|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Расчет технических параметров станковРасчет технических параметров станков39 10 Министерство образования РФ Тольяттинский государственный университет автомеханический институт Кафедра: «Резание, станки и инструмент» Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине: “Расчет и конструирование станков” 06.С.03.15.00.000 ПЗ Студент: Цуркан А.В. Группа: МСКв - 501 Преподаватель: Гомельский М.В. Тольятти, 2006. Содержание 1. Расчет-обоснование технической характеристики станка 2. Кинематический расчет передач проектируемого привода 3. Прочностные расчеты передач, валов, шпиндельного узла 4. Краткое описание станка в целом и подробное описание конструкции привода подач 1. Расчет-обоснование технической характеристики станка Расчет выполнен по [1]. Определяем наименьший диаметр сверления: Dmin = (0,25…0,3)Dmax; где, Dmax-наибольший диаметр сверления. Dmin = (0,25…0,3)Dmax=(0,25…0,3)30=7,5мм. Определяем минимальную подачу при сверлении Dmin: При обработке самого мягкого (из заданных) материала по табл. 2.2.1: =0,14-0,18мм, при сверлении стали <600 МПа. Определяем максимальную подачу при сверлении Dmax: При обработке самого мягкого (из заданных) материала по табл. 2.2.1: =0,45-0,55мм, при сверлении стали <600 МПа. Определяем минимальную подачу при сверлении Dmin: При обработке самого твердого (из заданных) материала по табл. 2.2.1: =0,13-0,15мм, при сверлении стали =800…1000 МПа. Определяем максимальную подачу при сверлении Dmax: При обработке самого твердого (из заданных) материала по табл. 2.2.1: =0,32-0,4мм, при сверлении стали =800…1000 МПа. Определяем минимальную подачу при развертывании Dmin по табл. 2.2.2: Sminp =0,8мм, при материале режущей части инструмента из быстрорежущей стали. Определяем максимальную подачу при развертывании Dmax по табл. 2.2.2: Smaxp =1,2мм, при материале режущей части инструмента из быстрорежущей стали. В качестве Smin принимаем подачу, меньшую из,,Sminp. Следовательно, Smin=0,13мм. В качестве Smax принимаем подачу, большую из ,,Smaxp. Следовательно, Smax=1,2мм. Определяем максимальную скорость резания при сверлении при обработке самого мягкого материала: ; где, СV, ZV, yV, m- коэффициенты и показатели степени; Т - среднее значение периода стойкости сверл; - минимальная подача при сверлении Dmin при обработке самого мягкого материала; Dmin- наименьший диаметр сверления; КV- поправочный коэффициент. Определяем период стойкости сверла по табл. 2.2.4: Т=25мин, для углеродистых сталей. Определяем коэффициенты и показатели степени, зависящие от материала изделия и инструмента по табл. 2.2.3: СV=7; ZV=0,4; yV=0,7; m=0,2. Определяем поправочный коэффициент: КV = КMV КИV; где, КMV- коэффициент, учитывающий механические свойства обрабатываемого материала. КИV- коэффициент, учитывающий материал инструмента. .Определяем коэффициент, учитывающий механические свойства обрабатываемого материала: КMV=1,25, для самого мягкого материала. Определяем коэффициент, учитывающий материал инструмента: КИV=1, для инструментальных сталей. КV = КMV КИV=1.25*1=1.25. м/мин; Определяем скорость резания при максимальной мощности резания: ; где, Dmax- наибольший диаметр сверления; - максимальная подача при сверлении Dmax при обработке самого мягкого материала. Т=50мин, СV=9,8,ZV=0,4,yV=0,5,m=0,2, КMV=1,25, КИV=1; КV = КMV КИV=1.25*1=1.25. м/мин. Определяем минимальную скорость резания при сверлении при обработке самого твердого материала: ; где, - максимальная подача при сверлении Dmax при обработке самого твердого материала. Т=50мин, СV=9,8,ZV=0,4,yV=0,5,m=0,2, КMV=0,9, КИV=1; КV = КMV КИV=0.9*1=0.9; м/мин. Определяем минимальную скорость при развертывании: Vminp=Vpkp; где, Vp- скорости резания, для наибольшей подачи при диаметре развертки Dmax; kp- поправочный коэффициент. Vp=9,9м/мин, при Dmax=30мм и Smaxp =1,2мм. Определяем поправочный коэффициент: kp=0,78, для углеродистых сталей. Vminp=Vpkp=9,9*0,78=7,72м/мин. В качестве Vmin принимаем скорость, меньшую из Vminс и Vminp. Следовательно, Vmin=7,72м/мин. Определяем максимальную частоту вращения шпинделя: об/мин. Определяем минимальную частоту вращения шпинделя: об/мин. Определяем максимальный крутящий момент при сверлении самого твердого материала сверлом из быстрорежущей стали: ; где, CM, ZM, yM -коэффициенты и показатели степени в зависимости от обрабатываемого материала (по табл.2.2.11); КМр- коэффициент, учитывающий влияние механических свойств стали на крутящий момент(по табл.2.2.12). Определяем коэффициенты и показатели степени, зависящие от материала детали и инструмента: CM=0,34; ZM =2; yM =0,8; ; Нм. Определяем крутящий момент при максимальной мощности при сверлении самого мягкого материала: ; CM=0,34; ZM =2; yM =0,8; ; Нм. Определяем максимальную эффективную мощность при сверлении: ; где, nN- частота вращения шпинделя при сверлении с максимальной мощностью. Определяем частоту вращения шпинделя при сверлении с максимальной мощностью: об/мин; Определяем установленную мощность электродвигателя: ; где, з- коэффициент полезного действия привода. Определяем коэффициент полезного действия привода: Принимаем предварительно= 0,75…0,8. Определяем максимальное осевое усилие при сверлении самого твердого материала сверлом из быстрорежущей стали: ; где, Ср, Zp, yp-значения коэффициентов и показателей степени в формуле окружной силы. Ср=680, Zp=1, yp=0.7. Определяем тяговую силу, необходимую для осуществления подачи: ; где, d- диаметр шлицев на шпинделе. Определяем диаметр шлицев на шпинделе: Принимается предварительно d=Dmax,следовательно, d=30мм. Определяем коэффициент трения в направляющих пиноли и на шлицах шпинделя: Принимаем . 2. Кинематический расчет передач проектируемого привода В данной работе ведется проектирование коробки скоростей вертикально-сверлильного станка. Диапазон регулирования частот ступенчатой части привода: , где: nmax = 1683,7 об/мин-максимальная частота вращения шпинделя, (см. п.1.9); nmin = 81,95 об/мин-минимальная частота вращения шпинделя, (см. п.1.8). Таким образом, . Определение числа ступеней подач [6] , где Rn = 20,545 - см. п. 2.1; ц - знаменатель геометрического ряда коробки подач, выбираем ц = 1,41 для вертикально-сверлильного станка; . Принимаем полученное значение равным: z = 11(исходя из ряда). Выбираем значения подач из нормального ряда чисел в станкостроении [3], который соответствует выбранному знаменателю ряда: 63; 90; 125; 180; 250; 355; 500;710;1000;1400;2000 об/мин. Построение структурной сетки Формула структуры привода имеет следующий вид: . Структурная сетка привода р1 = 2 р2 = 2 р3 = 2 х1 = 2 х2 = 3 х3 = 5 х3 = 5, так как для обеспечения 11 ступеней подач, необходимо одну перекрыть. Рисунок 1 Разработка кинематической схемы За основу разрабатываемой схемы коробки подач возьмем кинематическую схему станка-аналога 2А135 [4]. Кинематическая схема коробки скоростей Рисунок 2 Построение графика подач График подач строится в соответствии с разработанной кинематической схемы станка. Он отражает подачи всех валов привода. Для построения графика используем структурную сетку. Причем понижающие imin и повышающие imax передаточные отношения должны соблюдать условия [10]: ; . Диапазон регулирования групповой передачи должен быть: . Исходя из этих условий, назначим минимальные передаточные отношения в коробке подач: ; ; . Примем передаточные отношения одиночных передач: ; . График подач Рисунок 3 Назначение чисел зубьев шестерен Числа зубьев в групповых передачах назначаем по таблице 3 [8]. Таблица 1 Числа зубьев шестерен групповых передач
Числа зубьев шестерен одиночных передач: ; . Определим передаточное отношение i1: Уравнения кинематического баланса Поскольку все передаточные отношения получаются с погрешностью, значения подач также получаются неточными. Отклонение значений частот вращения не должно превышать величины: Д ? ±10М(ц - 1) %. Для знаменателя ц = 1,41 эта величина составляет Д = 4,1 %. 1) Значение подачи на графике: S = 0,18 мм/об. Фактическое значение частоты вращения: . Отклонение значения подачи: . 2) Значение подачи на графике: S = 0,25 мм/об. Фактическое значение подачи: . Отклонение значения подачи: . 3) Значение подачи на графике: S = 0,355 мм/об. Фактическое значение подачи: . Отклонение значения подачи: . 4) Значение подачи на графике: S = 0,5 мм/об. Фактическое значение подачи: . Отклонение значения подачи: . 5) Значение подачи на графике: S = 0,71 мм/об. Фактическое значение подачи: . Отклонение значения подачи: . 6) Значение подачи на графике: S = 1 мм/об. Фактическое значение подачи: . Отклонение значения подачи: . 7) Значение подачи на графике: S = 1,4 мм/об. Фактическое значение подачи: . Отклонение значения подачи: . Отклонения значений частот вращения не выходят за пределы допустимой величины. 3. Прочностные расчеты передач, валов, шпиндельного узла Расчет передачи колесо-рейка. Принимаем передачу колесо-рейка, используя станок аналог 2А135. Определяем контактные напряжения: , где, M - момент на реечном колесе; b- ширина зубчатого колеса; b=(8…12)m, принимаем b=8m=28мм; kv- коэффициент, зависящий от скорости вращения зубчатого колеса. При V<<1м/с принимаем kv=1. m и z- модуль и число зубьев зубчатого колеса. где, Q- тяговая сила, необходимая для осуществления подачи, Q=21256,5Н (см. п. 1.21.1). Определяем изгибные напряжения: где, - угол наклона зуба, для прямозубого колеса ; y- коэффициент формы зуба, для ориентировочного расчета принимаем y=0,1. Исходя из полученных значений контактных и изгибных напряжений, принимаем Сталь 45, способ термической обработки закалка. []=1000МПа, []=250МПа. Проверочный расчет зубчатых передач на прочность Расчет проведем для расчетной цепи по [2] с применением специализированного САПР. Определяем расчетные моменты на валу ведущих колес по формуле: Где Мтяг - момент на тяговом валу, Нм, Мтяг=520,8Нм (см. п. 3.1.1); - коэффициент полезного действия на i-м валу, об/мин. Расчет моментов начинаем с десятого вала; передаточные отношения на валах берем с графика подач рисунка 3: 1) i10 = 1/47; 2) i9 = 1; 3) i8 = 40/40 ; 4) i7 = 26/52; 5) i6 = 25/50; 6) i = 21/30; 7) i5 = 30/34 ; Исходные данные для расчета зубчатых передач занесем в таблицу 2: Для определения расчетной частоты вращения ведущего колеса и наибольшей частота вращения ведущего колеса в коробке подач возьмем значения частот вращения из структурной схемы коробки скоростей, и умножая эти значения на передаточные отношения расчетной цепи коробки подач получим нужные нам значения. Значения частот из коробки скоростей следующие: Определяем значения частот вращения валов в коробке подач по следующим формулам: Значения наибольшей и расчетной частот вращения 5-го вала: Значения наибольшей и расчетной частот вращения промежуточного вала: Значения наибольшей и расчетной частот вращения 6-го вала: Значения наибольшей и расчетной частот вращения 7-го вала: Значения наибольшей и расчетной частот вращения 8-го вала: Таблица 2
Рисунок 4 Расчетная схема девятого вала Рисунок 5 Исходные данные для восьмого вала: 1) M - крутящий момент на зубчатом колесе, приводящем вал в движение; M = 20,65 Нм (см. п.3.2.1). 2) DHO = mz - диаметры начальных окружностей зубчатых колес в местах приложения нагрузок. DHO2 = 2·40 = 80 мм; DHO4 = 252 = 104 мм. 3) - тангенс суммы углов зацепления и трения, при стандартном = 20 принимаем . 4) KS - эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений в опасных сечениях вала. ; Используя таблицы [3] определяем: для шлицевого участка вала и материала с в = 750 МПа k = 1,6; для материала с в = 750 МПа и классом шероховатости 6 kn = 1,1. . 5) KT - эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений опасных сечениях вала. ; Используя таблицы [3] определяем: для шлицевого участка вала и материала с в = 750 МПа k = 2,45; для материала с в = 750 МПа и классом шероховатости 6 kn = 1,1. . 6) n - частота вращения вала под нагрузкой; n = 19,25 об/мин 7) L1, L2, L3 - длины участков вала 1, 2, 3 в соответствие с составленной расчетной схемой. Длина L указывается со знаком “минус”, если это - расстояние от опоры до зубчатого колеса, при чем колесо находится между опорами. L1 = -34,5 мм, L2 = 97,5 мм, L3 = -49 мм. 8) DH1, DH2, DH3 - наружные диаметры вала на участках 1, 2, 3. , гдеd - диаметры отдельных ступеней в пределах участка, мм; l - длины ступеней, мм. ; ; . 9) DBH1, DBH2, DBH3 - внутренние диаметры вала на участках 1, 2, 3. Если осевого отверстия на участке нет, то задают DBH = 0. DBH1 = DBH2 = DBH3 = 0. 10) SS, МПа - предел текучести материала вала; S-150, МПа - предел усталости материала вала. Эти величины назначают в зависимости от выбранного материала по справочной литературе, для Стали 45 и диаметра заготовки меньше 50 мм. SS = 450 МПа SS-150= 300 МПа 11) K - коэффициент податливости опор; Для опор с высокой жесткостью можно принять К1'=К3'=K1”=K3”=0. 12) B2, B4 - углы наклона зубьев зубчатых колес. Для прямозубых колес B2 = B4 = 0. 13) Ф2, Ф4 - угол между осью OX и линией центров зубчатых пар. Ф2, Ф4 указывается со знаком минус, если угол отсчитывается по часовой стрелки. Снимаем величины с расчетной схемы: Ф2 = 3924', Ф4 = 19812'. Исходные данные для девятого вала: 1) M - крутящий момент на зубчатом колесе, приводящем вал в движение; M = 19,63 Нм (см. п.3.2.1). 2) DHO = mz - диаметры начальных окружностей зубчатых колес в местах приложения нагрузок. DHO2 = 2·40 = 80 мм. 3) - тангенс суммы углов зацепления и трения, при стандартном = 20 принимаем . 4) KS - эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений в опасных сечениях вала. ; Используя таблицы [3] определяем: для шлицевого участка вала и материала с в = 750 МПа k = 1,6; для материала с в = 750 МПа и классом шероховатости 6 kn = 1,1. . 5) KT - эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений опасных сечениях вала. ; Используя таблицы [3] определяем: для шлицевого участка вала и материала с в = 750 МПа k = 2,45; для материала с в = 750 МПа и классом шероховатости 6 kn = 1,1. . 6) n - частота вращения вала под нагрузкой; n = 19,25 об/мин 7) L1, L2 - длины участков вала 1, 2 в соответствие с составленной расчетной схемой. Длина L указывается со знаком “минус”, если это - расстояние от опоры до зубчатого колеса, при чем колесо находится между опорами. L1 = -34 мм, L2 = -146,5 мм. 8) DH1, DH2, DH3 - наружные диаметры вала на участках 1, 2. , гдеd - диаметры отдельных ступеней в пределах участка, мм; l - длины ступеней, мм. ; . 9) DBH1, DBH2 - внутренние диаметры вала на участках 1, 2, 3. Если осевого отверстия на участке нет, то задают DBH = 0. DBH1 = DBH2 = DBH3 = 0. 10) SS, МПа - предел текучести материала вала; S-150, МПа - предел усталости материала вала. Эти величины назначают в зависимости от выбранного материала по справочной литературе, для Стали 45 и диаметра заготовки меньше 50 мм. SS = 450 МПа SS-150= 300 МПа 11) K - коэффициент податливости опор; Для опор с высокой жесткостью можно принять К1'=К3'=K1”=K3”=0. 12) B2, B4 - углы наклона зубьев зубчатых колес. Для прямозубых колес B2 = B4 = 0. 13) Ф2, Ф4 - угол между осью OX и линией центров зубчатых пар. Ф2, Ф4 указывается со знаком минус, если угол отсчитывается по часовой стрелки. Снимаем величины с расчетной схемы: Ф2 = 21924'. Анализ полученных результатов.В первую очередь оценивается суммарный прогиб валов под колесом 2 и 4:;.гдеF2 и F4 - прогиб под колесом, приводящим вал в движение и колесом, передающим движение на следующий вал соответственно;F2P, F2T, F4P, F4T - составляющие прогибов, получаемые по программе.Должны удовлетворятся следующие условия:, где m2, m4 - модули зубчатых колес 2, 4.Далее оцениваем коэффициенты запаса прочности с учетом действия касательных и нормальных напряжений обозначенных N2 и N3. Должно выполнятся условие:N2 1,5…2,5N3 1,5…2,5.Выполним проверку для шестого вала:Условия по прогибу следующие: мм; мм.Прогиб под колесом 2:,F2P = 0,007254;F2T = - 0,000025. мм.,F4P = -0,007191;F4T = 0,000552. мм.Таким образом0,0073 0,06;0,0072 0,06.Условие по прогибу выполняется. Сравниваются коэффициенты запаса в опасных сечениях:,.Коэффициенты запаса удовлетворяют требованиямВыполним проверку для девятого вала:В первую очередь оценивается суммарный прогиб валов под колесом 2 и 4:;.гдеF2 и F4 - прогиб под колесом, приводящим вал в движение и колесом, передающим движение на следующий вал соответственно;F2P, F2T- составляющие прогибов, получаемые по программе.Должны удовлетворятся следующие условия:, где m2- модули зубчатых колес 2.Далее оцениваем коэффициенты запаса прочности с учетом действия касательных и нормальных напряжений обозначенных N2 и N3. Должно выполнятся условие:N2 1,5…2,5N3 1,5…2,5.Выполним проверку для шестого вала:Условия по прогибу следующие: мм.Прогиб под колесом 2:,F2P = 0,007254;F2T = -0,000025. мм.Таким образом0,0073 0,06.Условие по прогибу выполняется. Сравниваются коэффициенты запаса в опасных сечениях:.Коэффициенты запаса удовлетворяют требованиямРасчет шпиндельного узлаОпределение вылета консоли шпинделяПо технической литературе [9] , исходя из максимального диаметра сверления, по ГОСТ 25557-82 выбираем 4 конус Морзе. По ГОСТ 2848-75 выписываем для данного конуса Морзе основные геометрические размеры конца шпинделя: вылета консоли - а и диаметра переднего конца шпинделя - D1:Для 4 конуса Морзе D1=60мм, а=188.Определение жесткости шпинделяПо указанию преподавателя принимаем жесткость шпинделя jшп=20Н/мкм.Определение диаметра шпинделя под передней опоройПо номограмме [7] ориентировочно определяем оптимальный диаметр шпинделя dопт и коэффициент расстояния между опорами Копт. При жесткости шпинделя jш = 20 Н/мкм и вылете консоли а = 188 мм, Копт = 2,5; dопт = 50 мм.Расстояние между опорами шпинделя определим из соотношения: мм.Выбор подшипниковПо стандарту норм точности и жесткости [9] определяем радиальное биение шпинделя: Д = 6 мкм.мкм.Схема биения шпинделя (векторы биения опор направлены в разные стороны)Рисунок 6Допускаемое радиальное биение подшипников передней опоры можно определить по формуле:,Где Д - допускаемое радиальное биение переднего конца шпинделя, Д = 6 мкм;а - вылет консоли шпинделя, а = 188 мм;b - расстояние между опорами шпинделя, b = 470 мм; мкм.Допускаемое радиальное биение подшипников задней опоры:,.По радиальному биению дорожки качения внутреннего кольца подшипника [15] подбираем класс точности подшипников:- для передней опоры - класс точности 2, дА = 2,5 мкм;- для задней опоры - класс точности 4, дВ = 5 мкм.Поскольку точность подшипника в передней опоре меньше требуемой, необходимо применить специальную сборку. Для этого измеряется биение всех подшипников шпинделя, в месте максимального биения ставится отметка на торце кольца. Шпиндель собирают так, чтобы векторы биения в опорах были направлены в одну и ту же сторону.Схема биения шпинделя (векторы биения опор направлены в одну сторону)Рисунок 7В этом случае биение можно определить по формуле:,гдедА - радиальное биение подшипников передней опоры, дА = 2,5 мкм;дВ - радиальное биение подшипников задней опоры, дВ = 5 мкм;mА - число подшипников в передней опоре, mА = 3;mВ - число подшипников в задней опоре, mВ = 2;а - вылет консоли шпинделя, а = 188 мм;b - расстояние между опорами шпинделя, b = 470 мм;мкм.Полученное биение не превышает допустимой погрешности опор.4. Краткое описание станка в целом и подробное описание конструкции привода подач Вертикально-сверлильный станок предназначен для выполнения операций сверления, рассверливания, зенкерования, зенкования, развёртывания отверстий в различных деталях, а также для торцевания и нарезания резьб машинными метчиками в условиях индивидуального и серийного производства. На станке обрабатываются детали сравнительно небольших размеров и веса.
Передний конец шпинделя выполнен по ГОСТ 2848-75 - конец шпинделя сверлильных станков. В передней опоре шпинделя установлены три подшипника: два подшипника серии 110 ГОСТ 8338-75 шариковые радиально однорядные и шариковый упорный одинарный подшипник серии 8210 ГОСТ 6874-75. Передняя опора, как и задняя, выполнена фиксированной. Задняя опора шпинделя состоит из подшипника серии 110 ГОСТ 8338-75 шарикового радиально однорядного и шарикового упорного одинарного подшипника серии 8210 ГОСТ 6874-75. Регулировка задней опоры осуществляется с помощью круглой гайки с отверстиями на торце под ключ. Через втулку гайка воздействует на кольцо шарикового упорного одинарного подшипника. Кольцо смещается по шейке, деформируясь в осевом направлении, и выбирает зазор между дорожкой и телами качения. Величина максимального натяга устанавливается упорной втулкой. Поскольку точность подшипников в передней опоре меньше требуемой, шпиндель необходимо собирать так, чтобы векторы биения в опорах были направлены в одну и ту же сторону. Список литературы 1. Расчет технической характеристики металлорежущих станков. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Составитель Гомельский М. В. 1992. 2. Проверочный расчет на прочность зубчатых передач на ПЭВМ. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Составитель Гомельский М. В. 2000. 3. Расчет двухопорных валов на ПЭВМ с учетом деформации опор. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Составитель Гомельский М. В. 2000. 4. Кучер А. М., Металлорежущие станки. Изд. 2-е. “Высшая школа”, - М.: Машиностроение, Ленинград 1972. 5.Перель Л. Я., Филатов А. А. Подшипники качения: Расчет, проектирование и обслуживание опор: Справочник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1992. - 608 с.: ил. 6.Расчет и конструирование станков. Курсовое и дипломное проектирование: Учеб. Пособие / Н.С. Ачеркан, В.Э. Пуш. - Машгиз, 1952. 7.Альбом иллюстраций к лекционному курсу по дисциплине “РиКС”. / Под ред. М.В. Гомельского, 2003, стр. 16. 8.ГОСТ 2848 - 75. Станки металлорежущие. Концы шпинделей сверлильных и фрезерных станков. Основные и присоединительные размеры. 9.Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1980. - 557 с., ил. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |