|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Принятие управленческого решения по применению метода Assessment Center для оценки персоналаПринятие управленческого решения по применению метода Assessment Center для оценки персонала2 Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Факультет социально - политических наук Кафедра экономической теории и социально - экономической политикиПринятие управленческого решения по применению метода Assessment Center для оценки персонала ПодготовилаСтудентка группы СР - 51 Буторина А. А. Научный руководитель Д.э.н., профессор Мелиховский В. М. ____________________ Ярославль, 2003 г. Принятие решения по использованию того или иного метода оценки персонала в той или иной организации обязательно включает в себя следующие этапы. Итак, рассмотрим эти этапы более подробно на примере принятия решения о применении метода Assessment Center для оценки персонала. Этап 1. Диагноз проблемы и оценка ситуации Первый шаг на пути решения проблемы определение сути проблемы или ее диагностика. То есть, необходимо признать, что без оценки персонала невозможно эффективно управлять организацией, а существующие методы оценки неэффективны и излишне формальны. Когда руководитель кадровой службы и Председатель Правления Банка осознают данную ситуацию как проблемную, т.е. требующую решения, то с этого и начнется выработка управленческого решения. Этап 2. Выявление альтернативОценив ситуацию как проблемную, мы предлагаем пути решения этой проблемы. В нашем примере можно предложить следующие варианты решения этой проблемы. Существуют, во-первых, различные предложения о субъекте оценки - вопрос о том, кто будет оценивать рядовых сотрудников - необходимо рассмотреть следующие варианты: · Лично Председатель Правления Банка и высшее руководство · Линейные менеджеры · Менеджеры по персоналу · Психолог · Аттестационная комиссия · Сами сотрудники · Клиенты Банка · Эксперты со стороны Второй вопрос - вопрос о критериях оценки, т.е. что оценивать. Здесь также возможно множество вариантов: · Оценка деятельности (сложность, эффективность, качество, отношение к ней и пр.) · Оценка достижения цели, количественный и качественный результат, индивидуальный вклад и вклад в общие итоги подразделения и организации в целом; · Оценка наличия у работника тех или иных качеств (знаний, навыков, черт характера), степени выраженности и овладения сотрудником теми или иными функциями. Третий вопрос, возникающий при выработке данного управленческого решения - как оценивать работников - т.е. какие методы использовать. Именно для решения этого вопроса необходимо определится с пе6рвыми двумя проблемами выбора альтернатив. При разработке альтернативных вариантов необходимо рассмотреть следующие методы: · КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ - методы описательного характера, определяющие качества работников без их количественного выражения. (Матричный, Метод эталона, Система произвольных характеристик, Метод оценки выполнения, Метод групповой дискуссии) · КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ, в результате применения которых можно определить уровень деловых качеств работников с достаточной степенью объективности. К ним относят: метод рангового порядка, метод заданной балльной оценки, метод свободной балльной оценки, система графического профиля · КОМБИНИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ. В их основу положены как описательный принцип, так и количественные характеристики. К ним относятся: тестирование, метод суммируемых оценок, система заданной группировки работников, наблюдение · НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ (деловая игра, Assessment Center, метод 360 градусов, Критический инцидент) Этап 3. Оценка альтернатив Предложив несколько вариантов решения проблемы оценки персонала в ОАО «ЯРСОЦБАНК» теперь необходимо выбрать оптимальный вариант, наиболее эффективный. А эффективность того или иного метода оценки будет определяться следующими критериями: · Полнота, достоверность и объективность отражения результатов · Экономичность (всех ресурсов) · Учет особенностей работников банковской сферы Выбор альтернатив можно наиболее эффективно осуществить с помощью метода сравнения - мы будем сравнивать достоинства и недостатки традиционных методов оценки и нетрадиционных Недостатки традиционных методов: (комбинированные, качественные, количественные) сфокусированы на отдельном работнике вне организационного контекста и основываются на субъективном мнении руководителя или окружающих. Они довольно эффективны в крупных иерархических организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды, хотя и не лишены определенных недостатков. Достоинства традиционных методов: простота в использовании и обработке результатов Достоинства нетрадиционных методов: во-первых, новые методы оценки рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, временный коллектив) в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе. Во-вторых, оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов всей организации. В-третьих, во внимание принимается не столько успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков. В-третьих нетрадиционные методы оценки легко и точно адаптируются к условиям каждой конкретной организации, на каждом этапе ее развития в соответствии с стоящими перед этой организацией в настоящий момент целей. Пожалуй, единственным методом, который может претендовать на универсальность и комплексность, является метод оценочных центров или «Assessment center». Недостатки нетрадиционных методов: метод АС может потребовать больших затрат времени и ресурсов; Желательно привлечение экспертов, консультантов, игротехников со стороны - что может быть связано с риском утечки информации, это может представлять угрозу для банка 4. Окончательный выбор Преимущества метода Центр Оценки (AC) в оценке персонала по сравнению с другими методами оценки, на основе проведенного анализа литературных источников, изучения мнений специалистов, практики применения данного метода) мы можем выделить следующие: Ш Можно избежать эмоциональной напряженности, негативных эмоций, обычно связанных с оценкой. Ш AC как уже говорилось выше, может заменить собой другие методы оценки - например, метод 360 градусов - так как при проведении AC нет необходимости привлекать клиентов банка к оценке (эту роль может сыграть и коллега) Ш AC позволяет выявить потенциал сотрудника, его личностные характеристики, обычное поведение в коллективе и т.п., т.е. заменяет собой методы анкетирования, психологического тестирования, составления личностного портрета и т.п. Ш Можно искусственно создать критическую, стрессовую, сложную ситуацию, т.к. при других использовании других методов сложно оценить поведение в нестандартных ситуациях Ш Позволяет выявить социально - психологические проблемы в коллективе, такие, какие не могут быть выявлены при других методах оценки Ш Но самым главным преимуществом оценки персонала банка через Assessment Center считать возможность решения реальных проблем банка через игру, т.е. AC может преследовать, в отличие от других методов, несколько целей: во-первых, непосредственно оценку персонала, во-вторых, принятие решений (используется такой метод принятия решения, как метод мозговой атаки), в-третьих, деловая игра может стать тренингом профессиональных и личных качеств сотрудников. Этот метод имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Участие в центрах оценки может дать не только знания, но и опыт. Бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью центра оценки можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить ее быть командой. 5. Реализация, контроль и обратная связь После окончательного выбора метода Assessment Center в качестве наиболее оптимального решения для оценки персонала банка Председатель Правления Банка издает приказ о проведении оценки служащих банка с помощью выбранного метода. Проект приказа о проведении деловой игры в банке 1. Провести в ОАО «ЯРСОЦБАНК» с… по… 2003 г. ежегодную оценку персонала с помощью метода Assessment Center 2. Заместителям генерального директора … : 2.1. Для обеспечения подготовительной и текущей работы сформировать группу организаторов в составе: привлеченных сторонних экспертов - разработчиков Assessment Center, начальника отдела кадров, рядовых сотрудников отдела кадров, штатного психолога банка 2.2. В срок до … совместно с экспертами - разработчиками метода Центра Оценки разработать план и программу процедуры оценки и предоставить мне на утверждение 2.3. Через интернет - сайт провести разъяснительную работу о целях и задачах проводимой работы 3. Начальникам всех отделов в срок до … направить в … списки участников Центра Оценки из состава служащих и ведущих специалистов с указанием номеров служебных телефонов 4. Начальнику АХО обеспечить соответствующие условия для проведения оценки 5. Начальнику отдела информационного обеспечения обеспечить функционирование необходимых средств связи и обеспечить размножение необходимой документации 7. Группе организаторов совместно с привлеченными экспертами AC в срок до …предоставить отчет о результатах проведенной работы. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |