рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Основные и индивидуальные особенности школьников рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Основные и индивидуальные особенности школьников

Основные и индивидуальные особенности школьников

Министерство образования и науки Украины

Луганский национальный педагогический университет

имени Тараса Шевченка

Кафедра психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по психологии

на тему:

«Основные и индивидуальные особенности школьников»

Выполнила студентка 5 курса

Группы 5Д2

Семионова Элеонора

Проверила

Преподав. Ткаченко Н.В.

Луганск 2007

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Диагностика развития школьников........................................................5

1.1. Методика диагностики...............................................................................5

1.2. Возрастная периодизация...........................................................................7

1.3. Акселерация...............................................................................................10

Глава 2. Основные особенности развития школьников....................................12

2.1.Особенности развития и воспитания младших школьников................12

2.1.1.Познавательная деятельность младшего школьника......................13

2.1.2.Умственное развитие школьников...................................................15

2.1.3.Нравственное развитие и воспитание..............................................18

2.2. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.....................................................................................19

2.2.1. Переходной возраст подростков......................................................19

2.2.2.Особенности мышления среднего школьного возраста................23

2.2.3.Особенности нравственного развития.............................................26

2.3. Особенности развития и воспитания старших школьников................28

2.3.1.Развитие мышления и умственных способностей..........................30

2.3.2.Нравственное и этическое развитие.................................................32

Глава 3. Индивидуальные особенности учащихся и их учет в процессе воспитания.............................................................................................................36

Заключение.............................................................................................................40

Список использованной литературы...................................................................41

Введение

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои воз-можности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физичеcaкое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Цель данной курсовой работы - изучить основные и индивидуальные особенности школьников, различные периоды развития (развитие младших школьников, среднего и старшего школьного возраста, изучения такого вопроса как акселерация и возрастная периодизация.

Предметом изучения работы являются особенности школьников - основные и индивидуальные, их сходства и различия.

Актуальной выбранной мной темы состоит в том, что многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и инди-видуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразностъ вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономернос-тей развития ребенка, которые присущи природе чело-века, а именно: стремления к знанию, к труду, способно-сти к многостороннему развитию и т.д. Руссо, а затем Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок якобы от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходи-лись в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Полезные идеи по данной проблеме содержатся в трудах П.П.Блонского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других ученых. Крупская подчеркивала, что, если не знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, нельзя хорошо осуществлять воспитание.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2--3 года), преддошколъный возраст (3-5 лет), до-школьный возраст (5--6 лет), младший школьный возраст (6--10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11--15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15--18 лет).

Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности, и, в-третьих, на особенностях их поведения.

Глава 1. Диагностика развития школьников

1.1.Методика диагностики

В педагогической практике все больше ощущается потреб-ность в оперативной диагностике достигнутого учениками уров-ня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять про-цессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» -- как нельзя лучше объясняют необходимость ди-агностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Диагностика (от греч, сИа -- прозрачный и §по81з -- знание) -- общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в облас-ти развития аналогично значению хорошо поставленного «про-яснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Непра-вильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к ду-ховному здоровью,.а поэтому диагностика в области развития -- дело чрезвычайно важное, требующее высокой квалификации и ответственности.

Физическое развитие человека диагностируется сравнительно просто. Для этого во всем мире -применяются специально разра-ботанные тесты (нормативы), по которым определяется степень развития как общих, так и специальных качеств. В зависимости от того, как человек справляется с предложенными заданиями, делается вывод о достигнутом уровне, конкретных параметрах физического развития. Полученные данные соотносятся с возрас-тными возможностями. Примером теста физического развития можно назвать хорошо известный комплекс ГТО, в котором со-держатся конкретные задания и нормативные показатели для каждой возрастной группы.

Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычайно трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны, громоздки и не всегда обеспечивают безошибочные заключения. Для повышения надежности диагноза используют комплексное обследование состояния здоровья, сбор и сопоставление антропо-метрических, социальных и психологических данных, что требует специально оборудованных клиник и лабораторий, подго-товленного персонала. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя изучают отдельные качества личности, но по результатам этих исследований, однако, нельзя давать общую оценку компонентов развития.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сто-рон развития обучаемых -- важный компонент профессиональ-ной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притяза-ний, эмоциональности, развития социального поведения и мно-гих других важных качеств. Наиболее распространенный метод изучения выделенных качеств -- тестирование.

1.2.Возрастная периодизация

То, что развитие -- как физическое, так и умственное -- тес-но связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта4 самоочевидная истина не требовала особых доказательств: боль-ше прожил человек на свете -- стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уро-вень физического, интеллектуального, социального и духовного развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в об-щем, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать пе-риоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию. Периодизация основывается на выделении возрас-тных особенностей -- характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Сущ-ность возрастных особенностей наглядно раскрывается на приме-ре физического развития человека. Рост, прибавление веса, появ-ление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано ме-жду собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в интеллектуальной, социальной, духовной сферах.

Происходит хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социаль-ное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю челове-ческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) -- только ту часть- жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педаго-гики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детско-го возраста (см. табл. 1).

Таблица 1

Психологическая

Младенчество (1 год жизни)

Преддошкольный возраст
(от 1 до 3 лет)

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

младший (3--4 года) средний (4--5 лет) старший (5--6 лет )

4.Младший школьный возраст
(6--10 лет )

5.Средний школьный возраст
(10--15 лет)

6.Старший школьный возраст
(15--18 лет)

Основу педагогической периодизации составляют стадии фи-зического и духовного развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, -- с другой.

1. Если объективно существуют этапы биологического созре-вания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно орга-низованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отрица-ние природных ступеней развития неизбежно приводит к оши-бочному утверждению возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте при подборе и применении соответствующей методики. Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информацион-ным источникам несколько возрастают, но далеко не беспредел,/ но. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимити-руют возможности развития.

Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, соглас-но которому обучение и воспитание должны соответствовать воз-растным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом -- своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться пол-ноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сооб-разно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», писал чешский мыслитель-гуманист (Коменский Я. А. Великая дидактика / Избр. пед. соч-. -- М., 1982. -- Т. 1. -- С. 329).

2. Учет возрастных особенностей -- один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламен-тируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее бла-гоприятный для развития распорядок дня, режим труда и с -дыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

1.3.Акселерация

Акселерация (от лат. асзе1ега1ю -- ускорение) -- это уско-ренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с фи-зиологическим созреванием организма, психологи -- с развити-ем психических функций, а педагоги -- с интеллектуальным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологичес-кого созревания организма и социализацией личности.

До появления акселерации в 50--60-е гг. XX в. физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать тем-пы умственного, социального, духовного развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быст-рее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. К 13-- 15 годам у девочек, а к 14--16 у мальчиков, живущих в сред-них регионах нашей страны, физиологическое развитие организ-ма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологичес-ких потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физио-логией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устра-нения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создающей не-мало трудностей как для самих подростков, не умеющих совла-дать с происходящими в них переменами, так и для взрослых -- родителей, учителей, воспитателей.

Среди основных причин акселерации выделяются: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, по-вышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причи-ны: радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ве-дущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост все-го организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена ком-плексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Параллельно с акселерацией отмечается другое явление рет-радации -- отставания детей в физическом развитии, которое обусловливается нарушением генетического механизма наследст-венности, негативным влиянием на процесс развития, начиная с момента зарождения, канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды в целом и превышения радиационного фона в частности. Наблюдаются отставания не только в физичес-ком, но и в психическом развитии.

Глава 2. Основные особенности развития школьников

2.1. Особенности развития и воспитания младших школьников.

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная пере-мена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решитель-ными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущим видом деятельности становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанно-сти, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении младшие школьники пережива-ют период второго округления: у них по сравнению с предыду-щим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завер-шается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С раз-витием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все тка-ни детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная сис-тема, интенсивно развиваются функции больших полушарий го-ловного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в сред-нем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Изменяет-ся взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: последний становится более сильным, но по-прежнему преобла-дает процесс возбуждения -- и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные -- на 80% (А. Н. Леонтьев).

2.1.1. Познавательная деятельность младших школьников

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сфор-мировать или развивать у школьников, диктуют педагогам стро-гую направленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Восприятие младших школьников отличается неустой-чивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но вместе с тем он с живым любопытством

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. К этому времени их физическое развитие характеризуется важными особенностями: в основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостене-ние конечностей, позвоночника и тазовых костей нахо-дятся в стадии большой интенсивности. При неблагоп-риятных условиях эти процессы могут протекать с боль-шими аномалиями (от греч.anomalia -- отклонение от нормы). Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, уве-личение массы мышц и значительный прирост мышеч-ной силы.

Антропометрические исследования показывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16--19 кг. Повы-шением мышечной силы и общим развитием двигатель-ного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практико-вать на занятиях различные виды учебной работы (чере-довать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы (физкультминутки), в теплое время зани-маться при открытых форточках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать доста-точный приток свежего воздуха в рекреационные (от лат. гесгеаtiо - восстановление сил) помещения и коридоры. Необходимо также заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном буфете или столовой во время перемен, в хоро-шую погоду проводить с ними прогулки или спокойные игры на свежем воздухе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома за-ниматься утренней гимнастикой и т.д.

Необходимым элементом санитарно-гигиенической работы в младших классах является регулярное (не ме-нее одного раза в учебную четверть) проведение медицинских осмотров, проверка веса ребят, слуха, зрения. Учителям также следует иметь в виду, что, когда ребе-нок вдруг становится замкнутым или сверх обычного по-движным, когда он с трудом сосредоточивается на вос-приятии изучаемого материала, страдает забывчивостью и снижает качество успеваемости, причины всех этих аномалий подчас могут быть связаны с физическим не-домоганием и ухудшением состояния здоровья. В этих случаях нужно своевременно обращаться за помощью к врачу.

Не менее важное значение имеют особенности разви-тия психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствова-ние их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между ней-ронами (нервными клетками). К концу младшего школь-ного возраста вес мозга достигает 1400--1500 г и прибли-жается к весу мозга взрослого человека, при этом отно-сительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосыл-ки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдви-ги во взаимоотношениях процессов возбуждения и тор-можения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающими в поведении остаются про-цессы возбуждения. Интенсивное развитие нервно-пси-хической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомле-нием, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В психологии и педагогике утвердилась идея Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учи-телей должны направляться на то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности ребят, использо-вать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития. Какие же стороны учебно-воспи-тательной работы имеют в этом отношении определяю-щее значение?

2.1.2. Умственное развитие младших школьников

Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершен-ствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые свя-заны с непосредственным познанием окружающего мира, то есть ощущения и восприятия. Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают не-точности в определении их сходства и различия, зачас-тую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных признаков. Например, при письме они нередко путают буквы "з" и "е", цифры "6" и "9". На одном из уроков математики мы были свидете-лями того, как первоклассники путали слова "круг" и "шар". Вот почему в процессе обучения нужно обращать внимание на формирование у школьников точности вос-приятий предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное мышление.

Однако, как уже отмечалось, у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, свя-занная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и математике. Но здесь нужна определенная мера. Попытка в 60--70-е годы повысить теоретический уровень образо-вания в начальных классах оказалась неудачной: она привела к перегрузке ребят и снижению качества их зна-ний. Это, однако, не снимает задачи развития у млад-ших школьников аналитикосинтетического мышления при усвоении изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое на части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обоб-щения, формулировать правила и т.д. Опытами Л.В.Занкова и его сотрудников установлено, что при целе-направленном развитии у ребят формируются способнос-ти к восприятию и определению существенных признаков изучаемых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее количество этих признаков и раскры-вать наиболее важные из них.

Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происхо-дят в совершенствовании памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механи-ческая память, причем они сравнительно быстро запо-минают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызыва-ет у отдельных школьников определенные затруднения. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они пред-почитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учебе. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глу-бокому осмыслению знаний и развития логической па-мяти.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых уси-лий в преодолении встречающихся трудностей в овладе-нии знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с тру-дом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать школьное учение более занимательным.

Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно форми-ровать понимание своих школьных обязанностей. Об этом, в частности, писал К.Д.Ушинский:

Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скуч-ные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, делать ради удовольствия исполнить свою обязанность.

2.1.3. Нравственное развитие и воспитание

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном созна-нии преобладают главным образом императивные (пове-лительные) элементы, обусловливаемые указаниями, со-ветами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным об-разом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учи-телю. С этим же связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачас-тую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагоги-ческой работы.

Некоторая внешняя повернутость морального созна-ния и недостаточный уровень развития самосознания имеют своим следствием то, что их регулятивная роль в поведении младших школьников оказывается слабой. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подража-тельный характер или вызываются импульсивно возни-кающими внутренними побуждениями. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражнениями, слабо влияет на улуч-шение поведения младших школьников.

В воспитании и развитии младших школьников боль-шое значение имеет личность учителя, а также влияние родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят в решающей мере определяют успех воспитания.

2.2. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.

2.2.1. Переходной возраст подростков

Подрос-тковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплета-ются черты детства и черты, во многом присущие юнос-ти, но еще находящиеся в стадии становления и разви-тия. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощу-щает быстрый рост физических сил и духовных потреб-ностей, как полуребенок он еще ограничен своими воз-можностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется слож-ность и противоречивость характера, поведения и разви-тия подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

"Отрыв" от детства и приближение к взрослому состо-янию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают подростков от младших школьников. Прежде всего, по-иному протекает физическое развитие средних школьни-ков. Оно характеризуется большей интенсивностью, не-равномерностью и значительными осложнениями, свя-занными с началом полового созревания.

В частности, отмечается усиление активности гипо-физа и щитовидной железы. Это стимулирует физичес-кий рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако в физическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, разви-тие же туловища несколько отстает. Внешне это прояв-ляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угло-ватостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста: в от-дельные периоды он то замедляется, то происходит слиш-ком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостене-нием скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одно-временно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочени-ем скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ус-корение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время про-исходит на 1--1,5 года быстрее, чем 30--40 лет назад.

Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недо-статку в притоке крови к отдельным органам и систе-мам, к повышению кровяного давления и связанными с этим головными болями. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, ' а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физичес-кие нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, пере-прыгивание канав и других препятствий) нередко приво-дят к физическим травмам. Вот почему правильное дози-рование физических нагрузок является важной задачей при организации практической деятельности подростков.

Необходимость постоянного внимания и создания бла-гоприятных условий для физического развития подрост-ков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hуро -- приставка, которая используется в смысле "под" и ука-зывает на понижение против нормы и dinamus -- сила, подвижность), то есть недостаточной подвижностью. Уче-ние, требующее сидячего образа жизни, может приво-дить к застойным явлениям в организме, к недостаточ-ному кислородному питанию, что отрицательно сказыва-ется на физическом развитии учащихся.

Развитие мозга, дальнейшее структурное формирова-ние нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гор-монов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного то-нуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего на-строения, то ухода во внутренние переживания, то жиз-нерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появ-ляться раздражительность, равнодушное отношение к уче-бе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а так-же многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.

Но и периоды подъема энергии и активности подрост-ков приносят немало беспокойств. Нередко они сопро-вождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство. Имен-но в такие периоды отдельные подростки проявляют "лож-ный героизм": тайком уходят из дому и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении как раз и говорят о полудетскости и полу-взрослости подростков, о недостаточном умении серьез-но подходить к обдумыванию своих действий и поступ-ков. Все это, безусловно, осложняет воспитание. Поэто-му следует всячески щадить нервную систему подрост-ков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной "двойкой" не убить охоты к учению.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают мно-го вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрак-тное (понятийное) мышление и логическая память. За-кономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей орга-низации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обуче-ния проблемного характера, учить подростков самим на-ходить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоре-тическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.

Особое значение в организации учебной работы подро-стков имеет внутреннее стимулирование их познаватель-ной деятельности, то есть развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они фор-мируются только тогда, когда учителя обращают специ-альное внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания.

2.2.2. Особенности мышления среднего школьного возраста

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систе-матизированным, последовательным, зрелым. Улучшается спо-собность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в поль-зу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту -- критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учите-ля или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст-- наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности синзетивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изме-нением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуж-дениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксичес-кой структурой, речь становится образной и выразительной.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и соци-альное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нрав-ственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Особое значение в нравственном и социальном поведении под-ростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувст-ва подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Осо-бенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспыш-ки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом ката-строф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру подростков, проявляемым ими чувствам.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста -- несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением -- с другой. На-мерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений. Подростки-мальчики склонны выби-рать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пи-раты и разбойники, но и вполне земные местные хулиганы, ко-торых «даже милиция боится». Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой сме-лость оборачивается жестокостью, независимость -- подлостью, уважение к себе -- насилием над другим. У нынешних девочек-подростков также немало ложных идеалов: заметно смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей "на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые де-вочки-подростки не осуждают проституцию, спекуляцию, туне-ядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше становится подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Иде-ал честного труженика перестал быть привлекательным.

Перестройка воспитательной работы со школьниками средне-го возраста -- важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и по-ведения современного подростка, уметь поставить себя на его ме-сто в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Это верный путь преодолеть прогрессирующее пока отчуждение подростков от учителей, школы, общества. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убе-диться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Демократизация школьной жизни, свободный выбор коллекттт-ва, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведе-ния -- все это создает благоприятные условия для самовыра-жения, отстаивания значимых для подростка убеждений, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге должно положительным образом сказаться на формирова-нии нравственных и социальных качеств.

2.2.3. Особенности нравственного развития

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собствен-ные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяс-нение моральных норм и правил и формирование у под-ростков нравственных взглядов и убеждений должно со-ставлять существенную особенность нравственного вос-питания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль над поведением учащихся как меры, пре-дупреждающие необдуманные поступки.

Весьма рельефными представляются личностные осо-бенности подростков, связанные с их положением в кол-лективе сверстников, отношениями к учителям и взрос-лым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие ин-тересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способнос-тей в тех или иных видах деятельности, внешняя обая-тельность и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело пере-живает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся и помогать им укреплять свой престиж в коллективе.

Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнени-ем класса, подросток чаще всего придерживается мне-ния сверстников. Поэтому при разрешении острых воп-росов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться на мнение коллектива учащихся.

Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей сти-мулируют развитие самосознания подростков, возбужда-ют мечты о своем призвании и будущем. Они сопостав-ляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят стро-го, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокри-тичности и побуждения к самовоспитанию.

Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При ее проведе-нии нужно учитывать то, что свое будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать космонавтами, летчиками, геолога-ми, моряками и т.д. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремле-ние подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориен-тировать на работу в сфере материального производства.

2.3. Особенности развития и воспитания старших школьников

Старший школьный возраст -- это период ранней юности, характеризующийся наступлением фи-зической и психической зрелости. Однако процесс лич-ностного формирования учащихся этого возраста проис-ходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс воспитания.

Со стороны физического развития учащихся этого воз-раста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональ-ность в развитии конечностей и туловища. Увеличива-ется относительный объем груди. Выравнивается соотно-шение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии кровеносно-сосу-дистой системы. Повышается мышечная сила, возраста-ет физическая работоспособность, а координация движе-ний по своим качествам приближается к состоянию взрос-лого человека. В основном заканчивается половое созре-вание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это ска-зывается на поведении старшеклассников. Они отлича-ются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обус-ловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.

На более высокую ступень поднимается развитие не-рвной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувствен-ной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraktion -- мысленная отвлеченность) мышление, стремление глуб-же понять сущность и причинно-следственные связи изу-чаемых предметов и явлений.

Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размыш-лений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятель-ность, стремление к сравнениям, а присущая подрост-кам категоричность суждений уступает место гипотети-ческим предположениям, необходимости понять диалек-тическую сущность изучаемых явлений, видеть их про-тиворечивость, а также те взаимосвязи, которые суще-ствуют между количественными и качественными изме-нениями. Но все эти особенности мышления и познава-тельной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют дол-жной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тен-денция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в на-учно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предме-тов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов.

Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познава-тельных интересов, а некоторые нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении зна-ниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет мож-но только при условии оказания им своевременной и дей-ственной помощи в учебе и повышении качества успева-емости.

2.3.1. Развитие мышления и умственных способностей

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулиру-ют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, а также использование для этой цели афоризмов, выдержек из научных трудов и художе-ственных произведений. Отдельные из них ведут в спе-циальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, тер-минов и интересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, глубоко разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работа по воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.

Юность -- это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку проис-ходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с обще-принятой, это заключение, добытое собственным трудом, напря-жением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Взрослые, учителя часто безапел-ляционно отвергают наивные, односторонние, далеко еще не зрелые заключения, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов и недоразумений.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего ценят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллектуаль-ные качества. Больше других ценятся живость ума, наход-чивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентиро-ваться в материале, необходимом для ее решения. Авторитетом в классе пользуются ученики, имеющие проницательный ум, способные за видимыми фактами находить скрытые причины, предвидеть ход событий, строить смелые предположения. Отме-тим в этой связи, что в юношеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека. Кумирами становятся гармо-нически развитые люди, у которых ум удачно сочетается с фи-зической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами. «Примерка» на себя стимулирует процесс самовоспитания, который у многих старшеклассников приобретает силу, устойчивость и целенаправленность.

2.3.2.Нравственное и этическое развитие

Нравственные и социальные качества старшеклассников фор-мируются ускоренными темпами. Этому способствует не только *сензетивный период нравственной зрелости, но и новая обстанов-ка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми стано-вятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убежде-ния. Чувство взрослости становится глубже и острее. Появляет-ся стремление выразить свою индивидуальность; у некоторых молодых людей это стремление приобретает гипертрофированные размеры. Любым способом им хочется обратить на себя внима-ние, утвердить свою самобытность. Отсюда потеря чувства меры, демонстративное увлечение модными в данный момент вещами, порой и не совсем безобидными. Тут могут помочь терпимость и заинтересованная помощь взрослых.

В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но и заставляет прак-тически решать многие непростые вопросы. Некоторые педаго-ги считают, что именно характер разрешения этических ситуа-ций служит критерием морального развития личности. В этом возрасте высок интерес к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности. В последнее время некоторые молодые люди проявляют интерес к религии.

У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы пове-дения. Важное значение имеют статус (положение) личност!ч/в коллективе, характер общения и отношений между членами кол-лектива. Коллектив шлифует и корректирует качества личнос-ти, формирует те черты, которые культивируются в данном кол-лективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В последнее время возросла роль неформальных молодежных организаций, про-граммы которых привлекают многих старшеклассников. У мо-лодежи усилилось критическое отношение к действительности, повысились критерии оценок и требований к учителям и взрос-лым. Снисходительные оценки в этом возрасте не принимаются.

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанны-ми чувства, связанные с общественно-политическими событиями. Общественные переживания и чувства оказывают силь-ное воздействие на нравственное формирование старше-классников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определен-ные нравственные взгляды и убеждения, которыми руко-водствуются юноши и девушки в поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществля-лось гражданское и моральное воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались в об-щественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания обора-чивается существенными издержками в развитии старшек-лассников. Отдельные из них могут проявлять гражданс-кую пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной направленностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характе-ризуются сильными интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста,-- бережно относиться к их интимным пережи-ваниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячес-ки щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также взаимоот-ношений между полами, с помощью медицинских работ-ников осуществлять соответствующее гигиеническое про-свещение, причем в ряде случаев целесообразно прово-дить эту работу отдельно с юношами и девушками.

Развитие чувственной сферы и сознательности стар-шеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решаю-щее значение принадлежит обдумыванию своих намере-ний и поведения. Замечено, что если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или обществен-ной работе или же четко определил жизненные планы с учетом своих интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречаю-щихся трудностей.

С этим связана и другая особенность старшекласс-ников, относящаяся к работе над своим самовоспита-нием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и недоста-точно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более тре-бовательными к. себе и своей работе, стремятся вырабаты-вать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению наме-ченных планов. Все это говорит о том, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, ус-тановки и идеалы) в развитии личностных качеств стар-шеклассников.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение, так или иначе, делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого мно-гие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же по-требности таковы, что подавляющее большинство стар-шеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа сла-боуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования... Это отрицательно сказывается на их отношении к овладению знаниями. Поэтому необходимо оказывать учащимся действенную помощь в формировании их жизненных планов, прово-дить содержательную профориентацию, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть красоту человека труда, творческий характер работы на совре-менном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих роди-телей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удов-летворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порож-дает отставание их общего социального развития и неко-торую инфантильность (от лат. infantilis -- детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецеле-сообразность их удовлетворения. Все это обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к системати-ческому труду как в школе, так и дома.

Нельзя не отметить и того, что на развитие и поведе-ние старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная реактивность (чувствительность) ко всему новому, что происходит в жизни, литературе, искусстве, музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное. Но при правильном подходе эти проблемы решаются успешно. Главное здесь -- не борьба со стрем-лением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание куль-туры восприятия этого нового, преодоление тех крайнос-тей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

Таковы важнейшие особенности развития и организа-ции учебно-воспитательной работы в старших классах.

Глава 3. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Об-щее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным -- индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется сово-купностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на земле не было, нет и не будет двух совершенно одинако-вых людей. Каждый человек -- единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях и различиях. Возникновение их связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различ-ные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К инди-видуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, вос-приятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ин-дивидуальные особенности влияют на развитие личности, ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивиду-альные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специа-листов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения: массо-вая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику; все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризу-ется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и вос-питанности, принятым в данном заведении.

Очень убедительно эту мысль выразил Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мненг"\ что наставник должен тщательно изучать индивидуальность к'а-ждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является со-вершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по об-щим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, что-бы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только это преобразование души составля-ет воспитание» (Г. Гегель. Соч. -- М., 1946. -- Т. VII. -- С. 82).

Отечественная педагогика стоит на иных позициях: воспи-тание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики за-ключается в управлении развитием человека, основанном на глу-боком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем чтобы обес-печить запроектированный уровень развития личности. Индиви-дуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особьл-но нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школь-ники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Считается, что индивидуальный подход хорошо сочетается с идеями гуманизации воспитания. Но практически реализовать его требования в условиях групповой (коллективной) формы вос-питания очень трудно.

Возрастные особен-ности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и ус-ловий жизни (связь биологического и социального) су-щественно отличаются друг от друга. Вот почему разви-тие каждого из них в свою очередь характеризуется зна-чительными индивидуальными различиями и особенно-стями, которые необходимо учитывать в процессе обуче-ния и воспитания.

Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные пе-дагогики и возрастной психологии, о которых шла речь раньше. Что же касается индивидуальных различий и осо-бенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников. На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Су-щественное значение имеет изучение физического состо-яния и здоровья школьников, от которых во многом за-висит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болез-ни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагруз-ки, определять место посадки учеников в классе (напри-мер, учащихся с ослабленным зрением нужно садить поближе к доске, подверженных простудным заболева-ниям -- дальше от окон и т.д.), а также сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздорови-тельных мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склоннос-ти и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный под-ход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабей-шим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, позна-вательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чув-ственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражитель-ностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарища-ми. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распре-делении общественных поручений и преодолении отри-цательных черт и качеств.

Сложным, но очень важным является изучение внут-ренних побудительных факторов поведения и развития школьников -- их потребностей, мотивов и установок, их позиции по отношению к учению, происходящим в об-ществе событиям и изменениям, труду, а также к учите-лям и коллективу товарищей. Изучение учащихся долж-но охватывать также ознакомление с условиями домаш-ней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

Значительное место занимает знание учителями тех важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также дина-мику формирования тех или иных личностных качеств.

В заключение подчеркнем, что только глубокое изу-чение и знание особенностей развития каждого школь-ника создает условия для успешного учета этих особен-ностей в процессе обучения и воспитания.

Заключение

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Тема данной курсовой работы “Основные и индивидуальные особенности развития школьников” и на сегодняшнее время остается актуальной. Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности. Также изучение данной темы показывает, какими особенностями характеризуются поведение и личностное развитие учащихся разных возрастных групп, определяет вопросы, какие должны быть в центре внимания педагогов при изучении индивидуальных особенностей учащихся.

Список использованных источников

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей.- М., Российское педагогическое агентство, 1995

Педагогика: Учебн. - 6-е изд. - Мн.:Университэцкае, 2000. - 560 с.

И. Ф. Харламов «Педагогика»

Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией Бобнянского.

Коменский Я.А. Великая дидактика/ Избр.пед.соч.- М., 1982.- Т- 1.

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. - М., 1946.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты