|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Предмет психологии, ее задачи и методыПредмет психологии, ее задачи и методыЛекция 1. Предмет психологии, ее задачи и методы. Вопросы : Историческое преобразование определений предмета психологии Естественнонаучные основы психологии Методы исследования в психологии Общие и специальные отрасли психологии Введение Эта лекция открывает курс «психологии и педагогики». Задача курса - познакомить вас с основными понятиями и проблемами общей психологии. Мы коснемся также немного ее истории, в той мере, в какой это будет необходимо для раскрытия некоторых фундаментальных проблем, например, проблемы предмета и метода.. Мы познакомимся также с именами некоторых выдающихся ученых далекого прошлого и настоящего, их вкладами в развитие психологии. слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» . В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика» и с лингвистической точки зрения это - одно и тоже, но с развитием культуры и науки значения этих понятий разошлись, хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производимых от первоначального корня : одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, задушевный разговор и т.д. чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего субъективного опыта. что такое внутренний, субъективный опыт? Вы сразу поймете, о чем идет речь, если обратите взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства. вы видите эту аудиторию и все, что в ней находится, слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Всё перечисленное - элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.
1.Историческое преобразование определений предмета психологии психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин : Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству - о психике как свойстве высокоорганизованной материи мозга. В психологии как бы сливаются объект и субъект познания. Чтобы пояснить это . Воспользуюсь одним сравнением. Человек рождается на свет. Сначала, пребывая в младенчестве, он не осознает и не помнит себя. Однако его развитие идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; он начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение собственного «я». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира - физического и социального - обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осознания и осмысления (осознанные формы «я» приобретает в подростковом возрасте). Такой же процесс можно проследить в масштабах всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Человечество того периода, подобно младенцу не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру, появилась письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы :что это за силы, которые дают ему возможность творить и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная жизнь ? Этот момент и был рождением самосознания человечества, т.е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так : если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление. Т.о., только в психологии мысль человека совершает поворот на себя., только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. И эти следствия качественно отличаются от результатов других наук. Ведь познать нечто - значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. А в случае психологии это значит - научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями. При этом надо подчеркнуть, что познавая себя, человек будет себя изменять. Следовательно, психология - наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и много другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Краткий исторический очерк в научном у потреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных или (как принято говорить теперь) психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17 - 19 веках, сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. в 20 веке психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако, до сих пор по сложившейся векам традиции, за этой наукой сохраняется ее прежнее название. с 19 века психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. таким образом, психология в своем развитии прошла несколько этапов : 1 этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 2 этап - психология как наука о сознании. Возникает в xvii в . В связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 3 этап - психология как наука о поведении. Возникает в xx веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, - а именно, поведение, поступки и реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). 4 этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. история психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году основанием в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. В 1885 году в.м. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Что же является предметом изучения психологии ? Прежде всего, Психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с другими людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает Человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений, и в свою очередь, Зависимость формирования и развития психических явлений от общения и поведения. Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того, чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как «личность». В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Деятельность и общение также поэтому составляют предмет современных психологических исследований. психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека. кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят отношения между людьми в различных человеческих объединениях - больших и малых группах, коллективах. подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология. процессы состояния свойства индивидуальные групповые внутренние внешние (психические) (поведенческие) Здесь обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия 12 классов явлений, изучаемых в психологии (они перечислены в левой части таблицы, в правой части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления) Примеры общих понятий и частных явлений, Изучаемых в современной психологии № явление понятия, характеризующие эти явления процессы: воображение, восприятие, забывание, запоминание, индивидуальные идеомоторика, инсайт, интроспекция , мотивация, внутренние мышление, научение, обобщение, ощущение, память, (психические) персонализация, повторение, представление, привыкание принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание умозаключение усвоение состояния : адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, индивидуальные галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, внутренние желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, (психические) намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стыд, стресс, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, чувство, фрустрация, эйфория, эмоция свойства : иллюзии, константность, воля, индивидуальность, индивидуальные задатки, комплекс неполноценности, личность, внутренние одаренность, предрассудок, работоспособность, (психические) решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- процессы : инд. Действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, внешние (поведен.) Навык, подражание, поступок, реакция, упражнение сост. : инд. Внеш.(пов.) Готовность, интерес, установка свойства : авторитетность, внушаемость, гениальность, индивидуальные настойчивость, обучаемость, одаренность, внешние организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, (поведенческие) характер, честолюбие, эгоизм ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- процессы : идентификация, коммуникация, конформность, общение групповые межличностное восприятие, межличностные отношения внутренние формирование групповых норм состояния : конфликт, сплоченность, групповая поляризация, групповые внутренние психологический климат свойства : совместимость, стиль лидерства, соперничество, групповые внутренние сотрудничество, эффективность деятельности группы ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- процессы : груп. Внеш. Межгрупповые отношения состояния : груп. Внеш. Паника, открытость группы, закрытость группы свойства : груп. Внеш. Организованность ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Вопрос 2. Естественнонаучные основы психологии Отличие научного знания от обыденного Научное знание обобщенно, обыденное - конкретно Житейские психологические знания носят интуитивный характер, научные - рациональны и вполне осознанны Обыденное знание - синкретично, не системно. Научное знание - системно. Благодаря системности возможна передача знаний от поколения к поколению Методы получения житейских знаний - наблюдения и размышления, научных - еще и эксперимент Научная психология располагает обширным, разнообразным, часто уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме житейской психологии Психология изучает субъектно - объектные, субъектно - субъектные, внутрисубъектные отношения . Методологические принципы изучения психической реальности : (философия) : любое изучаемое явление необходимо рассматривать как изменчивое, ставшее, имеющее историю своего развития (историзма и детерминизма) (общенаучные принципы): Принцип системности - любое изучаемое психологическое явление - система, (система - многое, мыслимое как целое со всей структурой, иерархией, внутренней организацией) Принцип деятельности (любой психологический факт, любое психологическое явление есть результат превращенной формы деятельности субъекта. Деятельность, в отличие от активности, всегда имеет свой предмет, то, на что она направлена) Ведущий принцип современной психологии - единства (не тождества) сознания и деятельности. Личностный принцип :все психические процессы - принадлежность личности (личности , а не сознания) Читать дополнительно: журнал «вопросы психологии» №3/97 г.(о методологических проблемах современной психологии) Вопрос 3. Методы исследования в психологии методы научных исследований - это те приемы м средства, с помощью которых получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Валидность методов - качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен. Надежность методов - качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторное или многократном использовании данного метода. явления психологии настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированные методы самых различных наук. Это - методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук. Методы изучения психологических явлений (по ананьеву б.г. « о проблемах современного человекознания» ) Организационные методы : Лонгитюд - изучение явления на протяжении того или иного времени Метод поперечных срезов Смешанный метод. Методы сбора первичных данных Основной метод вариант основного метода Наблюдение внешнее (наблюдение со стороны) внутреннее (самонаблюдение) свободное, стандартизированное _________________________________________ включенное, стороннее______________________________ Опрос устный, письменный __________________________________________свободный , стандартизированный_________________ Тесты тест - опросник, тест - задание, _________________________________________ проективный тест_____________________________________ Эксперимент естественный, лабораторный _ Моделирование математическое, логическое техническое, кибернетическое_______________________ Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение или самонаблюдение применяется тогда, когда психолог - исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые ведут интроспектирование по его заданию. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, заранее продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает. Достоинства и недостатки каждого из видов наблюдения - самостоятельно! Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. В эксперименте целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется и оценивается лучше всего. Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющего основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Вопрос 4. Общие и специальные отрасли психологии В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересует психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология». |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |