|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Этические проблемы в психологическом исследовании. Измерение концентрации вниманияЭтические проблемы в психологическом исследовании. Измерение концентрации вниманияТеоретическая часть. Этические проблемы в психологическом исследовании Интерес к этическим проблема в психологии вырос в последнее время. Это связано с тем, что возрастает востребованность психологов и расширяются возможности, а с другой - возникают какие-то новые, неведомые по прошлому опыту проблемы. В частности, одним из источников этих проблем оказывается то, что психолог не просто взаимодействует испытуемым, пациентом, клиентом, подозреваемым и т.д., но так или иначе воздействует на него. Подобного рода воздействие в медицине сейчас принято называть вмешательством. Однако если в медицине имеется в виду вмешательство прежде всего, хотя и не исключительно, в телесную сферу, то здесь речь идет о вмешательстве в психическую жизнь человека; при этом следует подчеркнуть, что в обоих случаях оно может иметь очень серьезные и порой далеко не всегда позитивные последствия. Иначе говоря, вмешательство может рассматриваться в самых разных аспектах, и в том числе подвергаться этической, моральной оценке. Первым документом, регулирующим профессиональное поведение психологов стал Этический кодекс Американской психол. ассоц. (АРА), принятый в 1953 г. Откликнувшись на неуклонно возраставшую потребность в официальном этическом кодексе, Н. Хобс принял на себя руководство Комиссией по этическим нормам вскоре после окончания II мировой войны и возглавил работу над этим проектом. Эта комиссия работала на протяжении 5 лет, собрав от членов АРА 1000 кратких эпизодов, в которых описывались ситуации этичного и неэтичного поведения. В конечном счете она разработала документ объемом 171 с. -- «Этические нормы психологов» (Ethical standards of psychologists), включавший сборник ситуаций и Этический кодекс, состоящий из 6 основных разделов и 28 подразделов. Развитие науки и практики психологии за прошедшие с той поры годы сопровождалось заметным изменением в частоте и характере этических проблем, с которыми сталкиваются психологи. Сейчас в нашей стране и за рубежом известны два наиболее важных исходных документа в отношении этических проблем, возникающих перед психологами, -- это «Этические принципы психологов» (Ethical principles of psychologists) и «Этические принципы проведения исследований с людьми» (Ethical principles in the conduct of research with human participants) Американской психологической ассоциации (АРА). В дополнение к этому, «Критерии для аккредитации докторских программ и интернатур в профессиональной психологии» (Criteria for accreditation of doctoral programs and internships in professional psychology) требуют для полноценной подготовки в профессиональной психологии прохождения обязательных курсов научной и профессиональной этики, а также изучения соответствующих норм. Этические принципы представляют собой оценочные суждения, часто трудно переводимые в реальное поведение; психологи, которые не дают себе труда задуматься над этими проблемами, нередко сталкиваются с этическими дилеммами. Ниже будут рассмотрены три важных этических принципа из «Этических принципов психологов» АРА: публичные высказывания, конфиденциальность и компетентность. Публичные высказывания. Этот принцип относится к деятельности психологов, направленной на оказание помощи людям, которая связана с принятием более обоснованных решений. Публичные высказывания следует основывать на современном состоянии гуманитарных и естественных наук, не забывая, что в отношении любого научного исследования существуют пределы раскрытия и ограничения на использование полученных в нем данных. Кроме того, данный принцип предостерегает психологов, предоставляющих индивидуальные диагностические и терапевтические услуги, от выхода за рамки профессионально-психологических отношений с клиентом. Второй вопрос, не выходит ли помощь с использованием СМИ за рамки контекста профессионально-психологических отношений, представляет сложность для определения. Большинство профессиональных психологов согласились бы (и суд тоже соглашается), что профессиональные отношения начинаются с момента вступления клиентом в контакт (даже по телефону) со специалистом и согласия специалиста продолжить обсуждение с этим клиентом его психологических проблем. Это могло бы служить парадигмой для коммуникации с использованием СМИ. Однако не каждый психолог готов оказывать психологическую помощь через СМИ. Один важный вопрос, требующий рассмотрения, а именно: перевешивают ли выгоды от психологического консультирования через каналы СМИ, связанные с этим риски, -- являются не только этической, но и эмпирической проблемой. Конфиденциальность. В преамбуле к этому принципу АРА формулируется, что конфиденциальная информация, получаемая в результате работы психолога, не подлежит разглашению, если только ее утаивание не влечет за собой явной опасности или для самого клиента, или для других людей. Тем самым устанавливается, что разглашение тайны может оправдываться только исключительными обстоятельствами. Эта проблема сопряжена с двумя интересными этическими дилеммами. Первая из них связана с юридическими аспектами. Зискин указывает на определение Верховного суда Калифорнии, требующее от терапевтов добросовестной заботы о защите потенциальных жертв от возможной опасности со стороны их клиентов. Это требует оценки терапевтом вероятности того, что данный клиент будет представлять собой угрозу. Такая оценка должна осуществляться в соответствии со стандартами, принятыми в профессии этого терапевта. Таким образом, первая дилемма для психолога -- это проблема выбора между неразглашением тайны и требованием закона. В описанной ситуации этические принципы не создают особого конфликта в выборе между этикой и законом. Более сложная дилемма вытекает из факта, что прогнозы опасности, предоставляемые психологами и другими специалистами в области психического здоровья, как правило, не могут достигать высокой степени точности. Компетентность. В соответствии с этическими принципами, психологам надлежит использовать только те инструменты и процедуры, в отношении которых они обладают достаточным уровнем подготовки и опыта работы. Кроме того, они должны предоставлять точные сведения об уровне своего образования, подготовки, опыта и компетентности. Однако профессиональная компетентность является понятием, которое не так-то легко определить. В частности, необходимо задаться следующим вопросом: компетентность в отношении каких проблем, каких групп населения и каких случаев? Все это представляет собой трудные вопросы, многие из которых действительно связаны с этическими проблемами. Не подлежит сомнению, что экспериментальный метод является мощной эмпирической стратегией. В отличие от других рассмотренных подходов, экспериментальный метод позволяет исследователям не только контролировать и предсказывать определенные феномены, но и давать им объяснение. Вот, в сущности, и все, что можно сказать об экспериментальном методе. Где бы он ни применялся, этот метод дает возможность получать информацию, которую не добыть с помощью других методов. И, тем не менее, экспериментальный метод имеет свои ограничения, по крайней мере в области психологии личности. Во-первых, некоторые проблемы изучать экспериментальным путем просто неэтично, хотя это было бы очень просто осуществить. Например, психологи не могут преднамеренно моделировать условия, представляющие потенциальный риск для испытуемых, угрожающие или чреватые возможностью получения каких-либо повреждений. Представьте себе исследователя, заинтересованного в изучении влияния хронического одиночества на самооценку и развитие депрессии у детей. Несомненно, это эмпирически важный вопрос, но очевидные этические соображения мешают собрать сотню десятилетних детей, в случайном порядке отобрать из них пятьдесят и поместить их в такие экспериментальные условия, в которых они не имели бы возможности близко общаться с окружающими. Другой этический вопрос связан с обманом и хитростью -- часто бывает так, что испытуемого или вводят в заблуждение относительно истинной цели эксперимента, или информируют не полностью. Представьте себя на месте испытуемого в эксперименте, в котором импозантный мужчина в белом халате сообщает вам, что после короткой отсрочки вы получите серию болезненных ударов электрическим током. Потом вы заполняете анкету, где сообщаете о своем предпочтении присоединиться или не присоединиться к другим, а затем возвращаете ее исследователю, который, в свою очередь, тут же говорит вам, что оказывается вас не будут бить током это была всего лишь шутка. Нет сомнения в том, что вы почувствуете себя в глупом положении, даже если все это делается ради науки. Вы можете даже задаться вопросом: действительно ли соображения науки оправдывают обман? Те, кто оправдывают практику введения испытуемого в заблуждение в научном исследовании, напоминают о том, что многие аспекты поведения человека просто невозможно было бы изучать экспериментально, если бы исследователям запрещалось утаивать истинные цели исследования от испытуемых (Aronson et al., 1985; Christensen, 1988). С другой стороны, некоторые психологи (Baumrind, 1985) считают, что подобная практика утаивания подрывает доверие людей к психологическому исследованию, и это может иметь отдаленное негативное влияние на испытуемых, даже если подлинный смысл исследования открывается им сразу после его проведения. Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании каждого психолога внести ощутимый вклад в психологическую науку и способствовать благополучию человека Ответственный психолог обдумывает различные направления, где нужны энергия и возможности человека Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association, 1973) выдвинула ряд этических принципов, которым должны следовать экспериментаторы при работе с людьми. Приняв решение о проведении исследований, психологи должны осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии. Принципы, о которых говорится ниже, разъясняют исследователю этичное ответственное отношение к участникам экспериментов в ходе проведения исследовательских работ -- от первоначального замысла до шагов, необходимых для защиты конфиденциальности данных исследований. Эти принципы должны рассматриваться в контексте документов, прилагаемых в качестве дополнения к принципам. 1. При планировании опыта исследователь несет персональную ответственность за составление точной оценки его этической приемлемости, опираясь на принципы исследований. Если, опираясь на эту оценку и взвесив научные и человеческие ценности, исследователь предлагает отклониться от принципов, то он дополнительно берет на себя серьезные обязательства по разработке этических рекомендаций и принятию более строгих мер по защите прав участников исследований. 2. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования. Исследователь также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуемыми. 3. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования. Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых. 4. Честность и открытость -- важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений. 5. Этика требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время. Обязательство по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником. Решение по ограничению этого права увеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника. 6. Этически приемлемое исследование начинается с установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан чтить все обещания и договоренности, включенные в это соглашение. 7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам. 8. Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь несет особую ответственность за то, чтобы для его клиентов не было тяжелых последствий. 9. Если процедура исследования может иметь нежелательные последствия для участников, то исследователь несет ответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов (в том числе и долговременных). 10. Информация, полученная в ходе исследования, является конфиденциальной. Если существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к этой информации, то этика практики исследований требует, чтобы эта вероятность, а также планы по обеспечению конфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия. В данной контрольной работе описано, какие этические проблемы могут возникать в ходе проведения психологического исследования, а также приведены этические принципы, которым должны следовать экспериментаторы при работе с людьми. Кроме того, на основе этих этических принципов составлен Этический кодекс психолога. Где и как может использоваться Этический кодекс психолога? Для профессионала этический кодекс выступает, прежде всего, не как ответственность перед карающей силой внешних инстанций, а как внутренний регулятор собственной профессиональной деятельности, как внутренний критерий профессионализма. Конкретные положения этического кодекса возникли изнутри терапевтической практики предшествующих поколений психотерапевтов, поэтому эти правила, внутренне осмысленные и включенные в ткань психотерапевтического процесса, разделяются и соблюдаются психотерапевтами самых разных направлений. Осведомленность о содержании этического кодекса психолога поможет и клиенту обезопасить себя от общения с непрофессионалом и предупредить опасность столкновения с «профессиональным злоупотреблением». Практическая часть Внимание - это специфический психичекий процесс, который является необходимой стороной всех других психических процессов и неотделим от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов и состояний человека. Вместе с тем внимание имеет свои, характерные только для него специфические характеристики (например, колебания внимания или его объем). Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Выделяют следующие характеристики внимания · Направленность внимания - избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности. · Избирательность - выбор данной деятельности, отбор данных воздействий и в более или менее длительном их сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании). · Сосредоточение (концентрация) психической деятельности сосредоточение субъекта на объекте). Сосредоточение предполагает отвлечение от всего постороннего, не относящегося к данной деятельности, и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующей деятельности. Благодаря этому отражение объектов данной деятельности становится более ясным и отчетливым. С сосредоточенностью связана интенсивность, или напряженность, внимания. Чем больше интерес к деятельности (чем больше осознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем менее она знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным (напряженным) будет внимание. · Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения интенсивного (концентрированного) внимания. Устойчивость - характеристика внимания во времени. Показатель устойчивости -высокая продуктивность деятельности (объем, точность работы) в течение некоторого промежутка времени. · Колебание внимания. Под колебанием внимания понимают периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. Колебания внимания проявляются во временном изменении интенсивности ощущений. · Переключение внимания проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой. Это - быстрое перемещение внимания, обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новой задачей. Переключение может также проявляться либо в переходе от одного объекта определенной деятельности к другому, либо от одной операции к другой. В этом случае переключение происходит внутри одной деятельности. При характеристике процесса переключения возможно выделение ряда показателей: - переходный интервал, или время переключения, т. е. время, затраченное на переход от одной деятельности (одного объекта, операции) к другой; - объем работы в единицу времени (по сравнению с объемом работы, выполненным в то же время в деятельности без переключения внимания) (в качестве показателя производительности можно рассматривать и время выполнения определенного по объему материала); - точность работы, ее безошибочность или наличие ошибок переключения, в которых может проявляться тормозящее влияние предыдущей деятельности. · Распределение внимания. Под распределением внимания понимают такое его свойство, которое обусловливает успешность одновременного выполнения двух (или более) видов деятельности (или нескольких действий в процессе одной деятельности). В сложных современных видах труда может одновременно совмещаться два или несколько видов деятельности; деятельность может складываться и из нескольких различных, но одновременно протекающих процессов (действий), каждый из которых отвечает различным задачам. Во всех этих случаях человеку необходимо распределять внимание, т. е. одновременно сосредоточивать его на различных процессах (объектах). · Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере сознания человека. Средний объем внимания человека равен 5-7 единицам информации. Самую распространенную группу лабораторных методов исследования внимания составляют бланки, которые объединены под общим названием «корректурные пробы». Они могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур и др. Задание для испытуемого - найти заданный стимул среди других и зафиксировать его на бланке. Методическое обеспечение исследования внимания требует придерживаться определнных условий (чтобы успешность выполнения не была обусловлена специальными способностями). Действия испытуемого должны поддаваться контролю, а показатели успешности должны иметь количественное выражение. Этим условиям отвечает метод корректруной пробы (Бурдона-Анфимова). Измерение концентрации внимания корректурным методом Бурдона Анфимова Цель исследования: изучить концентрацию внимания. Объект исследования: внимание. Предмет исследования: концентрация внимания. Гипотеза: отсутствие отвлекающих факторов повышает успешность деятельности. Контргипотеза: отсутствие отвлекающих факторов снижает успешность деятельности. Конкурирующая гипотеза: отвлекающие факторы не влияют на успешность деятельности. Экспериментальное влияние: отвлекающий фактор (введение помех на 2-й и 4-й минутах). НП (независимая переменная): наличие или отсутствие отвлекающего фактора. ЗП (зависимая переменная): показатели успешности в выполнении деятельности. Характеристика выборки исследования: АА: 32 года, жен., тренер АБ: 29 лет, жен., менеджер АВ: 25 лет, жен., работник сферы обслуживания АГ: 27 лет, жен., работник сферы обслуживания АД: 31 год, жен., тренер АЕ: 39 лет, жен., тренер АЖ: 26 лет, жен., маркетолог АЗ: 26 лет, жен., работник сферы обслуживания АИ: 22 года, жен., курьер АК: 42 года, жен., уборщица Обработка и анализ результатов Согласно результатам высчитывается коэффициент точности выполнения (формула Уиппла): А= N-v/ N+p; где N - общее количество зачеркнутых стимулов; р - количество пропущенных стимулов; v - количество неправильно вычеркнутых стимулов. Условный показатель концентрации внимания - это отношение коэффициентов точности выполнения на фоне помех и без помех. К= Ап/ Абп; где Ап - точность на фоне помех; Абп - точность без помех. t - время (1-я минута, 2-я минута...). Бланк АА
?п=А2+А4/2=1 ?бп=А1+А3+А5/3=0,99 К=?п/?бп=1,01 Бланк АБ
?п=А2+А4/2=0,92 ?бп=А1+А3+А5/3=0,96 К=?п/?бп=0,96 Бланк АВ
?п=А2+А4/2=0,9 ?бп=А1+А3+А5/3=0,99 К=?п/?бп=0,91 Бланк АГ
?п=А2+А4/2=1 ?бп=А1+А3+А5/3=1 К=?п/?бп=1 Бланк АД
?п=А2+А4/2=0,99 ?бп=А1+А3+А5/3=0,99 К=?п/?бп=1 Бланк АЕ
?п=А2+А4/2=0,99 ?бп=А1+А3+А5/3=0,99 К=?п/?бп=1 Бланк АЖ
?п=А2+А4/2=0,95 ?бп=А1+А3+А5/3=0,98 К=?п/?бп=0,97 Бланк АЗ
?п=А2+А4/2=0,94 ?бп=А1+А3+А5/3=0,98 К=?п/?бп=0,96 Бланк АИ
?п=А2+А4/2=0,96 ?бп=А1+А3+А5/3=0,97 К=?п/?бп=0,99 Бланк АК
?п=А2+А4/2=0,94 ?бп=А1+А3+А5/3=1 К=?п/?бп=0,94 Таблица сведенных результатов
?п=Ап1+Ап2+Ап3+Ап4+Ап5+Ап6+Ап7+Ап8+Ап9+Ап10/10=0,96 ?п=0,96*100%=96% ?бп=Абп1+Абп2+Абп3+Абп4+Абп5+Абп6+Абп7+Абп8+Абп9+Абп10/10=0,98 ?бп=0,98*100%=98% ?=К1+К2+К3+К4+К5+К6+К7+К8+К9+К10=0,97 ?=0,97*100%=97% Далее используем математико-статистические методы для обработки групповых результатов. Полученные эмпирические результаты коэффициента внимания записываем в строчку: 1,01; 0,96; 0,91; 1; 1; 1; 0,97; 0,96; 0,99; 0,94 Число вариант статистической совокупности N=10. Упорядочиваем значения статистической совокупности: 0,91; 0,94; 0,96; 0,96; 0,97; 0,99; 1; 1; 1; 1,01 На основе упорядочивания данных строим график. Эмпирическая кривая распределения Эмпирическую кривую распределения сравниваем с теоретической кривой распределения Гаусса: Сравнение проводим согласно параметрам нормального распределения: Мо, Ме, М(х). М(х) =0,97 Мо=1 Ме=0,96 Мера рассеивания ?=v1/10?(0,91-0,97)?+(0,94-0,97)?+(0,96-0,97)?+(0,96-0,97)?+(0,97-0,97) (0,96-0,97)?+(0,99-0,97)?+(1-0,97)?+(1-0,97)?+(1-0,97)?+(1,01-0,97)?=0,032042 Высчитываем стандартную погрешность среднего значения: ?х=?/v10=0,032042/3,162277=0,01013257 Высчитываем интервал доверия: 0,97+-0,01013257 И интервал значимости: 0,97+-0,03039771 Выводы На основе результатов, полученных в данной группе, можно сделать вывод, что отсутствие отвлекающих факторов в большинстве случаев повышают успешность деятельности (коэффициент точности без помех в среднем по группе изменился на 2% в сторону увеличения). Точно также можно сказать о том, что для данной группы верно то, что наличие отвлекающих факторов снижает успешность деятельности. Есть также и результаты по группе, когда наличие отвлекающих факторов не влияет на успешность деятельности (3 человека: бланки АГ, АД, АЕ), хотя данных одного исследования недостаточно, чтобы говорить об этом как о закономерности (нужна более большая выборка испытуемых, а также повторные корректурные пробы для этих испытуемых, чтобы можно было сделать такой вывод). Также можно сделать вывод о том, что у данной группы испытуемых хорошие показатели концентрации произвольного внимания- способности сохранять сосредоточенность при наличии помех - этим показателям соответсвуют 97% испытуемых в группе. Литература 1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология -- СПб: Издательство «Питер», 2000. 2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. 3. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. 4. Методичні рекомендації та вказівки до вивчення курсу «Експериментальна психологія» для слухачів спеціальності «Психологія». / Укладач: Т.С. Кириленко. - Київ, 2007. 5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. - СПб: Питер, 2000. 6. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006. 7. Психологический практикум «Внимание»: Учеб.- метод. пос. / Сост.: Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид / Под общ. ред. Л.И. Дементий. - Омск: ОмГУ, 2003. 8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2009. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |