|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Национально-федеральные отношенияНационально-федеральные отношения64 Владимирский филиал РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Кафедра социально-гуманитарных дисциплин М.И. ДАВЫДОВ НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Методические рекомендации Владимир 2006 ББК 66.5 Печатается по решению редакционно-издательского совета Владимирского филиала РАГС Давыдов М.И. Национальные и федеративные отношения: методические рекомендации. - Владимир: ВФ РАГС, 2006. - 27 с. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с учебным планом дисциплины «Национальные и федеративные отношения» и предназначены для студентов и слушателей ВФ РАГС. Методические рекомендации включают в себя учебный план и программу курса, методические материалы, план практического занятия, список рекомендуемых источников и литературы, контрольные тесты, вопросы для самопроверки и подготовки к зачету. Методические рекомендации могут быть использованы работниками сферы государственной службы, занимающимися вопросами национальной и федеративной политики. Рецензенты: Гуляева В.В., д.и.н., профессор, зав. кафедрой истории и музеологии Владимирского государственного университета; Малахова М.А., к.и.н., доцент кафедры управления Владимирского филиала РАГС Ответственный за выпуск - Е.А. Плеханов © Владимирский филиал Российской академии государственной службы © Давыдов М.И. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Национальные и федеративные отношения» является одной из дисциплин, закладывающих фундамент профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в аспекте усвоения ими теории и практики национальной и федеративной политики как в зарубежных странах, так и в современной России. Национальные и федеративные отношения неразрывно связаны с рядом общественных и юридических дисциплин, таких как этнография, демография, философия, история, политология и теория и история государства и права. По сути, в рамках курса дается освещение основных путей практического воплощения идей и представлений о взаимодействии отдельных этносов, способах их бесконфликтного сосуществования, вариантах организации политических структур и административно-территориального устройства с учетом интересов и реальных возможностей всех народов и социальных групп. К числу важнейших проблем, изучаемых в рамках курса национальных и федеративных отношений, относятся возникновение и развитие основных институтов федерализма, а также эволюция представлений о межэтническом взаимодействии, способах ликвидации и профилактики межнациональных конфликтов. Целью учебного курса является формирование у студентов основ правовой культуры и правового сознания, необходимых как для комплексного понимания процесса формирования федеративной государственности и путей межэтнической солидарности в различные исторические эпохи вплоть до наших дней, так и для прогнозирования основных тенденций развития современной этнополитической обстановки в ближайшей и отдаленной перспективе. В связи с последним обстоятельством изучение национальных и федеративных отношений имеет важное значение для формирования системы профессиональных знаний государственных и муниципальных служащих. Сообразно заявленным целям определяются основные задачи курса: - уяснение основных закономерностей возникновения и развития этносов, форм межэтнического диалога; - изучение важнейших положений федерализма и их дальнейшей эволюции на различных этапах истории человечества. - овладение навыками анализа этнополитических ситуаций и прогнозирования путей их разрешения. Содержание курса национальных и федеративных отношений включает в себя лекционные и практические занятия. Формой итоговой проверки знаний студентов является зачет. тематический план
Национальные и федеративные отношения как предмет научного исследования, его проблематика и методологическая основа. Междисциплинарные связи и место национальных и федеративных отношений в системе общественных наук. Практические аспекты курса национально-федеративных отношений и их связь с профессиональной деятельностью государственных служащих. Значение национальных и федеративных отношений как научно-практической дисциплины. Тема 2. Нация как объект научного анализа и политикиПонятие нации, его толкования. Основные критерии нации. Развитие этносов. Малые народы. Диаспора. Теории этногенеза. Типология этносов (племя, народность, нация). Структурные элементы наций: субэтносы, суперэтносы. Этногенез народов России.Политические аспекты национального (нация-этнос, нация-государство). Роль национального фактора в политике. Борьба наций за самоопределение. Колониализм, неоколониализм, деколонизация. Этнополитическая карта современного человечества.Культурно-конфессиональные аспекты национального. Психологические аспекты национального (национальный характер, менталитет, традиции, историческая память). Их влияние на межнациональные отношения.Тема 3. Культура межнационального общения. Этнополитические конфликты: пути предупреждения и регулирования Межнациональные отношения: сущность и формы. Различные теории межнациональных отношений (стратификационные, ассимиляторские, этнической солидарности, культурного плюрализма). Культура межнационального общения, ее основные принципы (толерантность, взаимное уважение, конструктивное взаимовыгодное сотрудничество): теория и практика. Национализм. Его формы. Положительные и отрицательные аспекты национализма. Влияние национализма на развитие межнациональных отношений. Межнациональные конфликты: причины, сущность, типология. Беженцы и вынужденные переселенцы. Миграционные процессы и их связь с межнациональными конфликтами. Влияние социально-политических и социально-экономических факторов на развитие конфликтных ситуаций. Профилактика и решение этнополитических разногласий. Тема 4. Теория федерализма. Зарубежная практика федеративных отношений Теория федерализма. Формы федераций (договорная, централистская, кооперативная). Симметричные и ассиметричные федерации, сущность различий между ними. Плюсы и минусы федеративного устройства. Традиции федерализма в зарубежных странах. Влияние демократии, роль гражданского общества в развитии федераций. Возникновение и эволюция зарубежных федераций. Межнациональные отношения в федеративных государствах. Современные тенденции развития федерализма: возрастание роли субъектов - регионов, межрегиональное сотрудничество. Пути и перспективы развития федеративной модели государственного устройства. Тема 5. Национальные и федеративные отношения в России. Прошлое и современность Основные вехи в развитии национальных и федеративных отношений в дореволюционной России и СССР. Национально-государственные и национально-территориальные автономии в составе СССР. Положительные и отрицательные моменты в развитии национальных окраин. Этнополитическая ситуация в современной России. Проблемы малых народов и народов Крайнего Севера. Ситуация на Кавказе. Проблемы депортированных народов, беженцев и переселенцев. Деятельность экстремистских организаций и борьба с ними; основные очаги межнационального противостояния. Концепция государственной национальной политики и проблемы в ее реализации. Федеративный договор 1992 г. и формирование современной модели федерации в России. Корректировка векторов развития федерации в современных условиях. Основные препятствия развитию федеративных отношений в России. Пути их преодоления. Учебно-методическиЕ МАТЕРИАЛЫ Тема 1. Национальные и федеративные отношения как научно-практическая дисциплина. Ее место в системе общественных наукВ рамках курса национальных и федеративных отношений рассматриваются теоретические и практические аспекты государственного строительства, организации административно-территориального устройства, разработки и осуществления основных направлений национальной и региональной политики. Разумеется, отдельные аспекты обозначенных проблем уже достаточно долгое время плодотворно разрабатываются в рамках других научных дисциплин, однако отсутствие комплексного подхода к их рассмотрению имеет и свои недостатки: так, зачастую тесно связанные друг с другом вопросы исследуются независимо, разрозненно, что, соответственно, не позволяет получить целостной картины изучаемого объекта или явления. Преодоление данного препятствия возможно с помощью междисциплинарных связей. По сути, междисциплинарным является и сам курс национальных и федеративных отношений.Предметная область курса расположена на стыке целого ряда общественных наук:- этнографии и этнологии (происхождение и развитие этнических общностей); - антропологии, культурологии и религиоведения (развитие культуры в различных человеческих обществах); - психологии, конфликтологии и этнополитологии (изучение национального характера, менталитета; межнациональное общение, этнополитические конфликты); - социологии и демографии (социально-экономические аспекты развития наций); - политологии, теории и истории государства и права (государствоведение, анализ различных политических систем, форм административно-территориального устройства). Особенностью курса национальных и федеративных отношений является его ориентированность не только на теоретические стороны изучаемых проблем, но и на их практическую реализацию, в том числе в повседневной работе соответствующих органов государственной власти. Поэтому вполне уместно говорить о научно-практическом характере рассматриваемой дисциплины. Тема 2. Нация как объект научногоанализа и политикиЭтнос (нация) - это исторически сложившаяся на определенной территории и самоидентифицирующаяся устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологии. Данное определение является одним из многих имеющихся, так как общепринятого определения этноса не существует ввиду разнообразия подходов к изучаемой проблеме. В то же время оно полностью вбирает в себя все основные критерии нации.Как и любое явление нации постоянно находятся в развитии. В отечественной традиции общепринятой считается так называемая восходящая типология этносов: племя (объединение людей на основе общности мифологии, ритуалов и обычаев), народность (объединение людей на основе общности культуры) и нация (объединение людей на основе общности культуры, социально-экономического и общественно-политического уклада). Стадия нации характеризуется обретением этногосударственности или стремлением к таковой. Внутри крупных наций выделяют субэтносы, или этнографические группы (крупные объединения людей, которым помимо общенациональных присущи собственные языковые и культурно-исторические особенности; например, поморы, казачество у русских), а также диаспоры (исторически обособленные части нации, развивающиеся в инонациональном окружении). Стадии нации не достигают так называемые малые народы, не обладающие достаточным потенциалом для борьбы за политическую независимость, но в то же время продолжающие сохранять языковые и культурные традиции. Кроме того следует выделить так называемые суперэтносы - наднациональные объединения людей по признаку сходства их менталитета, мироощущения и ценностно-оценочных ориентаций (например, Запад и Восток; в более узком контексте - американцы, россияне, китайцы, Исламский мир).Этническая карта России представлена прежде всего народами славянской группы индоевропейской языковой семьи (русские, украинцы, белорусы), тюркской группы алтайской языковой семьи (татары, чуваши, башкиры) и финно-угорской группы уральско-юкагирской семьи (мордва, удмурты, марийцы). В общей сложности указанные народы составляют около 95% населения страны (в том числе только русские - более 80%). Наиболее пестрая этническая картина наблюдается на Северном Кавказе и в крупных мегаполисах (в последних прежде всего за счет миграционных потоков). В настоящее время в России насчитывается 32 национально-культурные автономии (республики, автономная область, автономные округа).В литературе остается дискуссионной проблема соотнесения национального и политического. На Западе эти понятия зачастую смешивают: так, под русским там понимают любого гражданина России вне зависимости от его этнической принадлежности, отказывая в то же время в праве именоваться русскими тем представителям русского народа, которые проживают вне метрополии. Данный подход не универсален, отвергая, по сути, возможность успешного развития для многонационального государства. Однако многовековой опыт последних (в частности, Китай, Индия, Швейцария) доказывает, что уместнее говорить не о нации-государстве, а о нации-этносе, совокупность которых и создает этническую мозаику государства. Более того национальный фактор в политике и в настоящее время продолжает играть достаточно заметную роль, и игнорировать его недопустимо. К проявлениям национального начала в политике можно отнести и борьбу наций за самоопределение, и деятельность разнообразных национальных, национально-освободи-тельных, националистических организаций и объединений, а также собственно национальную политику (государственные мероприятия в сфере регулирования межнациональных отношений). Однако нельзя обойти стороной и тот факт, что из более чем 5 тысяч этносов, существующих на Земле, лишь около 200 обладают собственной государственностью.Самобытность наций в решающей степени определяется присущей им культурой, традициями, социально-экономи-ческим укладом, в меньшей степени религиозно-конфессиональ-ными предпочтениями. Исключительно важны и психологические аспекты национального, позволяющие вести речь об уникальном опыте поддержания внутреннего единства и мотивирования духовно-практической деятельности самими членами этнических объединений (национальная культура и ее развитие), взаимодействии отдельных этносов друг с другом, формировании у них исторической памяти, национального характера (специфических ценностно-оценочных ориентаций по отношению к окружающему миру) и т.п. К сожалению, данный аспект национальных отношений изучен еще сравнительно слабо.Тема 3. Культура межнационального общения. Этнополитические конфликты: пути предупреждения и регулирования Нации не живут обособленно, они постоянно взаимодействуют друг с другом. Такого рода взаимодействие получило наименование межнационального общения. Процессы общения происходят на уровне личностном (персональном), групповом, массовом, психологического контакта, обмена информацией, взаимодействия и взаимовлияния и в многообразных формах: официальной, служебной и неофициальной (неформальной), непосредственной (личные контакты, обмен информацией посредством слов, мимики, жестов и т.п.) и опосредованно (при помощи средств массовой информации и коммуникации, предметов культуры, официальных документов, произведений искусства и т.п.). Активную разработку получили различные теории межнациональных отношений. Согласно стратификационной теории между социальной и национальной структурами общества имеется четкая взаимосвязь. Соответственно существующие в обществе различные сферы жизнедеятельности, виды занятий, профессии и т.д. приобретают четкую этническую окраску, становясь привилегией тех или иных национальных групп. Этнические группы, находящиеся на вершине социальной иерархии выступают здесь как доминирующие группы или этносы-доминанты, те же, кто находятся на низших социальных ступенях, превращаются в этнических аутсайдеров. В различных ассимиляторских теориях основной упор делается как раз на взаимоотношения этносов-доминантов и этносов-аутсайдеров. Удел последних по мысли большинства исследователей данного направления - растворение в составе господствующей нации. Сторонники концепции этнической солидарности утверждают, что в современном мире основным принципом, объединяющим людей в общественные группы, выступает их этническая принадлежность, а все остальные формы групповой солидарности (классовые, сословные) утрачивают свое значение. Стало быть, межнациональные конфликты являются неизбежным злом, и избежать их можно только посредством создания мононациональных государств. В противовес предыдущим направлениям идея культурного плюрализма, напротив, отстаивает тезис о самоценности и равенстве всех наций. Аргументы сторонников культурного плюрализма основываются на убеждении, что от этнического, языкового, культурного и религиозного разнообразия общество только выигрывает. Активизация связей и отношений между народами придает актуальность вопросу о культуре межнационального общения. Ее основными принципами необходимо признать толерантность, взаимное уважение, конструктивное взаимовыгодное сотрудничество. В противном случае неизбежны конфликтные ситуации и межнациональные столкновения и, как следствие, появление беженцев, вынужденных переселенцев, ухудшение социально-экономической, социально-политической и криминогенной ситуации. Тема 4. Теория федерализма. Зарубежная практика федеративных отношений Федерация (от лат. foederatio - «союз», «объединение») - форма административно-территориального устройства, при которой несколько государственных образований, обладающих определенной политической властью, образуют единое союзное государство, делегируя ему основную часть своих суверенных полномочий. То есть от унитарных государств федерация отличается прежде всего более развитым политико-правовым статусом составляющих ее субъектов, а от конфедераций - приоритетом федерального законодательства и органов власти в организации и управлении союзным государством. В общей массе государственных образований планеты количество федеративных объединений сравнительно невелико (примерно 10% или около 20 в абсолютном выражении); в то же время на долю федераций приходится более 40% обитаемой суши и почти треть населения Земли. Выделяют несколько основных форм федераций. Это - договорная (создается «снизу», самими субъектами, благодаря чему последние сохраняют значительную автономию), централистская (противоположность предыдущей, здесь доминирует федеральный центр) и кооперативная (активное сотрудничество между субъектами как на вертикальном, так и на горизонтальном уровне; допускается перераспределение полномочий между субъектами) формы федерации. Классическими образцами договорной формы федерации принято называть США и Швейцарию (кстати, оба эти государства эволюционировали из конфедеративных объединений). К кооперативным федерациям относят Германию, Австрию. Примерами централистской модели федерации могут служить Индия, Аргентина, Мексика. Дополнительно также выделяют симметричные и ассиметричные федерации, различающиеся юридическим статусом составляющих ее субъектов (в первом случае все субъекты одинаковы по своему статусу, во втором - нет: например, привилегированными правами обладают Квебек в Канаде, национальные республики и автономии в России и т.п.). В большинстве федеративных государств действуют республиканские режимы, однако имеются и федерации-монархии (Бельгия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). Имеются и многоуровневые федеративные (конфедеративные) объединения (например, Канада и Австралия входят в состав Британского Содружества и официально возглавляются королевой Великобритании; Пуэрто-Рико обладает статусом свободно присоединившегося к США государства), однако общее число таких над- и межгосударственных объединений крайне невелико. Несомненным плюсом федеративного устройства является возможность более гибкого подхода к решению национальных, религиозных противоречий и проблем, сохранению самобытного уклада отдельных категорий населения, развитию регионов и т.п. Именно в федерациях по сравнению с унитарными государствами наиболее полно раскрываются принципы демократии и народного суверенитета. Свидетельство тому - опыт зарубежных федераций, таких как США, Швейцария, Германия и т.д. Тема 5. Национальные и федеративные отношения в России. Прошлое и современность В государственном строительстве России этнический фактор всегда играл важную роль. Однако если в дореволюционный период упор делался на русификацию окраин, то в последующее время - на национально-культурное развитие последних и создание широкой сети национальных автономий. Примечательно, что титульная нация - русские (более 80% населения страны) - подобных этнополитических привилегий не получила. В области национальной политики наиболее остро ощущаются проблемы народов Крайнего Севера и малых народов (им угрожает ассимиляция), а также бывших депортированных этносов, беженцев и вынужденных переселенцев. Крайне сложной остается ситуация на Кавказе. Все обозначенные вопросы находятся в фокусе принятой в 1996 г. Концепции государственной национальной политики, важнейшим приоритетом которой заявлено сохранение этнокультурного разнообразия России и дальнейшее свободное развитие населяющих ее народов в рамках федеративного устройства государства. К сожалению, реализация Концепции происходит недостаточно эффективно; в то же время нельзя обойти стороной целый ряд положительных изменений. Это - ослабление межнациональной розни, относительный спад активности экстремистских организаций, развитие диалога государства с национальными и конфессиональными объединениями, упорядочивание миграционных потоков и т.д. Говоря об отечественном опыте федеративного строительства, необходимо отметить, что впервые Россия приобрела его еще в XV - XVII вв., когда в составе единого государства продолжали сохраняться уделы русских служилых князей и татарских царевичей. Позднее, в XIX в., ряд регионов страны получил права широкой автономии (Польша, Финляндия, среднеазиатские ханства). Однако только в XX столетии принцип федерализма был положен в основу административно-террито-риального устройства страны: появились союзные и автономные республики (так называемые национально-государственные автономии), автономные области, автономные округа (национально-территориальные автономии). Вопрос о степени эффективности советской модели федерации продолжает оставаться дискуссионным. С одной стороны в ее рамках впервые стало возможным полноценное развитие многих этносов. С другой же - отсутствие опыта национально-государственного строительства, перекосы в национальной политике, уход от решения накопившихся проблем привели к росту сепаратистских и националистических настроений, межэтническим столкновениям и в конечном счете к распаду СССР. В 1992 г., с принятием Федеративного договора, начался новый этап истории Российского государства. В последующем развитии отечественной модели федерализма отчетливо проявляется тенденция постепенной эволюции от ассиметричной договорной федерации в сторону централистской федерации и даже далее - в сторону унитарного государственного устройства. В целом, можно признать, что развитие федерализма протекает в России крайне медленно, прежде всего по причине незрелости гражданского общества, а также отсутствия четко определенных приоритетов и правовой базы избранного варианта государственного строительства. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Перспективы развития национальных ифедератив ых отношений в России (КРУГЛЫЙ СТОЛ) 1. Нормативно-правовая база развития национальных и федеративных отношений в Российской Федерации. 2. Актуальные проблемы и основные тенденции развития национальных и федеративных отношений в современной России. 3. Этнополитическая ситуация во Владимирской области в контексте общероссийской ситуации в сфере национальных и федеративных отношений. Список рекомендуемых источников и литературы: 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. 2. Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. 3. Закон Российской Федерации «О национально-культурных автономиях» // Российская газета. 1996. 25 июня. 4. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909: «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». 5. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996. 6. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000. 7. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В., Крылов Б.С. и др. Субъект Российской Федерации. Правовое положение и полномочия. М., 1998. 8. Власов Д.В. Конституционно-правовое регулирование национальных и федеративных отношений в Российской Федерации. М., 1998 9. Галаев А., Королева-Конопляная Г. Федерализм в России: Исторические предпосылки и современный этап развития. М., 1997. 10. Попов А.И. Региональная политика в России, проблемы государственного управления. М., 1999. 11. Российская Федерация сегодня. 2004. № 3 (Тематический выпуск журнала: «Новой государственности России - 10 лет»). Список рекомендуемых источников и литературы по курсу «НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» Основная литература: 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. 2. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учебное пособие. СПб., 2004. 3. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. Учебное пособие. СПб., 2004. 4. Власов Д.В. Конституционно-правовое регулирование национальных и федеративных отношений в Российской Федерации. М., 1998 5. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения / под ред. Абдулатипова Р.Г. М., 1995. 6. Козлов А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. М., 1996. 7. Основы национальных и федеративных отношений. М., 2001. 8. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». 9. Попов А.И. Региональная политика в России, проблемы государственного управления. М., 1999. 10. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999. 11. Умнова И.А. Конституционные основы современного Российского федерализма. М., 1998. 12. Федерализм. Энциклопедия. М., 2000. 13. Федеративный договор: Документы. Комментарий/ под ред. Абдулатипова Р.Г. М., 1992, 1994. 14. Этнополитология. Учебное пособие - хрестоматия/ Сост. Тураев В.А. М., 2001. Дополнительная литература: 1. Абдулатипов Р.Г. Малочисленные народы России: государственно-правовые механизмы защиты и развития. М., 1999. 2. Абдулатипов Р.Г. Этнополитические конфликты в СНГ: наднациональные механизмы разрешения. М., 1997. 3. Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А., Чичановский А.А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М., 1997. 4. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. М., 2000. 5. Вертикаль власти: проблема укрепления российской государственности в современных условиях. Ростов-на-Дону, 2001. 6. Вопросы национальных и федеративных отношений. Вып. 1-7. М., 1995-2005. 7. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб., 1998. 8. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М., 2000. 9. Жарников А.Е. Этногенез и социально-политические процессы. М., 2005. 10. Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994. 11. Колосов В. Политическая география: проблемы и методы. Л., 1988. 12. Конфликты в современной России / под ред. Степанова Е.И. М., 1999. 13. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М., 1997. 14. Лексин В., Швецов А. Государство и регионы. Территория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2000. 15. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. 16. Марченко Г.И. Этнополитология. М., 1999. 17. Мастюгина Т.М., Перепелкина Т.С. Этнология. Народы России: история и современное положение. М., 1997. 18. Медведев Н.П. Политическая регионалистика. Учебное пособие. М., 2004. 19. Михайленко А.Н. Содружество Независимых Государств: факторы развития. М., 2003. 20. Остром В. Смысл американского федерализма. М., 1993. 21. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ (прежде всего - Послания от 16 мая 2003 г. и 26 мая 2004 г.). 22. Реализация принципов федерализма: (На примере Сев. Кавказа) / под ред. Игнатова В.Г. Ростов-на-Дону, 1997. 23. Российская Федерация сегодня. 2004. № 3, 20, 21; 2005. № 17, 18. 24. Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив / под ред. Абдулатипова Р.Г. М., 1998. 25. Россия регионов: трансформация политических режимов / под ред. Гельмана В., Рыженкова С. М., 2000. 26. Синцов А.Г. Север в системе геополитических координат современной России. М., 2004. 27. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995. 28. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. 29. Туровский Р.Ф. Политическая география. М., Смоленск, 1999. 30. Федерализм власти и власть федерализма / под ред. Губогло М. М., 1997. 31. Фельдман Д.М. Политология конфликта. М., 1998. 32. Ценность и смысл национального самосознания. М., 1996. 33. Цыганков А. Современные политические режимы: Структура, типология, динамика. М., 1995. 34. Этнос и политика. Хрестоматия. М., 2000. вопросы ДЛЯ самопроверки 1. Курс «Национальные и федеративные отношения» как научно-практическая дисциплина. 2. Основные критерии нации. 3. Структурные элементы наций. 4. Роль национального фактора в политике. 5. Место религии в жизни и развитии этносов. 6. Национальный менталитет. 7. Этнополитическая карта России. 8. Проблемы малых народов. 9. Межнациональные отношения и их формы. 10. Национализм и формы его проявления. 11. Миграционные процессы. Виды миграционных потоков. 12. Межнациональные конфликты. 13. Этнополитическая ситуация в современном мире. 14. Исторический опыт развития национальных и федеративных отношений в России. 15. Основные проблемы развития межнациональных отношений в современной России. 16. Приоритеты государственной национальной политики Российской Федерации. 17. Федерация и конфедерация: общие черты и особенности. 18. Отличия федераций от унитарных государств. 19. Формы федераций. 20. Взаимоотношения Центра и регионов в федеративных государствах: основные подходы. 21. Межнациональные отношения в федеративных государствах. 22. Исторический опыт государственного строительства в зарубежных федерациях. 23. Место федераций в современном мире. 24. Основные этапы развития российской модели федерализма. 25. Федеративные отношения в России на современном этапе. контрольные ТЕСТЫ 1. В рамках курса «Национальные и федеративные отношения» изучаются: A. Государственная политика в сфере национальных и федеративных отношений. B. Нации, национальная политика, теория и практика федерализма. С. Развитие отдельных наций и их сообществ, государственное управление. D. Межнациональные, геополитические и социально-политические конфликты. 2. Важнейшими критериями нации (этноса) являются: A. Религия. B. Язык, культура. C. Опыт хозяйствования на определенной территории. D. Особенности менталитета («национальная психология»). 3. Особенностью этноса как формы объединения людей является: A. Замкнутость. B. Статичность. C. Надклассовость. D. Компактность. 4. Субэтносом называют: A. Часть нации, имеющую собственные традиции и особенности культуры. B. Этнические меньшинства. C. Малые народы. D. Этносы, выделившиеся из состава других этносов. 5. Развитие наций в решающей степени определяется: A. Развитием национального самосознания. B. Развитием культуры, социально-экономических и политических отношений. С. Развитием взаимоотношений с другими народами. D. Развитием национальной государственности. 6. Характер межнациональных отношений в современных обществах определяется: A. Нормами международного права. B. Социально-экономическими причинами и культурно-историческими особенностями. C. Государственной политикой. D. Всем вышеперечисленным. 7. Под ассимиляцией понимают: A. Поглощение одним этносом другого. B. Одну из форм геноцида. C. Слияние двух или более этносов в единую нацию. D. Обмен между нациями их культурными достижениями. 8. Питательная среда межнациональных конфликтов: A. Классовая вражда. B. Сословные различия. C. Культурные различия. D. Ксенофобия. 9. Специфическими чертами, характеризующими особенности развития и современное состояние национальных отношений в Российской Федерации, являются: A. Продуманная национальная политика. B. Изоляционизм в развитии отдельных этносов. С. Насильственная русификация национальных окраин. D. Развитость структуры национально-территориальных автономий. 11. Демографическая ситуация в России с начала 1990-х гг. характеризуется: A. Стабилизацией миграционных процессов. B. Ростом естественной убыли населения. С. Стабилизацией структуры народонаселения. D. Улучшением демографической ситуации. 12. Основным источником миграции в Россию являются: А. Государства Прибалтики. В. Белоруссия, Молдавия. С. Украина, государства Средней Азии и Закавказья. D. Страны «дальнего зарубежья». 13. Наиболее остро проблема незаконной миграции ощущается: А. В крупных мегаполисах. В. В Сибири и на Дальнем Востоке. С. На Урале. D. В Поволжье. 14. Беженцы и вынужденные переселенцы составляют значительную долю в структуре народонаселения: A. Крупных мегаполисов. В. Приграничных территорий. С. Южного федерального округа. D. Дальневосточного федерального округа. 15. Основными факторами нестабильности на Северном Кавказе выступают: А. Социально-экономические проблемы. В. Слабость и неорганизованность властных структур на местах. С. Миграционные процессы. D. Все вышеперечисленное. 16. К проблеме развития народов Крайнего Севера относится: А. Необходимость приспособления образа жизни местных народов к современным условиям. В. Поиск диалога между аборигенами и переселенцами. С. Возвращение к традиционным способам природопользования на Крайнем Севере. D. Все вышеперечисленное. 17. Основной проблемой развития национальной политики в Российской Федерации на современном этапе является: А. Националистические и экстремистские движения. В. Отсутствие четкого курса национальной политики. С. Лоббизм национальных элит и их влияние на принятие конкретных решений. D. Слабость контактов между представителями власти и национально-культурных объединений. 18. Федерацию от конфедерации отличает: А. Отказ субъектов от права на самоопределение. B. Подчинение субъектов союзному законодательству. С. Жесткое подчинение субъектов Центру. D. Тесное взаимодействие между субъектами на «горизонтальном уровне». 19. Федерацию от унитарного государства отличает: А. Сохранение определенной доли суверенитета у субъектов. В. Отсутствие у Центра рычагов влияния на политику субъектов. С. Возможность осуществления субъектами самостоятельной внешней политики. D. Равноправие правового статуса субъектов. 20. Характерными чертами договорной формы федерации являются: А. Слабость институтов гражданского общества. В. Отсутствие у субъектов рычагов влияния на политику Центра. С. Развитость политико-правового статуса субъектов. D. Зависимость субъектов в процессе принятия решений от позиции Центра. 21. Характерными чертами централистской формы федерации являются: А. Преобладание центробежных тенденций в процессе развития федерации. В. Жесткое подчинение субъектов Центру. С. Развитость гражданского общества, политической культуры в нем. D. Лавирование Центра в процессе принятия решений в зависимости от позиции регионов. 22. К особенностям кооперативной формы федерации относятся: А. Постоянное взаимодействие Центра и регионов при решении проблем федерации. В. Слабость «горизонтальных связей» между субъектами. С. Жесткий подход к распределению суверенных полномочий между Центром и регионами. D. Слабость федерального Центра, его зависимость от субъектов. 23. Ассиметричные федерации представляют собой объединения субъектов: А. Сильно различающихся по величине и населенности. В. Обладающих различным политико-правовым статусом. С. Сильно различающихся по уровню развития. D. Населенных различными этносами. 24. Основной предпосылкой становления отечественной модели федерализма после Октябрьской революции 1917 г. следует считать: А. Успехи в развитии федеративных отношений в зарубежных странах. В. Развитость традиций русского дореволюционного федерализма. С. Полиэтничность и поликонфессиональность населения России. D. Развитость институтов гражданского общества в дореволюционной России. 25. Основными изъянами в организации советской модели федерализма являлись: А. Неэффективность организации структуры национально-федеративных отношений. В. Сращивание партийной и хозяйственной элит в национальных республиках. С. Отсутствие четких ориентиров дальнейшего развития федерации. D. Все вышеперечисленное. 26. Под «Парадом суверенитетов» в новейшей истории Российской Федерации понимается: А. Рост националистических настроений в отдельных республиках СССР в 80-е гг. XX в. В. Беловежское соглашение 1991 г. о создании СНГ. С. Декларирование своей независимости субъектами РФ в 1991-92 гг. D. Развитие федеративных отношений в РФ в 90-е гг. XX в. 27. Процесс распада территориальной целостности России был приостановлен: А. Августовским путчем 1991 г. В. Федеративным Договором 1992 г. С. Конституцией РФ 1993 г. D. Административной реформой структур исполнительной власти. 28. Сущность административной реформы структур исполнительной власти заключается: А. В подчинении субъектов федерации политике Центра. В. В формировании основ равноправного взаимодействия Центра и регионов. С. В передаче части объема суверенных полномочий из Центра в регионы. D. В перераспределении властных функций между Центром и регионами. 29: Современная Российская Федерация в наибольшей степени соответствует следующей модели государственного устройства: А. Кооперативная федерация. В. Договорная ассиметричная федерация. С. Централистская ассиметричная федерация. D. Унитарное государство. 30. Общее количество субъектов федерации РФ на 01.01.2006 г. равняется: А. 78; В. 88; С. 89; D. 92. вопросы к ЗАЧЕТУ 1. Проблематика курса «Национальные и федеративные отношения». 2. Нация (этнос). Подходы к трактовке данного термина. 3. Развитие наций согласно различных теорий этногенеза. 4. Этногенез народов России. 5. Этнопсихологические особенности наций. Их сущность и формы проявления. 6. Культурно-лингвистическая составляющая в жизни нации. 7. Конфессиональный фактор в межнациональных отношениях. 8. Малые народы и их проблемы. 9. Нации в современном мире. Влияние национального фактора на социально-экономические и политические отношения в обществе. 10. Национализм, его формы и влияние на межнациональные отношения. 11. Межнациональные отношения. Сущность, формы. 12. Культура межнационального общения. 13. Миграция населения и ее влияние на межнациональные отношения. 14. Этнические и этнополитические конфликты. Пути их урегулирования. 15. Государственная политика в области национальных и федеративных отношений в дореволюционной России и СССР. 16. Межнациональные отношения в постсоветской России. Узловые проблемы. 17. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации и ее практическая реализация. 18. Народы Крайнего Севера и пути их возрождения. 19. Межнациональные отношения на Северном Кавказе. Пути урегулирования. 20. Теория федерализма. Типы федераций. 21. Федеративное устройство зарубежных стран. Общее и особенное. 22. Современные тенденции развития федераций. Роль субъектов федерации в этом процессе. 23. Особенности формирования российской модели федерализма в начале 90-х гг. XX в. Федеративный договор 1992 г. 24. Современное состояние федеративных отношений в России. 25. Перспективы развития национально-федеративных отношений в России в XXI в. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка . . . . . . .. . . . . . . . . 3 Тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Программа курса . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 5 Учебно-методические материалы .. . . . . . . . . 7 Практическое занятие . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Список рекомендуемых источников и литературы . . . 16 Вопросы для самопроверки . . . .. . . . . . . . . 18 Контрольные тесты . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 19 Вопросы к зачету . . .. . . . . . . . . . . . . . . . 25 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |