рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Механизмы психологической защиты рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Механизмы психологической защиты

Механизмы психологической защиты

Введение

В ситуациях, когда интенсивность потребности возрастает, а условия её удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты .

Психологическая защита определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками .

Эта особая психическая активность реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предохранять личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта .

Психологическая защита проявляется в тенденции человека сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других .

Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда

Впервые З.Фрейд обратился к понятию психологической защиты в работе “Нейропсихология защиты” (1894). Фрейд предложил следующую концепцию личности. Психический аппарат индивида делится на три области.

1. «Оно» - бессознательная инстинктивная область импульсов и инстинктов, которые стремятся к удовлетворению, подчиняясь принципу удовольствия.

2. «Я» - cознательная область. Основная задача «Я» - цензура над импульсами, исходящими из области «Оно». Для этой цензуры «Я» использует механизмы психологической защиты.

3. «Сверх Я» - наследник Эдипова комплекса. Область нравственной оценки, это идеальное «Я», осознавание того, как должно выглядеть «Я» в соответствии с требованиями общества и общественной моралью.

Исходя из своей концепции психического аппарата индивида З. Фрейд выдвинул следующие положения:

1. Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное. Содержание бессознательного составляют врожденные инстинкты. По Фрейду таких инстинкта два: сексуальный («эрос» или либидо) и агрессия, стремление к разрушению («танатос»). Кроме этого в содержание бессознательного входят желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелательности (культурной неприемлемости или травматичности для субъекта).

Содержание бессознательного энергетически заряжено: инстинкты и желания, изгнанные из сознания, стремятся быть удовлетворенными. Эта энергия является «двигателем» человеческого поведения, его устремлений.

2. Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры.

З. Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы - это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.

3. Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе развития Я человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом.

4. Этот баланс, компромисс устанавливается посредством защитных механизмов психики. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта.

Защитные механизмы начинают действовать, когда достижение цели нормальным способом невозможно или когда человек полагает, что оно невозможно. Важно подчеркнуть, что это не способы достижения желаемой цели, а способы организации частичного и временного душевного равновесия с тем, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей, т. е. разрешения конфликта соответствующими поступками. В этом случае люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни, отрицая их существование, подавляют склонности, которые доставляют им неудобства, и отвергают некоторые свои желания как нереальные и невозможные .

Приспособление в этом случае достигается за счёт изменения восприятия .

Сначала, человек отрицает то, что не желательно, но постепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно забыть болезненные сигналы и действовать так, как если бы их не существовало .

Другие люди преодолевают конфликты, пытаясь манипулировать беспокоящими их объектами, стремясь овладеть событиями и изменить их в нужном направлении .

Третьи находят выход в самооправдании и снисхождении к своим побуждениям, а четвёртые прибегают к различным формам самообмана .

Личностям с особенно жёсткой системой принципов поведения было бы особенно трудно и подчас невозможно действовать в разнообразной и изменчивой среде, если бы защитные механизмы не оберегали их психику .

Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, удается ли человеку сладить с энергией бессознательного без патологических симптомов).

Таким образом, механизмы психологической защиты - это способ борьбы «Я» против болезненных, непереносимых для субъекта переживаний.

Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психического здоровья и целостности личности. В этом случае цена психического здоровья:

- искаженная действительность,

- искаженный образ «Я»,

- искаженный внешний мир.

Защитные механизмы позволяют сохранить или, вернее, достигнуть внутреннего благополучия за счет игнорирования реальности.

Механизмы психологической защиты формируются первоначально в межличностных отношениях, затем становятся внутренними характеристиками человека, т.е. в индивидуальном опыте происходит научение тем или иным защитным формам поведения.

Основные признаки механизмов психологической защиты (механизмов интрапсихической защиты):

1) импульсивность (механизмы психологической защиты не зависят от воли);

2) искажение реальности;

3) отсутствие осознания субъектом защитных форм поведения.

Основные функции механизмов психологической защиты:

1) сохранение личностной целостности,

2) сохранение психического здоровья, определенного «Я-образа». Причем, как установлено в исследованиях разных психологов, для человека важно сохранение даже не столько благополучного, сколько привычного, устойчивого представления о себе. Это очень ярко демонстрирует так называемый «дискомфорт успеха». Суть его в том, что человек, привыкший к неуспеху, добившись успеха, победы, стремится свести это к минимуму, обесценить;

3) регуляция межличностных отношений.

Механизмы психологической защиты

Одной из ситуаций, в которых активизируются механизмы защиты, является фрустрация.

Фрустрация - это психическое состояние человека в случае возникновения на его пути к достижению цели препятствий, воспринимаемых им как непреодолимые.

К механизмам психологической защиты относят обычно отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, включение, замещение, отчуждение и другие .

Сублимация (в букв. переводе - «возгонка») - один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.

Cублимация является своеобразным переводом энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Так сексуальный инстинкт может быть сублимирован через художественное творчество, или через заботу о неимущих, или даже через привязанность к домашним животным. Агрессия может сублимироваться через некоторые профессии (например, профессию военного) или спортивные достижения.

Этот механизм защиты может проявляться и совершенно по-другому. Hапример, человек, который не может реализовать себя в деловой сфере, начинает много времени уделять своему хобби или, испытывая эмоциональные затруднения, много ест.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается .

Имеется в виду конфликт, возникающий при появлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информации, которая угрожает самосохранению, престижу, самооценке .

Этот способ защиты вступает в действие при конфликтах любого рода, не требуя предварительного обучения, и характеризуется заметным искажением восприятия действительности .

Отрицание формируется ещё в детском возрасте и зачастую не позволяет человеку адекватно оценивать происходящее вокруг, что, в свою очередь, вызывает затруднение в поведении .

Вытеснение - наиболее универсальный способ избегания внутреннего конфликта путём активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации .

Вытеснение представляет собой бессознательный психологический акт, при котором неприемлемая информация или мотив отвергаются цензурой на пороге сознания .

Ущемлённое самолюбие, задетая гордость и обида могут порождать декларирование ложных мотивов своих поступков, чтобы скрыть истинные не только от других, но и от себя.

Истинные, но не приятные мотивы вытесняются с тем, чтобы их заместили другие, приемлемые с точки зрения социального окружения и поэтому не вызывающие стыда и угрызений совести .

Ложный мотив в этом случае может быть опасен тем, что позволяет прикрывать общественно приемлемой аргументацией личные эгоистические устремления .

Вытесненный мотив, не находя разрешения в поведении, сохраняет свои эмоциональные и вегетативные компоненты .

Несмотря на то, что содержательная сторона травмирующей ситуации не осознается и человек может активно забыть сам факт того, что он совершил некоторый неблаговидный поступок, тем не менее конфликт сохраняется, а вызванное им эмоционально-вегетативное напряжение субъективно может восприниматься как состояние неопределенной тревоги . Поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах .

Проекция - бессознательный перенос собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость, на другое лицо .

Когда человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него нередко возникает тенденция понизить привлекательные качества пострадавшего .

Человек, постоянно приписывающий другим собственные стремления, противоречащие его моральным нормам, получил специальное название - ханжа .

Существуют различные типы проекций.

Комплементарная - приписывание другому того состояния, которое отсутствует у субъекта, но дополнительно к состоянию субъекта (например, если я испытываю ревность, то другому приписываю измену).

Атрибутивная - наивное суждение при недостатке знаний («другие такие же, как мы»). Пример: студенты, которые, по свидетельству преподавателей, часто списывают, считают, что все студенты списывают.

Симилятивная - приписывание собственных качеств, которых субъект не осознает, другим людям. Например, собственные негативные черты родители могут приписывать своему ребенку.

Панглосс-Кассандра. Панглосс - герой одной из повестей Вольтера. Этот герой видел мир через розовые очки. Кассандра предрекала гибель Трои, проецировала на внешний мир ощущение гибельности. Другому человеку приписывается противоположное тому, что чувствует субъект (приписываю другому ненависть ко мне, сам чувствую к нему любовь).

Панглосс: сам чувствую к миру враждебность (неосознанно), предполагаю, что все меня любят. Кассандра - наоборот. Данный вид защиты направлен на преодоление тенденции очень сильного сближения с другими людьми.

Приписываться могут как позитивные, так и негативные переживания. Отрицание отвлекает внимание от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания. Человек просто игнорирует болезненные для него реальности и действует так, словно они не существуют.

Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и не доступных, но желательных для себя .

У детей - это простейший механизм усвоения норм социального поведения и этических ценностей .

Так, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его тепло и уважение .

Благодаря идентификации достигается также символическое обладание желаемым, но не досягаемым объектом .

Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих, желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения .

В частности, она связана с попыткой снизить ценность недоступного .

Рационализация, используется человеком в тех особых случаях, когда он, страшась осознать ситуацию, пытается скрыть от себя тот факт, что в своих действиях побуждается мотивами, находящимися в конфликте с его собственными нравственными стандартами .

Близким к рационализации способом психологической защиты является включение, при котором также переоценивается значимость травмирующего фактора .

Для этого используется новая глобальная система ценностей, куда прежняя система входит как часть, и тогда относительная значимость травмирующего фактора понижается на фоне других, более мощных .

Примером защиты по типу включения может быть катарсис - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании .

Если человек наблюдает и сопереживает драматические ситуации других людей, существенно более тягостные и травмирующие, чем те, которые тревожат его самого, он начинает смотреть на свои беды по-другому, оценивая их по сравнению с чужими .

Интеллектуализация - основанный на фактах, излишне «умственный» способ переживания конфликтов и их обсуждения. Это нахождение приемлемых причин для неприемлемых мыслей и действий.

Обычно изобретаются какие-либо объяснения для своих провалов или неудач, которые в действительности основаны на других причинах. Например, врач, который не может добиться успеха в лечении из-за своей некомпетентности объясняет свои неудачи с помощью различных научных теорий, сложностью заболевания и т. д.

Соматизация - уход в болезнь.

Подавление - ограничение мыслей и действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу (например, некоторые люди не летают на самолетах).

Аскетизм - отрицание, отказ себе в удовольствии (пища, сон, физические упражнения, сексуальное удовлетворение). В основном встречается у подростков в период полового созревания.

Фантазирование - бегство в мир мечты, где осуществляются все желания, где ты умен, силен, красив и удачлив. Hекоторые просто бегут в мир мечты, другие - фантазируют вслух, публично, рассказывая о своих «невероятно знаменитых» знакомых или родственниках. Такая «положительная самодемонстрация» должна служить повышению ценности человека в глазах окружающих.

Замещение - перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом .

Замещение разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели .

Когда человеку не удаётся выполнить действие, необходимое для достижения поставленной перед ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряжению .

Такое замещение часто видно в жизни, когда человек срывает своё раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете .

Изоляция или отчуждение - обособление внутри сознания травмирующих человека факторов .

При этом неприятные эмоции блокируются от доступа к сознанию, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании .

Этот вид защиты напоминает “синдром отчуждения”, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознаётся .

Феномены дереализации, деперсонализации и расщепления личности могут быть связаны с такой защитой .

Избирательность отношения человека к группе и коллективу связана с опосредованием психологической защитой .

Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании собственной системы ценностей и оценкой своего поступка или поступков близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующие убеждениям, потребностям и ценностям личности от несоответствующих .

Полезно иметь в виду, что воздействие психологической защиты может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, она задаёт почву для самооправдания .

Если человек, относясь к себе в целом положительно, допускает в сознание представление о своем несовершенстве, о недостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления .

Он может изменить свои поступки, а новые поступки преобразуют его сознание и тем самым всю его последующую жизнь .

Если же информация о несоответствии желаемого поведения, поддерживающего самоуважение, и реальных поступков в сознание не допускается, то сигналы конфликта включают механизмы психологической защиты и конфликт не преодолевается, т. е. человек не может встать на путь самоусовершенствования .

Только переводя неосознаваемые импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах .

Исследование

Объект исследования: группа людей

Цель исследования: выявить взаимосвязь типа темперамента со стратегией психологической защиты в общении.

Метод: анкетирование

Исследование включает в себя проведение двух тестов: на определение типа темперамента и на диагностику доминирующей стратегии психологической защиты в общении. После выполнения одним человеком двух тестов определяются результаты и сопоставляются интересующие характеристики.

Приложение:

Тест «Диагностика ведущей стратегии защиты в общении с партнерами»

Инструкция к тесту

Выберите тот вариант ответа, который подходит вам больше всего

Тестовый материал

1. Зная себя, вы можете сказать:

a. я скорее человек миролюбивый, покладистый;

b. я скорее человек гибкий, способный обходить острые ситуации, избегать конфликтов;

c. я скорее человек, идущий напрямую, бескомпромиссный, категоричный.

2. Когда вы мысленно выясняете отношения со своим обидчиком, то чаще всего:

a. ищете способ примирения;

b. обдумываете способ не иметь с ним дел;

c. размышляете о том, как его наказать или поставить на место.

3. В спорной ситуации, когда партнер явно не старается или не хочет вас понять, вы вероятнее всего:

a. будете спокойно добиваться того, чтобы он вас понял;

b. постараетесь свернуть с ним общение;

c. будете горячиться, обижаться или злиться.

4. Если защищая свои важные интересы, вы почувствуете, что можете поссориться с хорошим человеком, то:

a. пойдете на значительные уступки;

b. отступите от своих притязаний;

c. будете отстаивать свои интересы.

5. В ситуации, где вас пытаются обидеть или унизить, вы скорее всего:

a. постараетесь запастись терпением и довести дело до конца;

b. дипломатичным образом уйдете от контактов;

c. дадите достойный отпор.

6. Во взаимодействии с властным и в то же время несправедливым руководителем вы:

a. сможете сотрудничать во имя интересов дела;

b. постараетесь как можно меньше контактировать с ними;

c. будете сопротивляться его стилю, активно защищая свои интересы.

7. Если решение вопроса зависит только от вас, но партнер задел ваше самолюбие, то вы:

a. пойдете ему навстречу;

b. уйдете от конкретного решения;

c. решите вопрос не в пользу партнера.

8. Если кто-то из друзей время от времени будет позволять себе обидные выпады в ваш адрес, вы:

a. не станете придавать этому особого значения;

b. постараетесь ограничить или прекратить контакты;

c. всякий раз дадите достойный отпор.

9. Если у партнера есть претензии к вам, и он при этом раздражен, то вам привычнее:

a. прежде успокоить его, а затем реагировать на претензии;

b. избежать выяснения отношений с партнером в таком состоянии;

c. поставить его на свое место или прервать.

10. Если кто-нибудь из коллег станет рассказывать вам о том плохом, что говорят о вас другие, то вы:

a. тактично выслушаете все до конца;

b. пропустите мимо ушей;

c. прервете рассказ на полуслове.

11. Если партнер слишком проявляет напористость и хочет получить выгоду за ваш счет, то вы:

a. пойдете на уступку ради мира;

b. уклонитесь от окончательного решения в расчете на то, что партнер успокоится и тогда вы вернетесь к вопросу;

c. однозначно дадите понять партнеру, что он не получит выгоду за ваш счет.

12. Когда вы имеете дело с партнером, который действует по принципу “урвать побольше”, вы:

a. терпеливо добиваетесь своих целей;

b. предпочитаете ограничить взаимодействие с ним;

c. решительно ставите такого партнера на место.

13. Имея дело с нагловатой личностью, вы:

a. находите к ней подход посредством терпения и дипломатии;

b. сводите общение до минимума;

c. действуете теми же методами.

14. Когда спорщик настроен к вам враждебно, вы обычно:

a. спокойно и терпеливо преодолеваете его настрой;

b. уходите от общения;

c. осаждаете его или отвечаете тем же.

15. Когда вам задают неприятные, подковыривающие вопросы, вы чаще всего:

a. спокойно отвечаете на них;

b. уходите от прямых ответов;

c. “заводитесь”, теряете самообладание.

16. Когда возникают острые разногласия между вами и партнером, то это чаще всего:

a. заставляет вас искать выход из положения, находить компромисс, идти на уступки;

b. побуждает сглаживать противоречия, не подчеркивать различия в позициях;

c. активизирует желание доказать свою правоту.

17. Если партнер выигрывает в споре, вам привычнее:

a. поздравить его с победой;

b. сделать вид, что ничего особенного не происходит;

c. “сражаться до последнего патрона”.

18. В случаях, когда отношения с партнером обретают конфликтный характер, вы взяли себе за правило:

a. “мир любой ценой” - признать свое поражение, принести извинения, пойти на встречу пожеланиям партнера;

b. “пас в сторону” - ограничить контакты, уйти от спора;

c. “расставить точки над “и” - выяснить все разногласия, непременно найти выход из ситуации.

19. Когда конфликт касается ваших интересов, то вам чаще всего удается его выигрывать:

a. благодаря дипломатии и гибкости ума;

b. за счет выдержки и терпения;

c. за счет темперамента и эмоций.

Ключ к тесту

Для определения присущей респонденту стратегии психологической защиты в общении с партнерами надо подсчитать сумму ответов каждого типа:

· Вариант “а” - миролюбие,

· Вариант “b” - избегание,

· Вариант “c” - агрессия.

Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит в контакте с партнерами испытуемый активно использует разные защиты своей субъективной реальности.

Интерпретация результатов теста:

Миролюбие - психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для Я личности.

Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного - сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я.

Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты. Важно еще иметь подходящий характер - мягкий, уравновешенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с “хорошим” характером создают психогенную предпосылку для миролюбия.

Разумеется, бывает и так, что человек с неважным характером также вынужден показывать миролюбие. Скорее всего его “обломала жизнь”, и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и обстоятельствами, то есть она социогенная. В конце концов, не так уж важно, что движет человеком - природа или опыт, или и то и другое вместе, - главное результат: выступает ли миролюбие ведущей стратегией психологической защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.

Не следует полагать, что миролюбие - безукоризненная стратегия защиты Я, пригодная во всех случаях. Сплошное или слащавое миролюбие - доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвана оберегать психологическая защита. Победитель не должен становиться трофеем. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами).

Избегание - психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект.

Избегание носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида. У него слабая врожденная энергия: бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент.

Возможен иной вариант: человек обладает от рождения мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я. Правда, наблюдения показывают, что одного ума для доминирующей стратегии избегания недостаточно. Умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъективной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценностей и завоеваний. Очевидно, нужна еще и воля.

Наконец возможен и такой вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет вовремя сказать себе: “не возникай со своим Я”. Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и, несомненно, жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: “не тяни на себя одеяло”, “не плюй против ветра”, “не садись не в свой троллейбус”, “сделай пас в сторону”.

Стратегия миролюбия строится на основе добротного интеллекта и уживчивого характера - весьма высокие требования к личности. Избегание будто бы проще, не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле.

Агрессия - психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта. Инстинкт агрессии - один из “большой четверки” инстинктов, свойственных всем животным - голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия не выходит из репертуара эмоционального реагирования. Достаточно окинуть мысленным взором типичные ситуации общения, чтобы убедиться, сколь расхожа, легко воспроизводима и привычна она в жестких или мягких формах. Ее мощная энергетика защищает Я личности на улице в городской толпе, в общественном транспорте, в очереди, на производстве, дома, во взаимоотношениях с посторонними и очень близкими людьми, с друзьями и любовниками.

С увеличением угрозы для субъектной реальности личности ее агрессия возрастает. Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль “передаточного звена” - с его помощью агрессия “нагнетается”, “раскручивается на полную катушку”. Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла.

Тест на определение темперамента

Инструкция к тесту

отвечать «да» или «нет» на вопросы

1. чувствовал бы ты себя несчастным человеком, если бы надолго был лишен возможности разговаривать с людьми?

2. легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?

3. любишь ли ты вносить оживление в компанию?

4. любишь ли ты бывать в большой компании?

5. держишься ли ты свободно в большой компании?

6. тянет ли тебя пообщаться с людьми в свободное время?

7. испытываешь ли ты желание больше быть среди людей?

8. предпочитаешь ли ты уединение большой компании?

9. молчишь ли ты, не торопясь вступить в контакт в обществе незнакомых людей?

10. молчалив ли ты в кругу друзей?

11. держишься ли ты обособленно в компании и на вечеринках?

12. любишь ли ты подолгу бывать один?

13. всегда ли ты готов с ходу, не раздумывая, включиться в интересующий тебя разговор?

14. часто ли в разговорах с людьми ты говоришь не подумав?

15. часто ли ты твои мысли перескакивают одной на другую во время разговора?

16. возникают ли у тебя конфликты с друзьями из-за того, что ты им что-то говоришь не подумав?

17. можешь ли ты без долгих раздумий задать другому человеку щекотливый, трудный для него вопрос?

18. часто ли ты говоришь, не подумав как следует?

19. начинаешь ли ты обычно первым разговор в компании?

20. можешь ли ты, не раздумывая, обратиться с просьбой к незнакомому человеку?

21. предпочитаешь ли ты подумать, взвесить свои слова прежде, чем высказаться?

22. долго ли ты мысленно готовишься к тому, чтобы высказать свое мнение?

23. склонен ли ты сначала подумать, а потом говорить?

24. легко ли тебе удержаться от высказывания вслух неожиданно возникшей мысли?

25. ранимый ли ты человек?

26. часто ли тебе не спится из-за того, что ты поссорился с друзьями?

27. испытываешь ли ты чувство беспокойства, если тебя неправильно поняли во время разговора?

28. плохо ли к тебе относятся близкие люди?

29. обижаешься ли ты, когда люди указывают на твои недостатки?

30. возникает ли у тебя беспокойство и тревожность перед каким-нибудь важным, ответственным разговором?

31. обижаешься ли ты на то, как окружающие обходятся с тобой?

32. волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?

33. нуждаешься ли ты в людях, которые тебя утешили и поддержали?

34. дрожат ли у тебя руки во время ссоры?

35. легко ли тебя обидеть?

36. часто ли ты чувствуешь себя неуверенно в общение с людьми?

Определяем результат теста по ключу:

Энергичность в общении с людьми:

ДА в вопросах: 1,2,3,4,5,6,7

НЕТ в вопросах: 8,9,10,11,12

Пластичность в общение с людьми:

ДА в вопросах: 13,14,15,16,17,18,19,20

НЕТ в вопросах:21,22,23,24

Эмоциональность в общении:

ДА в вопросах: 25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36

Результаты:

До 4 - низкий показатель

4-5 - средний

8-9 - высокий показатель

Сангвиник - среднеразвитые показатели по всем свойствам.

Холерик - высокие показатели по энергичности, эмоциональности при средних и высоких по пластичности.

Флегматик - низкие показатели по всем свойствам темперамента.

Меланхолик - низкие показатели по энергичности, пластичности, высокие по эмоциональности.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты