|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Психические особенности принятия образа тела у склонных к полноте людейПсихические особенности принятия образа тела у склонных к полноте людейСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Образ как осознанное отражение действительности 1.1. Понятие образа в психологии 1.2 Образ тела как психологический феномен 1.3 Осознание собственного тела 1.3.1 Ампутированные конечности 1.3.2 Неврологические расстройства 1.3.3 Телесные ощущения и восприятие формы тела 1.4 Предварительные замечания о соотношении физического и психического 1.4.1 Дифференциация тела и души 1.4.2 Связь между телом и душой как предмет исследования 1.4.3 Сопряженные проявления физического и психического как доступный исследованию факт 2. СООтношение собственного «Я» и образа тела у белорусских женщин ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Во все времена человек находился в поиске идеала красоты собственного тела, который, в свою очередь, был нестабильным. Принимая за него определенные параметры фигуры, он прилагал все усилия, чтобы им соответствовать, но затем взгляды менялись, и человек устремлялся к новому идеалу. В итоге вошел в обиход термин «нормативной неудовлетворенности» собственным телом, характеризующий «обыденность» большего уровня неудовлетворенности собственным телом у женщин, чем у мужчин на протяжении всей жизни. Как и любая ценность, красота человеческого тела является таковой только в аспекте принятия ее обществом. При этом общественное мнение формируется и поддерживается средствами массовой информации, семьей, ближайшим окружением: друзьями, коллегами, знакомыми и даже случайными людьми. Неосторожно оброненная фраза по поводу внешности при определенных условиях может явиться причиной снижения самооценки человека, потери ощущения собственной уникальности и значимости социальных контактов, нарушения образа собственного тела. Особенное большое внимание к своим внешним данным, так же, как и к мнению о них окружающих, - одно из важнейших свойств подросткового и юношеского периодов, поскольку в период данного возрастного криза происходит формирование личности с ее ценностными установками, переход от сознания индивидуального к сознанию общественному, а также определение социальной роли. Вспомним с Вами постоянное напоминание во всех СМИ о основных параметрах идеала женской фигуры «90-60-90» в конце ХХ - начале ХI века и мы сразу поймем насколько сильное психологическое давление оказывается на людей, не обладающими данными параметрами тела. Мы (особенно женщины) постоянно находимся в тесном кольце многочисленной рекламы средств для похудения и тренажеров, мы все чаще слышим про диагноз «куклы Барби», постоянное выступление телезвезд с различными диетами, вплоть до удаления нижних ребер. Согласно результатам последнего опроса, проведенного в Великобритании, только 3% женщин довольны своим телом, a 73% постоянно думают о своих размерах и объемах. Полученные же в процессе замеров цифры мешают женщинам спать спокойно и являются причиной плохого настроения. В исследовании приняло участие более 5000 женщин, 91% из которых признались, что недовольны своими бедрами, 77% - своей талией, 78% опрошенных женщин страдают, по их мнению, от целлюлита. 2/3 британских леди не считают свою фигуру привлекательной, и недовольны своими формами и весом. Шесть из десяти респонденток также признались, что причиной их сезонной депрессии может стать их собственное тело, которое уже давно не радует свою хозяйку. 65% опрошенных британским журналом REAL представительниц прекрасной половины человечества думают, что их жизнь наладилась бы в том случае, если бы изменилось мнение о собственной фигуре, что подразумевает под собой изменение самой фигуры. Участницами опроса, сообщает журнал REAL, стали женщины, средний возраст которых составляет 33 года, а вес половины респондентов соответствует норме. Несмотря на это, 84% хотели бы весить меньше и быть несколько стройней, чем они есть на самом деле. Редактор журнала REAL мисс Риз заметила, что причина недовольства своей фигурой кроется в навязывании стереотипов. О том, как должна выглядеть настоящая женщина, хорошо знают знаменитости, на которых равняется большинство людей, которые не понимают насколько сильно отличается образ жизни экранных див от образа жизни обычной женщины, которой приходится, по большому счету, совмещать обязанности бизнес-вумен, няньки и домработницы. В ходе исследования также выяснилось, что 91% женщин довольны тем, как выглядят их партнеры. Поэтому целью данной курсовой работы явилось изучение принятия образа тела у склонных к полноте людей. Для реализации заданной цели были сформулированы следующие задачи: - Анализ научной и психологической литературы по изучаемой проблеме; - Выявление особенностей понятия «образ тела»; - Подбор необходимого материала для изучения рассматриваемого аспекта курсовой работы; - Составление, проведение и анализ диагностических данных по исследуемой проблеме. Наше исследование было посвящено проблеме содержания и структуры образов женщины отражаемых их собственным сознанием. Объектом исследования являлись белорусские женщины в возрасте 25-45 лет, склонные к полноте. Предмет исследования: образ тела у склонных к полноте женщин. В результате была сформирована следующая гипотеза исследования: женщины, склонные к полноте, в большинстве своем не воспринимают себя адекватно, постоянно чувствуя себя неполноценной в жизни, испытывая подавленное состояние и постоянное неудовлетворение не только своей фигурой, но и жизнью, как личной, так и социальной. В исследовании принимали участие 20 женщин в возрасте от 25 до 45 лет, имеющие семью и детей. 1. Образ как осознанное отражение действительности 1.1 Понятие образа в психологии Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Кроме широкого толкования этого понятия существуют и другие его значения. Так, например, нередко образ рассматривают как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения. На сегодня можно выделить три основных подхода к пониманию образа: конкретно-перцептивный (образ выступает как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения); расширительно-отражательный (образ рассматривается как многомерное психологическое образование А.Н.Леонтьев), субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий); социально-перцептивный (образ понимается как представление о социальных объектах и явлениях, включающих представление субъекта о самом себе). Два первых являются наиболее употребительными и достаточно изученными, третий подход становится одним из наиболее интенсивно прогрессирующих в последнее время. В настоящее время концепция социальных представлений, разработанная С.Московичи в 1961 году и получившая мировое признание в 80-х годах, становится одним из наиболее влиятельных направлений в психологии социального познания в мировой науке [13, с.147]. Экспериментальное изучение восприятия в конце девятнадцатого, начале двадцатого столетий, привело к идее о том, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Сложилось целое направление, которое выдвинуло программу изучения психики с точки зрения гештальтов (образов), целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. Образ рассматривался как функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Такое толкование первоначально применялось к описанию психики, а затем распространилось на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Серьезное внимание анализу влияния образов на поведение человека уделяли создатели теории субъективного бихевиоризма Д.Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. Они определяли образ как "...все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире, в котором он существует..." По их мнению, образ "...включает все, что приобрел организм - его оценки наряду с фактами..." [3, с.445]. Важность изучения проблемы образа и ее влияния на практическую деятельность подчеркивал Б.Ф.Ломов: "К числу важнейших проблем психологической науки принадлежит проблема образа. Ее разработка имеет исключительное значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретической базы специальных психологических дисциплин. Не менее актуальна она и для решения многочисленных практических задач, которые ставятся перед психологией" [21, с.253]. Об этом же говорит и Е.А.Климов: «Одним из фундаментальных понятий психологии является «образ» (как отображение субъектом некоторой реальности, включая и самого субъекта). ... Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) - необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми» [17, с.125]. Как правило, образ рассматривают в качестве носителя информации, и в связи с этим исследуется его гносеологическая функция, в первую очередь роль образов в зрительном восприятии, образной памяти, образном мышлении и воображении. В то же время, в психологической литературе достаточно часто встречается использование понятия "образ" и в несколько иных функциональных значениях, что позволяет сделать вывод не только о "многообразности, многокатегориальности и полимодальности" образов", но и об их полифункциональности. 1.2 Образ тела как психологический феномен В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова Е.Т. и др.). В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности. Человек обычно принимает свою личность как нечто, само собой разумеющееся. Расщепление Я и тела принято называть шизоидным отклонением, которое лежит в основе проблемы отождествления. В подобном переживании отсутствует чувствование собственного тела, и человек ощущает нереальность себя как телесной оболочки. Такой феномен известен как деперсонализация. Если подобные явления продолжаются, человек теряет не только чувство отождествленности, но и сознательное понимание личности [5, с.29]. Неуверенность в своем отождествлении характерна для людей нашей культуры. Отождествление, основанное на образах и ролях, рано или поздно перестает удовлетворять. Многие психотерапевты отмечают, что число пациентов, проявляющих шизоидные черты, неуклонно растет. Типичное для нашего времени психическое затруднение - не истерия, как во времена Фрейда, а шизоидный тип. Не стоит забывать о том, что человек ощущает реальность мира только через собственное тело (через органы чувств). Поэтому, совершенно очевидно, что проблему расщепления нельзя разрешить, не улучшив состояние тела. Метаболизм обеспечивает тело энергией, которая реализуется в движении. Если в крови ощущается недостаток кислорода, то подвижность всех процессов в организме будет снижена, и наоборот, всякое уменьшение подвижности тела влияет на метаболизм, т.к. именно движение определяет дыхание человека [23, с.87]. Дыхание происходит спонтанно и непрерывно, оно дышит нами в течение всей жизни, но в то же время мы можем направленно влиять на него и формировать его осознанно. Веками был известен тот факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания. Процедуры, которые использовались в этих целях в древних культурах Востока, варьировались от активных вмешательств в дыхательный процесс до методов духовных практик. Во многих случаях работа с дыханием проводилась ради достижения состояния "просветления" или для приближения человека к Богу. В некоторых примитивных религиях неофиты переживали ритуальную смерть, задыхаясь от дыма, или в результате перехватывания дыхания при зажатии сонных артерий. Глубокие изменения в состоянии сознания также могут быть вызваны изменением частоты дыхания - гипервентиляцией, и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих приемов. Хорошо разработанные методы такого типа можно найти в древнеиндийской науке о дыхании - Пранаяме. Более утонченные методы занимают особое место в практике буддизма [19, с.246]. Иногда подобные приемы усиливают релаксацию, причем настолько, что вызывают галлюцинации. Случаются сильные переживания, связанные с приливом чувства любви ко всему человечеству, единение с природой, Богом. Мы не ставим себе целью рассматривать подобные трансцендентные переживания, но тем не менее не отрицаем обширных возможностей методов холотропного дыхания в работе с шизоидными проявлениями некоторых клиентов как средства, помогающего большей идентификации сознания человека и его тела. Отметим лишь, что активное тело характеризует спонтанность и полное, легкое, глубокое дыхание. Это основное правило, которым руководствуются представители телесно-ориентированной терапии в целом, несмотря на то, что существуют расхождения во мнениях относительно других методов в разных направлениях этого вида терапии. По мнению многих исследователей, дыхание соединяет сознание и подсознание. Понимание посреднической природы дыхания также приводит к осознанию того факта, что дыхание не только является регулирующей силой для других систем, но и само регулируется различными влияниями. Телесно-ориентированная терапия использует различные методики работы с дыхательной системой организма, и, приводя ее под контроль сознания, таким образом помогает людям полнее ощутить связь сознания с телом. Любопытно, что среди типичных ситуаций, которые могут вызвать коллапс шизоидной структуры, наряду с такими факторами, как бессонница, прием наркотических веществ, часто называется и подростковый возраст. Термин "образ" - это символ и ментальные построения, которые противопоставлены реальности физического опыта. Нельзя сказать, что образы нереальны, но их реальность отлична от телесного феномена. Образ обретает реальность, когда объединяется с чувством или ощущением. Ментальное здоровье подразумевает, что образ совпадает с реальностью. В этом случае образ себя согласован с внешним видом тела и с чувствами [9, с.213]. Понятие образа тела это не совсем наше представление о теле как организме. Это более широкое понятие - это мир символов, ассимилированный в теле. По мере развития телесности, «окультуривания» тела происходит разделение Я и не-Я обретение ребенком статуса отдельного субъекта, формирование идентичности. Речь идет не о теле, которое имеешь, как физиологическую систему, а о теле, которым являешься, которое ты есть. Что же подразумевается под “телом”, которым ты являешься, которое ты есть? Здесь имеется в виду человек, весь человек как личность в том виде (образе жизни), в котором он не только познает (испытывает) себя, но и живет. Это есть тело, как чувственно осязаемый образ, в котором я как личность присутствую в мире, мое окружение реально воспринимает меня, а я воспринимаю других. В психоаналитической теории и практике активно рассматривается феномен телесного образа, формирование Я и четких границ Я через освоение и познание тела и его границ, через создание особого пространства «ощущения себя». Это тесное единство телесного опыта и образа Я было показано еще Фрейдом З. (1924): «Я выводимо из соматических ощущений в последней инстанции, прежде всего поступающих с поверхности тела. Следовательно, Я может рассматриваться как психическая проекция поверхности тела наряду с тем, что представляет собой поверхность психического аппарата» [16, с.315]. 1.3 Осознание собственного тела Мы осознаем собственное тело как собственное бытие: мы также видим и осязаем его. Тело -- это единственная часть мира, которую можно чувствовать изнутри; в то же время его поверхность доступна внешнему восприятию. Тело для нас -- объект; сами мы также являемся этим телом. Конечно, существует различие между ощущением себя как тела и моим восприятием себя как объекта, но оба ощущения неразрывно взаимосвязаны. Восприятие тела как объекта, который строит себя для меня, и ощущение состояния собственной «телесности» одинаковы и неразделимы, но их возможно различать: чувственные ощущения переходят в осознание физического состояния. Осознание существования нашего тела -- в норме представляющее собой незаметный, нейтральный фон для сознания и не оказывающее никакого влияния на его деятельность -- в целом подвержено разнообразным необычным изменениям: половое возбуждение, страх или боль настолько глубоко затрагивают телесную природу человека, что способны полностью поглотить личность и либо побудить ее к активным усилиям, либо уничтожить ее. Наше тело становится для нас объектом, поскольку мы осознаем, что оно следует каждому нашему движению не как ясно очерченный посторонний предмет. но как наше интуитивное представление о собственной трехмерности. Этот феномен был прояснен Хедом (Head) и Шильдером (Schilder). Согласно Хеду, пространственные впечатления -- кинестезические, тактильные, зрительные -- конструируют организованные модели нас самих: для обозначения этих моделей предложен термин схема тела. То, как мы реагируем на физические ощущения, как мы осуществляем движения, поддерживается благодаря связи, существующей между нашими ощущениями и движениями и предшествующими им впечатлениями, неосознанно присутствующими в схеме нашего тела. Осознание нашего физического состояния (нашей «телесности») и пространственная «схема тела» вместе составляют целое, которое Вернике обозначил термином соматопсихика [6, с.145]. Осознание телесности должно анализироваться с точки зрения физиологии, исходя из специфических чувственных восприятий, которые составляют его основу. В осознании телесности определенную роль играют все чувства; при этом роль зрения и слуха наименее существенна -- за исключением случаев, когда внешнее содержание сопровождается интенсивными стимулами, порождающими физические ощущения. Вкус и обоняние играют более значительную роль. Еще важнее роль физических ощущений, которые распределяются по следующим трем группам: поверхностные ощущения (ощущение температуры, влажности, тактильные ощущения и т. д.), ощущения, относящиеся к движению и положению тела в пространстве (кинестезические, вестибулярные), ощущения, указывающие на состояние внутренних органов. Физиологическая основа всех этих ощущений кроется в нервных скончаниях, хорошо изученных с гистологической точки зрения. Возможно, приведенный перечень отнюдь не исчерпывает всего многообразия наших ощущений. Осознание телесности подлежит феноменологическому объяснению через связь с нашим переживанием тела как целого. Тесная связь между телом и сознанием «Я» лучше всего проявляется в опыте мышечной деятельности и движения, несколько хуже -- в ощущениях, источником которых служат сердце и система кровообращения, еще хуже -- в вегетативных изменениях. Специфическое чувство физического существования проистекает из следующих моментов: движение и осанка, форма, легкость и изящество или, наоборот, тяжеловесность и неуклюжесть наших движений, впечатление, которое, как нам кажется, наше физическое присутствие производит на окружающих, наша общая слабость или сила, изменения в состоянии наших чувств. Все перечисленное -- это моменты нашей вита. льной личности. Пределы, в которых мы ощущаем свою единственность, равно как и устанавливаем расстояние между собой и своим телом, изменчивы. Расстояние достигает максимума при медицинском самонаблюдении, когда мы видим в собственных страданиях только симптомы и рассматриваем собственное тело как некий чуждый объект, состоящий из одних только анатомических фактов, или как внешнюю оболочку, совершенно отличную от нас самих -- то есть ни в коей мере не идентичную нам, хотя и находящуюся с нами в неразрывном единстве. Наше осознание собственного тела не обязательно ограничивается его действительными пределами. Мы чувствуем себя на кончике палки, с помощью которой продвигаемся в темноте. Наше собственное пространство, то есть пространство нашего анатомического тела, может быть расширено благодаря ощущению чего-то находящегося с нами в единстве. Так, мой автомобиль -- если я хороший водитель -- становится частью моей телесной схемы или образа и подобен расширенному телу, в которое я вкладываю всю полноту своих ощущений. Внешнее пространство начинается там, где я со своими ощущениями сталкиваюсь с исходящими из него объектами. Наше осознание телесности способно отделять себя от объективного, организованного пространства, то есть от пространственных реалий, в двух направлениях: либо негативно, через потерю чувства собственного бытия и уверенности (головокружение), либо позитивно, через обретение чувства собственного бытия и свободы (танец). С феноменологической точки зрения опыт переживания собственного тела тесно связан с опытом чувств, влечений и сознания «Я». Феноменологическое описание переживаемой телесности нужно отличать от обсуждения того, какое значение имеет тело для человека с точки зрения действенных и доступных пониманию взаимосвязей в тех случаях, когда на сознание «Я» воздействуют ипохондрические, нарциссические или символотворческие тенденции. 1.3.1 Ампутированные конечности Достойно внимания то обстоятельство, что человек может «ощущать» ампутированные конечности: это результат привычки к схеме тем, которая остается реальностью даже после ампутации. Схема тела -- это не просто свободно плавающее, лишенное определенных границ понятие о собственном теле, а способ восприятия личностью самой себя, глубоко запечатлевшийся в ней на всю жизнь и объединяющий в себе весь комплекс физических ощущений в каждый момент времени. Мы ощущаем утраченную конечность как нечто реальное, тем самым заполняя разрыв, возникший в нашей схеме тела (аналогично, нам кажется, что мы можем видеть слепым пятном сетчатки). Ощущения этого рода должны быть локализованы в коре головного мозга. Хед выявил случай исчезновения фантомной конечности вслед за повреждением определенного участка коры. Ризе описывает случай здорового человека с ампутированной ногой: утраченная нога ощущалась во всех движениях его тела. Когда он вставал, колено распрямлялось; оно снова сгибалось, когда он садился; он мог с наслаждением вытянуть эту ногу -- так же, как и любую другую из своих конечностей. Когда его спрашивали, на самом ли деле он верит во все это, он отвечал, что знает о том, что ноги больше нет, но каким-то образом она все-таки сохраняет для него реальность. 1.3.2 Неврологические расстройства Ориентация относительно собственного тела подвергается разнообразным расстройствам при локализованных церебральных повреждениях. С точки зрения психологии осуществления способностей, например, это может выражаться в полном или частичном исчезновении способности распознавать раздраженный участок тела или определять положение конечности. Больные больше не могут коснуться рукой носа, рта или глаз; нарушается способность отличать правую сторону тела от левой; больные не могут определить, к какой именно стороне тела применен раздражающий стимул и т. п. Во всех подобных случаях мы не знаем, как именно меняется осознание собственного тела феноменологический. Термин головокружение (Schwindel) обозначает: (1) «вертиго», то есть головокружение в собственном смысле (Drehschwindel), (2) ощущение падения (Fallempfindung) или (3) общее несистематизированное ощущение ненадежности сознания (BewuBtseinsunsicherheit), не сопровождаемое вращением предметов или ощущением падения. Эти три разнородных феномена объединяет общая неуверенность в том, какое положение занимает тело в пространстве, Неуверенность, о которой идет речь, в норме появляется в критические моменты перехода из одного состояния в другое -- перехода, обусловленного физическим окружением или психологическими причинами. С точки зрения неврологии она вызывается соматическими причинами, связанными, в частности, с вестибулярным аппаратом. Она может возникнуть невротически, в связи конфликта. Головокружение -- это опыт наличного бытия, которое в целом утратило основу; как таковое, оно служит символом всего, находящегося на грани, но все еще не приведенного к упорядоченной ясности непосредственного существования. Вот почему философы смогли использовать термин «головокружение» (Schwindel) для обозначения того исконного переживания, из которого проистекает фундаментальное прозрение целостности всего сущего. 1.3.3 Телесные ощущения и восприятие формы тела Названные феномены классифицируются следующим образом. 1) Галлюцинации телесных чувств. Различаются термические галлюцинации (пол под ногами раскален, невыносимое ощущение жара) и тактильные галлюцинации (дует холодный ветер, под кожей ползают черви и насекомые, больного кусают и жалят). В пределах последней категории выделяются галлюцинации, относящиеся к восприятию влажности (или сухости). Интересны галлюцинации мышечного чувства (Крамер): пол поднимается и опускается, кровать поднимается, больные куда-то погружаются, летают, чувствуют себя легкими как перышко, предмет в руках кажется очень легким или очень тяжелым, больным кажется, что они совершают движения, тогда как в действительности они неподвижны, или они думают, что говорят, тогда как в действительности они молчат (галлюцинации речевого аппарата). Иногда «голоса» можно трактовать именно как галлюцинации этого рода; часть их, однако, следует трактовать как галлюцинации вестибулярного аппарата. 2) Витальные ощущения. Имеются в виду чувства, благодаря которым мы осознаем наше витальное физическое состояние. Сообщения больных об их физических ощущениях неисчерпаемы в своем разнообразии. Им кажется, что они окаменели, высохли, сморщились, устали, что они опустошены или, наоборот, переполнены. Подобные ощущения могут только исказить чувство физического бытия. Больной чувствует себя мыльным пузырем, или ему кажется, что его конечности сделаны из стекла, или он дает своим чувствам какое-либо иное из бесконечного множества описаний. Нам известно огромное количество сообщений об этих загадочных ощущениях, причем большая их часть исходит от больных шизофренией. Ощущения, действительно пережитые на опыте, бывает трудно отличить от иллюзорных интерпретаций, а в последнем случае -- выявить лежащие в их основе события чувственной жизни. 3) Переживание «сделанности» телесных ощущений. Физические ощущения могут сопровождаться ярко выраженным чувством их внешнего происхождения. В подобных случаях больные не просто дают разнообразным аномальным органическим ощущениям ту или иную интерпретацию. но еще и непосредственно воспринимают их как нечто внешнее. Мы наблюдаем, как больные правильно воспринимают боль и другие ощущения, обусловленные физическими недомоганиями (такими, как ангина, ревматоидный артрит); но ощущения «сделанности» они переживают так, как если бы те приходили извне. Больные шизофренией чувствуют себя приведенными в состояние полового возбуждения, изнасилованными и совершившими половой акт в отсутствие кого бы то ни было рядом с ними. Им может казаться, что их волосы и пальцы на ногах опутаны проводами и т. п. 4) Ощущение искажений (деформации) собственного тела. Тело расширяется, становится более сильным, тяжеловесным и неуклюжим. и одновременно с этим подушка и кровать увеличиваются в размерах. Голова и конечности разбухают, части тела перекручиваются, конечности то удлиняются, то укорачиваются. Перечисленные феномены разнообразны, но их дальнейшая систематизация представляет большие трудности. В большинстве случаев такие аномальные переживания схемы тела не имеют аналогов среди форм нормального переживания тела. Витальные ощущения, переживания символического смысла, неврологические расстройства проникают одно в другое: сознание собственного «Я» позволяет представить одно через другое. 1.4 Предварительные замечания о соотношении физического и психического В любом человеке мы усматриваем единство тела и души как живую целостность. Отдельный человек, как единство, для нас есть тело, которое либо одновременно есть душа, либо имеет душу. либо продуцирует душевные проявления. С другой стороны, это безусловное телесно-душевное единство само по себе не является распознаваемым объектом. Все. что мы видим, о чем мыслим, что постигаем, уже выделено из этого единства, односторонне, частично; и перед нами встает проблема обнаружения его действительной связи с целым. Следовательно, если мы будем относиться к психологическому или соматическому анализу с недоверием, любой разговор о телесно-душевном единстве будет не просто бесплоден, но и окажет парализующее воздействие на наше мышление. Единство тела и души истинно только как идея, предотвращающая абсолютизацию нашего анализа, способствующая развитию нашего отношения к выявленным данным как к относительному знанию и выдвигающая вопрос о том, как соотносится все со всем в соматической и психической жизни. Само это единство как объект познания остается смутным и непонятным либо недоступным: но мы должны мыслить о нем как о единственной идее, способной придать должную направленность нашему познанию жизни, которое всегда есть только познание частностей и способно на достижение лишь относительной уверенности о частностях. 1.4.1 Дифференциация тела и души То, что тело отличается от души, кажется совершенно ясным и очевидным, не требующим объяснения; но всегда остается вопрос: что есть тело и что есть душа? Например: душа - это прямое внутреннее переживание (материал для феноменологии); все то, что дает начало осмысленным (значащим) или экспрессивным проявлениям: единство "Я", фундаментальная психическая субстанция и т. п. Телом, в свою очередь, могут называться морфологический гештальт живого. видимые осмысленные движения, совокупность химических, физических, биологических процессов, локализация центров в мозгу и т. п. Отождествляя целое с душой, мы не приходим к более ясному эмпирическому пониманию психической целостности; аналогично, мы ничего не приобретаем. называя "телом" всю ту трудно определимую совокупность, которая охватывает события, происходящие в физическом пространстве. Мы "нащупаем" эмпирический объект только при условии, что, исходя из целого, придем к достаточно четкой формулировке, которая не будет ни всецело телом, ни всецело душой. Если даже нам удастся каким-то образом дифференцировать телесное и душевное, это не приведет к снятию проблемы их взаимоотношения. О плодотворных подходах к данной проблеме можно будет говорить только при условии. что она приобретет форму чего-то такого, что доступно объективному тестированию. Будучи поставлена в общей или принципиальной форме, она неизбежно приведет нас к абсурду. Рассмотрим эти два противоположных подхода. 1.4.2 Связь между телом и душой как предмет исследования Взаимоотношение физического (телесного, соматического) и психического (душевного) укоренено во множестве фактических данных, которые в общем плане, исходя из все еще не вполне отчетливого понимания тела и души, могут быть сформулированы следующим образом. Физическое (например, яды, болезни, мозговые поражения) воздействует на Душу. Психическое воздействует на тело как в аспекте осуществления намерений (двигательная активность), так и на уровне непроизвольных соматических феноменов (сердцебиение, кровяное давление, метаболизм и т. п.). Представляется, что психическое может быть понято через физические явления (так, душа человека проявляет себя в его осанке и движениях). Наличие взаимосвязи - общеизвестный эмпирический факт, очевидный для каждого. Эта констатация приводит нас к определенному видению того, что в каждый момент следует считать телом, а что - душой. Но то, как возможна взаимосвязь и каким образом она осуществляется, ускользает от нашего наблюдения. Например, когда я пишу. я знаю. каковы мои намерения, и моя рука повинуется мне - так же, как и все тело. Мы можем частично показать, как это происходит, в терминах неврологии и физиологии: но последний, окончательный акт преобразования психической интенции в физическое действие все еще остается таким же недоступным и непостижимым, как магия - хотя в данном случае следует говорить о магии факта, а не иллюзии. То же относится к любым психофизическим взаимосвязям. 1.4.3 Сопряженные проявления физического и психического как доступный исследованию факт Каждый человек внутренне переживает эту сопряженность собственных тела и души. Это переживание, в форме физических ощущений, обеспечивает нас материалом для феноменологии и соматопсихологии. Мы видим ту роль, которую играет физическое ощущение в восприятии наших телесных проявлений, равно как и в наших чувствах, инстинктах и страданиях. Переживание, о котором идет речь, не может служить универсальным источником знания о психофизическом единстве: но оно становится объектом познания пои исследовании взаимоотношений между психическим и физическим. Душа и тело едины для нас в аспекте экспрессивных проявлений. Видя счастливое человеческое лицо, мы не разделяем физическое и психическое и не рассматриваем их как две связанные друг с другом, но по существу разные субстанции; нам непосредственно дается целое, которое мы лишь вторично делим на физические проявления и нечто внутреннее, относящееся к сфере психического То. что мы видим внешнее выражение психической жизни другого человека, _ это первичный феномен нашего понимания мира. Этот факт сам по себе характеризуется бесконечным богатством: он по существу загадочен, но всегда осязаем и реален. Если мы хотим говорить о совместных проявлениях телесного и душевного как о факте, доступном исследованию, мы должны воспринимать их только с этой точки зрения. Дифференцируя тело и душу, мы навсегда утрачиваем то, что еще до начала нашей рефлексии присутствовало в качестве среды и одновременно предмета какой-то специфической ("психологически понятной") реальности. Как бы мы ни дифференцировали физическую и психическую жизнь, вслед за разделением мы наверняка сможем обнаружить какие-то эмпирические отношения; но мы никогда не станем мыслить тело и душу как совпадающие или идентичные субстанции - если только собственными глазами не убедимся в их тождестве. Поддаваясь стремлению вписать психические структуры в соматические структуры и утвердить их идентичность, мы становимся заложниками чисто теоретических представлений, ни с чем не соотнесенных в объективной действительности и при ближайшем рассмотрении доказывающих свою нелепость: например, будто образы памяти локализуются в ганглиозных клетках, а психические ассоциации - в нервных волокнах, или будто психические конфигурации имеют ту же природу, что и физические конфигурации в мозгу, и укоренены в них, или будто основа свободы заключается в статистических отклонениях на уровне атомов. Предположение, что физическое и психическое совмещаются где-то в мозгу, - это чистая фантазия, которая навсегда так и останется не поддающейся проверке гипотезой, ведущей свое происхождение от декартовской идеи о шишковидном теле как "седалище души" (на котором она "восседает", подобно всаднику). То, что душа привязана к телу, - это крайне обобщенная истина; но все, что касается способов и места осуществления этой связи, распадается на множество возможностей, каждая из которых нуждается во внимательном рассмотрении. Несомненно, верна негативная точка зрения, согласно которой психическая реальность не локализована в одном-единственном месте: существует набор разнообразнейших связей и отношений между тем, что принадлежит сфере психического, и тем, что служит для нее необходимыми соматическими детерминантами. Конечно, в нервной системе есть отдельные, весьма четко отграниченные области, разрушение которых приводит к немедленной или очень скорой смерти: поражение некоторых других областей вызывает потерю сознания или сон, а повреждения, затрагивающие еще ряд областей, чреваты расстройствами или утратой отдельных функций (например, речи). Существуют также связи иного рода, имеющие отношение к функционированию нейрогормональной эндокринной системы: например, гормоны воздействуют на душевный настрой или на инстинкты, а события психической жизни могут вызывать внутреннюю секрецию отдельных гормонов, оказывающих влияние как на тело, так и на душу. Существуют и другие типы психосоматических взаимосвязей. Но не следует искать никакого "седалища души" - ни в смысле простой локализации, ни в гормональном или атомном смысле, ни на уровне ультрамикроскопических данных. Ныне все еще сохраняет свою ценность интуиция Лейбница, касающаяся нашего механического знания о телесном: если бы могли войти в машину мозга как в рукотворный механизм и имели бы возможность наблюдать там за мельчайшими, неделимыми событиями, мы не обнаружили бы ничего, кроме активно контактирующих друг с другом физических частичек; нам не удалось бы заметить ни какого-либо подобия восприятия, ни чего-либо такого, что могло бы помочь нам понять его сущность. Обобщая, можно сказать, что сопряженность (в том числе и тот ее ограниченный вид, который проявляется в доступных пониманию формах) существует только в той точке, где в нас возникает первичное видение и переживание душевного в телесном и телесного в душевном. Разделяя тело и душу и исследуя их взаимосвязь, мы не обнаруживаем никакой сопряженности. 2. СООтношение собственного «Я» и образа тела у белорусских женщин Целью нашей практической части стало всестороннее изучение личности белорусских женщин, склонных к полноте, их мировосприятие и самовосприятие, их понимание мира вокруг себя и своего места в этом мире. В результате была сформирована следующая гипотеза исследования: женщины, склонные к полноте, в большинстве своем не воспринимают себя адекватно, постоянно чувствуя себя неполноценной в жизни, испытывая подавленное состояние и постоянное неудовлетворение не только своей фигурой, но и жизнью, как личной, так и социальной. В исследовании принимали участие 20 женщин в возрасте от 25 до 45 лет, имеющие семью и детей. С целью изучения данного аспекта были использованы следующие методы психологического исследования: - Анкетирование (Приложение 1), - Методика «Проективный рисунок человека». В результате обработки анкетных данных (Приложение 2) и составлении сводной таблицы результатов (Приложение 3) было выведено процентное отношение и построены диаграммы, в результате которых мы легко можем понять общую картину отношения женщин, склонных к полноте, к своему телу (Приложение 4). Интерпретация результатов исследования Анализ данных, полученных с помощью методики «проективный рисунок человека» позволил выделить несколько основных направлений в описании образа тела испытуемых. При интерпретации данных учитывались структурные, формальные, и содержательные характеристики рисунка, в том числе и анализ вербальных ассоциаций при составлении истории к рисунку. Данные, полученные при анализе структурных и формальных характеристик рисунка, отражены в Приложении 5. Анализ структурных и формальных характеристик рисунка позволил выявить следующие особенности. У испытуемых выявлены следующие особенности. У 39 % преобладает низкое самоуважение, эго-слабость, низкая самооценка, выраженные тенденции к регрессии и зависимости. Несмотря на то, что в все испытуемые имели интеллектуальные показатели среднего и выше среднего уровня развития, у 42 % обследуемых, выражена непропорциональность, нецелостность фигуры. Это, как правило, является признаком неглубокой эмоциональности, недостатка осознания, указывает на низкие мыслительные характеристики, органические нарушения, но в данном случае мы можем предположить отсутствие контакта с внутренним миром и собственной эмоциональной жизнью, и недостаток осознания и рефлексии собственных переживаний и межличностных отношений. Недостаток осознания, неоправданный оптимизм, отсутствие надежной опоры, «витание в облаках» выражено у 26 % испытуемых. Большинство (58%) женщин, показали выраженное нарушение симметрии, что говорит о переживании телесной неуклюжести, рассогласованности, чувстве нескоординированности, общей физической неадекватности. Чрезмерное подчеркивание средней линии выражено в 45% рисунков женщин. Это опять же говорит о ряде проблем, связанных с интеграцией образа тела, отмечается озабоченность телесными проблемами, чувство телесного несовершенства, эмоциональная незрелость и зависимость от матери. Многие рисунки (45%) детей с БА нечеткие, линии рисунка слабые, паутинообразные, что можно интерпретировать как недостаток энергетического тонуса, переживание неуверенности, робости и незащищенности. В контрольной группе подобных рисунков всего 7%, большинство рисунков здоровых детей (68%) нарисованы четко, ярко, линия толстая и жирная, что говорит о значимости личностных границ, энергетичности, переживании безопасности. Кроме этого в основной группе в 42% рисунков отмечается неровный, нестабильный нажим, где-то более сильный, а в каких-то местах совсем слабый, что подчеркивает циклотимичность, импульсивность и нестабильность эмоционального состояния детей, страдающих астмой. Стоит отметить, что в рисунках детей страдающих БА, в меньшей степени, чем в контрольной группе, выражены штриховка и стирания. В группе здоровых детей 75 % использовали ластик и несколько раз стирали. Стирания считаются выражением тревоги, но эта тревога связана с выраженной неудовлетворенностью рисунком, и сознательным желанием что-то улучшить. Можно сказать, что стирания - это сознательный контроль над конфликтом, связанным с неудовлетворенностью изображением человека, как желание дополнять и улучшать «образ тела» через рисунок. Женщины использовали ластик только в 23% случаев. Возможно, это связано с низким уровнем сознательного контроля над конфликтом неудовлетворенности и недостаточным уровнем рефлексии репрезентации образа тела. Во многих рисунках (77 %), тема не обозначена, фигуры недифференцированы, изображение аморфное, схематичное, что еще раз подтверждает уклонение от телесных проблем, незрелость, акцентирует переживание дезинтеграции образа тела. Данные анализа содержательных характеристик рисунка представлены в Приложении 6, интерпретация которых, позволяет сделать более полную характеристику образа тела детей, страдающих бронхиальной астмой. Анализ содержательных характеристик рисунка позволил выявить следующие особенности. В 42% случаев, нарисована большая голова, что говорит о преувеличении значения интеллекта в отношениях, ментализации опыта переживаний, чрезмерном контроле телесных функций. Значимые отличия видны в прорисовке глаз. 65% женщин выбрали способы рисования глаз, связанные с той или иной степенью отчуждения от близкого контакта с окружающим миром. На 32% рисунков они изображают глаза как «невидящие», «пустые», это можно интерпретировать как эмоциональную незрелость, эгоцентризм, враждебность, для ребенка мир представляется как недифференцированная стимульная масса. Поглощенность собственными переживаниями демонстрируют 35 % женщин. Прямое желание отгородиться от мира, телесный нарциссизм, отражают рисунки, где глаза закрыты. Таких рисунков 10%. Большой процент (48%) женщин изображают руки длинными и слабыми, «как веревочки», что говорит о зависимости, потребности в опеке, недостатке мотивации достижения. 36% женщин, изображают руки прижатыми к туловищу, что отражает напряжение, трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными действиями. Также 61 % рисуют несоразмерно мелкие ступни, что опять же отражает скованность в межличностных отношениях, сильную зависимость от среды. На многих рисунках (55 %) женщин, видна выраженная рассогласованность головы, туловища, ног. Это можно интерпретировать как хроническое нарушение координации главных измерений образа тела: целостности, пластичности, явно выражена неадекватность личностной интеграции. Анализ рассказов составленных к рисунку и анкет показал что, в описании характера нарисованных персонажей женщины затрудняются назвать отрицательные черты характера, в основном, говорят о положительных, но и эти ассоциации, как правило, бедные, невыразительные, безэмоциональные. Нужно отметить, что ассоциации эти часто повторяются и являются стандартными общеупотребимыми фразами. Например, для описания позитивных черт характера, они используют следующие определения: доброжелательный, умный, добрый, средний, общительный, нормальный, внимательный, волевой, веселый, счастливый и т.д. Причем каждый для описания положительных черт использует только 1-2 определения, а отрицательные черты вообще не всегда указываются. ЗАКЛЮЧЕНИЕ При написании данной курсовой работы перед нами была поставлена цель: изучение принятия образа тела у склонных к полноте людей. Для реализации заданной цели в соответствии с поставленными задачами был проведен анализ научной и психологической литературы по изучаемой проблеме. Затем мы выявили особенности понятия «образ тела» и подобрали необходимый материал для изучения рассматриваемого аспекта курсовой работы. Составление, проведение и анализ диагностических данных по исследуемой проблеме являлось решением последней поставленной нами задачей. Таким образом, необходимо сказать, что цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи решены. Наше исследование было посвящено проблеме содержания и структуры образов женщины отражаемых их собственным сознанием. Объектом исследования являлись белорусские женщины в возрасте 25-45 лет, склонные к полноте. В результате изучения и анализа научной литературы можно сделать следующие выводы. Анализ данных, полученных с помощью методики «проективный рисунок человека» позволил выделить несколько основных направлений в описании образа тела испытуемых. При интерпретации данных учитывались структурные, формальные, и содержательные характеристики рисунка, в том числе и анализ вербальных ассоциаций при составлении истории к рисунку. В поиске идеала красоты собственного тела, который, в свою очередь, был нестабильным, человек находится постоянно. Принимая за него определенные параметры фигуры, он прилагал все усилия, чтобы им соответствовать, но затем взгляды менялись, и человек устремлялся к новому идеалу. В итоге вошел в обиход термин «нормативной неудовлетворенности» собственным телом, характеризующий «обыденность» большего уровня неудовлетворенности собственным телом у женщин, чем у мужчин на протяжении всей жизни. Как и любая ценность, красота человеческого тела является таковой только в аспекте принятия ее обществом. При этом общественное мнение формируется и поддерживается средствами массовой информации, семьей, ближайшим окружением: друзьями, коллегами, знакомыми и даже случайными людьми. Неосторожно оброненная фраза по поводу внешности при определенных условиях может явиться причиной снижения самооценки человека, потери ощущения собственной уникальности и значимости социальных контактов, нарушения образа собственного тела. В результате изучения теоретических данных и постановки гипотезы, была проведена экпериментально-исследовательская работа с женщинами, склонными к полноте, и выявлены следующие особенности образа тела у данного контингента респондентов: Во-первых, ярко выражены нарушения симметрии и границ образа тела, это характеризуется переживанием телесной рассогласованности, нескоординированности и неадекватности, слабостью личностных границ, недостаточностью энергетического тонуса. Во-вторых, отмечается хроническое нарушение координации главных измерений образа тела, неадекватность личностной интеграции. Нарушено переживание целостности и связанности внутреннего психического и телесного опыта. В-третьих, выражена отчужденность, отсутствие личностно-значимо го и зрелого контакта с окружением. В-четвертых, обнаружено отсутствие контакта с внутренним миром и собственной эмоциональной жизнью, и недостаток осознания и рефлексии собственных переживаний и межличностных отношений. Мышление лишено эмоциональной компоненты, выхолощено, чрезмерно конкретизировано. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась: женщины, склонные к полноте, в большинстве своем не воспринимают себя адекватно, постоянно чувствуя себя неполноценной в жизни, испытывая подавленное состояние и постоянное неудовлетворение не только своей фигурой, но и жизнью, как личной, так и социальной. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Аммон Г. Психосоматическая терапия. С-П.: Речь, 2000 г. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М.: Эксмо-Пресс, 2002г. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991г. Балинт М. Базисный дефект. М.: Когито-центр, 2002г. Винникотт Д.В. Переходные объекты и переходные явления: исследования первого «не-я» предмета. Статья из сборника: Антология современного психоанализа. М.: И-т РАН, 2000г. Винникотт Д.В. Игра и реальность. М., 2002 Дольто Ф. На стороне ребенка. М.,1997г. Дюркхайм К. О двойственном происхождении человека. С-П., 1992г. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка. Лекции. С-Птб., 1993 Исаев Д.Н. Психология больного ребенка в семье. // Как вырастить здорового ребенка. Под ред. .В.П. Алферова. Л., 1991г. Есаян Н. Ф.: Психосоматика детского возраста и психоанализ, Российский психоаналитический вестник, 1993-1994, № 3-4, с. 71-76 Колоскова М.В. Онтогенез телесности и развитие общения: на пути к разделению Я - не-Я. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991, с. 70-80 Коростелина А.В. Образ тела как психологический феномен. Личко А.Е.// Шизофрения у подростков. Л.: Медицина, 1989 - 216 с. Морковкина И.В.// Журн. невропатол. и психиатрии., 1983, т.83, №1, с.86 - 93. Любан-Плоцца Б., Пелдингер В.,Крегер Ф., Ледерах-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. С-П.: 2000г. МакДугал Д. Театр души. Иллюзия и правда на психоаналитической сцене. С-П., 2002 Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 2000 Николаева В.В. О психологической природе алекситимии. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991 Обухов Я.Л. Сборник по психосоматике. М.:1998 г. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002 Смулевич А.Б.// Малопрогредиентная шизофрения и пограничные состояния/АМН СССР. - М., Медицина, 1987 - 240 с. Цуцульковская М.Я.//Руководство по психиатрии. Т.1/Под. ред. Тиганова А.С. - М.: Медицина, 1999. - С. 446 - 457. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 АНКЕТА 1. Вы любите свое тело таким, каким оно есть? 2. Какие эмоции у Вас возникают, видя себя в зеркале? 3. Что в Вашем теле Вам больше всего нравится? 4. Что в Вашем теле Вам больше всего не нравится? 5. Что бы Вы хотели изменить в своем теле? 6. На что Вы способны, чтобы улучшить свое тело? 7. Ваше отношение к полным женщинам. 8. Ваше отношение к полным мужчинам. 9. Для Вас имеет значение полнота Вашего избранника? 10. При помощи чего Вы бы хотели изменить свое тело? Приложение 2 Обработка анкетных данных 1. Вы любите свое тело таким, каким оно есть? Очень - 1, да - 12, не совсем - 3, нет - 4. 2. Какие эмоции у Вас возникают, видя себя в зеркале? Люблю свое тело - 3, положительные, нормальные - 12, нейтральные - 2 отрицательные - 3. 3. Что в Вашем теле Вам больше всего нравится? Все - 2, ноги - 6, грудь - 5, бедра - 1, другое - 6. 4. Что в Вашем теле Вам больше всего не нравится? Грудь - 2, живот - 10, бедра - 4, другое - 4 5. Что бы Вы хотели изменить в своем теле? Сбросить общий лишний вес - 7, живот - 4, бедра - 4, ничего - 3, другое - 2. 6. На что Вы способны, чтобы улучшить свое тело? Заниматься спортом - 4, соблюдать диету - 2, ни на что - 3, на многое - 5, затрудняюсь ответить - 3, другое - 3. 7. Ваше отношение к полным женщинам. Положительное - 9, нормальное, адекватное - 7, отрицательное - 2, другое - 2. 8. Ваше отношение к полным мужчинам. Нормальное, спокойное - 8, не симпатизируют, отрицательное - 10, другое - 2. 9. Для Вас имеет значение полнота Вашего избранника? Да - 10, нет - 6, другое - 4. 10. При помощи чего Вы бы хотели изменить свое тело? Спорт - 10, диета - 3, массаж - 5, ничего - 2. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Обработка полученных анкетных данных в % (процентном) соотношении 1. Вы любите свое тело таким, каким оно есть? 2. Какие эмоции у Вас возникают, видя себя в зеркале? 3. Что в Вашем теле Вам больше всего нравится? 4. Что в Вашем теле Вам больше всего не нравится? 5. Что бы Вы хотели изменить в своем теле? 6. На что Вы способны, чтобы улучшить свое тело? 7. Ваше отношение к полным женщинам. 8. Ваше отношение к полным мужчинам. 9. Для Вас имеет значение полнота Вашего избранника? 10. При помощи чего Вы бы хотели изменить свое тело? Приложение 4 Структурные и формальные характеристики рисунка
Приложение 5 Интерпретация содержательных характеристик рисунка
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |