рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Резьба по дереву рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Резьба по дереву

Резьба по дереву

1

Федеральное агентство по образованию

Образовательная область: Технология

Резьба по дереву

Исполнитель:

Усольцев Роман Алексеевич

учащийся 7 «А» класса

Руководитель:

Шаренко Анатолий Васильевич
учитель технологии школы № 7

Качканар, 2006

Оглавление

  • Введение 3
  • Виды резьбы 5
    • Плосковыемчатая резьба 5
      • Плоскорельефная резьба 7
      • Рельефная резьба 9
      • Прорезная резьба 10
      • Скульптурная резьба 11
      • Домовая резьба 12
  • Инструмент 14
  • Геометрическая резьбе 16
    • Элементы геометрической резьбы 16
      • Подготовка заготовки к резьбе 17
      • Резьба прямых двугранных выемок 20
      • Резьба трехгранных выемок 23
      • Выполнение скобчатых порезок (лунок) 26
      • Выполнение орнамента 29
  • Список используемой литературы 30
Введение

Применение украшений на мебели и других изделиях из древесины имеет многовековую историю. Наиболее распространенные виды декорирования мебели в прошлом резьба, токарная обработка, мозаика по дереву и роспись.

В условиях современного массового и крупносерийного производства мебели целесообразно применение лишь таких декоративных средств и приемов, выполнение которых может быть механизировано. К ним относятся рельефные декоративные элементы из древесины, металла и пластмасс (в том числе имитирующие резьбу по дереву) и плоскостные, создаваемые посредством различных способов печати (в том числе имитация мозаики по дереву).

Выполнение мозаичных наборов для украшения мебели или интерьеров требует от мастера-исполнителя знания пород древесины, особенностей их физико-механических и декоративных свойств, художественного вкуса, овладения техническими приемами изготовления наборов. Мастер должен уметь правильно выбрать материал для мозаики, изменить при необходимости его цвет, точно и аккуратно изготовит), набор, наклеить его на основу и отделать.

При выполнении резного декора также необходимо знание материала, приемов резьбы, технологии отделки украшенных резьбой изделий.

Овладевая техническими приемами изготовления мозаики и резьбы но дереву, будущие специалисты должны изучать богатейший опыт старших поколений мастеров, сохранять и развивать в своем творчестве лучшие национальные традиции.

Искусство художественной обработки дерева имеет в нашей стране многовековые традиции и широко распространено во многих республиках, краях и областях.

В настоящее время имеются сотни предприятий, выпускающих мебель, художественные изделия, игрушки с применением резьбы, мозаики и других видов художественной обработки дерева. На многих мебельных предприятиях открыты цехи по производству сувениров и других изделий из древесины.

Всемирную известность получили изделия богородских резчиков по дереву, вятских мастеров, использующих для украшения различных изделий инкрустацию соломкой и ценными породами древесины, геометрическую резьбу, роспись и выжигание. Не менее известны изделия народных промыслов Горьковской области, Карелии, Дагестана и многие другие.

Молодое поколение столяров по производству художественной мебели призвано продолжать и развивать традиционные виды народного декоративного искусства, делать художественные изделия достоянием массового потребителя, украшать быт советских людей.

Задача моего реферата рассказать о существующих видах резьбы по дереву, а также более подробно осветить технологию геометрической резьбы.

Виды резьбы

Среди художественных работ в нашей стране самой распространенной и любимой в народе издавна была резьба по дереву. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда -- прялки, швейки, вальки. Яркостью образов, меткой наблюдательностью, тонким юмором и подлинным чувством красоты отличаются народные деревянные игрушки.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых, декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранится в музеях нашей страны.

Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников. Из него создают скульптуру, резные декоративные и утилитарно-декоративные предметы. В области художественной обработки дерева работают народные мастера и художники-профессионалы, организованно ведется подготовка кадров.

Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная, или объемная; домовая (корабельная).

Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения па разновидности.

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления -- выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.

Геометрическая резьба -- один из самых древних видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде двух-, трех- и четырехгранных выемок, образующих па поверхности узор из геометрических фигур -- треугольников, квадратов, окружностей.

В далекие времена каждая геометрическая фигура и различные их сочетания имели свое символическое значение. Так, розетка с лучами являлась символом солнца. Шли века, развивалось понятие о красоте, геометрические элементы складывались в орнаменты. Из простейших порезок (выемок), выполняемых одним инструментом (ножом-косячком), мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения различных предметов домашнего обхода.

На рис 1 представлены фрагменты старинных русских прялок, украшенных геометрической резьбой.

Позже, с развитием техники резьбы и появлением новых инструментов, в геометрической резьбе появились скобчатые выемки, выполняемые полукруглыми стамесками. Они обогатили композиции орнаментов.

Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы Полым им разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба не сложна по выполнению и не требует, по сравнению с рельефной, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов. Ее преимущество также -- небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого изделия.

Контурная резьба характеризуется неглубокими тонкими двугранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. В отличие от геометрической в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок: линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. На рис. 2 представлены фрагменты русских прялок, украшенных контурной резьбой и скобчатыми порезками.

Контурная резьба употребляется чаще всего в сочетании с другими видами резьбы -- геометрической, плоскорельефной, а также с росписью. Как самостоятельный вид эту резьбу применяют для выполнения на дереве декоративных панно.

При выполнении контурной резьбы используют не только нож-косячок, но и различные стамески. Техника контурной резьбы требует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса

Рис. 2

Плоскорельефная резьба

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами (заоваленная, или завальная), резьба с подушечным фоном, резьба с подобранным (выбранным) фоном. Общим признаком для них является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от контурной к рельефной резьбе.

Заоваленная резьба, так же как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона -- более отлого (рис. 3).

Рис. 3

В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу -- заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению эта резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.

Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выполняется так же, как и обычная заоваленная. формы орнамента остаются плоскими, а края форм круто заоваливаются. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину. Орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Фон иногда чеканят (рис. 4). Игра светотени здесь несколько богаче, чем в заоваленной резьбе, но также небольшая. Поэтому плоско рельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.

Рис. 4

В развитии плоскорельефной резьбы большую роль сыграла так называемая абрамцевско-кудринская резьба, которая возникла в конце XIX в. в подмосковском имении Абрамцево, где была организована мастерская резьбы по дереву. Многие мастера, работавшие и обучавшиеся в Абрамцево, жили в соседней деревне Кудрино, поэтому резьба получила название абрамцевско-кудринской.

Большое влияние на формирование абрамцевеко-кудринской резьбы оказало творчество талантливого народного резчика В. П. Ворноскова, вышедшего из абрамцевской мастерской. Для работ Ворноскова характерны растительные мотивы с закругленными листьями (так называемая «пальчатая» резьба), плоский полированный орнамент, почти полностью закрывающий поверхность, и матовый тонированный фон с начеканкой узора из точек.

Традиции старых мастеров сохраняются и сейчас в работах резчиков Хотьковской фабрики художественных изделий из дерева и кости, созданной на основе бывших абрамцевских мастерских. Образец совремнной кудринской резьбы показан на рис. 5.

Рис. 5

Рельефная резьба

Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оста пленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты.

Различают барельефную резьбу -- резьбу с низким рельефом и горельефную резьбу-- с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени.

Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом ее широко применяли для украшения интерьеров -- стеновых панелей, порталов, дверей, а также в мебели. В настоящее время рельефную резьбу также используют для отделки интерьеров общественных зданий в виде настенных панно (рис. 6). Рельефную резьбу применяют и при изготовлении современной художественной мебели: на спинках стульев, на корпусной мебели в виде накладных декоративных элементов.

Рис. 6

Прорезная резьба

Прорезной называется резьба, у которой фон удален. Прорезная резьба может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы.

Плоская прорезная резьба нередко применялась для украшения старинной русской мебели. На рис. 7 показано кресло, выполненное из древесины сосны с плоской прорезной и контурной резьбой (конец XVII в.).

Рис. 7

При применении такой резьбы в шкафчиках и ширмах под нее в качестве фона подкладывают яркую ткань.

Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропилъной. Так как эта операция может быть механизирована, пропильная резьба находит применение при серийном производстве мебели.

Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо в конце XVII-- XVIII вв. (рис. 8). Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.

Рис. 8

Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной основе. В этом случае ее называют накладной или наклейной.

Скульптурная резьба

Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе в объемной резьбе объект изображается всесторонне.

Скульптурная резьба имеет тысячелетнюю историю. С давних времен человек воплощал свои религиозные представления в фигурках богов и духов. Фантастические представления о природе проявлялись также в формах предметов домашнего обихода. Так, в форме ладьевидных ковшей с головою утки или коня отразился древний миф об огненной колеснице, в которой совершало свой путь солнце: днем по небу в нее впрягались кони, а ночью - в подземном - подземном царстве - фантастические птицы.

С приходом христианства появились скульптурные изображения святых, которые нередко ярко раскрашивались и служили украшением многочисленных храмов.

Любовь к юмору, шутке, а порой и острой сатире получила воплощение в деревянной игрушке, которая пользовалась большой популярностью во многих районах нашей страны. Особую славу приобрели игрушечники Загорска и села Богородское. Особенностью богородской резьбы является узорная проработка поверхности изделия, имитирующая шкурку зверя или оперенье птиц. На рис. 9 представлена одна из работ богородских резчиков.

Рис. 9

Скульптурную резьбу широко применяли для украшения интерьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подлокотники кресел украшали фигурами фантастических животных, птиц.

Домовая резьба

Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы и долот и применяется для украшения деревянных построек.

Хотя домовая резьба была развита уже в XVI в., до нас дошли образцы, относящиеся к XIX в. Деревянные постройки, украшенные резьбой, сохранились главным образом на севере нашей страны и н Поволжье.

Считают, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей, поэтому домовую резьбу называют также корабельной. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает рельефной, прорезной (ажурной) и объемной.

Глухой рельефной резьбой -- резьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора -- украшали фронтоны домов, наличники окон (рис. 10). Мотивами резьбы чаще всего являлись растительные орнаменты, где листья завиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно отделяют цветочные розетки. Среди листьев и цветов нередко вставляли изображения русалок-берегинь, львов, птицы феникс.

Рис. 10

Прорезная, или пропильная, домовая появилась в середине XIX в. Выполняли ее с помощью лобзика. Ажурными подзорами украшали фронтоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.

Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» - фигурное изображение головы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы, которое вырезали из целого корневища топором и помещали на гребне крыши над фронтоном, а раньше украшали носовую часть корабля.

Инструмент

Для резьбы по дереву применяют различной формы долота или стамески (рис. 11).

Рис. 11

Прямые стамески (рис. 11, а) с шириной полотна 3--30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в контурной резьбе.

Полукруглые стамески с шириной полотна 3 - 25 мм в зависимости от радиуса кривизны делятся на отлогие -- с большим радиусом кривизны (рис. 11, б), средние (рис. 11, в) и крутые с малым радиусом кривизны (рис. 11, г). Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок.

Стамески-клюкарзы (рис. 11, д) отличаются коротким полотном шириной 2-- 15 мм и длинной изогнутой около полотна шейкой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы для резания в труднодоступных местах.

Стамески-уголки (рис. 11, е) шириной полотна 5--15 мм применяют при выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50--60°. Они могут быть выполнены в форме клюкарзы или с прямой шейкой.

Стамески-церазики (рис. 11, ж) шириной полотна 2--3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок.

Стамески-косячки (рис. 11, з), называемые также резаками, могут быть двух видов. Длинные косячки получают из прямых стамесок, обрезанных под углом 60--70°. Короткие косячки (длиной полотна 40 - 50 мм) делают несколько шире. Косячок -- основной инструмент для выполнения геометрической резьбы.

Геометрическая резьбе

Элементы геометрической резьбы

Геометрическая резьба состоит из различных комбинаций нескольких основных элементов, выполняемых ножом-косячком и полукруглыми стамесками.

Самые простые элементы геометрической резьбы - двугранные выемки прямолинейной или криволинейной формы, различной ширины и глубины. При повторении прямых выемок, расположенных вертикально или под углом, создается узор, получивший в терминологии народных промыслов название лесенки.

Наибольшее распространение в геометрической резьбе' получили трехгранные выемки (треугольники), разнообразные по форме, размеру и технике исполнения.

Треугольники с углублением у основания могут быть равносторонними или вытянутыми в виде лучей. Комбинации из этих треугольников создают разнообразные узоры: ромбы, витейки, змейки, цепочки, различного вида сияния (рис. 12).

Рис. 12

Треугольники с углублением у вершины также могут быть разными по форме, размеру и глубине. Такие треугольники называют в народной резьбе уголками. Из них получают узоры: бусы, сколышки, куличики и др. Комбинации уголков и треугольников с углублением у основания создают новые узоры.

Треугольники можно выполнять с углублением в центре и примерно одинаковыми гранями. Узор из таких трехгранных порезок очень выразителен.

В геометрической резьбе применяют также более крупные элементы - четырехгранные выемки различной формы: квадратные, прямоугольные, ромбические.

К элементам геометрической резьбы относятся скобчатые порезки-лунки, которые можно выполнять как ножом-косячком, так и полукруглыми стамесками.

Наиболее сложными по выполнению элементами геометрической резьбы являются криволинейные трехгранные выемки-лучи, образующие разнообразные розетки-вертушки.

Комбинируя основные элементы геометрической резьбы, можно построить бесконечное множество орнаментальных композици. Однако красота резкого декора будет определяться не только его рисунком и композицией, но и качеством выполнения резьбы, ее чистотой и точностью. Треугольники и другие элементы геометрической резьбы следует резать, но возможности по слою, т. е. в направлении естественного роста и развития волокон древесины. При резьбе по слою лезвие резака приглаживает волокна на месте среза, поверхность получается гладкой и блестящей. При резьбе против слоя волокна перерезаются, задираются, поверхность получается шероховатой, матовой.

Подготовка заготовки к резьбе

Геометрическая резьба наиболее легко, быстро и чисто выполняется на древесине липы. Для упражнений используют дощечки-заготовки размером 250х100х20 мм. Дощечка должна быть тщательно выстрогана (строго под угольник), ее торцовые кромки должны быть перпендикулярны продольным. Поверхность дощечки зачищают рубанком или фуганком.

При разметке геометрической резьбы обычно вычерчивают только основные линии рисунка, а мелкие детали выполняют косячком на глаз соответственно узору.

Приемы разметки орнаментов геометрической резьбы одни и те же независимо от того, выполняется резьба на заготовке или на собранном изделии.

Разметку начинают с нанесения твердым карандашом линий, ограничивающих орнамент. Линии, параллельные продольным кромкам заготовки, наносят от руки движением к себе, держа карандаш большим и указательным пальцами, а средним пальцем упираясь в кромку заготовки. Линии, перпендикулярные продольным кромкам, наносят с помощью столярного угольника, а линии под различными углами к продольным кромкам с помощью ерунка или малки.

После нанесения шипи ограничивающих орнамент, разбивают внутреннее пространство на элементы геометрического узора: сначала, как правило, на квадраты или прямоугольники, а затем -- на треугольники. Линии делят на части с помощью линейки или циркуля-делителя. Разбивку на мелкие элементы выполняют на глаз.

На рис. 13 приведены в качестве примера схемы вычерчивания некоторых орнаментов.

Рис. 13

При разметке витейки (рис. 13, а) вначале проводят две параллельные линии, ограничивающие ширину ленты орнамента. Затем проводят среднюю линию. После этого размечают прямоугольники, а в них -- треугольники.

При разметке узора из уголков-сколышков (рис. 13, б) в размеченных треугольниках делят пополам одну из сторон и проводят линии, параллельные другой стороне. Полученные отрезки снова делят пополам и проводят параллельные линии. Так же размечают другую сторону треугольника.

Для получения пятиконечной звезды (рис. 13, в) окружность делят с помощью циркуля на пять частей. Соединяя полученные точки дугой с помощью циркуля, получают левую звезду, соединяя точки прямыми линиями,-- правую.

При разметке сложного орнамента (рис. 13, г) сначала вычерчивают рамку для каймы, затем внутренний прямоугольник для основного орнамента. Ленты каймы и основного орнамента делят на прямоугольники, внутри которых проводят диагонали. Полученные треугольники можно делить на более мелкие, проводя вертикальные и горизонтальные линии через точки пересечения диагоналей. В треугольниках можно чертить различные узоры: сияние, сколышки, а в ромбах -- чешуйки и т. п.

Точная, аккуратная разметка рисунка и последующая проверка композиции этот рисунка в целом и по частям с помощью чертежных инструментов (циркуля, линейки) -- одно из основных условий качественного выполнения геометрической резьбы.

Резьба прямых двугранных выемок

На приготовленную для резьбы заготовку наносят сетку из квадратов со сторонами 10 мм (рис. 14).

Рис. 14

Сначала режут выемки поперек волоком древесины, затем вдоль, Упражнение выполняют сидя, с помощью косячка.

Выемка поперек волокон древесины. Заготовку закрепляют клинками так, чтобы направление волокон древесины было параллельным краю верстака-

Косячок берут в правую руку так, чтобы пальцы, сжатые в кулак, обхватили плотно его ручку, а мизинец находился у нижнего края ручки. Большой палец должен упираться в ручку.

Начинают резьбу с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят носком лезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклоном к себе, чтобы при погружении носка в древесину пятка косячка была выше поверхности заготовки. Движением к себе прорезают линию на глубину около 3 мм. Если косячок идет тяжело, то пятку слегка приподнимают. В конце прорези пятку погружают в древесину. Можно прорезать конец линии, отклонив косячок от себя, носком лезвия. Нужно стараться не перерезать линию, ограничивающую орнамент. Таким образом прорезают все средние линии на заготовке. Резать нужно по прочерченным карандашом линиям, держа косячок строго в вертикальной плоскости и погружая его на одинаковую глубину.

При резьбе наклонных граней выемки косячок наклоняют вправо или влево. Угол наклона должен быть в пределах 30--40°. При большом наклоне грани выемки получатся пологими и расплывчатыми, невыразительными. При меньшем наклоне они будут слишком резкими.

Сначала прорезают все правые грани выемок с наклоном косячка вправо, от себя. Косячок ставят носком на начало выемки, отступив от средней линии на 1,5 - 2 мм. Наклонив резец, врезают его в древесину и медленно ведут на себя, стараясь твердым движением руки прорезать прямую выемку одинаковой глубины. Когда до конца грани останется 5--10 мм, ручку косячка постепенно отводят от себя, продолжая в то же время движение носка резца на себя до конца грани. Если этого не сделать, то конец грани снизу останется непрорезанным.

При резьбе правых граней косячок может сорваться и порезать левую руку, поэтому нельзя держать ее близко от резца.

Резьба левых граней с наклоном косячка влево, движением, к себе несколько труднее, чем правых, так как резец стремится сдвинуться к средней линии. Резать следует медленно, с постоянным нажимом на резец.

В конце упражнения подрезают торцовые грани выемок. Для этого дощечку поворачивают на 17°. Наклонив косячок вправо на 30--40°, прорезают линию, ограничивающую рисунок, соблюдая все вышеописанные правила. Затем, повернув дощечку на 113°, так же подрезают торцовые грани выемок с другой стороны Стружки в виде трехгранной соломки должны отделиться сами или от дуновения резчика.

Если стружка где-либо не отделилась, нужно повторить все операции сначала в том же порядке. Не следует отдирать стружку пальцами или выламывать ее ножом.

Для получения более чистой резьбы рекомендуется вначале прорезать торцовые грани выемок, а затем выемки поперек волокон.

Выемки вдоль волокон древесины. При резьбе таких выемок усилие резания меньше, но резать несколько сложнее, так как резец стремится пойти по слою древесины, т.е. не прямолинейно, и его нужно постоянно удерживать на прямой линии. Это требует внимания и твердости руки, а также тщательной заточки инструмента.

Повернув заготовку на 17° и закрепив ее на верстаке, режут выемки вдоль волокон теми же приемами, что и при резьбе выемок поперек волокон, т. е. движением к себе с наклоном косячка вправо и влево. Однако для развития навыков резьбы во всех направлениях полезно выполнить это упражнение, не меняя положения заготовки, т. е. при горизонтальном направлении выемок. При этом косячок держат двумя руками: ручка инструмента в правой руке, а левая рука придерживает и направляет резец.

Среднюю линию выемки режут вертикальным надрезом в направлении слева направо, боковые грани выемки -- также слева направо с наклоном косячка от себя и к себе. Чтобы грани выемок получились прямыми и чистыми, их режут в два приема. Первый раз резец вводят в древесину неглубоко. Если рез получился прямым, второй раз прорезают выемку на всю глубину. Если же резец пошел по волокну (непрямолинейно), то при втором резе меняют направление движения резца -- режут справа налево.

Закончив резание граней, подрезают кончики стружки.

Выемки под углом к волокнам древесины. В этом случае грани выемки режут в разных направлениях. Если выемка наклонена вправо, то правую грань режут по направлению к себе, а левую -- от себя. Резание следует выполнять по слою древесины, тогда поверхность грани получится гладкой и блестящей. При несоблюдении этого правила и резании против слоя древесины поверхность среза получится нечистой, с заколами и задирами. При резании левой грани косячок берут в правую руку носком к себе. Ставят его на ближний к себе конец выемки с наклоном влево. Большим пальцем левой руки нажимают на кромку резца, помогая его движению вперед от себя.

При резьбе длинным косячком инструмент можно держать и в левой руке, а правой рукой поддерживать и направлять резец по линии резания. Очень важно с самого начала учиться работать как правой, так и левой рукой. Это необходимо в дальнейшем при выполнении контурной и рельефной резьбы.

Резьба трехгранных выемок

Трехгранные выемки (треугольники) по технике выполнения могут быть:

o равнобедренными с углублением в вершине (уголки);

o равносторонними с углублением в центре;

o равнобедренными с углублением у основании (чаще всего вытянутыми в виде лучей).

Упражнения следует начинать с наиболее простых трехгранных выемок -- уголков.

Резьба узора из уголков. Предварительно на заготовку наносят горизонтальные и вертикальные линии на расстоянии 10 мм одна от другой. Проводя наклонные линии в двух направлениях, разбивают квадраты на треугольники.

Держа косячок вертикально, надрезают стороны треугольников от вершины к основанию. Глубина реза у вершины должна быть максимальной, а у основания -- сведена на нет. Надрезы нужно делать строго вертикально и на одинаковую глубину. Рез не должен пересекать горизонтальную черту.

Сделав надрезы, косячок, наклоняют к себе и вдоль нижней линии (основание треугольника) носком резака, постепенно. Углубляя его, срезают стружку -- подрезают треугольник. При этом ручку косячка держат и правой руке, а резец направляют с помощью пальцев левой руки. Образуется плоский треугольник, заглубленный у вершины на 1,5--2 мм, основание которого находится на поверхности заготовки.

Если уголки расположены вдоль или поперек волокон древесины, их срезают (или подрезают) приемом, описанным выше. Если же уголки расположены под углом к направлению волокон, то направление движения резца нужно выбирать таким, чтобы резание было по годичному слою древесины: с левого или правого угла основания, движением к себе или от себя.

Уголки можно подрезать не сразу на всю глубину, а за два-три приема, срезая тонкую стружку. Все грани должны быть плоскими и гладкими. Освоив резьбу уголков, можно выполнить орнамент в виде полоски из уголков и другие, более сложные композиции.

Резьба трехгранных выемок с углублением в центре. На дощечку для упражнения наносят окантовку и разбивают полученный прямоугольник на квадраты со сторонами 10 мм. Затем с помощью ерунка проводят наклонные линии из левых и правых углов квадратов, разбивая их на треугольники.

Начиная резьбу, ставит носок косячка в центр треугольника так, чтобы пятка его была направлена в один из углов (центр определяют на глаз). Держа резец вертикально, нажимают на ручку и делают надрез от центра в угол, В каждом треугольнике делают три таких надреза.

Затем косячок приставляют к нижнему левому углу треугольника и, наклонив его к себе (угол наклона около 60°), срезают нижнюю грань теми же приемами, какими выполнялась подрезка уголков. Боковые грани треугольников, направленные под углом к волокнам древесины, надо срезать так, чтобы резание было по слою древесины. В данном случае -- движением от себя, так как направление волокон горизонтальное. При срезании правой грани косячок держат в правой руке носком к себе. Носок ставят в нижний правый угол треугольника и, наклонив косячок вправо, срезают грань. Большой палец левой руки, упираясь в ребро косячка, помогает его движению. Таким же образом, наклонив косячок влево, срезают левую грань. Срезать грани можно за два-три приема.

Грани должны быть плоскими и точно сходиться по линиям вертикального надреза. В местах пересечений не должно быть задиров и вырывов волокон. Линии, ограничивающие стороны треугольников на поверхности заготовки, должны быть четкими и прямыми.

Из таких треугольников можно выполнить сложный и красивый узор. Для этого заготовку размечают на квадраты со стороной 20 мм, а затем, проведя диагонали, делят квадраты на треугольники.

Резьба розетки с сиянием.

Рис. 15

Лучи розетки (рис. 15) представляют собой вытянутые трехгранные выемки. При их изготовлении применяют те же приемы, что и при выполнении трехгранных выемок с углублением в центре. При разметке розеток заготовку сначала делят на квадраты (рис. 15, а). Из углов квадратов проводят диагонали. Из центра квадрата с помощью циркуля чертят две концентрические окружности. Радиус внешней окружности больше радиуса внутренней на 3--5 мм (в зависимости от размера розетки). Внешнюю окружность делят на 16 секторов, а внутреннюю -- на 32. Концы радиусов внутренней и внешней окружностей соединяют прямыми линиями.

Резьбу начинают с вертикальных надрезов движением к себе. Носок резака ставят в точку Б и делают три вертикальных надреза по линиям БА, БО, и БВ. Так же делают надрезы во всех треугольниках. Резание выполняют одной рукой, вторая рука придерживает заготовку, постепенно поворачивая ее по кругу при надрезах каждого следующего луча. Затем режут грани лучей от центра розетки движением к себе с наклоном косячка вправо и влево. На некоторых участках грани будут резаться против слоя древесины, поэтому лезвие косячка должно быть хорошо заточено, чтобы грани получились гладкими. Третью, короткую, грань лучей подрезают так же как у уголков. Однако в данном случае косячок движется не по прямой линии, а по дуге окружности, что требует большего внимания.

Готовая розетка показана на рис. 15, б. Красота узора розетки зависит от точности выполнения резьбы: грани лучей должны быть прямыми и четкими, все лучи по ширине и глубине должны быть одинаковыми.

Выполнение скобчатых порезок (лунок)

Лунки можно резать по-разному, получая различную форму рельефа. Рассмотрим несколько вариантов резьбы лунок.

Вариант 1. Лунки режут с углублением у овального контура: средняя линия получается выпуклой (рис. 16, а).

Рис. 16

На заготовку наносят сетку из квадратов. Из центра каждого квадрата проводят циркулем окружность так, чтобы квадрат оказался вписанным в нее.

Резьбу выполняют косячком и полукруглой стамеской, ширина которой должна соответствовать стороне квадрата, а профиль дуге окружности.

Стамеску ставят вертикально на линию дуги окружности. Слегка нажимая на черенок, углубляют ее в древесину на 2--3 мм (режут тычком). Таким образом делают надрезы лунок первого вертикального ряди, расположенных поперек волокон. Затем косячком срезают грани к основанию надреза так же, как при подрезке уголков. Грани получаются плоскими.

При надрезке горизонтальных выемок (расположенных вдоль волокон) стамеску также держат в вертикальной плоскости, но ставят уголком лезвия в начало дуги окружности. Нажимая на черенок, постепенно совмещают лезвие с линией дуги окружности. При надрезке верхней дуги стамеску перемещают справа налево, нижней--слева направо. Резать тычком в данном случае нельзя, так как может произойти отщепление волокон и резьба получится нечистой. Косячком подрезают плоские грани.

Вариант 2. Лунки режут с углублением но средней линии: грани получаются вогнутыми (рис. 16, б). Сначала косячком делают вертикальный надрез по средней линии, а затем соответствующей по размеру и профилю стамеской подрезают грани лунок.

На рис. 16, 6 грани лунок расположены по диагоналям квадратов (под углом к волокнам древесины). Подрезать грани лунок нужно в разных направлениях, чтобы резать по слою древесины: нижние грани -- движением к себе сверху вниз, а верхние -- движением от себя снизу вверх. При подрезке нижней грани первой лунки утолок стамески ставят в верхний левый угол квадрата. Наклонив стамеску влево и слегка нажимая на черенок, совмещают лезвие стамески с линией дуги окружности и подрезают грань. Стамеска при этом движется по окружности. При подрезке верхней грани уголок стамески ставят в нижний правый угол квадрата и вращением вверх с наклоном вправо подрезают грань.

Вариант 3. При резьбе ноготков (рис. 16, в), расположенных вдоль волокон древесины (верхний ряд), заготовку расчерчивают прямыми линиями, параллельными ее продольным кромкам. Верхнюю линию делят на отрезки, равные размеру ноготка (15-20 мм). Подбирают полукруглую стамеску соответствующего размера. Стамеску берут за черенок фаской к себе, правый угол лезвия ставят на линию и, вращая стамеску справа налево, делают вертикальный надрез в виде дуги. Тем же движением, но с наклоном стамески к себе под углом 60°, делают подрезку лунки. В результате от заготовки отскакивает стружка в виде ноготка, а внутри образуется выемка с полукруглыми краями.

При резьбе ноготков поперек волокон (нижний ряд на рис. 16, в) надрезку делают тычком, т.е. без вращательного движения, держа стамеску вертикально и нажимая на ручку. 'Гак же тычком делают и подрезку лунки, наклонив стамеску вправо или влево.

Этими же приемами, располагая порезки и шахматном порядке, выполняют узор чешуйки, распространенный в геометрической резьбе (рис. 16, г).

При выполнении глазков совмещают приемы резьбы лунок с выпуклой средней линией и ноготков. Сначала делают надрезы по обеим сторонам сред-пси линии с. боковым наклоном косячки около 20°. Затем подрезают вогнутые грани крутой полукруглой стамеской так же, как при выполнении ноготков. При резьбе глазков поперек волокон подрезку выполняют тычком, а при резьбе вдоль волокон -- с вращением стамески. Подрезать следует очень аккуратно, чтобы не повредить выпуклые перегородки глазков.

Выполнение орнамента

Освоив резьбу основных элементов геометрической резьбы, приступают к выполнению орнаментов.

При выполнении первого орнамента, показанного на рис. 17, применяют один косячок. При резьбе второго орнамента, приведенного на рис. 17, кроме косячка используют полукруглую стамеску для резьбы лунок-ноготков. Розетку с криволинейными гранями лучей выполняют косячком.

Рис. 17

Геометрической резьбой можно украсить мелкие бытовые предметы и мебель (рис. 18).

Рис. 18

При составлении собственной композиции не следует стремиться заполнить резьбой всю поверхность изделия. Необходимо добиваться гармоничного сочетания резного узора с плоскостью фона. Именно этот контраст и создает подлинную красоту резного украшения.

Список используемой литературы

1. Бобиков П.Д. Изготовление художественной мебели. М.: Высшая школа, 1916

2. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М.: Высшая школа, 1985

3. Яковлев И.И., Орлова Ю.Д. Резьба по дереву. М.: Искусство, 1991

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты