|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Методическое пособие для прохождения психолого-педагогической практикиМетодическое пособие для прохождения психолого-педагогической практики29 Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е
Санкт-Петербург 2005 Уважаемые преподаватели и студенты! Данное методическое пособие предназначено для студентов 5-ого курса специальностей 050709 "Преподавание в начальных классах", 050702 "Организация внеклассной деятельности" для прохождения психолого-педагогической практики. В нём содержится теоретический материал как фрагмент повторения и практическая часть, где каждый студент может проявить полученные знания в области психологических дисциплин, творчества и компетентность. Желаем успехов в прохождении практики! Автор программы: Сергеева Г.Р., преподаватель психологии высшей квалификационной категории. Рецензент: Загашев И.О., заместитель директора по научно-методической работе, аспирант кафедры психологии Российского государственного университета Технический редактор: Шеватурина Е.С., преподаватель информатики и ТСО «Первый и последний учитель жизни - это сама жизнь». Т. Уайлдер Уважаемый выпускник! Вот и прошли учебные годы. В руках Вы держите дневник последней психологической практики. Очень скоро Вы станете Учителем с отличными знаниями многих психологических дисциплин, и Вас с нетерпением ждут в школах, лицеях, детских садах. «Психология и психолог пришли в школу и детский сад, чтобы сделать их более гуманными, способствующими личностному росту ребёнка, педагога и родителя». Р.В. Овчарова, Технологии практического психолога образования Профессии учителя, психолога интересны, но требуют социальной активности. Мы надеемся, что эта практика будет проведена Вами на высоком профессиональном уровне, с большим интересом и методически грамотно. Хочется верить, что Вы компетентно и критично проведёте все разделы практики, познавая учеников, коллег и себя. Вы должны подняться на вершину профессиональной доблести. «Ты можешь стать мудрее тремя путями: путём опыта - это самый горький путь;29
путём подражания - это самый лёгкий путь; путём размышления - это самый благородный пут29 ь». Древняя китайская поговорка. Задачи психологической практики: 1. Познакомиться со спецификой организации психологической службы в современной школе (в современном образовательном пространстве. 2. Презентовать свои знания, умения, навыки в области психологии в данном образовательном учреждении. 3. Быть помощником психолога школы. 4. Проявлять творчество, индивидуальность при проведении всех мероприятий в школе. 5. Самоутвердиться в будущей профессии. Организация психологической практики: В течение двух недель Вы будете работать вместе с психологом школы и индивидуально. Выполнять предложенные Вам задания и фиксировать полученный материал в данном дневнике. Методическую и психологическую помощь Вам будут оказывать психологи колледжа. По окончании практики Вы получите дифференцированный зачёт. Не спешите заполнять дневник, познакомьтесь с ним, он - Ваш помощник! Общие сведения о школе (лицее): Школа (лицей) №_____ Район _________________________________________________________ Тел. __________________________________________________________ Директор школы _______________________________________________ (Ф.И.О.) _________________________________________________________________________________________________ Психолог школы _______________________________________________ (Ф.И.О.) ______________________________________________________________ Социальный педагог ____________________________________________ (Ф.И.О.) ______________________________________________________________ Общий контингент ______________________________________________ (число учащихся: нач. шк. - , средн. шк.- ) Педагогический коллектив _______________________________________ (число преподавателей) Реализуемые программы _________________________________________ ______________________________________________________________ Взаимодействие с образовательными учреждениями города ___________ ______________________________________________________________ Распорядок работы школы: 1 урок - _______ 2 урок - _______ 3 урок - _______ 4 урок - _______ 5 урок - _______ 6 урок - _______ Информация о кабинете психолога: 1. Отдельный кабинет (если нет, то с кем из сотрудников)__________ ____________________________________________________________ 2. Общий метраж ____________________________________________ 3. Время работы _____________________________________________ 4. Рабочее место психолога____________________________________ ____________________________________________________________ 5. Уголок доверия____________________________________________ 6. Психологическая литература (которая Вас заинтересовала) ___________________________________________________________ ____________________________________________________________ 7. Наличие тестов ___________________________________________ ____________________________________________________________ 8. Раздаточный материал, игрушки _____________________________ ____________________________________________________________ 9. План работы и отчётная документация психолога школы ________ ____________________________________________________________ Начнём работать! Кто «Я» (Напишите 10 качеств в каждом разделе)
Давайте составим кластер психограммы психолога: Ваши наблюдения соотносятся с психограммой профессии психолога? Психограмма профессии (психолог)
Принципы организации психологической службы
План работы психолога на неделю
Календарное планирование психологической практики Составьте календарное планирование психологической практики на две недели по плану указанному выше. В него должны входить: уроки психологии - 5; индивидуальные консультации - не менее 3; психодиагностическое исследование - не менее 3-х методик; психологическая коррекция - по мере необходимости; публичные выступления: пед. коллектив - 1, родители - 1; тренинги - 1. Возможна корректировка исходя из условий и потребностей в работе психолога.
Пожалуйста, ответьте на вопросы: 1. Какими качествами должен обладать психолог, в основе работы которого лежат межличностные отношения на разных социальных ступенях (дети, родители, коллеги, администрация)? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Как психолог должен учитывать психологические и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения и проведения общих мероприятий?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Какую информационно-просветительную работу ведёт психолог (с учащимися, родителями, коллегами)? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Какие условия для развития интеллекта и творческого роста учеников необходимы?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Какой психологический климат в классе (в котором Вы работаете) и в школе?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Как осуществляется профессиональная ориентация учеников? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вы автор клятвы психолога, составьте её! __________________________________________ __________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ «Услышал - забыл. Увидел - запомнил. Сделал - понял» Вам нужно провести 5 уроков по психологии: Урок №1 Предмет:____________________________________ Тема: _______________________________________ ______________________________________________________________ Цель: _________________________________________________________ Задачи: ________________________________________________________ ______________________________________________________________ Оборудование: _________________________________________________ ______________________________________________________________ Оформление доски: Организационные моменты: ______________________________________ ______________________________________________________________ Фаза вызова: ___________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза осмысления: ______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза рефлексии: _______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Пожелания психолога, методиста:_________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Дата: ____________________________ Оценка урока: ____________________ Подпись: _________________________ Урок №2 Предмет:____________________________________ Тема: _______________________________________ ______________________________________________________________ Цель: _________________________________________________________ Задачи: ________________________________________________________ ______________________________________________________________ Оборудование: _________________________________________________ ______________________________________________________________ Оформление доски: Организационные моменты: ______________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза вызова: ___________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза осмысления: ______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза рефлексии: _______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Пожелания психолога, методиста:_________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Дата: ____________________________ Оценка урока: ____________________ Подпись: _________________________ Урок №3 Предмет:____________________________________ Тема: _______________________________________ ______________________________________________________________ Цель: _________________________________________________________ Задачи: ________________________________________________________ ______________________________________________________________ Оборудование: _________________________________________________ ______________________________________________________________ Оформление доски: Организационные моменты: ______________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза вызова: ___________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза осмысления: ______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза рефлексии: _______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Пожелания психолога, методиста:_________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Дата: ____________________________ Оценка урока: ____________________ Подпись: _________________________ Урок №4 Предмет:____________________________________ Тема: _______________________________________ ______________________________________________________________ Цель: _________________________________________________________ Задачи: ________________________________________________________ ______________________________________________________________ Оборудование: _________________________________________________ ______________________________________________________________ Оформление доски: Организационные моменты: ______________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза вызова: ___________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза осмысления: ______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза рефлексии: _______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Пожелания психолога, методиста:_________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Дата: ____________________________ Оценка урока: ____________________ Подпись: _________________________ Урок №5 Предмет:____________________________________ Тема: _______________________________________ ______________________________________________________________ Цель: _________________________________________________________ Задачи: ________________________________________________________ ______________________________________________________________ Оборудование: _________________________________________________ ______________________________________________________________ Оформление доски: Организационные моменты: ______________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза вызова: ___________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза осмысления: ______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза рефлексии: _______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Пожелания психолога, методиста:_________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Дата: ____________________________ Оценка урока: ____________________ Подпись: _________________________ Вы молодцы, провели уроки, но как? 1. Как Вами решались психологические задачи на уроках? __________________ __________________________________ __________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Какие технологии были использованы во время проведения уроков? ______________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. В чём выражалась заинтересованность детей на уроках? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Каким путём Вами был достигнут психологический комфорт на уроках? ____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Удачные моменты уроков (как Вы их достигли)? ___________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________ 6. Неудачные моменты уроков (с чем это связано - Ваше мнение)?________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ 7. Нужна ли корректировка содержательной части уроков (если да, то какая)? ___________________________________________ _____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Давайте подумаем! 1. Какие приёмы помогают развивать интеллектуальное и творческое мышление? _________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Как правильно использовать на уроке наглядные пособия, раздаточный материал? _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Какая индивидуальная работа осуществляется во время урока? ___ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. От чего зависит активность детей на уроке? __________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Укажите причины наличия аутсайдеров, если они есть в классе? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Какой стиль общения на уроке, в свободное время с детьми Вы выбираете и почему? _________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________ «Счастливейший человек - это тот, кто Т. Дуайт, просветитель Проявим творчество, знания и компетентность! Составьте игротренинг из 4-х занятий по 40 минут для учеников начальной школы или для учеников средней школы. Выбор темы остаётся за Вами. Составленный Вами тренинг прилагается в виде печатного варианта на 2-3 страницах (формат А4) на основе полученных знаний. «Не бойся, что тебя не поймут, Древняя мудрость По этим таблицам Вы можете проверить свои теоретические знания: Основные методические подходы
Задачи, решаемые на разных этапах консультирования
Психологическое сопровождение акцентуированных подростков.
Составим психологический словарь __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ «Если сидишь - сиди, если стоишь - стой. Главное - не дёргайся». Древняя китайская пословица. Скоро защита квалификационной работы Перечислите: 1. методики ___________________________ ______________________________________ ________________________________________________________ 2. тесты ________________________________________________ ________________________________________________________ 3. эксперименты _________________________________________ ________________________________________________________ 4. наблюдения ___________________________________________ ________________________________________________________ которые использовались в экспериментальной части работы. Подтвердилась ли Ваша гипотеза? Да Нет Рефлексия 1. Какой вид деятельности достиг более высокого профессионального мастерства, компетентнос- ти и почему? ____________________________ ________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ 2. Самый интересный фрагмент практики (интерпретация) _______ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ 3. Что не удалось, причины неудач? ___________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ 4. Ваши советы, пожелания будущим учителям и психологам по данному виду практики _____________________________________ _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ И Т О Г О В Ы Е С В О Д Н Ы Е Т А Б Л И Ц Ы (заполняются исходя из проведённых мероприятий) Уроки психологии - 5 уроков Таблица 1
Индивидуальные консультации - не менее 3-х Таблица 2
Психодиагностические исследования - не менее 3-х методик Таблица 3
Психологическая коррекция Таблица 4
Публичные выступления, тренинги Таблица 5
Составьте СИНКВЕЙН Психология _____________________________________ _________________________________________________ ______________________________________________________ __________________________ Упражнение «Антистрессовая релаксация» Упражнение выполнять поэтапно: 1. Лечь или сесть поудобнее в тихом, слабо освещённом помещении (одежда не должна стеснять Ваших движений). 2. Закрыть глаза, дышать медленно и глубоко. Сделать вдох и примерно на 10 секунд задержать дыхание. Выдыхать не торопясь, следить за расслаблением и мысленно говорить себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторить эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохнуть около 20 секунд. 3. Волевым усилием сокращать отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживать до 10 секунд, потом расслабить мышцы. Таким образом пройтись по всему телу. Повторить данную процедуру трижды, отрешиться от всего, думать о расслаблении мышц тела. 4. Попробовать как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее от пальцев ног, через икры, бёдра, туловище до головы. Повторять про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно». 5. Представить себе, что ощущение расслабленности проникает во все части тела. Почувствовать, как напряжение покидает тело. Как расслабляются плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Наслаждаться испытываемым ощущением около 30 секунд. 6. Сосчитать до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой мышцы всё более расслабляются. 7. Наступает «пробуждение». Сосчитать до 20. Говорите себе: «Когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым». Это упражнение рекомендуется выполнять 2-3 раза в неделю. СПАСИБО ЗА РАБОТУ! Вы проявили себя как яркая индивидуальность. Ваше чувство новизны, способность заниматься разнообразной деятельностью, терпение, упорство, свобода мыслей и чувств, профессионализм, гуманность - всё это помогло Вам выполнить эту работу. Успехов, побед, профессионального и личностного роста! Итоговая характеристика студента (ки) с ___________________ по ___________________
Итоговая оценка: М.П. Руководитель практики, методист: __________ школы Психолог школы: __________ Завуч школы: __________ Литература: 1. Вуджек Т.: Тренировка ума, Питер, 1996 2. Кингер Дж.: Книга о твоих знакомых, Питер, 1997 3. Овчарова Р.В.: Справочная книга школьного психолога, М., 1996 4. Овчарова Р.В.: Технологии практического психолога образования, М., 2000 5. Прутченков А.С.: Школа жизни, М., 2000 6. Семёнова Е.М.: Тренинг эмоциональной устойчивости, М., 2002 |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |