|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Психологическое обеспечение формирования познавательных потребностей у дошкольниковПсихологическое обеспечение формирования познавательных потребностей у дошкольниковКоррекционно-развивающая программа на тему: "Психологическое обеспечение формирования познавательных потребностей у дошкольников" Обоснование Ранний детский возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшие развитие. В этот период появляются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.), следует искать именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предотвращение. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребёнка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребёнка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до трёх лет и умеют найти адекватные пути педагогического воздействия на них. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трёх лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т.д.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребёнка и начинают учить и воспитывать двухлетнего малыша так же, как ребёнка 5-7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером, сажают перед телевизором и пр.). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к печальным последствиям. Опыт консультирования родителей в Центре «Сознание» показывает, что большинство из них не умеют или не считают нужным играть с детьми и организовывать совместную деятельность. Нарастание проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения и пр.), являются прямым следствием такого «неумения» родителей. Для полноценного развития и воспитания малышей необходимо учитывать и основные особенности раннего детства. В чём они заключаются? 1. Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Быстрый темп развития ребёнка раннего возраста, в свою очередь, имеет ряд особенностей. прежде всего - скачкообразность развития. Для детей раннего возраста также характерна неустойчивость и незавершённость формирующихся умений и навыков. (Учитывая это, предусматриваются повторность в обучении, обеспечение связи между воздействиями окружающих ребёнка взрослых и его самостоятельной деятельностью.) В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать различать, сопоставлять, обобщать и др., которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определённых умений, знаний, жизненного опыта. 2. Существенной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияет на его эмоциональную сферу. 3. Для каждого здорового ребёнка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на всё окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке её в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. 4. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов - при кормлении, бодрствовании ребёнка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития. Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками - залог становления личности ребёнка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей. 5. В развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несёт тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребёнка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение - залог уравновешенного состояния малыша. Данная программа предполагает развивающие занятия с детьми третьего года жизни. Ведь именно в 3 года начинают строиться, помимо уже существующих отношений «ребёнок - взрослый», отношения «ребёнок - сверстники». Также именно к этому возрасту для родителей становятся очевидными проблемы в развитии малыша (не говорит, труден в поведении, не играет, не проявляет интереса к сверстникам и пр.). Цель программы: · эмоционально-личностное и познавательное развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям дошкольного учреждения; · педагогическое просвещение родителей. Задачи: 1. Укрепление физического и психического здоровья детей, через создание условий для эмоционального благополучия и учёта индивидуальных возможностей детей раннего возраста. 2. Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками. 3. Развитие познавательной сферы в соответствии с возрастом, расширение кругозора, усвоение общепринятых способов использования предметов окружающего мира. 4. Взаимодействие с родителями с целью развития у них психолого-педагогической компетентности по отношению к собственным детям. Адресат: дети дошкольного возраста и их родители. Использование данной коррекционно-развивающей программы показано для нормально развивающихся детей раннего возраста, а также имеющих какие-либо нарушения в развитии (речевые, эмоционально-личностные, задержку психического развития). Содержание программы Реализация программы предполагает определенную поэтапность. I этап - диагностический. На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы, цель которой - определение уровня актуального развития ребенка и выявление возможных нарушений в развитии. Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностических приемов. В работе на этом этапе участвуют следующие специалисты: 1. Психолог, который определяет уровень познавательного развития, сформированность навыков общения, предметной и игровой деятельности, выявляет факторы, влияющие на ход развития ребенка (анамнез, особенности семейного воспитания и др.). 2. Логопед, который выявляет уровень речевого развития. 3. Невропатолог, педиатр, определяющие состояние физического и нервно-психического здоровья ребенка. Учитывая различный уровень развития детей, состояние здоровья, особенностей семейного воспитания, по мере необходимости к работе на первом этапе подключаются другие специалисты: психиатр, психотерапевт. В результате складывается комплексная картина актуального развития ребенка. По данным первого этапа выстраивается дальнейшая работа. II этап - коррекционно-развивающий. Содержание второго этапа программы представлено тремя взаимосвязанными курсами. Курс I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ. «Психологическое сопровождение естественного развития ребенка» Цель: 1. Формирование у детей навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 2. Когнитивное и сенсорное развитие детей раннего возраста. 3. Обеспечение перехода от функциональных действий ребенка к игровым. Задачи: - обучать умению слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят, и на том, кто говорит; - развивать и гармонизировать эмоциональное и ситуативно-деловое общение детей со взрослыми, формировать эмоциональные контакты со сверстниками; - формировать навыки общения в вербальной и невербальной форме, стимулируя появление и развитие экспрессивной речи; - знакомить детей с окружающим миром, учить устанавливать причинно-следственные связи и переходить от действия к деятельности; - развивать все виды восприятия, формировать умение выделять предметы из общего фона, исследовать их, выделять отдельные свойства и качества, на основании которых производить классификацию и сериацию, формировать представления о постоянстве объектов, сенсорные эталоны; - обучать через подражание игровым действиям, основанным на опыте ребенка и являющимся отражением в условной форме совершаемых им лично или наблюдаемых реальных действий; - организовывать совместную игровую деятельность детей. Для решения диагностических задач использовались методики из диагностических комплексов Стребелевой Е.А., Смирновой Е.О. В ходе реализации программы психологического сопровождения детей были использованы развивающие, дидактические, сюжетные, подвижные, театрализованные игры, элементы арттерапии, Психогимнастика, релаксационные упражнения. Большое значение в структуре программы предается работе с родителями. Цель: развитие родительской компетентности в воспитании и общении с детьми. Основные формы работы: 1) совместное проведение занятий с детьми и родителями; 2) консультации родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей детей; 3) домашние задания для родителей; 4) родительские собрания по темам: «Особенности физического, психического, речевого развития детей от2 до 3 лет», «Особенности общения детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками. Преодоление трудностей при взаимодействии», «Как развивать ребенка и не навредить ему», «Кризис наступил? Как помочь ребенку пережить его», «Скоро в детский сад». Курс II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. «Волшебные пальчики» Цель: 1. Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику и игры. 2. Формирование продуктивных видов деятельности. Задачи: - развивать сенсомоторную координацию, навыки «пинцетного захвата» с помощью большого и указательного пальцев, навыки манипулирования мелкими предметами с помощью пальцев, точные движения кисти; - учить использовать различные материалы: соленое тесто, глину, пластилин и т.п.; - учить отрывать кусочки пластилина, прижимать, размазывать их пальцами по ограниченной поверхности, втыкать в пластилин различный бросовый материал, раскатывать колбаски, палочки, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу, раскатывать комочек круговыми движениями ладоней, сплющивать его, делать пальцами углубление в его середине, соединять две вылепленные формы в один предмет; - приучать детей к аккуратному обращению с материалами. «Малыши и музыка» Цель: 1. Воспитание интереса к музыке. 2. Воспитание желания слушать музыку, подпевать и выполнять простейшие танцевальные движения. Задачи: - развивать интерес к прослушиванию небольших музыкальных произведений; - развивать певческие умения - умение подпевать повторяющиеся в песне музыкальные фразы или звукоподражания; - работать над ритмичностью движений под музыку, обучая детей движениям в соответствии с ярко выраженным характером музыки, начинать движение с началом музыки и завершать его с ее окончанием; - учить детей танцевальным движениям, развивать умение передавать по показу педагога игровые действия по кругу, выполнять движения по тексту песен. Курс III. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ. «Сказка для маленького язычка» Цель: 1. Развитие артикуляционных навыков. 2. Обогащение активного и пассивного словаря. 3. Стимулирование и закрепление возникновения и использования собственной речи ребенка. Задачи: - развивать артикуляционную моторику; - воспитывать звуковую культуру речи: говорить внятно, не торопясь, достаточно громко; - учить использовать существительные, обозначающие названия предметов одежды, посуды, игрушек, растений, домашних животных и т.п., глаголы, обозначающие некоторые действия, а к концу 3-го года прилагательных и наречий. - развивать умение отвечать на вопросы о воспринимаемом сейчас и виденном ранее, высказываться об игрушке, изображенной на картинке, о прочитанной потешке, стишке, сказке (3 года). В структуре всей программы выделяется Курс IV. МЕДИЦИНСКИЙ, выполняющий «поддерживающую» функцию. Цель: укрепление здоровья детей. Задачи: - своевременно выявлять имеющиеся у детей соматические и неврологические заболевания; - назначать и проводить необходимое лечение и контролировать процесс выздоровления; - проводить мероприятия по общему оздоровлению и укреплению организма детей. Реализация данных задач осуществляется медицинской службой в режиме индивидуальных консультаций родителей и детей невропатологом и педиатром, проведения групповых профилактических бесед с родителями, наблюдения за детьми в процессе коррекционно-развивающей работы. Длительность программы Комплексная коррекционно-развивающая программа для детей от 2 до 3 лет, имеющих особенности в развитии рассчитана на семь месяцев работы в режиме 2 раза в неделю по 2 часа. Всего запланировано 54 встречи и 3 встречи для вводной и итоговой диагностики. Во время данных встреч запланировано структурно организованных занятий: - познавательных - 54 - 2 раза в неделю по 15 минут; Условия проведения Занятия проводятся в достаточно просторном помещении, которое должно быть снабжено ковровым покрытием, столами и стульями, соответствующими росту детей, шкафами для пособий, стульями для родителей, оборудовано специальными, соответствующими возрасту детей дидактическими, сюжетно-образными, музыкальными, театральными, спортивными игрушками и игровыми пособиями, крупногабаритными материалами. Работа с ребенком раннего возраста осуществляется в игровой форме, игровое пространство организуется с использованием всех модальностей (моторной, тактильной, зрительной, слуховой, обонятельной и вкусовой). Обязательно присутствие родителей и включение их в игровую деятельность не только в роли помощников, но и в роли активных участников происходящего. В процессе занятия дети должны соблюдать правило: «Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим». В ходе работы должен осуществляться индивидуально-типологический подход. С одной стороны, необходим учет индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, с другой - учет особенностей группы в целом. Педагог (совместно с родителями) должен создавать атмосферу доброжелательности, доверия, сотрудничества. В зависимости от уровня развития детей, их динамики в группе, психологических состояний, поступления новых детей в группу возможно варьирование методов, приемов и структуры занятий и самой программы. Занятия специалистов с детьми раннего возраста строятся на единых принципах. 1. Онтогенетический принцип: при проведении занятий учитывается уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новых видов деятельности. 2. Комплексный подход к проблемам ребенка: совместная разработка коррекционного маршрута и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, а также активное участие родителей обеспечивают эффективность коррекционных мероприятий по устранению выявленных отклонений в развитии ребенка. 3. Принцип взаимодействия и координации между специалистами: - с помощью ведения документации на каждого ребенка - индивидуальной карты; - через психолого-медико-педагогические консилиумы; - в процессе проведения совместных занятий специалистами. 4. Принцип ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка: все занятия проводятся в присутствии родителей и при активном их участии, что обусловлено особенностями детей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «специалист - ребенок - родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревожность, повышает активность ребенка, создает комфортные условия для проведения занятий, В ходе коррекционно-развивающих занятий обращается внимание родителей на то, как и чем заниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития ребенка, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком. 5. Деятельностный подход: формирование психических функций в процессе деятельности детей. Основной деятельностью детей данного возраста является игра. 6. Систематичность заданий и используемых на занятиях игр: определенный порядок в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последовательности. 7. Вариативность заданий: при формировании у ребенка одних и тех же понятий используются различные игры и задания. 8. Принцип постепенного усложнения заданий: а) поступенчатое усложнение заданий, например: 1-я ступень - сортировка предметов по какому-либо признаку, 2-я ступень - выбор предметов по данному признаку, ориентируясь на эталон или слово, 3-я ступень - использование знания этого признака в изобразительной и другой продуктивной деятельности; б) постепенное усложнение за счет подбора более сложного для восприятия или практической деятельности материала; в) постепенное увеличение количества используемых объектов в игре за счет увеличения объема внимания, поля зрения и т.д. 9. Принцип планирования при проведении занятий различными специалистами или принцип единого тематического планирования занятий: занятия разных специалистов объединены одной темой. Такой подход в планировании и организации работы дает возможность каждому специалисту, решая свои специфические задачи, обеспечивать наиболее эффективное усвоение пройденного материала и закрепление полученных знаний. Например, тема «Овощи - фрукты»: - логопед формирует словарный запас, грамматический строй речи, связную речь ребенка по данной теме; - психолог формирует взаимодействие «мама - ребенок» или «ребенок - ребенок» с использованием игр «Огород», «Угостим зайку», и т.п.; - педагог развивает у ребенка навык соотнесения предмета и изображения, обобщения, активизирует сенсорный опыт в процессе продуктивной деятельности; - музыкальный руководитель подбирает хороводы, песенки, игры по данной тематике. Структура занятий Понедельник
Четверг
Учебный план к программе · Категория детей: дети 2-3 лет, нормально развивающиеся и имеющие какие-либо нарушения в развитии. · Срок обучения: 7 месяцев. · Режим работы: 2 раза в неделю по 2 часа (54 занятия по 15 минут и 3 занятия диагностических по 30 минут).
Методы и средства оценки результативности программы Программа предусматривает проведение диагностического обследования уровня актуального развития ребенка до начала проведения коррекционно-развивающей работы и после нее. Обследование проводится по материалам следующих методик: 1. Пирамидка. 2. Разрезные картинки. 3. Доска Сегена. 4. Парные картинки. 5. Диагностические ситуации Смирновой Е.О. 6. Анкетирование родителей. 7. Сбор катамнестических данных по адаптации детей к детскому саду. Литература 1. Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы. Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. 2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. - Воронеж «Учитель», 2004. 3. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А. - 2-3 изд. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. 4. Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет. - М.: АРКТИ, 2005. 5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Глубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2004. 7. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Серебряковой Н.В. - СПб.: КАРО, 2005. 8. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 9. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 10. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста - от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. 11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб: Издательство «Речь», 2003. 12. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет. - М.: АРКТИ, 2005. 13. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. 14. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). - СПб.: «Паритет», 2005. 15. Григорьева Г.Г. Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 2003. 16. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика-Синтез, 2003. 17. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем. (Развитие общей моторики). - СПб: «Паритет», 2003. 18. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. 19. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / - Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. 2-е изд. испр. и доп. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |