|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Основные особенности немецкой школы психологииОсновные особенности немецкой школы психологииРоссийский государственный социальный университет Филиал в г. Чебоксары. Факультет Социальная работа Кафедра педагогики и психологии. Контрольная работа По дисциплине: История психологииТЕМА: «Основные особенности немецкой школы психологии». Выполнила: студенткатретьего курса гр.ЗП1-06 заочное отделение Мадеева Анна Сергеевна. Проверила:ст. преподаватель Гурьянова Е.А. г. Чебоксары 2009г. Содержание Введение 1. Предпосылки возникновения психологии в Германии. 2. Вундтовская школа психологии. 3. Герман Эббингауз. 4. Вюрцбургская школа психологии. 5. Лейпцигская школа. 6. Гештальт-психология. 7.Теория поля - Курт Левин. Заключение Список использованной литературы. Введение Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 1860 годах XIX века. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений: психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В.Вундта. На стыке психологии и физиологии организма возникает экспериментальная психофизиология органов чувств, вместе с ней появляются психофизика и психометрика. В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация по нескольким причинам. Отрыв психологии от практики, интроспекция использовавшаяся в качестве научного метода оказалась несостоятельной. Кризис привел к краху сложившихся основных направлений в психологии, на основе чего сложились новые, вскоре оформившиеся направления в психологии - это бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология, акцент исследований переносится на ориентацию человека в окружающей среде, на скрытые от сознания факторы регуляции поведения. Новые направления существенно обогатили эмпирическую и конкретно-методическую базу психологии и способствовали ее развитию, и увеличению ее отраслей, что в свою очередь способствовало более полному и глубокому изучению, и пониманию личности, и протекающих процессов как физиологических так и психических. Также в данной работе будут рассмотрены предпосылки возникновения психологии именно в Германии, учения и науки так или иначе повлиявших на возникновение, становление и развитие психологии как самостоятельной науки. Научный и исторический вклад психологических школ и направлений Германии и отдельных личностей. 1. Предпосылки возникновения психологии в Германии Базовой идеей культуры XVII века - как в сфере философии, так и находящейся под ее влиянием психологии - был дух механицизма, представление Вселенной в виде гигантской машины. Эта концепция основывалась на утверждении, что все естественные процессы определены на механическом уровне и могут быть объяснены на основе законов физики. Считалось, что весь мир состоит из неких частиц материи, находящихся в непрерывном движении. Согласно Галилею, материя состоит из дискретных корпускул или атомов, воздействующих друг на друга при соударении. Ньютон подверг галилеевскую версию пересмотру и предположил, что импульсы движения передаются от атома к атому не при непосредственном контакте, а под воздействием сил притяжения и отталкивания. Поскольку Вселенная состоит из движущихся атомов, любое физическое перемещение (движение каждого атома) вызывается непосредственной причиной (движением другого атома, который соударяется с первым). Результат такого взаимодействия поддается измерению - и, следовательно, должен быть вполне предсказуем. Вселенная полностью упорядочена и работает в прямом смысле, как часы или какой-либо иной совершенный механизм. Мир создан Богом совершенным образом - в XVII веке именно Богу приписывалось сотворение всех действующих причинно-следственных связей. Методы и достижения науки росли в ту эпоху рука об руку с развитием технологии, дополняя друг друга. Наблюдение и эксперимент, сопровождаемый точными количественными методами, стали неотъемлемыми чертами науки. Исследователи пытались постичь каждое явление, описывая его в точных количественных формулировках, - таково было основное требование механистического подхода. Именно в это время появляются достаточно совершенные термометры, барометры, логарифмические линейки, маятниковые часы и прочие механические приборы, столь характерные для века механики. Эти события, в свою очередь, способствовали формированию убеждения о том, что абсолютно любое явление во Вселенной поддается количественному измерению. Часы были самым доступным, привычным, точным и предсказуемым механизмом, а потому со временем ученые и философы стали воспринимать их как модель мира в целом. Немецкий философ Христиан фон Вольф описывал сходство Вселенной и часового механизма очень просто: «Мир ведет себя точно так же, как и часы».[4;32,]Христиан фон Вольф (1679-1754)-профессор философии, психологию делил на эмпирическую, которая рассматривает связь души с телом и рациональную, которая занимается только бессмертной душой. Считал соединение души с телом необъяснимым чудом, а все психические явления сводил к особым способностям души. Против такого взгляда выступал Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), он считал неправильным разделение всей душевной деятельности на изолированные самостоятельные функции. Душевную жизнь считал единой связанной цельностью, и был противником экспериментов над людьми. Метафора мира как часов проложила дорогу идее детерминизма - вере в то, что каждое событие в мире предопределено прошлыми событиями. Как можно предсказать последовательность работы часового механизма, точно так же, осознав порядок и систематичность функционирования отдельных частей Вселенной посредством анализа и сведения к простейшим ее составляющим - молекулам и атомам, можно предвидеть все будущие в ней события, разобрать часы и самому убедиться, как именно действуют их шестерни и пружины. Это обстоятельство, в свою очередь, привело к идее редукционизма - учение, объясняющие сложные явления более высокого уровня в терминах простых явлений более низкого уровня. Таким образом считалось, что все живые существа - всего лишь машины, хотя и особого рода, а люди - это значительно более совершенные и эффективные машины, чем те, которые могут создать часовых дел мастера, но тем не менее - это машины. В XVII же столетии появляется новая методологическая установка - эмпиризм, ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента. Знание, ориентированное только на традицию и авторитет, теперь воспринималось как нечто внушающее сомнение. Особо революционный характер имеют идеи Рене Декарта (1596-1650) о том, что, несмотря на все различия души и тела, между ними все же возможно взаимодействие: душа влияет на тело, а тело влияет на душу. Именно из подобных наблюдений вырастает его понятие undulatio reflexa - движения, происходящие безо всякого участия сознания и воли, поэтому Декарта часто называют автором учения о рефлексе. Учение Декарта об идеях оказало существенное влияние на развитие современной психологии. По его мнению, в голове человека содержатся идеи двух типов: врожденные и приобретенные. Идеи приобретенные - это такие идеи, которые возникают на основе опыта, непосредственного контакта с предметами внешнего мира - например, со звуком колоколов или видом дерева. Приобретенные идеи являются результатом чувственного опыта. Врожденные идеи берут начало не от объектов внешнего мира, но существуют исключительно в нашем уме, сознании, с точки зрения Декарта, к ним относятся идея Бога, идея Я, идеи совершенства и бесконечности. Учение о врожденных идеях привело к появлению так называемой нативистской теории восприятия (наша способность восприятия носит врожденный, а не приобретенный характер), что, в свою очередь, повлияло на развитие гештальт-психологии. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных малых перцепций, и именно из них возникают сознательные желания и страсти. Философы того времени отрицали саму возможность научного изучения психики. К XIX столетию в Германии к наукам уже относили фонетику, лингвистику, историю, археологию, эстетику, логику и литературную критику, в то время как во Франции и Англии науками считались лишь физика и химия. Французские и английские ученые сомневались в правомочности научных методов исследования к человеческому разуму, а свободные от подобного скептицизма немецкие ученые с энтузиазмом взялись за исследование мыслительной деятельности. К 1870 году Германия объединилась и являлась свободной конфедерацией автономных королевств, герцогств и городов-государств, с централизованным правительством. Каждая из этих областей имела собственный хорошо финансируемый университет с высоко оплачиваемым профессорско-преподавательским составом и самым современным научным оборудованием. К середине XIX века философия в области изучения психики и сознания достигла довольно высоких результатов: были сформулированы основные принципы научного изучения природы человека. Позитивизм, материализм и эмпиризм послужили философским обоснованием нарождающейся научной психологии. Но главная роль среди трех направлений принадлежит эмпиризму. Основные принципы эмпиризма: подчеркивание первичной роли чувственного опыта в познании, аналитическое разложение опыта сознания на элементы, образование сложных идей вследствие проведения ассоциации с рядом простых идей, а также акцент на сознательные психические процессы. Успехи физиологии и медицины. К началу XIX века развиваются представления о разложимости психических процессов на некие изначальные психические «способности», врачи начали искать мозговой субстрат этих «способностей». В 1779году немецкий анатом Мейер выдвинул предположение о интеграции всех психических функций, осуществляемой мозжечком и мозолистым телом, а отдельные психические «способности» локализованы в коре головного мозга, в белом веществе и в базальных областях мозга. Благодаря работам шотландского врача Маршалла Холла (1790-1857) о рефлекторном поведении, был сделан вывод, что за различные стороны поведения отвечают разные отделы мозга и нервной системы. В частности, он предположил, что произвольные движения зависят от головного мозга, рефлекторные движения - от спинного мозга, бессознательные - от прямого возбуждения мышц и дыхательные - от костного мозга. В середине XIX века начали применять экспериментальные подходы к изучению мозга: клинический метод и электрическую стимуляцию. Клинический метод был предложен в 1861 году Полем Брока (1824-1880), хирургом одной из больниц для душевнобольных под Парижем. Брока произвел вскрытие трупа мужчины, который при жизни долгие годы не мог внятно говорить. При осмотре было выявлено поражение третьей лобной извилины коры головного мозга. Брока обозначил эту часть мозга как центр речи; позже за ней закрепилось название область Брока. Метод электростимуляции для изучения мозга был впервые применен в 1870 году Густавом Фритшем и Эдуардом Хитцигом. Этот метод предполагает исследование коры головного мозга путем воздействия на ее участки слабыми электрическими разрядами. Физиология стала экспериментальной дисциплиной, главным образом под влиянием немецкого физиолога Иоганнеса Мюллера (1801-1858), отстаивавшего применение экспериментальных методов в физиологии, и сформулировавшим принцип «специфической энергии органов чувств». Мюллер предположил, что возбуждение определенного нерва всегда вызывает характерное ощущение, потому что в каждом рецепторном отделе нервной системы заложена собственная «специфическая энергия». Эта идея вдохновила множество исследователей, стремившихся в своих работах разграничить функции нервной системы и точно определить механизм действия всех периферийных сенсорных рецепторов. В конце XVIII века итальянский исследователь Луиджи Гальвани (1737-1798) предположил, что нервные импульсы имеют электрическую природу. Исследования нервных импульсов росли числом и были такими убедительными, что к середине XIX века электрическая природа импульсов стала общепринятым фактом. Ученые полагали, что нервная система по существу является проводником электрических импульсов, а центральная нервная система функционирует подобно коммутатору, переключающему импульсы на сенсорные или двигательные нервные волокна. Но физиология все еще была проникнута духом философии механицизма. Группа ученых, многие из которых были в свое время студентами Иоганнеса Мюллера, организовали Берлинское физическое общество. Их объединяло убеждение, что любые явления можно объяснить, руководствуясь законами физики. Они надеялись соединить физиологию с физикой, развивать физиологию в рамках механистических представлений. В те времена считалось, что скорость нервного импульса мгновенна или по крайней мере так велика, что не поддается измерению. Герман фон Гельмгольц (1821-1894) был первым, кто эмпирически измерил скорость прохождения нервного импульса, фиксируя моменты возбуждения .Опытным путем Гельмгольц установил, что прохождение нервных импульсов происходит с определенной скоростью. Это подтвердило, что процессы мозговой и мышечной деятельности протекают не одновременно, как считалось ранее, а следуют друг за другом через некоторое время. Результаты экспериментов Гельмгольца положили начало перспективному направлению в области изучения протекания нейропроцессов, заложили основу для будущих экспериментов по определению количественных характеристик психофизиологических процессов. Работы по изучению механизма зрения также оказали заметное влияние на психологию. Он исследовал внешние мускулы глаза и механизмы, с помощью которых внутренние мускулы глаза перемещают хрусталик при фокусировании зрения. Он пересмотрел и расширил теорию цветовидения. Научный труд, посвященный этой теории, был опубликован в 1802 году Томасом Юнгом, и в наши дни теория цветовидения носит имя Юнга-Гельмгольца. Не менее важными были исследования Гельмгольца, посвященные механизму слуха, а именно восприятию тонов, природе согласованности звучания, а также вопросам резонанса. Труды Гельмгольца, касающиеся механизма зрения и слуха, включены в современные учебники по психологии, что свидетельствует о выдающемся значении его исследований. В ходе исследований по физиологической оптике он изобрел офтальмоскоп - устройство для исследования сетчатки глаза. Его фундаментальный трехтомный труд по физиологической оптике «Физиологическая оптика» (1856-1866) был столь значительным, что его переводили на английский язык и 60 лет спустя после выхода. В 1863 году было опубликовано исследование Гельмгольца по проблемам акустики «О восприятии тона», в котором просуммированы результаты его собственных изысканий и представлен обзор доступной в то время литературы. Он писал статьи по таким разнообразным темам, как остаточное изображение, неспособность различать цвета, перемещение хрусталика глаза, размер в арабско-персидской музыке, образование ледников, геометрические аксиомы, лечение сенной лихорадки. Позднее Гельмгольц косвенно способствовал изобретению беспроволочного телеграфа и радио. К середине XIX века немецкий физиолог Вебер разработал математические методы измерения в исследования психического. Эрнст Вебер (1795-1878) в 1815 году получил докторскую степень в Лейпцигском университете, в котором с 1817 по 1871 год изучал анатомию и физиологию. Главным предметом его научных интересов стала физиология чувств. Именно в этой области научных исследований он сделал самые выдающиеся открытия. До него изучение органов чувств ограничивалось исключительно зрением и слухом. Вебер раздвинул границы науки, и начал изучать чувствительность мышечных и кожных покровов. Особенно важным явился его перенос в психологию экспериментальных методов физиологии. Один из вкладов Вебера в психологию заключался в экспериментальном определении точности тактильных ощущений, а именно расстояния между двумя точками кожного покрова, при котором человек ощущает два отдельных касания. Двухточечный порог - некий момент, в котором можно распознать два независимых источника. Опыты Вебера стали первым экспериментальным подтверждением теории порога, согласно которой существует момент начала возникновения физиологической и психологической реакции. Вебер предположил, что для определения едва заметного различия между двумя раздражителями можно ввести некий постоянный коэффициент - свой для каждого из чувств. Исследования Вебера доказали отсутствие прямого соответствия между физическим раздражителем и нашим восприятием этого раздражителя. Но исследования Вебера остались бы неприметными, пока их не выделил и не превратил исходный пункт психофизики Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Фехнер разработал систему методов косвенного измерения ощущений, в частности разработал три классических метода измерения порогов. Вывел основной психофизический закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя. Фехнер проводил психофизические исследования на протяжении семи лет. В 1860 году полное собрание его сочинений было издано в книге «Элементы психофизики», изложение точной науки о «взаимосвязи между... материальным и психическим, физическим и психологическим мирами». Эта книга - выдающийся вклад в развитие психологии как науки. В начале XIX столетия немецкий философ Иммануил Кант утверждал, что психология никогда не станет истинной наукой в силу невозможности проведения экспериментов по получению количественных оценок психических процессов. Благодаря исследованиям Фехнера утверждение Канта было опровергнуто. Несомненной заслугой является то, что Фехнер дал психологии то, без чего не может быть науки-это точные и удобные методы измерения. 2. Вундтовская школа психологии Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832-1920). Его первой книгой было «Учение о мышечных движениях» (1858), второй- «Материалы к теории чувственного восприятия» (1858-1862). В это время он работал в Гейдельбергском университете преподавателем физиологии, и ассистентом профессора Гельмгольца, который ввел понятие о «бессознательных умозаключениях». В 1962 году Вундт читает в этом же университете курс лекций на тему «Психология с точки зрения естествознания» и уже в следующем, 1863 году выходят его «Лекции о душе человека и животных». В этих лекциях содержалась программа построения двух психологий- экспериментальной и социальной (культурно-исторической). В 1873-1874 выходят его «Основы физиологической психологии», с 1875 года Вундт является профессором философии в Лейпциге, а в 1879 году Вундт создает первую в мире психологическую лабораторию в Лейпцигском университете, по ее образцу возникают аналогичные учреждения в России, Англии, США, Франции и других странах, на базе которой через два года создается Институт экспериментальной психологии, превратившийся в международный центр по подготовке психологов. Именно он утвердил эксперимент в качестве главного рычага превращения психологического знания в научное. Труды лаборатории публикуются в созданном Вундтом первом психологическом журнале, называвшемся «Философские исследования», который издавался с 1881 года. Вундт рассматривал психологию как науку о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, единственного метода изучения психики, наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания, и соединил интроспекцию с экспериментальным методом. При этом предполагалось, что ненадежность обычного, ненаучного самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о которых испытуемые сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии это образы памяти и простейшие чувства, Эти «атомы» чувственной ткани сознания и изучались с точки зрения их качества и интенсивности. Целью Вундта было вычленение «сенсорной мозаики» сознания которая и есть та материя, из которой построено сознание, а также выявление связей между элементами и установление «законов» душевной жизни. Вместе с тем высшие психические процессы, согласно Вундту, должны были изучаться иными методами, в частности, путем исследования мифов, обрядов, нравах, религиозных представлений, анализа языка и других продуктов человеческого, народного духа. Этому посвящен фундаментальный 10-томный труд Вундта «Психология народов», издававшийся в 1900 -1920 годах. Огромное значение этого труда для психологии обусловлено не только актуальностью самого предмета исследования, появление этой работы знаменует собой разделение новой психологической науки на две ветви - экспериментальную и социальную. Вундт продолжал работать без перерыва до самой своей смерти в 1920 году, умер вскоре после завершения книги своих воспоминаний. Подсчитано, что в период с 1853 по 1920 годы Вундт написал более 54 тысяч страниц - то есть он писал по 2,2 страницы ежедневно. Сбылась его детская мечта стать знаменитым писателем. В вундтовской школе формировалось первое поколение профессиональных психологов, у него учились Э. Титченер, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге, Э.Крепелин, Д. Кетелл,Ст. Холл и другие, более 160 крупных ученых. С. Холл организовал в 1892 году Американскую психологическую ассоциацию, являющуюся самой влиятельной организацией психологов в мире, также он является одним из основателей педологии. Крепелин Эмиль (1856-1926) -- немецкий психиатр, профессор психиатрии, предложил классификацию душевных заболеваний, в которой, наряду с прочим выделил деменцию и манию. Крепелин внедрил в психиатрическую клинику психологический эксперимент, ему принадлежит попытка составления схем исследования личности, начал исследования по психофармакологии. Бехтерев Владимир Михайлович (1857 - 1927) -- русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885 г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908 г. Психоневрологического института в Санкт-Петербурге. Г. Мюнстерберг один из основоположников «психотехники», занимался проблемами управления, профотбора, профессионального обучения, в 1913 издал «Психологию промышленной производительности». Также разработал стратегии исследования трудовых процессов в лабораторных условиях. Титченер Эдвард Брэдфорд (1867-1927) -- американский психолог, развивал идеи Вундта и его направление психологии получило название структурализма. В 1904 г. выступил организатором Общества экспериментальной психологии. Проводил экспериментальные исследования ощущений и внимания. Автор многочисленных научных трудов, в частности «Очерков психологии» и «Учебника психологии». Трактовал предмет психологии как систему элементарных сознаваемых состояний (ощущений, представлений, чувствований) из которых формируется все многообразие душевной жизни. Мейман Эрнст (1862 - 1915) -- немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Кеттел Джеймс Маккин (1860 -1944) -- американский психолог, один из основателей психологического тестирования. Вундтовская школа строила свою экспериментальную программу по схеме психофизиологии органов чувств и психофизики. В экспериментальной психологии происходит расслоение, в пользу независимости психологического исследования от физиологического. Сферы научных интересов Вундта - включающие ощущения и восприятие, внимание, чувства, реакцию и ассоциации - стали основными главами во всех учебниках по психологии. То, что взгляды Вундта относительно психологии не во всем оказались верными, ни в коей мере не умаляет его достижений как основателя этой науки. 3. Герман Эббингауз Герман Эббингауз (1850-1909), немецкий психолог-одиночка, работавший вне каких-либо университетов стал первым психологом, изучавшим память и обучаемость с помощью экспериментального метода. Изучение Эббингаузом процессов заучивания и забывания - гениальная работа в экспериментальной психологии, исследования Эббингауза значительно расширили горизонты экспериментальной психологии.Еще никто не брался исследовать процессы обучения и памяти экспериментальным путем. Вильгельм Вундт авторитетно заявлял, что это и невозможно. Эббингауз работал самостоятельно, не имел ни академической должности, ни поддержки со стороны какого-либо университета, ни собственной лаборатории. Но не смотря на это, в течение пяти лет он провел ряд серьезнейших и исчерпывающих научных опытов, единственным испытуемым в которых выступал он сам. В качестве материала для своих исследований - материала для заучивания - Эббингауз использовал бессмысленные слоги, и это его изобретение кардинально изменило изучение процесса обучения. Его бессмысленные слоги, состоящие, как правило, из двух согласных и одной гласной (например, lef, bok или yat), удовлетворяли этим требованиям. Он расписал все возможные трехбуквенные сочетания на карточках, получив запас из 2300 слогов, из которых наугад выбирал слоги для заучивания. Эббингауз изучал и другие факторы, способные, по его мнению, повлиять на память и обучение. Это и эффект избыточного запоминания (повторов материала больше, чем требуется для безупречного его воспроизведения), и ассоциации внутри списка слогов, и повтор уже выученного материала, и время между запоминанием и вспоминанием. На основе изучения влияния фактора времени на процессы памяти Эббингауз составил кривую забывания («кривая Эббингауза»), в соответствии с которой быстрее всего материал забывается в первые несколько часов после запоминания, а затем скорость забывания медленно снижается. В 1880 году Эббингауз получил должность в Берлинском университете, где и продолжил свои изыскания, проводя дополнительные эксперименты и перепроверяя результаты, полученные ранее. Свои опыты он описал в работе «О памяти», которая в истории психологии и по сегодняшний день остается, самым блестящим научным трудом, написанным независимым исследователем. Он знаменует собой не только начало новой области исследования, но и является образцом профессионального мастерства и стойкости его автора. Нет в истории психологии другой такой фигуры, как Эббингауз - ученого, который, работая безо всякой поддержки, смог подчинить всю свою жизнь скрупулезному экспериментированию. Его опыты проводились с такой точностью, тщательностью и методичностью, что вот уже более ста лет на них ссылаются во всех учебниках по психологии. Эббингауз не возражал, чтобы и другие ученые разрабатывали его тему исследований, совершенствуя методологию. В 1886 году его назначили ассистентом профессора в Берлинском университете. Он создал лабораторию, а в 1890 году, совместно с физиком Артуром Кенигом, учредил «Журнал психологии и физиологии органов чувств». В Германии существовала потребность в таком журнале, поскольку журнал Вундта. печатный орган лейпцигской лаборатории, был просто не в состоянии освещать все проводившиеся в то время исследования. Необходимость в новом журнале, всего через девять лет после основания журнала Вундта, есть свидетельство стремительного развития новой психологии. В первом номере своего журнала Эббингауз и Кениг сделали смелое утверждение в отношении двух дисциплин, вынесенных в его заголовок: психологии и физиологии. Они писали, что эти науки «развивались вместе... чтобы слиться в единое целое: они стимулировали и предсказывали развитие друг друга, и потому являют собой две равноценные части одной великой науки». [4;90] Исследования Эббингауза привнесли объективность количественных и экспериментальных методов в изучение высших психических процессов - одну из центральных тем современной психологии. Именно благодаря Эббингаузу работа в области изучения ассоциаций из теория об их свойствах превратилась в подлинное научное исследование. Многие из его заключений о природе обучения и памяти остаются справедливыми и сегодня. Титченер позже отмечал, что использование бессмысленных слогов стало первым заметным шагом в данной области со времен Аристотеля. 4. Вюрцбургская школа психологии Вюрцбургская школа -- направление в немецкой психологии, возникшее в начале ХХ в., которое возглавил Кюльпе Освальд (1862 -1915) -- немецкий психолог и философ, одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции -мышление и волю. Обучался у Вундта, автор «Очерка психологии» вышедшего в 1893 году, в котором Кюльпе не рассматривал сложные психические функции, но уже через несколько лет он утвердился в мысли, что мыслительные процессы можно исследовать с помощью эксперимента. Вся научная деятельность Кюльпе была посвящена исследованию тех вопросов, которые отклоняла психология Вундта. Кюльпе предложил метод, который он назвал систематической экспериментальной интроспекцией. Опыты именно этой школы оказались самыми значительными в исследовании человеческой психики. Самое главное-изменение направленности психологического видения, это изменение инструкции испытуемому, тем самым акцент переносился с эффектов поведения испытуемого на производимые им действия. Испытуемых просили зафиксировать не результат, а сам процесс, описать какие события происходят в их сознании, «в голове» при решении экспериментальной задачи. Результаты интроспекции мыслительных процессов, полученные психологами вюрцбургской школы Кюльпе, подтверждали точку зрения, что мысль возможна без всякого сенсорного или образного содержания. На основе этих выводов сложилась теория безобразной, или ненаглядной, мысли: ощущения и образы выполняют в мышлении лишь вспомогательную, побочную роль. Таким образом, исследования Кюльпе установили наличие несенсорной формы сознания. Именно в этой школе изучение мышления приобрело психологические контуры. Х. Уатт пришел к выводу, что работа сознания совершалась еще до окончания эксперимента, а именно в момент, когда происходило усвоение правил его выполнения. Испытуемые, очевидно, давали подсознанию некие установки или, другими словами, направляли его, чтобы дать наиболее приемлемый, на их взгляд, ответ. Как только правила выполнения задачи были усвоены и определено основное направление, действительная задача стала выполняться без каких-либо усилий со стороны сознания. Эти исследования подтвердили, что скрытая сторона сознания способна каким-то образом контролировать его деятельность. То, что опыт зависит не только от элементов сознания, но и от определяющих тенденций в работе подсознания, доказывало, что подсознание оказывает существенное влияние на поведение человека. Эта идея стала основополагающей в теории психоанализа Зигмунда Фрейда. Важными достижениями вюрцбургской школы считается также введение категории действия как акта, имеющего свою детерминацию, мотив и цель, операционально-аффективную динамику и состав. В данную школу входили: Майер(1867-1933)-предложил классификацию мышления, Нарцисс Ах- показал, что возникновение ассоциаций управляется детерминирующей тенденцией и процесс мышления строится под определенную задачу. Он же создал методику формирования искусственных понятий, которая затем была модифицирована Выготским(1896 - 1934) и Сахаровым под названием методики «двойной стимуляции». Зельц Отто (1881 - 1944) -- немецкий психолог, проводил исследования мышления, в которых обнаружил детерминированность мыслительных процессов со стороны структуры решаемой задачи. Задача перед испытуемым предстает как некий „проблемный комплекс“, завершенность которого может быть достигнута лишь при отыскании недостающего элемента. Карл Бюлер (1879-1963), психолог, создал эвристическую теорию речи. Речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, Бюлер настаивал на том, что весь процесс формирования речи - это цепь открытий, интеллектуальное развитие детей также считал творческим процессом. Изучая процесс решения задач, он пересматривает связь между ассоциацией и осознанием, заявляя, что ребенок связывает между собой только то, что уже осознал как целостность. То есть сначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами. Это осознание есть творческий процесс и происходит мгновенно. Процесс мгновенного схватывания сути вещей Бюлер назвал «ага-переживание», этот процесс мышления не зависит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка. Основой психического развития считал врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни. Бюлер выделил три основных стадии психического развития: инстинкт; дрессура (образование условных рефлексов); интеллект (появление "ага-переживания", осознание проблемной ситуации). В теории игры появилось первое объяснение ее мотивации. 5. Лейпцигская школа Лейпцигская школа -- психологическое направление, возникшее в Германии в конце 10-x годов ХХ в. и просуществовавшее до середины 30-х годов, которое получило название школы диффузно-комплексных переживании или школы психологии развития, Иногда называется «второй школой Лейпцигской» (после Вундтовской),основателем являлся Феликс Крюгер (1874-1948). Свою теорию психического строил на основе представления о целостности любого психического переживания, ориентировался на изучение психики и сознания в их целостности. Как и гештальт-психологи, представители школы Лейпцигской разделяли требование целостного подхода к изучению психики, но считали гештальты не единственными единицами сознания , к тому же их трактовка гештальта имела большую смысловую наполненность, на более ранних ступенях психического развития такими единицами являются «комплекс-качества»понятие родственное «гештальт-качества» в гештальт-психологии, диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, которые дифференцируются в ходе развития. В качестве одного из методов исследования перехода комплекс-качества в гештальт был разработан метод феноменологического самонаблюдения. В данной школе активно исследовались проблемы онтогенеза, типологии восприятия, развития изобразительной деятельности и мышления у детей. В основу психической жизни человека были положены чувства, которые в наибольшей степени презентируют мир душевного бытия, представляющего собой систему установок, диспозиций, потенций, от которых зависит течение актуальных психических процессов. В дальнейшем представления исследователей лейпцигской школы нашли продолжение в немецкой характерологии 50-х годов по исследованию личности А. Веллека, а также в гуманистической психологии Гордона Олпорта. Лейпцигская школа сыграла значительную роль в возникновении и упрочнении целостного подхода в психологии, результаты их исследования очень высоко оценил Л.С.Выготский (1896-1934), отечественный психолог, создатель исторически-культурной концепции развития высших психических функций. 6. Гештальтпсихология Гештальтпсихология -- психологическое направление, возникшее в Германии, в 1910 году и просуществовавшее до середины 30-х годов ХХ века, до установления власти фашизма, когда большинство ее представителей эмигрировали, в другие страны, основателями являются- Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер(1887-1967), Курт Коффка (1886-1941). К середине 20-х годов движение гештальтистов трансформировалось в мощную научную школу немецкой психологии, центр которой находился в Психологическом институте Берлинского университета. Неудивительно, что туда съезжалось множество студентов из разных стран мира. Институт, занимавший часть бывшего Имперского дворца, имел отличные лаборатории, оборудованные по последнему слову техники. Издаваемый гештальтистами журнал «Психологические исследования» пользовался популярностью и уважением в научном мире, а выполняемые ими исследовательские работы затрагивали самые разнообразные психологические проблемы. Понятие «гештальт» было введено Кристианом фон Эренфельсом, в статье «О качестве формы» в 1890 году, при исследовании восприятий. Непосредственным поводом для исследования Эренфельса послужили некоторые замечания профессора физики пражского университета Эрнста Маха о восприятии мелодий и геометрических форм. По Маху, ощущение мелодии или звуковой формы в известной мере независимо от ощущений отдельных звуков, поскольку сохраняется при изменении последних в случае транспонирования мелодии в другую тональность, как будто бы оно само было таким же простым и неразложимым элементом, как и элементарное ощущение. Этот факт Эренфельс поверг специальному анализу. Он выделил специфический признак гештальта - свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов. Макс Вертхеймер, учившийся в Праге вместе с Эренфельсом, отмечал, что «важнейший импульс» развитию новых идей придали именно работы Эренфельса. В 1904 году Макс Вертгеймер защитил докторскую диссертацию в Вюрцбургском университете у Освальда Кюльпе. Вертхеймер произвел сильное впечатление на молодого американского психолога Абрахама Маслоу, который испытывал перед ним такое благоговение, что стал изучать его личные качества и способности. Именно благодаря наблюдениям за Вертхеймером и другими людьми Маслоу впоследствии разработал свою собственную концепцию самоактуализации и способствовал созданию гуманистической школы в психологии. Курт Коффка изучал психологию под руководством Карла Штумпфа. В 1894 году Штумпф удостоился самого престижного в немецкой психологии звания - профессора Берлинского университета, и стал основателем Берлинской ассоциации детской психологии. В 1910 году Коффка начал свое длительное и плодотворное сотрудничество с Вертхеймером и Келером в стенах Франкфуртского университета. Эксперимент Вертхеймера, в котором Коффка и Келер играли роль испытуемых субъектов, был посвящен изучению восприятия кажущегося движения предметов - то есть движения, которое на самом деле не происходит. Для его определения Вертхеймер пользовался термином «впечатление движения». Используя тахистоскоп, он пропускал луч света через две прорези, одна из которых располагалась вертикально, а другая имела наклон от вертикали приблизительно в 20-30 градусов. Наблюдатели видели последовательное появление света сначала в одной, а затем в другой прорези. Если временной интервал сокращался, то наблюдателям казалось, что обе прорези освещены постоянно. При длительности интервала порядка 60 миллисекунд, создавалось впечатление, что линия света непрерывно перемещается от одной прорези к другой и обратно. Вертхеймер был убежден, что это явление, получившее экспериментальное подтверждение в его лаборатории, по-своему так же является элементарным, как и обычное ощущение, но, в то же время, представляет собой нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. Он назвал это явление фи-феноменом - иллюзия перемещения с места на место двух поочередно включающихся источников света. Целое (в данном случае кажущееся движение линии света) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижных световых лучей). Вертхеймер опубликовал результаты своего исследования в 1912 году в статье под названием «Экспериментальные исследования восприятия движения». После опытов по восприятию кажущегося движения гештальт-психологи принялись за исследование другого перцептивного явления. Опыт по исследованию константности восприятия позволил им укрепить свои научные позиции. Подобным образом и в случае с константностью яркости или размера, фактические сенсорные элементы могут изменяться, но наше восприятие их останется прежним. В этих примерах, как и в примере кажущегося движения, перцептивный опыт обладает качеством целостности или законченности, которыми не обладают его составляющие. Перцепция представляет собой целостное понятие - то есть гештальт - и любая попытка разложения ее на отдельные составляющие приводит к ее нарушению. Гештальты обнаруживаются при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов постулируется закон прегнантности - как стремления психологического поля к образованию самой устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом выделяются факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, - такие как фактор близости, фактор сходства, фактор продолжения хорошего, фактор общей судьбы. Идея о том, что внутренняя, системная организаций целого определяет свойства и функции образующих его частей, применяется к экспериментальному изучению восприятия - преимущественно зрительного. Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность; структурность, зависимость образа предмета-фигуры - от его окружения - фона. Понятия фигуры и фона - важнейшие в гештальт-психологии. Психологи пытались обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона - как структурированная целостность менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры. К этим законам относятся такие, как закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость. Явления фигуры и фона отчетливо выступают в так называемых двойственных изображениях, где фигура и фон как бы произвольно меняются местами - происходит внезапное «реструктурирование». Понятия фигуры и фона и явление реструктурирования - внезапного усмотрения новых отношений между элементами - распространяется и за пределы психологии восприятия; они важны и при рассмотрении творческого мышления, внезапного обнаружения нового способа решения задачи. В гештальт-психологии это явление названо ага-решением, применяется также термин «озарение» («инсайт»). Влияние изменений, происходящих в физике, особым образом сказалось на развитии психологии. Вольфганг Келер имел хорошую подготовку в области естественных наук. В свое время он учился вместе с Максом Планком, одним из основателей квантовой механики. Келер писал, что именно благодаря влиянию Планка он осознал связь между теорией физических полей и проблемой целостности восприятия в психологии. «Гештальт-психология стала своего рода приложением физики поля к некоторым важным разделам психологии». В 1913 году по предложению Прусской Академии наук Келер предпринял путешествие на Канарские острова, расположенные вблизи северо-западного побережья Африки, где на острове Тенерифе начал изучать поведение шимпанзе. Там он написал ставшую в наше время классикой книгу под названием «Интеллект человекообразных обезьян». При проведении экспериментов использовались простейшие приспособления: клетки с редкими прутьями, препятствующими свободному выходу животных наружу, палки, с помощью которых можно было достать удаленные бананы, и ящики, на которые могли забираться обезьяны. В соответствии со взглядами гештальт-психологии на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных в терминах целостности ситуации и взаимосвязей между отдельными стимулами. Например, он изучал проблему, посвященную решению задач реструктурирования перцептивного поля. Келер трактовал результаты опытов как доказательство существования инсайта - то есть внезапного постижения или понимания неизвестных ранее взаимосвязей. У Султана (самый умный шимпанзе из имевшихся у Келера), в конце концов, после многочисленных попыток возникала догадка относительно понимания связи между ящиками и подвешенным бананом.[4;308] Для описания этого явления Келер использовал немецкое слово «Einsicht», что соответствовало английскому «insight», которое можно приблизительно перевести как понимание, постижение, проникновение в суть задачи. В других экспериментах, посвященных вопросам самостоятельного, спонтанного понимания проблемы, американский исследователь психологии животных Роберт Иеркс также обнаружил в поведении орангутангов доказательства в пользу существования инсайта, который он называл смысловым научением. Изучение инсайта оказало поддержку гештальтистской молярной или глобальной концепции поведения в ее борьбе с молекулярными или атомистическими взглядами бихевиористов. Эти исследования также укрепили позицию идеи, выдвинутой гештальт-психологами, согласно которой научение включает в себя реорганизацию или реструктуризацию психологической среды. Установив, что люди воспринимают целостно организованное явление, а не набор отдельных ощущений, гештальтисты обратились к проблеме исследования перцепции с точки зрения работы механизмов головного мозга. Они попытались разработать теорию об основных нервных коррелятах воспринимаемых гештальтов. Сторонники гештальтпсихологии рассматривали кору головного мозга в качестве динамической системы, в которой взаимодействуют элементы, являющиеся в данный момент активными. Эта идея резко контрастировала с механистической концепцией, которая сравнивала нервную деятельность с работой телефонного коммутатора, связывающего сенсорные входные сигналы в соответствии с принципами ассоциации. При исследовании кажущегося движения Вертхеймер высказал предположение о том, что деятельность мозга является формообразующим целостным процессом. Так как кажущееся и истинное движения воспринимаются одинаково, то они должны вызывать тождественные процессы в коре головного мозга. Из предположения о том, что эти два вида движения кажутся идентичными, следует, что мозговые процессы при их восприятии также должны протекать одинаково. Другими словами, при объяснении фи-феномена необходимо учитывать соответствие между гештальтами в переживании непосредственно созерцаемого и в процессах, совершающихся при этом в головном мозге. Эта идея, получившая название изоморфизма (по-гречески isos - одинаковый, morphe - форма), в настоящее время воспринята в химии и биологии. Гештальтисты уподобляли перцепцию карте, в том смысле, что она идентична реальной местности, которую представляет, не являясь при этом ее точным подобием. Но в то же время карта - надежное руководство по восприятию реального мира. Взгляды Вертхеймера получили дальнейшее развитие у Келера в его книге «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии», вышедшей в 1920 году. В ней Келер высказывает предположение о том, что процессы в коре головного мозга сходны с процессами в силовом поле и что, подобно возникновению силового электромагнитного поля вокруг магнита, в ответ на сенсорные импульсы может возникать поле нервной деятельности - вследствие электромеханических процессов, возникающих в мозге в ответ на сенсорные импульсы. После эмиграции в США Келер преподавал в Свартморском колледже в Пенсильвании, написал несколько книг и редактировал журнал «Психологические исследования». В 1956 году он был удостоен награды «За выдающийся вклад в науку» Американской психологической ассоциации, а вскоре после этого был избран ее президентом. 7. Теория поля: Курт Левин Курт Левин(1890-1947) родился в Германии в городе Могильно. Образование он получил в университетах Фрайбурга, Мюнхена и Берлина. Докторскую диссертацию по психологии защитил у Карла Штумпфа в 1914 году в Берлине, где также изучал математику и физику. Во время первой мировой войны Левин служил в немецкой армии, был ранен в бою и награжден железным крестом. Впоследствии он вернулся в Берлинский университет и принял такое активное участие в работе группы гештальт-психологов, что стал считаться, наряду с ее основателями, одним из главных авторитетов нового научного направления. Он проводил исследования по проблемам ассоциации и мотивации и начал разрабатывать свою теорию поля, которую изложил в 1929 году в США на международном конгрессе психологов в Йельском университете. Теория поля - психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия. Теория физических полей привела Левина к мысли о том, что психическая деятельность человека происходит в условиях воздействия психологического поля, которое получило название годологического пространства. Годологическое пространство заключает в себе все события прошлого, настоящего и будущего, которые могут повлиять на нашу жизнь. С точки зрения психологии каждое из этих событий предопределяет поведение человека в конкретной ситуации. Таким образом, годологическое пространство формируется личностными потребностями человека во взаимодействии с его психологическим окружением. Левин высказал предположение о существовании состояния баланса или равновесия между индивидуумом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность отношений, которая вызывает определенные изменения, ведущие к восстановлению баланса. В этом заключался главный смысл его концепции мотивации. Согласно взглядам Левина, поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующего действия по его снятию. Поэтому всякий раз, когда у индивидуума возникает какая-то потребность, то есть состояние напряженности, он своими действиями старается снять это напряжение и восстановить внутреннее равновесие. Первая попытка экспериментальной проверки этого предположения была выполнена в 1927 году под руководством Левина его ученицей Блюмой Вульфовной Зейгарник (1900-1988), которая впоследствии основала отечественную патопсихологию. Суть опыта заключалась в том, что наблюдаемым субъектам давался набор задач, и они получали возможность решить только несколько из них, потому что процесс решения искусственно прерывался, прежде чем они могли выполнить все задание. Перед началом эксперимента Левин предсказывал, что 1) напряженное состояние возникает, когда субъект получает задание для выполнения; 2) когда задание выполнено, напряжение пропадает; 3) когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно сохранится в памяти субъекта. Результаты, полученные Зейгарник, подтвердили предсказания Левина. Наблюдаемые субъекты, чей процесс поиска решения прерывался, с большей вероятностью могли вспомнить суть задания, чем те, кто успевал выполнить его до конца. Многие последующие исследования проводились на основе использования этой закономерности, получившей название эффекта Зейгарник. В 30-х годах Левин начал интересоваться вопросами социальной психологии. Он был первопроходцем в этой неизведанной области, и его достижения дают ему право занять достойное место в истории науки. Главной особенностью социальной психологии Левина является введение понятия групповой динамики, применимое как к индивидуальному, так и к групповому поведению. Согласно его взглядам, так же как индивидуум и его окружение формируют психологическое поле, так и группа и ее окружение формируют социальное поле. Социальное поведение проявляется внутри группы и определяется конкурирующими подгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения. Таким образом, групповое поведение в любой момент времени является функцией общего состояния социального поля. Программы научных экспериментов и результаты исследовательских работ Курта Левина получили даже более высокую оценку психологов, чем его теоретические изыскания. Его вклад в социальную и детскую психологию оказался неоспорим. Многие его идеи и методики проведения экспериментов широко используются при изучении проблем личности и мотивации ее поведения. «Среди иммигрантов-психологов Курт Левин оказался почти что единственным, кто сделал успешную карьеру и одновременно создал школу последователей в Америке». Заключение Неоценим вклад в психологию В.Вундта, а также тех , кто подготовил почву для выделения психологии в самостоятельную науку. Представители немецких психологических школ повлияли почти на все отрасли психологии, и многие смежные науки. Как было упомянуто выше, более 160 крупных ученых получили образование в Германии. «Психология народов» Вундта имела огромное значение для психологии, благодаря этому труду произошло разделение психологии на две ветви - экспериментальную и социальную. Исследования Эббингауза привнесли объективность количественных и экспериментальных методов, в изучение высших психических процессов, превратилось в подлинное научное исследование. Достижения вюрцбургской школы оказались самыми значительными в исследовании человеческой психики, и ознаменовались введением категории действия как акта, имеющего свою детерминацию, мотив и цель, операционально-аффективную динамику и состав, были выделены стадии психического развития. Из гештальт-психологии ряд идей унаследовала гештальт-терапия , одно из самых влиятельных направлений психологии, созданное германско-американским психологом Перлсом Фрицом, ему принадлежит основание двух институтов, первый - Психоаналитический институт в Йоханнесбурге, второй институт основан в 1952 году - Институт гештальт-терапии в США. Список использованной литературы 1.Ждан А. Н. История психологии: Учебник.- М.: Изд-ва МГУ, 1990.- 367 с. 2.История психологии (10-е - 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. - 2-е изд./Под ред. П. Я. Гальперина, Л. II. Ждан.-М: Изд-во Моск. ун-та, 1992. -364 с. 3.Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. - СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.,ил. 4.М.Г.Ярошевский. История психологии. 2-е перераб.изд.- М: Изд-во «Мысль»-1976.-463с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |