|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сборка хвостовой балки мотогондолы между шпангоутами 42-45 (правый борт самолета-перехватчика)Сборка хвостовой балки мотогондолы между шпангоутами 42-45 (правый борт самолета-перехватчика)МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КП.1202.03.162.03.ПЗ. ИАТ Пояснительная записка к курсовому проекту по предмету: «Технология сборки и испытаний летательных аппаратов» Тема: «Сборка хвостовой балки мотогондолы между шпангоутами 42-45 (правый борт самолета-перехватчика)» Руководитель проекта: Исполнитель: Гладков Г.А. Балмашнов Е.Г. 2007г 1. ВведениеХвостовая балка мотогондолы двигателя между шпангоутами 42-45 является важным конструктивным элементом. Она выполняет несущие функции и является узлом навески (по шпангоуту 45 узлом навески киля, по 42 - узлом крепления стабилизатора). Балка работает при высоких температурах и нагрузках, поэтому выполняется преимущественно из жаростойких и жаропрочных титановых сплавов - ОТ4, ВТ 20, также в конструкции узла применяются алюминиевые жаростойкие сплавы - В95, Д16чТ, АК4-1чТ1. Сборка хвостовой балки производится в цехе 42 агрегатно-сборочного производства, где я проходил практику и мог наблюдать трудоемкий процесс сборки данного агрегата. Сборка предполагает собой обеспечение высокой точности и надежности всех заклепочных и болтовых соединений, а также необходимый уровень качества, так как хвостовая балка испытывает высокие физические нагрузки.Су-30МК - двухместный истребитель дальнего перелета и барражирования, предназначен для завоевания воздушного превосходства и решения задач боевого характера по воздушным и наземным целям при ведении автономных и групповых действий в ночное и дневное время, в сложных метеорологических условиях, а так же в условиях сильного радиоэлектронного противостояния со стороны противника, обладает высокой маневренностью и тяговооруженностью, малым радиусом и временем разворота. Представляет собой дальнейшее развитие учебно-боевого истребителя Су-27УБ. Самолет впервые показан на авиасалоне в Дубае (ОАЭ) в 1993 году. Данное время в условиях научно-технического прогресса и развития компьютерных технологий, которые широко распространены, позволяет автоматизировать и роботизировать сборочные процессы, что повышает качество сборки, снижает трудоемкость, а также повышает безопасность труда работающего персонала - но применение робототехники не всегда экономически целесообразно. Наибольшую выгоду от робототехники можно получить в крупносерийном производстве. Применение новейших компьютерных технологий, станков с программным управлением, роботов-автоматов (сверлильный автомат) позволило значительно повысить качество изготавливаемой продукции и увеличить производительность труда. Крупносерийное производство малоприменимо в авиационном комплексе, так как спрос на изделия аэрокосмической индустрии возрастает только в условиях боевых действий или в других чрезвычайных ситуациях.2. Описание и конструктивно-технологические характеристики сборочного узлаХвостовая балка между шпангоутами 42-45 выполняет роль крепежного переходного элемента, воспринимающего большую часть напряжений, действующих на киль и стабилизатор. Фактически является силовым элементом, передающим аэродинамические воздействия с киля и стабилизатора на фюзеляж самолета. Хвостовая балка является важным конструктивным узлом, претерпевающим большие нагрузки, вследствие сильного нагрева, так как расположена фактически около выходного устройства, где температура потока воздуха наиболее высокая, и передачи аэродинамических воздействий на фюзеляж самолета от киля и стабилизатора. Это и привело к необходимости использовать титановые сплавы в конструкции балки, так как титановые сплавы жаростойкие, жаропрочные и сравнительно легкие (что немаловажно в авиации). Но в применении титановых сплавов есть свои недостатки (впрочем, как и в случае с другими сплавами). Любой заусенец или царапина (даже не глубокая) является концентратором напряжений, что может привести к необратимым последствиям. Поэтому при обработке изделий из титановых сплавов нужна соответствующая квалификация кадров. Поперечный набор жесткости (в местах установки стенок) фактически является продолжением шпангоутов 43-44, что позволяет создать замкнутый контур более слабых по конструкции шпангоутов, и более быструю и точную передачу действующих нагрузок на основную конструкцию с малым коэффициентом потерь. Для большей жесткости конструкции самой балки в конструкцию поперечного набора жесткости включены диафрагмы, косынки и фитинги, а также профиля жесткости. Хвостовая балка представляет собой коробчатую замкнутую конструкцию несложной формы, в которую входят: - поперечный набор: стенки, диафрагмы, косынки, профиля и фитинги; - продольный набор ограничивается верхней и нижней стенками Несущими продольного набора являются цельнофрезерованные нижняя и верхняя стенки с приваренными к ним ребрами, для установки стенок, диафрагм и фитингов. В поперечном наборе соответственно стенки с приклепанными к ним профилями жесткости являются основными несущими элементами. Так как стенки выполнены из листового материала, на них по углам со стороны шпангоутов установлены косынки, для придания им большей жесткости и стойкости на изгиб. По углам со стороны стабилизатора установлены фитинги. Стенки, склепанные на клепальном прессе с профилями, крепятся заклепочными соединениями к нижней стенке, кроме мест постановки фитингов, в тройном пакете нижняя стенка - стенка - фитинг (по верхней стенке аналогично) устанавливают болтовые соединения по Н9. Фитинг-стенка - заклепочное соединение заклепками ОСТ1.34076-85. Нижняя и верхняя стенки крепятся к шпангоутам болтовыми соединениями по Н9. Диафрагмы крепятся к верхней и нижней стенкам заклепочными соединениями ОСТ1.34075-85, к ребрам стенок болтовыми соединениями по Н9. Фитинги на верхней и нижней стенках с наружной стороны устанавливаются болтовыми соединениями по Н9. Хвостовая балка имеет следующие габаритные размеры: - длина - 962 мм; - ширина - 456 мм; - высота - 320 мм; К хвостовой балке также крепится подбалочный киль двумя узлами навески. Задний узел навески стыкуется с хвостовой балкой самолета при помощи кронштейна (предусмотренного в конструкции балки), у которого имеется специальное гнездо под лонжерон киля подбалочного. Крепление осуществляется болтом 5-64кд. ОСТ1.31103-80 с самоконтрящейся гайкой 5кд.ОСТ1.33055-80 и набором компенсирующих шайб. Передний узел навески представляет собой соединение “ухо-вилка”, которое крепится специальным болтом (ф10мм, угол конусности 20`, L=55мм) и гайкой 8кд.ОСТ1.33042-80, гайка контрится шплинтом 2,5*25.026 ГОСТ 397-79. Характеристика форм обводов хвостовой балки - плоская, форма контура - прямолинейная, узлы стыка - разъемные. Вид соединений при сборке - заклепочные, болтовые. Конфигурация швов - прямолинейные, в шахматном порядке в соответствии с направляющими отверстиями. Расположение точек силового замыкания - продольно-поперечное, шаг точек силового замыкания - постоянный.. Основным материалом для изготовления деталей хвостовой балки являются жаростойкие и жаропрочные титановые сплавы ОТ4 иВТ20. 3. Технические условия 3.1 Проектирование сборочной оснастки Сборочное приспособление. Стапель сборки хвостовой балки мотогондолы между шпангоутами 42-45
1.Назначение стапеля (приспособления). Предназначено для обеспечения взаимного расположения, фиксации и_соединения сборочных единиц Хвостовой балки заданной точностью и обеспечение соосности отверстий по узлам навески киля и стабилизатора 2.Положение агрегата (подсборки) в стапеле (приспособлении), направление закладки и выемки. Хвостовая балка расположена в приспособлении по направлению горизонтального полета. В таком же положении производится ее сборка. Закладка осуществляется подетально. Выемка производится вертикально. 3.Порядок сборки в технологической последовательности с указанием фиксируемых в стапеле (приспособлении) узлов и деталей. 1.Шпангоут 42 - установить по нижнему обводу на ложемент, повторяющий контур обшивки, закрепить кронштейном по заднему узлу навески киля, крепить двумя откидными фиксаторами по БО, крепить откидным прижимным фиксатором. 2.Шпангоут 45 - установить по нижнему обводу на ложемент, повторяющий контур обшивки, крепить откидным фиксатором по БО (наружный борт), фиксировать прижимным откидным фиксатором (наружный борт), поджать ложементами повторяющими контур изделия в местах крепления нижней арки. фиксировать двумя рубильниками. Съемными упорами верхними зафиксировать шпангоуты 42-45 между собой. 3.Нижняя стенка - фиксировать откидными упорами для хвостовой балки и макетом полуоси стабилизатора. 4.Верхняя стенка - установить по СО. 5.Стенки - установить по осям шпангоутов по СО в ребрах стенок нижней и верхней. 6.Фитинги - установить по СО в верхней и нижней стенках. 7. Диафрагмы - установить по СО в ребрах нижней и верхней стенок 8. Профиль - установить по СО в верхней стенке. 4.Перечень взаимозаменяемых элементов и сопрягаемых деталей, агрегатов, средств увязки, а также точность их изготовления (указать увязочные средства других технологических отделов). Увязка сборочного приспособления производится при помощи эталона мотогондолы двигателя. Точность исполнения 0,01 мм. 5.Средства механизации и необходимое оборудование: кронштейн крепления по узлу навески киля; макет полуоси стабилизатора; 6.Особые требования: Обеспечение точного расположения макета полуоси стабилизатора и кронштейна фиксации узла навески киля. 3.2 Технические условия на сборку хвостовой балки 1. Шероховатость обрабатываемых поверхностей БЧ деталей. 2. Отклонение осей заклепочных швов не более - 1 мм. 3. Допустимые отклонения на шаг заклепок - 2 мм. 4. Заклепки ОСТ1.34076-85 и ОСТ1.34076-85 ОСТ1.34075-85 клепать по ПИ-249-74. 5. Болты и заклепки ставить на сырой грунтовке ЭП-0215. 6. Болт-заклепки устанавливать по ОСТ-1.42392-88. Высокосрезные заклепки устанавливать по ОСТ-1.42222-85. 7. Под головками болтов в деталях снять фаску 0,6?45? для болтов o6мм; 0,8?45? для болтов o6мм. 8. Отверстия под болты и болт-заклепки выполнять по Н9. 9. Разрешается попадание заклепок и болтов в центр сварного шва. 10. Разрешается устанавливать прокладки (клиновидные) Из материала ОТ-4 ОСТ 1 90218-76 толщиной от 0,3 до 1,0 между фитингами и ребрами (полками), верхней, боковой и нижней панелей, шп.42, шп.45. 11. В случае выступания гладкой части стержня болт-заклепок из пакета свыше 1.4мм,разрешается устанавливать шайбы толщиной от 0,5 мм до 1,0мм ОСТ 1 34509-80 под кольца болт-заклепок, соответствующего диаметра. 12. разрешается зазор до 1,0мм: - между шп.42, шп.45 и верхней и нижней панелями; - между верхней полкой боковой балки и верхней панелью; - между фитингами поз..005,.006, и верхней, нижней панелями поз..001,.006. Зазор заполнять заполнителем ЗП-3 по РТМ 1.4.1334-84. 13. Замыкающие головки заклепок покрыть грунтом ЭП-0215 в 2 слоя. 14. Болтовые соединения выполнять по РТМ 1.4.1941-89. 15. Выступание болтов с потайной головкой - не более 0,15 мм. Западание болтов с потайной головкой не допускается. 16. Головки болтов, выступающие резьбовые части с гайками и шайбами покрыть грунтом ЭП-0215 и эмалью ЭП-140 серой в 2 слоя. 4. Анализ технологичности сборочного узла Технологичными называются конструкции, которые при обеспечении эксплуатационных качеств изделия позволяют в условиях данного типа производства достигать наименьшей трудоемкости изделия. Технологичность конструкции зависит от типа производства. Одна и та же конструкция может иметь разную степень технологичности применительно к мелкосерийному производству. Таблица №2
Суммарный показатель технологичности определяется как сумма произведений показателя уровня технологичности параметра на удельный вес этого показателя технологичности. Ктехн=11,9 Вывод: оценка уровня технологичности киля подбалочного - конструкция технологичная. 5. Анализ заводского технологического процесса сборки узла Заводской технологический процесс сборки хвостовой балки выполнен на операционных, комплектовочных картах и ведомостях оснастки. Выбор заводского технологического процесса зависит от вида производства и выбираемого метода сборки. Принятый метод сборки - сборка в приспособлении - сущность метода состоит в использовании единой системы жестких носителей форм и размеров, взаимосопрягаемых элементов конструкции для изготовления и геометрической увязки их между собой. В основе этой единой системы лежит теоретический плаз агрегата летательного аппарата. Анализируемый технологический процесс состоит из двух частей - сборки хвостовой балки, - клепки хвостовой балки. К достоинствам анализируемого технологического процесса следует отнести совмещение операций и их высокая точность и взаимозаменяемость. К недостаткам относятся не обоснованные технологические припуски и переходы по разметке, применение ударной клепки. При сборке хвостовой балки применяются следующие виды оборудования и оснастки: - приспособление для сборки хвостовой балки - ДП.1202.99.153А.13.02.00; - пневмодрель СМ-21-9-2500 ГОСТ19543-74; - клепальный молоток КМП-14; КМП-24 ГОСТ 8055-73; - пресс переносной ОМ-3490-52; - пресс пневмогидравлический - 1СПГ-5; - прибор КЗС-2; - инструмент пневматический - 1ВП-8П; - инструмент для контровки сердечника 5091/5427; - машина пневматическая - ПФ-12М; - насадка-ограничитель 7461.01-02 - обжимка 7421.34 -3,5; - 4,0; -5,0 - поддержка 63410-41 Р = 2 кг; - сверла o 2,7; o 3,1; o 4,1; o 5,0 ГОСТ 17275-71; - сверло-развертка o 4,05; o 5Н11; o 6Н9 ГОСТ 12122-77; - зенкер o 5,0; o 6,0; o 8,0 ГОСТ 21540-76 ГОСТ 21540-76; - зенковка o2,6 <900 o 5<900 o 6<900 o 8<900 ГОСТ 14953-80; - развертка o 10Н9; o 8Н9; o 6Н9 ГОСТ 7722-77; - ключ гаечный S=7х8, S=10х12; S=12х14 ГОСТ 2839-80; - ключ торцевой 7472.79; - кисть КФК-4 ГОСТ 10597-87; - карандаш ТМ; - молоток слесарный ГОСТ 2310-77; - напильник плоский 1-150, 1-250 ГОСТ 1465-80; - отвертка L=200, L=470 ГОСТ 17199-88; L=193 Мкр 6 кгс см2 4 ГОСТ 17199-88; 1-0,6-160 3,0 ГОСТ 17199-88; 1-0,6-200 4,0; 1-2-250 ГОСТ 17199-88; - приспособление индикаторное 311.10МК.6372.0035; - фиксатор пружинный ФПЦ-1 o 3,1; o 4,0; - шпатель неметаллический 7480.38; - щетка ЩТ-1, ЩТ-2 ГОСТ 10597-87; - щуп №2 ТУ2-034-225-87; - эталон шероховатости Ra3,2 ЭИ 322.125-01; - калибр-заклепка ЭИ.311-138-01 ф2,6; ф4,0; ф4,05; - калибр-пробка 311.8325.0013 - o 2,6; o 3,0; o 3,1; o 4,0; o 4,05; o 4,1; ф5Н11; o 6Н9; o 8Н9; - калибр-фаска 311.832.0006-08 - лупа 4-х кратная ГОСТ 25706-83; - линейка L=300 ГОСТ 427-75; - шаблоны замыкающих головок заклепок 311.8384.0768-04 ф2,6; ф4,0; - емкость под ЛВЖ 325.10КИ.9742.0002.0000; - технологические прокладки; - технологические нормали; При проектировании технологического процесса следует избежать разметок и необоснованных технологических припусков, припиловок, подгонок. Необходимо применять сверла-развертки и сверла-зенковки для снижения трудоемкости и ускорения процесса сборки. 6. Выбор и обоснование проектируемого технологического процесса сборки узла Выбор технологического процесса - это, прежде всего, выбор метода сборки, которая зависит от конструкции узла. Наиболее экономичным является метод сборки по СО, но для сложной пространственной конструкции хвостовой балки, которая включает в себя большое количество деталей, невозможно обеспечить собираемость по СО и заданную точность. Поэтому, при проектировании технологического процесса выбираем метод сборки в приспособлении с базированием по СО. Проектируемый технологический процесс является операционным, как и заводской технологический процесс, так как тип производства - мелкосерийный, не меняется, а выбранный метод сборки удовлетворяет требованиям к точности. Он будет содержать последовательность сборки, переходы контроля, необходимые материалы, детали, оснастку, оборудование и инструмент с суммарной трудоемкостью и разрядом выполняемый работ. Так как в заводском варианте большой процент клепальных работ осуществляется ударным методом, то следует в доступных местах ввести прессовую клепку и применять пневмоскобу, что значительно снизит себестоимость продукции, не только за счет снижения трудоемкости, но и за счет снижения квалификации исполнителя, а также увеличит производительность труда. Очень большим преимуществом клепки пневмоскобой является снижение возможности возникновения у рабочих профессиональных заболеваний, от вибрации - что приведет к росту экономического эффекта. Необоснованные переходы по разметке и отрезки технологического припуска следует убрать и внедрить в проектируемом технологическом процессе поступление деталей на сборку с направляющими отверстиями, что так же снизит трудоемкость работ и приведет к росту производительности труда. 7. Выбор методов сборки, базирования и обеспечения взаимозаменяемости (увязки оснастки) В агрегатно-сборочном производстве применяются следующие методы сборки: - по базовой детали; - по разметке; - по сборочным отверстиям; - в приспособлении. Сборка по базовой детали - это сборка, при которой одну из деталей принимают за базовую и к ней в определенной последовательности присоединяют другие детали. Этот метод применяется для сборки жестких изделий, которые сохраняют под действием собственного веса свои формы и размеры. Этот метод не подходит для сборки хвостовой балки. Сборка по разметке - это процесс, при котором взаимное положение деталей входящих в узел определяют непосредственно измерением расстояний между ними по рискам на детали. Этот метод не целесообразен, так как больше подходит к опытному производству, и его даже следует избегать из-за большой трудоемкости. Сборка по отверстиям - это процесс, при котором взаимное расположение собираемых деталей определяется положением имеющихся на них сборочных отверстий, в которые на период сборки вставляются фиксаторы. Он наиболее экономичен, применяется как в “чистом” виде, так и в сочетании со сборкой в приспособлении. Сборка в приспособлении - это процесс, при котором взаимное расположение собираемых деталей определяется конструкцией приспособления. Этот метод позволяет собрать узел любой сложности с самыми высокими требованиями к точности. Сборочное приспособление обеспечивает требуемое взаимное расположение собираемых деталей, придает форму недостаточно жестким деталям при сборке, и одновременно поддерживает их. Эта сборка имеет следующие преимущества: ускоряется и облегчается процесс сборки, достигается взаимозаменяемость собираемых узлов, а также, что немаловажно, появляется возможность механизации процессов сборки. Этим объясняется широкое применение приспособлений на серийных заводах. Сборку хвостовой балки целесообразнее проводить в приспособлении вкупе с методом базирования по сборочным отверстиям и по базовой детали. Состав баз для сборки хвостовой балки представлен в таблице № 3. Состав баз для сборки хвостовой балки. Таблица №3
Метод обеспечения взаимозаменяемости определяет характер технологической подготовки производства. При этом выявляются методы изготовления деталей, контроль их контуров и размеров, метода изготовления элементов сборочных приспособлений и их монтаж. Все этапы переноса форм и размеров с первоисточника на заготовительную, механосборочную, сборочную, контрольную оснастку и детали отражаются в схеме увязки. В настоящее время в самолетостроении применяют три метода взаимозаменяемости (увязки оснастки): - плазово-шаблонный - эталонно-шаблонный - бесконтактный метод увязки В чистом виде в современном самолетостроении ни одни из трех методов увязки не применяется. Как правило, применяется все три метода с преобладанием того или иного. Плазово-шаблонный метод - в качестве жесткого носителя формы и размеров применяются шаблоны, инструментальные стенды, плаз - кондукторы. Эталонно-шаблонный - в качестве исходного носителя форм и размеров используются эталоны поверхности агрегатов, которые полностью воспроизводят агрегаты по размерам и формам. По эталону поверхности при помощи контр эталона изготавливается монтажный эталон. Монтажный эталон обрабатывается по поверхности лекал и несет на себе все стыки и разъемы. При мелкосерийном и опытном производстве контр.эталоны и монтажные эталоны не изготавливаются. Для сборки хвостовой балки применяется эталонно-шаблонный метод обеспечения взаимозаменяемости с преобладанием плазово-шаблонного метода. 8. Технические условия (ТУ) на поставку деталей для сборки узла Таблица №4
9. Описание конструкции сборочного приспособления Приспособление предназначено для сборки и клепки хвостовой балки. По технологическому признаку оно относится к агрегатно-сборочным приспособлениям, а по конструктивному признаку классифицируется как неразборное, нерегулируемое приспособление. Конструкция рамы прямоугольной формы выполнена из швеллеров №10 методом электродуговой сварки - ЭДС. Сборка хвостовой балки производится в вертикальном положении. Балка расположена в приспособлении в горизонтальном положении, ориентация по полету. Сборка ведется на высоте - 90 мм от пола. Закладка и выемка хвостовой балки осуществляется вертикально. Увязка оснастки производится при помощи эталона мотогондолы двигателя между шп.38-45. Элементы фиксации собираемого киля в приспособлении: Механизация на приспособлении отсутствует. Рама и стойки выполнены из стали обыкновенного качества - сталь 3 ГОСТ14637-69 Чтобы защитить приспособление от коррозии на все стальные части наносится краска ЭП-140 голубая Дюралюминовые части покрывают оксидной пленкой. Список используемых источников (технической литературы) 1. Абибов А.Л. “Технология самолетостроения” изд. “Машиностроение” 1982 год. 551 с. 2. Григорьев В.П. “Взаимозаменяемость агрегатов в самолетостроении” изд. “Машиностроение” 1969 год. 258 с 3. Ершов В.И., Павлов В.В. и др. “Технология сборки самолетов ” изд. “Машиностроение” 1986 год. 456 с. 4. Бабушкин А.И. “Методы сборки самолетных конструкций” изд. “Машиностроение” 1985 год. 248 с. 5. Войт Е.С. и др. “Проектирование конструкций самолетов” изд. “Машиностроение” 1987 год. 415 с. 6. Шульженко М.Н. “Конструкция самолетов” изд. “ Машиностроение” 1971 год. 417 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |