|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Индивидуально-психологические различия между людьмиИндивидуально-психологические различия между людьмиВведение Дифференциальная психология - это научная дисциплины, находящаяся на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии. Дифференциальная психология - это раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми. Термин "дифференциальная психология" ввел немецкий психолог В. Штерн в 1900 году. Оформление дифференциальной психологии в отдельную науку стало возможным благодаря внедрению в психологию экспериментального метода (1879 год). Опытное исследование психических явлений ориентировалось первоначально на понятия и методы наук о физическом мире. Поэтому главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. Ее предмет - индивидуальные различия между людьми или группами людей, обьединенных по какому-либо признаку ( либо совокупности признаков). Здесь мы встречаемся еще с одним направлением эволюционной теории. Принцип приспособления к среде был одним из аспектов этой теории, но в ней имелся и другой аспект - принцип естественного отбора, в свою очередь предполагающий действие механизма наследственности. Приспособление вида достигается за счет генетически детерминированыых вариаций индивидуальных форм, образующих вид. 1. Влияние семейной среды на психическое и личностное развитие Семья есть необходимый социальный институт и подчинена тем же законам, что и государство, хозяйство и прочее. Семья очень связана с хозяйственным строением и имеет мало отношения к любви, вернее, имеет отношение к каритативной любви и лишь косвенное отношение к полу. Элементы рабства всегда были в семье, и они не исчезли и до настоящего времени. Семья есть иерархическое учреждение, основанное на господстве и подчинении. В ней социализация любви означает ее подавление. Семья есть структура, состоящая из отношений: доминирования - подчинения (власти), ответственности и эмоциональной близости. Социологические теории семьи, которые создавались советскими учеными, в той или иной степени отражали идеологию и практику государства в отношении семьи. Если дети должны были воспитываться государством (ясли, детский сад, школа, пионерская и комсомольская организация и так далее), то на долю семьи остается лишь бытовая функция. Быт понимался как организация потребления в широком смысле этого слова. Из элементарной производящей ячейки общества, семья превращалась в элементарную потребляющую ячейку общества. А. Г. Харчев [3] считал семью основанной формой социальной общности в сфере быта, "первоэлементом быта", включая в нее не только экономические, но и этические отношения. Он полагал, что "детопроизводство" в интересах функционирования общества является основной функцией семьи. Психологи обращают главное внимание на межличностное общение в семье. Что касается функций, которые выполняет семья, то суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов. Наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А. Н. Елизарова [4] . Анализируя весь список "функций семьи", он приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя "семья", порождает и воспитывает детей. Общение с детьми является главным среди форм досуга. Наличие детей положительно влияет на соматическое и психическое здоровье родителей, увеличивается время их жизни, повышается стойкость по отношению к стрессам. Даже одинокие матери счастливы, что имеют ребенка (75%), и лишь 8 % отрицательно относятся к нему. Ребенок лишается одного родителя. Если это происходит рано, он не успевает осознать и пережить потерю, но его судьба меняет направление. В первое время жизни чрезвычайно важна роль матери. Мать удовлетворяет первичные потребности ребенка, ласкает его, стимулирует, общается с ним, дает ощущение защищенности, эмоционального тепла и уюта. Отец выступает в качестве авторитетного социального образца, примера поведения, его наличие в семье придает ребенку уверенность и самостоятельность в принятии решений. Дети, лишившиеся одного или обеих родителей в результате распада семьи, медленнее развиваются, чаще болеют соматическими и психическими заболеваниями. В раннем детстве мать удовлетворяет основные потребности ребенка, поэтому ее смерть или уход из семьи вызывает кризис доверия к окружающему миру, ощущение заброшенности, состояние тревоги. Самое главное - мужчина вводит ребенка в общество. Профессия отца является основой экономического и социального статуса семьи. Отчим и дедушка не могут полностью заменить отсутствие отца. Старшие и младшие братья и сестры оказывают не меньшее влияние на психическое развитие ребенка. Дети разведенных родителей находятся в более благоприятной социально-психологической ситуации, чем дети матерей-одиночек или дети из семей, где умер один из родителей. Дети из разведенных семей чаще бывают нелюдимыми, боязливыми; они агрессивны и склонны к ссорам, неаккуратны и недисциплинированны, склонны "витать в облаках" и плохо учатся. Недоверие и страх по отношению к окружающим они испытывают, поскольку у них нет психологической поддержки со стороны отца. Но нет хуже, если ребенок нежеланный у матери-одиночки; мать испытывает к такому ребенку двойственные чувства: с ондой стороны, это ее ребенок и она - мать, с другой стороны, ребенок - помеха в ее жизни. Психологи выявили, что матери чаще видят в своем ребенке плохие черты характера, чем хорошие. Эти дети хуже общаются со сверстниками, хуже успевают, они чаще имеют низкий статус в группе, не умеют преодолевать стрессовые ситуации. Чаще всего отец в семье выступает образцом интелектуальной и профессиональной успешности. Однако главный вклад в общее интелектуальное развитие детей вносит так называемый климат семьи. Дети из многочисленных семей показывают более низкие результаты почти по всем интелектуальным тестам, чем дети, где было 1-2 ребенка. Наблюдается и другой эффект: зависимость уровня интелекта от порядка рождения. У детей, родившихся позже, уровень интелекта ниже, чем у старших братьев и сестер. Дети из многодетных семей отстают в школьной успеваемости, у них хуже развиты навыки чтения, они делают больше ошибок в вычислениях, хуже решают творческие задачи. Чем меньше размер семьи, тем больше вероятности, что дети будут учится на четверки, пятерки. Разница в возрасте между детьми - фактор менее значимый, чем порядок рождения детей и размер семьи. Наилучший интервал рождения детей 6-7 лет. Если эмоционально близкий родитель влияет на уровень интелекта ребенка, общаясь с ним, то их интелектуальные уровни должны сближаться. Проще говоря, уровень интелекта родителя должен быть ближе к уровню интелекта того из родителей, которые ему более эмоционально близок и с которым он чаще и интенсивнее общается. Дискомфорт в супружеских отношениях приводит к замедлению развития ребенка (не только личностного, но и интелектуального). Отношения между родителями особенно сильно влияет на умственное развитие детей от 3 до 4 лет. Оказывание эмоциональной поддержки детям в ходе выполнения ими интелектуальной деятельности приводит к максимальному эффекту, а влияние контроля приводит к уменьшению эффекта. 2. Мужская и женская сексуальность Для повышения сексуальности человека прежде всего следует охарактеризовать его общественную сущность с позицией современной науки. В связи с этим напомним, что человек проложил себе путь из мира животным трудом в коллективе и что биологические закономерности продолжают в нем действовать. Истоки сексуальности восходят к самим ранним формам существования живой материи, характерной особенностью которой является постоянный обмен веществ с окружающей средой. Постоянное взаимодействие живой материи с окружающей средой привело к развитию многоклеточных живых организмов,определенные клетки которых - зародышевые клетки (гаметы) - хранители наследственной информации. Человек управляет сексуальным вожделением более или менее осознанно придавая ему тем самым индивидуальный характер. Половая потребность, развившаяся в любовь, сопровождается чувством восторга, заботы, симпатии, умиления и многими другими эмоциями, пронизывающими все наше существо. В интимных отношениях отражаются путем воспитания (или, наоборот, не получавшие должного развития) качественные категории человеческого, а следовательно, социального способа существования. Ключ к пониманию культурно-духовных влияний на сексуальное поведение мужчины и женщины в уровне развития общественной формации. В сознании многих людей понятие нравственности, морали ассоциируется только с сексуальным поведением. Сексуальность женщины больше, чем сексуальность мужчины слита с ее личностью. Из числа опрошенных 81 % женщин и только 49 % мужчин отметили, что общение с нелюбимым человеком не приносит удовольсвия. На мужчину формы тела при выборе партнерши оказывает большее влияние, чем на женщину; для женщины большее значение имеют личность и особые черты характера мужчины. Большинство женщин интересуются сексуальными отношениями меньше, чем мужчины. Стремление к прочной связи и созданию семьи у женщины также выражено сильнее и имеет большее значение. Смена партнера и неверность у них встречается реже. Женщина жаждет внимания и нежности. В браке важной частью ее половой удовлетворенности являются согласие и взаимопонимание. Мужчина гораздо чаще берет на себя активную и ведущую роль при выборе партнера, установлении сексуальных контактов, затем и при пробуждении к половому сношению, при его подготовке и осуществлении. Женщина же предпочитает, чтобы ею руководили, но в этом предоставлении ведущей роли другому нет пассивности. Склонность женщин к сексуальной активности только по отношению к любимому партнеру можно, очевидно, объяснить, почему многие их них легко соблюдают супружескую верность даже при длительном отсутствии мужа. Женщина возбуждается только преимущественно только сексуальной активностью мужчины. Женщины желают разнообразных и продолжительных ласк определенного партнера; мужчины часто не справляются с этим требованием и поэтому меняют способ удовлетворения или партнершу. Сексуальное общение может привести к глубокому удовлетворению и гармонии, если оно не тормозит развития личности какого-либо из партнеров. С первого дня жизни человек - это существо определенного пола. Родители и воспитатели формируют у ребенка стиль поведения, соответствующий полу и содействующий его социальной адаптации. Одеждой и выбором игрушек родители также способствуют формированию специфических в половом отношении черт. Итак, насколько родители, следуя социальным привычкам, воспитывая ребенка, готовя его к жизни, учитывая его пол, настолько же неудовлетворительно знакомят его с половыми различиями между мужчиной и женщиной. Предоставленные самим себе, опираясь на собственные наблюдения, они вынуждены самостоятельно познавать различия между мальчиком и девочкой, женщиной и мужчиной. В первые годы жизни дети охотно играют с собственными руками, ногами, гениталиями; девочки, подражая матерям, пользуются косметикой и прочее. Неверно усматривать в этом сексуальные мотивы. Позднее внимание детей переключается с собственного тела на другие предметы окружающего мира. До 10-11 лет интересы детей в половом отношении относительно нейтральны. В этот период половые органы растут незначительно. Для периода полового созревания характерно уже осознанное понимание физической и психической принадлежности к определенному полу. Жизнь, заполненная только сексуальностью, настолько же неудачна, насколько она несовершенна при полном ее отсутствии. Гармоничный половой союз нельзя рассматривать как подарок. Он ставит перед партнерами постоянные задачи, решения которых зависит от воспитания, общества и, конечно же, от тех людей, которые вместе хотят быть счастливы. Удается им это легче, чем ближе они друг другу и во всех остальных сферах жизни, чем больше уважают и любят друг друга. Таким образом, в сексуальность привносится культура, и она помогает человеку быть счастливее. 3. Методика влияния перспективной жизненной стратегии Сейчас уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интересу к предмету, осознанность выбора профессии и другое), и школьник или студент добивается больших успехов. Однако дело не в том, что способности и мотивация находятся в динамическом единстве, и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы, так или иначе проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в отбор первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании "отличников" и "троечников" начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конкретными целями обучения. Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе начального профессионального образования и в высшей школе, полностью подтверждают это положение. Комплексные исследования, посвященные проблеме отчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что причина не только в трудности усвоения указанных дисциплин. Огромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажется, что успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации. Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии и плохо связано со способностями овладению ею. Другой фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для него работа по специальности. Ожидание и поиск творческих элементов в будущей профессии порождает особое отношение к ней, существенно влияют на ее выбор. Приобретает ли профессиональная деятельность оттенок творчества, во многом зависит от самой личности. Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватноговыбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Под мотивом обычно понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В каченстве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их разнообразии: от виртуальных, биологических до высших социальных. 4. Подход к интеллекту Три аспекта интеллекта. В теоретическом плане наиболее последовательную позицию здесь занимает Г. Айзенк [10]. Он выделяет три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Первый из них представляет собой генетически детерминированную биологическую базу когнитивного функционирования и всех его индивидуальных различий. Биологический интеллект, возникая на основе нейрофизиологических и биохимических факторов, непосредственно связан с деятельностью коры больших полушарий. Психиметрический интеллект измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интелекта, так и от социокультурных факторов. Социальный интелект представляет собой интелектуальные способности, проявляющиеся в повседневной жизни. Он зависит от психометрического интеллекта, а также от личностных особенностей, обучения, социо-экономического статуса. Концепция Айзенка в значительной мере опирается на труды предшественников. Представления о существовании физиологических факторов, определяющих индивидуальные различия в умственной деятельности людей, имеют достаточно длительную историю изучения. Кроме временных характеристик, для сопоставления с показателями IQ привлекаются и многие другие параметры: различные варианты амплитудных оценок, вариативность, ассиметрия. Иследование мозга людей, которые обладали выдающимися способностями, демонстрирует связь между спецификой их одаренности и морфологоческими особенностями мозга, в первую очередь размерами нейронов в так называемом рецептивном слое коры. Аналих мозга показал, что именнов тех областях, где следовало ожидать максимальных изменений рецептивный слой коры был в два раза толще обычного. Исходно предполагалось, что условием высоких достижений в умственной деятельности является преимущественное развитие функций доминантного левого полушария, однако в настоящее время все большее значение в этом плане придается функциям субдоминантного правого полушария. Чем больше праворукий человек использует возможности своего субдоминантного правого полушария, тем больше он способен одновременно обдумывать разные вопросы; привлекать больше ресурсов для решения интересующей проблемы; одновременно сравнивать и противопоставлять свойства обьектов, вычленяемые познавательными стратегиями каждого из полушарий. 5. Роль наследственности в жизни человека Психогенетика - это область знаний, находящаяся на пересечении генетики и психофизиологии и изучающая взаимодействие генетических ( наследственных) и средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических, психофизиологических и некоторых поведенческих свойств личности. Феномену наследственности неизменно сопутствует феномен изменчивости, отражающий индивидуальные, семейные и иные различия между особями одного вида. Человеческое разнообразие появляется появление с двойной детеринацией последовательных признаков. В период развития человеческого плода, речь может идти, лишь о специфики органических расхождений. Многие физические расхождения создают основу для личности. Фенотип - это совокупность внешних и внутренних организмов. Фенотип является результатом взаимодействия генотипа и условий окружающей среды. Генотип - это совокупность генов организма. Высказать предположение о своем генотипе можно, если узнать свою родословную и какие признаки определяются доминантно, а также рецессивно. Более точно можно сказать, если привлечь к анализу фенотипы родителей. Зная генетическую природу признака, фенотип родителей и детей, можно определить генотип. Отличие наследственных признаков, но и у потомков одной родительской пары. Отличие наследственных признаков имеет большее значение в процессе борьбы за существование. У человека типы наследованиях признаков устанавливаются при изучении семейных родословных с помощью клинико-генеалогического метода. Для определения характерна наследственности того или иного заболевания необходимо ответить на вопросы: проявляется ли данный признак в каждом поколении, с одинаковой ли частотой данная болезнь встречается у мужчин и у женщин и Вывод: Опытное исследование психических явлений ориентировалось первоначально на понятия и методы наук о физическом мире. Поэтому главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. Между тем с древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличаются один индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого жизненно важного вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания - дифференциальной психологии. Ее предмет - индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку (либо совокупности признаков). |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |