|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Расчет мощности двигателяРасчет мощности двигателяВыбор электродвигателя и кинематический расчетПримем: КПД пары цилиндрических зубчатых колес ?1 = 0,98; коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения, ?2 = 0,99; КПД открытой цепной передачи ?3= 0,92; КПД, учитывающий потери в опорах вала приводного барабана, ?4= 0,99. Общий КПД привода ? = ?1* ?22* ?3* ?4= 0,98*0,992*0,92*0,99 = 0,875. Мощность на валу барабана Рб = Fл*vл = 8.15*1.3 =9,78 кВт. Требуемая мощность электродвигателя РТР = Р б / ? = 9,78 / 0,875 = 11,18 кВт. Угловая скорость барабана ?б = 2 vл / Dб = 2*1,2 / 0,42 = 5,7 рад/с. Частота вращения барабана nб = 30 ?б / ? = 30*5,7 / 3,14 = 59,6 об/мин. В табл. П. 1 по требуемой мощности РТР = 11,18 кВт с учетом возможностей привода, состоящего из цилиндрического редуктора и цепной передачи зубчатого редуктора ip = (3 - 6) и для цепной передачи iц = (3 - 6), iобщ = ip iц = (9-36), выбираем электродвигатель трехфазный короткозамкнутый серии 4А, закрытый, обдуваемый, с синхронной частотой вращения 1000 об/мин 4А 160 Мб УЗ, с параметрами Рдв = 15,0 кВт и скольжением 2,6% (ГОСТ 19523-81). Номинальная частота вращения nдв = 1000 - 26 = 974 об/мин, а угловая скорость ?дв = ? nдв /30 = 3.14*974 / 30 = 101.5 рад/с. Проверим общее передаточное отношение: u = ?дв / ?б = 101,5 / 5,7 =17,8, что можно признать приемлемым, так как оно находится между 9 и 36 (большее значение принимать не рекомендуют). Частные передаточные числа (они равны передаточным отношениям) можно принять: для редуктора по ГОСТ 2185 - 81 uр = 5, для цепной передачи uц =17,8 / 5 = 3,5. Частоты вращения и угловые скорости валов редуктора и приводного барабана: Вращающие моменты: на валу шестерни Т1 = РТР / ?1 =11,18*103 / 101,5 = 110,15*103 Нмм. на валу колеса Т2 = Т1 uр = 550,7*103 Нмм. Если в задании на курсовое проектирование указан двухступенчатый редуктор, то производится расчёт вращающих моментов для третьего вала и также вводится в таблицу. Расчёт зубчатых колёс редуктораТак как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками: Для шестерни: сталь 45, термическая обработка - улучшение, твердость НВ 230-260; для колеса - сталь 45, термическая обработка - улучшение, но твердость на 30 единиц ниже НВ 200-230. Допускаемые контактные напряжения: ?H =?HlimbKHL / [SH], где ?Hlimb - предел контактной выносливости при базовом числе циклов. По табл. 3.2 для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением) ?Hlimb= 2НВ + 70; KHL - коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают KHL = 1; коэффициент безопасности [SH] = 1,10. Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение [?H] = 0.45 ([?H1] + [?H2]) для шестерни [?H1] = (2HB1 +70)* KHL / [SH] = (2*230+70)*1 / 1.1 =482 МПа; для колеса [?H2] = (2HB2 +70)* KHL / [SH] =(2*200+70)*1 / 1.1 = 428МПа. Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение [?H] = 0,45 (482 + 428) = 410 МПа. Требуемое условие [?H] < 1,23 [?H2] выполнено. Коэффициент KH?, несмотря на симметричное расположение колес относительно опор, примем выше рекомендуемого для этого случая, так как со стороны цепной передачи действуют силы, вызывающие дополнительную деформацию ведомого вала и ухудшающие контакт зубьев. Принимаем предварительно по табл. 3.1, как в случае несимметричного расположения колес, значение KH? = 1,25. Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию ?ba = b /a? = 0,4. Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев по формуле = =43 (5+1)мм. где для косозубых колес Ка = 43, а передаточное число нашего редуктора u = 5. Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-81 aw = 200 мм. Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации: mп = (0,01 - 0,02) aw = (0,01 - 0,02) 200 = 2 - 4 мм; принимаем по ГОСТ 9563 - 80 mn = 2,5 мм. Примем предварительно угол наклона зубьев ? = 10° и определим числа зубьев шестерни и колеса: =(400+0,985)/15=26,2 Принимаем z1 = 26; тогда z2 = z1u =26*5 = 130. Уточненное значение угла наклона зубьев ? = 12°50'. Основные размеры шестерни и колеса: диаметры делительные: d1=mn z1 / cos? = 2.5 *26/ 0.975 = 66.66 мм; d2=mn z2 / cos? = 2.5*130 / 0.975 = 333.34 мм; Проверка: a? = 0.5 (d1 + d2) = 0.5 (66.66+333.34) = 200 мм. диаметры вершин зубьев: da1 = d1 + 2mn = 66,66 + 2*2,5 = 71,66 мм; da2 = d2 + 2mп = 333,34 + 2*2,5 = 338,34 мм; ширина колеса b2 = ?ba *a? = 0,4*200 = 80 мм; ширина шестерни b1 = b2 + 5 мм = 85 мм. Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру: ?bd = b1 / d1 = 85 / 66,66 = 1,275. Окружная скорость колес и степень точности передачи v = 0,5 ?1d1 =101,5*66,66 / = 3.38 м/с. При такой скорости для косозубых колес следует принять 8-ю степень точности. Коэффициент нагрузки KH = KH*KHa*KHv Значения KH? даны в табл. 3.5; при ?bd= 1,275, твердости НВ < 350 и несимметричном расположении колес относительно опор с учетом изгиба ведомого вала от натяжения цепной передачи KH? = 1,155. По табл. 3.4 при v = 3,38 м/с и 8-й степени точности KHa =1,08. По табл. 3.6 для косозубых колес при v < 5 м/с имеем KHv = 1,0. Таким образом, KH = 1,155 * 1,08 * 1,0 = 1,245. Проверка контактных напряжений по формуле: Силы, действующие в зацеплении: окружная Ft = 2T1 / d1 = 2*110,15*103 / 66.66 = 3304,8 H; радиальная Fr = Ft tga / cos? = 3304,8*tg 200 / cos120 50? = 1233,7 Н; осевая Fr = Ft tg ? = 3304,8*tg 12°50' = 731,6 Н. Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле: Здесь коэффициент нагрузки KF = KF?KFv. По табл 3.7 при \|/м = 1,275, твердости НВ < 350 и несимметричном расположении зубчатых колес относительно опор KF? = 1,33. По табл. 3.8, KFv = 1,3. Таким образом, коэффициент KF = 1,33*1,3 = 1,73; YF - коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев zv: zv1 = z1 / cos3 ?; у шестерни zv1 = 26 / 0.9753 = 28, у колеса zv2 = 130 / 0.9753 = 140, YFl = 3,84 и YF2 = 3,60 (см. с. 42). Допускаемое напряжение [?F] = ?0Flimb / [S] По табл. 3.9 для стали 45 улучшенной при твердости HB < 350 ?0Flimb = 1,8HB. Для шестерни ?0Flimb = 1,8*230 = 414 МПа; для колеса ?0Flimb =1,8*200 =360 МПа. [SF] = [SF]'[SF]» - коэффициент безопасности (см. табл. 3.9), где [SF]' = 1,75, [SF]» = 1 (для поковок и штамповок). Следовательно, [SF] = 1,75. Допускаемые напряжения: для шестерни [?F1] = 414 / 1,75= 236,6 МПа; для колеса [?F1] = 360 / 1,75 =205,7 МПа. Находим отношения [SF] / YF для шестерни 236,6 / 3.84 =61,6 МПа, для колеса 205,7 /3,6 = 57,4 МПа. Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше. Определяем коэффициенты Y? и КFa: Y? = 1- ? 0 / 140 = 1 - 12,8 / 140 = 1 - 0,09 = 0,91. Для средних значений коэффициента торцового перекрытия ?a =1.5 и 8- й степени точности KFa = 0.92. Проверяем прочность зуба колеса по формуле: < [?F] ?F2 = 3304,8*1.73*3.6*0.91*0.92 /80*2.5 = 86,16 МПа < [?F] = 205,7 МПа. Условие прочности выполнено. Предварительный расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям. Ведущий вал: диаметр выходного конца при допускаемом напряжении [?к] = 25 МПа. Так как вал редуктора соединен муфтой с валом электродвигателя, то необходимо согласовать диаметры ротора dдв и вала dBl. Как правило, принимают dBl = (0,7-1) dдв. Некоторые муфты, например УВП, могут соединять валы разных диаметров в пределах одного номинального момента. У подобранного нами электродвигателя диаметр вала равен 42 мм. Выбираем муфту МУВП по ГОСТ 21424 - 75 с расточками полумуфт под dдв = 42 мм и dв1 = 32 мм (рис 12.3). Примем под подшипниками dв1 = 40 мм. Шестерню выполним за одно целое с валом. Предварительный расчёт валов редуктора 2Иногда вал электродвигателя не соединяется непосредственно с ведущим валом редуктора, а между ними имеется ременная или цепная передача (так приведено в ряде заданий на курсовое проектирование). В этом случае диаметр вала редуктора рекомендуется принимать равным диаметру вала двигателя. Ведомый вал: учитывая влияние изгиба от натяжения цепи, принимаем [?к] = 20 МПа. Диаметр выходного конца вала Ведомый вал Принимаем ближайшее из стандартного ряда размеров dв2 = 55 мм. Диаметр вала под подшипниками принимаем 60 мм, под зубчатым колесом 65 мм. Диаметры остальных участков назначаем исходя из конструктивных соображений. Шестерню выполняем за одно целое с валом; ее размеры определены выше: d1 = 66,66 мм; dа1 = 71,66 мм; b1 = 85 мм. Колесо кованое d2 = 333,34 мм; dа2 = 338,34 мм; b2 = 80 мм. Диаметр ступицы dст = 1,6dк2 = 1,6*65 = 100 мм; длина ступицы lст = (1,2 - 1,5) dк2 = (1,2 - 1,5)*65 = 78 - 98 мм, принимаем lст = 80 мм. Толщина обода b0 = (2,5 - 4) mn = (2,5 - 4)*2,5 = 6,25 - 10 мм, принимаем b0 = 10 мм. Толщина диска С = 0,3b2 = 0,3*80 = 24 мм. Толщина стенок корпуса и крышки: b = 0,025а + 1 = 0,024*200 + 1 = 6 мм, принимаем b = 8 мм; b1 = 0,02а + 1 = 0,02*200 + 1 = 5 мм, принимаем b1 = 8 мм. Толщина фланцев поясов корпуса и крышки: верхнего пояса корпуса и пояса крышки b = 1,5b = 1,5*8 = 12 мм; b1 = 1,5b1 = 1,5*8 = 12 мм; нижнего пояса корпуса р = 2,35b = 2,35*8 = 19 мм; принимаем р = 20 мм. Диаметр болтов: фундаментальных d1 = (0,03 - 0,036) а + 12 =(0,03 - 0,036) 200 + 12 = 18 - 19,2 мм; принимаем болты с резьбой М20. крепящих крышку к корпусу у подшипников d2 = (0,7 - 0,75) d1 = 14 - 15 мм, принимаем болты с резьбой М16; соединяющих крышку с корпусом d3 = (0,5 - 0,6) d1 = 10 - 20 мм; принимаем болты с резьбой М12. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |