|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Общение как передача информации. Виды информацииОбщение как передача информации. Виды информацииКонтрольная работа по теме: Общение как передача информации. Виды информации 1. Общение как передача информации Обмениваясь информацией, каждый из партнеров является активным субъектом в процессе совместной деятельности. Важную роль при этом играет значимость информации, благодаря чему партнеры пытаются сделать общее содержание, одинаковое понимание ситуации. Это возможно только при условии, что информация понятна и осмысленна. Поэтому в коммуникативном процессе соединена деятельность, общение и познание. Общую модель общение взято из теории информации, где это понимают как процесс, с помощью которого закодированное определенным источником (отправителем) сообщение передаётся через канал связи в назначенный пункт (адресат), где происходит его раскодирование. При такой модели коммуникативный процесс рассматривается как обмен информацией между людьми, а основная его цель - обеспечить понимание информации, что является предметом обмена. Обмен информацией предполагает также психологическое влияние одного партнера на поведение другого с целью его изменения. А это возможно только тогда, когда партнеры пользуются одной или близкими системами кодификации и декодификации, то есть «общаются на одном языке». Эффективность коммуникации чаще всего определяется тем, удалось ли повлиять субъектам общения друг на друга, уточнялась ли, изменялись ли, развивалась ли информация, мысль собеседника. Именно в этом проявляется специфика человеческих коммуникаций в отличии от той, которая описывается теорией информации. Доказано, что на первом уровне обмена выравниваются отличия в в исходящей информации, которая есть у индивидов, которые вступили в контакт. На втором передаются и принимаются самые важные значения (информирование, учение, инструктаж и др.). И, наконец, на третем уровне индивиды стремятся понять взгляды и установки друг друга (согласие, несогласие, сопоставление взглядов). В социальной психологии отделяют коммуникацию вербальную (словесную) и невербальную. Способом первой является речь, второй - оптико-кинетические системы знаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистическая система (интонации, паузы и т.п.), система организации пространства и времени коммуникации, а также система «контакта глазами». С развитием компьютерных технологий, появлением интернета начали говорить о виртуальной коммуникации (виртуальное общение). 2. Виды информации Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение». Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях. В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чем-либо, которые передают и получают люди. Сами по себе речь, текст, цифры - не информация. Они лишь носители информации. Информация содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в показаниях часов, термометров и других приборов. Сообщения, сведения, т.е. информация, являются причиной увеличения знаний людей о реальном мире. Значит, информация отражает нечто, присущее реальному миру, который познается в процессе получения информации: до момента получения информации что-то было неизвестно, или, иначе, не определено, и благодаря информации неопределенность была снята, уничтожена. Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на японском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно. Информация по отношению к окружающей среде (или к использующей ее среде) бывает трех типов: входная, выходная и внутренняя. Входная информация (по отношению к окружающей среде) - информация, которую система воспринимает от окружающей среды. Выходная информация (по отношению к окружающей среде) - информация, которую система выдает в окружающую среду. Внутренняя, внутрисистемная информация (по отношению к системе) - информация, которая хранится, перерабатывается, используется только внутри системы т.е. актуализируемая лишь только подсистемами системы. Это несколько идеализированное (особенно с точки зрения физики открытых систем) понятие. Например, человек воспринимает, обрабатывает входную информацию, например, данные о погоде на улице, формирует выходную реакцию - ту или иную форму одежды. При этом используется внутренняя информация, например, это генетически заложенная (или приобретённая) физиологическая информация о реакции, например, о "морозостойкости" человека. Информация в философском аспекте бывает, в основном: мировоззренческая; эстетическая; религиозная; научная; бытовая; техническая; экономическая; технологическая. Информация вокруг нас существует в различных видах: - в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий; - в виде световых или звуковых сигналов; - в виде радиоволн; - в виде электрических и нервных импульсов; - в виде магнитных записей; - в виде жестов и мимики; - в виде запахов и вкусовых ощущений; - в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов. По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная. Для представления и обмена информацией между людьми служат языки, которые делятся на два вида: естественные, возникшие в результате исторического развития человеческого общества и формальные, созданные искусственно человеком для решения различных задач. Имеются различные виды методов поиска информации: - непосредственное наблюдение; - общение со специалистами по интересующему вас вопросу; - чтение соответствующей литературы; - просмотр видео, телепрограмм; - прослушивание радиопередач, аудиокассет; - работа в библиотеках и архивах; - запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных; - другие методы. Основные свойства различных видов информации (и сообщений): - полнота (содержание всего необходимого для понимания информации); - актуальность (необходимость) и значимость (сведений, знаний); - ясность (выразительность сообщений на языке интерпретатора); - адекватность, точность, корректность (актуализации знаний); - интерпретируемость и понятность (интерпретатору информации); - достоверность (отображаемых сообщениями информации); - информативность, значимость (сообщений, отображающих информацию); - массовость (применимость ко всем проявлениям); - кодируемость и экономичность (кодирования, актуализации сообщений); - сжимаемость и компактность (сообщений); - защищённость и помехоустойчивость (актуализации информации); - доступность (интерпретатору); - ценность (значимость при достаточном уровне потребителя). Например. Рекламный щит - простой красочный кусок дерева (железа), но информация заложенная в сообщениях на этом щите должна обладать всеми вышеперечисленными свойствами и только тогда этот щит будет ассоциироваться у интерпретатора (человека) с рекламируемым товаром (услугами) и актуализировать информацию. При этом вся форма представления рекламы должна строиться с учетом понятности интерпретатору, быть информативной. Пока символы не организованы определенным образом, не используются для некоторой определённой цели, они не отражают информацию (рис. 1). Рис. 1 - Классификация различных видов информации Информация - очень емкое понятие, в которое вмещается весь мир: все разнообразие вещей и явлений, вся история, все тома научных исследований, творения поэтов и прозаиков. И все это отражается в двух формах - непрерывной и дискретной. Обратимся к их сущности. Объекты и явления характеризуются значениями физических величин. Например, массой тела, его температурой, расстоянием между двумя точками, длиной пути (пройденного движущимся телом), яркостью света и т.д. Природа некоторых величин такова, что величина может принимать принципиально любые значения в каком-то диапазоне. Эти значения могут быть сколь угодно близки друг к другу, исчезающе малоразличимы, но все-таки, хотя бы в принципе, различаться, а количество значений, которое может принимать такая величина, бесконечно велико. Такие величины называются непрерывными величинами, а информация, которую они несут в себе, непрерывной информацией. Слово “непрерывность” отчетливо выделяет основное свойство таких величин - отсутствие разрывов, промежутков между значениями, которые может принимать величина. Масса тела - непрерывная величина, принимающая любые значения от 0 до бесконечности. То же самое можно сказать о многих других физических величинах - расстоянии между точками, площади фигур, напряжении электрического тока. Кроме непрерывных существуют иные величины, например, количество людей в комнате, количество электронов в атоме и т.д. Такого рода величины могут принимать только целые значения, например, 0, 1, 2, ..., и не могут иметь дробных значений. Величины, принимающие не всевозможные, а лишь вполне определенные значения, называют дискретными. Для дискретной величины характерно, что все ее значения можно пронумеровать целыми числами 0,1,2,...Примеры дискретных величин: геометрические фигуры (треугольник, квадрат, окружность); буквы алфавита; цвета радуги. Можно утверждать, что различие между двумя формами информации обусловлено принципиальным различием природы величин. В то же время непрерывная и дискретная информация часто используются совместно для представления сведений об объектах и явлениях. Увеличение роли и значения информации в современном обществе безусловно велика. Одна из основных особенностей состоит в том, что информация, и особенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особое место. Информация в ее обыденном смысле всегда играла решающую роль в жизни человека. В отличие от высших животных, у которых жизненно важная информация вырабатывается, хранится передается в основном с помощью биофизических структур, человек в своей деятельности регулируется знаниями, т. е. особой небиологической формой информации. По мере усложнения человеческой деятельности объем знаний, требуемых для ее реализации, резко возрастает. С переходом к современной стадии развития, характеризующейся нарастающим темпом технических и технологических инноваций, объем знаний, необходимых для их обоснования, разработки, реализации и распространения, должен расти экспоненциально. Подсчитано, что, для увеличения объема материального производства в два паза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации. В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технического прогресса. Для преодоления когнитивного дефицита традиционные методы освоения знаний человеком совершенно непригодны. В этих условиях информация, обеспечивающая жизненно и исторически важные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт и основной товар, суммарная стоимость которого зачастую превосходит суммарную стоимость продуктов материального производства. Все предшествующие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения. Это достигалось созданием письменности, книгопечатания и телефона, телеграфа, радио и телевидения и т.д. Однако все эти технологии не касались самого процесса создания, переработки и смысловой трансформации знания. Информационно-компьютерная революция радикально технологизирует интеллектуальную деятельность с помощью компьютеров и современных средств связи. Список литературы 1. Діловий етикет. - 3-е вид., переробл. і доп. - К.: «Альтерперс», 2004. - 352 с. 2. Чмут Т.К., Чайка Г.Л. Етика ділового спілкування: Навч. посіб. - 3-тє вид., стер. - К.: Вікар, 2003. - 223 с. 3. Лебедева н.Г. Этика и психология деловых отношений. Деловой протокол (теория и практика): Учеб. пособие. - Алчевск: ДГМИ, 2002 - 194 с. 4. Почепцов Г.Г. Паблік рилейшинз; Навч. посіб. - 2-ге вид., випр. і доп. - К.: Т-во «Знання», КОО, 2004. - 373 с. 5. Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Зерцало», 2001. - 256 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |