рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Профессиограмма библиотекаря рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Профессиограмма библиотекаря

Профессиограмма библиотекаря

Профессиограмма библиотекаря

Общая характеристика

Библиотекарь - человек, который работает в библиотеке и выдает людям книжки. Это вполне понятное и привычное для всех определение. Однако в настоящее время, когда электронно-вычислительная техника прочно вписалась во все сферы деятельности человека, работа библиотекаря не ограничивается только выдачей книг. Можно предположить, что должен знать подготовленный специалист, если на его обучение уходит пять лет в высшем учебном заведении. Так что же сейчас представляет собой эта профессия?

В первую очередь необходимо выяснить, для чего она вообще нужна. Компьютеры и Интернет предоставляют сейчас просто неограниченные ресурсы по поиску необходимой информации по всему свету. При желании, можно отыскать даже старые, вековой давности летописи. Но не все согласятся, что читать даже с модного ЖК-монитора приятнее, чем держать в руках добротную книгу. Но иметь у себя все книги невозможно. Таким образом, библиотека до сих пор предоставляет нам возможности поиска информации в удобном для нас виде. А библиотекарь помогает ускорить этот процесс, быстро и точно определить параметры поиска, предоставит список похожей литературы. В будущем, на мой взгляд, все это будет делаться не без помощи быстрых компьютеров, но человек всегда останется более компетентным и, что самое важное, приятным в общении. С компьютером же не поспоришь по поводу прочитанной книги, не обсудишь понравившиеся произведения.

Однако достаточно часто работа библиотекаря не ограничивается только привычными операциями. Часто эта профессия оказывается, связана с музейной работой, с краеведческими исследованиями. Именно поэтому предпочтительным стало принятие на работу библиотекарей с высшим образованием, которое предоставляет, к примеру, Институт культуры. Среднее образование предоставляет лишь Могилевский библиографический техникум, выпускающий ежегодно группу в 25-30 человек. Особенно высшее образование понадобилось с появлением новой Национальной библиотеки. Но и маленьких районных библиотек тоже немало, что позволяет достаточно свободно найти работу по специальности. Естественно, Национальная библиотека несравнимо более оснащена современными компьютерными технологиями, что требует умения ими пользоваться. В районных библиотеках самым сложным техническим оборудованием пока остается только ксерокс, который может освоить любой человек. Хотя в идеале в каждой библиотеке должна быть компьютерная база данных, позволяющая несравнимо быстрее отыскивать необходимые произведения, что ускорит выполняемую работу. Читальные залы должны быть оснащены персональными компьютерами, позволяющими читателям самостоятельно оформлять информацию в электронном виде, а также принтерами и сканерами для вывода этой информации на любые носители. Необходим сайт, позволяющий читателям из любого места в любое время узнать, какая литература присутствует в библиотеке. Библиотекари работают в две смены без перерыва, рабочая неделя шестидневная. Заработная плата библиотекаря с высшим образованием составляет около полумиллиона белорусских рублей. Работа библиотекаря также тесно связана с деятельностью социальных служб. Районные библиотеки обслуживают не только город и близлежащие села, но и удаленные деревни, что требует деятельность выездных библиотекарей, ориентированных на любую аудиторию. Также библиотекари работают с такими категориями населения, как пенсионеры и инвалиды, что требует выезд на дом.

Производственные операции и условия труда

Основные операции, выполняемые библиотекарем:

ь обслуживание читателей, оформление и выдача литературы на дом;

ь организация выставок, культурно-просветительных мероприятий, кружков и клубов различной тематики;

ь создание и обслуживание электронных каталогов, Интернет-сайтов;

ь предоставление услуг сохранения и распечатывания информации с электронных носителей;

ь заполнение необходимой документации, в том числе на получение новых книг;

По классификации Климова профессия библиотекаря относится к типу «человек - человек», «человек - знаковая система», в некоторой степени «человек - техника», с преобладанием ручного труда. По форме действия библиотекаря носят речевой и умственный характер.

Выполняемые операции требуют достаточно высокой скорости в обслуживании читателей, точности, корректности выполнения.

Условия труда представляют собой:

ь наличие рабочего места (стола, стула, компьютера) в помещении со стеллажами книг свободного доступа;

ь наличие отдельных помещений - книгохранилищ;

ь наличие залов для проведения различных мероприятий, читальных залов, оборудованных компьютерами.

Библиотечные залы должны быть достаточно освещены лампами дневного света, окрашены в светлые пастельные тона, иметь хорошую звукоизоляцию от городского шума, не находиться на месте, под которым проходит подземный транспорт, создающий излишнюю вибрацию. Помещения проветриваемые, с кондиционерами или с большими окнами, имеющими жалюзи для снижения яркой солнечной освещенности в летний период. В библиотеке должна присутствовать буфет, позволяющий не тратить слишком много времени на обеденный перерыв читателей.

Психограмма

Важными физиологическими качествами, необходимыми библиотекарю, являются:

ь хорошая память, которая необходима для запоминания расположения книг на полках, сюжетов прочитанных произведений с целью оценки и совета читателям;

ь достаточно быстрое чтение, позволяющее знать содержание как можно большего количества книг;

ь хорошее зрение;

ь быстрая скорость мышления и анализа поступающей информации, принятия решения;

К важным личностным качествам относятся:

ь усидчивость, умение сосредотачиваться на одной деятельности, способность к быстрой смене деятельности (при непрерывном потоке посетителей);

ь умение быстро писать и печатать (при наличие компьютерного оснащения);

ь способность выдерживать длительную нагрузку (физическую и эмоциональную)

ь коммуникабельность, корректность по отношению ко всем читателям (вне зависимости от личной приязни/неприязни), вежливость, отзывчивость, способность отстоять собственное мнение без выступания в споры и оскорблений, умение слушать и слышать людей, непредвзятость;

ь ответственность по отношению к людям и выполняемой работе, пунктуальность, точность;

ь отсутствие эмоционального напряжения при длительной монотонной деятельности (по оформлению документации) или в отсутствие субъектов общения.

ь эмоциональная уравновешенность - необходимый контроль за своими эмоциями, их проявлениями;

ь эстетическое чувство красоты, позволяющее наиболее привлекательно для читателей подать имеющуюся литературу;

ь интеллектуальная начитанность, обширные знания по всем областям, связанным с литературными произведениями, авторами;

К основным производственным ошибкам можно отнести неточное и неправильное обращение с техническим оборудованием, некорректное отношение к читателям, описки и опечатки в документации, неспособность быстро отыскать необходимую литературу. Эти ошибки могут быть обусловлены недостаточным уровнем профессиональной подготовки, несоответствием личностных качеств выполняемой деятельности, рассеянностью внимания, памяти, физиологическими и психологическими нагрузками. Чаще всего они немотивированны и неосознанны (за исключением ошибок, касающихся общения с другими людьми).

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее важными качествами для библиотекаря являются коммуникативность, непредвзятость, самоконтроль, усидчивость, внимательность к людям и ситуациям, умение работать с большими объемами информации. Все эти качества позволяют библиотекарю успешно заниматься выбранной деятельностью с пользой себе и людям.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты