рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Чувства и эмоции рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Чувства и эмоции

Чувства и эмоции

2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Воронежский филиал

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине "Психология и педагогика"

ТЕМА: "Чувства и эмоции"

Выполнил: ст. группы Фз-207

Овчинникова Елена Всеволодовна

Шифр зачетной книжки Фз-207-1093

Проверила: Вострикова М.М.

Воронеж 2008

Содержание

  • Понятие о чувствах 3
    • Формы переживания чувств 5
    • Теории эмоций. Эволюционная теория Ч. Дарвина 12
    • Рудиментная теория эмоций 13
    • Теории Джемса Ланге 13
    • Активационная теория ЛиндсеяХебба 15
    • Теория конгнитивного диссонанса Л. Фестингера 17
    • Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтер 18
    • Информационная теория П.В. Симонова 19
    • Методы преодоления стресса 20
    • Внутренний монолог 21
    • Методы эмоциональной проработки 23
    • Проверки своего эмоционального состояния 24
    • Мониторинг физических и физиологических признаков 25
    • Ведение дневника 26
    • Упор на духовные ценности 26
    • Используемая литература 28
Понятие о чувствах

В процессе своего существования человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится каким-либо образом к тем или иным фактам, то есть испытывает те или иные чувства по отношению к ним.

Чувства - переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, к тому, что он познает или делает. Чувства - особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому. То есть чувства являются особым эмоциональным состоянием человека. Вместе с тем чувство является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым. Например, переживание выступает как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко большой продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира личности и обретению необходимого равновесия.

Чувства характеризуются тем, что имеют личностный характер, то есть они отражают значимость предметов и явлений для данного человека и данной ситуации.

Чувства порождаются двумя причинами:

1) потребностями человека;

2) способностью человека эмоционально отражать определенные свойства объектов. Первая причина является объективной, так как без удовлетворения потребностей человеку не прожить, вторая - субъективной, поскольку связана с личностным опытом и ценностными категориями каждого. Ситуативность чувств проявляется в том, что одно и то же явление человек переживает по-разному в зависимости от обстоятельств. Также чувствам свойственна амбивалентность, то есть двойственность, или противоречивость, вызванная противоречием между устойчивыми и ситуативными чувствами. Еще одной характеристикой чувств является их полярность - например, любовь - ненависть, приятное - неприятное и т.д. Чувства обладают направленностью по отношению к окружающим человека объектам. Решающей чертой чувств является их интегральность, то есть исключительная возможность к объединению и подчинению других состояний и реакций. Чувства охватывают все существо человека, придают его состоянию определенный тип переживаний. Под влиянием чувств протекает деятельность всех внутренних органов человека.

Протекание чувств характеризуется определенной динамикой, своеобразием проявлений; силой и продолжительностью, то есть они могут быть длительными и, но слабыми, лил кратковременными, но сильными, отличаться глубиной.

В динамике чувств можно проследить единство устойчивых и изменчивых компонентов. Кратковременные переживания ситуативны и разворачиваются по оси: возникновение - нарастание - кульминация - угасание. Длительные более устойчивы и создают определенный фон, который своеобразно определяет их протекание. Если чувства удовольствия или неудовольствия вызваны в большей степени особенностями самих предметов, их ролью в жизни человека, тем значением, которое они играют в различных ситуациях, то степень возбуждения обусловлена спецификой самого чувства.

Многообразие и сложность чувств обусловливают недостаточную осознанность и управляемость эмоциональной сферой, что проявляется в трудности словесного их описания - слова кажутся недостаточно яркими, чтобы выразить степень эмоционального состояния и его оттенки.

Формы переживания чувств

Несмотря на то, что внутренний мир человека богат и разнообразен, психологи всегда стремились классифицировать чувства. При этом выделялись две категории чувств:

чувства положительного порядка, связанные с удовлетворением потребностей и доставляющие удовольствие;

чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением потребностей и доставляющие неудовольствие.

При этом выделяют простые чувства (гнев, зависть, страх, радость) и более сложные (эстетическое чувство, чувство патриотизма).

По форме протекания в эмоциональных состояниях выделяют:

чувственный, или эмоциональный, тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

Чувственный, или эмоциональный тон является простейшей формой эмоционального переживания. Под ним понимают эмоциональную окраску, оттенок психического процесса. Чувственный тон объединяет в себе отражение наиболее общих факторов окружающей среды, помогает принять быстрое предварительное решение и носит субъективную окраску: то, что у одного человека вызывает положительные эмоции, у другого может вызвать отрицательные. Несмотря на внешнюю незначительность, правильное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, улучшать производительность труда и т.д.

О настроении говорят, когда чувства надолго овладевают человеком и превращаются в общий фон психических состояний, создавая благоприятную почву для одних эмоциональных впечатлений и неблагоприятную для других. Настроение может быть очень разнообразным, но при этом оно всегда не предметно, а личностно, и является общим, размытым состоянием. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции, и, особенно, от тонуса нервной системы, то есть от самочувствия. На настроение также оказывают влияние природа, социальные и личностные события, работа, отношения между людьми. Устойчивость настроения зависит от множества причин: возраста человека, особенностей его характера и темперамента, силы воли, умственного развития. Чем старше человек, тем устойчивее его настроение. Часто повторяющееся настроение может стать устойчивой чертой личности. Настроение откладывает отпечаток на поведение, поэтому его необходимо контролировать.

Эмоции - это процесс переживания какого-либо чувства. В зависимости от влияния на продуктивность эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические стимулируют деятельность человека, увеличивают энергию и напряжение его сил, побуждают его к поступкам и высказываниям. Астенические эмоции расслабляют, делают человека пассивным, скованным.

Выделяют фундаментальные эмоции, определяющие все остальные. К ним относят:

Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность.

Удивление - эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, которая может быть как положительной, так и отрицательной.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о неудовлетворении важнейших жизненных потребностей; чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и связанное с внезапным возникновением препятствия на пути удовлетворения важной потребности.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с принципами и установками субъекта.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое несовпадением жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта и объекта чувства.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию.

Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности собственным ожиданиям и ожиданиям окружающих.

Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает как уже произошедшее событие. Если эмоция - это душевное волнение, то аффект - буря, шквал. Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение. При этом человек не в состоянии, или не хочет осознать эту возможность, или не может с ней примириться.

Аффект возникает резко, в виде вспышки, порыва. При этом изменяются внимание и восприятие. Человек удерживает в поле зрения только те объекты, которые связаны с его переживаниями, все остальное осознается недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости состоянием аффекта. Таким образом, для состояния аффекта характерны ослабление контроля, узость мышления. Аффект сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью. Такое состояние вызвано сильным возбуждением определенных центров промежуточного мозга и коры полушарий. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется торможением, возникает эмоциональный шок, который заканчивается упадком сил, усталостью, даже обмороком. Нарушение сознания может привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже к полной потери памяти случившегося.

Стресс - эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие. Различные негативные факторы - усталость, страх, обида, боль, унижение - вызывают в организме однотипную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент, причем этот раздражитель необязательно должен существовать в реальности, он может быть воображаемым.

Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю. При этом стресс, превышающий возможности организма, истощает энергию, нарушает деятельность, заставляет его чувствовать себя бесполезным. В настоящее время различают: эустресс - положительный стресс, который сочетается с желаемым эффектом и мобилизует организм, и дистресс - отрицательный стресс с нежелательным, вредоносным эффектом.

В зависимости от стрессора можно выделить физиологический и психологический виды стресса.

Физиологические механизмы мобилизуют организм в ответ на воздействие, которому он подвергся. Такие реакции формируются на уровне автономной нервной системы автоматически и осуществляются без нашего указания. Проблема заключается в том, что любая реакция может принести вред нашему организму в целом, если позволить ей длиться слишком долго. Таким образом, постоянное пребывание в состоянии стресса очень вредно и может привести к сокращению продолжительности жизни.

Психологический стресс можно условно подразделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, то есть при возникновении информационной перегрузки, может развиться информационный стресс, для которого характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, мышление становится путанным, не способным правильно оценивать ситуацию и прогнозировать последствия.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды, когда в течение длительного времени человек остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, тревоги, беспокойства, появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья, ухудшается сон, изменяются личностные особенности, возможно появление депрессии, эмоциональных взрывов.

В развитии стресса можно выделить три этапа:

реакция тревоги, фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач;

этап стабилизации, на котором все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение не отличается от нормы, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов;

стадия истощения, сопровождающаяся упадком сил, ухудшением самочувствия, подверженностью различным заболеваниям и даже смерти.

Выделенные этапы совпадают в обоих проявлениях. Физиологическая и психологическая энергия неразрывно связаны. Чем сильнее стресс истощает нас физически, тем более опустошенными мы чувствуем себя психологически, и наоборот, сильное длительное переживание способно вызвать физиологические недуги. Поведение человека в стрессовых ситуациях зависит от многих факторов, но прежде всего от психологической подготовки, включающей умение быстро оценить обстановку, навыки мгновенной ориентировки в сложившихся обстоятельствах, волевую собранность, решительность, волю, опыт поведения в сходных ситуациях

и т.д.

Фрустрация - состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация может быть вызвана множеством причин, но особенно часто ее источником выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности.

Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В этом состоянии человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Исходом этого состояния являются депрессии и гнев. Устойчивость (толерантность) к фрустирующим факторам зависит от степени эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с подобными факторами.

Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть органически связана с потребностями и другими свойствами личности, избирательна и всегда предметна. Страсть охватывает все мысли человека, заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти, представлять и обдумывать пути достижения потребности. Все, что не связано с предметом страсти, кажется не имеющим значения, и часто упускается из виду или забывается. Страсть обладает большой силой и выступает одним из существенных побуждений к действию, поэтому важно знать ее направленность. Страсть ожжет быть принята и одобрена личностью, а может осуждаться, переживаться как что-то нежелательное. В этом случае большую роль играет общественное мнение. Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.

Высшие чувства - особая форма переживаний, связанная с более сложными духовными потребностями, в которых заключено все богатство человеческих отношений. Объектами высших чувств являются отдельные люди, группы людей, предметы культуры, произведения искусства, литературы.

В зависимости от сферы, к которой они относятся, высшие чувства делятся на нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности в сравнении с их нормами, выработанными обществом. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества, в зависимости от его традиций, обычаев, религии, политического устройства и т.д.

Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на моральные устои в данном обществе, считаются нравственными; не соответствующие им - считаются аморальными, безнравственными. Моральные чувства выражают представления людей о том, что можно делать, а что нельзя. В них всегда содержатся нравственные требования, в которых заключается отношение человека к другим, к государству. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство, зависть и т.д. Важной чертой нравственных чувств является то, что они являются побудительными силами многих героических дел и поступков.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность, но и стимулируют, усиливают ее. Существование интеллектуальных чувств является доказательством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового, которое выражается в постоянном поиске и борьбе за прогрессивное, революционное в области познания и в практической деятельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Эстетические чувства позволяют человеку разобраться в том, какие картины ему нравятся, какая музыка его волнует, в какую погоду он любит гулять и т.д. Эстетические чувства обогащают личность, придавая ей индивидуальное своеобразие и колорит.

В отличие от других эмоциональных переживаний, чувства человека не являются врожденными, они приобретаются в процессе жизнедеятельности. По мере психологического развития индивида как личности чувства его тоже меняются - становятся более утонченными и возвышенными. Если же человек деградирует как личность, то и чувства его становятся низменными.

Теории эмоций. Эволюционная теория Ч. Дарвина

В 1972 г.Ч. Дарвин опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

Рудиментная теория эмоций

Теория Ч. Дарвина получила развитие. Г. Спенсер и его ученики, и французские позитивисты Т. Рибо и его школа, а также немецкая биологически ориентированная психология стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных. Так сформировалась Рудиментная теория эмоций.

С точки зрения этой теории выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментные остатки животных реакций при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментные остатки движений, сопровождающих некогда у наших животных предков реакцию нападения. Страх рассматривался как заторможенное бегство, а гнев как заторможенная драка. Иначе говоря, все выразительные движения рассматривались ретроспективно.

Таким образом, получилось впечатление, что кривая развития эмоций идет вниз. Отсюда знаменитое предсказание о том, что человек будущего человек безэмоциональный.

Теории Джемса Ланге

Если рассматриваемая с биологической стороны эмоциональная жизнь казалась умиранием целой сферы психической жизни, то непосредственный психологический опыт, а затем и экспериментальные исследования наглядно доказали абсурд этой мысли.

Еще Н. Ланге и У. Джеймс поставили себе задачу найти источник живучести эмоций, как говорил Джеймс, "в самом организме человека", и тем самым освободиться от ретроспективного подхода к человеческим эмоциям. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем как их следствие возникает сама эмоция.

Эта законченная с теоретической стороны и достаточно разработанная теория подкупала двумя моментами: с одной стороны, она действительно давала видимое естественнонаучное, биологическое обоснование эмоциональным реакциям, а с другой она не имела недостатков тех теорий, которые никак не могли объяснить, почему никому не нужные эмоции, остатки животного существования, продолжают еще жить и оказываются с точки зрения ретроспектального опыта такими важными и значительными переживаниями, наиболее близко стоящими к ядру личности.

Вначале теория ДжемсаЛанге встретила упреки в "материалистичности", в том, что Джемс и Ланге хотят свести чувства человека к отражению в его сознании органических процессов, происходящих в его теле. В ответ на эти упреки Джемс объявил, что органическое происхождение имеют только низшие эмоции, унаследованные человеком от животных предков. Это может относится к таким группам эмоций, как страх, гнев, отчаяние, ярость, но, конечно, неприложимо к таким "субтильным", по его выражению, эмоциям, как религиозное чувство, чувство любви мужчины к женщине, эстетическое переживание и т.д. Таким образом, Джемс резко различал области низших и высших эмоций.

Эти теории заложили камень для построения целого ряда метафизических теорий в учении об эмоциях

Активационная теория ЛиндсеяХебба

Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса Ланге и Кеннона Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея Хебба. Согласно этой теории, эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации", связанного с деятельностью ретикулярной формации.

Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимальный уровень эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

Теория конгнитивного диссонанса Л. Фестингера

В динамике эмоциональных процессов и состояний человека не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические (т.е. относящиеся к знаниям) факторы. В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, то есть находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтер

К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Шехтер показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

Информационная теория П.В. Симонова

Отечественный физиолог П.В. Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:

Э=F (П (ИнИс, …)),

где Э эмоция, ее сила и качество;

П величина и специфика актуальной потребности;

(Ин  Ис)  оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного прижизненно приобретаемого опыта;

Ин информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;

Ис информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации (когда Ин больше чем Ис), именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т.д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом, другими словами когда Ис больше чем Ин.

Симонов утверждает, что существует относительная независимость нейтронных механизмов потребности, эмоции и прогноза (или вероятности достижения цели) и что эта относительная независимость механизмов предполагает разнообразие взаимодействий между ними. Активация нейтронного аппарата эмоции интенсирует потребность, а дефицит или излишек информации склонны влиять на потребность по формуле:

.

С другой стороны, изменение интенсивности эмоции и потребности влияют на прогноз вероятности достижения цели:

Методы преодоления стресса

Разные люди по-разному воспринимают одни и те же события в том плане, что они по-разному определяют для себя, что такое "стресс". Преодоление включает усилия, направленные на снижение и преодоление эффектов стресса, а также на выработку устойчивости против событий, вызвавших стресс. Методы преодоления стресса могут быть адекватными или неадекватными по своей природе.

Неадекватные стратегии преодоления включают следующие:

отступиться, сдаться, "махнуть рукой", т.е. человек прекращает попытки хоть как-то контролировать воздействие источника стресса;

проявлять агрессию по отношению к окружающим, т.е. человек начинает "кидаться" на людей, которые, как ему кажется, являются источниками стресса;

предаваться излишествам, таким, как злоупотребление спиртным, переедание, расточительность или азартные игры;

включить защитные механизмы, такие, как отрицание реальности или фантазия для того, чтобы попытаться справиться с проблемами.

При наличии непродуктивных тенденций следует помнить о том, некоторые аспекты непродуктивных стратегий преодоления стресса могут быть позитивными и полезными, если они используются умеренно и с избирательностью.

Так, например, "отступиться и махнуть рукой" может быть вполне уместным подходом, если это означает прекратить работу над трудной проблемой для того, чтобы пораньше уйти домой, выспаться и на следующий день отдохнувшим вернуться к решению этой проблемы. Равновесие и гармония - вот ключи к тому, чтобы найти возможности позитивного использования механизмов преодоления стресса, которые часто непродуманно определяют как непродуктивные.

Адекватные (приспособительные) подходы к преодолению стресса - это те методы, которые эффективно работают на личность, не создавая при этом дополнительных проблем, связанных с их использованием. Их можно объединить в следующие группы: утверждения, звучащие во внутреннем монологе; методы эмоциональной проработки; физические методы контроля уровня стресса; а также упор на духовные ценности.

Внутренний монолог

Утверждения, звучащие во внутреннем диалоге - это то, что мы сами себе говорим по поводу того, что в данный момент привлекает наше внимание. Внутренний диалог - это утверждения, проносящиеся в нашей голове, часто невысказанные. Внутренний диалог может иметь негативную или позитивную окраску.

Когда внутренний диалог превращается в ряд повторяющихся негативных утверждений, человек фактически программирует себя на то, чтобы испытывать пессимизм и ощущение безнадежности. Когда мы позволяем своему сознанию непрерывно вести негативно окрашенный внутренний диалог, мы, по сути, создаем ряд зрительных образов, отражающих то, что звучит в этом негативном диалоге. Эти зрительные образы превращаются в историю в картинках, причем обычно в такую историю, в которой мы плохо справляемся с ситуацией, и в которой нас со всех сторон окружает стресс. При постоянном проигрывании эти картинки приобретают все большую ясность и четкость. Теперь уже у нас формируется целая "сюжетная линия", которая заставляет нас продолжать испытывать мучительные для нас эмоции, связанные с этими образами и с этой историей.

При многократном повторении эти истории, звучащие во внутреннем диалоге, начинают подавлять нашу способность воспринимать источники стресса по-другому, более позитивно. Подобно испорченной пластинке, траурная мелодия проигрывается вновь и вновь.

Более позитивным подходом было бы придать более позитивный тон своему внутреннему диалогу, но не для того, чтобы выработать у себя необоснованно позитивное отношение, предполагающее, что все будет отлично. Напротив, ваша цель - составить для себя такие сообщения, тон которых будет, как минимум, более нейтральным.

Один из самых важных источников стресса - отсутствие возможностей. В подобных ситуациях мы обычно испытываем чувство бессилия. Некоторые исследователи утверждают, что в ситуации, когда у человека отсутствуют реальные силы и возможности (т.е. при систематическом негативном воздействии) формируется состояние, которое психологи называют "выученной беспомощностью". Выученная беспомощность возникает, когда человек начинает чувствовать, что все, что бы он ни делал, не поможет решить данную проблему. Испытывая бессилие, понимая, что он не может повлиять на ситуацию или исправить ее, человек находится в состоянии стресса в течение длительного времени, в результате в дополнение к эмоциональному состоянию безнадежности наступает торможение моторной активности, ослабляется инициатива. Этот процесс может быстро превратиться в хронический.

Утверждения внутреннего диалога, более позитивные по своему тону, благотворно влияют на физическое состояние и физиологические функции человека по мере того, как его внутренний опыт начинает восприниматься более оптимистично. Если он сознательно включает в свой внутренний диалог и многократно повторяет позитивные утверждения, его эмоциональное состояние улучшится, он начнет относиться к реальности более оптимистично и сможет более спокойно и реалистично воспринимать негативную ситуацию.

Методы эмоциональной проработки

Во время исполнения своей работы человек может испытывать гнев, обиду, радостное возбуждение, счастье, испуг, удовлетворенность или тревогу. Все эти эмоциональные состояния являются нормальными для любой сферы человеческой жизнедеятельности, к которой человек прикладывает свои усилия. При этом нельзя держать чувства в себе, необходимо разработать конкретные методы для идентификации и "проработки" этих чувств. Подобные чувства не должны оставаться внутри, увеличивая риск негативных настроений и состояний, таких, как гнев, депрессия или тревога, неуместного лидерского поведения, соматических проблем.

Некоторым людям намного проще осознать на эмоциональном уровне, каково их состояние в данный момент, чем другим. Это умение "осознавать" можно развить в себе. Эмоциональное осознание собственных чувств позволяет нам:

принимать активные меры, направленные на то, чтобы избежать демонстрации профессионально неуместных чувств;

принимать активные меры для "разрядки" негативных чувств позитивными способами, позволяющими уменьшить стресс и ощущение дискомфорта.

Какие шаги необходимо сделать для того, чтобы развить способность осознавать свое эмоциональное состояние? Этот процесс включает самонаблюдение, при котором в определенные моменты отслеживается собственное эмоциональное состояние, мониторинг физических и физиологических признаков, а также процессы активной рефлексии, такие, как разговор или ведение записей.

Проверки своего эмоционального состояния

Существует множество признаков, позволяющих нам узнать, какие чувства и эмоции управляют нами в данный момент времени. Проблема состоит в том, что в течение напряженного рабочего дня мы редко находим время для того, чтобы остановиться и действительно понять, что происходит внутри нас. Именно поэтому может оказаться полезным специально отвести несколько минут своего рабочего дня на то, чтобы отойти от суеты сиюминутных дел и понять, что происходит с нами на эмоциональном уровне.

Краткие перерывы для проверки своего эмоционального состояния способствуют достижению более высокого уровня исполнения, а также снижению риска хронического стресса.

Поэкспериментируйте с проверками - попробуйте проводить их с различной частотой и в разных местах. Для некоторых проверки эмоционального состояния будут наиболее эффективными, если их проводить каждые несколько часов, а другие смогут достичь большего успеха, если объединят все проверки в одну во время продолжительной прогулки в обеденный перерыв. Нет такого подхода, который можно назвать оптимальным. Экспериментируя с различными подходами, вы усиливаете ощущение собственной силы и собственных возможностей.

Во многих случаях физические и физиологические признаки могут дать полезную информацию о тех чувствах, которые вы испытываете на самом деле.

Мониторинг физических и физиологических признаков

Собственное тело может стать очень полезным инструментом, подающим сигналы о том, что с нами происходит на уровне эмоций. Эти сигналы многочисленны и разнообразны, но требуют некоторого внимания.

Существует ряд физических сигналов и телесных ощущений, которые говорят о наличии чувств.

Наряженные мышцы, особенно в области плеч и шеи, могут свидетельствовать о наличии чувств, особенно гнева и напряжения.

Ощущение напряженности и бурления в животе могут сигнализировать о тревоге, беспокойстве или страхе.

Головная боль или трудности с концентрацией внимания может говорить о гневе или напряжении.

Сердцебиение или поверхностное дыхание может означать начало реакции "убегать или сражаться" в присутствии угрожающего стимула.

У каждого человека могут быть свои признаки тех или иных эмоций. Определите, какие признаки присущи именно вам. Понаблюдайте за собой в стрессовых ситуациях и отметьте, что происходит в вашем теле. Четкое понимание связи между своими эмоциями и телесными реакциями помогает не стать пленником собственных чувств.

Ведение дневника

Ведение дневника - это процесс, который вы можете использовать для того, чтобы освободиться от груза сильных эмоций, которые могут накапливаться в периоды тяжелой работы.

Цель ведения дневника - дать возможность вам в конфиденциальной и свободной форме выразить и снизить свои негативные чувства. При этом используется метод "потока сознания", позволяющий выразить и отразить любые чувства, всплывающие в связи с возникшей проблемой. Не следует пытаться составить связный рассказ, у которого непременно должно быть начало, середина и конец. Такая свободная форма ведения записей, не скованная никакими ограничениями по стилю, объему или содержанию, может стать великолепным инструментом для проработки сильных неприятных чувств. Сделав такого рода записи, человек обычно чувствует себя лучше, менее напряженным, чувства владеют им не так сильно, он легче может переключиться и заняться чем-нибудь другим, не тратя времени на негативные чувства. Нет особой необходимости ни хранить эти записи, ни уничтожать их. Некоторые предпочитают сохранять свои записи и вести что-то вроде постоянного дневника, что дает им возможность в течение длительного периода времени посмотреть, как развиваются постоянно существующие проблемы в течение или отслеживать те положительные изменения, которых им удалось добиться в борьбе со стрессом и неприятными переживаниями. Другие чувствуют себя более уверенно, уничтожив записи в конце дня. Это дает им большую уверенность в конфиденциальности и в том, что их личное дело останется их личным делом.

Упор на духовные ценности

Личные убеждения и ценности являются ключевыми компонентами, определяющими наше представление о самих себе. Чем лучше мы понимаем, каковы наши убеждения и ценности, тем выше наши шансы вести жизнь, наполненную смыслом и имеющую цель. Четко сформулированный личностный смысл дает человеку чувство направления, к которому мы можем прислушиваться и действовать в соответствии с ним, что часто приводит к тому, что мы в большей степени испытываем ощущение благополучия и в меньшей степени испытываем стресс.

Так, например, если человек поглощен занятием, которое важно для него лично, он вознаграждается ощущением удовлетворенности и чувством, что у него есть цель в жизни. Ощущения удовлетворенности и цели в жизни могут снизить стресс, вызванный работой, напоминая нам о том, что занятия и убеждения, не связанные с нашей работой, могут дать нам личностный смысл и цель в жизни. Это понимание может послужить нам тонизирующим средством, когда мы начинаем слишком серьезно относиться к проекту и к самим себе.

Понять, какое убеждение или какая ценность имеют значение для вас лично, а затем избрать себе занятие, соответствующее этому убеждению или этой ценности - это прекрасный способ лучше относиться к себе и развить в себе эмоциональную гибкость, которая помогает бороться со стрессом.

Используемая литература

Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для высших педагогических заведений. - 2-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

Психология: учебное пособие для студентов вузов / под ред.Е.И. Рогова. - М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2005.

Столяренко А.М. Психология и педагогика.: учебное пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2004.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие для вузов. - СПБ.: Питер, 2004.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты