|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Элементы психотерапии в практикеЭлементы психотерапии в практике4 Элементы психотерапии Всё чаще и чаще мы слышим: "Мне нужен психолог...", "... мой психолог помог мне...", "Все эти психологи..." - и так до бесконечности. Как ни старайся не замечать, а психология прочно вошла в нашу жизнь. Так кто же такие эти психологи? Психолог - это, прежде всего, специалист в области психологии, а психология, как нам известно, наука о душе. Отсюда мы можем сделать вывод, что психолог - это специалист в науке о душе. Однако в силу выделения в психологии множества отраслей и областей, не все психологи одинаковы [4]. Поскольку в повседневной жизни мы сталкиваемся скорее с практической психологией, то и разговор наш пойдёт именно о практических психологах. Какую же деятельность осуществляют практические психологи? Практический психолог ориентирует клиента в его целях, помогает увидеть ситуацию с разных сторон и выбрать оптимальный способ решения проблемы и выхода из травмирующей ситуации. Поиск разрешения конфликтных социальных взаимодействий, а также формы работы с конкретными запросами и составляют основные направления деятельности практического психолога. Среди разнообразных направлений деятельности практического психолога, описанных и представленных в разнообразных литературных источниках, можно выделить следующие: 1. Психодиагностика - установление психологического диагноза клиента [2,4]. Вы приходите к психологу и тот различными психодиагностическими методами (тесты, проективные методики, наблюдение, интервью, беседа, опрос и т.п.) обследует вас, и интерпретируя результаты обследования, ставит диагноз. Психодиагностика включает в себя три этапа: сбор данных, переработка и интерпретация данных. Диагноз так же может устанавливаться на трёх уровнях: первый уровень - симптоматический, диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов; второй уровень - этиологический, учитывает не только наличие характеристик, но и причины их возникновения; и третий уровень (высший) - уровень типологического диагноза, определяет место и значение выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека [3]. В своей практической работе психолог часто ограничивается диагнозом первого уровня, в основе которого лежит применение того или иного психодиагностического инструмента. 2. Психологическое консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с преодолением трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа [1]. Психологический смысл консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, проблем социальных взаимодействий в личных, семейных и профессиональных контактах. Основная задача психолога-консультанта - помочь человеку посмотреть на свои проблемы и житейские сложности со стороны, изменить психологические установки, как на свои трудности, так и на отношения с другими людьми [3]. Психологическое консультирование бывает 2-х видов: 1. Директивное (указание, предполагающее выдачу прямых советов, предписаний). 2. Не директивное (указов и советов психолог не дает, клиент сам должен принять решение). Наиболее широкой сферой применения психологического консультирования является семейное консультирование, связанное с решением супружеских проблем, детско-родительских отношений, добрачных проблем, предразводных и послеразводных состояний [1]. Возрастное консультирование направлено на решение проблем психического развития ребенка на разных возрастных этапах, в том числе в периоды возрастных кризисов. Значительное место занимает консультирование организаций, связанное с проблемами отбора персонала, с управлением персоналом, формированием команды, планированием карьеры отдельных работников, прогнозом развития организации в целом [5]. Теоретически можно выделить три основных направления психологического консультирования. Это индивидуальное консультирование, профессиональное консультирование и организационное (его еще называют промышленное) консультирование. 3. Психотерапевтическое воздействие - это так же психологическое консультирование, направленное на решение конкретной проблемы и достижение конкретной цели [2, 3]. Чаще всего служит ступенью к более длительной и глубокой психотерапевтической работе с клиентом. Различие заключается в том, что психологическое консультирование - это чаще всего краткосрочная работа, а психотерапия может длиться несколько лет. Так же психотерапия требует более тщательной подготовки, нежели психологическое консультирование и требует от психолога не только теоретической подготовки по психологии, но и определённых медицинских знаний. Психотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой, и в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Однако выбор одного из видов психотерапии зависит от проблемы клиента и предпочтений психолога [4]. 4. Коррекционно-развивающая деятельность - чаще всего применительно к детям и понимается как деятельность психолога по устранению отклонений в психическом и личностном развитии ребёнка (либо взрослого) и работа по развитию его способностей [2]. Психолог не только определяет проблему, исходя из которой, разрабатывает коррекционную программу развития, но и сам осуществляет её значительную часть. Специфика проблемы и индивидуальные особенности клиента определяют применение того или иного вида психокоррекционного воздействия [3]. В зависимости от направленности коррекции Д. Б. Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии. Ограниченность этого вида коррекции обусловлена тем, что одни и те же симптомы могут иметь различную природу, причины и психологическую структуру нарушений. Каузальная коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени и имеет безусловный приоритет перед симптоматической коррекцией. При ее проведении исходят из психологической структуры нарушений и анализа их генеза. В зависимости от содержательной направленности коррекции различают коррекцию познавательной сферы, коррекцию развития личности, коррекцию развития эмоционально-волевой сферы, поведенческую коррекцию и коррекцию межличностных отношений. В зависимости от вида организации психологической помощи с целью решения коррекционных задач выделяют следующие формы психокоррекции: индивидуальную, микрогрупповую, групповую и смешанную [5]. К коррекционной и развивающей работе относят: · психологическое тестирование, · коррекционные занятия, · групповые дискуссии, · ролевые игры, · социальные и психологические тренинги. 5. Психопрофилактическая работа связана с сообщением необходимых психологических знаний тем, кто в первую очередь в них нуждается - родителям, учителям, учащимся, работникам социальных служб и др., с целью предупреждения возможных нарушений психологических условий развития и повышения уровня психологической компетенции [2]. Это может быть также работа по созданию условий, максимально благоприятных для развития продуктивных межличностных взаимодействий в педагогических коллективах или в организационных структурах на предприятии. Психопрофилактика касается также превентивных мер по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии, совершения противоправных действий, пагубных последствий наркотических и алкогольных пристрастий. Психопрофилактика включает работу с неблагополучными семьями, родителями и детьми из этих семей, предупреждая случаи возможных социальных осложнений. Это основные виды деятельности практического психолога, к которому мы обращаемся изо дня в день при возникновении какой-либо проблемы, а теперь мы должны выяснить: на сколько тот или иной психолог, предлагающий свои услуги, профессионален [3]. Существует несколько профессионально-этических стандартов работы психолога: 1. Ответственность. 2. Компетентность. 3. Этическая и юридическая правомочность. 4. Квалифицированная пропаганда психологии. 5. Конфиденциальность. 6. Благополучие клиента. 7. Профессиональная кооперация. 8. Информирование клиента о целях обследования. 9. Морально - позитивный эффект исследования. И единственный совет, который можно дать: это не бояться идти к психологу, не бояться задавать ему вопросы, если вы уже пришли к нему на консультацию, спрашивать всё, что вам не понятно, потому что разобравшись в своих особенностях, проблемах и способах их решения, в следующий раз вы сами сможете справиться с ними! Литература 1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993. 2. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. -- М.:Аспект - Пресс, 2001. 3. Жуков Ю.М. Позиция психолога-практика // Введение в практическую социальную психологию. - М.: Смысл, 1999. 4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М., 1985. 5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |