|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Пиктограмма как средство для эффективного запоминанияПиктограмма как средство для эффективного запоминания21 Федеральное агентство по образованию Омский государственный педагогический университет Пиктограмма как средство эффективного запоминания младшими школьниками Выполнил: студентка группы 41-6 заочного отделения факультета «Педагогики и психологии детства» Васильева С. И., Проверил: доцент психологических наук, профессор, Щербаков Е. П. Омск-2006 Введение Источником и носителем знаний является информация, то есть, сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другими способом. Информация всегда играла важную роль в жизни человека. В 20 веке в результате бурного развития науки и техники начался лавинообразный рост информации, получивший название информационного взрыва. Источником информации может быть любая система, вырабатывающая сообщение или содержащая информацию, предназначенная для ее передачи в пространстве и времени. За всю историю цивилизации, ориентировочно 6600 лет, человечеством накоплен огромный объем информации, который стремительно увеличивается. Так, если в начале прошлого века усвоение объема информации происходило за 50 лет, то сейчас это происходит за два года. А по данным академика А. Н. Несмеянова, если бы ученый все 24 часа в сутки только и делал, что знакомился с накопленной информацией в его узкой области, например, в области органической химии, то за всю жизнь ему бы удалось ознакомиться только с 20 % информации в этой области. Проблема эта не нова и угнетает человечество много веков. В Древнем Вавилоне говорили: «Настали тяжелые времена - прогневались боги, дети перестали слушаться родителей, и каждый стремиться написать книгу…» Естественно встает вопрос: как организовать работу с информацией при ограниченных возможностях восприятия человеком. Актуальной становится проблема поиска средства для быстрого запоминания информации. Память (общее представление) Память человека - это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека. Память нужна для психической регуляции. Без сохранения следов воздействовавших раздражителей каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее. Человек перестал бы ориентироваться в окружающей среде. Мышление предполагает оперирование понятийным аппаратом и представлениями. Создание образов не возможно без запаса представлений, преобразуя которые можно создать нечто иное. Для того, чтобы оперировать понятиями и представлениями, необходимо хранить их в памяти. Целостность человеческого «я», осознание себя как личности с определенным отношением к миру, с устойчивыми интересами, мотивами, потребностями невозможно без памяти. Клинические наблюдения показывают, что «человек без памяти2 перестает быть личностью; он автомат, действующий под влиянием примитивных потребностей и сиюминутных внешних стимулов. Память - ряд сложнейших психических процессов, активно овладевая которыми человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент. Память - запоминание, воспроизведение и сохранение обстоятельств жизни и деятельности личности. По материалу, который запоминается, воспроизводится и сохраняется, выделяют образную (зрительная, слуховая, двигательная и др.), словесно-логическую и эмоциональную память (память на чувства). По времени, протекающему между запоминанием, сохранением и воспроизведением, выделяют долговременную и кратковременную память. Материальные основы памяти На протяжении всей истории научных поисков психологов материальные основы памяти мыслились в виде следа. Самая первая гипотеза рассматривала след как механический отпечаток. Ученые исходили из аналогии между оттиском печати на воске и сохранении следа в мозгу. Возникнув в Древней Греции, эта теория просуществовала вплоть до конца 19 века. Когда во второй половине 19 века начались интенсивные постмортальные исследования мозга, было даже сенсационное сообщение о том, что в мозгу одного египтолога нашли отпечатки иероглифа в нервных клетках. Сейчас теория механических отпечатков отвергается. Она не подтверждается никакими фактами и противоречит одному из главных свойств психического - идеальности образа. Многие столетия разрабатывалась ассоциативная теория механизмов памяти. Ассоциация - связь между какими-то явлениями. Ребенку говорят: «Дай руку, протяни руку, покажи руку и т.д.» Между рукой как образом части тела и словом «рука» устанавливается связь, ассоциация. Один образ, слово начинает вызывать в памяти другой (руку, ее движение). Исследование ассоциативных законов памяти проводилось долгие годы, прежде чем был найден в механизмах мозга материальный эквивалент этой связи, открытый И.П. Павловым,- условнорефлекторная связь. Нервная временная связь является материальным механизмом ассоциаций. Носителем следов, определяющих память, выступают динамические нервные связи. С этой точки зрения память является системой организованных ассоциаций, возникающих между воздействовавшими раздражителями или между ними и различными психическими образами и состояниями, сохраненными в опыте. Психологами было выведено несколько видов ассоциаций: по смежности во времени, по смежности в пространстве, по сходству, по контрасту. Ассоциации выступают как механизм запоминания, так и воспроизведения. Ассоциативные механизмы несомненно имеют место в памяти. Используя их можно организовать запоминание и воспроизведение, но эти механизмы не исчерпывают все явления памяти. В последние десятилетия возникло учение о следах памяти на биохимическом и биофизическом уровне. Высказана гипотеза, что удержание материала в кратковременной памяти существует благодаря циркуляции электрических потенциалов, возникших в результате возбуждения группы нейронов. Долговременная связана с изменением структур рибонуклеиновых кислот. Для перевода следа из кратковременной в долговременную необходим период до 30 минут. Согласованной теории памяти еще нет. Ее создание - задача будущего. Структура системы памяти Система памяти состоит из трех компонентов: сенсорного регистра, получающего информацию от органов чувств; кратковременного хранилища, способного временно удерживать информацию, поступившую сюда из сенсорного регистра, либо из третьего компонента системы - долговременного хранилища. Новая информация может поступать в систему только через СР. Для того, чтобы быть удержанной, она должна перейти отсюда в КВХ. Именно в этом хранилище осуществляется основная переработка информации. КВХ имеет вход со стороны не только СР, но и ДВХ. Информация может переноситься из ДВХ в КВХ. Информация, подлежащая постоянному хранению в ДВХ, «копируется» в ДВХ, пока она находится в КВХ. Перенос информации из одного хранилища в другое - это «неразрушительный» процесс, в месте первоначального хранения в результате переноса, информация не утрачивается. Представление информации в памяти Информация представлена в системе памяти в виде кодов. Каждый код - это не что иное, как упорядоченный список признаков, определяющих ту или иную произвольную единицу опыта (объект, отношение или абстрактное понятие) на основе некоторого набора параметров. По типу составляющих их признаков различают два основных класса кодов: перцептивные коды и концептуальные коды. Перцептивные коды организуются в СР из мозаики сенсорной информации благодаря процессам распознавания образов. Назначение этих процессов состоит в том, чтобы «разложить» сенсорную информацию на элементы, соответствующие тем параметрам, на которые прошлый опыт и непосредственный контекст указывают как на наиболее значимые характеристики. Концептуальные коды - это характеристика концепта, имеющая форму упорядоченного списка концептуальных признаков. Система памяти пользуется перцептивными кодами, относящимися к словам, чтобы извлекать концептуальные коды тех концептов, к которым относятся это слова. Структура знаний и событий в памяти Новая информация удерживается в памяти благодаря образованию связей между копиями кодов, представляющих физические или концептуальные события, и формированию таким образом структур памяти. Структуры памяти формируются сначала в КВХ и копируются затем в ДВХ, хранятся в функциональном подотделе ДВХ, называемом хранилищем знаний и событий. Любому событию в данном пространственно-временном контексте соответствует определенный набор референтов. В знании представлены связи между концептами, содержащими информацию, абстрагированную из некоторого набора событий. Например, «Собака Джона укусила Мэри», - это утверждение, порожденное на основе отображения конкретного события, в то время как утверждение «Собаки могут кусаться» порождается знанием, абстрагированным из некоторого множества событий с участием собак. Этот последний тип памяти получил название семантической памяти и считается подотделом ДВХ, отличным от событий памяти. Система памяти включает хранилища информации и процессы управления. Блок-схема памяти. Сплошные линии показывают пути переноса информации, пунктирные - связи, посредством которых осуществляется сравнение информации, хранимых в различных частях системы. Они также показывают направления движения управляющих сигналов, модулирующих процесс переноса информации, активирующих механизмы повторения, устанавливающих критерии понятия решения, имеющих смещения в сенсорных каналах, стимулирующих генератор ответа и т.д. Процесс запоминания Процесс запоминания протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание. Запечатление - прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного представления материала на несколько секунд. Путем запечатления в кратковременной памяти возникают идентичные образы: после взгляда на картинку испытуемый может дать такие ответы о ее деталях, которые возможны в том случае, если образ виденного сохраняется в сознании целиком. В долговременной памяти запечатление происходит, когда мы сталкиваемся с событиями, производящими сильное эмоциональное впечатление. Непроизвольное впечатление - сохранение в памяти событий в результате их многократных повторений. Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события. Ведущей формой запоминания у человека является произвольное. Оно возникло в трудовой деятельности, в общении людей, связано с сохранением знаний, навыков, необходимых для трудовой деятельности. В обучении, когда объем запоминаемого материала большой, или при необходимости удержать большой объем информации в соответствии с целью деятельности человек прибегает к заучиванию. Заучивание - это запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. Заучивание представляет специально организованную мнемическую деятельность, направленную на сохранение в сознании того, что связано с целями и намерениями личности. Особенности памяти у младших школьников Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые ребенка окружают и с которыми он действует, отображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминание словесного материала. Дети лучше запоминают слова, обозначающие предметы, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. В исследованиях психологов установлено, что на запоминание конкретных и абстрактных слов большое влияние оказывает единство сигнальных систем. Так, ученики в памяти прочно сохраняют такой конкретный материал, который закрепляется в памяти с опорой на наглядные образы и необходим для понимания того, что запоминается. Хуже запоминают тот конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ и не является значимым при усвоении того, что запоминается. Абстрактный материал также запоминается различно. Лучше запоминается абстрактный материал, обобщающий ряд фактов. И наоборот, учащиеся с трудом запоминают абстрактный материал, если он не раскрывается на конкретном материале. Конкретно-образный характер памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются даже с такими трудными приемами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например, на соответствующие иллюстрации. Это важно знать и учитывать педагогу при организации учебного процесса. Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного ил двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно. Для успешности обучения в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и ее показатели: 1. Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, - учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там сохраняться. 2. Опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации. 3. Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного запоминания определенного набора единиц информации. Приемы деятельного запоминания В педагогической практике учителя используют различные приемы запоминания, обучают им своих учеников. Например, как лучше заучивать правила русского языка, как запоминать словарные слова, как использовать пиктограмму при изучении некоторых отвлеченных понятий. Правила русского языка. Каждый учитель знает, что они с трудом запоминаются и легко забываются. Для перехода заученного материала из кратковременной памяти в долговременную важную роль играет многократное повторение материала, в данном случае правила, постоянное «мелькание» перед глазами, т.е. все то, что способствует длительному запоминанию. Тут поможет игра «В слово». Учащиеся называют по одному слову из правила по порядку. Например, первый ученик произносит слово «чтобы», второй - «проверить», третий - «безударную», четвертый - «гласную т т.д. Правило читается несколько раз. Секрет запоминания в том, что отвечающие произносят только одно слово из правила, но по правилам игры вынуждены держать в уме все правило, при чем длительное время (пока игра продолжается), так как неизвестно, какое из слов ему достанется в следующий раз. Другие игры связаны с рассказыванием правила в разных вариантах и ролях. 1. Расскажи правило по телефону маме или товарищу. Попроси их проверить, не делаешь ли ты в правиле ошибок. 2. Расскажи правило так, как рассказал бы неграмотной бабушке, первокласснику, иностранцу, который плохо знает русский язык. 3. Игра «Поучи правило попугая» (играют вдвоем). В роли учителя - ученик, хорошо усвоивший правило, в роли "попугая" - ученик, который нуждается в повторении правила. Игрок "учитель" произносит правило по частям, "попугай" повторяет за "учителем". 4. Поучи правилу свою собаку, кошку, снеговичка на улице. 5. Передай правило по радио или с экрана телевизора как самую свежую новость: "Внимание! Передаем последнее известие. Учащиеся 3 "А" класса "Образовательного центра" ОАО "Газпром" только что сделали открытие. Оказывается, в русском языке есть непроизносимые согласные... 6. Другие игры связаны с рассказыванием правила с разной эмоциональной нагрузкой: весело, торжественно, восторженно, с вопросительной интонацией и т.д. 7. Для тех мест в правиле, которые запоминаются с трудом, нужны особый "уярчения": суффиксы -ОЧК-, -ОВ- похожи на круглые линзы ОЧКОВ. Теперь о приемах по "усилению" орфограммы при заучивании словарных слов. 1. "Нарисуй-ка" используется тогда, когда запоминаемая орфограмма своими начертаниями напоминает сам предмет. Запоминание будет эффективно, если учащиеся запишут такие слова необычно. 2. Возвращение в забытую этимологию слова. Иногда обращение к истории слова помогает найти самого важного "родственника" - проверочное слово для орфограммы, которая прежде считалась непроверяемой. Оказывается, например, что непроверяемая прежде "о" в слове паспорт может быть проверена словом порт; брошюра - брошь, перчатка - перст, так как эти слова - родственные. 3. Придумывание шуточных предложений для "усиления" запоминания орфограмм. Вот как, например, можно запомнить написание в словах двойных согласных: Алла гуляла по аллее, а Галя была в галерее. У корректора 2 ручки. У комментатора 2 микрофона. На террасе растут 2 розы. Именно РОЗЫ, так как в слове пишется "РР", а не "СС". Одна из трудностей русского языка - усвоение отвлеченных понятий, какими в начальной школе являются части речи, члены предложения, компоненты арифметических действий. Тут поможет использование пиктограммы - изображения отвлеченных понятий в виде рисунков, символов. Для этого надо попытаться представить отвлеченное понятие живым существом. Пробуем представить, например, имя существительное и имя прилагательное. Берем словосочетание "желтый лимон". Давайте представим по отдельности "лимон" и "желтый". Имя существительное "лимон" представить легко: это известный фрукт овальной формы, желтого цвета. А можно ли увидеть как самостоятельное существо имя прилагательное "желтый"? Нельзя ли "желтый" отделить от лимона, чтобы рассмотреть его получше? Может быть "желтый" ходит за "лимоном", словно хвостик. Тогда какой он формы? На что похож? Нет, "желтый" неотделим от лимона, он "живет" как бы внутри "лимона", неразрывно связан с ним так же, как и другие признаки - кислый, свежий, крупный. В процессе подобной работы учащиеся уясняют для себя самое важное: имя прилагательное зависит от имени существительного. Если нет существительного, то нет и его признаков. Появляется предмет - и вместе с ним множество признаков этого предмета. Как представить сказуемое? Чем оно занимается? Какова роль сказуемого? (Сказуемое сообщает нам, что делает подлежащее.) Ребята изображают "сказуемое" в образе шпиона, доносчика, в образе известной птицы сороки, которая неустанно сообщает о том, что делает подлежащее. "Сумму" легко представить в виде большой сумки, куда складываются все "слагаемые". Какова роль "уменьшаемого"? Оно отдает все, что имеет: игрушки, конфеты, книги, фрукты. Оно очень щедрое. Как выглядит "вычитаемое"? Наверное, оно с большими, крепкими руками. Оно часто работает с тяжестями: ведь брать приходится и килограммами, и тоннами. "Уменьшаемое" можно изобразить яблоней, с которой снимают плоды, листом дерева, от которого гусеница - "вычитаемое" отъедает положенную часть, а "разность" остается то, что не съело "вычитаемое". Пиктограмма Существуют разные методики диагностирования опосредованного запоминания. В норме опосредованное запоминание начинает преобладать над непосредственным заучиванием, начиная примерно с семилетнего возраста. Смысловая связь, возникшая при опосредованном запоминании, позволяет детям с ослабленной работоспособностью значительно лучше запомнить материал, поскольку создает дополнительные опорные вехи для запоминания. Иногда дети не могут ничего вспомнить, называя в процессе проверки не слова, а картинки, что может свидетельствовать о нарушении целенаправленности мышления. Такие дети еще как бы на момент образования связи теряют основную цель работы, которая заключается в необходимости связать выбор картинки с последующим воспроизведением слова. Одним из средств опосредованного запоминания является пиктограмма. В рассказе А.Конан Дойла «Пляшущие человечки» с помощью рисунков (этих самых человечков) преступники обменивались зашифрованной информацией. Это и есть пиктограмма, известная еще со времен наскальной живописи, - были такие картинки на стенах пещер. Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений человека, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию. Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков. Все изображения можно классифицировать на пять видов: - абстрактные изображения - в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ; - знаково-символические - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т.д.); - конкретные предметы; - сюжетные - изображаемые предметы, персонажи, объединенные в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность; - метафорические - изображения в виде метафор, художественного вымысла (слово «радость» - поднявшийся на крыльях в воздух человек). Если человек пользуется абстрактным и знаково-символическими типами рисунков, то он может быть отнесен к типу «мыслителя». Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логического мышления. Человек, у которого преобладает сюжетное и метафорическое изображения, относится к группе людей с образным мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством. В случае предпочтения конкретного вида изображениям можно предположить преобладание у человека конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо так называемого практического мышления, направленного на разрешение частных конкретных задач в практической деятельности. Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно человек устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам. Актуализация проблемы педагогического исследования Для изучения некоторых особенностей запоминания существуют методики исследования продуктивности опосредованного запоминания с помощью пиктограмм. Я решила провести педагогическое исследование, воспользовавшись методикой из «Психологии» Немова Р.С. «Диагностика опосредованного запоминания». Выбор темы моей исследовательской работе не случаен. Как указывалось во введении курсовой работы, источником и носителем знаний является информация. Чтобы ученик мог воспринять больше информации, нужно найти эффективные приемы запоминания. В печатных источниках мне удалось мало найти мате6риала об использовании пиктограмм для быстрого запоминания информации младшими школьниками. Я обозначила следующую актуальную на современном этапе обучения младших школьников проблему: найти эффективное средство запоминания информации младшими школьниками. Считаю, что для этого можно проверить, является ли таким средством пиктограмма. План проведения исследования 1.Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования. 2. Подбор и анализ литературы. 3. Уточнение проблемы, гипотез и задач исследования. 4. Подбор, разработка и апробация исследовательской методики. 5. Подготовка и проведение исследования. 6. Обработка и анализ полученных результатов. 7. Формулировка на основе полученных данных выводов и практических рекомендаций. Цель исследования Определение влияния вспомогательных средств - пиктограмм на эффективность запоминания. Задачи: 1. Установить наличие и самостоятельное, инициативное использование учащимися пиктограмм для запоминания информации посредством теста. 2. Научить использовать пиктограммы для успешного запоминания информации. 3. Провести повторное тестирование. 4. Соотнести уровень развития опосредованного запоминания с уровнем успеваемости младших школьников. 5. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы. Метод исследования: тестирование. Объект исследования: память. Предмет исследования: запоминание с помощью пиктограмм. База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13». Гипотеза: использование пиктограмм успешно влияет на быстрое запоминание у младших школьников. Первичное тестирование Материалом, необходимым для проведения методики, служит лист бумаги и ручка. Перед началом обследования ребенку говорят: - Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнесу. Постарайся рисовать и делать записи как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задания. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много. Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения: - Дом; - Палка; - Дерево; - Прыгать высоко; - Солнце светит; - Веселый человек; - Дети играют в мяч. - Часы стоят. - Лодка плывет по реке. - Кошка ест рыбу. После прочтения каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 с. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение. Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны. Оценка результатов. За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слова или словосочетания ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и выражения, которые восстанавливаются по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильно воспроизведенное оценивается в 0,5 баллов, а неверное в 0 баллов. Максимальная общая оценка равна 10 баллам. Минимально возможная оценка - 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи. Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высоко развитая опосредованная память. 8-9 баллов - высоко развитая опосредованная память. 4-7 баллов - средне развитая опосредованная память. 2-3 балла - низко развитая опосредованная память. 0-1 - слабо развитая опосредованная память. Экспериментальные данные теста № 1.
Вывод об уровне развития запоминания с помощью пиктограмм: высоко развитый - 14 ч. средне развитый - 5 ч. низко развитый - 1 ч. Успеваемость в первой четверти.
Соотнесение результатов теста с уровнем успеваемости.
Вывод. Сопоставление показало, что высокому уровню развития запоминания посредством пиктограмм - 70%, соответствуют успевающие по учебным предметам - 60%; средне развитому уровню соответственно 25% -35%. Творческие задания. 1. Изобрази услышанное. 1) Замок на горе. 2) Замок на двери. 3) Кисть рябины. 4) Кисть и краски. 2. Нарисуй вместо слов. Весной небо.. светит ярко. На набухают почки. Журчат веселые. Возвращаются из теплых стран. 3. Замени стихотворение рассказом в картинках. Ехал Ваня на коне, Вел собачку на ремне, А старушка в это время Мыла кактус на окне. Ехал Ваня на коне, Вел собачку на ремне, Ну а кактус в это время Мыл старушку на окне… Ехал кактус на коне, Вел старушку на ремне, А собачка в это время Мыла Ваню на окне. 4. Прочитай слово. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) (ИГРУШКИ) Повторное тестирование Материалом, необходимым для проведения методики, служит лист бумаги и ручка. Перед началом обследования ребенку говорят: - Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения, и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнесу. Постарайся рисовать и делать записи как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задания. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много. Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения: - Цветок; - Трава; - Дерево; - Идти далеко; - Идет дождь. - Злой человек. - Дети купаются. - Телевизор работает. - Едет машина. - Белка грызет орехи. После прочтения каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 с. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение. Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны. Оценка результатов. За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слова или словосочетания ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и выражения, которые восстанавливаются по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильно воспроизведенное оценивается в 0,5 баллов, а неверное в 0 баллов. Максимальная общая оценка равна 10 баллам. Минимально возможная оценка - 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи. Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высоко развитая опосредованная память. 8-9 баллов - высоко развитая опосредованная память. 4-7 баллов - средне развитая опосредованная память. 2-3 балла - низко развитая опосредованная память. 0-1 - слабо развитая опосредованная память. Экспериментальные данные теста № 2.
Вывод об уровне развития запоминания с помощью пиктограмм после воздействия на испытуемых обучением пользованию пиктограммами: Очень высоко развитый - 5 ч. Высоко развитый - 9 ч. Средне развитый -5 ч. Низко развитый - 1 ч. Успеваемость во второй четверти.
Соотнесение результатов теста с уровнем успеваемости.
Вывод. Повысился % уровня успеваемости у учащихся с очень высоко развитым и высоко развитым уровнем развития запоминания с помощью пиктограмм: 25% - 5% 45% - 70% 25% - 25% Статистическая обработка данных. 1. Определим выборочное среднее для групп:
n = 20 Выборочное среднее определяем при помощи формулы: 21 21 Критические значения t-критерия Стъюдента для заданного числа степеней свободы и вероятности допустимых ошибок, равной 0,05.
Зададим вероятность допустимой ошибки, равной 0,05, и убедимся в том, что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой ошибки значение t должно быть не меньше 2,03. У нас этот показатель оказался равным 3,57, то есть больше табличного, следовательно, выборочные средние, равные 2,97 и 5,27 статистически достоверно отличаются друг от друга. 6. Вывод: вероятность допустимой ошибки, равная и меньшая 0,05, считается достаточной для научно-убедительных выводов. Методика сравнения средних величин по критерию Стъюдента помогла установить, что использование пиктограмм влияет на быстрое запоминание у младших школьников. Заключение Всякая педагогическая деятельность - отчасти искусство, хотя бы потому, что нет двух одинаковых учителей и двух одинаковых учеников. Потому особая роль педагогической интуиции и невербализуемых умений в процессе обучения несомненна. Учителя стараются повысить уровень развития опосредованного запоминания посредством пиктограмм системно. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с системами в определенных ситуациях. Например, система дорожных знаков. Некоторые знаки в этой системе иконичны, т. е. означающие пусть весьма приблизительно, но похоже на означаемое: например, две сужающиеся линии предупреждают о сужении дороги. И вот известная система - это пиктограмма, т.е. стандартированные изображения, рассчитанные на передачу сообщения людям, говорящим на разных языках и используемые в общественных местах - таких, как, напрмер, метро, аэропорты, вокзалы, гостиницы и т.д. Известно, что во времена, предшествовавшие всеобщей грамотности, знаком булочной служила не вывеска, а обощенное изображение кренделя. Очевидно, что ситуация функционально мало отличается от той, когда вместо надписи «камера хранения» мы видим схематизированное изображение чемодана и зонта. Пиктография - отображение содержания сообщения в виде рисунка. Рисунок не определяет ни слов, в которых должно быть изложено сообщение, ни языка сообщения. В пиктограмме возможна условная символика (например, два соединенных сердца - «любовь»). Элементы пиктографического письма могут успешно использоваться при конспектировании, т.к. обладают повышенной наглядностью. Примеры пиктограмм при конспектировании: - функция возрастает. - убывает. - возрастает и ограничена сверху. Пиктограмма создает образ, что важно для использования механизма зрительной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и значительно улучшают восприятие конспекта, способствуют запоминанию материала, так как заставляют работать зрительную память и дают возможность воспринимать не слова, а образы. На пиктографическом письме построена вся схемотехника. Примеры пиктограмм: Для детей «значки» обретают осмысленность тогда, когда они интерпретируются ими как значки для слов. Как только дети понимают, что их цель - «придумать значки для слов», задача приобретает естественность и оказывается нетрудной. Потому эффективно использовать пиктограммы для запоминания, сохранения и воспроизведения информации младшими школьниками. Использованная литература 1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения, М., Просвещение, 1980; 2. Бирлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике, Киев, 1989; 3. Богданова Т.Г. Корнилова Т.Е., Диагностика познавательной сферы ребенка, М., 1994; 4. Богозов Н.З. Психологический словарь, Магадан, 1965; 5. Богословский В.В. Общая психология, М., 1981; 6. Выготский Л.С. Психология, М., 2000; 7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология, М., 1997; 8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология, М., 1984; 9. Дубровина И.В. Психология, М., 2000; 10. Гиппенрейтер Психология памяти, М., 2000; 11. Занков Л.В. Память, М., 1949; 12. Зинченко В.П. Психологический словарь, М., 1998; 13. Корнилова Т.В. Экспериментальный метод в психологии, журнал № 5 «Вопросы психологии», 1998; 14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии, М., 1984; 15. Немов Р.С. Психология, М., 2003; 16. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе, М., 2001; 17. Подласый И.П. Педагогика, М., 2003; 18. Римская Р. Практическая психология в тестах или Как научиться понимать себя и других, М., 1997; 19. Сидоренко Е.Методы математической обработки в психологии, 2001; 20. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии, М., 2001; 21. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти, М., 1966; 22. Смирнов А.А. Психология запоминания, М., 1948; 23. Титова В.Г. Развитие памяти учащихся начальных классов с опорой на ведущую модальность, журнал № 9 «Дополнительное образование», 2004; 24. Черемошкина Л.В. Психология памяти, М., 2002; 25. Щербаков А.И. Практикум по общей психологии, М., 1980; 26. Щербаков Е.П. Методы психолого-педагогических исследований, Омск, 1997; 27. Щербаков Е.П. Математико-статистические методы научного исследования, Омск, 1997. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |