|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проблемы психологии городской средыПроблемы психологии городской средыВведение Визуальная среда может либо радовать глаз, доставлять эстетическое удовольствие, либо вызывать психологический дискомфорт, что, в свою очередь, может либо обогатить человека духовно, либо привести к заболеванию. Сейчас остро стоит вопрос психологии среды потому, что человек большую часть времени вынужден находиться в искусственной визуальной среде. Облик современного большого города сильно отличается от привычного образа города, а именно: увеличивается высота и количество зданий, увеличивается количество людей на улицах города, появились рекламные щиты, появляются новые виды дополнительного освещения (реклама с подсветкой), граффити становится неотъемлемой частью городов. В свете этих изменений возникают новые вопросы: к чему приводит увеличение количества людей, как сказывается обилие типовых многоэтажек, граффити, точечной застройки, рекламы и других объектов на городских жителях. Психология восприятия современной городской среды Городская среда, являясь постоянно воспринимаемым визуальным фактором, оказывает большое влияние на психическое самочувствие горожан, таким образом, это фактор, который следует тщательно изучить, прежде чем приступать к каким-либо изменениям в облике города. Следовательно, архитекторам необходимо знать особенности восприятия городской среды и потребности жителей города. До сих пор наука не разработала каких-либо нормативных документов по формированию психологически комфортной визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям. Наше практическое исследование направлено на изучение восприятия городской среды, и таким образом, может служить ориентировочным материалом при проектировании городской среды с учетом психологических особенностей её восприятия. Первым этапом нашего исследования стало изучение граффити как неотъемлемой части внешнего облика города; также были изучены психологические особенности граффитистов. Следующим этапом исследования стало комплексное изучение восприятия городской среды человеком и связь особенностей этого восприятия с личностными характеристиками (креативность, толерантность и художественно-эстетическая потребность). Данные, полученные в результате нашего исследования, могут быть использованы в процессе обучения студентов специальностей архитектура и дизайн, так как одной из задач градостроительной подготовки студента-архитектора, по мнению Б.Г. Бархина, является расширение и углубление знаний студента о роли архитектуры в организации окружающей среды. Методы исследования: психологическое тестирование, анкетирование и контент-анализ ответов на вопросы. В исследовании были использованы 9 методик, 6 из которых разработаны нами. Эмпирическая база исследования: 609 человек, учащиеся школ и студенты различных специальностей. Установлено, что загрязненность улиц и домов, а также реклама оказывают большое влияние при восприятии городской среды, вызывают наиболее негативные эмоции и чувства. Установлено, что граффити как явление городской среды, непрерывно находясь в поле зрения людей, вызывает у них негативные эмоции и чувства, что может способствовать проявлению интолерантности. Установлено наличие феномена краудинга среди жителей Новосибирска, что является дополнительным стрессовым фактором для горожан. На основании литературных данных и проведенных нами исследований (2002-2007гг) можно констатировать, что восприятие городской среды зависит от таких факторов как личностные качества (толерантность и художественно-эстетическая потребность) и выбранная специальность. При этом важно, что не наблюдается различий между группами в оценке образа города, в котором испытуемые предпочли бы жить, т.е. возможно сформировать такую городскую среду, которая была бы оптимальной для гармоничного развития и взаимодействия жителей города. Нами был обнаружен фактор, содержащий негативные характеристики, определяющие оценку внешнего облика города. К ним относятся: грязный, неухоженный, молодой, неуютный, холодный, тусклый, злой, жесткий. Именно по этим параметрам испытуемые указывали на несоответствие облика Новосибирска городу, в котором они предпочли бы жить. В связи с тем, что в описании города присутствуют характеристики «злой» и «жесткий», встает вопрос толерантности, потому как оценивание городской среды как нетолерантной может провоцировать интолерантное поведение людей, живущих в этой среде. Важно, что к негативно оцениваемым параметрам нашего города также относят характеристику «молодой», т.е. испытуемые предпочли бы жить в городе, давно основанном, имеющим свою историю, памятники старины и т.д. Жизненный путь жителя города Современная жизнь с ее многочисленными изменениями и трудностями требует от человека осмысления, понимания того, что происходит, каким образом необходимо действовать, в тех или иных ситуациях, простраивать, организовывать свой жизненный путь, для успешного взаимодействия в системе отношения «Человек-Мир». Проблеме жизненного пути и жизни уделяли внимание Ш. Бюлер, А. Адлер, В. Франкл, Ж. Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Логина, Л.И. Анциферова, И.С. Кон, Е.И. Головаха, А.А. Кроник и др. Жизненный путь - это и становление человека по этапам его созревания, и способ бытия человека, без которого нет его развития, восхождения. Жизненный путь обозначает историю человека как субъекта жизнедеятельности, которая развертывается в конкретно-историческом времени и в известной мере им определяется. В зарубежной психологии жизненный путь рассматривали как индивидуальную или личностную жизнь в ее динамике. Единицей анализа «было событие», в котором выделили две стороны внешнюю и внутреннюю. Введение событий позволило разделить жизненный путь на фазы и описать его (Ш. Бюлер). Особое внимание уделяли, вопросу движущих сил жизни. В качестве первичной силы жизни был назван поиск ее смысла, отмечали индивидуальность и неповторимость каждого человека и его жизненного пути (В. Франкл). В соответствие жизненному пути человека рассматривали индивидуальный жизненный стиль, интегрирующий значимые цели и способы их достижения и определяемый как единство личностных характеристик, установок в повседневной деятельности (А. Адлер). Таким образом, жизненный путь рассматривался через события, смысл, цели и способы, акцент делали на внешней стороне жизни, меньше уделяли внимания внутренней, при этом найти связь между внутренней и внешней стороной жизненного пути не удалось. В отечественной психологии к пониманию жизни и жизненного пути впервые обратился С.Л. Рубинштейн. Жизненный путь личности он рассматривал, как целостное непрерывное явление, а жизнь - как закономерный процесс, наполненный, насыщенный событиями и фактами. Высшим личностным образованием жизненного пути является активность, проявляющаяся в формировании основных составляющих жизни и обеспечивающих реализацию собственных потребностей в конкретных жизненных обстоятельствах. По Рубинштейну активное - субъективное отношение к жизненному пути связано с появлением рефлексии жизни. Б.Г. Ананьев под жизненным путем личности понимал историю формирования развития личности в определенном обществе, единицей анализа рассматривал возраст, именно он соединяет социальные и биологические периоды жизни. В трудах К.А. Абульхановой-Славской изучение жизненного пути рассматривается, через призму понятий: жизненная позиция, жизненная линия, жизненные стратегии, смысл жизни. Данный автор указывает важность не только возрастной периодизации, но и личностной. Жизненная позиция- это совокупность ее жизненных отношений, способ реализации, отвечающий потребностям, ценностям личности. Жизненная линия представляет реализацию жизненной позиции во времени и обстоятельствах жизни, отражает каким образом, личность воплощает свои жизненные принципы и отношения. В основе жизненной позиции лежит смысл - ценностный способ обобщения, целеполагания в жизни. Рассматривая, жизненный путь во времени Л.И.Анциферова отмечает, что это индивидуализированное преломление личностью движения социально-исторической деятельности. Таким образом, при изучении жизненного пути в отечественной психологии внимание уделялось не только внешнему описанию жизни, через возраст, события, время, но и через внутреннюю активность, рефлексию. Это позволило прийти к пониманию жизненного пути как закономерности, которая определяется составляющими личности, но целостного, структурно-системного представления жизненного пути нет. Проблема соотношения внутренней и внешней жизни остается открытой. В связи с этим, проблему жизненного пути на наш взгляд, наиболее продуктивно изучать с позиции рефлексивно-регулятивного подхода, который позволяет целостно изучить жизненный путь, связать внешнюю и внутреннюю сторону жизни, (И.М.Сеченов, С.Л. Рубинштейн, А.С. Шаров). Регуляция - это направленная система выборов, регулятивных актов, посредством, которых осуществляется взаимодействия человека с миром, с другими людьми, природой, техникой. В регуляции воплощается весь потенциал человека, все то, что он накопил в своем развитии, регуляция это форма проявления человеком себя, она служит основой развития и саморазвития человека. В регуляции находят свое воплощение компоненты психологической структуры человека: ценностно-смысловое содержание, активность и рефлексия. Они являются границами, наполняют ее содержанием и выполняют определенные функции, без них невозможна регуляция. Ценностно-смысловое содержание ориентирует человека в мире, указывает на значимое для него и дает силы, энергию для достижения значимого. Значимость выступает стержнем человека. Различение значимости приобретает формы внутреннего напряжения, направленной напряженности, ценностных и смысловых переживаний. В совокупности они образуют нечто целостное, освещая, дорогу в жизни и направляют человека к заветным целям. Это внутренний модус человека, который в совокупности составляет внутренний мир человека и выступает единицей анализа психологической жизни. Ценностно-смысловое содержание воплощается в жизни через активность, она включает в себя внешнюю (это все виды и формы деятельности и жизнедеятельности) и внутреннюю активность, которая находит свое выражение в функционировании психических процессов, познавательной сферы, задавая границы жизненному пути. Соединение внешней и внутренней стороны наблюдается в активности, как управлении, регулировании собой, когда человек делает выбор действия, поступка. Рефлексия является основой развития и изменения человека, она соотносит что-то с чем-то, позволяет планировать и прогнозировать события, соотносить прошлое и будущее. Выражается в том, что человек может сам строить свою судьбу и определять поведение в жизненных ситуациях в соответствии с собственным обобщенным отношением к жизни и жизненным планам. В свою очередь жизненные планы формируются во внутреннем мире человека, а реализуются во внешнем. Следовательно, мотивы, смыслы и ценности о-граничивают (по направлению, мере напряжения, предметно-содержательно и т.д.) активность человека в жизни, а значит, регулируют ее. Регуляция идет изнутри, тем самым соприкасается и учитывает внешние реалии, но эта регуляция идет на разных уровнях. Операционный уровень связан с реализацией насущных потребностей и мотивов, проявляющихся в конкретных жизненных ситуациях. Тактический уровень связан с целями, смыслами, выбирая их человек, оформляет свой жизненный путь. Стратегический уровень проявляется в ценностях, их задает культура, в которой развивается человек. В процессе усвоения культуры, формируются ценностные ориентации человека как механизм регуляции жизненного пути. Способность регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное его целям, ценностям, есть высший уровень и подлинное оптимальное качество жизни человека. Таким образом: 1) авторы пытаются рассмотреть и изучить жизненный путь, как ограничения, связывают его с определенной зависимостью; 2) мы считаем, что жизненный путь необходимо рассматривать с рефлексивно-регулятивного подхода, т. к. активность является связующим звеном внутренней и внешней сторон жизни, выражается в регуляции; 3) регуляция обеспечивает организацию жизненного пути на операционном, тактическом, стратегическом уровне. Владение имуществом в городе Глубокие социально-экономические преобразования характеризуют состояние современного российского общества. Значительные изменения претерпевает вся совокупность отношений людей к самим себе, межличностных отношений, отношений в производственной сфере. Происходят радикальные изменения в системе отношений собственности. 1 февраля 2008 года вступил в силу Закон «Об исполнительном судопроизводстве». Согласно документу судебные приставы получили право свободного доступа в дом должника, а в некоторых случаях и без предупреждения. Данный закон вызвал широкий общественный резонанс. Все аспекты, касающиеся собственности и ожидаемой государственной защиты от вторжения на «территорию собственности» имеют первостепенный характер. Даже не смотря на то, что закон регулирует положение должника, а не законопослушного гражданина - такое положение может вызывать психологическое напряжение у большинства граждан. Собственность - это прежде всего экономическая категория, но одновременно она может рассматриваться с философской, социальной, правовой и психологической точек зрения. По Г.Гегелю, «право собственности возникает в процессе товарного обмена. Чтобы обменяться товарами, необходимо, прежде всего, признать друг друга собственниками, ведь иначе обмен по стоимости не может состояться. Этот «момент признания» и есть право собственности». Таким образом, отношения собственности - это субъект - объектные и субъект - субъектные отношения. Отношения собственности исследовались преимущественно социологами, экономистами и юристами, тем не менее отношения собственности обладают социально-психологической основой. Теоретическое осмысление социально-психологических аспектов отношений собственности получило развитие в трудах А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева (рассматривали содержание и структуру отношения к собственности); в работах З. Фрейда и Э. Фромма (изучали подсознательное стремление к обладанию собственностью), в исследованиях Р. Мэйли, У. Джеймса (анализировали представленность собственности в структуре личности). В настоящее время ряд российских исследователей изучают различные аспекты отношений собственности представителей разных социально - профессиональных групп (А.Л. Журавлев, М.В. Кирюхина, В.П. Позняков, А.Л. Темницкий), последствия депривации отношений собственности (Н.К. Радина, В.И. Слуцкий). Важно обратить внимание на исследования отдельных структур личности, которые непосредственно зависят в своем становлении и развитии от того, в каких условиях человек живет и какой собственностью обладает и распоряжается. Так, понятие «психологическое пространство личности» исследователи рассматривают как «значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни субъекта и защищаемый им доступными физическими и психологическими средствами». Это пространство включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек отождествляет себя (территория, предметы, привязанности, установки). Измерения психологического пространства, по определению С.К. Нартовой-Бочавер, - это «контурные точки» описания личности во всей простоте или сложности её устройства. Согласно эмпирическому исследованию С.К. Нартовой-Бочавер, психологическое пространство личности переживается субъектом как сохранное или нарушенное, что выражается в чувстве покоя или беспокойства; осознается вблизи своих границ и не осознается в тех областях, которые в последнее время не подвергались изменениям; выражается в поведении, направленном на объекты значимые для внутреннего мира. Границы пространства определяют отношение к малому и большому социуму - семье и друзьям, социальной группе, этносу, человечеству. Феномен «отношения» существенно влияет на принятие или непринятие изменений в обществе. Общий уровень социально - психологического благополучия и экономического благосостояния является фактором, влияющим на процесс политической социализации общества. В результате реформ бывшее государственное жилье в массовом масштабе перешло к населению. Этот переход был инициирован государством. Часть населения становилось собственниками жилья не по собственной внутренней мотивации, а «под прессом» необходимости, ввиду проводимых государственных реформ. Согласно цели нашего исследования, необходимо описать и проанализировать социально-психологические последствия практики правообладания жилой собственностью, а также социально-психологические последствия депривации отношений собственности на жилье. Мы полагаем, что опыт владения правами собственности на жилье оказывает влияние на эмоциональный фон личности владельца и обусловливает сохранность его психологического пространства. Тем не менее, отношения собственности затрагивают как социально-психологическую, так и социальную сферы субъектов исследования, поэтому для создания адекватной реальности программы эмпирического исследования необходимо использование и психологических, и социологических концепций. Проблема социально - психологического отношения к собственности требует комплексного, междисциплинарного рассмотрения и предполагает научный поиск на прикладном (эмпирическом) и теоретическом (концептуальном) уровнях. Заключение Следовательно, излишняя модернизация городской среды, непродуманные нововведения в пространство города, уничтожение зданий, построенных по архитектурным образцам прошлого, может вызывать у людей негативные эмоции, что следует учитывать при проектировании современной городской среды. Много прилагательных, характеризующих город, в ответах испытуемых указывают на отношение к городу как к живому, что показывает, насколько велико воздействие окружающей среды на человека и как важно заниматься этой проблемой. Мы надеемся, что наша работа будет способствовать объединению и сотрудничеству людей, от которых зависит проектирование нашего города. Список литературы 1. Гегель Г. Политические произведения. М., 2008. 2. Нартова-Бочавер С. К. Опросник «Суверенность психологического пространства» - новый метод диагностики личности// Психологический журнал. 2007. том 25. №5. 3. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «Психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение// Психологический журнал, 2007, том 24, № 6, с. 27-36. 4. Российская газета - Центральный выпуск №4576 от 31 января 2008. 5. Радина Н.К. Экономическая социализация воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//Психологическая наука и образование. 2008. №4. 6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2008. 7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии; МОДЭК, 2005. 9. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл: Эксмо, 2004. 10. Леонтьев А. Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев. // Мир психологии. - 2003. - N 4. 11. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2005. 12. Тоффлер Элвин. Шок будущего./ Авт. предисл. и науч. ред. П. С. Гуревич; Пер. с англ.: Е. Руднева и др. - М. : АСТ, 2007. 13. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет: Книжный дом "Университет", 2008. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |