|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Комплексное исследование профессионально важных качеств и свойств личности работника коррекционной школыКомплексное исследование профессионально важных качеств и свойств личности работника коррекционной школы15 Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «Хакасский государственный университет им. Катанова». МПСИ Кафедра психологии 030301 - Психология Отчет по производственной практике Выполнила: студентка 4 курса группа П - 03 Овчаренко Т. В. Проверила: Гусева Т.Б. Минусинск 2007 Содержание 1. Краткие сведения и информация об учреждении 2. План работы 3. Отзыв руководителя базы практики относительно деятельности студента - практиканта 4. Обоснование проведения исследовательской работы студента - практиканта 5. Исследовательский отчет 6. Приложения 1. Краткие сведения и информация об учреждении КГОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Минусинская коррекционная (специальная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонением в развитии 8 вида» №8 по основным общеобразовательным программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. Наполняемость: 120 человек. Численность педагогического персонала: 70 человек. Тема работы школы - интернат: Личностно - ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе - основа успешной самореализации выпускников в социальном включении. Задачи: 1. Реализация комплексной медико-социальной и психолого-педагогической поддержки, коррекции и реабилитации, адекватной возможностям ребенка. 2. Создание условий по реализации образовательной программы школы с целью получения качественного образования. 3. Гуманизация всей системы образования, культурного и свободного общения, педагогического сотрудничества посредством использования новых технологий, активных форм и методов обучения и воспитания в соответствии с личностно - ориениторвочной моделью образования. 4. Формирование здорового образа жизни, посредством создания адаптивной образовательной сферы. 5. Развитие профессиональных и трудовых умений и навыков учащихся, формирование у них коммуникативных навыков. 6. Усиление роли искусства в содержании образования и эстетического воспитания с позиции личностно-ориентировочного подхода посредством организации внеучебного воспитательского процесса. 2. План работы 1 неделя- Знакомство с внутренним распорядком учреждения, изучение системы психологической работы учреждения, знакомство с потребностями организации, спецификой производства, знакомство с трудовым коллективом, изучение документации. Составление плана проведения исследования личности профессионала, подбор адекватных цели исследования методик, тщательный их анализ с точки зрения соответствия между собой и соответствия поставленной задаче, обоснование комплекса методических приемов изучения личности человека как профессионала, а именно: состояния устойчивых свойств личности, профессиональных способностей и мотивационной направленности личности человека. Подготовка к проведению исследования. 2 и 3 недели - определение профессионально важных качеств и свойств личности работника (с использованием подготовленного ранее комплекса методик). Характеристика на студентку - практикантку 4 курса ХГУ им. Н.Ф. Катанова МПСИ Кафедры психологии 030301 - Психология Овчаренко Татьяну Викторовну. Овчаренко Татьяна Викторовна находилась на производственной практике в КГОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Минусинская коррекционная (специальная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонением в развитии 8 вида» №8 по основным общеобразовательным программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. В процессе прохождения практики студентка Овчаренко Татьяна Викторовна ознакомилась с материально - экономической базой школы - интерната, со спецификой работы отделения медико - психолого-педагогической помощи, дифференцированной работой с воспитанниками и педагогами, с нормативно - правовой базой и учетно-отчетной документацией, а также с внутренним распорядком учреждения. Овчаренко Татьяна Викторовна проводила комплексную диагностику педагогов, принятых на работу в школу - интернат на должность «Воспитатель», при этом умело устанавливала контакт с коллегами - психологами и другими специалистами учреждения. Выбрав диагностический комплекс методик, Татьяна Викторовна грамотно провела психодиагностическое исследование, затем корректно предоставила результаты испытуемым в индивидуальной беседе. Теоретические знания, умение организовывать, найти подход к каждому человеку позволило Овчаренко Татьяне Викторовне принимать участие в организации и проведении тренинговых занятий совместно с педагогом - психологом школы - интерната. Также Татьяна Викторовна присутствовала на консультациях и коррекционных занятиях с воспитанниками и педагогами школы - интерната. Данные мероприятия позволили Татьяне Викторовне повысить свой профессиональный уровень и компетентность в данной области работы. Студентка Овчаренко Татьяна Викторовна к работе походит серьезно, с должной ответственностью. Она владеет основами знаний социальной, возрастной и семейной психологии и педагогики. Поставленные цели и задачи производственной практики Овчаренко Татьяной Викторовной были реализованы полностью. Педагог - психолог Кривоносов Р.М. 3. Обоснование проведения исследовательской работы студента - практиканта Студентка Овчаренко Татьяна Викторовна проводила комплексную диагностику педагогов, принятых на работу в школу - интернат на должность «Воспитатель» для изучения и оценки особенностей внимания, памяти, мышления, а также для изучения характера, направленности и мотивационной сферы личности. Для проведения исследовательской работы были применены следующие диагностики: 1. «Корректурная проба» (тест Бурдона). Методика позволяет исследовать степень концентрации и устойчивости внимания. 2. «Оперативная память». Методика предназначена для оценки оперативной памяти. 3. «Выявление общих понятий». Методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации. «Тест руки («Hand test») - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия. Ответы разносятся по 11 категориям: агрессия, указания, страх, привязанность, коммуникация, зависимость, эксгибиционизм, увечность, активная безличность, пассивная безличность. «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. 6. «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО). Методика разработана Е.А. Климовым и предназначена для выявления склонности к тому или иному типу профессии в соответствии с разработанной им классификацией типов. Исследовательский отчет Испытуемый: З.Е.К. Пол: женский. Возраст: 30 лет. Профессиональная деятельность: педагог. По смысловому ряду показателей у испытуемого обнаруживается конформное мышление, сочетающееся с расширенным объемом. Также наблюдается четко выраженное конкретно ситуативное мышление, преобладающее над абстрактным. Уровень оперативной памяти - выше среднего, объем и концентрация внимания - выше нормы. Устойчивость внимания в процессе работы нарастает, что свидетельствует о низкой утомляемости. Энергетический потенциал, психическая активность испытуемого имеет средний диапазон. Коммуникативный признак имеет высокий показатель, но при этом большая коммуникация носит официальный, формальный характер. У испытуемого сильно развито чувство социальной ответственности. Он не нуждается в помощи и поддержки других людей. За свои действия он берет ответственность на себя. Уровень тревожности низкий, это эмоционально устойчивый человек. У испытуемого преобладает властно - лидирующий тип межличностного отношения, граничащий с прямолинейным - агрессивным типом. Это характеризуется: оптимистичностью, быстротой реакции, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, гомономностью (т.е. ориентацией в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних средовых факторов), экстравертированностью; поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это реагирование по типу «здесь и сейчас»; выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинить своей воли других. Наряду с этим наблюдается: ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении целей, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт в состоянии эмоциональной захваченности, повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критики в свой адрес, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость. При сопоставлении «Я - реального» и «Я - идеального» испытуемого не наблюдается недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако проявляется тенденция к соответствию социальным нормам поведения, склонности к идеализации гармонии межличностных отношений. Испытуемый - человек художественного типа. У него развита мечтательность, воображение и творчество, при этом присутствует некоторая неврастения. По классификации типов профессий испытуемому свойственны типы «Человек - человек» (все профессии, связанные с обслуживание людей, с общением) и «Человек - художественный образ» (все творческие специальности). Испытуемый: П.О.А. Пол: женский. Возраст: 27 лет. Профессиональная деятельность: педагог. По смысловому ряду показателей у испытуемого обнаруживается конформное мышление, сочетающееся с расширенным объемом. Также наблюдается четко выраженное конкретно ситуативное мышление, преобладающее над абстрактным. Уровень оперативной памяти - средний, объем и концентрация внимания - выше нормы. Устойчивость внимания в процессе работы нарастает, что свидетельствует о низкой утомляемости. Энергетический потенциал, психическая активность испытуемого имеет высокий диапазон. Коммуникативный признак имеет высокий показатель. У испытуемого отсутствует потребность в помощи и поддержки со стороны других людей. Он готов нести ответственность за свои действия, однако он не хочет нести ответственности за действия социума. В поведении испытуемого больше всего преобладает описание своего настроения. Присутствует некоторая агрессивность и директивность (влияние на поведение других людей). Вместе с эти у него хорошо развита эмпатия. К окружающему миру испытуемый плохо приспосабливается, при этом, не проявляя своего агрессивного поведения. У него наблюдаются истероидные черты личности, желание быть в центре событий и «тянуть одеяло на себя». У испытуемого преобладает недоверчиво - скептический тип межличностных отношений, граничащий с прямолинейным - агрессивным типом. Это характеризуется: обособленностью, замкнутостью, ригидностью установок, критическим настроениям к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенностью своей позицией в микрогруппе, подозрительностью, сверхчувствительностью, к критическим замечанием в свой адрес, неконформностью своих суждений и поступков, склонностью к построению ригидных и сверхумных заключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих лиц, опережающей враждебностью в высказываниях и поведении, которая оправдывается априорной уверенностью в людской недоброте. Присутствует: сниженное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, которая может быть не явной и аккумулируется, создавая тем самым повышенную напряженность и способствуя нарастающей отторженности. Наряду с этим наблюдается: упорство в достижении целей, повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках. При сопоставлении «Я - реального» и «Я - идеального» испытуемого выявилось наличие тяготения межличностным конфликтом и отчасти склонность самокритично оценивать свою роль в создавшейся ситуации, стремясь в идеале быть доброжелательным и конгруэнтным с окружающими его людьми. В своих актуальных желаниях и потребностях он хочет иметь открытые «правильные» отношения. Испытуемый - человек художественного типа. Он склонен к раздумыванию, осмысливанию, переживанию вместо делания чего-либо. Имеет очень высокий процент наличия неврастении, психопатологии. По классификации типов профессий испытуемому свойственны типы «Человек - знак» (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и «Человек - человек» (все профессии, связанные с обслуживание людей, с общением). Испытуемый: О.М.М. Пол: женский. Возраст: 45 лет. Профессиональная деятельность: педагог. По смысловому ряду показателей у испытуемого обнаруживается конформное мышление, сочетающееся с расширенным объемом. Также наблюдается четко выраженное конкретно ситуативное мышление, преобладающее над абстрактным. Уровень оперативной памяти - выше среднего. Распределение и переключение внимания имеют среднюю оценку. Наблюдается некоторая истощаемость устойчивости внимания в середине работы, однако к завершению работы «кривая устойчивости внимания» идет вверх. Энергетический потенциал, психическая активность испытуемого имеет средний диапазон. Это очень коммуникабельный человек, в его отношениях с другими людьми нет формализма. В поведении присутствует некоторая агрессивность, однако она не носит открытый характер. Испытуемый старается сдерживать ее и не направлять на других людей. Это эмоционально «теплый» человек, у него очень хорошо развита эмпатия, при этом эмоциональность имеет низкий уровень. Он готов приспосабливаться к окружающему миру и стремится считаться с другими людьми. У испытуемого развито чувство социальной ответственности, присутствует потребность в помощи и поддержки со стороны других людей. Человек очень хорошо приспосабливается к социальному окружению, старается быть от него зависимым в своих желаниях и потребностях, стремится активно участвовать в жизни коллектива, отводит этому много своего времени и очень сопереживает всему происходящему в коллективе. У испытуемого преобладает ответственно - великодушный тип межличностного взаимодействия, граничащий с покорно - застенчивым типом. Это характеризуется: выраженными потребностями соответствовать социальным нормам поведения, склонностью к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтации в проявлении своих убеждений, выраженной эмоциональной вовлеченностью, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется. У испытуемого имеется художественный тип восприятия и переработки информации, стиль мышления целостный, образный. Наблюдается легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, стремлении к деятельности, полезной для всех людей, проявление милосердия, благотворительности, миссионерский склад личности. Артистичен. Имеется потребность производить приятное впечатление, нравится окружающим. Проблема подавленной враждебности, вызывает повышенную напряженность, склонность к психосоматическим заболеваниям, вегетативный дисбаланс как результат блокирования поведенческих реакций. Наряду с этим наблюдаются такие личностные характеристики, как интровертированность, щепетильность в вопросах морали и совести, подчиняемость, неуверенность в себе, повышенная склонность к рефлексии, с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения, повышенное чувство ответственности, аккуратность и исполнительность в работе. При сопоставлении «Я - реального» и «Я - идеального» испытуемого выявилось, что он считает себя избыточно пассивным, застенчивым и робким в межличностных отношениях, у него имеется желание избавиться от этих свойств, быть более уверенным в себе. Испытуемый - человек художественного типа. Он склонен к раздумыванию, осмысливанию, переживанию. У него развито воображение и творческое мышление, также присутствует мечтательность. По классификации типов профессий испытуемому свойственен тип «Человек - человек» (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением). |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |