|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Анализ основных социально-педагогических конфликтов в высших учебных заведения РФАнализ основных социально-педагогических конфликтов в высших учебных заведения РФ53 Содержание
53 Рис.1. Схема диагностики конфликтаПри проведении диагностики конфликта достаточно сложным является выявление субъектов конфликта, их затронутых потребностей, интересов, опасений, причин конфликтного взаимодействия.Для выявления причин конфликта возможно использовать метод картографии конфликта [22], суть которого состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту. Эта работа состоит из нескольких этапов.На первом этапе проблема описывается в общих чертах, определяется предмет конфликта. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не «тянет лямку» вместе со всеми, то проблему можно отобразить как «распределение нагрузки». Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между преподавателем и студентом, то проблему можно выразить как «взаимоотношения». На данном этапе важно определить саму природу конфликта и пока неважно, что это не полностью отражает суть проблемы. На втором этапе выявляются главные участники (субъекты) конфликта. В список можно внести отдельные лица или целые команды, методические отделы, филиал института, Вуз. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также объединение групповых и личных категорий.Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в Вузе, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся работников объединить в одну группу либо выделить отдельно еще и руководителя филиала Вуза.Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо определить. Графическое отображение потребностей и опасений расширяет возможности и создает условия для более широкого круга решений, возможных после окончания всего процесса картографии.2.2 Методы управления конфликтами, их краткая характеристикаМногие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, к ним можно отнести: взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения конфликтной ситуации. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет.Урегулирование конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей и поведения участников конфликта, в устранении противоречия между оппонентами, при этом разрешении конфликта принимает участие третья сторона.Существует достаточно много методов управления и предупреждения конфликтов.1. Внутриличностные методыВнутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая психологической защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы [22] предлагают использовать «Я - высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение и не провоцировал конфликт.Это способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Компоновка заявления от «Я» состоит из: события, реакций индивида, предпочитаемого исхода для личности.2.Структурные методыРазъяснение требований к работе является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций (описаний должности), распределения прав и ответственности по уровням управления; четкого определения системы оценки, ее критериев, последствий (продвижения, увольнения, поощрения).Структурные методы [16; 26], т.е. методы предупреждения или профилактики конфликтов, а также воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из- за неправильного распределения полномочий, существующей организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, формирование координационных и интеграционных механизмов, общеорганизационных целей, использование систем вознаграждения.Координационные механизмы могут быть реализованы при использовании структурных подразделений организации, которые в случае необходимости могут вмешаться и разрешить спорные вопросы.Метод постановки общеорганизационных целей предполагает разработку или уточнение общеорганизационных целей с тем, чтобы усилия всех сотрудников были объединены и направлены на их достижение.Система вознаграждений. Стимулирование может быть использовано как метод управления конфликтной ситуацией, при грамотном оказании влияния на поведение людей можно избежать конфликтов. Важно, чтобы система вознаграждения не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Например, если вознаграждать руководителей отделов сбыта только за увеличение объема продаж, то это может привести к противоречию с намеченным уровнем получения прибыли.Устранение реального предмета (объекта) конфликта - т.е. подведение одной из сторон под отказ от объекта конфликта в пользу другой стороны.3. Межличностные методы (стили поведения) в конфликтеПри возникновении конфликтной ситуации или в начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах. [10].Было выделены следующие пять основных стилей поведения в конфликте: уклонение, противоборство; уступчивость; сотрудничество; компромисс.4.Персональные методыИменно эти методы наиболее применимы при урегулировании конфликтов, так как помимо основных сторон конфликта, включают третью строну, способную выступать в качестве арбитра.Данную группу методов выделил В.П.Пугачев, акцентируя внимание на возможностях руководителя активно противостоять конфликтам, подразумевая под этим следующее:- использование власти, позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания непосредственно в отношении участников конфликта;- изменение конфликтной мотивации сотрудников с помощью влияния на их потребности и интересы административными методами;- убеждение участников конфликта, проведение разъяснительной беседы о значимости спокойной работы для всего коллектива;- изменение состава участников конфликта и системы их взаимодействия путем перемещения людей внутри организации, увольнения или побуждения к добровольному уходу;- вхождение руководителя в конфликт в качестве эксперта или арбитра и поиск согласия путем совместных переговоров [30, с. 74-75].3. Исследование основных направлений урегулирования социально-педагогических конфликтов в филиалах Вузов3.1 Исследование мотивов учебной деятельности студентов как способ урегулирования социально-педагогического конфликтаВремя диктует новые требования к системе образования, в том числе к усилению его гуманитарной и фундаментальной компонент, возрастает необходимость интеграции фундаментального, гуманитарного, специального знания, обеспечивающей всестороннее видение специалистом своей профессиональной деятельности в контексте грядущих технологических и социальных перемен.Взгляды на сущность образования за последние десятилетия претерпели изменения [1, с. 4]:- во втором томе Российской педагогической энциклопедии [31, с. 62] образование определяется как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.- в третьем томе Педагогической энциклопедии [32, с.141] образование определяется как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.Во многом проблема социально-педагогических конфликтов в Вузе основана на потребностях и мотивациях поведения студенческой среды.Обычно в Вузы приходят студенты с разными мотивами и разным возрастом. Проблема состоит в том, чтобы определить особенности мотивации студентов, которые наилучшим образом способствовали бы максимальному развитию и реализации личности.Раскрывая социальный облик студенчества, следует учитывать и глубокие изменения, произошедшие в самом обществе: трансформацию его основных институтов, стратификационных характеристик, основных смыслообразующих ценностей. Все эти процессы (и в обществе в целом, и в высшей школе) по-своему преломляются в жизнедеятельности студенчества. Новые черты зримо проявляются в образе жизни студентов, системе ценностей, социальном происхождении студенчества. Меняются взаимоотношения студентов с государством (невостребованность многих специальностей, отсутствие обязательного распределения и т.д.), с преподавателями, с родителями [20, с. 3]. Начал «работать» такой фактор как дополнительные заработки. Они приобрели настолько массовый характер, что, по сути, можно говорить об изменении образа жизни студенчества, так как наряду с учебной они становятся второй основной деятельностью студенчества.Сейчас подрабатывают 59% студентов, при этом регулярно подрабатывают в течение учебного года и в каникулы 22% от опрошенных. Подрабатывают как остронуждающиеся, так и те, кто отметил высокий уровень жизни. Дополнительные заработки становятся новым стандартом поведения, символизируя деловитость, предприимчивость студентов (т.е. выполняют не только свою прямую функцию).Для 14% студенчества подработки очень важны, т.к. позволяют достичь хотя бы элементарного уровня жизни, оплачивать учебу в Вузе, для 40% - позволяют иметь «карманные» деньги. Итак, для 54% студентов подработки стабилизируют их материальное положение. Эти студенты фактически превращаются в «заочников», поскольку работа у них превалирует над учебой [42, с. 41-55].Необходимо согласиться с А.К. Марковой [26, с.12], что формирование мотивов учения - это создание в Вузе условий для появления побуждений к учению (мотивов, целей). Известно, что студенты побуждаются к учению целым комплексом мотивов. Однако преподаватели Вузов, имея рекомендации по формированию отдельных мотивов (интерес к предмету, долг как мотив учения и др.), не обращают внимания на другие мотивы учения. Суть этих процессов четко выразил А.Н. Леонтьев в словах: «мотивация - это опредмеченная потребность, или «само целенаправленное поведение» [24, с.22].Мотивация оказывается существенным компонентом функциональной системы поведения. Она представляет собой особое состояние организма от начала поведенческого акта до получении полезных результатов и определяет целенаправленную поведенческую деятельность организма и характер его реагирования на внешние раздражители [39, с.44-45].Согласно схеме В. Д. Шадрикова [38], мотивация студента обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. «Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений» [33, с. 34]. «Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними». Соответственно при анализе положительной мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель, но и учесть всю структуру мотивационной сферы обучающихся [18, с. 79]. Рассматривая эту сферу применительно к учебной деятельности, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения, куда входят: потребность, смысл, мотив, цель, эмоции, отношение и интерес [26, с. 116]. Следовательно, мотивация учения может изучаться различными путями. В одном случае она рассматривается как предпосылка и условие учения, в другом - как результат, новообразование учебной деятельности [33, с. 19]. Поэтому необходима детализация педагогических условий развития положительной мотивации учебной деятельности у студентов филиалов в процессе преподавания, для предотвращения и урегулирования конфликтов. Современное общество сегодня предъявляет высокие требования к специалисту с высшим образованием. На современном этапе его развития недостаточно того, чтобы выпускник Вуза успешно усвоил курс обучения, необходимо также, чтобы он в процессе обучения научился самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике, генерировать новые идеи, творчески мыслить.Образование - специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества. Такое понимание сущности образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики и педагогической теории, в том числе и в области предотвращения и урегулирования конфликтов.На место учебной деятельности в жизни студентов влияют факторы, которые в немалой степени влияют на успешность обучения, их можно разделить на две категории:- те, с которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание,- те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять.К первой категории, в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем.Факторы первой категории работают преимущественно на этапе адаптации, когда первокурсники пытаются понять, «куда я попал» и «кто меня окружает». Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает, и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п.В вуз приходят совершенно различные люди с разными установками и разными «стартовыми условиями». В этом отношении очень интересен анализ студенческой молодежи в связи с избранной ими профессией. Вся совокупность современных студентов довольно явно разделяется на три группы [1, с. 269].Первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней - самое главное. Все остальные факторы для них менее значимы. В этой группе около трети студентов.Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Она составляет около 26% от общего числа опрошенных. Отношение к образованию у них совсем иное: для них образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и т.п. Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», это группа тех, кто «плывет по течению» - они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, как у первых групп. Процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов прагматическим, целенаправленным и соответствующим переменам. Ценность образования как самостоятельного социального феномена, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность, отступила на более дальний план. С появлением «коммерческого» набора в вуз в него пришли обеспеченные студенты, не привыкшие отказывать себе ни в чем, уверенные в правильности своего профессионального выбора (62-77%), хорошо осведомленные о специфике будущей профессиональной деятельности (самооценка в среднем выше на 10%, чем у «бюджетников»). Эти студенты, вдохновляемые примером родителей-предпринимателей, без страха глядят в будущее, имеющее для них четко прорисованную профессиональную перспективу.Существуют также качественные различия, в частности, результаты анализа статистических данных показывают, что у «коммерческих» студентов более ярко выражено стремление к достижению успеха в сфере бизнеса (9-18,5%), в связи, с чем они выше, чем «бюджетные» студенты, оценивают значимость хорошего образования, профессиональной подготовки (30,5-40%), свободного владения иностранными языками (22-37%), духовно и культурно богатой жизни (36-44%).Выявились различия в структуре мотивации получения высшего образования у сравниваемых групп студентов: «бюджетные» студенты в целом высказали более традиционные установки - получить диплом (4-14%), приобрести профессию (56-62%), вести научные исследования (5-15%), пожить студенческой жизнью (8-18%), тогда как у «коммерческих» студентов доминирует стремление добиться материального благополучия (43-53%), свободно овладеть иностранными языками (17-41%), стать культурным человеком (33-39%), получить возможность обучения, работы за границей (20-29%), освоить теорию и практику предпринимательства (10-16%), добиться уважения в кругу знакомых (10-13%), продолжить семейную традицию (6-9%).Контингент «коммерческих» студентов в большинстве своем представлен выпускниками средних школ, хотя среди них несколько больше лиц, имеющих опыт трудовой (производственной) деятельности в отраслях народного хозяйства, чем среди «бюджетников». Среди их родителей значительно больше предпринимателей, бизнесменов (14-16%), работников акционерных обществ, совместных предприятий (11-17%), высших государственных служащих. Именно для данной социальной группы посильна оплата высшего образования. Каждый седьмой «коммерческий» студент имеет собственный ежемесячный заработок, а каждый десятый - доход от самостоятельного предпринимательства.По числу вузовских «отличников» они уступают «бюджетным» студентам [21, с. 33-34].Следует выделить несколько больше типов современных студентов, чем простое деление на «бюджетных» и «коммерческих», причем эти типы встречаются и в той и в другой из описанных групп.1. «Предприниматель» - студент предпочитает достижение успеха в сфере бизнеса, получает высшее образование для того, чтобы освоить теорию и практику предпринимательства, быстро продвигаться по службе, заниматься руководящей, организаторской деятельностью, он уверен в правильности выбора специальности, обучения, соответствии ему своих способностей, но в то же время он более критичен к своему учебному заведению, лучше знает специфику профессии (возможности профессионального роста, размер заработной платы, условия труда, перспективы служебной карьеры), не опасается безработицы, у него более развиты (по самооценке) такие актуальные личностные качества, как индивидуализм, профессионализм, предприимчивость, самостоятельность, способность менять взгляды при смене обстоятельств, быстрая адаптация и легкая вживаемость в новые условия.2. «Эмигрант» - высшее образование в большей мере получают для того, чтобы свободно овладеть иностранными языками, получить возможность обучения, работы за границей. Они уверены в правильности собственного выбора специальности и в соответствии ему своих способностей, а также в возможности вуза дать им подготовку на необходимом уровне. У них хорошо развиты (по самооценке) индивидуализм, жизненный оптимизм, легкая вживаемость в новые условия.3. «Традиционалист» - ценит хорошее образование, профессиональную подготовку, получает высшее образование для того, чтобы получить диплом, вести научные исследования, менее критичен по отношению к вузу, хуже знает реалии дальнейшей профессиональной деятельности, больше опасается безработицы, у него сильно развиты профессионализм и работоспособность, менее - предприимчивость, способность рисковать, менять взгляды при смене обстоятельств, вживаться в новые условия, жизненный оптимизм [6, с. 272].По отношению к учебной деятельности ряд исследователей выделяют пять групп студентов.1. К первой группе относятся студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения и навыки, ищут способы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них - необходимый путь к хорошему овладению избранной профессией. Они отлично учатся по всем предметам учебного цикла. Интересы этих студентов затрагивают широкий круг знаний, более широкий, чем предусмотрено программой. 2. Ко второй группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сферах учебной деятельности. Для этой группы характерно увлечение многими видами деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных предметов и учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваются поверхностными знаниями. Как правило, хорошо учатся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам, которые их не интересуют.3. К третьей группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к своей профессии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются узкопрофессиональными рамками. Для этой группы студентов характерно целенаправленное, избирательное приобретение знаний, и только необходимых (по их мнению) для будущей профессиональной деятельности. Они много читают дополнительной литературы, глубоко изучают специальную литературу, эти студенты хорошо и отлично учатся по предметам, связанным со своей специальностью; в то же время не проявляют должного интереса к смежным наукам и дисциплинам учебного плана.4. К четвертой группе относятся студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно, проявляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся. Они не систематически посещают учебные занятия, часто пропускают лекции, семинарские и практические занятия, не проявляют интереса к каким-либо видам учебной деятельности и дисциплинам учебного плана, так как их профессиональные интересы еще не сформированы.5. К пятой группе относятся лодыри и лентяи. В вуз они пришли по настоянию родителей или «за компанию» с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия, имеют «хвосты», им помогают товарищи, и зачастую они дотягивают до диплома [6, с. 273-274].Взяв за отправную точку анализа практическую деятельность, были выбраны основные группы качеств, которые должны наиболее полно, по мнению В. Т. Лисовского [25, с. 123], характеризовать студента. Разработанная В. Т. Лисовским типология студентов выглядит следующим образом:1. «Гармоничный». Выбрал свою специальность осознанно. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, занимается спортом. 2. «Профессионал». Выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую деятельность. 3. «Академик». Выбрал свою специальность осознанно. Учится только на «отлично». Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.4. «Общественник». Ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной и научной активности. 5. «Любитель искусств». Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. 6. «Старательный». Выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми способностями, но задолженностей, как правило, не имеет. 7. «Середняк». Учится «как получится», не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Его принцип: «Получу диплом, и буду работать не хуже других». Выбирая профессию, особенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения.8. «Разочарованный». Человек, как правило, способный, но избранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. 9. «Лентяй». Учится, как правило, слабо, по принципу «наименьшей затраты сил». Но вполне доволен собой. О своем профессиональном признании не задумывается всерьез. 10. «Творческий». Ему свойствен творческий подход к любому делу - будь то учеба или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому, как правило, учится неровно, по принципу «мне это интересно» или «мне это не интересно». 11. «Богемный». Как правило, успешно учится на так называемых престижных факультетах, свысока относится к студентам, обучающимся массовым профессиям. Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам относится пренебрежительно. «Обо всем» наслышан, хотя знания его избирательны. Завсегдатай кафе, модных клубов [25, с. 123].В современных условиях деятельность высших учебных заведений должна быть направлена на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной и профессионально мобильной личности специалиста и обеспечивающих высокое качество его подготовки, что является одним из способов предотвращения и урегулирования социально-педагогических конфликтов. Решение этой проблемы охватывает все составляющие элементы образовательного процесса в вузе и во многом определяется успешностью управления конфликтами на всех этапах подготовки будущего профессионала.3.2 Обоснование исследования основных потребностей обучения и мотивов поведения студентов в социально-педагогических конфликтах в филиалах ВузовАнализ психологической и педагогической литературы по проблеме урегулирования социально-педагогических конфликтов в вузовской среде выявить ряд положений, которые будут нами использованы в практической части исследования.В качестве цели нашего исследования мы определили основные потребности и особенности мотивации учебной деятельности студентов филиалов Вузов.Для выявления основных потребностей и мотивов студентов, пришедших в Вуз, используют различные методы: анкетирование, опросы, тестирование.Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию [2]. Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.В нашем исследовании мы использовали случайную выборку. Случайная выборка представляет собой такой отбор респондентов, при котором студенты отбираются по одному из всей генеральной совокупности, и каждый из них имеет равный шанс быть отобранным [3]. Выборка, естественно, должна быть репрезентативной, т. е. все эмпирические закономерности, полученные по ней, можно распространить и на всю генеральную совокупность [12, с. 258].Исследования Терехина В.А. [36] и др. показали, что на 1, 3 курсах студенты переживают особый кризис, который проявляется в том, что у учащихся возникает неуверенность в собственных силах, растет тревожность в отношении собственного будущего, снижается интерес к учению, появляются сомнения в правильности выбора профессии, что значительно влияет на возникновение конфликтных ситуаций. Еще один кризисный период наступает к окончанию 5-го (6) курса в связи с предстоящим началом самостоятельной профессиональной деятельности [18, с. 28].Суть кризиса и возможной основы для конфликта состоит в противоречии между потребностями студентов в освоении нового вида деятельности и имеющимися у них для этого средствами и способами [40]. Поэтому в качестве исследуемой группы нами были определены студенты именно 1, 3, 5 курсов.Исследование проводилось со студентами 1, 3, 5 курсов самарского филиала МГПУ (16 чел.), института Аксенова (10), самарского филиала Современной гуманитарной академии (12 чел.), заочного отделения педагогического факультета Самарского госуниверситета на базе СИПКРО (12 чел.). Исходная статистическая совокупность называется генеральной, отобранные единицы образуют выборочную совокупность. Числен-ность единиц генеральной совокупности обозначается N (650 чел.), объем выбо-рочной совокупности n = 50 чел. Соотношение объемов выборки и генеральной совокупности, вы-раженное в процентах, называется процентом выборки:[(n/N) * 100] = 0,0769 *100 = 7,7% [12].На процессы мотивации студентов влияют две категории факторов. К первой категории мы будем относить факторы, которые определены социализацией: семьей, уровнем подготовки, престижем выбранной специальности, отношением к учебной деятельности, представлениями о профессиональном будущем (вопрос анкеты № 2, 3, 9).К факторам второй категории будем относить: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п. На эти факторы можно влиять в процессе учебной деятельности (вопрос анкеты № 5, 6, 7, 11, 12, 13).3.3 Интерпретация и анализ анкетирования мотивов учебной деятельности студентов филиалов ВузовОбъектами данного исследования стали студенты филиалов институтов и госуниверситета, представленные выборкой в 50 человек, в возрасте 17-35 лет, обучающихся на 1, 3, 5 курсах учреждений высшего профессионального образования дистанционно.Для анализа статистических данных, полученных в результате исследования, была использована методология Татаровой Г.Г. [35], Наследова А.Д. [29], Хили Дж. [41], Девятко И.Ф. [11].По результатам анкетирования, которое проводилось со студентами 1, 3, 5 курсов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся в филиалах и дистанционно, было выявлено, что: А) Для студентов ведущими факторами мотивации и возможных конфликтов являются: 1) соответствие преподавания профессиональной направленности; 2) условия учебной деятельности; 3) межличностные отношения с преподавателями; 4) качество преподавания.Б) Среди факторов второго уровня значимости студенты выделили: 1) межличностные отношения со студентами; 2) учебный процесс.Распределение факторов по институтам представлено в Табл. 1. и на Рис.2Таблица 1 - Распределение факторов, влияющих на мотивацию по филиалам
*Число ответов превышает количество студентов 3 и 5 курса, т.к. они отмечали несколько вариантов ответов. Данные Табл. 3 показывают, что студенты 3 курса проявляют наибольшую неудовлетворенность процессом учебной деятельностью Рисунок 8 - Распределение ответов «Что не нравится в процессе учебной деятельности» по курсам Анализ результатов исследования показал, ожидания студентов гуманитарных факультетов от учебы в университете не соответствуют реальному процессу обучения. Анализ ответов студентов различных курсов на вопрос «Что для Вас на сегодняшний день главное в жизни» показал тенденцию снижения роли учебной деятельности в жизни студентов от 1 к 3 и далее к 5 курсу. Если на 1 курсе учебная деятельность по результатам ответов занимает одно из главных мест в жизни студентов (42,5%) (Рис. 9), то к 3 курсу ее место в жизни студентов - всего лишь 22,2%. На первом месте у студентов 3 курса - отношения с друзьями (26,4%) и развлечения (21,7%) (Рис. 10). К пятому курсу для студентов повышается роль работы (16,7%) и семьи (12,1%), роль учебной деятельности снижается до 18,5% в общей структуре приоритетов (Рис. 11). Рисунок 9 - распределение жизненных приоритетов студентов 1курса Рисунок 10 - распределение жизненных приоритетов студентов 3 курса Рисунок 11 - распределение жизненных приоритетов студентов 5 курса Познавательные интересы могут развиваться, но могут и затухать. Причиной затухания интереса к учебной деятельности могут быть: - появление больших трудностей в жизни студента, - недостатки в методике обучения, - организации учебных занятий, - межличностные отношения студента и преподавателя. Необходимо отметить, что среди студентов всех филиалов отмечены в качестве сильных мотивирующих факторов: 1. Ответственность - 21,95% 2. Качество преподавания -19,86 % 3. Соответствие преподавания профессиональной направленности - 23% 4. Признание - 17,8 % 5. Достижение успеха -17,4 % При этом необходимо отметить, что возрастает роль таких факторов, как: - соответствие преподавания профессиональной направленности; - межличностные отношения с преподавателями; - ответственность. Таким образом, мотивы к учебной деятельности студентов филиалов изменяются в процессе обучения (от 1 к 3, затем к 5 они меняются) и это связано с возрастанием роли одних факторов и уменьшением роли других факторов. Учебная деятельность студента имеет большое социальное значение. Ее главное назначение - реализовать общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующим воспитанием. Учебная деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации и удовлетворением потребностей в высшем профессиональном образовании. Несоответствие факторов, влияющих на удовлетворение потребностей студента в качественном высшем образовании, является основой для социально-педагогических конфликтов. ЗаключениеВысшая школа как социальная организация и элемент социальной структуры не может находиться вне противоречий и коллизий, переживаемых обществом. Это, в свою очередь, порождает проблемы в социальном управлении вузами, снижает эффективность учебно-воспитательного процесса, отрицательно влияет на уровень социального самочувствия преподавателей. Основным противоречием социальной практики регулирования конфликтов преподавателей со студентами является несоответствие между наиболее часто используемыми традиционными средствами предотвращения, снижения уровня и прекращения конфликтов в виде административного воздействия либо психологической индивидуальной помощи конфликтующим сторонам, с одной стороны, и изменением статуса студента как потребителя образовательных услуг, связанного с приобретением им прав субъекта правоотношений, личные неимущественные интересы которого охраняются государством, с другой стороны. Конфликт возникает при наличии противоречивых позиций сторон. Обычно он начинается с инцидента, когда одна из сторон начинает ущемлять интересы другой.От педагога требуется высокий уровень профессионализма, чтобы выходить из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства и без риска подорвать веру в себя со стороны студентов.В процессе урегулирования конфликта многое зависит от самого преподавателя. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым, проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе. Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом: - воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле; - не делать поспешных выводов; - при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений; - научиться ставить себя на место другой стороны; - не давать конфликту разрастись; - проблемы должны решаться теми, кто их создал; - уважительно относиться к людям, с которыми общаешься; - всегда искать компромисс; - преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися; - главная проблема разрешения конфликта - «что делать?»Учет индивидуальных особенностей студентов преподавателем делает отношения более продуктивными и более эмоциональными. Речь идет не о традиционных отрицательных эмоциях, а о высоких чувствах.Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.В современных условиях платности высшего профессионального образования студент выступает заказчиком и потребителем образовательных услуг. От их качества и профессиональной направленности зависит будущее студента. Повышение качества факторов, влияющих на удовлетворение потребностей студента в качественном высшем образовании, является основой способом урегулирования социально-педагогических конфликтов в Вузе.В этой связи повышается значимость таких факторов как: организация учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента.Список литературы1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука. 1994.2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995.3. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о качественной социологии// Социологи-ческий журнал, 1994, № 2. С. 28-42.4. Бодалев А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986. 5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1989.6. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984. 8. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.9. Гомыранова О.Н. Развитие психологических механизмов регуляции межличностных конфликторв стулентов технического вуза - Астрахань, 2007, www.aspu.ru10. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», «ЭКСМО», 2001.- 320 с.11. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998.12. Едронова В.Н. Общая теория статистики. - М.: Юристь, 2001 - 511с.13.Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. - Л., 1976. 14. Ершов А.А. Внутригрупповые конфликты // Общение как предмет теоретически и прекладных исследований. - Л., 1973.15. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов // Социальная психология и социальное планирование. Под ред. Кузьмина Е.С., Бодалева А.А. - Л., 1973. 16. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций. - Ростов/Дон: Феникс, 2004.17. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.18. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2004. 19. Ильясов Р.И. Научно-педагогические основы совершенствования готовности будущих учителей к творческой профессиональной деятельности. - Алма-Ата, 1986.20. Калиникова Н.Я. Теория и методика профессионального образования. Управление учебной деятельностью студентов. Автореферат дисс. - Новокузнецк, 2006. 21. Калинникова, Н.Я. Составляющие системы управления учебной деятельностью студентов в вузе.// Вестник Бурятского университета.- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006.22. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Практическое пособие по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей - М.: Стрингер,1992.23. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков. - М., 1954.24. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975. 25. Лисовский В.Т. Социология молодежи. - Л., 1976. 26. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. 27. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации //Пер.с англ.- М.: «Академия», 2003.28. Михайлова С.И. Проблемы педагогического общения. - М., 1988.29. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2004.30. Основы конфликтологии: Учебное пособие /под ред. В.Н.Кудрявцева.- М.: Юристъ,1997.31. Педагогическая энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, Т.2 1966. 32. Педагогическая энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, Т.3 1966. 33. Реан А.А.. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология - СПб.: «Питер», 2000.34. Социальные технологии урегулирования конфликтов - М.: «Прометей», 2000.35. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение) /Учеб-ник для вузов. - М.: NOTA BENE, 2004. - 224 с.36. Терехин В.А. Аппаратурные модели исследования совместной деятельности//Совместная деятельность: методология, теория, практика. - М., 2006.37. Тишина Елена Владиславовна. Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры - Архангельск, 2007. - 207 с.38. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Уч. пособие. - М.: Логос, 1998. - 320 с. 39. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М., 1966. 40. Хасан Б. И. Конфликт и его разрешение - условие реального самоопределения//Проблемы самоопределения молодежи: Сб. тезисов науч. сообщений. - Красноярск, 2004. 41. Хили Дж. Статистика: Социологические и маркетинговые исследования. - СПб: Питер, 2005.42. Эфендиев А.Г., Дудина О.М. Студенчество в период реформирования российского общества// Социология образования, 1997.ПриложениеАнкета исследованияУважаемый респондент!Студенты Самарского филиала МГПУ и заочного отделения социологического факультета Самарского Государственного университета проводят исследование. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Сделать это совсем несложно. читайте вопрос и варианты ответов на него. Выберите тот вариант, который ближе всего совпадает с Вашим мнением. Если Вы не обнаружили подходящего варианта ответа, то дайте свой.Полученные данные будут использоваться в обобщенном виде, поэтому свою фамилию и адрес указывать не обязательно.Заранее благодарим за участие! А теперь мы хотели бы задать Вам наши вопросы.1. Укажите, пожалуйста, Ваш ВУЗ:1. МГПУ2. Институт Аксенова3. СГА4. Госуниверситет2. Почему Вы выбрали данный Вуз:1. По призванию2. По совету (настоянию) родителей3. Друг пошел4. Меньше проходной балл5. Обучение дешевле6. Потому что все равно7. Престиж8. Как гарантия будущего высокого материального положения9. другое ____________________________________3. Что для Вас на сегодняшний день главное в жизни1. Учеба в университете2. Отношения с друзьями3. Отношения с любимым человеком4. Работа5. Развлечения6. Хобби7. Семья8. Другое ___________________4. Нравиться ли Вам учиться?1. Да2. Скорее да, чем нет3. Скорее нет, чем да4. Нет5. Затрудняюсь ответить5. Что Вам нравится в процессе учебной деятельности (можно выбрать несколько вариантов ответов)1. Получение знаний2. Участие в исследовательской работе, научных конференциях3. Процесс общения с сокурсниками4. Участие во внеучебной деятельности университета (КВН, студенческая весна, различные кружки и т.д.)5. Другое ______________________6. Что не нравится в процессе учебной деятельности (можно выбрать несколько вариантов ответов)1. Не получаю необходимых знаний2. Преподают ненужные для будущей специальности предметы3. Большая загруженность, мало свободного времени3. Отношения с преподавателями4. Отношения со студентами5. Плохо организована внеучебная деятельность студентов6. Недостаточная вовлеченность студентов в исследовательскую работу по будущей профессии7. Другое ____________________________________7. Отметьте, какие факторы для Вас в процессе обучения являются наиболее важными (можно выбрать несколько вариантов ответов): 1) достижения знаний и профессионализма, 2) признание, 3) сама учебная деятельность, 4) ответственность, 5) повышение социального статуса, 6) межличностные отношения со студентами, 7) межличностные отношения с преподавателями,8) качество образования9) другое _______________________________8. Считаете ли Вы, что быть сегодня студентом Вашего Вуза престижно? 1) да, считаю2) нет, не считаю3) затрудняюсь ответить4) другое___________________________9. Соответствует ли учебная деятельность Вашим представлениям о ней до поступления в Вуз?1) полностью соответствует2) скорее, да3) скорее, нет4) нет, совсем не соответствует5) затрудняюсь ответить10. Есть ли у Вас дружеские (приятельские) отношения со студентами 1) нет2) да - в группе3) да - на факультете4) да - в институте11. Какие качества характерны для студентов Вашей группы (можно выбрать несколько вариантов ответов)1) доброжелательность2) активность3) целеустремленность4) взаимопомощь5) доверие6) недоброжелательность7) разобщенность8) безразличие9) другое _________________________________12. Считаете ли Вы, что от преподавателей зависит Ваше отношение к учебной деятельности?1) полностью зависит 2) скорее, да3) скорее, нет4) нет, совсем не зависит5) затрудняюсь ответить13. Какие качества преподавателей Вашего Вуза Вам больше всего импонируют? (можно выбрать несколько вариантов ответов)1) доброжелательность2) профессионализм3) знание своего предмета4) лояльность5) требовательность6) уважительное отношение к студентам7) внешний вид 8) не отказывают в помощи 9) другое _________________________________14. После окончания учебы в нашем университете планируете ли Вы работать по выбранной специальности1) нет2) скорее, нет 3) скорее, да4) да5) затрудняюсь ответить15. Укажите, пожалуйста, Ваш пол:а) мб) ж16. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст:_____ |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |