|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Технические условия и сертификация продукцииТехнические условия и сертификация продукции21 Вопросы: 1. Технические условия: определение, назначение, порядок разработки, принятия, учета и применения. 2. Схемы сертификации продукции, их сущность и особенности применения. 3. Проанализируйте структуру и содержание стандартов на продовольственные (непродовольственные) товары в соответствии с требованиями ГОСТ 1.5-92. Список литературы 1. Технические условия: определение, назначение, порядок разработки, принятия, учета и применения. Под техническими условиями понимают систему качественных показателей с установленными для них количественными данными и допусками. Техническими условиями определяют задачу, которую предстоит разрешить как в процессе конструирования, так и во время производства на заводе и в эксплуатации изделия. В технических условиях указывают назначение и требования к изделию, методы контроля, прогрессивные способы производства, транспортировки, методы нанесения клейма. Технические условия (ТУ) являются нормативным документом, содержащим требования к качеству продукции. В ТУ изделия вводят два обязательных указания: номинальный размер и требования к точности по величине допуска (допуском Т называют разность между наибольшим и наименьшем допускаемыми значениями того и иного параметра. Допуск Т размера - разность между наибольшим и наименьшем предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижнем отклонениями допуск всегда положителен. Он определяет допускаемое поле рассеяния действительных размеров годных деталей в партии, т.е. заданную точность изготовления. С увеличением допуска качество изделий, как правило, ухудшается, но стоимость изготовления уменьшается). Номинальный размер вводится для проведения общей идентификации, допуск ограничивает отклонение состояния изделия от показателя качества. Назначение допусков сталкивается со следующими трудностями: противоречивость проблемы допусков; стимулирование уменьшения величины допуска; стимулирование увеличения величины допуска; функционально-технологический синтез регламентации допусков; экономическая эффективность качества изделия. Каждый допуск предполагает компромисс между функциональными и технологическими требованиями. Функциональные требования предполагают: обеспечить техническое состояние по заданной работоспособности в безотказный период; обеспечить качество функционирования изделия по потребительским свойствам (взаимозаменяемость, точность, стабильность, технологичность); защитить конструкцию от внешнего эксплуатационного воздействия (среды обитания); устранить риск во избежание несчастных случаев; предусмотреть взаимозаменяемость при обслуживании и ремонте; предусмотреть конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынке; создать фонд НТД. Технологические требования предполагают: управление технологической подготовкой производства (ТПП); управление технологическим процессом; автоматизацию традиционного жёсткого и гибкого производства; предусмотреть взаимозаменяемое производство; создать фонд НТД и систему технического контроля (СТК). Меньшие допуски повышают качество продукции и издержки производства, большие допуски, наоборот, снижают качество, но повышают экономичность. Постоянной проблемой остаётся сокращение издержек при неизменном уровне качества, либо улучшение качества при неизменных затратах. Данный фактор точности стимулирует уменьшение величины допуска, вызванное: повышением требований и надёжности изделия, ресурсу, внешнему виду, сокращением затрат на подгонку и регулировку изделия в процессе сборки, соблюдением взаимозаменяемости при эксплуатации, расширением использования технологической оснастки. Данный фактор точности стимулирует увеличение допуска к условиям, обусловленным производственной необходимостью. К ним относятся: производственное планирование, разработку и изготовление, отладку технологического оборудования, перезаточку и установку инструмента, ремонт и замену оснастки, инструмента, объём выпуска изделий. Проводится функциональное нормирование от допуска показателя качества до допуска геометрической точности детали. По результатам нормирования вводят допуск на текущий размер. Допуск на изделие согласуется с точностью измерения, как его составной части. Назначение функциональной и технологической точности синтезом допуском согласуется между собой и обуславливается экономической величиной прибыли от продажи изделия. 2. Схемы сертификации продукции, их сущность и особенности применения. Таблица 1 Схемы сертификации
[*] Испытания выпускаемой продукции на основе оценивания одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями. [**] Необходимость и объем испытаний, место отбора образцов определяет орган по сертификации продукции по результатам инспекционного контроля за сертифицированной системой качества (производством). Примечания. 1. Схемы 1 - 8 приняты в зарубежной и международной практике и классифицированы ИСО. Схемы 1а, 2а, 3а и 4а - дополнительные и являются модификацией соответственно схем 1, 2, 3 и 4. Схемы 9 - 10а основаны на использовании декларации о соответствии поставщика, принятом в ЕС в качестве элемента подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. Инспекционный контроль, указанный в таблице, проводят после выдачи сертификата Применение схем сертификации Схемы сертификации 1 - 6 и 9а - 10а применяются при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата, схемы 7, 8, 9 - при сертификации уже выпущенной партии или единичного изделия. Схемы 1 - 4 рекомендуется применять в следующих случаях: схему 1 - при ограниченном, заранее оговоренном, объеме реализации продукции, которая будет поставляться (реализовываться) в течение короткого промежутка времени отдельными партиями по мере их серийного производства (для импортной продукции - при краткосрочных контрактах; для отечественной продукции - при ограниченном объеме выпуска) схему 2 - для импортной продукции при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля на образцах продукции, отобранных из партий, завезенных в Российскую Федерацию схему 3 - для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнения схему 4 - при необходимости всестороннего и жестокого инспекционного контроля продукции серийного производства Схемы 5 и 6 рекомендуется применять при сертификации продукции, для которой: реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции технологические процессы чувствительны к внешним факторам установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории характерна частая смена модификаций продукции продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя Условием применения схемы 6 является наличие у изготовителя системы испытаний, включающей контроль всех характеристик на соответствие требованиям, предусмотренным при сертификации такой продукции, что подтверждается выпиской из акта проверки и оценки системы качества. Схему 6 возможно использовать также при сертификации импортируемой продукции поставщика (не изготовителя), имеющего сертификат на свою систему качества, если номенклатура сертифицируемых характеристик и их значения соответствуют требованиям нормативных документов, применяемым в Российской Федерации. Схемы 7 и 8 рекомендуется применять тогда, когда производство или реализация данной продукции носит разовый характер (партия, единичные изделия). Схемы 9 - 10а основаны на использовании в качестве доказательства соответствия (несоответствия) продукции установленным требованиям - декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям. В декларации о соответствии изготовитель (продавец) в лице уполномоченного представителя под свою ответственность заявляет, что его продукция соответствует установленным требованиям. Декларация о соответствии, подписанная руководителем организации - изготовителя (продавца), совместно с прилагаемыми документами направляется с сопроводительным письмом в орган по сертификации. Орган по сертификации рассматривает представленные документы и, в случае необходимости, запрашивает дополнительные материалы (претензии потребителей, результаты проверки технологического процесса, документы о соответствии продукции определенным требованиям, выдаваемые органами исполнительной власти в пределах своей компетентности и т.д.). Одновременно орган по сертификации сопоставляет образец продукции с представленными документами. При положительных результатах орган по сертификации выдает изготовителю сертификат соответствия. Условием применения схем сертификации 9 - 10а является наличие у заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям. Если указанное условие не выполнено, то орган по сертификации предлагает заявителю сертифицировать данную продукцию по другим схемам сертификации и с возможным учетом отдельных доказательств соответствия из представленных документов. Данные схемы целесообразно применять для сертификации продукции субъектов малого предпринимательства, а также для сертификации неповторяющихся партий небольшого объема отечественной и зарубежной продукции. Схемы 9 - 10а рекомендуется применять в следующих случаях: схему 9 - при сертификации неповторяющейся партии небольшого объема импортной продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей себя на мировом или российском рынках как производителя продукции высокого уровня качества, или единичного изделия, комплекта (комплекса) изделий, приобретаемого целевым назначением для оснащения отечественных производственных и иных объектов, если по представленной технической документации можно судить о безопасности изделий схему 9а - при сертификации продукции отечественных производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в установленном порядке, при нерегулярном выпуске этой продукции по мере ее спроса на рынке и нецелесообразности проведения инспекционного контроля схемы 10 и 10а - при продолжительном производстве отечественной продукции в небольших объемах выпуска Схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а и 10а рекомендуется применять вместо соответствующих схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями. Необходимым условием применения схем 1а, 2а, 3а, 4а, 9а и 10а является участие в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства. При проведении обязательной сертификации по этим схемам и наличии у изготовителя сертификата соответствия на систему качества (производства) анализ состояния производства не проводят. При проведении обязательной сертификации по схемам 5 или 6 и наличии у изготовителя сертификата соответствия на производство или систему качества (по той же или более полной модели, чем та, которая принята при сертификации продукции) сертификацию производства или системы качества соответственно повторно не проводят. Схемы сертификации из числа приведенных устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции с учетом специфики продукции, ее производства, обращения и использования. Конкретную схему сертификации для данной продукции определяет орган по сертификации. 3. Проанализируйте структуру и содержание стандартов на продовольственные (непродовольственные) товары в соответствии с требованиями ГОСТ 1.5-92. Функции стандартизации установлены в законе «Техническом регулировании» и более подробно в ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения». Стандартизация выполняет следующие функции: Функция упорядочения - преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с её требованиями и законами. Охранная (социальная) функция - обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации. Реализация этой функции позволяет достигнуть следующих целей: - сбалансированность интересов сторон; - системность стандартизации; -динамичность и опережающее развитие стандарта. 3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативном документе обоснованных ограничений и расходов ресурсов. 4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путём личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству. 5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни (для достижения гармонизации). Например, от жесткости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты отражают степень общественного развития страны, т.е. цивилизации. 6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами - эталонами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара, как главного условия договора (контракта). 7. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта или любого другого нормативного документа и его всеобщим применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований нормативного документа обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера. Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации Российской Федерации (далее-национальный орган по стандартизации). Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации. Функции национального органа по стандартизации возложены правительством Российской Федерации на федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Национальный орган по стандартизации выполняет следующие функции: - утверждение национальных стандартов; - принятие программ разработки национальных стандартов; - организацию экспертизы проектов национальных стандартов; - обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу; - осуществление учёта национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам; - создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности; - организацию опубликования национальных стандартов и их распространение; - участие в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечение учёта интересов Российской Федерации при их принятии; Утверждение изображение знака соответствия национальным стандартам; - представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации. Организация и разработка национальных стандартов, согласование, организация экспертизы национальных стандартов, в том числе представленных субъектами хозяйственной деятельности, осуществляются техническими комитетами по стандартизации: непосредственным разработчиком стандарта может быть любое лицо или рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных сторон. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Правила создания, формирования и функционирования технических комитетов по стандартизации устанавливает национальный орган по стандартизации. Заседание технических комитетов по стандартизации являются открытыми, если не связаны с обсуждением проблем, отнесённых действующим законодательством к информации ограниченного доступа. В последнем случае порядок допуска на заседании технических комитетов определяется законодательством в области сохранения государственной тайны. Службы стандартов на предприятии (научно-исследовательский отдел, конструкторско-технологический отдел, лаборатория, бюро, группа, специалист) выполняет самостоятельные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные, экспериментальные, испытательные и другие работы по стандартизации, проводимых другими подразделениями, а также осуществляют организационно-методические и научно-техническое руководство работами по стандартизации, ведут нормоконтроль разрабатываемой технической документации (конструкторской, технологической и проектной). Они осуществляют свою работу в соответствии с положением о конкретных службах, разрабатываемых с учётом рекомендаций о службах стандартизации. Также на службы возложена осуществления обязанностей по ведению дел секретариата ТК. Применение стандартов - это стадия их нормоприменения, т.е использование и соблюдение установленных в них императивных (обязательных во всех случаях) и диспозитивных (обязательных для конкретных случаев) требований в процессах производственно - хозяйственной и иной жизнедеятельности общества. Российские стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) в соответствии с областью их распространения и сферой действия применяются на территории Российской Федерации с помощью следующих трёх основных методов: 1.Прямое применение международных или региональных стандартов в РФ может осуществляться субъектами хозяйственной деятельности независимо от их принятия в любом документе в области стандартизации, действующем на территории РФ, в следующих случаях: - по предложению потребителя при заключении субъектом хозяйственно деятельности договора (контракта) на изготовление и поставку продукции на экспорт, если в этом договоре имеются ссылки на конкретные международные или региональные стандарты; - по согласованию с потребителем при заключении субъектом хозяйственной деятельности договора на импорт продукции в РФ (до принятия международного или регионального стандарта в национальном стандарте), если: -- аналогичные национальные стандарта имеются, а конкретные международные или региональные стандарты, указанные в договоре на импортируемую продукцию, не противоречат требованиям национальных стандартов и дополняют требования этих стандартов; -- при выполнении научно-исследовательских и экспериментальных работ ( до принятия международных или региональных стандартов в национальных стандартах), если отсутствуют аналогичные национальные стандарты, а при их наличии, если требования международных или региональных стандартов выше требований национальных стандартов. Работа по прямому применению стандартов международных или региональных стандартов может начинаться с момента получения официально изданных стандартов. Косвенное применение международных и региональных стандартов в национальных стандартах РФ осуществляют следующими методами: А) утверждением национального стандарта, идентичного соответствующему международному или региональному стандарту, основанного на непосредственном использовании текста оригинала (без технических отклонений и без изменения структуры) международного или регионального стандарта, опубликованного международной или региональной организации и дополненного национальной обложкой (метод обложки). Метод обложки может применяться только при одновременном выполнении следующих условий: - международный или региональный стандарт разработан международный или региональной организаций, членом которой является РФ, и имеется оригинал русской версии этого стандарта, опубликованный международной или региональной организацией; - международный или региональной стандарт полностью удовлетворяет потребностям экономики РФ, и РФ проголосовала положительно на этапе одобрения этого стандарта; - в международном или региональном стандарте отсутствуют ссылки на другие международные или региональные стандарты, не принятые в национальных стандартах. Национальный стандарт, принятый методом обложки, должен представлять собой копию официального экземпляра русской версии соответствующего международного или регионального стандарта (включая все его изменения и технические поправки), опубликованного международной или региональной организацией, дополненный обложкой, имеющей обозначение стандарта, присвоенное в РФ, справочной номер принятого международного или регионального стандарта и содержащей необходимую информацию, относящуюся к стандарту. Б) утверждением национального стандарта РФ, идентичного соответствующему международному или региональному стандарту, представляющего собой аутентичный перевод на русский язык этого международного или регионального стандарта без изменения его структуры и технического содержания (метод переиздания в виде аутентичного перевода). В этом случае допускается вносить в национальный стандарт следующие редакционные изменения по отношению к международному или региональному стандарту: - заменять точку на запятую при указании десятичного знака; - исправлять любые опечатки (например, орфографические ошибки) или изменять нумерацию страниц; - включать все технические опечатки и поправки к международному или региональному стандарту, официально опубликованные соответствующей международной или региональной организацией в виде отдельных документов после публикации международного или регионально стандарта, принимаемого в качестве основы национального стандарта; - изменять наименование международного или регионального стандарта в целях увязки с действующими в РФ национальными стандартами; - заменять фразу «настоящий международный стандарт» или «настоящий региональный стандарт» на «настоящий стандарт»; - включать любой национальной информационный материал (например, информационные приложения), не изменяющий, не дополняющий и не исключающий положения международного или регионального стандарта; - исключать информационный предварительный материал, имеющийся в международном или региональном стандарте; - изменять слова или фразы для приведения их в соответствие с принятыми в РФ правилами орфографии; - включать в информационных целях пересчитанные количественные единицы, если в международном или региональном стандарте принята система измерений, отличная от действующей в РФ. Все дополнения и изменения, внесенные в национальный стандарт по отношению к международному или региональному стандарту, должны быть идентифицированы. В) утверждением национального стандарта. Модифицированного по отношению к международному или региональному стандарту, представляющего собой аутентичный перевод соответствующего международного или регионального стандарта, с внесением (исключением) в него дополнительных требований и изменений, отражающих потребности экономики РФ. Модификацию национального стандарта по отношению к соответствующему международному или региональному стандарту осуществляют в случае необходимости: - установление в нем более жестких требований; - дополнения его новыми положениями, требованиями, показателями и их значениями; - исключения из него отдельных структурных элементов (разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, приложений); - изменение его структуры. Все дополнения и изменения, внесенные в национальный стандарт по отношению к соответствующему международному или региональному стандарту, должны быть чётко идентифицированы с объяснением причин их внесения. Изменения в структуре национального стандарта по отношению к международному или региональному стандарту допускаются при условии, что измененная структура обеспечивает легкое сравнение содержания двух стандартов. Г) использованием перевода соответствующего международного или регионального стандарта (с изменением его технического содержания и структуры) в качестве основы для разработки национального стандарта. Этот метод применяется в случае, если в интересах экономики РФ международной или региональной стандарт нецелесообразно принимать в национальном стандарте, идентичном или модифицированном по отношению к ним. В разрабатываемый национальный стандарт могут быть включены: - полный перевод международного или регионального стандарта, но с существенным изменением его структуры и технического содержания, которые невозможно или нецелесообразно идентифицировать; - меньшая часть перевода международного или регионального стандарта (с соблюдением или без соблюдения аутентичности). Разработанный таким образом национальный стандарт является неэквивалентным соответствующему международному или региональному стандарту. Ссылки на стандарты в технической, коммерческой и управленческой документации (в том числе на стандарты в техническом законодательстве страны). Применение нормативных документов в Российской Федерации. Вопросы применения нормативных документов в России касаются: использование национальных стандартов и других нормативных документов российскими организациями и субъектами хозяйственной деятельности; применение международных, региональных нормативных документов и стандартов других стран в РФ; применение нормативных документов на экспортируемую или импортируемую продукцию, а также использование российских стандартов зарубежными странами. Российские нормативные документы применяют государственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности. В зависимости от объекта стандартизации и вида деятельности пользователя нормативные документов необходимы при выполнении различного вида работ или оказания услуг; при создании проектов; разработке технической документации, условий технологического процесса; регламентации видов деятельности, связанных с реализацией всех фаз жизненного цикла любого объекта стандартизации. Могут быть такие ситуации, когда продукция была освоена и выпускается предприятием раньше принятия нового или пересмотра государственного (отраслевого) стандарта. Российской законодательство в таких случаях допускает нераспространение новых нормативных документов на данную продукцию, если в них содержатся соответствующие указания (примечания). Для экспортируемой продукции российского производства применимость нормативных документов определяется контрактом, но возможны исключения, обусловленные законодательством РФ. При этом соблюдается приоритет потребителя, т.е. допускается изготовление и поставка продукции за рубеж в соответствии с требованиями международных, региональных стандартов, а также национальных либо фирменных стандартов принимающей страны. Выбор нормативного документа фиксируется в контракте. Для импортируемой продукции российское законодательство устанавливает следующие правила. Импортируемая продукция не может быть реализована или передана для реализации, если она не соответствует обязательным требованиям на такую продукцию в российских действующих нормативных документах. Подтвердить это соответствие необходимо путём сертификации. Если импортируемая продукция подлежит обязательной сертификации по российскому законодательству, она должна сопровождаться сертификатом соответствия и знаком соответствия. Сертификат и знак соответствия должны быть либо выдана российским уполномоченным на то органом, либо признаны этим органом в порядке, соответствующим закону РФ «О сертификации продукции и услуг». Применение международных и национальных стандартов других стран в России возможно на основе соглашений о сотрудничестве, а также по разрешению региональных организаций, национальных органов по стандартизации. Кроме правовой стороны, нужно учитывать и целесообразность применения указанных нормативных документов, которая прежде всего диктуется потребностями внутри страны либо во внешнеэкономической деятельности. Очень важно также, что требования стандартов должны способствовать научно-техническому прогрессу, не уступать нормам и требованиям российских стандартов и соответствовать условиям их выполняемости российскими предприятиями и организациями. Международные, региональные стандарты, правила, нормы ЕЭК ООН и других международных организаций, занимающихся стандартизацией, а также национальные зарубежные стандарты вводятся в России через принятие государственного стандарта РФ (ГОСТ Р). В этот стандарт включается полный текст указанных нормативных документов в русском переводе либо еще и дополнения, если это необходимо для учёта специфики внутренних потребностей и др. Российское законодательство допускает также применение международных, региональных, зарубежных национальных стандартов, правил, норм, разработанных международными организациями, российскими отраслями, предприятиями и общественными объединениями до их принятия в качестве ГОСТ Р. В таком случае, как правило, они используются как соответствующие категории стандартов. Разновидность российских стандартов, принятых в РФ, составляют межгосударственные стандарты, действующие в рамках СНГ. Если РФ присоединилась к эти стандартам, то они применяются на ее территории без переоформления и вводятся постановлением Госстандарта РФ. Применение российских стандартов другими странами предусмотрено российским законодательством, что не противоречит правовым международным нормам в данной области. Юридические и физические лица зарубежных государств имеют право пользоваться в своей деятельности российскими нормативами документами на основании соглашений, договоров, заключаемых на соответствующих уровнях. Кроме того, правовой основой могут служить и официальные разрешения, полученные иностранным юридическим или физическим лицом от органов, организаций или предприятий, принявших нормативный документ. Список литературы 1. Стандартизация и управление качеством продукции / под Ред. В. А, Швандара.-м.:Юнити-Дана, 1999.-487 с. 2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, метрологии, сертификации.-М.: Аудит, 1998.-711с. 3. ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в РФ. Основные положения. 4. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебные.-Юрайт,200.-285 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |