|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Просоциальное и антисоциальное поведение в обществеПросоциальное и антисоциальное поведение в обществе1 ОГЛАВЛЕНИЕВведение.ГЛАВА I. Просоциальное и антисоциальное поведение в обществе.ГЛАВА II. Теоретический анализ подачи информации СМИ.1.1 Анализ способа и содержания подаваемой информации в телевизионных новостях.1.2 Особенности размещения в сетке вещания. 1.3 Смысловой ряд. 1.4 Создание событий. 1.5 Сокрытие событий. 1.6 Анализ подаваемой информации 1.7 Псевдопроблемы. ГЛАВА III Практическая часть.Выводы.Список литературы.Цель: Анализ агрессивного и просоциального поведения в телевизионных новостях.Задачи: 1. Теоретический анализ подачи информации СМИ.2. Анализ агрессивного и просоциального поведения в телевизионных новостях по результатам исследования.Гипотеза: Агрессивное поведение в телевизионных новостях преобладает над просоциальным поведением.ВведениеНаше общество сильно зависит от средств массовой информации, одним из весьма эффектив-ных способов изучения распространенности просоциального поведения и ее сравнения с распространенностью антисоциального поведения яв-ляется изучение освещения этого поведения в программах новостей. Никакие средства общения в прошлом ни по оперативности сообщений, ни по широте охвата аудитории не могут идти ни в какое сравнение с современными средствами массового воздействия, возможности которых неизмеримо продолжают возрастать. Огромные возможности влияния на широкие слои народа возникли благодаря средствам массовых коммуникаций, прогрессу современной техники. Пресса, радио, кино, телевидение, реклама воздействуют на самые разнообразные слои населения; эту возросшую техническую мощь средств информации использует как определенный канал управления обществом, манипуляции сознанием и поведением. Подача даже одинаковой по содержанию информации может быть различной по характеру, по тому, как её преподносит, ориентируясь на запросы своей аудитории, конкретное издание или компания. Среди такого огромного количества источников информации, которое существует в наше время, очень трудно найти два абсолютно одинаковых взгляда на любую проблему. Средства массовой информации освещают множество проблем, и каждый канал преподносит информацию по-своему. На современном этапе развития общества актуальна проблема антисоциального и просоциального поведения людей. Проанализировать какое поведение в обществе превалирует, возможно только с помощью средств массовой информации, которое информируют общество о происходящих событиях по всему миру. Оптимальный вариант - это телевизионные программы новостей, в которых коротко и по существу излагается суть происходящего. Рассмотрим телевизионные программы новостей, которые транслируются несколько раз в течении дня по нескольким телевизионным каналам и проведем контент - анализ на тему «Какого поведения в обществе больше - просоциального или антисоциального?». ГЛАВА I. Просоциальное и антисоциальное поведение в обществе. Просоциальное поведение (от лат. рrо - приставка, обозначающая действующего в интересах кого-то и socialis - общественный) -- поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп. Противоположно антисоциальному поведению. Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки) до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма ( иногда - мотивом помощи, иногда - заботы о людях ). Вот как определил этот важный человеческий мотив Г.Маррей, который одним из первых назвал его в своих работах. Данный мотив проявляется в том, чтобы "высказывать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного Просоциальное, поведение можно определить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета. Антисоциальное поведение - тип поведения, характеризующийся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в обществе. Антисоциальное поведение - вид поступков, проявляющихся в изоляции индивида от других людей или в частых конфликтах с другими людьми или социальными институтами, акт антисоциального, отклоняющегося от нормы поведения, посягающий на общественные отношения, охраняемые уголовным законом. ГЛАВА II. Теоретический анализ подачи информации СМИ. 1.1 Анализ способа и содержания подаваемой информации в телевизионных новостях. Для того чтобы правильно распознать действительно антисоциальное и просоциальное поведение, необходимо учитывать ряд факторов и способов подачи материала в телевизионных выпусках новостей. Эти факторы могут оказывать непосредственное влияние на восприятие личностью новостей и отнесение их в сознании как к группе просоциальных, так и к группе антисоциальных новостей. Внимательно посмотрев на телевизионную программу новостей, можно сделать определенные выводы. А именно: 1.2 Особенности размещения в сетке вещания. Наше восприятие новостей зависит от особенностей размещения сериалов в сетке вещания (при условии их просмотра). Последние настраивают человека на преобладание определенного типа восприятия. Как правило, это некритичная, пассивная позиция стороннего наблюдателя. И так изо дня в день, подобный способ восприятия входит в привычку. Зритель следит за судьбой героев, интересуется ими, не связывая их проблемы непосредственно с собой -- не анализирует обстановку, а просто «отдыхает». Не исключено, что именно такое восприятие будет преобладать и при просмотре вечерних новостей. Человек просто не успеет перестроить мышление. К тому же, сериалы, идущие после программы «Время», мотивируют его не менять данной установки, и новости отчасти воспринимаются как информация между фильмами до 22.00 и фильмами после 22.00. 1.3 Выпуски новостей построены по принципу «Смыслового ряда». Смысловой ряд -- это группа новостей, объединенная единым эмоциональным фоном. То есть информация, которая, по мнению редактора, будет оценена зрителем, как «положительная» или как «отрицательная», подается отдельным блоком. Сообщения о войнах, авариях и природный бедствиях зачастую идут подряд, не перемешиваясь с «хорошими» новостями и наоборот. Негативные смысловые ряды -- это, как правило, два, три репортажа, следующие один за другим, и повествующие о болезнях и террористических актах и т.д. Сведения, оцениваемые как нейтральные или позитивные, напротив, образуют «позитивные смысловые ряды». Секрет влияния смысловых рядов прост. Зритель, свыкшийся с чередованием блоков «плохой» и «хорошей» информации, при первом же негативном репортаже, будет готов к продолжению смыслового ряда. Это значит: ему известно, что если показали одну «плохую» новость, за ней последует еще несколько таких же. Как правило, данный ряд новостей человек воспринимает как нежелательный и неприятный. И это не удивительно, кого могут обрадовать погибшие дети или вид разрушенных домов? Прием манипуляции заключается в том, чтобы включить в блок отрицательных новостей нейтральную информацию с целью придания ей негативного подтекста за счет общего негативного оттенка смыслового ряда. Как правило, включают лишь один небольшой репортаж, чтобы эффект от просмотра негативного смыслового ряда не исчезал. 1.4 Создание событий. Так, при описании относительно безопасного, рядового происшествия используются преувеличения, военные термины. В выпуске новостей о снегопадах в Европе, была использована фраза «Снежный плен». Новости о ситуации вокруг куриного гриппа: «Гонконг перешел на осадное положение». Стоит отметить, что все телеведущие именовали куриный грипп эпидемией, пренебрегая медицинскими критериями последней (2% больных от здорового населения). На день выпуска новостей, больных по всему миру насчитывалось не более 16 человек. Логичнее было бы сказать, что: «в ряде стран выявлены единичные случаи куриного гриппа». На телевидении, напротив, пытались преувеличить масштабы заболевания, объявить его массовым и вызвать у людей тревогу. «Куриный грипп захватывает все новые страны…». Применение медицинской терминологии допускается и в репортажах о проблемах ЖКХ, что несколько преувеличивает их значимость. «Владивосток… Незаконные врезки в батареи приобрели характер эпидемии». 1.5. «Сокрытие событий». Этот прием заключается в подаче негативной информации посредством ее позитивной интерпретации. Это своеобразный способ «смягчения» новостей. Например, дело об дезертировавших новобранцах освещалось на ОРТ примерно в следующем ключе. «По делу о дезертировавших новобранцах будет допрошен генерал». «Генеральная прокуратура привлекла военных по делу о дезертировавших новобранцах» Во всех этих случаях происходило смещение акцентов. В центр внимания выводилась не проблема новобранцев, а активная работа правоохранительных органов в связи с этим. И та новость и не та. Еще «сокрытие событий» может осуществляться с помощью определенной расстановки сообщений. К примеру, разбор завалов в рухнувшем доме, предварялся кадрами катастрофы в Иране. Безусловно, на фоне трагической аварии, завалы выглядели уже не так драматично. 1.6. Анализ подаваемой информации Информация, подаваемая некоторыми журналистами, особенно в коротких выпусках, отличается повышенным содержанием новостей высокой степени интенсивности. Подобный тип новостей привлекает внимание телезрителя, поскольку событие, полное драматизма, борьбы интересов и даже насилия, чаще интересует простого человека, чем репортажи с фондовых рынков. В этом смысле новости привлекают к себе больше внимания. 1.7 Псевдопроблемы. Псевдопроблемы -- это виртуальные, мнимые проблемы, о которых утверждается как о реальных. «Создание проблемы -- это целенаправленный отбор информации и придание высокой значимости тем или иным событиям». Эти события, на самом деле, несущественны и отвлекают человека от осмысления более актуальных вопросов. В репортажах, освещающих такие проблемы, как правило, говорится об угрозе чего-либо. Это может быть угроза снегопада, схода лавины -- того, что еще не случилось, но вот-вот будто бы произойдет. При этом зрителю предлагается видеоряд уже бушующего снегопада или последствий схода лавины. Здесь приведены лишь некоторые моменты, влияющие на восприятие личностью новостей. Проведем контент-анализ выпусков новостей в течении 7 дней на 3 телевизионных каналах. Глава III Практическая часть. Контент-анализ агрессивного и просоциального поведения в телевизионных новостях Данные контент-анализа телевизионных программ новостей с 23 по 30 октября 2007 года (1 неделя). За указанный период 3 общероссийских канала: ОРТ, РТР и НТВ, продемонстрировали 93 выпуска программ новостей. Если взять это число за 100%, то доли телеканалов будут следующими: · ОРТ - 34,4% (в среднем 5 программ за день) · РТ Р - 27,9% (в среднем 4 программы за день) · НТВ - 37,6% (в среднем 5 программ за день) В день анализировалось по 3 выпуска программ новостей на каждом из 3 каналов. Всего 9 выпусков новостей в день, 63 выпуска в неделю. В день: ОРТ 3 выпуска по 20 - 30 минут «Новости»; РТР 3 выпуска по 10 - 20 минут «Вести»; НТВ 3 выпуска по 20 - 35 минут «Сегодня». Использовался метод непо-средственного наблюдения. Классификатор контент-анализа
Таблица БЛАНК
Итого: просоциальных событий: 1086, то есть 24%; антисоциальных событий: 1332, то есть 30%; нейтральной информации: 2091, то есть 46%. Из них на долю каждого канала приходится: просоциальных новостей - ОРТ - 417, то есть 38,3%; РТР - 228, то есть 20,9 %; НТВ - 441, то есть 40,6 %; антисоциальных новостей - ОРТ - 533, то есть 40%; РТР - 507, то есть 38 %; НТВ - 292, то есть 22 %; нейтральных сообщений - ОРТ - 602, то есть 28,7%; РТР - 524, то есть 25 %; НТВ - 965, то есть 46,3 %; Вывод: Из полученных результатов видно, что сообщения нейтрального характера, в общем, на телеканалах транслируют в 2 раза чаще, чем антисоциальных и просоциальных. Антисоциальных новостей освещается на 6 % больше, чем просоциальных. На каждом канале соотношение просоциального и антисоциального характера сообщений различается. Канал ОРТ показывает просоциальных новостей - 38,3%; антисоциальных - 40%; нейтральных 28,7%; Канал РТР показывает просоциальных новостей - 20,9%; антисоциальных - 38%; нейтральных 25%; Канал НТВ показывает просоциальных новостей - 40,6%; антисоциальных - 22%; нейтральных 46,3%. То есть каналы ОРТ и РТР показывают больше антисоциальных новостей, а канал НТВ больше нейтральных. Итак: гипотеза, что агрессивное поведение в телевизионных новостях преобладает над просоциальным поведением подтвердилась. Но по результатам исследования видно, что антисоциальное преобладает над просоциальным всего на 6%. Сообщения о просоциальных новостях освещены реже, чем они происходят в реальной жизни, так как журналистам необходимо держать зрителей в напряжении и подогревать их интерес шокирующими известиями. Литература 1. Архив рассылки Центра экстремальной журналистики.(Интернет-ресурс) 2. Харрис. Психология массовых коммуникаций.(Интернет-ресурс) 3. Артемий Котов. Речевое воздействие. (Интернет-ресурс) 4. Энциклопедия методов пропаганды// Под ред. Виктора Сороченко. (Интернет-ресурс) 5. Харрис. Психология массовых коммуникаций. (Интернет-ресурс) 6. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. -- «Орияны». Киев, 2000 7. Энциклопедия методов пропаганды// Под ред. Виктора Сороченко. (Интернет-ресурс) 8. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г.В. Осипов.-М., 1998 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |