горизонтальной линии откладывают угол , проводят осевые линии делительного конуса ОА. На осевых ОА откладывают внешнее конусное расстояние . Из точек А перпендикулярно ОА откладывают отрезки А1, равные внешнему модулю зацепления :. Точки 1 соединяют с центром О. Из точек А откладывают отрезок АВ, равный ширине зацепления b: . Из точек В проводят перпендикуляры к ОА и убирают лишние линии. Затем вычерчивают конструкцию конического колеса, для которого рассчитаны , , , с, , .После того, как вычерчена коническая пара колес, начинают компоновку общего вида редуктора. На расстоянии 5мм от торца ступицы колеса и диаметра проводят горизонтальную и вертикальную линии внутренней стенки корпуса. На расстоянии мм проводят верхнюю горизонтальную линию внутренней стенки. По периметры пунктирной линией показывают толщину стенки корпуса и основной линией ширину фланца . По размерам , , Т вычерчивают подшипники 2-го вала. По диаметрам , вычерчивают ступени 2-ого вала редуктора. Правый подшипник 1-ого вала углубляют в корпус на и вычерчивают его по размерам . От середины шестерни отмеряют расстояние и вдоль оси 1-ого вала откладывают отрезок длиной мм, вычерчивают левый подшипник с размерами . Вычерчивают стакан с толщиной стенки мм: мм. Затем крышки подшипников с диаметрами .Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливают мазеудерживающие кольца.Измерением находят расстояния на ведомом валу: и .7 Подбор и проверочный расчёт шпоночных соединенийПод колесо:Длину шпонки назначают из стандартного ряда так, чтобы она была несколько меньше длины ступицы. Принимаем .Шпонка 2 - 14х9х63 ГОСТ 23360 - 78.Соединение проверяют на смятие:, где: - передаваемый вращающий момент, Нм, - диаметр вала в месте установки шпонки, мм, - высота шпонки, мм, - глубина шпоночного паза, мм, - рабочая длина шпонки, мм,, где - ширина шпонки, - допускаемое напряжение на смятие: .<. Условие выполняется.Шпонку проверяют на срез:<. Условие выполняется.Под муфту на входном валу. Шпонка 2 - 10х8х48 ГОСТ 23360 - 78; ; Условия выполняются.Под муфту на выходном валу. Шпонка 2 - 10х8х63 ГОСТ 23360 - 78; ; Условия выполняются.8 Проверочный расчёт на усталостную выносливость.1) По сборочному чертежу составляют расчётную схему вала, на которой представлены все внешние силы нагружения вала: - окружная составляющая, - радиальная, - осевая составляющая сил, действующих в зацеплении (из расчетов).2) Определяют реакции в опорах в вертикальной и горизонтальной плоскостях и , и . Реакции в опорах вычисляют, составляя уравнение равновесия сил и моментов действующих в каждой плоскости.В горизонтальной плоскости: , , откуда , , откуда В вертикальной плоскости:, , откуда , , откуда 3) Рассчитывают и строят, пользуясь методом сечений, эпюры изгибающих моментов.В горизонтальной плоскости. На участке : , ,при , ,при , .На участке : , ,при , ,при , .Принимают .В вертикальной плоскости. На участке : , ,при , ,при , .На участке : , ,при , ,при , .Суммарные изгибающие моменты:на участке : ,на участке .4) Определяют общий коэффициент запаса прочности который должен быть не менее допускаемого - . В общем машиностроении ..где и - коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:, где: - предел выносливости для материала вала при симметричном цикле изгиба, МПа. Назначают марку стали: сталь 45, вид термообработки - закалка, отпуск . Пусть . Пусть сталь легированная, тогда:; - предел выносливости при симметричном цикле кручения, МПа; и - эффективные коэффициенты концентрации напряжений соответственно при изгибе и кручении,,; и - коэффициенты, учитывающие масштабные факторы для нормальных и касательных напряжений:,; - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности; при . Назначают ; и - коэффициенты, учитывающие соотношения пределов выносливости при симметричном и пульсирующем циклах изгиба и кручения: , ;, , , - амплитуда и среднее напряжение цикла соответственно для нормальных и касательных напряжений, МПа:, где: - суммарный изгибающий момент в опасном сечении:; ;, где:Т - крутящий момент на валу, ;, - моменты сопротивления изгибу и кручению, поперечного сечения вала с учётом шпоночного паза, мм3,,параметры и берут из таблицы.Общий коэффициент запаса прочности n больше допускаемого .9 Проверочный расчёт подшипников выходного вала на долговечность.1) Определяют полные реакции опор:,;2) Параметр осевого нагружения:;3) Осевые составляющие реакций опор:,.4) Результирующие осевые нагрузки на опоры:,;5) Определение приведённой радиальной нагрузки: ,где - коэффициент вращения; при вращении внутреннего кольца ; - большее значение и , Н; - коэффициент безопасности; для подшипников зубчатых передач 7-8 степени точности; - температурный коэффициент; при рабочей температуре ;, следовательно, , ;, следовательно, , ;;.6) Вычисляют ресурс наиболее нагруженного подшипника:, где: - динамическая грузоподъёмность, Н (справочные данные), - частота вращения выходного вала, об/мин.7) Проверяют условие долговечности: , т.е. условие долговечности выполняется.10 Подбор и проверочный расчет соединительной муфты.Муфты подбирают по таблицам из справочников в зависимости от диаметров валов, которые нужно соединить. Затем их проверяют по крутящему моменту: ., где: - расчётный момент, Нм, - номинальный момент, Нм, - коэффициент, учитывающий условия эксплуатации, ,< 200 Нмм.Подбираем муфту втулочно-пальцевую 250-32-2 ГОСТ 20761-80.11 Смазывание редуктора.Вязкость смазочного масла подбирают в зависимости от окружной скорости. Окружную скорость находят по зависимости: , где: - частота вращения (об/мин) и делительный диаметр шестерни, мм.Пользуясь параметрами контактного напряжения - , и окружной скорости , определяют кинематическую вязкость при температуре () по таблице. Принимаем .Конкретную марку масла находят по таблице в зависимости от вязкости и температуры. Выбираем масло «Индустриальное - 20А».Подшипники в редукторах могут смазываться как пластичными, так и минеральными жидкими маслами путём разбрызгивания в зависимости от условий их работы.Эти условия выбираются по зависимости:, где: - произведение среднего диаметра подшипника на частоту вращения его кольца, , - частота вращения кольца подшипника, об/мин, - средний диаметр подшипника, мм: , - внутренний и наружный диметр подшипника.Так как , подшипник рекомендуется смазывать пластичным смазочным материалам: солидол С.Для защиты подшипников от попадания в них жидкого масла устанавливают специальные мазеудерживающие кольца на валах рядом с подшипниками. Для предотвращения вытекания смазочного материала из подшипниковых узлов и попадания в них пыли, влаги в крышках подшипников устанавливают манжетные уплотнения.12 Сборка и регулировка основных узлов редуктораПеред сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом, начиная с узлов валов.1) На ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и роликоподшипники, предварительно нагретые в масле до , между подшипниками устанавливают распорную втулку. Подшипники ведущего вала монтируют в общем стакане;2) В ведомый вал закладывают шпонку 14 х 9 х 63 и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала, затем надевают мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле;3) Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрыв предварительно поверхность стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затем болты, крепящие крышку к корпусу;4) После этого в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку (солидол С), ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки;5) Перед установкой сквозной крышки в проточки заключаем манжетные уплотнения. Проверяем, проворачиванием валов отсутствие заклиниваний подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляем крышки винтами;6) Затем ввёртывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель. 7) Заливают в корпус масло «Индустриальное 20А» в количестве 1,5 л. и закрывают смотровое отверстие крышки с прокладкой из технического картона; закручивают крышку болтами.Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими стандартами.13 Список используемой литературы:1) Чернавский С. А. Курсовое проектирование деталей машин. М. Машиностроение, 1979.14 Приложения:1) Спецификация сборочного чертежа редуктора;2) Спецификация общего вида привода;3) Компоновка редуктора;4) Прототип сборочного чертежа;5) Прототип общего вида привода.
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|