|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Психология А. МаслоуПсихология А. Маслоу16 План. 1. Введение. 1.1. Общий обзор состояния психологической науки вт. пол. ХХ в. 1.2. Становление когнитивной психологии. 1.3. Гуманистическая психология и её роль в системе психологического знания. 1.4.Персонологическая теория. 2. Абрахам Маслоу. Научное наследие. 3. Проблема мотивации в теории А.Маслоу. 4. Заключение. Список литературы. 1. Введение. В конце 50-х - начале 60-х гг. направления психологии, возникшие в пе-риод открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преоб-разования - необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология - начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с кото-рыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребо-вали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического тече-ния, как возможности существования объективной психологии. Отношение к бихевиоризму встало в центр потому, что затрагивало самый существенный вопрос - судьбы психологии как науки о внутренних психических процессах. Но наиболее важным обстоятельством, способствовавшим такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области эксперименталь-ных исследований и теоретической психологии. Это, прежде всего, исследова-ния познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В.Франкла, исследова-ния человеческого сознания в рамках наук о мозге - нейрофизиологии, нейро-морфологии, нейропсихологии. Наиболее широким течением, выражающим дух той эпохи психологии, яв-ляется когнитивная психология. Она возникла в середине 60-х гг. в США и была направлена против бихевиористического исключения психического ком-понента из анализа поведения, игнорирования познавательных процессов и по-знавательного развития, против упрощенного подхода бихевиористов к обуче-нию человека, который не мог служить основой для совершенствования учеб-ного процесса. Когнитивная психология развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. на представ-лении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают некоторую информацию из системы. У истоков когнитивной психологии стоят Дж.Брунер, Г.Саймон, П.Линдсей, Д.Норман, Дж.Р.Андерсон, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, ведущими представите-лями являются У.Найссер, Д.Бродбент, А.Пайвио и многие другие. Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы - память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход распространился также на исследование эмо-циональной и мотивационной сфер личности, а также социальную психоло-гию. Другим крупным направлением, которое так же, как и когнитивная психо-логия, возникло как антитеза бихевиоризму и психоанализу, является гумани-стическая психология. Ее основание как самостоятельного направления отно-сится к началу 60-х гг. В 1961 г. был основан «Журнал гуманистической пси-хологии» и создана Ассоциация за гуманистическую психологию. В 1964 г. со-стоялась конференция, положившая начало гуманистической психологии. Её ли-дирующими фигурами выступают Г.Оллпорт, Г.А.Мюррей, Г.Мэрфи, Ш.Бюлер, К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй. Непосредственными предпосылками для возникновения гуманистической психологии явились исследования по психологии личности конца 30-х гг. (Г.Оллпорт, Г.Мюррей) и послевоенного времени (Г.Мэрфи), и психология личностных конструктов Г.Келли, получив-шая, однако, наибольшее влияние в контексте когнитивной революции в пси-хологии. Основатели гуманистической психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более верную - жизненную - психологию, т.е. более полезную для жизни. Утверждалось в ка-честве предмета исследования понимание здоровой творческой личности - за-дача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой личности явля-ется не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществле-ние, самоисполнение (Ш.Бюлер), самоактуализация (К.Гольдштейн, А.Маслоу). Как третья ветвь психологии, гуманистическая психология обра-щается в первую очередь к тем способностям, которые отсутствовали или не присутствовали систематически как в бихевиористической, так и в классиче-ской психоаналитической теории: любовь, творчество, самость, рост, удовле-творение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, аффективность, смысл, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия. В дальнейшем в центр ста-новятся вопросы не теоретического характера, а больше практического приме-нения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Именно благодаря такой практической направленности это направление психологии приоб-ретает влияние и получает широкое распространение. Большая заслуга в таком ходе развития гуманистической психологии принадлежит А.Маслоу. Концепцию самоактуализации А.Маслоу, тео-рию самореализации Г.Олпорта, сис-тему взглядов К.Роджерса, концепцию Г.Меррея можно отнести также к «персонологическому» направлению, которое возникло в противопо- ложность психоаналитическим системам во второй трети ХХ века. Несмотря на определенное различие, все эти концепции имеют общие исходные теоре-тические установки, которые и позволяют объединить их в единое психологи-ческое направление. Все перечисленные психологи подчеркивают гумани-стичность природы человека, выражающейся в изначально присущих инди-виду потребностях в теплых межличностных отношениях, в общении, в ува-жении и т. п. Анализируя мотивационно-потребност-ную сферу личности, персонологи в качестве ведущего мотива выделяют стремление индивида к непрерывному развитию, становлению, совершенство-ванию. Именно устремленность человека в будущее, его цели, планы, перспек-тивы, а отнюдь не его прошлое рассматриваются представителями данного направления как важней-шие характеристики личности. Всячески подчеркивается неповторимость, уни-кальность, индивидуальность каждой личности. Отрицание якобы биологически обусловленной враждебности личности и общества, подчеркивание «гуманистических» потребностей человека, попытки доказать способность личности к непрерывному развитию - все это выгодно отличает «персонологическое» направление от психоаналитических теорий. В «персонологических» концепциях личность понимается если не как пер-вичное по отношению к обществу явление, то, во всяком случае, как парал-лельно ему существующая сущность. В результате личность неизбежно антро-пологизируется и психологизируется. Однако представители «персоно- логических» теорий отнюдь не отри-цают влияния общества на личность. Среди «персонологических» теорий получили наибольшее распрост- ранение концепции Г.Олпорта (1897-1969) и А.Маслоу (1908-1970). Основной объект исследования этих персоноло-гов - психологически здоровые, зрелые, творческие представители человече-ства, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Все достижения таких людей Олпорт и Маслоу пытаются объяснить лишь из-начально заложенным в субъекте стремлением к самоактуализации, самореа-лизации. 2. Абрахам Маслоу. Научное наследие. Абрахам Маслоу окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам ХХ века, появилась на основе детального зна-комства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования другого пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и би-хевиоризму). В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он за-нимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психоло-гической ассоциации. Маслоу подчеркивал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является анти-доктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта. Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремление к равновесию со средой. Как и Г.Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, уко-рененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью. Не менее активно А. Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в пси-хике - ее самость, ее стремление к саморазвитию - не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией, которая исследовала бы «Я-концепцию» личности. Маслоу почти не проводил глобальных, крупномасштабных эксперимен-тов, которые характерны для американской психологии, особенно для бихе-виоризма. Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретиче-ских рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию «самоактуализа-ции» - одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии. В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом от-клоняющееся поведение, А. Маслоу считал, что исследовать человеческую при-роду необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее ода-ренных людях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемна-дцати человек, при этом девять из них были его современниками, а девять - историческими личностями (А.Линкольн, А.Энштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.). Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определен-ная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом: физиологические потребности - пища, вода, сон и т.п.; потребность в безопасности - стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежности - семья, дружба; потребность в уважении - самоуважение, признание; потребность в самоактуализации - развитие способностей. Эти потребности можно представить в виде следующей пирамиды : Вся жизнь человека состоит в продвижении по этим ступеням, и лишь немногие (около 1% от всего населения), по мысли А.Маслоу, достигли вершины этой пирамиды. 3. Проблема мотивации. В теории А.Маслоу, так же как в концепции Г.Олпорта, центральное место занимает проблема мотивации. В противоположность фрейдистам, исходящим из положения о непримиримой антагонистичности индивида и общества, о врожденной эгоистичности, антисоциальности человека, Маслоу доказывает, что социальность заключена в самой природе человека, что люди обладают на-стоятельными потребностями в общении, сопринадлежности, любви, уваже-нии, которые имеют «инстинктиноидную» природу, специфическую для чело-веческого рода. А.Маслоу интерпретирует действительную социальность че-ловека, считая ее биологическим свойством человеческого вида. Антропологизация личности проявляется и во взглядах Маслоу на строение мотивационной сферы человека. Наиболее существенные для побуждения мотивы : 1) дефицитарные (за ними стоят потребности в пище и т.д.), они снимают напряжение и 2) бытийные, побуждающие человека подниматься над рутинным течением жизни, застав-ляющие защищаться, бороться за истину, честность и т.д. Жизнь в соответствии с 1-ым типом мотивов превращает человека в простого респондента, «реагирующего на обстоятельства». Бытийный образ жизни включает в себя наиболее значи-мые и волнующие моменты человеческого существования, а также моменты величайшей зрелости, проявляющиеся в подлинной индивидуальности и наполнен-ности высоким содержанием жизни. Выдвигая идею об иерархическом строении мотивов, он считает, что неудовлетворение базальных потребностей порождает неврозы и психозы. Над уровнем этих основных побуждений надстраивается метамотивационный уровень - уровень потребности в истине, добре, красоте, справедливости и единстве. Все они, по словам Маслоу, связаны со структу-рой человеческого организма и опираются на определенный генетический ба-зис. Побуждениям человека Маслоу приписывает те же характеристики, кото-рыми Фрейд наделил импульсы «Оно». Они носят бессознательный характер и, помимо воли человека, определяют его действия. Теория Маслоу отрицает поэтому необходимость целенаправленного формирования потребностей чело-века. Не находит в ней отражения и факт непрерывного развития мотивацион-ной сферы индивида как в онтогенезе, так и в ходе исторического развития общества. Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и бо-лее высокие потребности (в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элеметнарные. Не только кри-тики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в са-моактуализации или самоуважении являлась доминирующей и определяла по-ведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потреб-ностей. Стоит только вспомнить многочис-ленные примеры из жизни деятелей науки, искусства, творивших, несмотря на постоянные лишения, моральные страдания, чтобы стала очевидной неадек-ватность первоначальных взглядов Маслоу действительному характеру человеческих потребно-стей. Проведя исследование в националь-ном масштабе, голландский психолог Ж.Хейзинга пришел к заключению, что все перечисленные Мас-лоу потребности наличествуют у представителей всех социальных групп и потреб-ность в самоактуализации у индивидов, находящихся на низших уровнях в ие-рархии профессий, могла быть даже сильнее, чем у лиц, стоящих на верхних ступенях этой иерархии. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой пирамиды потребностей, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и по-требности развития (самоактуализации). В то же время большинство представителей гуманистической психологии, дополняя и развивая теорию иерархии потребностей, приняло термин «самоактуализация», введенный Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности» без особых возражений. Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу, это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгновенное переживание - «пик-переживание» или длительное - «плато-переживание». Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому че-ловеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центри-рованные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры. Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность по-нять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом. Ученый считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессоз-нательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стрем-ление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики - это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится превратить чело-века в своего шаблонного представителя, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной. В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность лично-сти, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными, считал Маслоу, являются иденти-фикация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы на взаимосвязь между личностью и обществом. Изучение психологически здоровых и творческих личностей, составляю-щих объект исследований Маслоу, побудило его сделать вывод, что среди многообразных свойств «самоактуализирующихся» людей ведущее место за-нимает концентрация их внимания не на собственной персоне, не на узкоинди-видуальных интересах, но на более широких общественных целях. Такие люди, по словам Маслоу, как и все остальные, испытывают чувства вины, тре-воги, но беспокоит их не собственная судьба. Они стыдятся промахов рода, культуры или группы, с которыми они отождествляют себя, тревожатся о рас-хождении между действительностью, как она существует и какой должна быть. Представляется, что такой общественной направленностью личности оп-ределяется позитивный критерий распознавания самоактуализирующихся ин-дивидов - их стремлением не к безопасности, не к защите себя от окружаю-щего мира, но к «полному использованию и развитию своих талантов, способ-ностей, потенциальностей и т.д.» . Характерные черты таких индиви-дов - четкое, ясное восприятие действительности, способность правильно су-дить о людях. В искусстве, науке, политике, обыденных делах они быстро ори-ентируются, усматривают скрытые возможности. Поражает свежесть, нешаб-лонность их восприятия. Четкость восприятия и познания позволяет им пра-вильно предсказывать ход событий. «Самоактуализирующихся» людей не пугает новое, неизвестное, а наоборот, оно привлекает их. Вот почему, по-ясняет Маслоу, такие люди в области науки выступают как новаторы в отли-чие от множества ученых, обладающих высоким интеллектом, но из-за робо-сти, тревожности, приверженности к установивщимся мнениям и из-за других подобных недостатков характера занимающихся лишь известным. Характер-ная для самоактуализирующихся людей творческая направленность является, согласно Маслоу, универсальной характеристикой их личности. Исходя из идей А.Маслоу, хотелось бы обобщить и отметить свойства, присущие самоактуализирующимся людям : Более эффективное восприятие реальности. Принятие себя, других и природы. Непосредственность, простота, естественность. Центрирование на проблеме (жизненная миссия). Независимость, потребность в уединении (интенсивная внутренняя работа). Автономность и относительная независимость от культуры и окружения. Свежесть восприятия. Вершинные или мистические переживания. Общественный интерес. Глубокие межличностные отношения. Демократизм без предубеждений. Разграничение средств и целей. Философское чувство юмора. Креативность (способность к творчеству). 15. Сопротивление окультуриванию. Нельзя не признать, что все выделенные Маслоу черты личности действи-тельно должны быть оценены положительно. Но слабость позиции Маслоу об-наруживается, как только он от описания самоактуализирующихся личностей переходит к анализу факторов, под влиянием которых все названные черты, по его мнению, формируются. Если вспомнить характерную для Маслоу антропо-логизацию социальных качеств человека, то вполне естественным будет пола-гать, что и способность к самоактуализации Маслоу рассматривает как при-родное свойство людей, а не как результат жизни индивида в определенных социальных условиях. Именно к этому выводу и приходит Маслоу. Логика его рассуждения такова. В современном американском обществе, по его словам, то, что препятствует самоактуализации личности, это контроль над мыслями и стремлениями, который не может идти ни в какое сравнение с физическими ограничениями. «Внешняя свобода, - пишет Маслоу, - является, кажется, менее важной, чем свобода внутренняя, и окажется, вероятно, что влияния, подобные влиянию сенатора Маккарти, более опасны для психологического здоровья, чем Аль Капоне» [5,285]. Но что может преодолеть эти опасные для психики человека условия? Оказывается , согласно Маслоу, такой силой является природное стремление индивидов к самоактуализации, и именно такие индивиды представляют здоровые силы общества независимо, очевидно, от того, на каких класссово-общественных полюсах они стоят. Рассматривая также основной принцип А.Маслоу : «индивид - это единое целое», можно еще раз отметить , что основной акцент психолог делает на опи-сании человека, рационально принимающего решения, и осознанно стремяще-гося актуализировать свой потенциал. Человек сосредоточен на том, чтобы стать тем, чем позволяет стать его потенциал. Человек поднимается над теми мотивами, которые общи у него с животным миром. Самоактуализирующиеся личности вовсе не ангелы, у них могут быть срывы и пр. Но они в то же время выступают как образец психического здоровья. Их отличительная черта состоит также в том, что они свободны в выборе направления личност-ного роста, поэтому для них характерна формула «Я есть мой выбор». 4.Заключение. Мысли Маслоу о необходимости противостояния, но не враждебности, личности и общества, необходимости отчуждения влияний среды, тенденции к стереотипизации, конформизму, которое пытается навязать общество лично-сти, явились основой его успеха в определенных научных и социальных кру-гах. Большое признание получила и мысль Маслоу о том, что цель личностного развития - это стремление к росту, к самоактуализации, в то время как оста-новка личностного роста - это смерть для человека, как личности, для его «са-мости». При этом духовному росту мешают не только физиологические по-требности, боязнь смерти, дурные привычки, но и давление группы, социаль-ная пропаганда, которые уменьшают автономность и независимость человека. Самоактуализация по Маслоу связана и с умением понять себя, свою внут-реннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой приро-дой, строить свое поведение исходя из нее. При этом самоактуализация авляется процессом, не имеющим конца, это способ « проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение», писал Маслоу. Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудно-сти и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал дости-жения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствова-ния любого человека. Идея Маслоу о том, что поступки и характер деяний человека нельзя понять без проникновения в его внутренний мир, и сегодня направляет исследователей в их научных поисках. Список литературы. 1. Бодалев А.А. О перспективах использования идей А.Маслоу при решении некоторых проблем акмеологии.//Мир психологии.1998. №2. С.217-221. 2. Ждан А.Н. История психологии. М.,1990 3. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. М.,1995 4. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. М.,1977 5. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.,1974 6. Сергеев К.К. Философская психология. М.,1999 7. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. М.,1997 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |