|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Профессиограмма библиотекаряПрофессиограмма библиотекаряПрофессиограмма библиотекаря Общая характеристика Библиотекарь - человек, который работает в библиотеке и выдает людям книжки. Это вполне понятное и привычное для всех определение. Однако в настоящее время, когда электронно-вычислительная техника прочно вписалась во все сферы деятельности человека, работа библиотекаря не ограничивается только выдачей книг. Можно предположить, что должен знать подготовленный специалист, если на его обучение уходит пять лет в высшем учебном заведении. Так что же сейчас представляет собой эта профессия? В первую очередь необходимо выяснить, для чего она вообще нужна. Компьютеры и Интернет предоставляют сейчас просто неограниченные ресурсы по поиску необходимой информации по всему свету. При желании, можно отыскать даже старые, вековой давности летописи. Но не все согласятся, что читать даже с модного ЖК-монитора приятнее, чем держать в руках добротную книгу. Но иметь у себя все книги невозможно. Таким образом, библиотека до сих пор предоставляет нам возможности поиска информации в удобном для нас виде. А библиотекарь помогает ускорить этот процесс, быстро и точно определить параметры поиска, предоставит список похожей литературы. В будущем, на мой взгляд, все это будет делаться не без помощи быстрых компьютеров, но человек всегда останется более компетентным и, что самое важное, приятным в общении. С компьютером же не поспоришь по поводу прочитанной книги, не обсудишь понравившиеся произведения. Однако достаточно часто работа библиотекаря не ограничивается только привычными операциями. Часто эта профессия оказывается, связана с музейной работой, с краеведческими исследованиями. Именно поэтому предпочтительным стало принятие на работу библиотекарей с высшим образованием, которое предоставляет, к примеру, Институт культуры. Среднее образование предоставляет лишь Могилевский библиографический техникум, выпускающий ежегодно группу в 25-30 человек. Особенно высшее образование понадобилось с появлением новой Национальной библиотеки. Но и маленьких районных библиотек тоже немало, что позволяет достаточно свободно найти работу по специальности. Естественно, Национальная библиотека несравнимо более оснащена современными компьютерными технологиями, что требует умения ими пользоваться. В районных библиотеках самым сложным техническим оборудованием пока остается только ксерокс, который может освоить любой человек. Хотя в идеале в каждой библиотеке должна быть компьютерная база данных, позволяющая несравнимо быстрее отыскивать необходимые произведения, что ускорит выполняемую работу. Читальные залы должны быть оснащены персональными компьютерами, позволяющими читателям самостоятельно оформлять информацию в электронном виде, а также принтерами и сканерами для вывода этой информации на любые носители. Необходим сайт, позволяющий читателям из любого места в любое время узнать, какая литература присутствует в библиотеке. Библиотекари работают в две смены без перерыва, рабочая неделя шестидневная. Заработная плата библиотекаря с высшим образованием составляет около полумиллиона белорусских рублей. Работа библиотекаря также тесно связана с деятельностью социальных служб. Районные библиотеки обслуживают не только город и близлежащие села, но и удаленные деревни, что требует деятельность выездных библиотекарей, ориентированных на любую аудиторию. Также библиотекари работают с такими категориями населения, как пенсионеры и инвалиды, что требует выезд на дом. Производственные операции и условия труда Основные операции, выполняемые библиотекарем: ь обслуживание читателей, оформление и выдача литературы на дом; ь организация выставок, культурно-просветительных мероприятий, кружков и клубов различной тематики; ь создание и обслуживание электронных каталогов, Интернет-сайтов; ь предоставление услуг сохранения и распечатывания информации с электронных носителей; ь заполнение необходимой документации, в том числе на получение новых книг; По классификации Климова профессия библиотекаря относится к типу «человек - человек», «человек - знаковая система», в некоторой степени «человек - техника», с преобладанием ручного труда. По форме действия библиотекаря носят речевой и умственный характер. Выполняемые операции требуют достаточно высокой скорости в обслуживании читателей, точности, корректности выполнения. Условия труда представляют собой: ь наличие рабочего места (стола, стула, компьютера) в помещении со стеллажами книг свободного доступа; ь наличие отдельных помещений - книгохранилищ; ь наличие залов для проведения различных мероприятий, читальных залов, оборудованных компьютерами. Библиотечные залы должны быть достаточно освещены лампами дневного света, окрашены в светлые пастельные тона, иметь хорошую звукоизоляцию от городского шума, не находиться на месте, под которым проходит подземный транспорт, создающий излишнюю вибрацию. Помещения проветриваемые, с кондиционерами или с большими окнами, имеющими жалюзи для снижения яркой солнечной освещенности в летний период. В библиотеке должна присутствовать буфет, позволяющий не тратить слишком много времени на обеденный перерыв читателей. Психограмма Важными физиологическими качествами, необходимыми библиотекарю, являются: ь хорошая память, которая необходима для запоминания расположения книг на полках, сюжетов прочитанных произведений с целью оценки и совета читателям; ь достаточно быстрое чтение, позволяющее знать содержание как можно большего количества книг; ь хорошее зрение; ь быстрая скорость мышления и анализа поступающей информации, принятия решения; К важным личностным качествам относятся: ь усидчивость, умение сосредотачиваться на одной деятельности, способность к быстрой смене деятельности (при непрерывном потоке посетителей); ь умение быстро писать и печатать (при наличие компьютерного оснащения); ь способность выдерживать длительную нагрузку (физическую и эмоциональную) ь коммуникабельность, корректность по отношению ко всем читателям (вне зависимости от личной приязни/неприязни), вежливость, отзывчивость, способность отстоять собственное мнение без выступания в споры и оскорблений, умение слушать и слышать людей, непредвзятость; ь ответственность по отношению к людям и выполняемой работе, пунктуальность, точность; ь отсутствие эмоционального напряжения при длительной монотонной деятельности (по оформлению документации) или в отсутствие субъектов общения. ь эмоциональная уравновешенность - необходимый контроль за своими эмоциями, их проявлениями; ь эстетическое чувство красоты, позволяющее наиболее привлекательно для читателей подать имеющуюся литературу; ь интеллектуальная начитанность, обширные знания по всем областям, связанным с литературными произведениями, авторами; К основным производственным ошибкам можно отнести неточное и неправильное обращение с техническим оборудованием, некорректное отношение к читателям, описки и опечатки в документации, неспособность быстро отыскать необходимую литературу. Эти ошибки могут быть обусловлены недостаточным уровнем профессиональной подготовки, несоответствием личностных качеств выполняемой деятельности, рассеянностью внимания, памяти, физиологическими и психологическими нагрузками. Чаще всего они немотивированны и неосознанны (за исключением ошибок, касающихся общения с другими людьми). Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее важными качествами для библиотекаря являются коммуникативность, непредвзятость, самоконтроль, усидчивость, внимательность к людям и ситуациям, умение работать с большими объемами информации. Все эти качества позволяют библиотекарю успешно заниматься выбранной деятельностью с пользой себе и людям. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |