рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Технологии в производстве и обществе рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Технологии в производстве и обществе

Технологии в производстве и обществе

  • Место технологии в современном обществе и производстве
  • Содержание
  • 1. Технология в современном оьществе и производстве
  • 2. Понятие технологии
  • 3. Функции технологии и экономики в производственном процессе
  • 4. Цель изучения технологии. Связь технологии с другими областями и науками
  • 5. Характеристика разновидностей технологии
  • Список использованных источников
  • 1. Технология в современном обществе и производстве
  • Для обеспечения своего существования обществу необходимо удовлетворять свои потребности в товарах и услугах. Так как большинство товаров и практически все услуги не появляются естественным природным путем, их необходимо производить искусственно. Поэтому, нужные обществу товары и услуги получают посредством создаваемых людьми производственных систем.
  • Производственные системы включают все необходимое для производства продукции в искусственных (надприродных) условиях. Примерами таких систем в сфере материального производства товаров могут служить любое производственное и торговое предприятие; в сфере производства нематериальных услуг - школа, институт, больница, театр, музей и т.д.
  • Все слагаемые производственной системы вступают во взаимодействие для создания требуемого продукта (материального или нематериального). В ходе этого взаимодействия осуществляется производственный процесс.
  • Если производственная система есть совокупность некоторых вещественных элементов, то производственный процесс есть процесс взаимодействия названных элементов с целью выпуска продукции.
  • Таким образом, производственный процесс представляет собой совокупность действий средств производства и труда людей по преобразованию сырья (предмета труда) в готовую товарную продукцию.
  • Предмет труда (сырье) в строгом смысле не является частью ни производственной системы, ни производственного процесса. Сырье - это то, что перерабатывается в ходе производственного процесса, поэтому оно вынесено за рамки и производственной системы, и производственного процесса.
  • Вид, состав, особенности производственной системы всецело зависят от реализуемого производственного процесса. Производственная деятельность является основой существования, как отдельного человека, так и общества в целом. Без производства нельзя говорить не только о развитии общества, но и о простом его существовании.
  • Закономерности производственного процесса столь же объективны, как и законы физики, химии и т.д. Поэтому объективная сторона процесса производства жестко не связана с так называемыми общественными формациями и политическими течениями. Также жестко не связана она и с видами экономики (плановая, рыночная и др.). Ведь любому обществу, любой экономике необходимо решать задачи производства товаров и услуг. Общественно-экономические формации и определенные виды экономики создают разные условия для развития производства, поэтому в итоге имеют разные результаты. А вот для того, чтобы знать, какие условия для успешного развития производства необходимо создать, следует выявить и изучить его закономерности.
  • Процесс производства материальных благ начинается лишь при условии, когда рабочая сила соединяется со средствами производства (орудиями и предметами труда). В процессе производства материальных благ лини вступают в так называемые производственные или экономические отношения.
  • Изучением общественно-производственных, экономических отношений, законов, управляющих этими отношениями, непосредственно занимается экономическая теория.
  • Однако само производство продуктов потребления с его сложными, специфическими особенностями, с его техникой, организацией процессов, технико-экономической оценкой процессов, политическая экономия не изучает.
  • Подытоживая вышеуказанное, подчеркнем еще раз, что технология как наука, во-первых, имеет непосредственные связи с техническими и экономическими науками, во-вторых, имеет свой, присущий только ей объект изучения (производство, как объективно существующую технологическую систему, имеющую свои закономерности формирования, функционирования и развития).
  • И хотя технология как наука, изучая производство, не касается общественных отношений людей в производстве, каждый отдельно взятый процесс она рассматривает с точки зрения конкретной его сущности: человек - орудия труда - предмет труда.
  • 2. Понятие технологии
  • В буквальном переводе с греческого термин «технология» означает «наука об искусстве, мастерстве».
  • Мастерство, пожалуй, самое важное свойство человека. Именно им человек отличается и выделяется из совокупности остальных биологических существ. На уровень мастерства человек приходит постепенно, проходя этапы усвоения знаний, приобретения навыков, умений и, наконец, мастерства.
  • Мастерство используется человеком и обществом в ходе создания материальных и нематериальных благ, более того, без мастерства просто невозможно создать благо. Вместе с тем, понятие «мастерство» не тождественно понятию «процесс создания блага», который традиционно называют технологией.
  • Дело в том, что, несмотря на огромную роль, мастерство не обладает физической силой, кто-то или что-то должно реализовывать предписываемую мастерством программу действий. Изначально это делал сам носитель мастерства - человек. В наши дни наряду с человеком мастерство реализуют средства производства (машины, устройства, механизмы, автоматы и т.п.). Такая целенаправленная деятельность людей по производству материальных и нематериальных благ называется живым трудом, а аналогичная деятельность оборудования - прошлым трудом. Мастерство, реализованное в трудовой деятельности, в совокупности образует процесс переработки сырья в товар (благо).
  • Таким образом, традиционное отождествление процесса изготовления товара с технологией ошибочно, поскольку технология это наука о мастерстве, но не о труде, который включается в процесс изготовления товара. Мастерство, будучи нематериальным по своей природе, не расходуется в процессе производства, а труд (живой и прошлый)- расходуется. Кроме того, даже из повседневных представлений ясно, что чем больше мастерства, тем меньше затраты труда. Экономическая роль мастерства как раз и заключается в снижении трудозатрат.
  • В научной и учебной литературе встречается множество определений технологии, к которым надо относиться с осторожностью, предостерегающей от ошибок.
  • Анализ эволюции понятия "технология" показывает, что современное его содержание чрезвычайно многообразно. Предлагаем определения, которые можно сформулировать с позиции упоминавшихся выше вещественных элементов производственной системы и предмета труда.
  • С позиции предмета труда: технология - наука о мастерстве изменения свойств предмета труда в потребительские свойства товара.
  • С позиции средств производства и людей-работников: технология - наука о мастерстве использования труда (живого и прошлого) в процессе изготовления товара.
  • В более обобщенном виде: технология - наука, отвечающая на вопрос: как (с какой степенью мастерства) изготовить тот или иной товар.
  • Таким образом, теория и практика современного производства позволяют утверждать, что технология как наука изучает (анализирует):
  • 1) сущность (содержание) процессов производства разнообразных продуктов потребления;
  • 2) взаимные внутренние связи (взаимообусловленности) этих процессов;
  • 3) закономерности развития этих процессов на базе достигнутого уровня производительных сил и знаний человека об окружающем его мире.
  • Технология является стержнем, основой, связывающей воедино естественные, технические и экономические науки.
  • Технология - это наиболее подвижный, революционный элемент развития производительных сил общества и производственных отношений.
  • Причина развития технологии - преобладание потребностей общества над возможностью их удовлетворения существующими средствами производства.
  • Источник развития технологии - достижения науки, которая в настоящее время сливается с производством, становится непосредственной производительной силой общества.
  • Процесс изготовления продукции интегрирует (концентрирует) в себе сведения из многих областей знаний. Чтобы изготавливать, например, материальный продукт, необходимы знания о сырье и средствах производства (область технических наук - материаловедение, теория машин и механизмов, сопротивление материалов и др.), необходимы соответствующая организация производства, его снабжение, контроль, анализ и т.д. (область экономических наук). Кроме того, всякое производство основано на трудовой деятельности людей, следовательно, необходимы знания о трудовом процессе, а самое главное о том, как заинтересовать человека в активном труде (область общественных наук). Если мы занимаемся производством духовных благ, то дополнительно необходимы знания из области гуманитарных наук.
  • Таким образом, оказалась охваченной практически вся сфера современного научного знания. И это закономерно, так как основой существования общества является производство. Поэтому и все знания, которые человек получает за свою жизнь, он использует в будущей профессиональной и социальной деятельности. Различные виды профессиональной деятельности человека сводятся к роли исполнителя той или иной технологии.
  • Кроме того, процесс изготовления любого продукта основан на использовании естественных процессов (физических, химических, биологических, информационных и т.д.), протекающих по своим законам. Человек «подсматривает» их у природы или с помощью науки познает эти объективные процессы и использует их в искусственно созданных условиях производства. Поэтому результативность (производительность) технологического процесса он может повысить лишь в тех рамках, которые допускают природа, ее законы, а не путем собственного, субъективного волевого решения.
  • Технология есть мастерство по использованию естественных процессов в производственном процессе искусственного изготовления товара. В это же время технология не сводится к наукам о естественных процессах (физике, химии, биологии и т.д.).
  • 3. Функции технологии и экономики в производственном процессе
  • Вся совокупность действий производственного процесса по самому важному функциональному признаку может быть подразделена на две группы.
  • Одна группа действий непосредственно преобразует предмет труда в продукт. Эту совокупность действий традиционно называют технологией производства.
  • Другая группа действия призвана создавать условия для успешного функционирования первой группы действий. К ней относятся: управление производством, снабжение, учет, контроль, анализ, сбыт, все то, что образует микроэкономику или экономику производства.
  • Таким образом, технология и экономика являются двумя элементами производственного процесса. Технология - основная часть производства, непосредственно решающая задачу выпуска продукции. Экономика - вспомогательная часть производственного процесса, выполняющая функции управления и обеспечения технологии всем необходимым.
  • Таким образом, изменения в области экономики производства позволяют повысить эффективность производства, но только до предела, налагаемого возможностями существующей технологии.
  • Только изменения в области технологии ведут к неограниченному росту эффективности производственного процесса. На этом основании можно утверждать, что технология - основное звено производственного процесса. В ней кроется источник роста общественного благосостояния. Никакая экономика не сможет обеспечить выпуск конкурентоспособных товаров на базе устаревшей малопроизводительной технологии. Успехи экономики напрямую связаны с уровнем знаний о технологии производства, а также - с умелым их использованием.
  • Технология и экономика как науки имеют объекты изучения, соответствующие их функциям в производственном процессе. Технология изучает процессы непосредственного изготовления продуктов, экономика - процессы, которые необходимо осуществлять для успешной реализации технологии производства. Таким образом, технология и экономика как науки решают общую задачу по производству продукции, имеют общий объект изучения (производство), но исследуют его с разных сторон.
  • 4. Цель изучения технологии. Связь технологии с другими науками
  • Цель изучения технологии заключается в нахождении способов снижения трудозатрат (производственных затрат) путем усовершенствования или развития технологии. Указанная цель хорошо иллюстрируется следующей цитатой Д.И. Менделеева: «Дело, например, химии изучать получение железа из его руд или других веществ природы, где оно содержится, а дело технологии изучать выгоднейшие для того способы, выбрать из возможностей наиболее применимую по выгодности к данным условиям времени и места, чтобы придать продукту наибольшую «дешевизну» при желаемых свойствах и формах».
  • «Дешевизна» продукта предопределяется именно производственными трудозатратами.
  • В предложенной цитате содержится важное уточнение, касающееся учета конкретных условий времени и места, от которых, естественно, зависит затратность производственного процесса.
  • Тот факт, что целью изучения технологии является снижение трудозатрат, свидетельствует о тесной близости между экономической деятельностью и технологией, поскольку через развитие последней решается важнейшая задача по повышению доходности производства, а, в конечном счете, - задача по повышению благосостояния общества.
  • Для более четкого представления принципиальных различий и взаимосвязи между трудозатратами и технологией рассмотрим цепочку потребностей, в которую они вплетаются. Так, потребность общества в надприродных товарах и услугах вызывает потребность в мастерстве их создания, т.е. в технологии. Только после этого для реализации технологии возникает потребность в труде. Наличие труда без мастерства бессмысленно, так как любое его количество не приведет к получению результата по причине отсутствия средства, обеспечивающего достижение результата.
  • 5. Характеристика разновидностей технологии
  • Роль технологии в общественном производстве в последнее время все больше возрастает. Это обусловлено в первую очередь отставанием техники и экономики от запросов практики: увеличивающейся угрозой экономического кризиса, нехваткой в планетарном масштабе энергии, продуктов питания, истощением природных ресурсов.
  • Процедура классификации технологий предполагает выявление отличительных черт или признаков, однако не менее важно добавить то общее, что позволяет называть процессы получения материальных и нематериальных продуктов технологиями в широком смысле слова (технологиями вообще).
  • Какие свойства и черты постоянны для всех видов технологий?
  • Как отмечалось, технологии характеризуются многочисленностью и большим разнообразием. Однако есть черты или признаки, делающие все разнообразные процессы получения продуктов технологиями. Выделим общее, что имеется в технологиях разного вида, и то, что их отличает.
  • Начнем с общего. Создателями и исполнителями любой технологии являются люди. Они проектируют технологии в соответствии с принципами и закономерностями человеческой деятельности, так сказать, «под себя». Как известно, закономерности деятельности человека изучает психология. Она выделяет основные принципы деятельности:
  • - деятельность есть процесс последовательного получения требуемого результата;
  • - деятельность всегда имеет цель и мотивы;
  • - деятельность строится из элементарных базовых действий, объединяющихся в образования разной иерархии.
  • Перечисленные принципы деятельности человек переносит в технологию. Это образует «человеческое» в технологии. Этим все технологии схожи между собой. Поэтому мы здесь имеем дело с тем общим, повторяющимся, что есть в технологиях разного рода.
  • Поскольку всякий технологический процесс основан на естественном природном процессе, который имеет свои объективные закономерности, свою логику, содержание и последовательность технологических действий (этапов) предопределяются этими закономерностями и логикой. Это индивидуальное, специфическое, особенное в технологиях, что отличает их друг от друга.
  • Рассматривая технологию как объект изучения, в ней выделяют две стороны: объективную и субъективную.
  • Соответственно различают:
  • - практическую технологию, то есть воплощенную в определенной технике, структуре и организации производства;
  • - научную и теоретическую технологии - изучающие, познающие, анализирующие, обобщающие практическую технологию и определяющие основные направления ее развития.
  • Совершенно очевидно, что с практической технологией непосредственно связана научная, а с научной - теоретическая технология. С другой стороны, субъективная технология есть отражение, обобщение практической, т.е. объективной технологии.
  • Охарактеризуем более подробно практическую технологию.
  • Практическая технология - это отработанная опытом совокупность процессов или действий по созданию определенного вида потребительной стоимости.
  • Данная технология объективно существует, так как может быть описана, представлена, изображена, сфотографирована и т.д.
  • Ее описывают, изображают и представляют с тем, чтобы ею мог овладеть любой человек, умеющий читать соответствующую информацию.
  • Эта информация обычно отражает реальные процесс создания потребительной стоимости, реальное производство и взаимодействие человека с природой и обществом.
  • К основным задачам практической технологии в области материального производства относят:
  • - изыскание и реализация средств интенсификации технологических процессов;
  • - контроль технологических режимов;
  • - изучение влияния на качество продукции состояния средств производства, изменения условий производства и других факторов;
  • - подготовку производства к выпуску новых товаров или товаров улучшенного качества.
  • Наиболее распространена классификация практической технологии по видам потребительных стоимостей.
  • Исходя из этого, выделяют:
  • - материальную технологию или технологию материального производства, т.е. производства материальных благ;
  • - нематериальную (социальную) технологию, то есть технологию сферы образования, науки, здравоохранения и т.д.
  • В чем заключаются специфические различия материальной и нематериальной (социальной) технологии?
  • Материальная технология в преобладающем большинстве является машинной, т.е. совокупность технологических действий осуществляется в основном с помощью машин, технических устройств и приспособлений. Машины выполняют функции посредника, размещенного между человеком - исполнителем технологии, и предметом труда. Человек-исполнитель приводит их в действие, а машины-посредники выполняют совокупность требуемых технологических воздействий на предмет труда. Применение более производительной машины повысит результативность труда человека (живого труда).
  • Социальную технологию от материальной, прежде всего, отличает продукт. Он является нематериальным и, как правило, представляется в виде услуги (работа учителя, игра актера и т.д.). В социальной технологии отсутствует машина-посредник, задающая приблизительную функциональную однозначность живого труда. Здесь человек-исполнитель и человек-потребитель услуги взаимодействуют. Именно поэтому социальные технологии отличаются высокой ролью человека-исполнителя.
  • Научная технология изучает и обобщает опыт создания потребительных стоимостей. Предмет ее изучения - процессы взаимодействия средств труда, предметов труда и окружающей среды при создании всего многообразия потребительных стоимостей.
  • В области, например, материального производства, ее задачами являются:
  • - изучение закономерностей протекания процессов преобразования предметов труда в продукцию или товары;
  • - изыскание новых, прогрессивных способов воздействия на предметы труда, их экспериментальная, опытная проверка;
  • - разработка мероприятий, обеспечивающих экологическую чистоту новой технологии;
  • - технико-экономическое обоснование новых технологических процессов;
  • - выбор и проектирование наиболее эффективной и безопасной практикой технологии, ее промышленное освоение.
  • Теоретическая технология изучает диалектику технологии и возможность использования законов развития природы и общества для преобразования материального и духовного мира человека.
  • Предмет ее исследования - процессы развития познающей и преобразующей деятельности человека, отдельных ее областей или сфер.
  • Основные задачи этой технологии:
  • - познание законов (или закономерностей) взаимодействия человека с природой;
  • - познание закономерностей общественных отношений в процессе производства;
  • - изучение возможности и условий практического применения познанных законов или закономерностей;
  • - разработка и прогнозирование основных направлений развития технологических процессов.
  • Содержание целей и задач может меняться в зависимости от специфики деятельности человека (в области материального производства, науки, искусства и т.д.).
  • Таким образом, теоретическая технология должна раскрывать теоретические закономерности развития на определенном уровне организации материального мира, производительных сил и человеческого общества, а также прогнозировать основные направления этого развития.
  • Выделяя практическую, научную и теоретическую технологии в отдельные области знания, нельзя ничего не сказать о их диалектическом единстве.
  • Практическая технология, базирующаяся на естественных процессах, имеет как объективные (внутренние) так и субъективные (внешние) законы и закономерности развития.
  • Практическая технология возникла на базе естественных, объективно существующих вне зависимости от сознания человека процессах, значит, она есть такая же объективная реальность, имеющая свои законы развития.
  • Однако человеческая технология (гомотехнология) отличается от естественных процессов тем, что человек логически организовал последовательность процессов воздействия на природу с целью удовлетворения потребностей.
  • Поэтому по отношению к естественным технологические процессы являются опосредствованными, отвоеванными у природы, управляемыми.
  • С другой стороны, темпы развития практической технологии определяются не только успехами естествознания, технических и общественных наук, но зависят и от экономических условий производства, внутренней и внешней политики государства, развития культуры и т.д.
  • В этом смысле можно утверждать, что технология тесно связана и с внешними факторами: экономическими, социальными, политическими, экологическими.
  • Таким образом, познание объективных и субъективных закономерностей развития практической технологии - предмет исследования теоретической технологии.
  • Научная технология призвана заниматься разработкой новых технологий, на основании анализа и изучения практической технологии и обобщения данных теоретической технологии.
  • Отличие между теоретической и научной технологией в том, что первая абстрагируется от конкретных свойств потребительных стоимостей и самого труда, а вторая - от общих процессов развития технологии.
  • На современном этапе развития общественного производства научная и теоретическая технологии, вышедшие из практической, обособились как вполне самостоятельные области знаний.
  • Рассмотрим еще один вид классификации технологии по самому важному функциональному признаку.
  • В рамках производственного процесса выделяют базовые или основные технологии, которые традиционно называют технологией производства, и вспомогательные, которые традиционно называют экономикой производства.
  • Все виды экономической деятельности немыслимы без мастерства, т.е. технологии. При этом технологии экономических видов деятельности всегда продуцируют нематериальные блага в виде: перемещенного груза (снабжение), сбыта продукта, учета запасов сырья и т.д.
  • Список использованных источников

1. Бондаренко А.Д. Современная технология: теория и практика. Киев: Вища школа, 1985.

2. Горчаков Л.М. Введение в теорию технологических процессов. - Ростов н / Д: Изд. Ростовского ун-та, 1988.

3. Кохно Н.П. Роль технологии в общественном развитии. Текст вводной лекции. - Мн: БГЭУ, 1997.

4. Кохно Н.П. Экономика технологического развития. Мн: Мисанта, 1998.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты