|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Личностное развитие в родительствеЛичностное развитие в родительстве31 Кафедра общей психологии Курсовая работа Личностное развитие в родительстве Москва, 2009 г. Оглавление
материнство как часть личностной сферы женщины. - Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. дис…канд. психол. наук. - Казань: Изд-во КГТУ, 2004. - 22 с.Материнство - это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие "нормы материнского отношения" не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.В психологических исследованиях феномена материнства существует много направлений, которые можно объединить следующим образом.Феноменологическое. - Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М.: Наука, 1988. Выделяются и подробно описываются функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий и т.п. Популярным является выделение типов и стилей материнского поведения, отношения, позиции и т.п. Именно в этих исследованиях наиболее ярко проявляется ориентация на возрастные особенности ребенка (и периода материнства), в зависимости от чего выделяются (и объясняются) особенности матери. Поэтому целесообразно проанализировать такие работы по критерию периода материнства, соотносимого с возрастом ребенка.Беременность. С позиций анализа беременности как условия развития ребенка исследуются особенности психического состояния женщины в беременности, влияющие на развитие ребенка. В первую очередь это наличие стрессов, депрессивных состояний, психопатологических особенностей, их возникновение и обострение в различные периоды беременности.Материнство как часть личностной сферы женщины. В современной психологии личности и психотерапевтически ориентированных направлениях материнство изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью, как стадия личностной и половой идентификации (P. M Shereshefsky and L. J. Yarrow, G. Bohein and B. Hegekull, M. J. Gerson at all, W. B.miller и др.). Во всех этих случаях выделяются отдельные стороны материнства или отдельные его функции. В рамках этого направления можно выделить следующие аспекты.Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации. В исследованиях этого направления материнство анализируется с точки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла (в отличие от других периодов жизни) и т.п. Такие исследования проводятся в рамках различных психологических подходов (психоанализ, гуманистическая психология, другие личностные подходы, психиатрия, психофизиология, этология, кросскультурные исследования, сравнительная психология и т.д.) с использованием различных методов (опросники, интервью, беседа, психофизиологические и проективные методы, наблюдение и т.д.).Одной из наиболее важных фаз считается беременность, которая рассматривается как критический период жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации. В работах, посвященных этой проблеме, беременность понимается как острый переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беременности существенно изменяется сознание женщины и ее взаимоотношения с миром. Особенно стрессовой является первая беременность, так как она означает окончание независимого первично целостного существования и начало "безвозвратных" материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становится связанным с запросами беспомощного и зависимого существа. Ее можно считать критической точкой в развитии женской идентичности. В этот период актуализируются неизжитые детские психологические проблемы, личностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей матерью, в переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности.Исследователи разных направлений в основном выделяют три этапа в развитии беременности. - Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.Первый относится к началу беременности.Второй обычно совпадает с началом шевелений.Третий является заключительной фазой подготовки к родам и захватывает ближайший послеродовой период.В рамках трансперсонального подхода рассматривается актуализация в беременности своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью, в первую очередь - эмоциональной конфронтации, проблемы идентификации с ключевой личностью, перенос на ребенка функций объекта влечения, объекта привязанности и т.п., выделяется типология отношения к беременности по критерию сознательного - бессознательного принятия - отвержения.В результате успешного завершения этого перехода женщина достигает внутренней и внешней интегрированности и обретает новый социальный статус.1.5 Особенности влияния личностной зрелости родителей на воспитание ребенка и ребенка на личностное развитие и зрелость родителейСогласно общепринятым представлениям, зрелость - это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами от 23-25 до 55-60 лет (Хухлаева О. В) и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.По мнению О.В. Хухлаевой, основное новообразование этого периода - достижение личностной зрелости. Содержание этого понятия часто используется в психологии, но несколько по-разному понимается.А.А. Реан (2004) отмечает, что можно с достаточным основанием полагать, что самым сложным и наименее исследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. Он выделяет: индивидную зрелость, личностную зрелость, зрелость субъекта деятельности и индивидуальности. А в качестве критериев рассматривает развитие личности в период взрослости ответственность, терпимость (толерантность), саморазвитие и позитивное социальное мышление.Согласно Д.А. Леонтьеву, основной критерий личностной зрелости - это "умение осуществлять свою жизненную стратегию, а не колебаться под ветрами стимулов. Покой и воля - это и есть формула личностной зрелости".Кантор и Циркель принимают за критерии личностного развития в период взрослости выполнение жизненных задач, возникающих в общественной жизни, просоциальное поведение, интимные отношения и родительство, с ними согласен П. Хейманс.В. Франкл и Э. Фромм выделяют в качестве важнейших критериев любовь, ответственность, заботу, уважение, знание, духовность и свободу, Э. Эриксон - достижение интимности, продуктивность, связь поколений и просоциальное поведение. Данная точка зрения поддерживается Г.С. Абрамовой, которая выделяет в данном возрасте следующие задачи - построение интимных отношений, просоциальное поведение и выполнение родительской функции.И именно родительство позволяет решить не только социальные, но и экзистенциальные задачи, являясь одной из важнейших задач развития в данный период. Оно связано с просоциальным поведением и ответственностью, толерантностью и заботой, невозможностью без любви к другому человеку, ребенку, позволяет достичь продуктивности, кроме того, является реализацией потребностей человека.Варга А.Я. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук/ МГУ, М., 1986. были условно выделены семь вариантов родительского стиля:1. Строгий - родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свое мнение, систему требований и готовые решения ребенку. Родитель жестко направляет ребенка по пути социальных успехов и достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Ребенок представляется родителю недостаточно зрелым, неспособным принимать самостоятельные решения, его мнение редко учитывается родителем. Данный стиль в целом соответствует авторитарному стилю, неоднократно описанному в мировой психологической литературе.2. Объяснительный - родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению. По мнению родителя, ребенок достаточно развит и способен уловить причинно-следственные связи между явлениями, на основе которых родитель строит свои объяснения3. Автономный - родитель позволяет ребенку самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляет ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости. Родитель спокойно относится к нарушениям правил и дисциплины ребенком, возлагая всю ответственность за совершенное ребенком на него же самого. Предполагается, что ребенок сам должен испытать все на собственном опыте.4. Компромиссный - для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребенком непривлекательного или необходимого для него действия, либо предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, его слабостях и сильных сторонах, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.5. Содействующий - родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в его потребностях, интересах, проблемах и конфликтах, стремится помочь ребенку, разделить с ним его трудности.6. Потакающий - полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом. Родитель готов предпринять любые действия, даже если это может принести какой-либо вред или ущерб ему, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка.7. Ситуативный - родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительская стратегия складывается каждый раз заново из множества факторов: состояния ребенка, его точки зрения, его интересов на данный момент, своего собственного родительского состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации, в которой они находятся.Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребенка своеобразным "жизненно важным витамином", дающим ощущение защищенности, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.Ограниченность эмоционального общения и активного доброжелательного внимания со стороны близких взрослых приводит к появлению у ребенка невротизма, тревожности. М.И. Лисина Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.- Воронеж, 1997. пишет, что "атмосфера общения с близкими людьми в семье во многом определяет особенности социабильности и контактности ребенка".Нарушение эмоционального контакта ребенка с родителями представляет для него сильный психотравмирующий фактор. Наличие полноценных контактов ребенка с родителями, активная и тактичная забота о малыше, чувство безопасности способствуют, с одной стороны, развитию у маленького человека, так называемого базового доверия к миру, а с другой - повышению у него конструктивной активности в освоении окружающего мира. Колосова С. Истоки детской агрессии// Школьный психолог. - 2000. -№12. Теплые тесные связи ребенка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребенок) способствует развитию у него гуманного отношения к другим.1.6 Отношения между супругами на фоне родительстваС появлением в семье ребёнка появляются и новые внутрисемейные роли - роли родителей, отца и матери. Каждый член семьи переживает этот процесс по-своему. Чувства, которые испытывают супруги, различны: от страха и беспомощности до радости и ответственности. Это зависит не только от личностных особенностей и возраста родителей, но и от пола. Мать и отец не всегда одинаково переживают момент рождения ребёнка, их ожидания в отношении новой роли, нового родного человека, друг друга не всегда оправдываются, взгляд на новую ситуацию различен, различно и её понимание. В связи с этим ухудшается взаимопонимание супругов. Таким образом, ребёнок, который, по мнению некоторых женщин, должен был бы "привязать" мужа к жене, скрепить семью, становится почвой для разногласий, причиной для обнаружения у своей второй половины новых характерологических, не всегда приятных особенностей.Зачастую отец не чувствует новой роли, стесняется или просто боится её, не чувствует ответственности и не осознаёт новых обязанностей. Часто его жена требует слишком многого и её ожидания не соответствуют возможностям её мужа. Тем не менее, существует печальная статистика, по которой немалая часть разводов происходит сразу после или от 1 до 3 лет после рождения ребёнка, что не может не сказаться негативно на личности ребёнка. В такой ситуации супруги считают, что именно ребёнок является причиной их раздора: новые обязанности, не совпавшие ожидания, тяжесть принятия новой роли и как следствие разочарование, непонимание, взаимные обвинения и упрёки.Возможно, это происходит из-за того, что именно рождение ребёнка приходится на кризисные моменты жизненного цикла семьи. Супруги оказываются не в силах справиться с кризисом, происходящим в их взаимоотношениях, и с новыми обстоятельствами. Также одной из скрытых причин может стать и то, что феномен отцовства социален по своей сущности и не имеет столь сильной биологической основы, как материнство. Отец не имеет той связи с ребёнком, какую имеет мать. У отца нет прямых доказательств о том, что именно он отец данного ребёнка, он не может почувствовать это.Взгляд на роль отца в семье различен и зависит от условий меняющегося общества. В процессе общественного развития роль отца изменяется в соответствии с нормами и принципами социума от сверхдоминантной до пассивной или даже рудиментарной (отец необходим лишь для воспроизводства, но не воспитания). Взгляд на мать в обществе практически всегда остаётся неизменным, её значимость не преувеличивается и не преуменьшается, меняться может лишь её роль в конкретной семье, но не представление о матери в общем.Также есть и другой один фактор: чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Ещё Аристотель утверждал, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями. Мужчине необходимо время, чтобы ощутить, почувствовать себя в новой роли, осмыслить ситуацию. Тем более ребёнок не сразу бегает, говорит, всё умеет. Чувство отцовства возрастает по мере взросления ребёнка.Становление характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, функций, распределений ответственности, обязанностей. Сначала это согласование происходит на теоретическом уровне, а с появлением ребёнка начинает реализоваться на практике.Развитая форма родительства характеризуется устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве. На стадии развитой формы родительство включает в себя:1. Родительские ценности (особенности семейных ценностей состоят в том, что они представляют сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений; они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения)2. Установки и ожидания (родительские установки ожидания включают в себя три уровня презентации: репродуктивные установки, установки и ожидания в детско-родительских отношениях, а также установки и ожидания в отношении образа собственного ребёнка. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Гардарики, 2002 По мнению Мэш Э., Вольфа Д., Мэин Э. Вольф Д. Нарушение психики ребенка. - СПб., 2003. родительские установки зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или иная семья. Именно все эти факторы во многом определяют особенности родительского поведения)3. Родительское отношение (это относительно устойчивое явление, включающее в себя альтернативные элементы эмоционально - ценностного отношения и способного изменяться в определённых пределах. Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребёнком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. По утверждению Варга А. Я., Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук/ МГУ, М., 1986. тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка)4. Родительские чувства (это значимая группа чувств, занимающих особое место в жизни человека, они противоречивы, реализуются в родительском отношении и родительских позициях)5. Родительские позиции (представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребёнком, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребёнка; они реализуются в подвижных коммуникативных позициях)6. Родительскую ответственность (это ответственность перед социумом и своей совестью; она возникает в контроле своего поведения и семейной ситуации; характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании)7. Стиль семейного воспитания (является выразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его проявления наиболее очевидны. Стиль семейного воспитания намного обширнее, чем другие компоненты родительства) Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Гардарики, 2002.Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.ЗаключениеТаким образом, психология внутрисемейных взаимоотношений непосредственно сопряжена с психологическими проблемами развития каждого из составляющих семью индивидов, являясь не только персонализированным детством, но и персонализированной зрелостью, старостью, - все этапы жизненного пути человека, все самые острые экзистенциальные проблемы человечества в том или ином виде представлены в психологии внутрисемейных взаимоотношений уже потому, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития каждого человеческого индивида, а личностное и социальное представлены здесь в сложных, противоречивых взаимоотношениях.В своей курсовой работе я постаралась раскрыть понятие "родительство", понимая под ним социально-психологический феномен, который представляет собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, а также представлений и убеждений относительно себя как родителя, которая реализуется во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Одним из важных составляющих личностного развития в родительстве является готовность к нему как женщины, так и мужчины. Родительство - это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей.Отцовство и материнство определили как сложное интегральное психологическое новообразование, а так же рассмотрели положительные и отрицательные моменты в развитии отношений между супругами на фоне их родительства, а также влияние личностной зрелости родителей на воспитание ребенка и наоборот, роль ребенка на личностное развитие родителей. Взрослый в своем взаимодействии с ребенком способствует его психическому, личностному развитию. Он, во-первых, обеспечивает благоприятные условия для формирования принципиальных личностных черт, во-вторых, влияет на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний, в-третьих, влияет на формирование мотивационной сферы и ценностных ориентаций. И наоборот, появление ребенка в семье оказывает большой вклад на личностное развитие и зрелость родителей. А все это способствует личностному развитию самих родителей в своем родительстве.Список использованной литературы1. Алфеева Е.В. Особенности работы психолога с семьёй. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002. 3. Бодалёв А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. - М., 1989. 4. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Родительство в контексте личной зрелости // Семейная психология и семейная терапия. - 2008. - № 4. - С.41-57. 5. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук/ МГУ, М., 1986. 6. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 7. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. дис…канд. психол. наук. - Казань: Изд-во КГТУ, 2004. - 22 с. 8. Ильин. Археология детства. - М., 2002. 9. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. 10. Капустин Д. Сексологический словарь. Изд-во: Мет, 2006 г. 11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2004. 12. Колосова С. Истоки детской агрессии // Школьный психолог. - 2000. - №12. 13. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М.: Наука, 1988. 14. Кон И.С. Этнография родительства. - М., 2000. 15. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М. - Воронеж, 1997. 16. Мэин Э. Вольф Д. Нарушение психики ребенка. - СПб., 2003. 17. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Гапошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология. - М., 1996. 18. Мухина В.С. Типы материнского отношения к ребенку и психологические проблемы материнства // Психология родительства и семейного воспитания: Материалы II международной конференции. - Курган: Изд-во КГУ, 2004. 19. Нартова-Бочавер.140 вопросов семейному психологу. - М., 2002. 20. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: Учебное пособие. - М., 2006. 21. Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2005. 22. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Гардарики, 2002. 23. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Скворцова Л.И. Изд.25-е, испр., доп. Изд-во: Оникс, 2008 г. 24. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. 25. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М.: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - Том 2. 26. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. - 1999. - № 5. - С.82 - 87. 27. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 28. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. 29. Шапиро А.З. Психолого-гуманистическое проблемы позитивности-негативности внутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психологии. - 1994. - № 4. - С.45-56. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |