|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Психические познавательные процессыПсихические познавательные процессыПознавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Понятие окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия, представления, и логического познания посредством понятий, суждений, умозаключений. Ощущение Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно действующих на наши органы чувств. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов чувств. Ощущения - источник наших знаний о мире и о самих себе. Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер. Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей на из внешней и внутренней среды и преобразовывают их в ощущения. Анализатор состоит из трех частей: - рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергии внешнего воздействия в нервные сигналы (каждый рецептор способен только к определенному виду воздействий); - проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются обратно в мозг и обратно к рецепторам; - корковых проекционных зон головного мозга. Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности выделяют ощущения: · зрительные ощущения являются отражением цветов как ахроматических, так и хроматических. Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых телами на зрительный анализатор. · Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты, силы и качества. Они вызываются воздействием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел. · Обонятельные ощущения - отражение запахов. Возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора. · Вкусовые ощущения отражают некоторые химические свойства вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне. · Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Эти ощущения так же отражают температуру предметов окружающей среды и внешнее болевое воздействие. Указанные ощущения называются экстероцептивными, и в свою очередь делятся на контактные и дистантные. Другую группу ощущений составляют такие, которые отражают движения и состояния самого тела. Их называют двигательными или проприоцептивными. Есть так же группа органических ощущений - внутренних (итероцептивных). Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела. Свойства ощущений: · качество - сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других, а так же различные вариации внутри вида; · интенсивность - количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. · продолжительность - временная характеристика ощущений. Основные характеристики чувствительности анализаторов: · нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение; · верхний порог ощущений - максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор; · диапазон чувствительности - интервал между верхним и нижним порогом; · дифференциальный порог - наименьшая улавливаемая величина различий между раздражителями; · оперативный порог - величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различия достигают максимума; · временной порог - минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения; · латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения; · инерция - время исчезновения ощущений после окончания воздействия. Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений, которое наблюдается в явлениях: - сенсибилизация - повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. - синестезия - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Восприятие Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие субъективно - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, способностей, потребностей. Зависимость восприятия от прошлого опыта, индивидуальных особенностей человека называется апперцепцией. Свойства восприятия: 1. Целостность - внутренняя органическая взаимосвязь в образе. Проявляется в двух аспектах: объединение разных элементов в целом; независимость образованного целого от качества составляющих его элементов. 2. Предметность - объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. 3. Обобщенность - отнесение каждого образа к некоторому классу объектов. 4. Константность - относительное постоянство восприятие образа. 5. Осмысленность - связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления. 6. Избирательность - преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. Виды восприятия: - восприятие человека человеком; - восприятие времени; - восприятие движения; - восприятие пространства; - восприятие вида деятельности. Восприятие бывает внешненаправленным и внутренненапрвленным. Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия - это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным. Внимание Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются: - точность восприятия, являющаяся своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения; - прочность и избирательность памяти, выступающие как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратковременной и оперативной памяти; - направленность и продуктивность мышления, выступающие как обязательный фактор правильного понимания и решения задач. Основные функции внимания: · отбор значимых воздействий и игнорирование других; · сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения; · регуляция и контроль протекания деятельности. Основные виды внимания: 1. В зависимости от волевых усилий личности: · непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли; · произвольное внимание - активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями; · послепрозвольное внимание - наступает после произвольного, но качественно отличается от него. Когда при решении задачи появляются первые положительные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. 2. По характеру направленности: · внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы; · внутреннее внимание - направлено на собственные мысли и переживания. 3. По происхождению: · природное внимание - врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны; · социально обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения; 4. По механизму регуляции: · непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено; · опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств. 5. По направленности на объект: · сенсорное; · интеллектуальное. Основные свойства внимания: 1. Сосредоточенность внимания - удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. 2. Устойчивость внимания - длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности. 3. Объем внимания - определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия. 4. Распределение внимания - возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности. 5. Переключаемость внимания - способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Память Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Процессы памяти: · Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. · Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую. · Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания. · Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление. Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания. Виды и формы памяти: 1. Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. 2. Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют: 2.1. по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание: · непроизвольная память - автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание; · произвольная память - запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий. 2.2. по степени осмысленности: · механическая память основана на повторении материала без его осмысливания; · смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. 2.3. в зависимости от установки: · кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы; · оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней; · долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. 2.4. по материалу, сохраняемому памятью: · когнитивная память - процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека; · эмоциональная память - сохранение в сознании переживаний и чувств; · личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути. 2.5. по модальности: · словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой; · образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую. Воображение Воображение - это психологический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. По степени выраженности активности различают: - активное воображение, которое характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, делится на: · активное воображение характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, делится на: - творческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемое в оригинальных и ценных продуктах деятельности, является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества; - воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. · пассивно воображение образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, может быть: - преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению; - непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремном состоянии, во сне. Воображение может проявляться в разных формах: 1. Мечты. Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты - отодвинутые во времени желания. 2. Грезы. Воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходи тот действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач. 3. Галлюцинации. Являются фантастическим видением, е имеющим почти никакой связи с действительностью. Галлюцинации - наиболее показательные проявления пассивного воображения, при котором человек воспринимает несуществующий объект. 4. Сновидения. К ряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся сновидения. Приемы и способы процесса воображения: 1. Агглютинация - «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. 2. Акцентирование или заострение - выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. 3. Гиперболизация и литота - увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. 4. Схематизация - сглаживание различий предмета и проявление черт сходства меду ними. 5. Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Воображение различается у людей по нескольким признакам: - яркости образов; - степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности; - широте; - произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче; - типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек; - устойчивости. Функции воображения: · Представление действительности в образах, которыми можно пользоваться в деятельности. · Регулирование эмоциональных состояний. · Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека. · Формирование внутреннего плана действий. · Планирование и программирование деятельности. · Управление психофизиологическим состоянием организма. Мышление Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей. Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий. Стадии мышления: · Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом, трансдукцией, отсутствием представления о сохранении количества. · Понятийное мышление у ребенка проходит в ряд этапов: на 1-м этапе проявляется простое складывание предметов; на 2-м устанавливаются сходства и различия двух предметов; на 3-м этапе проявляется объединение группы предметов по сходству, затем появляется понятийное мышление, которое совершенствуется до 17 лет. Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах: - формирование и усвоение понятий, сужений, умозаключений; - решение проблем. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К умозаключениям можно прийти следующими методами: индукция - логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему; дедукция - от общего к частному; аналогия - от частного к частному. Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. Процесс решения задач состоит из пяти этапов: - мотивация; - анализ проблемы; - поиск решения ее проблемы на основании ее алгоритма, выбора оптимального варианта и принципиального учета логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов, решению задачи зачастую способствует озарение; - доказательство и обоснование правильности решения; - реализация и проверка решения, его коррекция в случае необходимости. Основные мыслительные операции: · анализ - мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы; · синтез - воссоединение элементов в целостную структуру; · сравнение - установление отношений сходства и различия; · обобщение - выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства; · абстрагирование - выделение какой-либо стороны или аспекта явления, в действительности самостоятельно не существующих; · конкретизация - отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного; · систематизация или классификация - мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам. В определении видов мышления существуют различные подходы: 1. По степени развернутости решаемых задач: дискурсивное и интуитивное. 2. По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое. 3. По содержанию решаемых задач: · наглядно-действенное мышление - опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами; · наглядно-образное мышление - характеризуется опорой на представления и образы; · словесно-логическое мышление - осуществляется при помощи логических операций с понятиями, различаются: - теоретическое мышление - познание законов, правил, разработка концепций, гипотез; - практическое мышление - подготовка преобразования действительности; - аналитическое (логическое) мышление - носит временной, структурный и осознаваемый характер; - реалистическое мышление - направлено на внешний мир, регулируется законами логики; - аутистическое мышление - связано с реализацией желаний человека; - продуктивное мышление - воссоздающее мышление на основе новизны мыслительной деятельности; - репродуктивное мышление - воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию; - непроизвольное мышление - предполагает трансформацию образов сновидения; - произвольное мышление - целенаправленное решение мыслительных задач. Качества мышления: · самостоятельность - умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей; · инициативность - постоянное стремление самому искать и находить пути и средства решения задач; · глубина - способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности; · широта - способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями; · быстрота - скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей; · оригинальность - способность производить новые идеи, отличные от общепринятых; · пытливость - потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем; · критичность - объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения; · торопливость - непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений. Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. Речь Мышление органично связано с речью и языком. Важно отличать язык от речи. Язык - это система условных символов, с помощью которого передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл. Речь - это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь - индивидуальна. Речь без усвоения языка не возможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от отдельного человека. Речь выполняет ряд функций: - выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; - выступает носителем информации, памяти, сознания; - является средством мышления; - выступает регулятором человеческого общения и поведения; - выступает средством управления поведением других людей. Речь является основным средством человеческого общения и характеризуется такими качествами, как: конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального. Становление и развитие речи происходит в течение трех периодов: 1. Фонетического - по усвоению звукового облика слова. 2. Грамматического - по усвоению структурных закономерностей организации высказывания. 3. Семантического - по усвоению понятий отнесенности. Виды речи: · Устная речь - представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух, делится на: - монологическая речь - развернутая речь человека, обращенная к другим людям; - диалогическая речь - представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух и более людей. · Внутренняя речь - беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. · Письменная речь - представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |