|
|
|
Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала
Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала
Содержание - 1. Исходные данные
- 2. Постановка задачи
- 3. Задание:
- 4. Расчет и выбор посадок подшипников скольжения.
- 4.1 Теоретические сведения
- 4.2 Расчет и выбор посадок подшипников скольжения
- 5. Расчет и выбор посадок с натягом для соединения зубчатого венца со ступицей
- 6. Расчет и выбор переходных посадок для соединения червячного колеса с валом
- 7. Размерный анализ
- 8. Расчет параметрического ряда
- 9. Вывод:
- Библиографический список:
1. Исходные данныеИсходными данными являются:- конструкция механизма, задаваемая сборочным чертежом;- номинальные размеры деталей, подлежащих расчёту соединений, определяемые по сборочному чертежу с учётом масштаба изображения; масштаб изображения в свою очередь определяется заданием одного из размеров - диаметра шейки вала в подшипнике скольжения с заданным обозначением;- нагрузочные параметры и условия работы;- диапазон и число членов параметрического ряда механизма;- материал зубчатого венца - бронза, ступицы червячного колеса - чугун.2. Постановка задачиСовершенство конструкции машин и механизмов во многом зависит от обоснованности решений по вопросам характера соединений (посадки) и точности геометрических параметров деталей, которые непосредственно влияют на надежность, мощность, производительность и другие эксплуатационные показатели машин и механизмов в целом. Вместе с тем требования по точности размеров деталей влияют на производительность и экономичность процессов их обработки при изготовлении. Поэтому решения по указанным вопросам должны быть обоснованными и учитывать как требования по качеству изделий, так и технические требования. В теории взаимозаменяемости разработаны расчетные методы обоснования таких решений, применяемые в курсовой работе. Вместе с методическими указаниями студенту выдаются два чертежа-копии - сборочный чертеж механизма и чертеж детали.3. Задание:1. Рассчитать и выбрать посадки для следующих соединений заданного на чертеже механизма: - соединение вала червячного колеса с отверстием вкладыша подшипника скольжения или соединения подшипника качения по внутреннему кольцу с валом червяка и наружного кольца с отверстием в корпусе; - соединение зубчатого венца червячного колеса со ступицей; - соединение червячного колеса с валом. 2. Рассчитать допуски заданной ниже размерной цепи, участвующей в обеспечении допуска на смещение средней плоскости червячного колеса: выявить производные размерные цепи. Допуск на смещение средней плоскости червячного зацепления задать в технических требованиях на сборочном чертеже. 3. На чертеже вала червячного колеса задать допуски: - на размеры (условными обозначениями); - на отклонения расположения поверхностей (отклонение от соосности опорных поверхностей вала относительно посадочной поверхности вала под червячное колесо); - на отклонения формы поверхностей (отклонение от круглости опорных и посадочных поверхностей вала); - на шероховатость. 4. Рассчитать и построить на основе предпочтительных чисел параметрический ряд по мощности механизмов данного типа. - Ниже приведены методические указания по решению поставленных задач.
|
Вариант № | 12 | | Диаметр вала в подшипнике скольжения, мм | 90 | | Частота вращения вала, об/мин | 2500 | | Нагрузка на подшипник РI, Н | 500 | | Характер нагрузки - перегрузка, % | 300 | | Марка смазки | И - 20А | | Крутящий момент на червячном колесе Мкр, Нм | 470 | | Условное обозначение подшипника качения | 318 | | Степень точности передачи по ГОСТ 3675 - 81 | 8 | | Диапазон параметрического ряда, кВт | 4 - 16 | | Число значений в ряду | 12 | | | 4. Расчет и выбор посадок подшипников скольжения4.1 Теоретические сведенияИсходное условие расчета интервала функциональных зазоров - необходимость обеспечения режима жидкостного трения. Это условие может быть записано в виде:- (1)
- где - наименьшая толщина слоя смазки в подшипнике;
- - наименьшая толщина слоя смазки, обеспечивающая режим жидкостного трения, т.е. надежное расклинивание поверхностей вала и вкладыша в процессе вращения.
- Принимают:
- где высота неровностей шероховатости поверхностей вала и вкладыша;
- коэффициент запаса, обычно .
- С учетом существующих методов обработки и функциональных требований к шероховатости поверхностей трения подшипников скольжения можно принять для поверхностей вкладышей (отверстий) значение параметра в пределах от 1,5 до 6,3 мкм., для поверхностей вала - от 0,1 до 5,0 мкм.
- Расчет наименьшего и наибольшего функциональных зазоров - и , при которых исходное условие удовлетворяется, ведется методом последовательных приближений:
- - задаются ориентировочными значениями и ;
- - если соотношение (1) не выполняется, ориентировочные значения зазоров необходимо изменить: - в сторону увеличения, - в сторону уменьшения, и вновь проверяется соотношение (1). Процесс приближения повторяется до тех пор, пока условие жидкостного трения не будет выполнено.
- - для каждого из них вычисляется и проверяется соотношение (1);
- Другой путь - уменьшение шероховатости в разумных пределах. На первом этапе и принимаются из следующих соображений.
- В пределе чисто геометрически
- Но это соответствует неустановившемуся режиму работы, т. к. слой смазки лишен клиновидной формы. Обязательно должен быть эксцентриситет во взаимном положении вала и вкладыша.
- Рис.1 зависимость
- Поэтому на первом этапе можно принять:
- мкм. (предельное значение зазора, за которым расчетные зависимости не соблюдаются).
- Действительная толщина слоя смазки при заданных зазорах определяется по выражению, получаемому из геометрических соотношений:
- где вместо подставляется проверяемое значение зазора.
- Относительный эксцентриситет определяется по зависимости, связывающей с коэффициентом нагруженности подшипника и с относительными размерами подшипника .
- При этом:
- где среднее давление в подшипнике, Па.;
- где - нагрузка, и - длина и номинальный диаметр подшипника;
- - относительный зазор, .
- Угловая скорость вращения вала (рад/с):
- где - число оборотов вала в минуту;
- - динамическая вязкость смазки, (Пас):
- где - динамическая вязкость смазки при 50С, - температура смазки.
- Можно принять:
- при
- После определения границ интервала функциональных зазоров приступают к выбору стандартной посадки.
- Посадка выбирается по системе ЕСДП. Условия выбора посадки могут быть сформулированы следующим образом:
- 1. Целесообразность соблюдения принципа предпочтительности;
- 2. , где S - зазоры стандартной посадки (необходимое условие);
- 3. С целью обеспечения наибольшего запаса на износ посадка по зазору должна быть близкой к нижней границе функциональных зазоров - ;
- 4. Должны быть учтены особенности применения посадок системы отверстия и посадок системы вала.
4.2 Расчет и выбор посадок подшипников скольженияПо таблице для смазочного масла И - 20А находим значение динамической вязкости при температуре : Пас;При расчете предельных значений функционального зазора принимаем:температуру смазки при Sнаим.ф. - 100С;температуру смазки при Sнаиб.ф - 50С.Тогда динамическая вязкость смазки:- при наименьшем функциональном зазоре=0,015 (50/100)3=1,88 10-3 Пас;- при наибольшем функциональном зазоре0,02(50/50)3=0,02 Пас.Угловая скорость вращения вала в подшипнике:=3,142500/30=261,6 рад/с.Среднее давление в подшипнике:=500/(0,10530,09)=5,28104 Па.Наименьшая толщина слоя смазки в подшипнике, обеспечивающая режим жидкостного трения, т.е. надежное расклинивание поверхностей вала и вкладыша в процессе вращения:.Принимаем:при условии обработки цапфы вала шлифованием Rz1=1,6 мкм;при условии обработки вкладыша тонким растачиванием Rz2=3,2 мкм;поправку на отклонение в условиях работы от заданных ha=2 мкмкоэффициент запаса k=2.Тогда 2(1,6+3,2+2)=13,6 мкм.Наименьший функциональный зазор Sнм.ф.=313,6=40,8 мкм.Принимаем в качестве наибольшего функционального зазора Sнаиб.ф.=400 мкм (предельное значение зазора, за которым расчетные зависимости не соблюдаются).Произведем проверочный расчет.Для этого необходимо найти величину относительного зазора:.Найдем коэффициент нагруженности подшипника при зазоре, равном Sнаиб.ф:=.Учитывая то, что нагрузка на подшипник мала (500 Н), а также то, что , , методом экстраполяции, исходя из таблицы 1 методических указаний, вычисляем , который получается приблизительно равен 0,015.Тогда ==20,1 мкм; 20,1>13,6Коэффициент нагруженности при зазоре, равном 400 мкм:Величина относительного зазора:;0,1989;Таким же методом вычисляем, получим: . Тогда hнаим=(400/2) (1-0,15)=170 мкм 170>13,6Таким образом, определен интервал функциональных зазоров:Sнм.ф.=40,8 мкмSнб.ф.=400 мкмИз числа рекомендуемых посадок, приведенных в приложении стандарта ГОСТ 25347 - 82 “ЕСДП”. Поля допусков и рекомендуемые посадки, выписываем предпочтительные посадки системы отверстия, зазоры которых удовлетворяют соотношению (1):, ,, ,Из этих посадок выбираем посадку - , обеспечивающую наибольший запас на износ.Поле допуска отверстия - Н7(+0,035).Поле допуска вала - е8.Наименьший зазор: мм;Наибольший зазор: мм;Запас на износ:И=0,400-0,161=0,239мм.Изобразим схему расположения полей допусков с указанием их обозначений и предельных отклонений: 5. Расчет и выбор посадок с натягом для соединения зубчатого венца со ступицейЦель расчёта - определение интервала функциональных натягов в соединении зубчатого венца со ступицей червяного колеса редуктора.Исходные данные:- Номинальный диаметр соединения - Длина соединения - Диаметр отверстия в ступице - Диаметр зубчатого венца под вкладышем - Крутящий момент Наименьший функциональный натяг определяется как наименьший расчетный натяг , рассчитываемый из условия передачи заданного крутящего момента . При этом в полученный результат вводим две поправки:, где - поправка на смятие неровностей сопрягаемых поверхностей, - поправка на возможное ослабление натяга, обусловленное неравномерным расширением материалов соединяемых деталей при нагреве в процессе работы механизма.где - коэффициент трения при относительном вращении деталей, равный 0,2; - модули упругости материала зубчатого венца и ступицы , - коэффициенты Лямэ для зубчатого венца и ступицы, определяемые по формулам: где - коэффициенты Пуассона (для чугуна , а для бронзы ), ,.Подставляем полученные значения и находим наименьший расчётный натяг:.Для определения наименьшего функционального натяга необходимо рассчитать значение поправок.Поправка, учитывающая смятие неровностей контактных поверхностей при сборке для материалов с различными механическими свойствами рассчитывается по следующей формуле: где - высота неровностей поверхности отверстия и вала (, ); - коэффициенты, учитывающие высоту смятия неровностей втулки и вала (при механической заприсовке при нормальной температуре со смазочным материалом , )..Вследствие отличия рабочих температур деталей от температуры при сборке, а также различия температурных коэффициентов линейного расширения материалов, натяг в соединении может меняться. Следовательно, требуется ввести поправку. Учитывая равенство рабочих температур соединяемых деталей, формула поправки имеет вид: где - номинальный диаметр соединения; - рабочая температура деталей; - температура при сборке соединения; - температурные коэффициенты линейного расширения деталей (спр. данные). . Тогда . Определим наибольший функциональный натяг где - поправка, учитывающая неравномерность распределения удельного давления по длине соединения, равная 0,7; где - допускаемое удельное давление, принимаемое по менее прочной детали - зубчатому венцу. где - предел текучести материала деталей при растяжении (). . Таким образом, определен интервал функциональных интервалов: Стандартная посадка выбирается из системы ЕСДП (Единая система допусков и посадок), приведенной в справочной литературе или непосредственно в стандарте - ГОСТ 25347-82. Условия выбора посадки с натягом: 1) Посадка выбирается по возможности из числа предпочтительных или рекомендуемых посадок основного отверстия (системы отверстия); 2) , где - натяг выбираемой посадки; 3) Из числа посадок с натягом, удовлетворяющих второму условию, выбирается посадка с наибольшим натягом. Часть допуска натяга , идущая в запас прочности при сборке соединения (технологический запас прочности), всегда должна быть меньше части допуска , обеспечивающей запас прочности соединения при эксплуатации, так как она обусловлена лишь возможным понижением прочности материала деталей и повышением усилий запрессовки, возникающим вследствие перекосов соединяемых деталей, колебания коэффициента трения и температуры. Для соединения ступицы и венца червячного колеса, втулок подшипников скольжения, предпочтительной посадкой является посадка . Но в нашем случае характер нагрузки - перегрузка 300%, поэтому выбираем посадку . где и - наименьший и наибольший натяги выбранной стандартной посадки. Расположение полей допусков выбранной посадки имеет вид: Рис. 2. Схема полей допусков посадки 6. Расчет и выбор переходных посадок для соединения червячного колеса с валомПереходные посадки используют в неподвижных разъемных соединениях для центрирования сменных деталей или деталей, которые при необходимости могут передвигаться вдоль вала. Эти посадки характеризуются малыми зазорами и натягами, что, как правило, позволяет собирать детали при небольших усилиях. Для гарантии неподвижности одной детали относительно другой соединения дополнительно крепят шпонками, топорными винтами и другими крепёжными средствами.Переходные посадки предусмотрены только в квалитетах 4-8. Точность вала в этих посадках должна быть на один квалитет выше точности соединения.Возможность обеспечения высокой точности центрирования сопрягаемых деталей и относительная легкость сборки соединений - характерные особенности переходных посадок. Таким требованиям должно отвечать соединение червячного колеса с валом. Здесь погрешность центрирования соединения, определяемая допустимым зазором, увеличивает фактическое значение одного из показателей точности червячной передачи - радиального биения зубчатого венца червячного колеса , которое ограничивается допуском .Выбор переходных посадок определяется требуемыми точностью центрирования и легкостью сборки и разборки соединения. Точность центрирования определяется радиальным биением втулки на валу (или вала во втулке), возникающем при зазоре и одностороннем смещении вала в отверстии.Расчет переходных посадок заключается в определении интервала функциональных, т.е. допустимых по условию работы, зазоров (натягов): .При этом: наибольший зазор определяется из условия обеспечения заданной точности центрирования соединения; Погрешности формы и расположения поверхностей сопрягаемых, смятие неровностей, а также износ деталей при повторных сборках и разборках приводят к увеличению радиального биения, поэтому для компенсации указанных погрешностей, а также для создания запаса точности, наибольший допускаемый зазор в соединении необходимо определять по формуле: где - допуск радиального биения сопряженной с валом детали, - коэффициент запаса точности, для 8 степени точности при диаметре червячного колеса равен , тогда:где - значение стандартной случайной величины, распределенной по нормальному закону и удовлетворяющей условию.Легкость сборки и разборки соединений с переходными посадки, а также характер этих посадок определяются вероятностью получения в них зазоров и натягов.при Здесь P - вероятность зазора в соединении, количественно характеризующая требование к легкости сборки..По расчётным значениям выбирается стандартная посадка из условия: , т.е. , где - значение зазора (натяга) выбранной стандартной посадки, которая не должна быть точнее 6-го квалитета. При высоких требованиях к точности центрирования, а также при больших (особенно ударных) нагрузках и вибрациях назначают посадки с большим средним натягом, т.е. H/n, H,m. Чем чаще требуется разборка (сборка) узла и чем она сложнее и опаснее в смысле повреждения других деталей соединения (особенно подшипников качения), тем меньше должен быть натяг в соединении, т.е. следует назначать переходные посадки H/k, H/js. Поле допуска отверстия H8 (+64) 7. Размерный анализРазмерный анализ заключается в выявлении размерных цепей и в расчете допусков размеров, входящих в их состав.Для червячной передачи 8-ой степени точности с модулем при межосевом расстоянии равным:,По ГОСТ 3675-81 в разделе «Нормы точности контактирования» находим .Номинальные размеры:;;;; - замыкающий размер - увеличивающие звенья. Звено - уменьшающее.Допуск замыкающего звена:.В зависимости от номинальных размеров составляющих звеньев находим значение единиц допусков:При расчете по методу максимума - минимума число единиц допуска получается равным:.Это значение соответствует, примерно, 9-му квалитету точности. Пусть резервным звеном является звено , тогда:;;;Находим отклонение резервного звена :;;Верхнее отклонение звена :.Нижнее отклонение: .По расчетным отклонениям звена .Расчёты, найденные для звеньев отклонения не приведут к выходу размера замыкающего звена за пределы заданного допуска.8. Расчет параметрического рядаРасчет имеет целью установить и обозначить параметрический ряд редукторов. Параметрические ряды механизмов и машин устанавливаются на основе рядов предпочтительных чисел. Система предпочтительных чисел оформлена стандартом и основана на рекомендации ИСО.Стандартизируемый параметр - мощность, кВтДиапазон параметрического ряда - 4-16 кВтЧисло членов ряда - 12.Определяем расчетное значение знаменателя геометрической прогрессии параметрического ряда:Расчетному значению знаменателя наиболее близко соответствует стандартный ряд предпочтительных чисел со знаменателем .Так как полного совпадения нет, то число членов параметрического ряда в указанном диапазоне будет несколько отличаться от заданного.Таким образом, по таблице получаем следующие значения мощностей в параметрическом ряду:50,00; 56,00; 63,00; 71,00; 80,00; 90,00; 100,00; 112,00; 125,00; 140,0; 160; 180,00; 200,00 кВт.9. Вывод:В ходе курсового проекта были выбраны стандартные посадки из системы ЕСДП (Единая система допусков и посадок) для соединения: - подшипника скольжения и цапфы вала;- венца червячного колеса и его ступицы;- ступица червячного колеса и вала.Был сделан размерный анализ (который заключался в выявлении размерных цепей и в расчете допусков размеров входящих в их состав) и обозначен параметрический ряд редукторов.
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|