|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Отношения мать-дитяОтношения мать-дитяСодержание Введение I. Теоретическая часть 1. Особенности психического развития в раннем возрасте 2. Сенсорные способности плода 3. Психическое развитие ребенка в период новорожденности 4. Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет 5. Привязанность ребенка к матери 6. Роль матери в жизни ребенка 7. Нарушение отношений матери и ребенка II. Практическая часть 1. Метод «Цветовая социометрия» 2. Детский апперцептивный тест (ДАТ) 3. Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия III. Заключение IV. Список литературы V. Приложение Введение Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия матери и ребенка на ранних этапах онтогенеза. Ребенок - существо изначально социальное, совершенно не способное поддерживать собственное существование и в абсолютной степени зависящее от ближайшего взрослого. Необходимость возникновения специфических способов воздействия на взрослого приводит к тому, что в процессе взаимодействия с матерью возникает непосредственное эмоциональное общение матери и ребенка. В процессе постоянного контакта с ребенком, мать помогает регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения со средой, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. Мать в свою очередь, является носителем традиционных норм и ценностей, присущих данному обществу и ей самой. Таким образом, стиль материнского отношения и особенности собственного эмоционального опыта матери являются, с одной стороны, средой для формирования социально-приемлемых в данной культуре способов эмоциональных проявлений ребенка, а с другой - предельными рамками для таких проявлений, поскольку ребенок ограничен тем набором возможностей эмоционального взаимодействия, который предоставляет ему мать. Поэтому, очень многое, в развитие ребенка и в его дальнейшей жизни, зависит от матери. От ее поведения, от ее отношения к малышу, от того, сколько внимания мать уделяет ребенку, и как сильно он ощущает ее любовь. Целью данной курсовой работы является изучение особенностей взаимоотношений матери и ребенка в возрасте от рождения до трех лет. Объектом этой работы являются взаимоотношения матери и ребенка, предметом являются методики их исследования. Для достижения цели курсовой работы, поставлены следующие задачи: -рассмотреть особенности развития ребенка в раннем онтогенезе; -проследить роль матери в жизни ее малыша; -посмотреть, как влияет отношение матери к будущему ребенку на его развитие в целом, и, на развитие их будущих отношений; -увидеть насколько важно для ребенка быть всегда рядом с мамой; -узнать к чему могут приводить нарушение взаимоотношений матери и ребенка, или отсутствие матери вообще; -рассмотреть методики исследования взаимоотношения родителей и ребенка, межличностных отношений ребенка с окружающими и определения степени его психического состояния. Рассматриваемая тема вызывала интерес с давних времен, но и сейчас актуальность этой темы велика. Вопросами о взаимоотношениях матери и ребенка занимались как отечественные (Л.С.Выготский, Мещерякова, М.И. Лысина и др.), так и зарубежные (А.Маслоу, К.Хорни и др.) специалисты, результатом этого стало появление большого количества научных статей и литературы по изучению особенностей развития отношений (и их нарушение) между родителями и детьми. I. Теоретическая часть 1. Особенности психического развития в раннем возрасте Раннее детство - возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития. В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и основы для психических процессов и личности. Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше. Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней выходных, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования. У нормального здорового ребенка, в первые три года жизни, ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается. Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему. К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием от взрослого. Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но и заботится о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним. Обычно не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок. А наука уже с уверенностью утверждает: психика нежеланного ребенка травмирована еще до рождения. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще не родившимся ребенком, возможно, являются самым решающим фактором из влияющих на возникающую психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу малыша. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать. После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию. Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке. Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать - это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики. Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития. Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. Современные научные исследования, проводимые специалистами различных направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в развитии плода еще в утробе матери. К ним относятся: - сенсорные способности плода (изучаются специалистами разного профиля); - эмоциональная связь (обнаружена и изучается психологами и психоаналитиками). 2 Сенсорные способности плода Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде. Начиная с клетки, и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, маленький человечек обладает удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию. Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В семь включаются в работу синапсы, передающие сигналы между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы. Если дотронуться до его носа или рта он откинет голову. От прикосновения к руке 9-недельный зародыш совершит хватательное движение, при касании век начнет вращать глазами. Если воздействие на руку окажется болезненным, рука отдернется. В конце третьего месяца жизни большая часть тела зародыша начинает чувствовать прикосновения, а их бывает достаточно, так как и сам малыш, живо ворочается, вступая в контакт с жидкостью, пуповиной, стенками матки, и чувствует движения матки. Осязание развивается раньше других чувств и играет чрезвычайно важную роль в формировании мозга и гармонической деятельности нервной системы ребенка. Дело в том, что органическое вещество мозга формируется не само по себе, а под воздействием сигналов, поступающих в мозг. Внутреннее ухо формируется в 8 недель, далее развивается наружное ухо, и вся система слуха формируется к 5 месяцам. Если отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети узнают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения. Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что докторам удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность, как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления. Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивалиди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку. Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора - качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода. С конца третьего месяца палец плода нередко оказывается во рту. Причиной сосания пальца может стать затянувшееся грустное или тревожное состояние матери. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости эндорфины, когда грустит или тревожится гормоны стресса катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности или опасности) испытывает и ребенок. Маленький зародыш, конечно, еще неосознанно воспринимает эти сигналы, однако всем своим существом уже чувствует, как к нему относятся; с радостью или тревогой, спокойствием или страхом. Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире. Причем внешние стресс-факторы не влияют на малыша непосредственно, только мать, пропуская их через себя, допускает или нет их воздействие на ребенка. Сильные эмоции беременной вовсе не вредят ребенку, наоборот, гормональные перестройки, разнообразие внутренней жизни матери благотворно отражаются на развитии малыша. Хуже, если мать длительно находится во власти негативных переживаний, не может или не хочет освободиться от них. Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. В июле 1983 года, Верни, психиатр из Торонто провел опрос пятисот женщин, который показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет, чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни. Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития являются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения. Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности необходимо для формирования здоровой психики ребенка. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль, вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же вызывает у матери чувство душевного комфорта, что положительно влияет на ребенка. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достигнуть этого состояния. Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери. Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения. Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства, являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений. Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать. 3. Психическое развитие ребенка в период новорожденности Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Главной его особенностью выступает отсутствие поведения в собственном смысле слова. Наблюдаются лишь инстинктивные формы - безусловные рефлексы. Поведение ребенка связанно с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожденный же большую часть времени спит и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Он совершенно беспомощен и без опеки и заботы может погибнуть. Поэтому период новорожденности рассматривается как переходный между внутриутробным и внеутробным. Ребенок уже отделился от матери физически, но не физиологически, потому что она обеспечивает все его жизненно важные функции, начиная с кормления. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована. Такое опосредование состоит, прежде всего, в уходе за ребенком. Применяемые при этом средства - предметы для кормления, купания, сна, то есть для удовлетворения физиологических потребностей, социально сформированы, выработаны в процессе культурно - исторического общества. А с другой стороны, важнейшим средством опосредования выступает сам социально организованный образ жизни младенца, и, прежде всего режим дня, предполагающий соответствующее чередование сна и бодрствования. Младенчество для ребенка- период открытий в сфере восприятия и действия. Дети научаются распознавать лица, привыкают к пище и установленному распорядку дня. Они исследуют цветы, насекомых, игрушки, свое тело. Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и событиях окружающих их. Эти открытия не только увлекательны, но и полезны, так как играют решающую роль в развитии младенца. Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточении на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью. Такое сосредоточение - очень важное приобретение новорожденного, поскольку определяет в дальнейшем развитие всех многообразных собственно человеческих форм поведения. Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и, более того, создает предпосылки для их формирования. Таким образом, взрослый стимулирует развитие важных потребностей малыша - социальных потребностей в познании общении. Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития: - отделение сна от бодрствования, постепенное превращения бодрствования в особый период активности и деятельности; - выделение первого объекта в окружающей действительности (взрослый, ухаживающий за ребенком); - появление первой ответной реакции в ответ на воздействие взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетельствующая о ней улыбка); - зарождение и развитие первой формы поведения - комплекса оживления; - развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого. На основе этого, можно выделить особенности развития в период новорожденности. К ним относятся: отсутствие сложившихся форм поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов и наиболее быстрое развитие органов чувств по сравнению с движениями, а главное - социальная опосредованность жизни с первых ее дней. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого периода жизни. Период младенчества делится на два этапа развития. Первый от рождения до 5-6 мес. - характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения и слуха. Наблюдая за развитием детей в этот период - период новорожденности, советские психологи Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова обнаружили, что примерно на шестой недели жизни ребенка его поведение при виде взрослого человека резко меняется. Если раньше взгляд малыша лишь ненадолго останавливался на взрослом человеке и быстро “убегал” в сторону, то теперь происходит нечто совсем иное: ребенок долго и внимательно смотрит в глаза взрослому, на лице его появляется улыбка, он начинает гулить. Создается впечатление, что поведение ребенка осмысленно, он весь тянется к взрослому и как бы говорит ему: “Не уходи, побудь со мной подольше”. Ученые назвали эту удивительную реакцию младенца “комплексом оживления”. На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2 - 3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Было бы неправильно связывать возникновение у ребенка комплекса оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые от рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-, трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери. Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным. Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке психического развития ребенка. Дальнейшие наблюдения и работы советских исследователей (Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной и других) показали, что комплекс оживления есть не что иное, как выражение потребности ребенка в общении со взрослым, активная попытка малыша привлекать и удерживать взрослого человека, общаться с ним. Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из них выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия взрослого и служит цели активизации общения ребенка со взрослым. На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым. К трех-, четырехмесячному возрасту, дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14 - 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы. В младенческом возрасте складываются первые две формы общения со взрослым, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами, и появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним и первое «предличностное» новообразование - активность. Также в познавательной сфере возникает представление о предметах как о чем-то постоянном, существующем в пространстве и, имеющем постоянные свойства. Появляются зачатки мышления как установления первых простейших причинно- следственных связей, поиска ответа на вопрос «Что будет, если?..», возникают предпосылки для освоения речи как пассивной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с предметом. 4 Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет- взрослый. В возрасте 1-3 лет малыш как бы всецело поглощен предметом и, не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Малыш не может самостоятельно «открыть» функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указывают на то, как их надо употреблять. Таким образом, социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ведущей деятельностью ребенка становится предметная деятельность. А ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, то есть в соответствии с собственной логикой предмета, скрытой в нем функции. По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия. Выделяют ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности познания и личности: - складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности; - формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи; - возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам». 5 Привязанность ребенка к матери Изучение привязанности ребенка к матери - одно из ведущих направлений экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. Нет прочнее и ближе связи - физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка. Мать вынашивает малыша, дарит ему жизнь, питает своим молоком, дает первые жизненные ориентиры, нежно привязана к нему, ощущает его боль как собственную. Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек. При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить в будущем. Что лежит на поверхности, чаще всего не замечается. Казалось бы, чего проще, но мы, видимо, до настоящего времени не осознаем в полной мере роль того влияния, которое оказывает на формирование будущего человека поведение, характер матери и обстановка в семье. А ведь то, каким вырастет человек, во многом определяется тем, кто держал ребенка на коленях, вел его за руку, пел песни и рассказывал сказки. С. Эйнсуорт занималась исследованием привязанности ребенка к матери. Она наблюдала за поведением годовалых малышей, попавших в новую обстановку (это была специально оборудованная игровая комната). На основе этого, она выделила три группы младенцев - три паттерна привязанности: - Надежно привязанные младенцы Вскоре после прихода в игровую комнату с матерью эти малыши начинали использовать ее в качестве отправной точки для своих исследований. Но когда мать покидала комнату, их познавательная игра шла на убыль и иногда они проявляли заметную обеспокоенность. Когда мать возвращалась, они активно ее приветствовали и некоторое время оставались рядом с ней. Как только к ним опять возвращалась уверенность, они с готовностью возобновляли свое исследование окружающей обстановки. Эйнсуорт полагает, что эти младенцы демонстрировали здоровый паттерн привязанности. Постоянная отзывчивость матери придала им веры в нее как в своего защитника; одно ее присутствие в Незнакомой ситуации придавало им смелости, чтобы активно исследовать окружающую обстановку. В то же время их реакции на ее уход и возвращение в этой новой среде свидетельствовали о сильной потребности в близости к ней - потребности, которая имела огромную жизненную ценность на протяжении всей человеческой эволюции. Было установлено, что этот паттерн характерен для 65-70 % годовалых малышей. -Неуверенные, избегающие младенцы Эти младенцы выглядели достаточно независимыми в Незнакомой ситуации. Оказавшись в игровой комнате, они сразу же начинали изучать игрушки. Во время своих исследований они не использовали мать в качестве отправной точки в том смысле, что не подходили к ней время от времени. Они ее просто не замечали. Когда мать покидала комнату, они не проявляли беспокойства и не искали близости с ней, когда она возвращалась. Если она пыталась взять их на руки, они старались этого избежать, вырываясь из ее объятий или отводя взгляд. Этот «избегающий» паттерн был выявлен примерно у 20 % младенцев. Таким образом, общая интерпретация Эйнсуорт сводится к следующему: когда эти малыши попадали в Незнакомую ситуацию, они опасались, что не смогут найти у своей матери поддержки и поэтому реагировали в оборонительном ключе. Они избирали безразличную, сдержанную манеру поведения, чтобы себя защитить. Их так часто отвергали в прошлом, что они пытались забыть о своей потребности в матери, чтобы избежать новых разочарований. А когда мать возвращалась после эпизодов разлучения, они отказывались на нее смотреть, как бы отрицая какие-либо чувства к ней. Они вели себя так, как будто говорили: "Кто ты? Должен ли я тебя признавать? - ту, которая не поможет мне, когда мне это будет нужно". -Неуверенные, амбивалентные младенцы В Незнакомой ситуации эти младенцы держались настолько близко к матери и так беспокоились по поводу ее местонахождения, что практически не занимались исследованиями. Они приходили в крайнее волнение, когда мать покидала комнату, и проявляли заметную амбивалентность по отношению к ней, когда она возвращалась. Они то тянулись к ней, то сердито отталкивали ее. Обычно, эти матери, как правило, обращались со своими малышами в непоследовательной манере. Иногда они бывали ласковыми и отзывчивыми, а иногда нет. Эта непоследовательность, очевидно, оставляла малышей в неуверенности относительно того, будет ли их мама рядом, когда они будут в ней нуждаться. В результате, они обычно хотели, чтобы мать была поблизости - желание, которое сильно возрастало в Незнакомой ситуации. Эти малыши очень расстраивались, когда мать покидала игровую комнату, и настойчиво пытались восстановить контакт с ней, когда она возвращалась, хотя при этом также изливали на нее свой гнев. Амбивалентный паттерн иногда называют "сопротивлением", поскольку дети не только отчаянно добиваются контакта, но и сопротивляются ему. Этот паттерн характеризует 10-15 % годовалых детей. Из этого можно сделать вывод, что привязанность и поведение ребенка, его самостоятельность и познавательные способности во многом зависят от поведения и характера матери. От того, как она ведет себя в той или иной ситуации, и, как она реагирует на поведение и просьбы ребенка. 6 Роль матери в жизни ребенка В природе существуют первичная и непосредственная связь матери и ребенка. Период сразу после родов -- это время особо повышенной чувствительности, как для матери, так и для ее младенца. В сознании обоих прокладываются глубокие психологические борозды, которые радикально воздействуют на последующее поведение, в особенности на способность к материнству. У отцов, которые были свидетелями рождения своего ребенка, формируется особенно сильная привязанность к детям, и они так же, как и их жены, испытывают глубокие духовные переживания во время родов. Исследования доктора М.Клауса и доктора Д.Кенелла показали, что женщины, дети которых сразу после рождения имели контакт "кожа к коже" с матерью, установили тесный союз со своими малышами, лучше заботились о младенцах, не имели проблем при кормлении грудью (так как сразу после родов предлагали новорожденному молозиво). Также необходимо понять, что отрыв новорожденного от материнского организма - колоссальный стресс для него. Ведь целых 9 месяцев малыш находился внутри мамы и был изолирован от внешнего мира. Ребенок находился в небольшом, но уютном пространстве, где он чувствовал себя абсолютно защищенным. И поэтому после рождения малыш должен продолжать тесно контактировать со своей мамой. Ребенок не должен лишаться материнской защиты, поэтому в этот период ему необходимо постоянно ощущать защиту и "подкормку" от матери. В большинстве родильных домов нашей страны здорового новорожденного впервые прикладывают к груди матери через 6 - 12 часов, а то и через двое суток после появления на свет. Считается, что матери необходимо отдохнуть и набраться сил, да и молока у нее пока нет, а ребенку, в свою очередь, нужно приспособиться к новым условиям существования. Полагают, что в это время он не испытывает чувство голода. Однако такая практика наносит ребенку огромный, часто непоправимый вред. Поэтому во многих странах от нее давно отказались. В некоторых современных родильных домах нашей страны, матерей с детьми также стараются не разлучать. Это происходит в том случае, если роды прошли без осложнений, и малыш здоров и хорошо себя чувствует. Первый час после родов -- очень важное время для матери и младенца. Оно может до некоторой степени определить, как ребенок будет относиться к матери, что в свою очередь может повлиять на его отношения с другими людьми и с миром, его окружающим. Этот критический период после родов может сильно повлиять на способность человека любить и вообще испытывать привязанность. Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», как утверждали рефлексологически настроенные психологи, а существом, обладающим, хотя и диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении). Потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в матери, в общении с ней, в ее внимании и поддержке. Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственного формирования ребенка. Признание указанных потребностей требует признания у младенца и соответствующих аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве, крике (они могут патологически повлиять на развивающуюся психику малыша), а их удовлетворение вызывает радость, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности (например, так называемый комплекс оживления) и так далее. Кормление грудью - это не только питание ребенка, которое обеспечивает ему начало жизни без болезней, хорошее развитие его сил и ума, но и необходимый тесный контакт с матерью, который позволяет осуществить воспитание любовного, доверительного отношения между ней и малышом, а также отношение к другим людям. А в младенце - девочке это еще и воспитание материнского инстинкта, который не является врожденным. Тесный контакт с матерью играет большую роль в развитии психики ребенка. Чем раньше ребенок будет отлучен от груди, тем больше он будет предрасположен к неконтактности, бесчувственности, одиночеству. В 1956 году французская исследовательница Марсель Жебер изучала в Уганде развитие движений у африканских детей. К своему удивлению она обнаружила, что маленькие африканцы из бедных семей обгоняют европейских детей в физическом и психическом развитии. Чем младше ребенок, тем разрыв в показателях больше. Оказалось, что африканская мать воспитывает малыша по - иному, чем француженка или американка. С первых дней жизни ребенок сидит на спине у матери, прочно привязанный куском материи. Где бы ни была мать, с кем бы ни говорила, ребенок всюду с нею. Конечно, в разговор он еще не вступает, но наблюдает с интересом. Главное же грудь матери, источник жизни, вот она, рядом, только протяни руку. Ребенок знает, что он никогда не встретит отказа. Спать он ложится тоже с матерью. Другое дело маленький европеец. Мать его хоть и любит, но не очень-то балует. Лежит он в кроватке, смотрит в потолок. Хорошо еще, если кто-то из знакомых заинтересуется малышом. Питание строго по расписанию: поел, жди следующего раза. Проблема фигуры для европейцев имела тоже немаловажное значение, поэтому они старались поскорее перевести ребенка на искусственное кормление. Итак, общение с близким взрослым, новые впечатления, чувство безопасности все это маленький африканец получает в избытке, европейскому же малышу этого не хватает. Вот он и отстает в развитии. Но самое любопытное то, что к 2 годам развитие африканского ребенка резко замедляется; европейские сверстники догоняют, а затем и перегоняют его, начинает сказываться уровень культуры окружения. Африканская мать начинает проводить с ребенком меньше времени, т.к. у нее много других забот, а ребенок уже более или менее самостоятелен. Европейские мамы, наоборот начинают уделять больше внимания воспитанию своего ребенка. Вывод очевиден: чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие. Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Более того, имеются основания считать, что в отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, в затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Это заслуживает самого пристального внимания. Многие факторы указывают на значение «возрастной чувствительности» как предпосылки формирования способностей и как компонента самих способностей. Очень показателен, например, период овладения детьми речью, когда каждого нормального ребенка отличают особая чуткость к языку, активность в отношении языковых форм, элементы языкового творчества. Вместе с тем отмечается и другое: особая расположенность к языку, выполнив свою жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и мышления, затем идет на убыль. Известно, что если в силу каких-либо исключительных обстоятельств знакомство с языком именно в эти ранние годы задерживается, то развитие речи затем крайне затрудняется. Так обстоит дело не только с речевыми способностями. К возрастным периодам детства приурочиваются проявления весьма общих умственных качеств: особая любознательность; свежесть, острота восприятия; яркость воображения, проявляющаяся, в частности, в творческих играх; черты ясности, конкретности мышления и так далее. Очень значимые для развития умственных способностей черты детской психики как бы приходят и уходят, обусловленные определенным возрастным этапом. Возрастные особенности психики формируются и развиваются в самом процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром. И очень важно обеспечить своевременное формирование тех или иных психологических качеств. Э.Эриксон утверждал, что события первого года жизни формируют у ребенка “основы доверия” в отношении внешнего мира. А также некоторую внутреннюю убежденность в том, что он пришел в мир, который его ждал. В мир, который был бы рад ему. Важно подчеркнуть, что, если не будет сформировано это чувство базового доверия к миру, то место это не останется пусто его займет чувство “базового недоверия” к миру, боязнь этого мира. Существенно и то, что формирование чувства базового доверия нельзя отложить на потом, потому что если определенная задача развития не решена в отведенное для этого время, то впоследствии это бывает сделать значительно труднее, а порой и невозможно. Средства для решения этой задачи развития и легки и трудны одновременно. Собственно, средство только одно: мать все время должна быть рядом с ребенком, должна все время любить его, улыбаться, нежно и весело разговаривать с ним; она всегда должна быть готова накормить, напоить, обогреть малыша, руки ее неизменно должны быть теплыми и ласковыми, готовыми сменить мокрую пеленку, покачать. Все это должно сопровождаться веселым, ласковым разговором с малышом. Мама ни в коем случае не должна игнорировать плач ребенка и тем более наказывать малыша за какие-то проступки своим невниманием. Она при этом должна быть внутренне уверена в том, что делает очень важное, может быть, самое важное дело в своей жизни. Роль матери в жизни ребенка огромна. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, каковым является мать. Мать удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает с одной стороны на другую. Мать также удовлетворяет растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Перемещаясь в пространстве благодаря маме (или другому взрослому человеку), ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, их смещение, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От матери исходят также основные слуховые и осязательные впечатления. Ребенок постоянно нуждается во взрослом человеке. Только благодаря постоянной помощи близких взрослых ребенок может выжить в тот период, когда он не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои потребности. 7. Нарушение отношений матери и ребенкаЭмоциональное неблагополучие ребенка и его причины. Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка.Разлука матери и ребенка. Хотя Боулби интересовался "неспособностью выработать импринтинг", еще больше его интересовали случаи, когда у ребенка формировалась привязанность к близкому человеку (матери или опекуну), а затем он страдал от разлучения. Перелом во взглядах на такие ситуации был вызван научным фильмом, снятом коллегой Боулби Джеймсом Робертсоном в 1952 году. Фильм запечатлел 8-дневную госпитализацию Лоры, нормальной 2-летней девочки. Как было принято в то время, посещения Лоры членами ее семьи были ограничены, и страдания маленькой девочки произвели глубокое впечатление на всех, кто смотрел фильм». Согласно Боулби и Робертсону, эффекты разлучения, как правило, протекают по следующему сценарию. Сначала дети протестуют; они плачут, кричат и отвергают все виды заботы, предлагаемой взамен. Далее они проходят через период отчаяния; они затихают, уходят в себя, становятся пассивными и, по-видимому, находятся в состоянии глубокой печали. Наконец, наступает стадия отчужденности. В этот период ребенок более оживлен и может принять заботу медсестер и других людей. Больничный персонал может посчитать, что ребенок поправляется. Однако не все так хорошо. Когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается и, по-видимому, потерял к ней всякий интерес. К счастью, большинство детей восстанавливают свою связь с матерью спустя какое-то время. Но бывают и исключения. Если разлучение было продолжительным, и если ребенок лишился других опекунов (например, медсестер), он может утратить доверие ко всем людям. Результатом в этом случае также становится "личность, лишенная любви", человек, который перестает по-настоящему заботиться об окружающих. Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказываются отрицательно, так после второй мировой войны в психологию вошло понятие “госпитализм”, с помощью которого описывали психическое развитие детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывают значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.Французский психолог Рене Спитц изучал детей в домах ребенка и в хороших ясельных учреждениях с большим количеством обслуживающего персонала. Дети из домов ребенка сильно отставали в психическом развитии. Несмотря на то, что уход, питание и гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими, процент смертности был очень большим. К 2 годам многие из них умерли от госпитализма. Большинство же из уцелевших в 4-летнем возрасте детей, не умели ходить, одеваться, есть ложкой, самостоятельно справлять нужду, говорить, отставали в росте и весе. Ясельные дети развивались нормально. Оказалось, что самый опасный и уязвимый возраст - от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения с матерью. А если уж иначе нельзя, надо заменить мать другим человеком.Хуже всего то, что ребенка, заболевшего тяжелой формой госпитализма, нельзя вылечить до конца. Рана, нанесенная личности, заживает, но оставляет след на всю жизнь. Американский психолог Берес исследовал личности 38 взрослых людей, которые в детстве болели госпитализмом. Только семеро из них смогли хорошо приспособиться к жизни, и были обычными нормальными людьми; остальные обладали разными психическими дефектами.Также существует такое нарушение, как синдром внезапной смерти младенца. СВСМ определяют как внезапную смерть внешне здорового младенца или ребенка, при которой посмертное вскрытие не позволяет выяснить причину летального исхода. В течении многих лет исследователи пытались найти причину таких смертей. У них были разные предположения. Были выяснены обстоятельства, обычно способствующие этому явлению. Риск СВСМ повышается, если мать болеет во время беременности или если не получает дородового медицинского ухода. Причиной может послужить курение, алкоголь, наркотики, принимаемые будущей матерью. Также риск СВСМ резко увеличивается в результате жесткого обращения матери (и других членов семьи) к ребенку, его заброшенности. Высокая вероятность того, что во многих случаях СВСМ скрываются последствия неправильного и безответственного обращения с ребенком, преступного обращения к нему и просто, отсутствие внимания к малышу и отсутствие близкого, теплого контакта с ним. Выделяют еще множество возможных причин СВСМ. Поэтому исследователи считают, что за его проявление ответственна группа взаимосвязанных, а может и независимых друг от друга факторов, в том числе и отношения родителей к детям. Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.). Считается, что конфликтная атмосфера семьи способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в перинатальном периоде его развития. Волнение матери как следствие стрессовой ситуации вызывает повышение кислотности крови, что оказывает разрушающее действие на плод. Эмоциональное состояние матери остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций. В семье с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими. Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми. Это может послужить причиной социальной дезадаптации ребенка. Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей Среды, стимулирует усвоение положительного примера. II. Практическая часть Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, вытесняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета - оттого, что она изучает. Методы детской психологии - это способы выяснения фактов, характеризующих психического развития ребенка. Казалось бы, эти факты окружают нас со всех сторон. Каждая мать, каждый воспитатель следит за развитием детей и может рассказать, как происходит это развитие, привести множество примеров. Но в обыденных впечатлениях главное смешивается с второстепенным, домыслы и догадки - с действительными фактами. Наука между тем нуждается в достоверных и объективных фактах, таких, которые не зависят от личного впечатления наблюдателя и могут быть проверены - получены заново любым другим исследователем. Детская психология изучает психическое развитие детей. Факты, относящиеся к развитию, можно получать, только сравнивая между собой особенности детей. Это можно сделать двумя способами: либо длительно изучать особенности одних и тех же детей и фиксировать возникающие изменения, либо изучать большое количество детей одного или разного возраста и выяснять, чем одни дети отличаются от других. В данной курсовой работе описаны методики, позволяющие выявить межличностные отношения ребенка с окружающими - это методика цветовой социометрии, детский апперцептивный тест, позволяющий судить о склонностях и интересах ребенка, анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских отношений. 1. Метод «Цветовая социометрия» Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими. Подготовка: Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке: 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты; 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый; 3-й: синий, белый, красный, белый, синий; 4-й -- как второй; 5-й -- как первый. Подготовить цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов. Каждого -- по 3. Инструкция (дается по ходу выполнения задания): 1. «Выбери цвет, который больше всего нравится, и помести фишку на красном квадрате. 2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и помести фишки на синих квадратиках. 3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты. 4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и помести фишки соответствующего цвета на черные квадраты». Примечания: Не все квадраты могут быть заполнены. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах. Протокол Фамилия, имя ребенка……………………… Возраст………………………………………...
Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия» В таблице (см. Приложение) рассматриваются следующие типы отношений: 1 -- отношение ребенка к самому себе, самовосприятие; -- явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью; -- предпочтительные, но несколько противоречивые, нестабильные; -- ребенок испытывает антипатию, конфликтные отношения. 2. Детский апперцептивный тест (ДАТ) История ДАТ Оригинальная идея ДАТ была разработана Эрнстом Крисом при обсуждении теоретических проблем проекции в тематическом апперцептивном тесте (ТАТ). Доктор Крис обратил внимание на то, что дети гораздо охотнее идентифицируют себя с животными, чем с людьми. Этот факт был известен еще З. Фрейду и описан им в истории с маленьким Гансом «Сексуальность пятилетнего ребенка». Названные авторы после годичного обсуждения всех проблем выделили определенное число типичных ситуаций для детей, которые могут раскрыть динамику детских проблем. Известно, что ТАТ -- прекрасный тест для взрослых, однако он не может всецело выявить потребности маленьких детей, но Симондс не рекомендовал использовать ТАТ и для юношеского возраста, поэтому был разработан ДАТ для работы с детьми 2, 3-летнего, и, возможно, до 10-летнего возраста. Виолет Рамонт, художник-иллюстратор детских книг, согласилась нарисовать рисунки, соответствующие предположениям, прибавив несколько своих, понравившихся ей. Затем эти рисунки были отработаны несколькими психологами-практиками, неоднократно применявшими другие проективные методики. После этого тест дорабатывался уже на основе практических данных. Цель теста Тематический апперцептивный тест (ТАТ) позволяет судить о склонностях, интересах ребенка и нередко выявляет болезненные состояния психики. ДАТ содержит 10 рисунков (см. Приложение), изображающих животных в различных ситуациях. Он может быть использован для детей обоего пола, предпочтительнее с 2, 3--10 лет. После обоснования ребенком карточки разделяются по отделам, согласно «Руководству». Сообщения записываются полностью и потом анализируются согласно «интерпретации». ДАТ -- проективный или апперцептивный метод, т. е. метод исследования личности путем изучения незначительных индивидуальных различий в восприятии стандартных стимулов. Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста Генриха Моррея. ДАТ был разработан для облегчения понимания отношения детей к более важным фигурам и стимулам. Рисунки были разработаны для получения ответов на существующие проблемы, особенно пищевые, а также исследования вопросов соперничества, выделения отношения к родителям через восприятие детей, близкое им. Указывает о восприятии детьми родителей, об отношении к родителям как к паре, т. е. об эдиповом комплексе и его кульминации в главных сценах. Авторы предполагали возможность выделения агрессивных фантазий ребенка, принятие им мира взрослых, возможный страх одиночества ночью, возможность мастурбации, поведение в туалете и реакцию родителей на это; возможность узнать и проследить структуру личности ребенка, о динамических видах реакции и проблемах развития. Этот тест дает возможность не только диагностировать отклонения, например, плохое поведение, трудности в общении, но и понять некоторые причины их появления. Однако у теста есть недостатки, главный из которых -- отсутствие объективного ключа, дающего возможность интерпретации полученных результатов. Руководство Тест проводится в виде игры, при соблюдении всех основных требований тестирования. Инструкция (экспериментатор вначале предлагает игру): Посмотри на эту картинку. Расскажи, пожалуйста, о том, что здесь происходит. В процессе рассказа ребенка просят рассказать по картинкам: что там происходит, что сейчас делают звери, что было вначале, что будет потом, кто из героев ему больше нравится, а кто нет. Допустимы перерывы, остановки, уточняющие вопросы и поощрения. После всех рассказанных историй кто-то может просмотреть каждую картинку для более тщательного анализа тех или иных специфических моментов. Например, почему кто-то получил определенное имя, название местности, возраст и т. д. Можно задать вопросы, не по теме рассказа. Все замечания и поощрения должны быть отмечены по каждой рассказанной истории. Трудности могут также возникнуть, если ребенок захочет рассказать какую-либо историю экспериментатору, необходимо выслушать и «вернуть» испытуемого к рисункам. В процессе исследования необходимо убирать все рисунки, за исключением того, который дали ребенку, так как маленькие дети имеют склонность играть со всеми рисунками сразу, выбирая их из рассказа наугад. Рисунки нужно пронумеровать в особой последовательности. Если ребенок утомляется, или, возможно, имеет некоторые особенности, например, связанные с беспокойством, можно ограничиться только несколькими карточками, которые помогут выявить изучаемые свойства. Таким образом, ребенок, у которого возникают трудности в сотрудничестве с экспериментатором, должен получить карточки 1 и 4. Стимульный материал 11 картинок, на которых изображены животные в различных ситуациях, достаточно знакомых и понятных детям. Картинки нарисованы так, чтобы дать детям возможность различной интерпретации изображенной ситуации. Описание и типичные ответы к картинкам Рисунок 1. Цыплята сидят вокруг стола с большой кастрюлей супа. Напротив сидит слабо прорисованная большая курица. Ответы вращаются вокруг еды. Темы соперничества выступают в сюжетах о том, кто получит больше, кто ведет себя хорошо и кто плохо и т. п. Пища рассматривается как награда или, наоборот, как наказание, основная пищевая проблема связана с удовлетворением или фрустрацией. Рисунок 2. Один медведь держит канат с одной стороны, а с другой стороны канат держат медведь с медвежонком. Интересно выяснить, как испытуемый идентифицирует себя с медвежонком, который сотрудничает с взрослым медведем, кто из них папа и мама. Это может рассматриваться как серьезная борьба в сочетании со страхом, агрессивностью и тревожностью самого ребенка. Кроме того, этот рисунок может рассматриваться и как игра (например, перетягивание каната). Иногда веревка сама может быть сигналом: обрывание веревки -- падение ребенка, обуславливающее возникновение страха. Рисунок 3. Лев с трубкой и тростью, сидящий на стуле. В правом нижнем углу нарисована мышка возле дырки в полу. Это обычно рассматривается как фигура отца, снаряженного такими символами, как трубка и трость. Более того, они могут рассматриваться как инструменты агрессии или могут быть истолкованы как отцовская фигура, которой никто не боится. Это обычно оборонительный процесс. Если лев представлен как сильная родительская фигура, необходимо выяснить у ребенка, когда он милостив, а когда -- опасно властен. Мышка рассматривается детьми с большим интересом и часто берется в качестве идентификации. В этом случае мышка может быть, благодаря своей хитрости, представлена более властной. Иногда мышка может быть полностью во власти льва. Некоторые дети идентифицируют себя со львом, а некоторые -- идентифицируют себя то с одним, то с другим героем несколько раз, вызывая тем самым путаницу. Рисунок 4. Кенгуру со шляпкой в руках, несущая корзинку с бутылкой молока, а в ее кармане -- кенгуренок с воздушным шариком; на велосипеде -- кенгуренок постарше. Это обычная тема соперничества, отношения к братьям и сестрам или некоторая аналогия с происхождением детей. Если ребенок правильно рассказывает о содержании рисунка, можно говорить о том, что формирование соответствующего качества личности идет без отклонений. В обоих случаях и отношение к маме часто является важной особенностью. Иногда ребенок постарше идентифицирует себя с тем, кто сидит у мамы в сумке, что истолковывается как желание стать вновь ближе к маме. С другой стороны, младший ребенок может идентифицировать себя со старшим кенгуренком, что объясняется его желанием быть независимым и доминирующим. Корзина может дать возможность развивать тему еды. Тема бегства от опасности также может появиться. Данный рисунок может дать материал для изучения бессознательного страха в сфере отношений между папой и мамой, секса, беременности и т. д. В рассказе дети, испытывающие ревность к брату или сестре, подчеркивают разницу в положении младшего и старшего кенгурят. При этом старшие дети могут сказать о том, что маленького везут, а старшему приходится ехать самому, хотя он очень устал. Младшие же в этой ситуации говорят о том, что у старшего есть велосипед, на котором он едет, а у маленького его нет. В случае отказа от ответа можно говорить о вытесненной ревности, которая может служить причиной невротизации ребенка, его упрямства или агрессии. Рисунок 5. Затемненная комната с большой кроватью в глубине, на полу -- детская кровать с двумя маленькими медвежатами. В данной ситуации рассматриваются в основном следующие вариации сцен: ребенок касается того, что происходит между родителями в постели. Рассказы детей хорошо отражают распределение ролей, конфузы и эмоциональные реакции детей. Двое детей в кроватке предоставлены сами себе для взаимного манипулирования и взаимного изучения. Рисунок 6. Темная пещера с двумя смутно очерченными медвежьими фигурами на заднем плане; маленький медвежонок лежит на переднем плане. Этот рисунок изображает первобытных людей. Он используется вместе с рисунком 5. Было установлено, что рисунок 6 дополняет ответы предыдущего рисунка. Здесь могут проявиться проблемы мастурбации во время сна. Рисунок 7. Разъяренный тигр с поднятой лапой и обнаженными когтями и клыками, прыгающий на обезьяну, которая пытается спастись. Здесь представлен страх перед агрессивностью и его разновидности. Часто очевидной становится степень тревожности ребенка. Она может быть такой большой, что займет главное место при восприятии рисунка. Здесь тигр -- символ агрессии. Рисунок 8. Две взрослые обезьяны сидят на софе и пьют из чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на первом плане с маленькой обезьянкой и разговаривает с ней. Здесь изображена одна из наиболее часто встречающихся в семье ситуаций. Детьми рисунок воспринимается и интерпретируется как взаимоотношения в семье с папой, мамой и другими членами семьи. Чашка чая, очевидно, будет давать возможность вести речь о еде. Дети, страдающие от холодности взрослых, в рассказе подчеркивают, что взрослые говорят о своих делах, не обращая на них внимания. Подчеркивается также, что одна из обезьян ругает маленькую обезьянку за какой-то проступок. Демонстративные дети видят в этой ситуации желание взрослых посмотреть на ребенка, и одна из обезьянок, по их мнению, как раз и просит прочитать стихотворение (показать свои рисунки, спеть и т. д.). Рисунок 9. Затемненная комната видна сквозь открытую дверь освещенной комнаты. В затемненной комнате находится детская кроватка, в которой сидит кролик и выглядывает из дверей. Тема боязни темноты, страха остаться одному из-за ухода родителей; отмечается любопытство к тому, что происходит в соседней комнате. Рисунок 10. Щенок лежит на коленях у взрослой собаки, обе фигуры с минимально точными очертаниями: фигуры находятся на переднем плане в ванной. Рисунок приводит к рассказам на тему «преступление и наказание»; рассказывает кое-что о моральных концепциях детей. Возможно выяснение отношения к предстоящему купанию, раздеванию, мастурбации. Регрессивные тенденции в этом рисунке обнаруживаются более ясно, чем в других. Рисунок 11. Бегущие лисята. Проблема общения со сверстниками, стремление к лидерству. Поможет понять, в каких отношениях находится ребенок в группе детского сада или во дворе, конфликтен ли он, способен ли договариваться. В рассказе дети, стремящиеся к лидерству, всегда подчеркивают положительные качества бегущих впереди, идентифицируясь, иногда непосредственно, именно с ними. Тревожные дети в своих рассказах часто говорят о том, что лисята убегают от опасности, а агрессивные, наоборот, считают, что они гонятся за кем-то. Интерпретация ДАТ При интерпретации лучше придерживаться основных принципов. Апперцепция предполагает индивидуальную интерпретацию ситуации, стимулов субъектом, которая отражает индивидуальные психологические особенности ребенка и специфику его жизненного пути. Аналогии можно использовать как психотерапевтические личностные свободные ассоциации. Опорные положения Главная тема Через рассказы детей можно выявить основные тенденции их развития. Так, например, в нескольких историях может говориться о голоде главного героя, об обращении к воровству для удовлетворения своих потребностей. Однако на этом основании нельзя делать вывод о том, что ребенок голоден в буквальном смысле и думает только об удовлетворении пищевой потребности и в повседневном желании отобрать еду у других. Необходимо найти общие доминанты в модели поведения ребенка. В этом смысле необходимо говорить о теме нескольких рассказов. При анализе рассказов надо обращать внимание и на их полное несоответствие содержанию рисунка. Например, дети могут сказать о том, что тигр и обезьяна дружат и вместе пошли гулять, или о зайчике, который совсем не боится лежать один в темноте. Такие рассказы говорят о высокой тревоге или агрессии, вытесняемой из сознания ребенка. Об этом же свидетельствует и отказ от ответа, когда дети говорят о том, что они не знают, что здесь нарисовано, или что они устали. Это наиболее сложные случаи, и можно предположить, что нервное напряжение ребенка усиливается оттого, что он считает данное качество отрицательным и не хочет признавать его наличие у себя. Дети, страдающие от отчужденности, холодности родителей, часто рассказывают о наказании, одиночестве и слезах. В рассказах могут проявиться и фобии, конкретные страхи. Агрессивные, асоциальные дети также могут подчеркнуть идею о наказании, однако при этом не говорится о страхе, а в любом случае -- о нарушении правила и уходе от наказания. Главный герой Герой -- фигура, о котором идет рассказ. Он имеет сходство с испытуемым больше всего в возрасте и по полу, по взглядам на жизнь. В рассказе может быть не один герой, испытуемый может идентифицировать себя с двумя героями, или он может быть вначале одним, а потом другим. Бывает, что испытуемый идентифицирует себя с героем противоположного пола. Все это надо учитывать. Иногда участвующая фигура в самый ответственный момент рассказа может несколько раз выступать в более глубоком подавленном бессознательном отношении ко всему. Интересы, желания, способности, возможности, которыми наделяется герой, могут не соответствовать испытуемому, а являться желаемыми. Соответствие героя испытуемому отражает его силу «Я», т. е. каким он выбирает героя -- сильным или слабым. В рассказах некоторых детей присутствуют придуманные ими герои, которые прямо или косвенно регулируют поведение, например, тигра и обезьяны. Это могут быть охотники, которые убили тигра и спасли обезьяну, другие звери, родители этих зверей и т. п., в любом случае агрессия вводится в приемлемые рамки, что говорит о хорошей социализации ребенка. Однако данный тип агрессии (тревоги) все же присутствует и при неблагополучном стечении обстоятельств может привести к невротизации. Самоопределение Под самоопределением авторы подразумевают целостное принятие себя и отношение к себе. Шилдер первым описал это как представление, как образ тела в мозгу человека. Например, ребенок рассказывает о герое «какое у него некрасивое тело», а затем говорит о том, каким он хотел бы видеть свое тело, воображает себя красивым, большим, властным. Главные потребности и побуждения героя. Потребности могут быть выражены: В потребностях героя через рассказы испытуемого. В рассказе о поведении героя. В развитии потребностей героя как отражения нужд испытуемого. В описании образа жизни героя. При определении потребностей ребенка необходимо учитывать, что: Обязательно сравнение актуальной картины с клинической и изучением объективных реальных жизненных обстоятельств. Возможно проявление замещающей природы фантазии. Возможно проявление бурной фантазии или лживости ребенка. Возможность «временной игры» дошкольника. Исключение фигуры или обстоятельства Если одна или несколько фигур на рисунке исключены или проигнорированы, это может означать, что предмет или фигура либо враждебны, либо противоречивы. Концепция среды Эта концепция является комплексной, смешанной с бессознательным самовосприятием и апперцептивным искажением стимула на основе образа прошлого. Обычно 2--3 описываемых тем достаточно для определения таких качеств, как враждебность, подчиненность, доминирование, дружелюбие, боязливость и т. д. Идентификация Ребенок идентифицирует себя в семье с тем, кого уважает и кто играет позитивную роль в их взаимоотношениях. Представление фигур Необходимо рассмотреть, как ребенок видит фигуры вокруг себя, как воспринимает, как ведет себя в ситуации соперничества, соревнования, поддержке и других взаимоотношениях. При проведении диагностики личности необходимо помнить, что данные, полученные в разных тестах, необходимо сопоставлять друг с другом, а также с результатами, полученными при исследовании семейных отношений. Только совпадение результатов, полученных с использованием нескольких методик, позволяет с уверенностью сказать, что диагностика проведена, верно. 3. Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Прежде чем перейти к исследованию особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия, Е. И. Захарова предлагает изучить содержание блоков. В первый (воспринимающий) входят характеристики, отражающие особенности восприятия -- распознавания эмоционального состояния партнера взаимодействия. Характер реагирования родителя на то или иное состояние определяется его отношением к ребенку. Характеристики, раскрывающие это отношение, также могут быть объединены в самостоятельную группу и составить второй (отношенческий) содержательный блок. Внешние особенности поведения ребенка и родителей -- такие поведенческие проявления, являющиеся интегративными характеристиками эмоциональной стороны взаимодействия, -- составляют третий содержательный блок. Диагностический инструмент: опросник для родителей, позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде (ОДРЭВ). Опросник содержит 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношений к ребенку и характера детско-родительского взаимодействия. Протокол
Инструкция: Уважаемые родители! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы ли для Вас следующие утверждения: Шкала
Вопросы (см. Приложение) БЛОК «Чувствительность» Способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12,34,56). Понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46). Способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58). БЛОК «Эмоциональное принятие» Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48). Безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60). Отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, б, 28, 50). Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7,29, 51, 18, 40, 62). БЛОК «Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия» Стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52). Оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64). Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21,43,65, 10,32,54). Умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66). Каждая характеристика диагностируется с помощью 6 утверждений. Три из них (первые три, указанные в скобках) носят положительный характер. Согласие сданным утверждением -- свидетельство высоко? степени выраженности качества. Три других (вторая тройка) утверждений, указанных в скобках, носят отрицательный характер. Согласие этими утверждениями означает низкую степень выраженности качества. Степень своего согласия с предложенными утверждениями можнс выразить с помощью пятибалльной шкалы, расположенной в правой стороне листа-опросника. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанной характеристики взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, позволяет выявить противоречия суждения родителей и повышает достоверность полученной оценки. Для получения стандартных баллов, которыми было бы удобно характеризовать выделенные характеристики, предлагается перевести «сырые» баллы по формуле: (a+b+c-d-e-f+13)/5, где а, b, с -- оценки положительных утверждений; d, e, f -- оценки отрицательных утверждений. Знак (-) перед утверждениями d, e, f означает, что для них используется инвертированная шкала оценок: если за ответ «Абсолютно верно» для положительного утверждения дается 5 баллов, то за ответ «Абсолютно верно» для отрицательного утверждения дается один балл. Таким образом, степень выраженности каждой характеристики может измеряться в интервале от 1/5 до 5 баллов. Заключение В настоящее время очень остро стоит проблема физического и психического здоровья детей, которое зависит не только от личных особенностей ребенка, но и от того, как к малышу относятся родители и близкие люди. От того, насколько сильно он ощущает их внимание, заботу и любовь. Ребенок рождается совершенно беспомощным и беззащитным существом. И для того, чтобы он выжил в этом огромном мире - ему нужен человек, который будет рядом в трудную минуту, который всегда накормит, обогреет и приласкает. Вот почему очень важно, чтобы в период раннего развития ребенка рядом с малышом были любящие родители. В данной курсовой работе были рассмотрены такие вопросы: - особенности развития ребенка в раннем онтогенезе; - роль матери в жизни ее малыша; - влияние матери на развитие ребенка и на развитие их будущих отношений; - то, на сколько важно для ребенка быть всегда рядом с мамой; - к чему могут приводить нарушение взаимоотношений матери и ребенка, или отсутствие матери вообще. Также были рассмотрены и описаны методики исследования взаимоотношения родителей и ребенка, межличностных отношений ребенка с окружающими и определения степени его психического состояния, среди которых: - метод «Цветовой социометрии»; - детский апперцептивный тест; -анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских взаимоотношений. Актуальность данной работы определяет сложная демографическая ситуация в современном обществе. Доля семей, количество детей в которых превышает число 3, составляет около 6% от общего количества. Количество неполных семей растет, а ребенок, выросший в неполноценной семье, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей, вырастает социально дезадаптированным, часто отстает в развитии, может иметь психические отклонения. А это мешает ему вести полноценный образ жизни. И задача любого «здорового» общества - не только предотвратить последствия такого воспитания, но и исключить причины его появления. Список литературы: Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М., АСТ-ПРЕСС, 1999. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., 1985. - 318 с. Валлон А. Психическое развитие ребенка, М., 1968. Винникотт Д.В. «Семья и развитие личности. Мать и дитя»,2004. Винникотт Д.В. «Семья и развитие личности. Мать и дитя»,2004. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. - М., 1986 г. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997 г. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г. Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Прогресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999 - 352 с. Немов Р.С. Психология. - М., 1995. - 492 с. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1996. - 352 с. Популярная психология для родителей / Под ред. Спиваковской А.С. -СПб.: СОЮЗ, 1997 Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж, 2000. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». - СП.: 1999. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для сред. пед. Учеб. Заведений.- 4- е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336 с. Филиппова Г.Г. «Психология материнства. Учебное пособие». Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993 г. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с. Приложение Таблицы для методики «Цветовая социометрия» Синий цвет
Желтый цвет
Зеленый цвет
Серый цвет
Черный цвет
Оранжевый цвет
Фиолетовый цвет
Коричневый цвет
Сиреневый цвет
Малиновый цвет
Розовый цвет
Красный цвет
Белый цвет
Детский апперцептивный тест (ДАТ) Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5 рисунок 6 Рисунок 7 Рисунок 8 Рисунок 9 Рисунок 10 Рисунок 11 Вопросы к анкете исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских взаимоотношений Вопросы анкеты Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять пока Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую Мне часто бывает стыдно за моего ребенка. Чтобы ни сделал мой ребенок, я буду любить его, Воспитание ребенка - сложная проблема для меня. Я редко повышаю голос. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его непослушания. Я легко могу успокоить моего ребенка. Чувства моего ребенка для меня загадка. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду. Часто я не могу разделить радость моего ребенка. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он «плохо ведет себя». Я много хотел (а) изменить в своем ребенке. Мне нравится быть матерью (отцом). Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования. Я часто глажу моего ребенка по голове. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям. Часто я не могу понять, почему мой ребенок плачет. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают. Ничто не мешает мне любить своего ребенка. Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня. Мы с моим ребенком приятно проводим время. Я испытываю раздражение, когда мой ребенок буквально «липнет» ко мне. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старания и достижения. Даже когда ребенок устал, он должен довести дело до конца. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его. Я чувствую, что мой ребенок любит меня. Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы. Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство. Мне часто хочется взять ребенка на руки. Я не поощряю незначительные успехи ребенка, это может из баловать его. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка. Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение. Часто радость ребенка кажется мне безразличной. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка. Я очень устаю от общения со своим ребенком. Я много прощаю своему ребенку из-за любви к нему. Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем я ожидала. У меня часто возникают спокойные, теплые отношения с моим ребенком. Я редко сажаю ребенка к себе на колени. Я часто хвалю своего ребенка. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие. Мне тяжело понять желания моего ребенка. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам. Я получаю удовольствие от общения с ребенком. Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть. Мне удается научить ребенка, что и как делать. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой. Мой ребенок любит ко мне прижиматься. Я часто бываю строгой со своим ребенком. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе». Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |