|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травмуМетодические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травмуДепартамент образования и науки Краснодарского края ГОУ СПО Краснодарский педагогический колледж №3 Краснодарского края Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму Выпускная квалификационная работа Студентки 4 курса группы «А» Говоруцкой Аллы. Научный руководитель: Бородина Г.М. Краснодар 2010 г. Введение В современном мире ежедневно дети подвержены риску психологического травмирования. Этому способствуют такие факторы как сложность экономической ситуации в семье, своеобразие семейного уклада, низкий образовательный уровень родителей и др. Также причиной психологического травмирования могут служить СМИ. Каждый день ребенок видит по телевизору сцены насилия, разврат и это естественно накладывает определенный отпечаток на его неокрепшую, не развитую и чувствительную психику. Но главным образом причиной психологического травмирования детей дошкольного возраста становится неблагоприятная обстановка в семье. Часто дети становятся свидетелями (а иногда и участниками) семейных конфликтов, на многих из них родители «разряжаются» после таких конфликтов, тяжелого дня или просто из-за плохого настроения. Следует особенно отметить детей из асоциальных семей (родители наркоманы, алкоголики, родители с криминальным прошлым или настоящим). Также факты психологического травмирования отмечаются в семьях, где наблюдается родительский инфантилизм, отвержение родителями ребенка. Беспристрастные данные статистики МВД о количестве зарегистрированных преступлений против детей говорят о росте насильственных действий и отсутствии должного внимания общества и государства в обеспечении безопасности и права на счастливое детство. Ежегодно в России 17000 детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2000 детей оказываются жертвами убийств. Более 10000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Отмечается рост числа случаев убийства матерью новорожденного. [10, с.41,42] Разработкой программ и технологий психологического сопровождения детей, переживающих насилие, в настоящее время занимаются такие известные российские и зарубежные авторы, как: Н.М.Платонова, Ю.П.Платонов, Н.О.Зиновьева, Н.Ф.Михайлова, Н.К.Асанова, Т.И.Шульга, С. Я. Долецкий, Л.Берковец, Б.Барбара, Дж. Аллан, Х. Ремшмидт, Дж. Г. Менделл, Л. Дамон, Д. Финкелхор и др. Анализ особенностей проявления различных форм насилия, причин возникновения и последствия для детей разного возраста может способствовать созданию более эффективных технологий психологической помощи жертвам насилия. Анализ анкетирования родителей показал, что каждый 2 ребенок в течение дошкольного детства переживал психологическую травму (рождение второго ребенка, развод родителей, госпитализацию, конфликты родителей). Следовательно, подавляющее число дошкольников в разные моменты своей жизни нуждаются в психологической помощи. Эту помощь могу оказать не только психолог, но и воспитатели дошкольного учреждения, которое посещает ребенок. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования « Коррекционная работа с детьми с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении, перенесших психологическую травму». Объект исследования: психическое развитие детей, перенесших психологическую травму. Предмет исследования: особенности психического развития детей, перенесших психологическую травму. Цель исследования: изучить психологические основы работы с детьми, получившими психологическую травму. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогические аспекты проблемы работы с детьми, перенесшими психологическую травму. 2. Выявить группу детей с риском психологического травмирования в семье. 3. Спроектировать коррекционную работу с детьми, получившими психологическую травму Методы исследования: 1. Теоретический анализ 2. Анкетирование родителей 3. Методика Р. Темлла, М. Дорки, В. Амена «Выбери нужное лицо» 4. Анализ графической методики Памфиловой М. «Кактус» 5. Проективная беседа Захарова А. И. «Боишься ли ты?» 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму 1.1 Виды психологических травм детей, их причины Как указывалось выше, в современном мире ребенок может быть психологически травмированным. Изучением проблемы психологических травм детей занимались такие ученые, как Н. В. Тарабрина, Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова, Н. М. Платонова, Ю.П. Платонов, Н. Ю. Синягина и др. Прежде всего определим, что такое психологическая травма. Психологическая травма (психическая травма или психотравма) - это вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику. [20] Н.В. Тарабрина выделяет следующие виды психологических травм: 1. События, связанные с военными действиями, стихийные бедствия, катастрофы. Основными травмирующими факторами в этом случае являются: непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка и его близких, смерть близких, физические травмы ребенка. 2. Террористические акты. По наблюдениям исследователей, на психическое состояние людей наиболее тяжелое воздействие оказывают катастрофы, вызванные умышленными действиями людей. 3. Тяжелое соматическое заболевание. Тяжелое соматическое заболевание погружает ребенка в новую психологическую реальность, которая является сложной и для ребенка, и для его близких. Болезнь влияет не только на физическое состояние ребенка, но и на его эмоциональное состояние. И наоборот, эмоциональное состояние влияет на течение болезни, поэтому необходимо уделять внимание не только адекватности и качеству медицинского вмешательства, но и психологическому состоянию ребенка. 4. Смерть близкого человека или существа. Когда любой человек, а особенно ребенок, сталкивается со смертью близкого, она предстает перед ним с двух сторон: во-первых, человек становится свидетелем смерти близкого человека или существа, во-вторых, осознает, что он сам смертен. 5. Насилие над детьми. Отдельно Н. В. Тарабрина останавливается на ситуациях, когда ребенок является свидетелем причинения вреда родственнику или близкому ребенку человеку (насилие, убийство, самоубийство). [19] М. Д. Асанова выделяет 4 основных типа психологических травм детей дошкольного возраста: 1. Пренебрежение нуждами ребенка. 2. Психологическое (эмоциональное) насилие. 3. Физическое насилие. 4. Сексуальное насилие. [3, с.23] Анализ работ вышеперечисленных ученных показал, что авторы выделяют насилие над детьми как самую опасную психологическую травму. Из этого следует, что любое насилие над ребенком является психологическим травмированием. Рассмотрим вышеуказанные виды психологических травм и их влияние на психическое развитие детей более конкретно. Пренебрежение нуждами или заброшенность ребенка - это хроническая неспособность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить основные потребности несовершеннолетнего ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. Н. О. Зиновьева и Н. Ф. Михайлова выделяют несколько видов пренебрежения нуждами ребенка: физическая заброшенность, эмоциональная заброшенность и запущенность здоровья детей.[3, с. 26] Физическая заброшенность детей выражается в отсутствии действий, учитывающих и удовлетворяющих потребности ребенка, или в неверных действиях по отношению к нему. Например, ребенка оставляют без соответствующего его возрасту необходимого питания, или пищу готовят неприемлемым для него способом (шестимесячному ребенку дают кусками пищу, которую он не в состоянии жевать и глотать); не меняют пеленки; на плач не реагируют способом, удовлетворяющим его потребности (забывают время кормления, не берут на руки, не утешают и не пытаются понять причину плача); одевают не по погоде.[3, с. 27] Следующим видом пренебрежения нуждами ребенка является эмоциональная заброшенность. Это неудовлетворение эмоциональных потребностей ребенка: равнодушное отношение к нуждам ребенка и отказ в их удовлетворении, отсутствие одобрения ребенка, игнорирование ребенка, т.е. невнимание к нему, неуважение его как личности, отсутствие и нежелание эмоциональной близости с ребенком.[3, с. 28] Запущенность здоровья ребенка характеризуется бездействием со стороны родителя по поддержанию или восстановлению здоровья ребенка. Это выражается в том, что родители отказываются от необходимых медицинских процедур, не покупают необходимые лекарства, ребенку дают заведомо неправильные либо не качественные лекарства, в случае серьёзной травмы не обращаются к врачу, не обращают внимания на соматические жалобы ребенка и вовремя не обращаются к врачу.[3, с. 29] Н.М. Платонова и Ю.П. Платонов добавляют к проявлениям пренебрежения нуждами ребенка недостаточное удовлетворение потребностей в физической и психологической безопасности, любви, познании, отсутствие должного обеспечения опекой и надзором, эксплуатацию ребенка непосильным трудом.[10, с. 43] Следующим видом психологического травмирования детей является психологическое (эмоциональное) насилие - это хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка. Является основой всех видов насилия и пренебрежения в отношении детей. [10, с.48] Н. О. Зиновьева и Н. Ф. Михайлова разграничивают эмоциональное и психологическое насилие. Эмоциональное насилие - это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни. Продолжительное эмоциональное напряжение тормозит нормальное, соответствующее возрасту, самовыражение, поэтому эмоциональное развитие ребенка ставится под угрозу. В этом случае эмоции развиваются односторонне.[3, с. 34] Психологическое насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, становится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности.[3, с. 38] Н. М. Платонова и Ю. П. Платонов проанализировали и представили нам конкретный характер действий взрослых по отношению к ребенку с учётом различных типов психологического насилия. [10, с.49-50] Данные представлены в таблице. Таблица 1.1 «Содержание действий взрослых при различных типах психологического насилия»
Кроме того, индикаторами психологического насилия могут служить такие особенности поведения взрослых, как нежелание взрослого утешить ребенка, который действительно в этом нуждается, перекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрослого, открытое признание в нелюбви.[10, с.50] Следующий вид психологического травмирования детей - физическое насилие. Это преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями или лицами, их заменяющими, не связанных с несчастным случаем.[10, с.44] Физическое насилие - явление достаточно распространенное в нашем обществе. Только в Волгограде за последние 5 лет родителями убито более 2000 детей. Ежегодно около 100000 детей убегают из дома. Численность беспризорников растет угрожающими темпами. Каждый год около 2000 детей пытаются покончить с собой из-за надругательства над ними в семье.[3, с.43] Как отмечают Н. М. Платонова и Ю.П. Платонов, воздействие физического насилия на психическое состояние ребенка опосредуется: возрастом ребенка, уровнем его развития, личностными особенностями, характером, длительностью насилия, отношением насильника к ребенку, повторяемостью травматического события. [10, с. 45] Н. О. Зиновьева и Н. Ф. Михайлова описывают факторы, связанные с семьей, на основании которых можно предполагать применение физического насилия по отношению к ребенку: 1. известно, что в этой семье детей или конкретно данного ребенка и раньше подвергали физическому насилию; 2. родитель относится к ребенку пренебрежительно; 3. родитель применяет жестокие приемы для дисциплинирования ребенка (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом - ремнем и т.п.); 4. известно, как родитель угрожал ребенку физической расправой («Ты у меня сегодня заработаешь …») или как он вспоминал насильственные действия (« Ты у меня получишь, как тогда …»); 5. описание родителями происшествия не совпадает с характером травмы у ребенка; 6. родитель не может объяснить, как возникла травма, даёт противоречивые объяснения. [3, с. 42-43] Последний, самый шокирующий вид психологического травмирования - это сексуальное насилие. Оно характеризуется использованием ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. Обычно жертвами сексуального насилия являются дети моложе 12 лет, но наиболее часто ими становятся в возрасте 3-7 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил о том, что произошло. Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребёнок ещё не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом расскажет. [3, с.80,82] Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей. К контактному насилию специалисты относят: 1) половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным и оральным способом; 2) мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки его эрогенных зон; 3) введение различных предметов во влагалище или анус; 4) мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого. К «неконтактному» сексуальному насилию ребенка относят: 1. демонстрацию эротических и порнографических материалов; 2. совершение полового акта в присутствии ребенка; 3. демонстрацию обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм); 4.Подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка. К сексуальному насилию детей необходимо отнести сексуальную эксплуатацию ребенка и вовлечение его в проституцию. [10, с.54] Причины, вызывающие риск психологического травмирования детей обусловлены особенностями личности родителей и ребенка. Н. В. Тарабрина указывает, что наиболее часто жертвами насилия, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников, становятся: 1) дети, воспитывающиеся в условиях жестокого обращения в семье, которые враждебно воспринимают мир, готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять его в отношении слабых; 2) дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности и эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла, а также имеющие отставание в психофизическом развитии, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию; 3) уличные дети; 4) дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечёткими внутренними границами личности, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные; 5) дети с нервно-психическими расстройствами (олигофрения, расстройства личности - психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.); 6) маленькие дети в силу своей беспомощности; 7) недоношенные или с малым весом при рождении (т.к. они обычно более раздражительны, больше плачут и доставляют больше проблем родителям). [3, с. 64-74] Как отмечают Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов, причинами недостатка забот о детях могут служить бедность, психологический стресс, педагогическое невежество, социальные потрясения и стихийные бедствия. Также причинами эмоциональной холодности родителей может быть воздействие нездоровых, деморализующих обстоятельств (алкоголизм родителей, употребление наркотиков); воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами. [10, с.42] Инфантильность личности родителей, внутриличностный конфликт одного или обоих родителей, несформированность родительских ролей, отсутствие ясного определения правил поведения в семье, наличие в родительском сценарии травматического опыта психологического насилия, частые конфликты в семье и непредсказуемые поведение родителей по отношению к ребенку также провоцируют эмоциональное отторжение ребенка. [10, с.51] В качестве ведущих причин возникновения физического насилия над ребенком в семье Н. М. Платонова и Ю. П. Платонов выделили следующие факторы, представленные в таблице. [10, с. 47-48] Таблица 1. 2 «Факторы возникновения физического насилия в семье»
Основные причины, объясняющие выбор ребенка в качестве объекта сексуальных притязаний, были проанализированы Д. Финкелхором: 1. эмоциональная конгруэнтность - соответствие особенности детей эмоциональным нуждам насильника; 2. сексуальное возбуждение, испытываемое насильником в присутствии ребенка; 3. блокада альтернативных путей для удовлетворения сексуальных потребностей; 4. внешние и внутренние факторы, снимающие у насильника запрет на сексуальные отношения с ребенком (дезингибиторы). [10, с.56] В заключении можно сказать, что проблема психологического травмирования детей многими авторами связывается с проблемой жестокого обращения с детьми, насилием. При любом виде насилия ребенок получает психологическую травму. Наиболее распространенными видами насилия по отношению к детям являются пренебрежение нуждами ребенка и психологическое (эмоциональное) насилие. Кроме того, ребенок получает психологическую травму при конфликтных отношениях в семье, разводе родителей, потере родителей, изменении состава семьи, и в результате техногенных и экологических катастроф. На риск получения психологической травмы ребенком влияет и своеобразие личности родителей. 1.2 Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму Психологически травмированный ребенок, как правило, впоследствии имеет отклонения в эмоциональном развитии. У него могут сформироваться такие эмоциональные отклонения, как депрессия, тревожность, страхи. Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов зафиксировали особенности психического развития детей, перенесших пренебрежение. Именно эти особенности выступают диагностическими признаками, позволяющими установить факты пренебрежительного отношения к ребенку. Обозначим эти особенности: утомленный, сонный (часто опухший) вид; склонность к кражам вследствие постоянного голода; задержка роста и отставание в физическом, речевом и моторном развитии; привлечение внимания к собственной персоне любым способом, в т.ч. в неуемной потребностью в ласке и внимании; проявление агрессивности и импульсивности, которые часто сменяются апатией и подавленным состоянием; трудности в обучении, приводящие к плохой успеваемости; пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, обусловленное низкой самооценкой; делинквентность и мастурбации и т.д. [10, с.43,44] Н. О. Зиновьева и Н. Ф. Михайлова также включают в характерные особенности поведения ребенка, живущего в ситуации пренебрежения стереотипные движения (как это бывает при синдроме психического госпитализма); замкнутость, отсутствие желания общаться, стремление к одиночеству; желание идти вместе с чужим человеком; [3, с.32,33] Диагностика особенностей поведения детей, живущих в ситуации психологического насилия, позволила Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонову выявить следующие характерологические особенности психического состояния ребенка: длительно сохраняющееся подавленное состояние; чрезмерная уступчивость, заискивающее, сверхугодливое поведение, склонность к уединению, агрессивность, отсутствие навыков и умений для налаживания взаимоотношений с другими людьми разного возраста, неумение общаться, угрозы или попытки самоубийства, высокий уровень тревожности, нарушения аппетита (стремление в неограниченных количествах потреблять сладкое, либо полное отсутствие желания есть), низкая самооценка, плохая успеваемость и т.д.[10, с.50] Они считают, что отсутствие эмоциональной поддержки со стороны родителей нарушает основные функции развития детей. Это приводит к различным нарушениям в аффективной, когнитивной и познавательной сферах, во взаимоотношениях со сверстниками. В аффективной сфере нарушения проявляются в подавленном состоянии, беспокойстве и высоком уровне тревожности, невротических страхах, снижении эмоционального фона, низкой самооценке. В когнитивной сфере нарушения связаны с задержкой интеллектуального развития, трудностями с концентрацией и переключением внимания, низкой успеваемостью, плохой памятью.[10, с.51,52] Н. О. Зиновьева и Н. Ф. Михайлова констатируют, что ребенок - жертва эмоционального насилия растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он может воспроизводить уже усвоенные им паттерны поведения в собственной жизни, в т.ч. и в общении со своими детьми.[3, с.37] Рассмотрим характерные особенности психического состояния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическому насилию предлагаемые Ю. П. Платоновым и Н. М. Платоновой, описанные в таблице. [10, с. 46] Таблица 1.3 «Характерные особенности психического состояния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическому насилию»
Основными последствиями физического насилия для детей, по мнению Н. О. Зиновьевой и Н. Ф. Михайловой, являются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям. Непосредственно после травмы возникает острое состояние страха, отсроченными последствиями могут стать садистские наклонности. [3, с.43] Особенностью психического развития детей, перенесших сексуальное насилие, являются эмоциональные расстройства или дистресс. Как пишут Н. М. Платонова и Ю. П. Платонов, они включают: беспокойства и страхи, которые приводят к формированию и развитию фобий; отрицание существования проблемы; сильные эмоциональные потрясения; возникновение чувства беспомощности в связи с неудачными попытками сопротивления или в ситуациях равнодушия или враждебности окружающих; появление депрессии; вспышки неконтролируемых приступов гнева, которые формируются на основе «замещения» как формы психологической защиты. [10, с.57] Н. О. Зиновьевой и Н. Ф. Михайловой разделили особенности психического развития детей, перенесших сексуальное насилие на несколько типов [4, с.87-89] : Таблица 1.4 «Особенности психического развития детей, перенесших сексуальное насилие»
По характеру ответных реакций Н. М. Платонова и Ю. П. Платонов выделяют следующие психологические последствия сексуального насилия: посттравматические стрессовые расстройства, проблемы поведения, расстройства когнитивной сферы и личностные расстройства. Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) - это продолжительные психологические симптомы, развивающиеся в ответ на сильно потрясшее травматическое событие. Диагноз ПТСР ставится в том случае, если травматическое событие имело место у данного ребенка, а также, если это событие регулярно переживается ребенком в виде ночных кошмаров, навязчивых мыслей, что приводит его к общей оцепенелости, избеганию, нервозности, расстройству сна, плохой концентрации внимания. Проявление симптомов при ПТСР можно разделить на 3 категории. [10, с.57-58] Таблица 1.5 «Проявление симптомов ПТСР у детей»
Рассмотрим особенности эмоционального состояния детей после террористического акта; детей, перенесших события, связанные с военными действиями, стихийными бедствиями, катастрофами; детей, перенесших тяжелое соматическое заболевание; детей, которые являлись свидетелями причинения вреда родственнику или близкому человеку. Особенности эмоционального состояния детей после террористического акта. Даже косвенное переживание травмы, вроде прослушивания сообщений о террористических актах в других городах и странах, может вызвать интенсивный эмоциональный ответ в детях. Большинство детей всех возрастов, перенесших такого рода травму, имеют такие особенности, как увеличение беспокойства при разлуке с членами семи; повторное переживание травмирующего события через навязчивые мысли, действия, кошмары; повышенная чувствительность к резким звукам типа сирен, летящих самолетов, громкого шума; страх темноты; невнимательность, снижение успеваемости; появление мыслей о смерти; повышенная раздражительность. [19] Также, среди бывших заложников, наблюдался синдром «избегания», агрессия против сверстников, страх одиночества, тревога в любое время суток, частое ожидание угрозы. Галкина Т.П. в клиническую картину включает такие нарушения, как: 1. нарушения сна, которые проявлялись в виде затрудненного засыпания, чуткого сна, синдрома «пяти часов» - когда дети просыпаются незадолго до времени начала теракта, взрыва, не могут заснуть, испытывают тревогу, беспокойство. Наблюдаются вздрагивания туловища, плач во сне, кошмарные сны; 2. страхи, которые квалифицируются как сверхценные. Тематика страхов связана с терактом. Дети боятся повторения, многие дети в течении 1-2 недель спят одетыми, приготовив верхнюю одежду; 3. изменения в эмоционально-волевой сфере, которые проявляются в плаксивости, пассивности по отношению к любимым занятиям, сниженном эмоциональном фоне; 4. проявление астенического синдрома; 5. случаи системных неврозов (заикание, энурез, тик). [19] Соматическое состояние у таких детей сопровождается вегетативной симптоматикой: зуд кожи, температура, головные и сердечные боли, тремор пальцев рук, жалобы на снижение или полное отсутствие аппетита, сочетание ощущения озноба с повышенной потливостью, тошнота, позывы на рвоту, затрудненный стул. [18] Особенности развития детей, перенесших события, связанные с военными действиями, стихийными бедствиями, катастрофами. Тарабрина Н.В. выделяет следующие симптомы, которые появляются у детей сразу после травмы: нарушения сна, ночные кошмары, навязчивые мысли о травматической ситуации, уверенность в том, что травматическая ситуация может повториться, повышенная тревожность, сильная реакция на любой стимул или ситуацию, символизирующую травму, психофизиологические нарушения. У младших детей часто появляются тенденции к регрессивному поведению (энурез, сосание пальца и проявление большей зависимости от родителей, страх перед незнакомыми людьми, утрата имевшихся навыков), раздражительность. Эти же симптомы могут возникать не сразу после травмы, а спустя довольно продолжительное время. Дети могут не говорить о своих переживаниях, связанных со стихийными бедствиями, поэтому Тарабрина Н.В. указывает на необходимость обращать внимание на невербальные признаки нарушений, такие как: 1. нарушения сна, которые продолжаются дольше, чем несколько дней после травмы. При этом сны, напрямую связанные с травматической ситуацией, могут отсутствовать; 2. страх разлуки с родителем, «цепляющееся» поведение; 3. страх при появлении стимула (места, человека, телевизионной передачи и т.п.), связанного с травматическим переживанием; 4. соматические жалобы, неуверенность в собственном здоровье; 5. повышенная тревожность, появляющаяся дома или в учебном заведении, связанная со страхами или фрустирующими обстоятельствами. Катастрофы и стихийные бедствия оказывают травмирующее влияние не только на детей, непосредственно в них участвующих, - дети, родившиеся у матерей, переживших такие события, отличаются задержками эмоционального и моторного развития, меньшим весом при рождении, нарушениями сердечной деятельности. [20] Особенности развития детей, перенесших тяжелое соматическое заболевание. По мнению Тарабриной Н.В., тяжелое соматическое заболевание может привести ребенка к посттравматическому стрессовому расстройству. Основными проявлениями реакции на соматическое заболевание являются: регрессивное поведение (ребенок чувствует себя более маленьким, незащищенным, что в значительной степени затрудняет лечение) и социальная изоляция (связанная с пропусками в детском саду или школе тем, что часто здоровые дети избегают больных сверстников). Дополнительным травматизирующим фактором при серьезном соматическом заболевании может являться госпитализация. Как пишет Тарабрина Н.В., стресс - это закономерная реакция на тяжелое заболевание. Однако степень его проявления зависит от некоторых условий: особенностей заболевания, степени его тяжести, возраста и пола ребенка, особенностей семейной ситуации (отношения между членами семьи, наличие в семье других тяжело больных, смерть членов семьи и т.п.). [20] Тарабрина Н. В. Отдельно выносит особенности развития детей, которые являлись свидетелями причинения вреда родственнику или близкому ребенку человеку (насилие, убийство, самоубийство). Эти ситуации являются наиболее травматичными для них. Помимо таких факторов, как непосредственная угроза здоровью или жизни близкого и самого ребенка, важным травмирующим обстоятельством является ощущение ребенком своей беспомощности. Детям, перенесшим такую травму, в большинстве случаев свойственно наличие всех симптомов ПТСР (навязчивое воспроизведение травматической ситуации, избегание мест, связанных с событием, повышенная физиологическая возбудимость и нарушение функционирования).[20] Таким образом, на основе вышеперечисленного, можно утверждать, что после получения психологической травмы у детей возникают эмоциональные отклонения, которые, в свою очередь, сказываются на поведении детей. В зависимости от тяжести психологической травмы могут наблюдаться эмоциональные нарушения различной степени тяжести - от подавленного настроения до посттравматического стрессового расстройства. Вследствие психологического травмирования страдает не только личностная сфера дошкольника, но и когнитивная сфера, сфера общения и психическое состояние ребенка в целом. Становится ясно, что психологическая травма накладывает отпечаток на все дальнейшее развитее личности ребенка дошкольного возраста. Следовательно, дети, перенесшие психологическую травму, нуждаются в коррекции эмоциональных отклонений 1.3 Методы коррекции эмоциональных отклонений у детей, перенесших психологическую травму Дети, однажды пережив травму, нуждаются в специальной помощи, включающей как медикаментозное лечение, так и различные виды психотерапии. Очень важно, чтобы первичная психологическая помощь в той или иной выбранной специалистом оптимальной форме была оказана сразу после травмы, с тем, чтобы усилить у пострадавшего степень осознания произошедшего. Именно поэтому, на место аварии или теракта обязательно направляется психолог, чтобы очень осторожно и с помощью специальной методики помочь потерпевшим восстановить в памяти детали и последовательность произошедшего с ними, словесно описать эмоции и их интенсивность. Многие родители, занятые уходом за ребёнком, перенесшим травму, не понимают смысла и необходимости такого рода психологической помощи. Не говорить и не вспоминать о трагическом произошедшем, возможно, и проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что ''необработанный'' страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда. [17] Какие же методы коррекции эмоциональных состояний необходимо использовать? Как отечественные, так и зарубежные психологи широко применяют метод игровой терапии. Это метод лечения или коррекции эмоциональных расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявит творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. [10, с. 82] Различают два вида директивной направленной коррекции: сюжетно-ролевые игры и психодраммы. И.И. Мамайчук указывает, что сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Перед началом игры необходимо подобрать специальные сюжеты, где ребенок видел бы конфликтные ситуации, близкие по значению. В ходе игры дети поочередно меняются ролями. Способность ребенка входить в роль, уподобление разыгрываемому образу - важное условие коррекции эмоционального дискомфорта. Так же целесообразно проводить игры драматизации на основе известных сказок. Сказка актуализирует воображение ребенка, помогает представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Ребенок не просто подражает, а создает образ персонажа, уподобляется ему. Способность ребенка войти в роль, уподобить себя образу - это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя, ими персонажи.[6, с.205] Платонова Н. М. и Платонов Ю. П. говорят об арт-терапии, основанной на использовании различных изобразительных средств. К группе таких методов относятся рисование, лепка, создание коллажей. Одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми, перенесшими психотравмы, считается метод «проективный рисунок». Рисунки, создаваемые в процессе терапии, рассматриваются как проекции определенных аспектов внутренней жизни человека. Рисуя, ребенок дает выход своим подавленным чувствам, желаниям, мечтам, а также соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами и выражает отношение к ним. Это позволяет преобразовать психотравмирующий опыт и связанные с ним эмоциональные состояния. [10, с. 80] В контексте арт-терапевтического и игротерапевтического подходов чаще всего, по мнению Платоновой Н. М. и Платонова Ю. П., применяется песочная терапия. Это один из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных и эмоциональных проблем через творчество и игру. Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии клиента. Композиция, построенная ребенком, используется для исследования его актуальных эмоциональных состояний и чувств, и терапевтической работы с ними. В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки, иррациональные представления. Один из основных позитивных механизмов воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками. В процессе игры драматизация освобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка. [10, c. 86-87] А. И. Захаров выделяет следующие методические приемы коррекции эмоциональной сферы детей: словесные и подвижные игры; психологические этюды; рисование (тематическое и свободное); беседы и проблемные ситуации. Выбор данных методов и приемов, считает А.И. Захаров, не является спонтанным, он - следствие теоретического анализа подходов к коррекции и развитию личности дошкольника в рамках отечественной психологии. [6, с. 133] А. А. Осипова считает, что психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации. Сам термин «психогимнастика», по мнению А. А.Осиповой, имеет широкое и узкое значение. В широком смысле психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на коррекцию и развитие различных сторон психики человека, в том числе и эмоцианально-личностной. В узком смысле под психогимнастикой понимают игры и этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. [6, 135] Метод психогимнастики, разработан Г. Юновой и модифицирован М. И.Чистяковой. Занятия по психогимностике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из трех фаз. Первая фаза - это снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы. Вторая фаза - пантомима (изображение страха, растерянности, удивления). Третья фаза - заключительная, направлена на закрепление чувства принадлежности к группе. [6, с. 198] А.И. Захаров, в отличие от других авторов, выделяет метод беседы и постановки проблемных ситуаций. В работе с детьми дошкольного возраста данный метод может использоваться только в сочетании с другими вследствие возрастных особенностей (недостаточная способность к вербализации своего внутреннего мира, особенности мышления и речи дошкольника). Но, с другой стороны, проблемные ситуации позволяют ребенку самостоятельно найти решение, услышать многообразие мнений других детей по тому или иному поводу. [6, с. 137] В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей, которые могут с успехом использоваться в работе с детьми, перенесшими психологическую травму. Эти методы можно условно разделить на две основные категории: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам относятся: игротерапия, арт-терапия, метод аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя игровые, психоаналитические методы, методы семейной коррекции. Эти две группы методов взаимосвязаны. А. С. Спиваковская выделяет в работе с детьми основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный. Диагностический блок направлен на изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию. Установочный блок направлен на формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятие. Основной целью коррекционного блока является гармонизация процесса развития личности ребенка. В рамках этого блока необходимо решить следующие задачи: преодоление внутрисемейного кризиса, изменение родительских установок и позиций, снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия ребенка.[6, с.196] И.И. Мамайчук предлагает следующую систему занятий. Занятия проводятся поэтапно через день с небольшой (до 5 человек) группой детей, с учетом возрастных и индивидуально - психологических особенностей ребенка. Каждое занятие состоит из нескольких этапов. Рассмотрим использование методов поддержки и коррекции в каждом из этапов занятия. Первый этап - успокаивающий, в процессе которого используется вербально - музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Затем детям предлагаются зрительно - музыкальные стимулы, направленные на устранение тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия. Второй этап - обучающий. Здесь детей обучают релаксирующим упражнениям. Используются упражнения вызывающие расслабление мышц, регулирующие дыхание, ритм и частоту сердечных сокращений. Третий этап - восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, помогающие корректировать настроение, развивать коммуникативные навыки.[6, с.196] Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов, говоря об организации групповой работы с детьми, подчеркивают, что в группу могут входить дети: - разница в возрасте которых не превышает двух лет; - дети должны быть в состоянии говорить о собственном опыте переживаний без эмоционального срыва и обладать потенциалом для того, чтобы выслушать других; - дети должны обладать приблизительно одинаковым интеллектуальным, эмоциональным и физическим уровнем развития; - дети должны контролировать свою импульсивность и быть способными соблюдать правила; - должны обладать хорошим уровнем концентрации внимания. [10, с. 67] Из вышеизложенного следует, что работа с детьми может быть организована как психологом, так и воспитателем дошкольного учреждения под руководством психолога. Воспитатель может организовать работу с детьми одной возрастной группы. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. В работе воспитателя могут быть использованы как отдельные методы, так и коррекционные занятия, которые включают в себя комплекс методов. 2. Организация работы по коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму 2.1 Выявление группы детей с риском психологического травмирования Практическая часть работы состоит из констатирующего эксперимента, разработки цикла коррекционных занятий с детьми и рекомендаций воспитателям по работе с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму. Цель констатирующего эксперимента: выявить группу детей с риском психологического травмирования в средней группе МДОУ Д/С №105 г. Краснодара. В исследовании участвовало 15 родителей средней возрастной группы и 15 детей в возрасте от 4 до 5 лет. В исследовании были использованы следующие методы: анкетирование родителей «Шкала стресса у детей» (адаптированный вариант Ш.Льюиса) и анкета Н.В. Тарабриной, проективная беседа А.И. Захарова «Боишься ли ты?», методика Р. Теммла, М. Дорки, В. Алина «Выбери нужное лицо», рисуночная методика М.А. Панфиловой «Кактус». Рассмотрим полученные результаты в хронологической последовательности. Первоначально родителям была предложена анкета «Шкала стресса для детей» Ш. Льюиса (Приложение 1), которая включает в себя перечень травмирующих ситуаций для детей трех возрастных категорий. Родителям была предложена адаптированная шкала (адаптирована нами) с возрастной категорией - дошкольники (Приложение 2) . Им было необходимо отметить, какие стрессовые ситуации в жизни ребенка были за последние полгода. Далее был произведен подсчет баллов по шкале. Были получены следующие результаты: наиболее типичными стрессовыми ситуациями для исследуемых детей являлись перевод в другой детский сад, рождение брата или сестры, начало работы матерью, увеличение ссор между родителями, госпитализация ребенка и смерть бабушки или дедушки. Данные представлены в рисунке (Рис.2.1.1) Рис. 2.1.1 Типичные стрессовые ситуации дошкольников Нами были проанализированы ответы родителей и определены травматические события, которые по «Шкале стресса у детей Ш. Льюиса» имеют наиболее сильное стрессовое воздействие. Данные представлены в рисунке (Рис.2.1.2) Рис. 2.1.2 Травматические события с сильным стрессовым воздействием в исследуемой группе детей Количественный анализ показал, что в стрессовой ситуации в той или иной мере были все 15 исследуемых детей. Из них перевод в другой детский сад и госпитализацию родителя пережило 3 ребенка, рождение брата или сестры и госпитализацию - 12 детей, начало трудовой деятельности матери - 13 детей. Смерть бабушки или дедушки - 9 детей, смерть одного из родителей - 2 ребенка. Увеличение ссор между родителями пережило 13 детей, развод родителей - 7 детей, появление отчима или мачехи - 4 ребенка. Родителям детей исследуемой средней группы также была предложена «Анкета для родителей» Н.В. Тарабриной с инструкцией ее заполнения. Всем родителям было необходимо заполнить часть анкеты, содержащую биографические данные и первую ее часть (направленную на выявление наличия психотравмирующей ситуации). Далее тем родителям, которые указали на наличие травматической ситуации, было предложено заполнить вторую часть анкеты. Во второй части анкеты родителям было необходимо указать реакции ребенка на травматическое событие. Обработка результатов проводилась согласно инструкции (Приложение 3). Количественный анализ первой части анкеты показал, что из 15 детей предложенные в данной анкете травматические события пережили 13 детей. В процентном соотношении это показано на рисунке. (Рис.2.1.3) Рис.2.1.3 Процентное соотношение детей переживших травматическое событие Из предложенных травматических ситуаций дети пережили серьезные физические заболевания - 3 ребенка, длительные или повторные госпитализации - 12 детей, физическое насилие - 1 ребенок, смерть близкого человека пережило 2 ребенка. В другие травмирующие ситуации был включен развод родителей. Его пережило 7 детей. Вторая часть анкеты позволила выявить, что у детей, переживших травмирующие ситуации, проявлялись все чувства и особенности поведения, представленные в анкете. А именно ужас или сильный страх, чувство беспомощности, возбуждение. Дети стали трудно контролируемыми, импульсивными, поведение стало менее организованным. Для выявления особенностей психического состояния детей было проведено тестирование по методике Р. Теммла, М. Дорки, В. Алина на выявление уровня тревожности у детей «Выбери нужное лицо». Детям предлагалось 14 картинок-ситуаций, задавался вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо у ребенка, веселое или грустное?». На основе данных протокола вычислялся индекс тревожности по формуле: количество отрицательных ответов \ количество картинок-ситуаций * 100 = ИТ. Использовались следующие критерии оценивания: ИТ - 50% и выше - высокий уровень тревожности, ИТ - 20-49% - средний уровень тревожности, ИТ ниже 20% - низкий. Данные зафиксированы в протоколе № (Приложение 4) и отражены в гистограмме. (Рис.2.1.4) Рис. 2.1.4 Уровень тревожности детей Количественный анализ результатов исследования показывает, что 10 из 15 детей имеют высокий уровень тревожности и 5 - средний. Качественный анализ показывает, что тревогу у детей вызывают ситуации, связанные с агрессией, наказанием и одиночеством. Далее была использована методика А. И. Захарова «Боишься ли ты?». Ее целью является изучение переживаний страхов ребенком. Детям задавалось 30 вопросов с характерными для дошкольников страхами. Критерии подведения итогов были следующие: возрастная норма страхов для детей 4-5 лет 8 (мальчики), 11 (девочки). Если количество страхов у мальчиков 13 и более, а у девочек 15 и более - это свидетельствует о начале формирования невроза у детей. Данные зафиксированы и представлены в протоколе №4 (Приложение 5) и гистограмме (Рис.2.1.5) Рис. 2.1.5 Уровень переживания страхов детьми Количественный анализ результатов исследования показывают, что у 2 из 15 детей уровень страхов значительно превышает возрастную норму, что свидетельствует о начале развития невроза страха. У 8 детей выше возрастной нормы, у 5 детей соответствует возрастной норме. Многие дети бояться темноты, уколов, отца и наказания родителей, а некоторые дети боятся обоих родителей. Следующим этапом диагностики стало проведение графической методики М.А. Панфиловой «Кактус» для выявления уровня эмоционального напряжения. Детям предлагалось нарисовать кактус таким, какой они себе его представляют. После рисования дети отвечали на 5 вопросов, касающихся этого кактуса. Критериями для выявления уровня эмоционального напряжения выступает наличие в рисунках признаков тревожности, агрессивности и демонстративности, неуверенности в себе. За каждый признак ребенок получает 1 балл. 4-3 балла - высокий уровень эмоционального напряжения, 2 балла - средний уровень, 1 - 0 балла - низкий уровень. Выявление признаков тревожности, агрессивности, демонстративности и неуверенности в себе предложены М.А. Понфиловой. Наличие агрессивности можно предположить, если в рисунке присутствуют иголки. О демонстративности говорит наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Признаки тревоги выражаются в использовании темных цветов, преобладании внутренней штриховки прерывистыми линиями. О неуверенности в себе можно судить по маленькому размеру рисунка, расположению внизу листа. Также о признаках тревожности, агрессивности, демонстративности и неуверенности в себе можно судить по ответам детей о нарисованном кактусе. Данные представлены в протоколе №5 (Приложение 6) и зафиксированы в гистограмме (Рис.2.1.6) Рис.2.1.6 Уровень эмоционального напряжения. Далее результаты диагностики были обобщены и представлены в сводной таблице
Количественный анализ показал, что из 15 исследуемых детей высокий уровень риска психологического травмирования имеют 10 детей, 4 ребенка имеют средний уровень риска. Очень высокий уровень риска психологического травмирования имеет 1 ребенок. Таким образом, на основе результатов проведенных методик, можно сделать вывод, что риск психологического травмирования детей дошкольного возраста очень высок. Такие дети требуют особого отношения к себе. Поэтому, для работы с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей. 2.2 Методические рекомендации воспитателям по работе с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму Планы коррекционных занятий с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму. На основе анализа психолого-педагогической литературы были разработаны планы коррекционных занятий, направленных на поддержку и коррекцию детей с эмоциональными отклонениями, перенесших психологическую травму. Было разработано 5 планов коррекционных занятий для детей среднего дошкольного возраста. Занятия - тренинги направлены на развитие эмоциональной и личностной сферы детей, а также развитие коммуникативных навыков. В содержание работы с детьми включены следующие методы: игровые упражнения, психологические этюды, беседы, рисование, подвижные игры, релаксация, психогимнастические этюды, рефлексия. Коррекционные занятия для детей среднего дошкольного возраста. 1) «Удивительный сон » Вид: эмоционально - личностный. Цель: Создать эмоционально благоприятную обстановку в группе. Развивать умение передавать эмоции страха, радости, удивления, внимания; умение проявлять личностное качество - смелость. Развивать умение слушать других людей; умение понимать эмоциональное состояние другого человека. Закрепить понятие о добре. Помочь преодолеть чувство страха. Оборудование: мягкая игрушка Заяц, аудиозапись (релаксационная музыка), ладошки из цветного картона (красного, синего и желтого цвета), разноцветные фишки, картонная коробочка и прорезью в крышке («Копилка воспоминаний») Ход занятия:
2) «Путешествие в удивительный лес» Вид: эмоциональный. Цель: развивать умение передавать эмоции страха, радости, удивления, внимания. Развивать умение слушать других людей; развивать выразительность движений; развивать умение понимать эмоциональное состояние другого человека. Создать эмоционально положительный фон. Оборудование: аудиозапись (релаксационная музыка), бумага, цветные карандаши, набор пиктограмм с эмоциями. Ход занятия:
3) «Путешествие на цветущую поляну» Цель: Развить коммуникативные навыки: помощь сверстнику, доброжелательное отношение, умение проявлять инициативу в контактах; научить детей внимательно слушать друг друга. Создать эмоционально положительный фон. Оборудование: аудиозапись (релаксационная музыка), цветок из картона. Вид: коммуникативный. Ход занятия:
4) «Друзья» Вид: коммуникативно - личностный. Цель: развитие коммуникативных навыков. Формирование чувства причастности к группе и единства со всеми членами группы. Снятие эмоционального напряжения. Развитие выразительных движений. Научить проявлять личностное качество - смелость. Повысить уверенность детей. Оборудование: аудиозапись веселой и релаксационной музыки, клубок ниток, «Копилка воспоминаний», разноцветные фишки. Ход занятия:
5) «Наша радость» Вид: эмоционально - коммуникативный. Цель: знакомство с чувством радости. Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Оборудование: пиктограмма «Радость», фотографии веселых людей, бумага, карандаши. Ход занятия: Приветствие Цель: создание положительного эмоционального фона, приучить детей начинать общение с приветствия. - Доброе утро! Поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает тоже самое, и до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа… Основная часть Цель: знакомство с чувством радости. - Посмотрите на лицо этого человечка (пиктограмма «Радость»). Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть он сердитый? Или веселый, радостный?.. Да, этот человечек радостный. Попробуйте показать радость. Что для этого нужно сделать? Поднимите высоко брови, откройте широко глаза, уголки губ приподнимите вверх, расправьте плечи. Молодцы! Мышечная релаксация Цель: снятие напряжения мышц лица. - Теперь поиграем с «Солнечным зайчиком». Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик - погладьте животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружитесь с ним. Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вдохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились! Этюд «Подарок» Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое настроение, развитие выразительных движений. - Сейчас я расскажу вам одну историю. У девочки Кати было день рождения. Утром ей было грустно, потому, что она проснулась, а дома никого нет, кроме бабушки. Но скоро вернулись родители и привезли Кате большую красивую куклу в подарок. Катя очень сильно обрадовалась! Выразительные движения: плечи опущены, выражение печали на лице - грусть, объятия, улыбка, расправленные плечи - радость. Попробуем разыграть эту сценку. У вас отлично получилось! Упражнение «Радостные фотографии» Цель: закрепить умение узнавать чувство радости по лицу другого человека. - А сейчас посмотрите на все эти фотографии (подобрать фотографии веселых, улыбающихся людей). Какое чувство, по вашему, испытывают эти люди? Как вы догадались? А это мои фотографии. Я на них тоже радостная. Как вы думаете, почему? Если вы захотите, можете принести на следующую встречу свои «радостные фотографии». Упражнение «Я радуюсь…» Цель: закрепить понимание чувства радости. - Расскажите людям на фотографиях, что такое радость для вас. Я буду передавать по кругу радостного человечка, начиная с себя. Тот, у кого он будет в руках, закончит предложение: «Я радуюсь когда…» (Записать ответы детей) Минутка шалости «Клубочек» Цель: развивать умение действовать согласованно, создать ощущение единства, смена динамики. - Наша Кира будет исполнять роль «катушки», а вы все возьмитесь за руки. Тот, кто стоит первым, пусть даст руку Кире. У нас получилась ниточка, закрепленная на катушке. Я возьму за руку последнего из вас и буду водить всех по кругу до тех пор, пока вся ниточка не «намотается» на катушку. Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Поживите немножко в нем, подышите вместе. А сейчас руки не отпускаем, я снова беру последнего ребенка за руку, и мы начинаем разматываться. Релаксация «Доброе животное» Цель: снять физическое и психическое напряжение, развитие чувства единства. - А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в игру «Доброе животное» (включаю релаксационную музыку). Возьмитесь за руки, закройте глаза и представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте прислушаемся к его доброму дыханию. Вдох - шаг вперед… выдох - шаг назад.… Все вместе делаем вдох - выдох, вдох - выдох и еще раз вдох - выдох. Очень хорошо. Теперь послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед… тук - делаем шаг назад. И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад. Молодцы! У нас получилось большое, но доброе животное. Заключительная часть Рефлексия «Художники» Цель: рефлексия чувств. - А сейчас представьте, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый из вас нарисует радость так, как ему хочется. Затем предложить детям сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Прощание Цель: приучить детей заканчивать общение прощанием друг с другом. - Наша встреча подошла к концу. Мне было приятно с вами играть. Мы еще обязательно встретимся. До свидания! [12, с. 24, 45 - 47] Список литературы 1. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. [Текст] /М. - 2001. 2. Дубовина И. В. Практическая психология. [Текст] / М. - 2001. 3. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. [Текст] /СПб. - 2003. 4. Кендалл Ф. Психотерапия детей и подростков. [Текст] / М. - 2004. 5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. [Текст] /М. - 1999. 6. Мамайчук И. И., Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. [Текст] / СПб. - 2006. 7. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. [Текст] / М. - 2004. 8. Методы психологической и психолого-педагогической диагностики детей с отклонениями в эмоционально - личностном развитии и поведении / сост. Г. Н. Панькова. [Текст] / Кр-р. - 2006. 9. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. [Текст] / М. - 2001. 10. Платонова Н.М., Платонов Ю.П. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. [Текст] /СПб. - 2004. 11. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. [Текст] /М. - 2001. 12. Слободянник Н. П., Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. [Текст]/М. - 2010. 13. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. [Текст] /СПб. - 2001. 14. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. [Текст] / М. - 2003. 15. Целуйко В. М. Психология современной семьи. [Текст] / М. - 2004. 16. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. [Текст] / М. - 2000. 17. www.all-about-child.com 18. www.depressia.com 19. www.erudition.ru 20. www.psyinst.ru 21. ru.wikipedia.org |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |