|
|
|
Психологический диагноз |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Психологический диагноз
Психологический диагноз
3 МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Реферат На тему: "Психологический диагноз" Выполнила студентка III-курса Группа: In-33-09-07БСП (4.0) д. Мельник Мария Содержание - Введение
- 1. Понятие психологического диагноза
- 2. Уровни установления психологического диагноза
- 3. Соотнесение диагноза медицинского и диагноза психологического
- 4. Предмет психологического диагноза
- Литература
ВведениеТермин "диагноз" начал пониматься как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы, той или иной психической функции или процесса у конкретного лица). Понятие "психодиагностика" распространилось и на профилактическое обследование индивидов и групп.Психолог-исследователь (в том числе и исследователь в области психодиагностики) ориентирован на поиск неизвестных закономерностей, связывающих абстрактные переменные, использует "известные" (т.е. определенные по какому-либо признаку) испытуемых и пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью. Для психодиагноста-практика именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются объектом изучения.Можно выделить два типа диагноза:1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака.2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на "оси континуума" по выраженности тех или иных качеств.1. Понятие психологического диагнозаПсихологический диагноз - это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности.Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. В современной психодиагностике психологический диагноз не сводится к фиксации и не связан с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности.Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один из простейших вариантов "диагностограммы" - психодиагностический профиль.Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния, что необходимо для выбора оптимального метода взаимодействия с человеком в этом состоянии).К основным понятиям психодиагностики относят диагностические признаки диагностические категории и диагностический вывод.Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения, это внутренние психологические факторы (психологические причины), которые обусловливают определенное поведение человека. Поэтому в социальных науках диагностические категории принято называть "латентными переменными". Для количественных категорий часто используется также название "диагностические факторы".Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий.Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.2. Уровни установления психологического диагнозаВ практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:1) симптоматический, построенный на основе математической обработки данных исследования (что может выполнять компьютер);2) этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения;3) типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого.Психологический диагноз в психодиагностике качественного анализа устанавливается на основании материалов, полученных в результате экспериментального исследования психического явления, анализа специальных сведений о нем с учетом физического и психического развития испытуемого.Психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Областью психологического диагноза являются индивидуально-психологические различия как в норме, так и при патологии.Выделяют четыре основных направления в работе психодиагноста.1. Осуществление диагноза деятельности, поведения, т.е. описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого.2. Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность.3. Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание - диагностика систем нервных связей.4. Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида.5. Деятельность понимается как направленный на определенный результат процесс.Цель диагноза личности - не только определение источников патологии, но и зон эффективного функционирования.3. Соотнесение диагноза медицинского и диагноза психологическогоОсновное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.В психиатрии ограниченность нозологического (синдромологического) диагноза особенно отчетливо осознается в связи с задачами реабилитации психически больных. В связи с этим разрабатывается теория функционального диагноза. Этот диагноз складывается из трех частей: клинической, психологической и социальной.Функциональный диагноз дает врачу не только "название" болезни, но и позволяет ответить на вопросы о том, у кого (какой личности) и в какой среде (социальная микросреда) возникает болезнь.В психологическом диагнозе, в отличие от медицинского, мы сталкиваемся с необходимостью выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.Причины диагностических ошибок включают две основные группы. Это ошибки, связанные со сбором данных и их переработкой. К первой группе ошибок относятся:ошибки наблюдения (например, "слепота" на важные для диагноза черты, проявления личности; наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения).ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте.Основные ошибки в переработке, интерпретации данных:эффект "первого впечатления" - ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;ошибка атрибуции - приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;ошибка ложной причины;о познавательный радикализм - тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;познавательный консерватизм - предельно осторожная формулировка гипотез.4. Предмет психологического диагнозаПредметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.В целом психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или состояния.Литература1. ?????? ?.?. ?????? ????????????????. - ?.: "??????", 1996 2. ???????? ?.?. ????????????????. ??????? ??? ?????. - ?????, 2005 3. ???????? ?.?., ??????? ?.?. ???????-?????????? ?? ????????????????. - ???, 1999 4. ????? ?.?. ??????????: ? 3-? ?. - ?, 2000. - ?.2. 5. ?????????? ?.?. ?????? ??????????. ?????????. - ??????-??-????, "??????", 2005
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|