|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семейОсобенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей3 Министерство образования РФ Московский гуманитарно-экономический институт Кировский филиал Факультет гуманитарный Кафедра практической психологии Группа ССО набор 2004 г. Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А на тему: «Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей». Студент-дипломник_____________________ Научный руководитель__________________Росина Наталья Леонидовна (подпись) (кандидат психологических наук, доцент) Рецензент______________________________Белозерова Людмила Ивановна (подпись) (кандидат психологических наук, профессор) Допустить к защите Зав. кафедрой Росина Наталья Леонидовна _________________(подпись) «___»_______________2008 г. Киров, 2008 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………. 8 1.1. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА КАК ВЕДУЩАЯ В НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………... 8 1.2. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ………………………………………………………23 1.3. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ …...31 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I ………………………………………………………..42 ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ ………………………………………………………………………….44 2.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ……………………………………44 2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………….49 2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ………………………………………………………50 2.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ………………. 57 2.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ…………………………………………………………………… 59 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II………………………………………………………. 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 63 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….. 71 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 77 ВЕДЕНИЕ Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций старшеклассников представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у учащихся старших классов. За последнее десятилетие в структуре жизненных приоритетов старшеклассников произошел переход от направленности на самоутверждение и альтруистические ценности к направленности на деловую активность и прагматические ценности. Актуальность изучения влияния семейного воспитания на особенности ценностных ориентаций молодежи из полных и неполных семей обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью, но недостаточно изучены структура м формирование ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и не полных семей. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие. Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни" Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, изменением социального положения. Формирование убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие). Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности. Цель - выявить особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей. Объект исследования - старшеклассники 30 человек из полных семей и 30- из неполных семей, общее количество 60 человек, обучающиеся на I-II курсах «Воркутинского медицинского училища» г. Воркута. Предмет исследования - тип семьи, иерархия ценностей, уровень осознанности и ответственности за достижение жизненных целей, тип универсальных ценностей. Гипотеза исследования - существуют различия в системе ценностных особенностей старшеклассников в полных и неполных семьях. Старшеклассники из неполных семей в большей мере ориентированы на ценности социальной успешности и тип универсальных ценностей - самостоятельность, а старшеклассники из полных семей на ценности автономности и ценностный тип власть. У старшеклассников из полных и неполных семей достаточно высокий уровень осознанности и ответственности за достижение жизненных целей. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: 1. Выполнить анализ психологической литературы, посвященной проблемам исследования влияния семейного воспитания на формирование структуры ценностных ориентаций старшеклассников. 2. Провести изучение иерархии ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей. 3. . Изучить уровень осознанности и ответственности за достижение жизненных целей у старшеклассников из полных и неполных семей. 4. Выявить тип «универсальных ценностей» старшеклассников из полных и неполных семей. 5. Выполнить сравнительную характеристику особенностей ценностных ориентации у старшеклассников из полных и неполных семей. Методологическая база исследования. В процессе работы был использован комплекс методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач, включающих анализ литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение исследований ценностных ориентаций юношей, изучение влияния семьи на формирование ценностных ориентаций старшеклассников, валидные и апробированные методики (Методика «Ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем, тест «Осознанность жизненных целей», автор Е. Карапешта, опросник Ш. Шварца), сравнительный анализ данных, методы статистической обработки результатов. Статистическая обработка данных производилась с помощью статистического программного пакета SPSS V 9.0. Выявление корреляционных связей между данными исследования проводилось с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. Определение достоверности различий выборочных средних проводилось по t-критерию Стьюдента. Знак (+/-) полученного значения определяет сущность выявленных различий: отрицательный - прирост, а положительный - убывание значения показателя в исследовании группы подростков. Т-критерий Стьюдента для независимых выборок используется для выявления достоверности различий между двумя независимыми группами на основе сравнения выборочных средних. Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности своевременного выявления структуры и динамики ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей, как показателя духовной жизни, целей и общей направленности молодежи в своих позициях, которые определяют мотивы поведения, поступков, и использования этих данных как фундамента для дальнейшей работы и помощи старшеклассникам, их родителям, так же для статистики и научной работы. Данные могут быть использованы психологами и педагогами, в работе с подростками из обычных и проблемных семей, малоимущими семьями, специалистами по социальной работе. База проведения исследования: ГОУ СПО «Воркутинское медицинское училище» г. Воркута. Выборку составили 30 человек из полных семей и 30- из неполных семей, обучающиеся на I-II курсах, всего 60 человек. Структура дипломной работы включает: введение, теоретическую часть, экспериментальную часть, заключение, список использованной литературы и приложения. Количество таблиц - 26, количество диаграмм -2, количество приложений с описанием методик и статистических таблиц - 3. Список литературы содержит 95 источников, всего в дипломной работе 76 страниц. ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТАРШЕКЛАСНИКОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА КАК ВЕДУЩАЯ В НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕЦенностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров (1; с. 23). Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Эти различия были либо по параметру "общее - индивидуальное", либо по параметру "реально действующее - рефлекторно сознаваемое" в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании (1; с. 35). Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, отношение к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Немов Р.С. рассматривает ценностные ориентации как то, что человек особенно ценит в жизни, то, чему он придает особый, положительный жизненный смысл (59). Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности (22; с. 322).Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному С.Л. Рубинштейном ( 67; c. 130-160). Ценности охватывают жизнь человека и человечества в целом во всех их проявлениях и сторонах, в том числе познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу. Осознавая собственные ценностные ориентации, свое место в мире, человек размышляет над смыслом и целью своей жизнедеятельности. В современной науке понятие "ценностных ориентаций" соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности (60; с. 51). Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Условно, когда мы говорим - ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание (7;35).Члены семьи, как и педагоги, представители человеческой культуры, направляют старшеклассников на высшие ценности, ставя перед собой задачу сформировать предпочтительное отношение к ним, хотя они и понимают, что рынок «делает свое черное дело» и втягивает их в поток лжеценностей. Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: "что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных ориентиром потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого" (67; с. 365). И далее: "Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни".Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для личности некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и т.д. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каково сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации старшеклассников соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания. (81; с. 42-48). Связь процесса формирования ценностей с воспитанием несомненна. Рассматривая этот вопрос нельзя не затронуть такое понятие как "личность". Р.С. Немов под "личностью" понимает понятие, обозначающее совокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность (59). В.А. Петровский говорил, что быть личностью - значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром (64). В.С. Мухина личность определяла так: «Личность - это человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества» (56). Личность, по утверждению В.С. Мерлина, представляет собой интегральную индивидуальность, совокупность относительно свободных автономных систем, индивидуальных свойств организма, ценностную характеристику социально-типических и индивидуальных свойств человека. Человек же в свете современных антропологических достижений являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной (49).В период кардинальных изменений в политической, экономической, общественной, духовной сферах нашего общества влечет за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у старшеклассников. Особую остроту и интерес приобретает сегодня изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежна переоценка ценностей в условии ломки сложившихся устоев (26). Ценности являются целью и основой воспитания. Изучение противоречий между ценностями поколений, выявление ценностей различных социальных групп, создание научно обоснованной прагматической школы - таковы основные направления научного поиска (23). Результаты же исследования, во-первых, помогают продвинуться в понимании закономерностей взаимодействия макросоциальных изменений и психологических феноменов сознания личности и социальных групп, способствуя выявлению значимых тенденций в исторических изменениях ценностных ориентации в целом. Во-вторых, они способствуют пониманию направлений общего социального развития других социально-демографических и социально-экономических групп, так как молодежь во многом является детектором приоритетов социального развития. В-третьих, исследования позволяют понять, чем обусловливается социальное поведение личности и группы на уровне не столько отдельных поступков в конкретных социальных ситуациях, сколько более длительных поведенческих программ, направленных на достижение отдаленных целей.По результатам исследований необходимо отметить: после острого социально-экономического кризиса структура ценностных ориентации старшеклассников является более динамичной, чем система жизненных ценностей студентов (26).Сказанное выше дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения (82).В юношеском возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих. Формирование ценностных ориентаций - сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентаций, и условий их развития. Представляется очень важным определиться в понимании природы ценностных ориентаций (ЦО). Изучение психологических особенностей формирования ЦО целесообразно вести с позиции системного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат процесса взаимодействия человека с миром. С точки зрения содержания, ЦО - общая направленность личности на то, что для нее в жизнедеятельности значимо и важно (28).В ЦО как психологическом механизме можно выделить три аспекта: субъективный, интернациональный и объективный. К субъективному аспекту можно отнести приобретение жизненного опыта во всех сферах жизни, самоанализ и рефлексию, удовлетворение собой, духовное развитие, самопознание, воспоминания и грезы. Интернациональный аспект ЦО - это все ценное, что есть для человека в самом процессе взаимодействия с окружающими людьми и предметами. Например, значимость хороших отношений, жизненный комфорт и хорошая обстановка, сочувствие и сопереживание другим, взаимопомощь и взаимопонимание, дружба и добрые, сердечные отношения, интересные и творческие люди. В объективный аспект ЦО включаются: достижение материальных благ и ценных вещей, быт, социальные блага, привилегии, слава и почет, одежда, машина, культурное окружение. Но, конечно, более всего объективный аспект ЦО характеризуют общекультурные ценности, экзистенциональные ценности, цель и смысл жизни человека. Сюда же можно отнести эстетические и религиозные ценности, т.е. все то, что дается человеку миром, и о чем он догадывается, только достигнув определенного уровня самосознания, рефлексии.Субъективный, объективный и интернациональный аспекты ЦО пронизывают три уровня регуляции личностного поведения. На самом высоком уровне (по степени обобщенности и времени) - детерминации, регуляции жизнедеятельности человека определяющую роль играют общечеловеческие и экзистенциональные ценности. Это находит выражение в ориентации на: определенный жизненный путь, творческую активность, радость жизни, понимание «добра и зла», идеалы модели желаемого будущего и, конечно, в осознании цели и смысла бытия. Так, старшеклассники могут считать для себя самим важным стать эрудированными, образованными и культурными людьми, но эти ценности чаще всего включают нравственный аспект, т.е. быть не просто культурным, а еще отзывчивым, доброжелательно относиться к людям. Степень активности в реализации этих целей тоже изменяется, т.е. нарастает c течением времени, а, достигнув некоторого максимума, снижается и т.д. На данном уровне регуляции жизнедеятельности человека проявляется, прежде всего, его зависимость от широкого социального окружения, от особенностей национальной культуры, от традиций, обычаев и ритуалов, т.е. от всего того, что чаще всего обозначают одним словом - культура. Именно она закладывает через культуру психической деятельности (ритуал, традиция, обычай и т.п.) основные, жизненно важные ценности. Этот уровень - регуляции жизнедеятельности человека мы называем уровнем отдаленных перспектив (29). Далеко не все то, что для человека важно и значимо, может быть реализовано в поведении. Это зависит от ряда обстоятельств и причин субъективного и объективного планам. И, в частности, от того, имеет ли для человека какой-то смысл совершать тот или другой поступок, стремиться к избранной цели. То, что человек ставит перед собой цели, еще не говорит о том, что он будет их достигать и знает, как это сделать. Этот момент очень важен в плане понимания того, как человек управляет своим поведением. Имеет ли для него смысл совершать то или иное деяние? И как этот смысл обнаруживает себя для человека? Конечно, наиболее простой ответ заключается в том, что мы просто знаем, как нужно делать и что нужно делать. Этот ответ хотя и прост, но явно не полон, т.к. смысл и значимость чаще всего обнаруживают себя через привлекательность предметов, вещей и людей, их желательность для человека и эмоционально-чувственное отношение к ним. Эмоции и чувства выступают в данном случае в качестве источника активности, который питает фантазию, стимулирует и побуждает человека проектировать возможные действия, представлять конкретные ситуации и результаты деятельности. В таких условиях необходимой информации чаще всего бывает недостаточно, и тогда в работу включается воображение; воображение не только помогает проектировать пути достижения цели, но и расцвечивать ситуации, условия, результаты деятельности в эмоционально привлекательные краски, что особенно ярко проявляется в мечтах и грезах. Таким образом, именно через воображение, единство интеллекта и аффекта идет трансформация, изменение и детерминация ценностей и поведения человека. Воображение в данном случае выполняет функцию мостика между тем, что для человека ценно и желательно и тем, какого результата он хочет добиться в реальной жизни. В процессе проигрывания в воображении возможных ситуаций реализации принятых человеком ценностей происходит их осмысление, и они становятся элементами внутреннего мира человека. В реальной жизнедеятельности это выражается в том, что люди не только избирательно относятся к окружающему миру, но и с разной степенью активности реализуют поставленные цели или готовы это сделать. Этот уровень в психологическом механизме регуляция поведения, на котором личность открывает для себя смысл поступков и действий, проигрывает возможные ситуации реализации ценностей и целей эмоционально-чувственно относится к ним, готова действовать определенным образом можно назвать уровнем проектирования (29). Конкретные ситуации отличаются от воображаемых, но те возможные пути достижения целей, которые человек с помощью воображения и мышления готовит заранее, переносятся в реальную жизнь. И здесь они обретают форму мотивов. В некоторых ситуациях жизнедеятельности мотивы побуждают человека совершать определенные поступки и деяния. Этим они регулируют и направляют его поведение. Достижение целей, получение определенного результата, реализация программы поведения имеет для человека личностный смысл. Личностный смысл может быть связан у старшеклассников с самоутверждением среди сверстников, благополучием, установлением отношений и т.д. Описательный уровень регуляции поведения в конкретной ситуации мы называем мотивационным. Три уровня детерминации поведения (уровень отдаленных перспектив, уровень проектирования, мотивационный уровень) и три аспекта взаимодействия человека с миром или с ближайшим социальным окружением (субъективный, объективный и интернациональный) находятся во взаимосвязи и взаимодействии, в переходах и трансформации одного уровня в другой и это же касается аспектов взаимодействия (29). Формирование и функционирование ЦО имеет ряд особенностей. Детерминация регуляции поведения человека идет с двух сторон: 1. со стороны мира, внешних условий, уровня развития культуры, природных факторов и т.д.; 2. со стороны самого человека, его желаний, предпочтений, ценностей и смыслов, мотивов и интересов. На каждом из уровней регуляции поведения, названные стороны встречаются и трансформируются в тот или иной вид отношений. А на уровне отдаленных перспектив это предполагает их субординацию и упорядочение. Проектировочный уровень характеризует осмысление отношения к возможной деятельности, целям, вещам, людям с позиции их включения в реальную жизнь человека. Осмысления направлены на создание смысловых образований через соотношение смыслов по разным критериям и на их трансформацию. На мотивационном уровне мотивационные отношения проявляются в активном выборе поступков, действий, предметов и людей. Ярко проявляют себя предпочтения и пристрастия. Отношение между мотивами во внутреннем мире человека ведет к их иерархии, сравнению и упорядочению. Всякое внутреннее отношение - это отношение между актуальным и потенциальным в человеке, которые в зависимости от уровня регулируются на основе критериев. Этими критериями выступают: мера общности тех или иных образований, степень значимости для человека конкретного образования сейчас или в будущем (34). В реальном процессе психологической регуляции виды отношений (ценностные, смысловые, мотивационные) существуют в единстве, это касается и ЦО, понимаемых как ценностный психологический механизм регуляции поведения. Конечно, один из видов отношений (или уровень регуляции) может или должен доминировать, тогда остальные находятся в нем в снятом, свернутом виде. Процесс регуляции поведения человека идет от внутренних отношений, между актуальным и потенциальным в человеке. Это касается не только отношений внутри одного уровня, но переходов и связей между уровнями регуляции. Например, между мотивами и смыслами, общими смыслами и ценностями, системой мотивов и ценностями. Данное замечание указывает на то, что в ЦО как психологическом механизме существуют трансформации, переходы и связи как по горизонтали (внутри одного уровня), так и по вертикали (между уровнями). Формирование ЦО идет со стороны актуализации внешнего отношения, взаимодействия человека с миром. Поскольку ценностные ориентации обычно определятся как направленность личности на цели и средства деятельности и таким образом выражают ее отношение к миру, естественно предположить, что их формирование, как целостной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возраста. О том, что именно в этот период, а не в более раннем возрасте, формируются ЦО свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличие главного условия их формирования - достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения (И. Ю. Истошин. 1979; Ш.А. Надирашвиди. 1979; 58). Именно в этом возрасте отношения с товарищами, сверстниками и благополучие этих отношений представляет для старшеклассников большую ценность, причем нередко столь высокую, что отодвигают на второй план учение, уменьшают привлекательность общения с родными. Это общение является практикой по овладению способами социального взаимодействия в коллективе и способствует проявлению у них высокой нравственной активности, направленной на осознание целого ряда моральных качеств и на усвоение норм морали. Эта активность проявляется в избирательном общении старшеклассников и в выборе социально значимых образцов для подражания. Отчетливо выступает факт ориентации юношей на нравственные качества, в которых выражается отношение к человеку вообще и к товарищу в частности. Почти каждый юноша выделяет в сверстнике качество хорошего товарища и хочет походить на него в этом плане. Наряду с этим старшеклассников привлекают качества мужественности, представленные комплексом морально-волевых черт. Качества, в которых проявляется отношение к учению, труду, общественной работе, наиболее значимые для младших школьников, у старшеклассников сначала теряют свою ценность, но затем вновь возрастает равнение на деловые качества, что свидетельствует о возрастающем осознании важности учебной деятельности. Важно отметить, что на протяжении юношеского возраста повышается внимание к качествам, в которых выражается отношение личности к себе (32). С одной стороны старшеклассник весь устремлен на себя, на свою личность, озабочен тем, как ему повести себя, чтобы его личные потребности и устремления получили наибольшее удовлетворение, с другой - именно в ранней юности даже те ребята, которые в подростковом возрасте были весьма эгоистичны (54, с. 84-107), испытывают потребность в обособлении, которая присуща юношескому возрасту, находит свое конкретное выражение как в общении, в составе более или менее широких общностей, так и в уединении. В уединении юноши проигрывают те многочисленные роли, которые недоступны им в реальной жизни, представляют себя в тех образах, которые им наиболее импонируют. Это, в частности, происходит в мечтах, отсюда ясно, почему многие исследователи такое большое значение придают юношеской мечте. Юношеская мечта - важнейший механизм формирования ценностных ориентации личности. Она создает многочисленные "проективные ситуации", в которых человек вырабатывает свое отношение к самым различным фактам и явлениям. Лишь на этой основе происходит дифференциация внешних объектов, т. е. возникает призвание к определенному виду труда, любовь к конкретной девушке (а не к образу женственности вообще), складывается определенный стиль жизни и поведения. Подобная склонность важна для развития личности. Мечты позволяют юноше предотвратить многие поступки, которые привели бы к нежелательным последствиям для него в обществе. Необходимо отметить, что потребность в уединении ни в коем случае не есть противопоставление социальности и коллективизму. Сказанное ранее позволяет сделать следующий вывод. Молодежь как социальная группа, выполняет определенную функцию в социальном развитии своего поколения. Все нормы и ценности черпаются молодежью из культур взрослого общества. В целом общество сверстников обучает юношей практике нравственных норм взрослых. Усвоение ценностных ориентаций помогает старшекласснику достигнуть определенной внутренней независимости от взрослых, утвердить свое я. Это дает основание говорить о том, что одни учащиеся имеют дифференцированную структуру ценностей (61%). Для остальных все предложенные ценности представляются одинаковыми по своему значению, и у них, следовательно, пока еще отсутствует дифференцированная структура ценностных ориентаций (48). Согласно исследованиям К. Олпорта и М. Рокича, необходимое условие формирования ценностных ориентаций - именно умение дифференцировать объекты, по степени сформированности дифференциации все испытуемые разделяются на три основные группы: 1. старшеклассники, имеющие в достаточной степени дифференцированную структуру ценностных ориентаций; 2. старшеклассники, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинает формироваться; 3. старшеклассники, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще не сложилась. Рассматривая причины формирования ценностных ориентаций нельзя не упомянуть о возрастных и половых особенностях. У девушек и юношей установлены разные структуры ценностных ориентаций. У девушек, например, в отличие от юношей ценности "интересная работа" и "любовь" доминирующие. Далее у них определена "счастливая семейная жизнь", "здоровье", "друзья". У юношей же наблюдается преимущественная ориентация на "хороших и верных друзей", затем "здоровье" и "активная деятельная жизнь". А.Г. Здравомыслов указывает, что ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний (29). Поэтому очень важен анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. А.Г. Здравомыслов выявил, что в зависимости от развития и содержания ценностных ориентаций старшеклассников можно разделить на несколько групп:1. Группа старшеклассников, у которых с точки зрения принятых в нашем исследовании критериев, определяющих различную степень сформированности ценностных ориентаций, этот элемент личности еще не сформировался. Несформированность основного механизма выделения ценностей - препятствует этим учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Следовательно, у учащихся этой группы отсутствуют ценностные ориентации. 2. Старшеклассников второй группы характеризует преимущественная ориентация на семью и работу с некоторым превышением семейно-бытовых ценностей. Таких старшеклассников 10%. 3. Старшеклассников третьей группы характеризует, по Ядову В.А., доминирование ценностей "гедонистического" характера. Они в основном ориентированы на свое здоровье, любовь, приятное проведение времени с друзьями. Их всего 14% (82).4. У таких старшеклассников имеются устойчивые сбалансированные ориентации, прежде всего на работу и достижение семейного счастья, где значимость профессионально-творческих интересов превышает все остальные ценности. Этих учащихся отличает гражданская направленность их личностной позиции. Их 17%. 5. У старшеклассников этой группы ориентации так же устойчивы, но направлены на собственную личность, на ценности, отражающие в основном индивидуальные интересы личности. Содержание их ценностных ориентаций позволяет охарактеризовать этих учащихся как "рационалистов с неудовлетворенными запросами". Таким образом, рассматривая в целом особенности формирования ценностных ориентаций старшеклассников по результатам исследований, можно сказать, что этот необходимый и важный элемент личностной структуры полностью сформирован лишь у одной трети юношей и девушек. У 24% старшеклассников ценностные ориентации только начинают формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойство личности. Значительная часть старшеклассников пока еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Их ценностные ориентации, как необходимый элемент структуры зрелой личности к началу юношеского возраста оказались несформированными, что позволяет охарактеризовать степень их личной зрелости как не вполне соответствующую возрастным и социальным критериям развития. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного образования, как возникновение зрелых жизненных планов, личностного и профессионального самоопределения старшеклассников. Но для того, чтобы понять закономерности процесса личностного самоопределения, недостаточно только выявить систему ценностных ориентаций старшеклассников, важно понять, в каком отношении они находятся во всей мотивационно-потребностной сфере личности: как соотносится между собой то, что человек ценит, сознательно считает наиболее важным, и то, чего он реально хочет, к чему сознательно или не сознательно стремится (82). Ценностно-потребностная сфера личности - это система индивидуальных потребностей, формирующаяся на основе врожденных или уже приобретенных в течение жизни потребностей, и организующихся в блоки - ценности, которые соответствуют исторически сложившимся социально одобряемым, морально-этическим нормам, выработанным в процессе развития общества под влиянием социально-экономических факторов, но отличающимся своей индивидуальной неповторимостью (76). 1.2. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИСТАРШЕКЛАССНИКОВС 20-х годов XX века (Н. Homburger, - по 18, с.33) резко выраженные психологические особенности юношей стали обозначать как «юношеский комплекс». В это понятие включают: импульсивность, негативизм, конфликтность, противоречивость чувств, агрессивность (Ch. Buhler, A. Gessel, - по 18, с.33), сенситивность (чувствительность к оценке другими своей внешности), рост способностей, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых (A. Gessel, - по 18, с.33; А.Е. Личко); сочетание чувствительности с поразительной черствостью, болезненной застенчивости - с нагловатостью, жажды признания - с бравированием независимости, отказ от общепринятых правил - с обожествлением случайных кумиров, чувственного фантазирования - с сухим мудрствованием (Г.Е. Сухарева, А.Е. Личко); эгоцентризм юношеского мышления, тяготение к теоретизированию (Ж. Пиаже); диффузное расплывчатое «Я», ролевую личностную неопределенность, расстройство временной перспективы, «кризис идентичности» (Е. Erikson); стремление к освобождению от детской независимости, оппозиционную готовность, максимализм в оценках, непереносимость опеки, многообразие переживаний, связанных с сексуальностью, немотивированные колебания настроения (К.С. Лебединская).Согласно теории К.Левина, важнейшими процессами юношеского возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение юношей определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости. Много изменений происходит в плане формирования личности. Главная особенность юношей - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего подростка. Также нужно отметить и эмоциональную нестабильность, т.е. их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. Юноша не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется чаще всего во внешнем облике, в манерах. Подражание идет и по линии развлечений.Чувство взрослости - это особая форма самосознания юношей, стержневая особенность личности, ее структурный центр. Это чувство выражает его новую жизненную позицию по отношению к себе, людям, определяет специфические направления и содержание его социальной активности, систему новых стремлений. Специфическая социальная активность проявляется в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Особенность самосознания и самооценки в юности непосредственно отражается на поведении. При заниженной самооценке юноша недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности. Чувство взрослости юношей проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию (13). Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, может быть, учебы. В семье к нему предъявляются более высокие требования, за ними признают больше прав и обязанностей, что ведет к высоким требованиям, предъявляемым юношей самому себе. Чувство взрослости становится центральным новообразованием этого возраста. После поисков себя, личностной нестабильности, у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».Познание себя, своих различных качеств, приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два - оценочный и поведенческий. Для старшеклассника важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся благодаря влиянию семьи и сверстников. Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»-идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый юношей разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что развивается саморегуляция (45).В юношеском возрасте представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему - «Я-концепцию», которая является важной в развитии самосознания. В данном возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности оношей. Они являются той ценностью, которая обеспечивает юноше расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников.Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус, может быть, достигнут с помощью хороших знаний: при этом для старшеклассников продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт, и даже конфликт (37).Наряду с учебной деятельностью у старшеклассников большое место занимает общение со сверстниками, т.е. установление интимно-личностных отношений. Подростку не только важно общаться и быть среди сверстников, но и занимать в их обществе определенное положение, иметь определенный социальный статус. В этом возрасте обостряется потребность в общении и поиске лучшего друга (45).В соответствии с принятым в психологии пониманием природы и особенностей функционирования ценностных ориентаций личности, ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели (терминальные), вторую ценности-средства (инструментальные). Важнейшими являются терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Умение определить свои цели, найти самого себя и свое место в жизни, - важный показатель зрелости в юношеском возрасте. С точки зрения ценностного подхода к изучению особенностей формирования сознания личности все явления действительности (поступки человека) могут быть представлены в виде набора ценностей, выражающего субъективную оценку индивидом этих явлений с позиции их необходимости при удовлетворении его потребностей и интересов (В.П. Тугаринов, 1968, Б.С. Круглов, 1983, (42). Следующим показателем, характеризующим особенности формирования ценностных ориентаций личности старшеклассников, выступает содержательная сторона иерархической структуры ценностных ориентаций. Проведенные исследования А. Гоштаутаса, Н.А. Семенова и В.А. Ядова (69) позволяют представить иерархическую систему основных жизненных ценностей, характерных для всей совокупности старшеклассников, нарисовать "ценностно-ориентационный портрет старшеклассника". В общей иерархии абсолютно доминирует ценность "сохранение мира между народами". Она получила высший балл абсолютно у всех обследованных. Другая ценность - "жизненная мудрость" - никак не была оценена ими, что с точки зрения возраста представляется вполне естественным. Так, если сохранение мира между народами для всех главная ценность, то жизненный опыт для старшеклассников не может стать личной ценностью (69). Из оставшихся ценностей по всей выборке максимальную оценку занимает ценность "интересная работа". Кроме нее "хорошие и верные друзья", "здоровье", "счастливая семейная жизнь", "любовь". Середину иерархической системы занимает большая группа ценностей, которые в глазах старшеклассников имеют устойчивое значение для личности, но представляются им второстепенными по сравнению с главными целями жизни. Сюда входят: "уверенность в себе", "познание", "активная деятельная жизнь", "самостоятельность", "творчество", "равенство", "красота", "материальная обеспеченность". Последняя в структуре ценностных ориентаций ценность - "удовольствие", таким образом, не входит в число основных целей жизни человека. Если на основе полученных данных попытаться дать ценностно-ориентационный портрет исследуемой совокупности старшеклассников, то он будет выглядеть примерно так: "Главное в жизни - это найти работу (интересную) и хороших, верных друзей, при условии, что будет сохранен мир на земле, и ты будешь здоров. Очень важно для человека иметь семью, основанную на взаимной любви. Конечно же, нужно быть уверенным в себе, поменьше сомневаться, проявлять самостоятельность. Очень важно так же быть интеллектуально развитым, расширять свое образование, кругозор, вести активную, деятельную жизнь. Но все это возможно только при наличии хорошей работы и личного счастья. Желательно так же иметь возможности для творчества, способность ощущать и переживать красоту природы, искусства, но, к сожалению, не всем это доступно". Интерпретируя подобным образом, совокупные ценностные ориентации старшеклассников, нельзя забывать, что это условный "портрет", в него попали среднестатистические данные (76; с. 36-53). Исследованием ценностных ориентаций у учащихся старших классов занимались такие ученые как А.Н. Леонтьев, М. Рокич, И.С. Кон, А.С. Шаров и другие. В отличие от глобального философского подхода к проблеме ценностей характерной чертой психологического аспекта их изучения является дифференцированность объектов по их ценностному значению внутри одного и того же вида, группы, класса ценностей и связанная с этим их конкретизация и иерархизация (см., например: Ю. М. Жуков, 1976; Е. С Махрах, 1975; и др.). Специфичность осознания объектов социальной действительности как ценностей предполагает наличие особых психологических механизмов их усвоения. Так, в качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается такой вид психической деятельности, как оценочная деятельность индивида, направленная не только на восприятие и усвоение объективно содержательной стороны предмета (так называемое знание факта, по В. П. Тугаринову, 1968), но и на оценку его свойств с точки зрения их необходимости, полезности, приятности и т. п. для удовлетворения потребностей и интересов личности, для реализации целей ее деятельности. В результате происходит осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему - ценностное отношение (В. Н. Мясищев, 1960). Осознание ценности предполагает наличие у индивида определенного способа ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей, являющегося внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и особенности ее ценностных ориентации (50,57). |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |