рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада

Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада

СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Психологический факультет

Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Тема: «Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада»

Выполнила:

Ялпаева Н.А.

Научный руководитель:

доктор биологических наук, профессор Александрова Н.П.

Москва. 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

1.1 Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения

1.2. Теоретические концепции о механизмах, природе агрессии и ее причинах

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

2.1. Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

3.1 Классификация видов и средств агрессивного поведения

3.2. Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Рост агрессивных тенденций среди людей отражает одну из острейших проблем современности. Проявление агрессии, как в школах, так и дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителей. В связи с важностью гуманизации и демократизации всей системы образования, в том числе и общественного дошкольного воспитания, насущной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, которые помогли бы им в дальнейшем противостоять возросшей бездуховности и коммерциализации общества, воспитать в них толерантность, миролюбие, кооперативность.

В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.

Это обусловливает актуальность изучения проблемы агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства - возрастного периода первоначального формирования личности ребенка.

Учитывая недостаточную изученность этой актуальной проблемы в раннем онтогенезе, в настоящей работе я провела экспериментальное изучение психологических особенностей агрессии детей шестого и седьмого годов жизни, причин ее возникновения и условий, которые провоцируют формирование агрессивности.

Целью исследования - изучение специфики и причин агрессивного поведения.

Задачи:

1) изучить психологическую специфику агрессивных проявлений и их мотивацию у старших дошкольников;

2) определить возможные причины этих проявлений.

Объект исследования - агрессия и ее проявления в конфликтных ситуациях общения и взаимодействия детей со сверстниками.

Предмет исследования - особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада.

В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:

Проанализировать зарубежную и отечественную психологическую и педагогическую литературу по проблеме агрессии.

Изучить психологические особенности агрессивных проявлений и их мотивацию у старших дошкольников в детском саду.

3. Определить возможные причины этих проявления.

Методы исследования.

1. Целенаправленное наблюдение за агрессивными проявлениями старших дошкольников по отношению к сверстникам в естественных условиях в группе детского сада.

Социально-психологические методы для обследования системы межличностных связей в группе детского сада и определения положения каждого ребенка в ней. Опрос родителей и опросы детей с целью изучения особенностей их воспитания в семье.

Гипотезы дипломном работы:

Особенности проявления агрессивного поведения тесно связаны с особенностями взаимоотношений ребенка в семье и группе детского сада. Агрессивные действия детей являются способом неадекватного реагирования ребенка на конфликтную ситуацию.

Условиями, провоцирующими проявления агрессии являются:

а) эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и группе детского сада;

б) некоторые (негативные) относительно устойчивые черты его личности;

в) особенности сложившейся эмоционально когнитивной регуляции поведения;

г) недостаточное владение социально-приемлемыми способами разрешения конфликтов;

д) использование в качестве образцов, для подражания агрессивных действий взрослых, сверстников, телевизионных героев.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в изучении психологических особенностей проявления форм агрессии старших дошкольников в группе детского сада, причин, провоцирующих формирование агрессивного поведения.

В исследовании показано, что агрессия у ребенка возникает как способ реагирования на конфликтную ситуацию. При наличии определенных условий со временем она приобретает характер относительно устойчивого образования, которое может входить в структуру личности и оказывать негативное влияние на развитие всей системы отношений дошкольника с окружающими, способствуя возникновению серьезных отклонений в процессе его социализации.

Разработана классификация видов агрессии, а также схема наблюдения за всеми средствами контактирования детей в естественных условиях.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Резкий рост проявлений агрессии у детей, в том числе и у дошкольников. беспокоит российскую общественность и прежде всего всех взрослых, их воспитывающих.

Агрессия является предметом большего числа психологических работ за рубежом, однако отечественные исследования в этой области крайне немногочисленны. В работах Е.М. Гаспаровой [6]. С.Н. Ениколопова [8], Н.Д. Левитова [12], Т.Г.Румянцевой [19] и других авторов намечаются подходы к изучению некоторых отдельных вопросов, связанных с агрессией.

Как справедливо отмечает И.А. Фурманов [21], тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, и даже в настоящее время публикация на эту тему у нас единичны. Что касается проблемы изучения агрессивных проявлений в дошкольном возрасте и их коррекции особенно в русской психологии, то следуют подчеркнуть, что ей уделялось до последнего времени слишком мало внимания.

Американские психологи Е.Маккоби и С.Джеклин, изучавшие агрессивное поведение у представителей разного пола, пришли к выводу, что хотя большая агрессивность мужчин объясняется некоторой биологической основой, определенными изменениями в крови, но вместе с тем. эта основа создает лишь готовность к обучению агрессии... и так ярко она не проявлялась, если бы не повышала их статус. Е.Маккоби и С.Джеклин высказывают справедливое утверждение об антисоциальной природе агрессивности, что нельзя агрессивность, стремления сделать зло другому, рассматривать как положительную черту ни у женщины, ни у мужчины.

Вместе с тем в работах зарубежных психологов встречается точка зрения, согласно которой агрессию человека нельзя рассматривать как форму поведения всегда противоположную нравственным нормам. Некоторые формы агрессивного поведения например, агрессивная самозащита, воспринимаются как морально оправданные и даже необходимые.

Многих исследователей волнует проблема педагогической работы с агрессивными детьми. А.Г. Асмолов [1] в предисловии к книге К.Бютнера “Жить с агрессивными детьми”, говоря о росте преступности среди детей и подростков, отмечает парадоксальность ситуации, которая состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия.

Указанная проблема организации педагогической работы с агрессивными детьми является, как указывает А.Г. Асмолов, лишь частным примером одной из сторон более общей проблемы - реактивного характера педагогических воздействий, осуществляемых, как правило, вслед за свершившимся фактом правонарушения, жестокости.

Проблема агрессии заинтересовала психологов еще в начале века. Об агрессии написано около 400 монографий. Пик интереса к этой проблеме падает на 60-70 годы.

Несмотря на большое количество работ по проблеме агрессии, вряд ли можно утверждать, что эта проблема решена. Вероятно следует указать лишь на отдельные аспекты, исследованные в большей степени, чем другие. Анализ большого числа работ зарубежных и отечественных авторов свидетельствует насколько сложна и многоаспектна эта проблема и насколько различны взгляды на понятие агрессии, ее механизмы и возможные причины.

1.1 Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения

В целом анализ имеющейся литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и в сложившихся направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и т.д.) отсутствует сколько бы то ни было, единое понимание термина “агрессия”.

Понятие “агрессия” используется для обозначения разнообразных видов и форм поведения, и разными авторами понимается неодинаково. Как наиболее приемлемые из распространенных в зарубежной психологии определений агрессий является определение Д.Креча, Р.Кратчфилда, Н.Ливсона которые агрессией называют любой вид поведения, приносящий вред другому (физический или моральный). К.Бютнер понимает под агрессией акты поведения “оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение”.

В.А. Ситаров и В.Г. Маралов агрессией считают: “'действия человека, характеризующиеся демонстрацией превосходства в силе или применение силы к другим людям, нанесение им ущерба”.

Отечественный психолог Н.А. Фурманов [21] понимает агрессию, как и многие зарубежные исследователи, расширительно, как любую активность и инициативность ребенка, считая ее, “неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности”. Он наряду с деструктивной агрессией признает существование и агрессии конструктивной, социально одобряемой и полагает, что “личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности и в “норме” она может оказываться качеством социально приемлемым и даже необходимым”.

Многие авторы разводят понятия агрессии, как специфической формы поведения и агрессии как свойства личности. В последнем случае речь идет об агрессивности как компоненте личностной структуры. В первом случае агрессия трактуется как процесс, имеющий свою функцию и организаций).

Рассмотрение агрессивности как черты личности тесно связано с признанием значения ее мотивации. Утверждение о мотивированности поведения человека (в том числе агрессивного) неоспоримо. Однако это не дает оснований для упрощенного понимания всех возможных мотивов агрессии как единого, универсального мотива (например, “намерение”, желание действовать агрессивно). В то же время, невозможно отрицать тот факт, что изучение мотивов агрессивного поведения представляет большой научный интерес и является настоятельной необходимостью.

Такие авторы как А.Бандура, А.Хевитт отмечают, что уже в раннем возрасте внешнее выражение отношения к окружающим людям в виде конкретных действий начинает регулироваться социальными нормами и правилами, представлениями о возможном наказании или ощущением превосходства “противника” и т.д. Вместе взятые, эти и другие условия общественной жизни ребенка приводят к существованию значительной области агрессивного поведение недоступного для непосредственного восприятия окружающих.

Отмечаются многочисленные попытки классификации агрессивных действий с позиции социальной нормативности и инициативности поведения субъекта. Так, Н.Д. Левитов считает существенным разделение агрессии инициативной и оборонной, а также выделяет общественно и этически оправданное агрессивное поведение (например, боевитость, социально одобряемая спортивная злость и т.д.).

В ряде работ были выделены “агрессивное поведение вне социального контекста” и “агрессивное поведение, направленное против социальных норм”.

Таким образом, возможны различные рабочие классификации видов агрессивных проявлений в зависимости от целей исследования и выбранного основания классификации. Справедливо мнение тех ученых, которые полагают, что вопрос выбора и определения агрессии и ее классификации очень сложен, поскольку агрессия представляет собой многостороннее явление.

Выделяют познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния. Познавательный компонент представляет собой ориентировку человека в ситуации и в своей личности. Говоря об эмоциональных компонентах агрессивного состояния прежде всего выделяют гнев, который очень часто сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости, способствуя утрате контроля за совершаемыми действиями. Особый оттенок этому состоянию придает переживание недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях своей силы, уверенности. Появляясь на самых ранних этапах развития ребенка, агрессия долгое время не осознается в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения и часто отражает отсутствие способности адекватно оценить ситуацию, свои возможности, предусмотреть последствия агрессивных действий, справиться с эмоциями и т.д. Волевой компонент агрессивного состояния связан с проблемой силы воли, которая проявляется, не столько в умении просто “сдерживать” агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивный состоянием и агрессивными действиями.

А.Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии, для классификации которых он предлагает три дихотомии:

физическое - вербальное,

активное - пассивное,

направленное - ненаправленное.

Н.Д. Левитов предлагает следующую классификацию агрессии в зависимости от ее устойчивости:

а) типичная для характера человека устойчивая агрессия;

б) нетипичная для характера человека неустойчивая агрессия;

в) эпизодическая, переходящая агрессия.

Перечисленные классификации можно дополнить делением агрессии на групповую и индивидуальную, реальную и символическую (в виде рисунков, игр, фантазий).

1.2 Теоретические концепции о механизмах, природе агрессии и ее причинах

Анализ работ, посвященных исследованию агрессивных проявлений в поведении человека закономерно начать с инстинктивистских биологических теорий предшествующих психоанализу.

Этология и физиологические теории

Близки к фрейдовскому пониманию агрессии взгляды основоположника этологии К.Лоренса (K.Lorens, 1963). По его мнению в организме человека, как и животных, постоянно накапливается особого рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится. К.Лоренс, сравнивая подростков, начинающих драться со сверстниками при первом же знакомстве, с обезьянами, пришел к заключению, что человек, как один из видов животного мира, обладает инстинктом агрессии. Эта простая “психогидравлическая модель” критиковалась как самим этологами так и психологами не только за рискованный перенос на человека результатов полученных в исследовании животных, или за утверждение о снижении уровня агрессии цивилизованного человека путем организации различных состязаний, но за недостаточную фактическую обоснованность.

Ломброзианство

К значительно более ранним по времени возникновения, но достаточно прочно укоренившимся в общественном сознании теориям можно отнести концепцию ломброзианства - врожденную моральную дефективность - одно из направлений криминологии, родоначальник которого является Чезаре Ломброзо. Он выдвинул положение о существовании особого типа человека, предрасположенного к совершению преступлений в силу определенных биологических признаков - “антропологических стигматов”. Ломброзианство объясняет причины преступности биологическими врожденными особенностями личности преступника. Постепенно из области психиатрии и криминалистики такого рода представления о происхождении агрессии перекочевали в педагогику и психологию.

З.Фрейдом, одним из первых было заимствовано понятие “моральной дефективности”.

В отечественной психологии критический научный анализ учения о моральной дефективности мы находим в работах П.П. Блонского [2], который видит ее главный практический вред в том, что она освобождает педагогов от необходимости изучать ребенка, искать способы и пути его развития, освобождает от оказания педагогической поддержки, позволяет, образно говоря, “умыть руки”.

Л.С. Выготский [4] также отмечает, что “моральное несовершенство” есть понятие не биологическое, а социальное и что “никакой особой педагогики такие дети не требуют, никаких “оградительных, исправительных, карательных” мер, а только “удвоенного социального внимания и учетверенного воспитательного воздействия”.

Л.С. Выготский признает бесплодными, по отношению к жестоким агрессивным детям, попытки “морального обучения, моральной проповеди”.

Психоанализ

Принципиально иного взгляда на природу агрессии по сравнению с П.П. Блонским и Л.С. Выготским, придерживался крупнейший теоретик психоанализа З.Фрейд. Им было разработано положение о врожденном стремлении человека к разрушению - “инстинкте смерти”, имеющем характер биологического инстинкта и выполняющем функцию одного из ведущих, глубинных мотивов поведения человека и общества в целом. В первоначальном варианте психоаналитической теории З.Фрейда агрессия трактовалась как составная часть, так называемого, “Я-влечения”, однако позднее, главным образом под влиянием первой мировой войны Фрейд ввел в свою теорию в виде “влечения к смерти” самостоятельное агрессивное влечение. З.Фрейд, указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению считая бесплодными попытки приостановить этот процесс. Как отмечает З.Фрейд, разрушительному стремлению можно только придать безобидные цивилизованные формы разрядки (различные состязания, спортивные соревнования, конкуренция). Эффект “очищения” (катарсиса), вызываемый агрессией, З.Фрейд оценивал весьма пессимистично, считая его незначительным, не долговечным. Традиционный психоанализ, вслед за З.Фрейдом, постулировал биологическую врожденную природу агрессивности, присущую человеку в качестве неотъемлемой его составляющей. Возбуждение влечения к разрушению по Фрейду происходит не из внешней среды, а изнутри самого организма. Агрессия, подавляемая запретами и ограничениями, которые налагает общество на поведение личности, оказывается причиной невроза.

Значительные изменения претерпели представления о природе человеческой агрессии в работах психоаналитика Альфреда Адлера. Первоначально выдвинутый А.Адлером постулат о врожденном стремлении к власти, к превосходству над другими в последних его работах подвергается существенному пересмотру в связи с тем, что эта идея вступила в противоречие с рядом вновь выдвинутых А.Адлером идей, направленных на то, чтобы преодолеть фрейдистский принцип изначальной враждебности индивида и общества. А.Адлер вводит понятие особого врожденного побуждения ребенка - потребности в привязанности. Если для З.Фрейда агрессивность является естественным качеством личности, то для А.Адлера агрессивность - это качество, которое свидетельствует о патологическом перерождении личности.

К.Бютнер вслед за психоаналитиками, анализируя проблему ужасов и насилия в видеофильмах, отмечает наличие связи между, “неутолимым тяготением к страху, бессмысленной жестокости” и пережитыми когда-то лично травмами и связанными с ними желаниями мести и расплаты во всей их накопленной с годами тяжести”.

Заключая рассмотрение психоаналитической теории следует отметить, что она внесла большой вклад в рассмотрение глубинных подсознательных механизмов агрессивных проявлений человека, особенно когда существуют отклонения от нормы, отчего психоанализ и получил в свое время на Западе такое широкое распространение.

Бихевиоризм

С конца 70-х годов отмечается свободный отходя от стратегий исследования человеческой агрессии, основывавшихся на инстинктивистских моделях понимания данного психологического феномена. Различные аспекты проблемы человеческой агрессии широко разрабатываются и в русле другого традиционного направления -бихевиоризма. Американские психологи, придерживающиеся бихевиористских позиций (А.Бандура, А.Басс) склонны говорить об агрессивном поведении, т.е. об открытых, внешне выраженных действиях, активных, инициативных и всегда приносящих объекту (человеку, животному, а в некоторых случаях и неодушевленному предмету) какой-то вред. Многие представители данного направления считают агрессию результатом научения, “выученными реакциями”. По представлениям сторонников этой теории, агрессивность - продукт самого обыкновенного обучения. Она развивается, поддерживается или уменьшается просто в результате наблюдения сцен агрессии и учета ее видимых последствий для агрессивного человека.

А.Басс указывает на существование целого ряда факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек. Это, во-первых, частота и интенсивность случаев, в которых индивид был фрустрирован, раздражен; во-вторых, частота достижения успеха путем агрессии; в-третьих, он называет культурные и субкультурные нормы, которые усвоены человеком и могут облегчать развитие у него агрессивности; в-четвертых, особенности темперамента, такие как импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности.

В работах А.Бандуры, также выполненных в традициях поведенческого направления в психологии, подчеркивается, что для возникновения агрессии недостаточно того, чтобы субъект был фрустрирован и испытывал чувство неудовлетворенности: субъект должен иметь перед собой пример агрессивного поведения в качестве образца для обучения и подражания.

В бихевиоризме человеческое поведение ориентировано на образец и на то, что успех повышает мотивацию к агрессии. Решающую роль в формировании агрессивного поведения А.Бандура отводит научению посредством наблюдения. А.Бандура считает, что люди, особенно дети, легко овладевают образцами агрессивного поведения посредством наблюдения за поведением других людей и его последствий для них вырабатывая при этом стратегию и тактику своих последующих действий. Рассматривая современное западное общество, он делает вывод, что агрессивное поведение приобретается там, главным образом, их трех основных источников: а) семьи; б) ближайшего социального окружения (субкультуры); в) так называемого символического моделирования, обеспечиваемого посредством телевидения и т.п. А.Бандура тонко дифференцируя подкрепления, полагает, что в межличностных отношениях в качестве подкрепления могут выступать внимание, отвержение, словесное одобрение.

Достоинством работ А.Бандуры, на наш взгляд, является высокая культура проводимого им лабораторного эксперимента, определенная “либеризация” принципов бихевиоризма, убедительная экспериментальная критика основных положений психоаналитической теории.

В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения и его коррекции.

Н.Д. Левитов [12] указывает, что бихевиористский подход к изучению агрессии содержит целый ряд важных положений: учет различий между разными ее видами (физической, вербальной, прямой, косвенной), разведение таких личностных свойств как враждебность и агрессивность, уточнение роли ряда условий воспитания и обучения в формировании агрессивного поведения и др. Вместе с тем основным пробелом большинства выполненных в данном направлении работ можно назвать дефицит внимания к тем изменениям, которые возникают в психическом состоянии испытуемых при агрессии, в их личности под влиянием тех или иных условий воспитания или эксперимента, к особенностям мотивационно-потребностной сферы ребенка и его отношению к происходящему и к себе.

Теория фрустрации

Новый взгляд на истоки и причины агрессивного поведения у людей появился в XX в. в теории фрустрации. В ней агрессивность рассматривается как прижизненно приобретаемое качество, появляющееся и укрепляющееся как реакция человека на постоянное ущемление жизненно важных для него интересов, хроническое неудовлетворение его основных потребностей по вине других людей.

Ее предшественником считают У.Мак Дауголла, который определяя инстинкт агрессивности, включает туда: “Предрасположенность к гневу; негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции”. Этой формулировкой Мак Доуголл фактически предвосхитил точку зрения фрустрационной теории агрессии Долларда и его коллег.

Наряду с этим в американской психологической литературе очень распространена тенденция из числа реакций на фрустрацию выделять особо агрессию вплоть до попытки всякую агрессию истолковывать как выход из, фрустрации. В противоположность концепциям влечения в фрустрационной теории агрессивное поведение рассматривается как ситуативный процесс, а не устойчивое личностное поведение. В ней большая роль отводится процессу замещения - прямая агрессия, причиной которой является определенный человек, заменяется косвенной. Важная идея этой теории - это заимствованный из психоанализа феномен катарсиса, когда накопившаяся агрессивная энергия, разряжаясь через физическое или моральное выражение враждебных тенденций, приводит к снижению уровня напряжения и ослаблению готовности к агрессии.

В противоположность чисто теоретическим концепциям влечения фрустрационная теория, как она представлена в монографии 1939 г. Д. Долларда и его соавторов, положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Согласно этой теории, агрессия - это не автоматически появляющееся в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий возникающих на пути целенаправленных действий субъекта или же ненаступления целевого состояния, к которому он стремится. Д.Доллард и Н.Миллер (1939) считают, что индивидуум, которому помешали действовать, испытывает тем большую досаду (фрустрацию), чем сильнее стремился к достижению какой-то цели. Его реакция на помеху выражается тогда в агрессивных действиях по отношению к тому объекту или человеку, который ему препятствует.

Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Однако оба эти положения не полностью подтверждаются практикой. Но вместе с тем нельзя не согласиться, что фрустрации принадлежит роль одного из источников, способных вызывать агрессивное поведение.

А.Бандура считает, что теория фрустрации через агрессию, по которой агрессия есть временная реакция на фрустрацию, глубоко пессимистична, так как человек в ней рассматривается как источник агрессивной энергии, которая требует периодического выхода.

Основываясь на многочисленных данных экспериментального исследования агрессии, проведенных как им самим, так и другими авторами, А.Бандура полагает, что агрессию возможно объяснить не на основе фрустрирующих условий и наказаний, которые она навлекает, а лишь на основе вознаграждающих ее последствии.

Когнитивная теория научения

Четвертая, самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения.

Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных;

наличия фрустрации;

наличия эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться;

наличия подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

Немаловажную роль в порождении и регулировании агрессивного поведения играют восприятие и оценка человеком ситуации, в частности - приписываемых другому лицу намерения, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий со стороны других людей и самооценки внешних проявлений агрессии, которая становится тем сильнее, чем значительнее мотивация к агрессии.

Источники торможения агрессии в соответствии с этой теорией могут быть как внешними, так и внутренними. В качестве примера внешних источников называется страх перед возможным возмездием или наказанием за агрессивное поведение, а в качестве примера внутреннего источника - переживание вины за несдержанное, агрессивное поведение по отношению к другому живому существу.

По мнению представителей этой теории (А.Кольберг, Д.Зилмен), тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий.

Представители когнитивной теории считают мотив торможения агрессивных действий решающим в актуализации определенных поведенческих тенденций. В ряде экспериментальных психологических исследованиях, выполненных в рамках этой теории, в которых для оценки мотива - тенденции к агрессии применялась проективная методика, получен парадоксальный, на первый взгляд, результат: те люди, которые в процессе тестирования обнаружили высокие показатели склонности к агрессии, в реальной жизни, как выяснилось, эту склонность не проявляли, подавляя ее даже больше, чем те, чьи показатели мотива агрессивности были выше. Этот результат объясняется, в частности, развитием у них тенденции к торможению.

Итак, как показывает краткий анализ концепции агрессии, существуют три отличные друг от друга группы теории агрессии. Это теории влечения (или инстинкта), фрустрационная теория агрессии и теория социального научения (в том числе попытки, относящиеся к психологии мотивации). Теории влечения в современной психологии считаются устаревшими, а в последнее время это отношение распространилось отчасти на фрустрационную теорию агрессии. Последняя явилась переходной ступенью от психоаналитической теории влечения к теориям социального научения: она положила начало новейшим исследованиям агрессии и сильно стимулировала их.

Говоря о биологических источниках агрессии, разные авторы вкладывают в это понятие различное содержание и в связи с этим разные способы контроля. Одни, вслед за З.Фрейдом, несмотря на убедительную критику его, продолжают подразумевать под ним наличие присущего каждому человеку врожденного разрушительного агрессивного инстинкта, при этом зачастую игнорируя огромный опыт, накопленный в области изучения агрессивного поведения и вызывающий серьезные сомнения в существовании такого рода биологического образования.

Другие - придают большое значение в возникновении агрессии социальному окружению человека, особенностям воспитания и социального подкрепления. В исследованиях, построенных на позициях бихевиоризма, предметом изучения, как правило, становятся частные, конкретные условия, стимулы, подкрепляющие и, в итоге, закрепляющие в арсенале форм поведения агрессию. Третьи - признают источниками агрессии и биологические, и социальные факторы. Соответственно одни - особую роль в контроле за агрессией приписывают приемлемым формам разрядки агрессивного напряжения, избеганию фрустрации. Другие уповают на оптимизацию системы воспитания, а третьи - тем и другим формам контроля и коррекции.

Как видно из обзора основных теорий агрессии, проблема чрезвычайно сложна, но главное в ней, что берется за основу - биологическое начало или социальное, и на чью сторону склоняются ученые - на сторону Т.Гоббса, который считал, что люди рождаются “агрессивными и завистливыми”, или на сторону Ж.Руссо, полагающего, что человек рождается “никаким” и все в нем формируется в зависимости от условий жизни и зависит от воспитания.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

В последние годы многие говорят о проблеме детской агрессивности. Замечен рост агрессивных тенденций в обществе. По многим причинам, таким как: тяжелое материальное положение, не стабильность в работе, семейные проблемы, а также участившаяся пропаганда насилия с экрана и т.д., можно наблюдать повышенную агрессивность взрослых, что не может не отразиться и на агрессивности детей.

Педагогика ненасилия проповедует обратить внимание на проблему детской агрессии как можно в более раннем возрасте, еще с детского сада. Главное в преодолении агрессии самому педагогу встать в позиции ненасилия, исключить всякое проявление агрессии, раздражительности, неудовольствия.

Психологи придают значение различным факторам формирования и развития агрессивности в детском возрасте.

2.1 Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей

Биологические, генетические и биохимические факторы

Родившийся ребенок в течение определенного времени продолжает представлять собой в большой степени биологическое существо, несмотря на свою постоянную и сильную зависимость от социального окружения. Как считает Л.С.Выготский [5], необходимо принимать во внимание существование определенных биологических корней агрессивного поведения. Возможно, наиболее веским аргументом при этом может служить признаваемое различными авторами очевидное широкое распространение наиболее примитивных форм физической агрессии на самых ранних этапах онтогенеза. В этот же период развития более чем в 5 раз возрастает физическое насилие, учащаются реакции нападения.

Д.Московитц и А.Шварцман, утверждают, что агрессивности нередко сопутствует плохое здоровье, поскольку, по мнению авторов, с которыми многие не соглашаются, подавление агрессивных тенденций, может приводить к снижению иммунитета. З.Матейчик [16] отмечает, что агрессия более характерна для мальчиков и считает это явление “биологической данностью”, усиленной культурно-воспитательными традициями. Н.Д. Левитов [12], разрабатывая вопрос о возможных биологических источниках агрессии, подчеркивал существенные связи между агрессивностью и повышенной возбудимостью нервной системы при слабом действии активного торможения. Поскольку свойства нервной системы передаются по наследству, Н.Д. Левитов полагает, что может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения в сторону повышенной и слабоконтролируемой возбудимости.

Исследования различных вариантов дисгармонического развития детей подтверждают существенную роль биологических условий в формировании агрессивного поведения (В.В. Лебединский [11], Г.Е. Сухарева [20] и др.).

По данным исследователей клинического и нейрофизического направления, аффективное, в том числе и агрессивное поведение, тесно связано с нарушениями созревания различных структур и функциональных систем головного мозга, составляющих природно-генетические особенности центральной нервной системы ребенка, его темперамента и нейродинамических основ. В материалах исследователей эти параметры определяются условно - как фактор “почвы” (А.А. Калашникова, 1995; К.С. Лебединская, 1988; Г.Е. Сухарева, 1959; И.Н. Татарова 1995).

Как известно склонность к агрессии часто связывают с большой возбудимостью с взрывным холерическим темпераментом. Для типологических возрастных особенностей детей дошкольного периода детства характерны возбудимость, чувствительность (Е.А. Аркин, 1948; А.Я. Кудряшова, 1969; В.С. Кузнецов, 1952 и др.) и быстрая истощаемость нервных клеток, слабость процесса торможения (А.Г. Иванов-Смоленский, 1953; К.С.Лебединская, 1959), то есть высшая нервная деятельность ребенка имеет некоторые характеристики, сходные с проявлениями слабого типа нервной системы (И. Равич-Щербо, 1975).

Аффекты гнева и обиды у возбудимых детей очень легко возникают и повторяются, поскольку, как отмечает А.Н. Леонтьев [13] к аффективным ситуациям не происходит привыкания. Как подчеркивает А.Д. Кошелева [10], в качестве причин аффективности, кроме социальных, могут выступать природные, генетически обусловленные особенности ребенка: высокая чувствительность, предрасположенность к переживанию отдельных эмоций (страха, гнева и т.д.). Однако наблюдались проявления злости, агрессии, недовольства, ревности и у тормозимых, пассивных детей, имеющих трудности в общении. Это поведение отмечалось у тех детей, которые испытывали отрицательное отношение к совместной деятельности и игре со сверстниками (в отличие от возбудимых). Темперамент человека, проявляющийся в самом раннем детстве, обычно не меняется в течение жизни. Существует определенный риск, что у бесстрашного, импульсивного ребенка могут возникать нарушения поведения в подростковом возрасте. В ведении симпатической нервной системы находится наша готовность “драться или удирать”: именно эта нейроструктура по достижении организмом определенного уровня физиологического возбуждения, производит запуск механизма агрессивного реагирования.

Хотя некоторые факторы довольно убедительно подтверждают существование связи между склонностью к агрессии и набором половых хромосом, существует сравнительно мало данных, свидетельствующих о том, что половые хромосомы играют решающую роль в формировании агрессивного поведения.

Химические состав крови еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Алкоголь и наркотические вещества усиливают агрессивность, снижая уровень вменяемости личности, а также ослабляя способность учитывать последствия совершаемых действий.

Итак, существуют весомые биологические, генетические и биохимические факторы, способствующие возникновению агрессии.

Наиболее неблагоприятным для позитивного развития личности ребенка можно считать сочетание биологических факторов риска с другими факторами, которые мы рассмотрим ниже.

Фактор пола

Большинство исследователей детской агрессии интересовал вопрос характерных особенностей агрессивных проявлений мальчиков и девочек. Говоря о широком диапазоне агрессивных реакций у маленьких детей (оскаливание зубов, громкий крик, топание ногами и т.п.). Е.М. Гаспарова считает, что реальные попытки ударить, укусить более характерны для мальчиков, а попытки оцарапать, ущипнуть, вцепиться в волосы чаще имеют место у девочек. Еще в 1931 г. Ф.В. Гуденаф изучала проявление гнева и агрессивности у детей в возрасте от 12 месяцев до 4 лет и ею было установлено, что в 3 года вспыльчивость и взрывы гнева у мальчиков наблюдались в 3 раза чаще, чем у девочек.

Н.Дэйв (1934) проанализировал 200 ссор 40 дошкольников подтвердил вывод Гуденаф о том, что мальчики больше ссорятся, чем девочки. Кроме того, данные этого исследования свидетельствуют, что ссоры происходят более часто между детьми одного пола, и у более старших детей их меньше, но они продолжительнее по времени. С.Фишбек наблюдала игры маленьких детей в США, Швейцарии и Эфиопии и также установила большую агрессивность мальчиков по сравнению с девочками. А.Барух исследовал агрессивные проявления детей в игре с куклой и друг с другом. В его исследовании было обнаружение, что мальчики дрались чаще девочек и друг друга они били не так как они били девочек. К тем же выводам пришли Е. Холленберг и М. Спэрри (1950).

Однако есть ряд работ, подтверждающих проявление агрессивности у девочек под влиянием тех или иных факторов. В частности, в своей работе Р.Р. Сирс, Д.В. Уатинг, В. Ноулис и П.С. Сирс (1953), в дальнейшем Е. Маккоби и К. Левин (1957) получили положительную корреляцию между наказанием матери и выраженностью агрессивного поведения со стороны как мальчиков, так и девочек в детском саду.

Х. Хекхаузен также указывает на существование половозрастных различий в способах выражения агрессивности мальчиков и девочек 8-11-15 лет. Девочки двух старших групп используют в основном непрямые способы агрессивного поведения, в отличие от мальчиков, использующих прямые способы агрессивного поведения.

К. Бютнер, отмечая соотношение вербальной и физической агрессии - указывал, что у мальчиков преобладает физическая агрессия, у девочек - вербальная.

Целый ряд исследований: Р. Сирс, Пиентлер и П. Сирс (1946), Е. Холенберг и М. Спэрри (1950), Дж. Уолтерс, Л. Пирс и Л. Дамс (1957), А. Бандура и Д.Уолтерс (1969), хотя и обнаружили большую агрессивность мальчиков по сравнению с девочками, но это ими объясняется разными для первых и вторых социально-одобряемыми моделями поведения. Одной из причин меньшей агрессивности девочек, как считают некоторые авторы (Х. Коч, В. Вайтинги) является их большая степень взаимодействия с малышами (во всех 6 изучаемых культурах - девочек привлекали гораздо чаще к воспитанию маленьких детей, чем мальчиков).

Социокультурный фактор.

Кросскультурные работы М. Мид показали, что агрессия у детей развивается в зависимости от общего отношения к ним в той или иной культуре. Вместе с тем другие работы свидетельствуют, что у детей - представителей разных культур и народов - могут наблюдаться похожие проявления агрессивности по соотношению к сверстникам, причем в пределах одного и того же возраста. Этот период обычно приходится на возраст от 3 до 11 лет. В это время у многих мальчиков агрессивные действия встречается чаще, чем у девочек. Этот факт, вероятно, обусловлен не биологической половой принадлежностью, а культурой, разницей в полоролевом воспитании и обучении. Сама культура воспитания детей разного пола в современном мире такова, что мальчикам чаще прощаются, а девочкам запрещаются агрессивные действия.

Говоря о социально-экономическом статусе отдельных современных европейских семей (С.А. Беличева, обращает внимание на тот факт, что особенно усиливается влияние социально-экономического фактора, когда низкий прожиточный уровень семьи выступает в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей, то есть в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, значительно больше шансов воспитать нормального миролюбивого ребенка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный психологический климат.

Особенности межличностных отношений ребенка в семье Большое внимание ученых, изучающих агрессию у детей, уделяется анализу конкретных особенностей межличностных отношений и взаимодействия ребенка с генами семьи, которые могут способствовать возникновению и закреплению у него агрессивных проявлений. Известно, что если ребенок в детские годы не получает достаточного внимания и тепла со стороны близких, если воспитывается в атмосфере жестокого давления, то в последующем это, как правило, находит прямое выражение в агрессивных формах поведения детей во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Так показано, что на присвоение норм поведения и нравственных ценностей в целом существенно влияет та забота, которую ребенок испытал со стороны взрослых в детстве. Характер и глубина, прочность установившийся между ребенком и взрослым в первые годы жизни эмоциональной связи предопределяет возможность формирования у ребенка потребности в эмоциональных контактах с окружающими людьми, развитие способности к сопереживанию, стремления ребенка к интенсивным контактам, склонность к подражанию заботливому поведению.

Многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребенка своеобразным “жизненно важным витамином”, дающим ощущение защищенности, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, формирование высокой самооценки ребенка. С другой стороны, недостаток, ограниченность эмоционального общения и активного доброжелательного внимания со стороны близких взрослых приводит к появлению у ребенка невротизма, тревожности. М.И. Лисина пишет о том, что “атмосфера общения с близкими людьми в семье во многом определяет особенности социабельности и контактности ребенка”.

Ряд исследователей, сравнивая полные семьи и семьи, где нет отца, пришли к выводу, что моделью агрессии для мальчика, в первую очередь, становится его отец, а поэтому отсутствие отца может препятствовать развитию агрессивного поведения у мальчиков. Поскольку для девочки отец не является моделью поведения, соответствующей ее полу, его присутствие или отсутствие может лишь в незначительной степени влиять на агрессивное поведение его дочери.

Родители не являются единственными агрессивными моделями для идентификации ребенка. Старшие братья и сестры, в которых ребенок видит более сильных и более компетентных людей, чем он, могут также служить в качестве моделей для идентификации. Девочки, у которых есть старшие братья, обычно становятся “сорванцами”, в то время как мальчики, у которых есть старшие сестры, имеют изрядную часть женских черт (Х.Коч). Девочки “сорванцы” более склонны к агрессивности, настойчивости и упорству в решении проблем, чем девочки, у которых есть старшая сестра или младшая сестра. С другой стороны, мальчики, у которых есть старшие сестры, менее агрессивны, чем мальчики, у которых есть старшие братья.

В результате того, что сохранение тесных и теплых эмоциональных взаимосвязей с родителями имеют такое большое значение для развития ребенка. Ситуации, когда происходит нарушение эмоционального контакта с родителями представляют собой очень сильный психотравмирующий фактор. А.И. Захаров отмечает, что “при неврозах и в норме чувство привязанности достигает своего выраженного развития к 2 годам”. В то же время активно представлено формирование “Я”. Не случайно, что развитие привязанности к матери и чувства “Я” идет параллельно. Мать в это время нужна ребенку как опора, как образ уже сложившегося “Я”. Спокойное, без лишней суеты, уверенное, последовательное и в то же время заботливое, любящее отношение матери вместе с нарастающей потребностью в подражанию отцу (у мальчиков) способствует стабилизации чувства “Я” и постепенному уменьшению чрезмерной зависимости от родителей. Наличие полноценных контактов ребенка с родителями, выражающиеся в проявлении родителями активной и тактичной заботы о ребенке, в формировании у него чувства безопасности, способствует, с одной стороны, развитию так называемого “базового доверия к миру”, а с дугой - повышению активности ребенка в освоении окружающего мира и, в первую очередь, человеческих отношений, создает предпосылки для развития у ребенка способности к положительному контактированию с другими детьми.

Если общение родителей с ребенком формально и у ребенка нет возможности удовлетворить растущие потребности в самостоятельности и признании, то его агрессивное поведение усиливается. Неспособность соответствовать предъявляемым требованиям родителей переживается дошкольником как чувство собственной неполноценности. Отсутствие у родителей личностно-ориентированного, взаимодействия с ребенком, неучитывание в воспитании, в требовании к ребенку, его возможностей и личностных особенностей приводят к изоляции ребенка в сфере общения. Установлено, что 2-3-х летние дети, как правило, агрессивно настроены вследствие конфликтов с родителями. Дошкольники более агрессивны после ссор с братьями и сестрами или партнерами по игре. Помимо прочего это свидетельствует, что в таком возрасте общение со взрослыми уступает место общению со сверстниками.

Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания, часто приводящих к развитию агрессивного поведения у ребенка, выделяют прежде всего такие, как отсутствие в семье одного из родителей, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально конфликтные отношения в семье, а так же авторитарный или попустительский родительские стили взаимоотношения с детьми.

Таким образом система межличностных отношений в семье, семейные традиции, весь эмоциональный микроклимат отражают все основные проблемы современного общества, что накладывает отпечаток на процесс семейного воспитания, который является подготовкой детей к жизни в обществе, где действует определенная мораль. На основании вышесказанного представляется правомерным утверждение, что существуют некоторые характерные черты семейного воспитания, которые создают питательную среду для возникновения и развития агрессивных проявлений в поведении ребенка, способных со временем перерасти в относительно устойчивую черту его личности - агрессивность, которая будет отражать негативное отношение ребенка к окружающему миру и приводить к формированию отклонений в развитии личности и к ее социальной дезадаптации.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты