|
|
|
Особенности развития познавательных процессов у детей от 2 до 18 лет |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Особенности развития познавательных процессов у детей от 2 до 18 лет
Особенности развития познавательных процессов у детей от 2 до 18 лет
18 |
Особенности развития В 2 года | | Память | Мышление | Двигательная активность. | Ведущий тип деятельности | Социальные навыки | Навыки самообслуживания | Сенситивный период | Физиологические показатели | | Развивается память ребенка. Он уже не только узнает, но и вспоминает о предметах и явлениях, отсутствующих в настоящее время. Развивается наглядная, словесная память. | Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами предметной деятельности и учится действовать с предметами опосредованно, то есть с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать и т. д.). Такая деятельность ребенка создает условия для перехода к понятийному, речевому мышлению. То есть в процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы: ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирает песочек, снег, землю, ведром - воду). | Длительность бодрствования увеличивается до 4-5 часов. Очень подвижны, совершенствуется ходьба и другие моторные навыки. Действия с предметами приобретают большую ловкость, координацию. | Предметный вид деятельности. Игра. | Социальные навыки приобретаются путем подражания ребенка взрослому. Обогащается на втором году жизни характер игровой деятельности. Сначала, например, ребенок кормит, баюкает куклу, а затем осуществляется перенос этих действий на другие предметы: "кормит" не только куклу, но и собачку, и медвежонка. Развивается подражательная игра. Ребенок начинает "читать" газету, "причесываться", "наряжаться" и т. д. В таких играх уже появляется и сюжет, состоящий из нескольких связанных между собой действий. При некотором руководстве взрослых ребенок проявляет интерес к действиям других детей, эмоционально общается с ними. Но по-прежнему велика потребность у ребенка в общении со взрослым. Его эмоциональное состояние, его активность, его развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговаривают с ним взрослые. | При умывании ребенок подставляет руки под струю воды, при раздевании снимает колготки, снимает и надевает шапку. Во время еды ребенок сам садится на стул, ест аккуратно, пользуется ложной, чашкой. Воспитывается любовь к порядку, ребенок складывает сам игрушки, свою одежду, помогает делать уборку в доме и т. д. | Время становления и быстрого совершенствования речевых функций (основы всего психического развития), то есть это сенситивный период для развития речи. До полутора лет развивается функция понимания речи, а далее - до двух лет - идет увеличение словарного запаса и активной речи. Значительно обогащается в этот период жестовая речь, мимика. В непривычных условиях или с незнакомыми людьми ребенок этого возраста обычно молчит, ведет себя настороженно. Как будто ощущает, что понять его может только мама. При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь. Мальчики начинают говорить позже девочек. У девочек фразовая речь может появиться в полтора года, а у мальчиков только к двум годам. | | | |
|
3 года | | Память | Мышление | Двигательная активность. | Ведущий тип деятельности | Социальные навыки | Навыки самообслуживания | Сенситивный период | Физиологические показатели | | Непроизвольная память, зрительно-эмоциональная память. Логические отделы левого полушария еще слабо сформированы. Память становится центральной функцией, которая определяет все остальные процессы. До 3-х лет ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, т.е. он был всецело во власти среды, был ею управляем. На четвертом году жизни, благодаря памяти, жизненному опыту, ребёнок начинает приобретать свое «Я», становится достаточно независимым от окружения. Ребенок становится способен устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями, даже если они не получены в непосредственном чувственном опыте. У ребенка появляются способность и стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. | Наглядно-действенное мышление: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами. Это проявляется в решении простых задач по конструированию, т.е. конструирование по образцу. | Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6-7 часов в сутки. Ребенок может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечения. Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становится трудно. Становится более совершенным моторное развитие, оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед. | Сюжетно- ролевая игра. Характеристика данного периода выражается в «кризисе 3-х лет», который характеризуется следующими симптомами: Негативизм -- это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. Упрямство -- ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется в данный момент, а потому, что он это потребовал. Ребенок как бы проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли это требование. Строптивость -- это центральный симптом для «кризиса 3-х лет». От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который в данный момент побуждает ребенка к тому или иному действию, а строптивость направлена против норм поведения, установленных для ребенка. Своеволие -- ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему еще не хватает умений. Протест-бунт -- все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями становятся обычным явлением. Обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать обзывать маму или папу бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. В его лексиконе появляются слова и термины, обозначающие только негативное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никаких неприятностей не доставляют. | Ребенку нужно объяснять правила поведения. Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Он узнает себя в зеркале и на фотографии. В присутствии взрослых ведет себя в соответствии с принятыми нормами. Играет в простые игры с другими детьми. Знает свое имя, фамилию, возраст. Начинает осознавать, что не похож на других людей. Начинается сюжетно-ролевая игра с проигрыванием Соблюдает очередность, если напоминают об этом. Играет в одиночку по собственной инициативе 15 минут. 3,5 лет Играет с 2-3-мя детьми, часто взаимодействует с ними (15 минут). Устойчиво выполняет 3 правила поведения в группе. В присутствии взрослых ведет себя в соответствии с правилами. Знает имя и отчество воспитателей. | Совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы. Помогает убирать со стола. Переносит что-либо из одной емкости в другую. Ест сам, но неаккуратно Пользуется вилкой и ложкой. Сам моет руки с мылом. Иногда дети двух-трех лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т. д. 3,5 года Благодарит после еды без напоминания. Сам пьет из сосуда или струи. Сам пользуется туалетом. Чистит зубы под присмотром. | Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас. | Вместе с психическим созреванием происходит стремительное физическое развитие личности. Ребенок не только осознает себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении, в обслуживании самого себя. Все это выражается в «кризисе 3-х лет». Дети растут, становятся выше и тоньше, у них совершенствуется координация движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Способны овладеть всем спектром навыков активной деятельности, начиная от самых простых (кувыркание, футбол) и заканчивая такими сложными, как набор номера телефона и умение держать вилку в руке. | | |
|
4 года | | Память | Мышление | Двигательная активность. | Ведущий тип деятельности | Социальные навыки | Навыки самообслуживания | Сенситивный период | Физиологические показатели | | Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности (речевое общение, активное восприятие литературных произведений, сюжетно-ролевая игра). | Наглядно-образное мышление, это значит, что некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, ни и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, главным средством решения задачи становится образ. Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. Формируются новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. | Бегает, прыгает, не сидит на месте, очень активен. Естественная потребность организма в движении составляет в среднем от 8-10 тысяч локомоций - для детей 3-4 лет. | Игра, познавательный вид деятельности. | Возникает и развивается новая форма общения со взрослым - общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. Играет в простые настольные игры. Разрешает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами убеждения и обсуждения. Имеет представление о труде взрослых, с которыми сталкивается (дворник, шофер, врач), о некоторых трудовых действиях этих людей (врач лечит, повар готовит). Имеет представление о праздниках (Новый год, день рождения, мамин день). | Умываются, заправляют постель, помогают родителям по уборке дома и т.д. Зашнуровывает ботинки. Сам сморкается или напоминает о необходимости высморкаться. Самостоятельно застегивает и расстегивает разъемную молнию. | Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. | В возрасте четырех-пяти лет вес за год в среднем увеличивается на 1,5-2 кг, рост -- на 6-7 см. Если у мальчиков рост 106-107 см, то у девочек -- 105,4-106 см. Вес, соответственно, у мальчиков достигает 17-18,1 кг, у девочек -- 16-17,7 кг. Окружность грудной клетки 54-55,5 см у мальчиков и 53-54,7 см у девочек. | | |
|
5 лет | | Память | Мышление | Двигательная активность. | Ведущий тип деятельности | Социальные навыки | Навыки самообслуживания | Сенситивный период | Физиологические показатели | | Интенсивно развиваться образная память, произвольная, непроизвольная память- стишки, песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, словно "прилипают" к ребенку. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Он запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. | Наглядно-образное мышление: основным средством решения задач является образ. Начинают формироваться простейшие обобщенные способы построения образа, обобщенные операции. Дети уже могут находить сходство и различие, владеют действиями объединения и упорядочивания групп предметов. Появляются представления о сохранности количества. | Естественная потребность организма в движении составляет в среднем от 10-12 тысяч локомоций - для детей 5-6 лет. У ребенка четырех-пяти лет уже достаточно хорошо развита координация движений, он умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках и т.д. Это возраст «граций» -- малыши ловкие и гибкие. Движения становятся намного эстетичнее и совершеннее. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка уже можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. | Общение и предметная деятельность. | Совершенствуются умения пользоваться установленными формами вежливого обращения. | | Речь ребенка активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли. Вступая в речевые контакты со взрослыми, сверстниками, дети продолжают осваивать диалогическую речь. Зарождается новая форма речи - монолог. | К пяти годам мышцы становятся гораздо сильнее, их работоспособность увеличивается. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети уже могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать, приземляясь на полусогнутые ноги, могут прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук. Головной мозг к пяти годам по размеру и массе (90%) почти равен мозгу взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и борозд головного мозга. | | |
|
6 лет | | Память | Мышление | Двигательная активность. | Ведущий тип деятельности | Социальные навыки | Навыки самообслуживания | Сенситивный период | Физиологические показатели | | Интенсивно развивается словесная и смысловая память. Как и внимание, память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет больший интерес. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением ребенка к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у 6 - 7-летнего ребенка несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. Так, продуктивность памяти младших дошкольников при условии отсроченного воспроизведения оказывается достаточно низкой. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через неопределенный срок. | Словесно-логическое и аб Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. страктное. | Естественная потребность организма в движении составляет в среднем от 10 до 15 тысяч локомоций в сутки для детей 6-7 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении. | Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение в эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми людьми. | Социально-эмоциональное развитие ребенка: - Формируются социально-духовные качеств ребенка, способствующие самореализации личности и успешной адаптации к школе; - Развивается инициативность, мыслительная деятельность, произвольность, способность к творческому самовыражению; - Воспитываются важнейшие социально-эмоциональные компетенции ребенка - устойчивое хорошее настроение, уверенность в себе, умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремление к исследованию. | | | Старшие дошкольники очень быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Не случайно этот возраст называют периодом "вытягивания в длину". Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0-2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в 6-7-летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболеваний. | | |
|
7 - 18 лет | | Память | Мышление | Двигательная активность. | Ведущий тип деятельности | Социальные навыки | Навыки самообслуживания | Сенситивный период | Физиологические показатели | | Произвольная и непроизвольная память, способность к запоминанию. | Доступны наглядно-действенное, абстрактное, логическое и другие типы мышления. | Движение - главное условие нормального роста и развития организма. Результаты медицинского обследования показывают, что малоподвижные, пассивные дети отстают от сверстников в развитии, часто болеют, плохо учатся. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуют их нормальному росту. В дошкольном возрасте необходимо развивать и поддерживать у детей потребность в движении, формировать навыки ходьбы, бега, лазанья, метания, плавания. Двигательная активность детей старшего школьного возраста в связи с увеличением времени на чтение, занятие искусством, рукоделием, шитьем, вязанием и т. п. уменьшается, особенно у девушек. Вероятно, спад двигательной активности после 13 - 14 лет объясняется наибольшим развитием в этом возраста двигательного анализатора: движения, требующие точности, скорости, хорошей ориентировки в пространстве, хорошо осваиваются подростками. | В 10-11, 13-14 лет- подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность, а также особая форма общения -- интимно-личностная. Роль трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессиональной деятельности. | Путем общения - усвоении элементарных норм товарищества, дружбы. Разделение деловых и личных отношений, которое закрепляется к старшему школьному возрасту. Примечательной особенностью общения подростков является то, что во всех его формах наблюдается подчинение отношений своеобразному кодексу товарищества. Этот кодекс в наиболее общих чертах воспроизводит деловые и личные взаимоотношения, существующие между взрослыми. Путем интимно-личностного общения у старших школьников развиваются взгляды на жизнь, на свое положение в обществе, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. К ребенку старшего дошкольного возраста предъявляются требования выполнять определенные социальные нормативы с соответствующей регуляцией своего поведения. В старшем дошкольном возрасте исполнение норм поведения становится осознанным, и определяют его мотив -- «вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся школой социальных нормативов. С усвоением, которых поведение ребенка строится уже не на основе определенного эмоционального отношения к окружающим, а на базе сознательного соблюдения общепринятых правил. | Самостоятельно ходят в школу, делают, уроки, соблюдают гигиену, кушают, занимаются уборкой дома и многое другое. | В 6-7 лет организм ребенка растет и активно развивается. Повышается надежность и резервные возможности сердечнососудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эндокринная системы. В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелет, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения - все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки. Переломный момент развития внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает от взрослых. Возможности этой новой формы произвольного внимания -- к 6--7 год уже достаточно велики. В значительной степени это способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания». | После занятий в школе необходим активный отдых, занятия физическими упражнениями и играми на открытом воздухе. Это успокаивает и укрепляет нервную систему, снимает напряжение, создает бодрое, жизнерадостное настроение, что содействует повышению работоспособности, успеваемости школьников. К 6--7 годам его секреторная и моторная функции приближаются к функциям таковых у взрослых. После 6 лет в тесной связи с общим состоянием организма в определенной последовательности начинается смена молочных зубов на постоянные. Между интенсивностью увеличения длины тела, изменений его пропорций и сменой молочных зубов на постоянные, отмечается высокая коррелятивная связь. Поэтому отсутствие или наличие тех или иных зубов служит одним из критериев биологического возраста. В возрасте 6 лет количество постоянных зубов бывает от одного до пяти. Слуховой анализатор хотя и равен по корковому представительству анализатору взрослого, однако еще не обладает всеми его качествами. У ребенка ниже порог слышимости, ниже острота слуха на слова, чем на тоны, костная проводимость высоких тонов также ниже. Пороги слышимости речи у детей 6,5--9,5 лет лежат на уровне 19--24 дБ для низкочастотных слов, а у -- взрослых на уровне 7--10 дБ. Это необходимо учитывать в педагогической практике. Для того чтобы дети услышали и поняли знакомые им слова, их необходимо произносить громче и медленнее, чем это требуется взрослым. | | |
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|