рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Особенности связи компонентов самоотношения с агрессивностью у сотрудников охранно-конвойной службы рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Особенности связи компонентов самоотношения с агрессивностью у сотрудников охранно-конвойной службы

Особенности связи компонентов самоотношения с агрессивностью у сотрудников охранно-конвойной службы

ТЕМА

Особенности связи компонентов самоотношения с агрессивностью у сотрудников охранно-конвойной службы

Введение

За последние десятилетия во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство. Проблема агрессии стала одной из самых популярных тем в мировой психологии.

Повышение интереса к изучению проявлений агрессии у представителей различных возрастных, социальных, профессиональных групп обусловлен тем, что переходные, кризисные периоды трансформации социальных систем всегда связаны с ростом агрессии. Это тем более актуально, что трансформация нашего общества связана с перестройкой личности и сознания, с переоценкой целого ряда личностно-психологических качеств. Среди прочего, это относится и к переоценке роли и места агрессии в развитии личности.

Многоплановое исследование проблемы агрессивности в отечественной и зарубежной психологии нашло отражение в работах многих авторов. Её исследовали А. В. Запорожец, Н.Д. Левитов, К. Лоренц, А.А. Реан, Э. Фромм и др.

Проблема агрессивности рассматривается в разных контекстах.

Однако при всем обилии появившихся исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности.

Сложилось представление о том, что формирование и закрепление в личностных диспозициях агрессивного поведения зависит от характера актуальных ситуаций развития и более широкого социального контекста. Представляется необходимым выявить особенности взаимосвязи агрессивности и других личностных характеристик, складывающихся в процессе профессиональной социализации личности, а именно, взаимосвязи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности.

В современной психологической литературе достаточно широко освещены проблемы взаимосвязи агрессивности и различных личностных характеристик у заключённых, и практически нет исследований, посвящённых сотрудникам, осуществляющим конвоирование подозреваемых и обвиняемых .

Между тем, охранно-конвойная служба предполагает проявления агрессивности.

Под конвоированием понимается сопровождение специальными нарядами милиции подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к месту назначения в установленном порядке.

Эта служба не является почётной и престижной, но требует утомительного многочасового напряжения, физической выносливости, внимания, готовности к стрессам, к несению службы в условиях, когда под угрозой находится собственная жизнь жизнь других людей, к действиям в экстремальных ситуациях: при нападении на конвой, нарушении правил распорядка в изоляторах, пожаре, взятии заложников. и т. д.

Уровень законопослушания наших граждан высоким не назовешь. Под присмотром конвоя оказываются лица, совершившие тяжкие преступления, а порой и закоренелые рецидивисты, от которых можно ждать чего угодно. Рядовыми являются мелкие хулиганские выходки конвоируемых, навязчивые предложения родственников передать сверток подсудимым, их оскорбления, угрозы расправиться. Нередко конвоирам приходится сталкиваться со случаями хранения запрещенных предметов и нелегальной переписки, попытками суицида подозреваемых, а также случаями побега из-под стражи. И нужно обладать огромным терпением, чтобы не сорваться, не перейти границу, определённую законом, тем более, что служба конвоира предполагает ношение оружия, определённую власть над заключённым.

Вышеназванные условия охранно-конвойной службы не только способствуют проявлениям агрессии, но и оказывают влияние на формирование различных компонентов самоотношения у конвоиров, что и определило тему нашего исследования.

Проблема исследования заключается в изучении взаимосвязи представлений личности сотрудников охранно-конвойной службы о себе и характере своих отношений с окружающими с уровнем ее агрессивных диспозиций, в изучении характера взаимосвязи самоотношения с агрессивностью как личностным свойством.

Актуальность темы обусловлена её практической значимостью.

В настоящее время нет учебных заведений, где готовили бы конвоиров. Охранно-конвойная служба обычно состоит из сотрудников, ранее проходивших службу в других подразделениях, или вновь набранных сотрудников.

Поскольку охранно-конвойная служба не является престижной, а современные молодые люди зачастую не отличаются физической и психологической выносливостью, в конвоиры стали попадать люди, не соответствующие требованиям, предъявляемым к личности сотрудника охранно-конвойной службы. Отсюда рост преступности среди сотрудников подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, агрессивного поведения, угрожающего безопасности граждан, деструктивных методов выхода из стресса (суицид, алкоголизм и т. д.). Изучение особенностей взаимосвязи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности у сотрудников охранно-конвойной службы позволит разработать возможную модель формирования и поддержания у них неагрессивных реакций в условиях, провоцирующих агрессивные проявления, а также поможет при решении задач снижения уровня агрессивности у высокоагрессивных сотрудников.

Цель: выявить особенности связи компонентов самоотношения с агрессивностью у сотрудников охранно-конвойной службы.

Объект исследования: самоотношение, агрессия.

Предмет: особенности связи компонентов самоотношения с агрессивностью у сотрудников охранно-конвойной службы.

Гипотеза:

мы предполагаем наличие особенностей связи компонентов самоотношения с уровнем агрессии у сотрудников охранно-конвойной службы;

Задачи:

1) провести теоретический обзор определений понятий самоотношение и агрессия;

2) дать психологическую характеристику охранно-конвойной службы (подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых);

4) провести исследование особенностей связи компонентов самоотношения с индексом агрессивности у сотрудников охранно-конвойной службы; провести исследование особенностей взаимосвязи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности у сотрудников других служб;

5) проанализировать результаты и сделать выводы;

4) разработать рекомендации для психологической службы МВД, позволяющие формировать и поддерживать у сотрудников охранно-конвойной службы неагрессивные реакции в условиях, провоцирующих агрессивные проявления; решать задачи по снижению уровня агрессивности у высокоагрессивных сотрудников.

Методики исследования:

- методика изучения самоотношения (МИС) Пантилеева;

- методика "Агрессивность" Басса - Дарки

В исследовании принимали участие 25 сотрудников охранно-конвойной службы и 25 человек, не являющихся сотрудниками охранно-конвойной службы (мужчины в возрасте 27 - 35 лет, срок службы не менее 5 лет).

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме связи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности у сотрудников охранно-конвойной службы

1.1 Феномен самоотношения: понятие и структура

Самоотношение -- термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к себе, к собственному «Я».

В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе.

К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести следующие: «общая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе».

Первый термин являлся наиболее используемым в западной психологии с конца XIX до 60-х годов XX века, а затем был вытеснен термином «самоуважение». В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона, И.И. Чесноковой.

Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н. И. Сарджвеладзе. В настоящее время в отечественной психологии доминирующим является категория «эмоционально-ценностное самоотношение».

Самым устоявшимся в психологии является термин «глобальная самооценка».

Глобальная самооценка стала предметом психологического анализа благодаря изданным в конце XIX века работам У. Джеймса. Термин «самооценка», используемый западными учёными, подчеркивает позитивный или негативный модус восприятия себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Понятие «самооценка» в данном случае расходится с понятием «самопознание».

В отечественной психологии под глобальной самооценкой преимущественно понимается «особое аффективное образование личности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально - ценностного самоотношения» или «общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негативных моментов самоотношения».

В отечественной психологии понятие единой, целостной самооценки не получило своего развития: большинство исследований посвящены частным самооценкам, которые являясь факторами саморегуляции личности, не позволяют судить о сущности отношения человека к себе как таковом.

«Самоуважение» в западной психологии чаще всего рассматривается в связи с изучением представлений личности о себе как системе социальных установок.

В отечественной психологии понимание самоотношения как установочного образования нашло свое отражение в работах приверженцев теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова и теории установки Д.Н.Узнадзе.

Опираясь на базовые положения теории диспозиционной регуляции социального поведения, И.С. Кон определяет самоуважение как эмоциональный компонент особой установочной системы -«образа Я», как «личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе (одобрении или неодобрении), которые указывают в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным.

Отношение человека к себе определяется как установочное образование и представителями школы Д.Н. Узнадзе. В данной традиции модель самоотношения как социальной установки наиболее детально разработана Н. И. Сарджвеладзе. Этот исследователь впервые ввел «самоотношение» в научный обиход как специальное понятие, классифицируя его как подкласс социальной установки. Самоотношение определяется им как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя. По мнению исследователя, отношение к себе наряду с социальным статусом и установкой личности к внешнему миру, составляет содержание системы «личность - социальный мир» и является одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности.

Содержательно близким к самоуважению как установочному образованию является категория «самоотношение», разработанная в рамках теории «отношений» А.Ф.Лазурского - В.Н.Мясищева. Самоотношение рассматривается здесь как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя как инициативного и ответственного начала социальной активности.

Самоотношение личности понимается исследователями как сложное когнитивно - аффективное образование. Его структура рассматривается как состоящая из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ - Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе - переживания и оценки собственной значимости как субъекта социальной активности, образующих рефлексивное «Я». В результате взаимодействия указанных компонентов с потребностно -мотивационной сферой личности отношение к себе включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познавательной и личностной субъектности человека.

Отношение личности к себе оказывает влияние на проявление социальной активности личности, обусловливает ее адекватность и дифференцированность. Оно выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех этапах осуществления поведенческого акта, начиная с его мотивирующих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнутого эффекта поведения, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов.

В психологии представлено огромное количество исследований, в которых установлена тесная связь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведением. В них отмечается, что высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творческого потенциала, влияет на свободу выражения чувства, уровень самораскрытия в общении. Позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности. Люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами. Одним из мотивов, побуждающих человека соблюдать моральные нормы, является его стремление сохранить положительное самоотношение.

В то же время негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся . Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение становится ригидным [45]. Отрицательное, конфликтное отношение личности к себе обусловливает ее отклоняющееся поведение: совершение правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения, является одной из причин девиации, положительно коррелирует с депрессией.

Отношение личности к себе возникает и формируется в процессе самопознания. В то же время, самоотношение существенно влияет на весь процесс самопознания, определяя его специфику, направленность и индивидуальный, личностный оттенок.

В психологической литературе самоотношение личности определяется также и как эмоциональный компонент самосознания.

Теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания были заложены И.И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие «эмоционально-ценностное самоотношение». Она определила эмоционально-ценностное самоотношение как специфический вид эмоционального переживания», в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя.

Формирование самоотношения как аффективного компонента самосознания осуществляется на двух уровнях самопознания. На первом уровне эмоционально-ценностное самоотношение возникает как результат соотнесения человеком себя с другими людьми. В этом случае при познании себя человек преимущественно опирается на внешние моменты. Итогом такого самопознания являются единичные образы самого себя и своего поведения, которые как бы привязаны к конкретной ситуации. Здесь еще нет целостного, истинного понимания себя, связанного с осмыслением своей сущности. Ведущими формами самопознания в рамках сравнения «Я-другой» являются самовосприятие и самонаблюдение. На втором, более зрелом уровне самопознания, формирование самоотношения осуществляется в рамках сравнения «Я-Я» посредством внутреннего диалога. Ведущими формами такого самопознания являются самоанализ и самоосмысление.

Наиболее перспективным в современной психологии является рассмотрение самоотношения как непосредственной представленности в сознании личностного смысла «Я». Здесь самоотношение не базируется на оценке социальной желательности воспринимаемой в себе черты, и не является прямым следствием знания о себе. В основу такого подхода положена идея о том, что в основании самоотношения лежит оценка личностью своего «Я», собственных черт по отношению к мотивам, которые выражают ее потребность в самореализации.

Самоотношение в рамках данного подхода понимается как формируемое в процессе соотнесения личностью собственных качеств с мотивами ее самореализации.

Системный анализ самоотношения предполагает его рассмотрение как представленного одновременно на трех уровнях психологического бытия человека: деятельности, личности как субъекта этой деятельности и самосознания как смыслового ядра личности.

Содержательный анализ структурных компонентов самоотношения позволяет выделить две различные по содержанию подсистемы: «оценочную» и «эмоционально-ценностную» (С. Р. Пантилеев). В случае оценки самоотношение определяется как «самоуважение», «чувство компетентности», «чувство эффективности». В качестве эмоции самоотношение обозначается как «аутосимпатия», «чувство собственного достоинства», «самоценность», «самопринятие».

Качественное различие между составляющими самоотношения отмечает целый ряд зарубежных и отечественных психологов. Например, Н. И. Сарджвеладзе, А.В.Захарова и И.С. Коновальчук говорят о когнитивном и аффективном компонентах самоотношения; Б.С. Братусь - об его ценностной и операционально-технической структурах; С. Р. Пантилеев - об оценочной и эмоционально-ценностной подсистемах самоотношения. К. Роджерс подразделяет отношение к себе на самооценку (оценку себя как носителя определенных свойств и достоинств) и самопринятие (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинством, но и слабостями и недостатками.

Оценочная (оценочное самоотношение) и эмоционально-ценностная (эмоциональное самоотношение) подсистемы отношения к себе принципиально различны по своему содержанию.

Формирование оценочного самоотношения осуществляется на интерсубъективном уровне оценки в виде операций социального сравнения, или сравнения с выработанными в обществе нормами и эталонами. Данная подсистема отношения к себе строится на оценке собственной эффективности в достижении поставленных целей, на сравнении собственных достижений с социальными стандартами, успехами и оценками других людей.

В основании эмоционально-ценностной подсистемы самоотношения лежит жизненный опыт эмоциональных отношений со значимыми людьми, прежде всего с родителями. Она является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе становления личности. Эта подсистема формируется на интрасубъективном уровне оценки в рамках сопоставления «Я-Я» и отражает степень соответствия личностных качеств тем требованиям, которые предъявляет к себе оценивающий. Эмоциональное самоотношение принципиально не имеет внешних по отношению к личности оценочных оснований и мало зависит от ее реальных успехов и неудач.

Эмоционально-ценностная составляющая самоотношения выражает обобщенную, неискаженную оценку личностью своего «Я» как условия самореализации и тесно связано с ее смыслообразующими мотивами.

Оценочная и эмоционально-ценностная подсистемы отношения личности к себе различным образом представлены в ее межличностных установках. Например, оценочное самоотношение тесно связанно с доброжелательностью - агрессивностью личности во взаимодействии с окружающими, в то время как эмоциональное - с доминированием-подчинением.

Подсистемы самоотношения бимодальны по своему содержанию. Они состоят из противоположных по своему эмоциональному тону модальностей. При этом оценочная и эмоциональная составляющие с негативным эмоциональным тоном интегрированы в единый, относительно независимый фактор «самоуничижение». Разделенность самоотношения на позитивную и негативную составляющие связана с необходимостью защиты «Я» от отрицательных эмоций и поддержания общего самоотношения на высоком позитивном уровне .

Структура самоотношения в современной психологии чаще всего описывается как состоящая из трех измерений: позитивного оценочного самоотношения (самоуважение), позитивного эмоционального самоотношения (аутосимпатия) и негативного самоотношения (самоуничижение). Вместе с тем как самоуважение, так аутосимпатия и самоуничижение являются сложными по своему строению образованиями, включают в себя целый ряд различных по своему содержанию модальностей. Например, по результатам исследования С. Р. Пантилеева, самоуважение состоит из «открытости», «самоуверенности», «саморуководства» и «отраженного самоотношения», аутосимпатия - из «самоценности», «самопринятия» и «самопривязанности», а самоуничижение -из «самообвинения» и «внутренней конфликтности»..В нашей работе мы будем опираться на структуру самоотношения, предложенную С. Р. Пантилеевым.

В психологической литературе самоотношению традиционно приписываются две прямо противоположные функции: функция адекватного выражения смысла «Я» и эго - защитная функция, которая направлена на поддержание самоуважения и стабильного образа «Я», даже ценой искажения восприятия себя и других.

Защита самоотношения чаще всего сопровождается такими процессами, которые искажают восприятие субъектом собственного опыта, находят свое разрешение в аффектах неадекватности, аддитивном или асоциальном поведении. Вместе с тем, она же «охраняет» личность от саморазрушения, потери самоидентичности. В способах защиты структурных компонентов самоотношения обнаруживаются существенные различия. Так, для защиты самоуважения более характерны рациональные способы, в то время как для повышения аутосимпатии - аффективные.

Таким образом, в психологии существует три разных подхода к пониманию отношения человека к себе:

1) понимание самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания);

2) как черты личности (самоотношение в структуре личности);

3) как компонента саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции).

Самоотношение личности является сложноструктурированным психическим образованием. На наиболее общем уровне анализа в самоотношении можно выделить две подсистемы: оценочную и эмоционально-ценностную.

При более детальном анализе в структуре самоотношения можно выделить три фактора: самоуважение, аутосимпатию и самоуничижение, которые в свою очередь включают в себя целый ряд специфических по своему содержанию модальностей.

Самоотношение как смысловое образование имеет для субъекта непреложную значимость. Всякое его изменение сопряжено с внутриличностными конфликтами, сопровождается переживанием угрозы разрушения самоидентичности. Поэтому оно активно защищается, поддерживается субъектом.

1.2 Проблема агрессивности личности в современной психологии

Агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру.

Агрессивность [от лат. aggressio -- нападать] также определяется как стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда. Подобный физический или психологический ущерб, который наносит или готова нанести агрессивная личность, может быть частичным, локальным, а порой и "абсолютным", когда речь идет об уничтожении объекта агрессии, будь то личность или общность людей, либо какой-то неодушевленный объект агрессивного нападения. Агрессивность в ряде случаев может рассматриваться не только как устойчивая личностная черта, но и как конкретно-актуальное состояние, а поведение агрессивной направленности, им вызванное, как деяние, осуществленное в состоянии аффекта. В логике противоправного поступка в этом случае для его оценки требуется заключение судебно-психологической экспертизы. При этом необходимо понимать, что агрессивность на протяжении тысячелетий играла одну из решающих ролей в процессе выживания человека. Меняющиеся нормы реагирования на проявление агрессивности, содержание и степень жесткости суждений по поводу подобной поведенческой активности в существенной мере отражались в том, что традиционно рассматривается в психологической науке как процесс социализации. Понятно, что агрессивность как стабильная личностная черта проявляется в реальном контактном поведении. В то же время столь же очевидно, что развивающаяся человеческая особь такой характеристикой, как агрессивность, изначально не обладает. Именно в связи с этим проблематика агрессивности и агрессивного поведения наиболее полно разработана в рамках концепции социального научения (А. Бандура и др.).

Важно различать понятия "агрессия и "агрессивность".

Под агрессией, по Фромму, понимаются "любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному"[51; 79].

Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии [37; 215].

Таким образом, агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.

Различие понятий "агрессия" и "агрессивность" ведет к важным выводам. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление - не проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения всегда является результатом сложного взаимодейстия трансситуативных и ситуационных факторов.

В случае агрессивных действий неагрессивной личности в основе этих действий лежит фактор ситуации. В случае же агрессивных действий агрессивной личности первенство принадлежит личностным качествам. Агрессия, таким образом, бывает ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Ситуативная агрессивность проявляется эпизодически, в то время, как личностная агрессивность является устойчивой индивидуальной чертой поведения, выступающей везде и всегда, где для этого складываются подходящие условия. Агрессивность как свойство личности, поддается измерению, изучению и при необходимости - психологической коррекции.

В качестве черты личности агрессивность может быть тесно связана с жестокостью, но не совпадать с ней. Если жестокость всегда порицаема, то агрессивность часто принимает социально приемлемые формы, например в спорте. Агрессивные действия требуются и от военных. Агрессивность как психологическое явление в нравственном плане нейтральна в том смысле, что она может приводить как к социально одобряемому, так и к противоправному поведению.

Агрессивный человек может быть и не жестоким, если в его действиях нет мотива причинения страданий и мучений ради них самих. Жестокий человек всегда агрессивен.

Жестокое агрессивное поведение может реализоваться и в форме действия, и в форме бездействия, а нежестокое агрессивное поведение - только в форме действия.

Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжельности до словесных оскорблений ("вербальная агрессия") и применения грубой физической силы ("физическая агрессия").

Выделяют следующие виды агрессивных реакций:

- физическая агрессия (нападение);

- косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости);

- склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении);

- негативизм (оппозиционная манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы);

- обида (зависть и ненависть к окружающим, вызванная действительными и вымышленными сведениями);

- подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;

- вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму - ссора, крик, визг, - так и через содержание - угроза, проклятие, ругань).

В нашей работе мы будем использовать для выявления уровня проявления и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии методику Басса - Дарки.

Все многообразие форм проявления агрессии можно разделить на агрессию, направленную на других и аутоагрессию - агрессию, направленную на себя.

Каждый человек обладает определенной степенью агрессии. Отсутствие ее приводит к пассивности и конформности. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к партнерству и кооперации.

Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З.Фрейд, К.Лоренц), в других агрессивное поведение трактуется как непосредственная реакция на фрустрацию (Дж.Доллард, Л.Берковитц), в третьих агрессия рассматривается как результат социального научения (А.Бандура), имеется также множество модификаций и разновидностей этих подходов. Существующие экспериментальные данные в той или иной мере подтверждают все основные теории агрессии. Это говорит о многоаспектности и многоплановости феномена агрессии, о полифакторной обусловленности агрессии, как поведенческого акта, и агрессивности, как свойства личности. Однако экспериментально наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.

Социализация агрессии, по определению А. Реана, "есть процесс и результат усвоения навыков агрессивного поведения и развития агрессивной готовности личности в ходе приобретения индивидом социального опыта".Социоонтогенетическая детерминация агрессивности подтверждается многочисленными результатами исследований процесса социализации, социального научения и онтогенетического развития личности. Исследования Орегонского центра по изучению социального научения показали, в частности, что для семей, из которых выходят высокоагрессивные дети, характерно особое взаимодействие между членами семьи. Это взаимодействие носит вид “расширяющейся спирали”, поддерживающей и усиливающей агрессивные способы поведения. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет не только к проявлению им агрессивного поведения по отношению к другим детям в том же возрасте, но и к развитию агрессивности, склонности к насилию и жестокости во взрослом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности. В пользу концепции социального научения говорит и то, что наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в предпочтениях агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений.

А.А. Реан были получены интересные данные о высоком уровне агрессии в выборке внешне вполне благополучных старшеклассников. Высокие показатели спонтанной агрессии были обнаружены у 53% испытуемых, реактивной агрессии - у 47% испытуемых. Автор делает вывод, что «больное» агрессией и нетерпимостью общество заражает ею и свое молодое поколение - через механизм подражания, социального научения и психической неустойчивости.

А. Реан различает ординарную и парадоксальную социализацию агрессии. Ординарная социализация агрессии - это непосредственное усвоение навыков агрессивного поведения и развития агрессивной готовности личности в результате либо прямого деятельного опыта, либо опыта наблюдения агрессии.

При парадоксальной социализации агрессии развитие агрессивной готовности личности происходит вне зависимости от наличия непосредственного опыта агрессивного взаимодействия или опыта наблюдения агрессии. Агрессивность, как устойчивая личностная характеристика, формируется в данном случае вследствие наличия у индивида значительного социального опыта подавления возможностей реализации его актуальных личностных потребностей. Это подавление осуществляется вне агрессивного контекста, без проявления физической или вербальной агрессии. Напротив, блокирование актуальных личностных потребностей чаще всего реализуется в данном опыте социального взаимодействия с “заботой” о личности, в “ее интересах”. Парадоксальную социализацию агрессии А. Реан рассматривает как «фобически - агрессивный след депривационного социального опыта».

Агрессивность личности может быть способом защиты её самоотношения на уровне ее социальной активности. Отрицательное отношение к себе, его низкое самоуважение может компенсироваться человеком благодаря совершению им асоциальных поступков, актов агрессии. Человек, защищающий отношение к себе с помощью агрессии, не способен включиться во взаимодействие на «равных». Объяснением этому служит отсутствие у него устойчивой личностной позиции, поглощенность «ущербностью» собственного «Я».

Таким образом, следует различать агрессию и агрессивность. агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.

Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. экспериментально наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.

Агрессивность личности может быть способом защиты её самоотношения на уровне ее социальной активности.

1.3 Специфика профессиональной деятельности сотрудников охранно-конвойной службы

Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является содержание, охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Этим занимается охранно-конвойная служба (ОКС).

Охрана подозреваемых и обвиняемых состоит в обеспечении их надежной изоляции, постоянного надзора за ними с целью исключить возможность сокрытия от следствия и суда вещественных доказательств, воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу или продолжать заниматься преступной деятельностью, а также обеспечить исполнение приговора.

Конвоирование состоит в надежной охране подозреваемых и обвиняемых при их передвижении по территориям мест содержания под стражей либо доставлении их к месту назначения.

Профессиональная деятельность милиционеров охранно-конвойной службы принадлежит к разряду сложных профессий, предъявляющих очень высокие психологические и психофизические требования к сотрудникам. По характеру своих обязанностей они чаще других контактируют с подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений. Условия, в которых работают сотрудники милиции, характеризуются непредсказуемостью обстановки, и поэтому являются экстремальными. Высокая нервно-психическая напряженность, вызванная деятельностью по охране подследственных и подсудимых, требует не только профессиональной компетенции, но и достаточно высокого уровня эмоциональной устойчивости и физической выносливости.

В работе милиционера-конвоира физические усилия сочетаются с ответственностью и психической напряженностью. Социальная значимость данной службы чрезвычайно высока, так как от милиционеров конвойной службы во многом зависит общественное мнение жителей города о принципах законности, равенства людей перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинств.

Целью деятельности является достижение высокого уровня безопасности при конвоировании спецконтингента, личной безопасности работников суда, прокуратуры и следствия при взаимодействии со службой судебных приставов.

Личный состав ОКС комплектуется физически здоровыми сотрудниками не старше 35 лет, имеющими высшее или среднее специальное образование. Поступающий на службу обязательно проходит первоначальную подготовку на базе учебного центра МВД. Повышение профессионального мастерства достигается на занятиях по служебной подготовке, включающих в себя изучение нормативных актов, служебных инструкций, а также занятия по физической, огневой, психологической, социально-гуманитарной подготовке. Личный состав должен быть готов к проведению мероприятий по борьбе с массовыми беспорядками, захватом заложников, использовать средства радиосвязи, владеть личным оружием и приемами самозащиты, управлять транспортными средствами, оказывать доврачебную помощь.

К профессиональной деятельности сотрудников, чьи функциональные обязанности связаны с охраной и конвоированием, предъявляются особые требования, которые включают в себя наличие соответствующего образовательного уровня, психоэмоциональную устойчивость, а также морально-нравственные качества и адекватные социальным нормам правовые ориентации.

Работа сотрудника в значительной мере связана со стрессовыми и экстремальными ситуациями. Условия деятельности связаны с воздействием нескольких крайне неблагоприятных факторов, которые сопровождают деятельность сотрудников конвоя.

Напряжение, стрессовые ситуации при выполнении служебных обязанностей возникают у сотрудников постоянно и связаны в основном с нарушениями дисциплины спецконтингентом. В целом взаимодействие между работниками и осужденными имеет конфликтный характер. Последние порой оказывают скрытое или открытое противодействие, создают искусственные препятствия сотрудникам в достижении целей деятельности, а иногда реальную угрозу их здоровью и жизни. Необходимость мгновенной собранности и готовности отмечают большинство личного состава, также они считают свою работу опасной.

Вторым неблагоприятным фактором являются особенности трудовой деятельности. Работу можно отнести к разряду тяжелых, так как она связана с длительным пребыванием на «ногах».

Третьей группой причин напряженных ситуаций в деятельности сотрудников подразделения конвоя являются факторы, относящиеся к содержанию деятельности (ее сложность, неопределенность поступающей информации, нечеткое доведение задачи, дефицит времени и др.), а также слабая практическая подготовленность сотрудников.

Следующей группой причин выступают особенности социально-психологических явлений в подразделении (конфликтность во взаимоотношениях сотрудников, неправильный стиль поведения руководителя, отсутствие психологической готовности к групповой деятельности и пр.).

Все это является индикаторами тревожности, неуверенности сотрудников в самоутверждении и занятии достойного места в новой социальной иерархии. Отсюда - состояние психологического дискомфорта. Ситуативное обострение этого состояния в сочетании с индивидуальными особенностями может приводить к срывам, крайней степенью проявления которых становятся формы агрессии и аутоагрессии.

Специфика охранно-конвойной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность.

В литературе по юридической психологии выделяют три группы факторов, отрицательно влияющих на личность сотрудников правоохранительных органов: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, следует отнести:

* детальную правовую регламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

* наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;

* корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения их от общества;

* повышенная ответственность за результаты своей деятельности;

* психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

* экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий. Неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);

* необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т.п.).

К факторам, отражающим особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:

*неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

* недостаточная профессиональная подготовленность;

* специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);

* профессиональный опыт;

* профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);

* особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

* изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

К факторам социально-психологического характера относятся:

* неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

* неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);

* низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии.

Таким образом, специфика охранно-конвойной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, а также факторы внутрисистемного взаимодействия (отношения с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т. д) нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность, в частности, к развитию у сотрудников конвойной службы агрессивности как черты личности, которая, в свою очередь, оказывает влияние на процесс их профессиональной социализации.

Выводы

1. В психологии существует три разных подхода к пониманию отношения человека к себе:

1) понимание самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания);

2) как черты личности (самоотношение в структуре личности);

3) как компонента саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции).

Самоотношение личности является сложноструктурированным психическим образованием. На наиболее общем уровне анализа в самоотношении можно выделить две подсистемы: оценочную и эмоционально-ценностную.

При более детальном анализе в структуре самоотношения можно выделить три фактора: самоуважение, аутосимпатию и самоуничижение, которые в свою очередь включают в себя целый ряд специфических по своему содержанию модальностей.

Самоотношение как смысловое образование имеет для субъекта непреложную значимость. Всякое его изменение сопряжено с внутриличностными конфликтами, сопровождается переживанием угрозы разрушения самоидентичности. Поэтому оно активно защищается, поддерживается субъектом.

2. Следует различать агрессию и агрессивность. Агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.

Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. экспериментально наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.

Агрессивность личности может быть способом защиты её самоотношения на уровне ее социальной активности.

3. Специфика охранно-конвойной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, а также факторы внутрисистемного взаимодействия (отношения с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т. д) нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность, в частности, к развитию у сотрудников конвойной службы агрессивности как черты личности, которая, в свою очередь, оказывает влияние на процесс их профессиональной социализации.

Глава 2. Исследование особенностей связи компонентов самоотношения с индексом агрессивности у сотрудников охранно-конвойной службы

2.1 Организация исследования

Цель: выявить особенности взаимосвязи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности у сотрудников охранно-конвойной службы.

Объект исследования: самоотношение, агрессия сотрудников охранно-конвойной службы.

Предмет: особенности взаимосвязи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности у сотрудников охранно-конвойной службы.

Гипотеза:

мы предполагаем наличие связи компонентов самоотношения с уровнем агрессии у сотрудников охранно-конвойной службы.

Задачи:

1) провести теоретический обзор определений понятий "агрессия", агрессивность, агрессивное поведение;

2) рассмотреть теоретические подходы к проблеме взаимосвязи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности;

3) дать психологическую характеристику охранно-конвойной службы (подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых);

4) провести исследование особенностей взаимосвязи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности у сотрудников охранно-конвойной службы; провести исследование особенностей взаимосвязи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности у не сотрудников охранно-конвойной службы;

5) проанализировать результаты и сделать выводы;

4) разработать рекомендации для психологической службы МВД, позволяющие формировать и поддерживать у сотрудников охранно-конвойной службы неагрессивные реакции в условиях, провоцирующих агрессивные проявления; решать задачи по снижению уровня агрессивности у высокоагрессивных сотрудников.

В исследовании принимали участие 25 сотрудников охранно-конвойной службы и 25 человек, не являющихся сотрудниками охранно-конвойной службы (мужчины в возрасте 25 - 45 лет).

2.2 Характеристика методик исследования

1) Методика изучения самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева

Тест опросник самоотношения построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. знания составляют содержательную часть его представлений.

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС - методика исследования самоотношения) создан С. Р.Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам. Тест предназначен для изучения эмоционально-ценностного компонента самосознания.

Инструкция к тесту

Вам предлагается ответить на вопросы (в форме возможных утверждений) об особенностях Вашего характера, привычках, интересах и т.п.

На эти вопросы не может быть "правильных" или "неправильных" ответов т.к. каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и правильные ответы. Отвечая, помните простые правила:

- Вопросы составлены так, что особого времени на обдумывание не требуется. Давайте первым ответ, который придет Вам в голову (как правило, он оказывается наиболее естественным). Конечно, вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Поэтому отвечайте, представляя себе самые типичные ситуации, не задумываясь над деталями.

- Возможно, некоторые вопросы Вам трудно отнести к себе. В таком случае постарайтесь дать наилучший предположительный ответ.

- Помните, что - плохих ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.

- Читайте последовательно каждое из приведенных выше утверждений и решайте, верно оно по отношению к Вам или неверно.

Описание шкал «МИС»

Шкала 1 «внутренняя честность» (открытость) - включает пункты с такими аспектами образа Я, как самоотношение, поведение, которые, являясь значимыми для личности (с точки зрения моральных норм), с трудом допускаются до осознания.

Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.

Высокие значения шкалы говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.

Шкала 2 «самоуверенность» - содержит пункты, задающие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, ко юром у есть за что себя уважать.

Высокие значения шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, говорит об отсутствии внутренней напряженности.

Низкие значения соответствуют неудовлетворенности собой и своими возможностями, свидетельствуют о сомнениях в способности вызывать уважение.

Шкала 3 «саморуководство» - отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам.

Высокий балл по шкале свидетельствует, что человек отчетливо переживает собственное " Я" как внутренний стержень, интегрирующий к организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей.

Низкие баллы свидетельствуют о подвластности Я влиянием обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе Я, отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом. Данная шкала по содержанию близка к психологической, которую в литературе принято обозначать как локус контроля.

Шкала 4 «зеркальное Я» (отраженное самоотношение) - включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты