|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Психология фиолетового цветаПсихология фиолетового цвета6 Реферат Психология фиолетового цвета Фиолетовый цвет В то время, как черный означает абсолютное ничто, фиолетовый представляет собой скрытую тайну… Готфрид Хаупт: диссертация «Цветовая символика в сакральном искусстве» Пожалуй, нет другого столь же противоречивого и двойственного цвета, как фиолетовый. В нем соединились страсть красного и сдерживающие компоненты синего цвета. Возбуждающий фанатизм красного цвета соприкасается в нем с фатализмом синего цвета. Соединение в единое целое противоположных сил мужского начала, присущего синему цвету, и женского, материнского начала, присущего красному цвету, рождает необычайное напряжение фиолетового цвета. Духовное начало синего цвета противостоит здесь плотскому началу красного цвета. Это цвет выравнивания и равновесия, цвет меры, сдержанности и соответствия, цвет знания и интеллекта, цвет величия, мистики и мудрости. Он символизирует волшебство и магию, колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение сокровенного знания. С другой стороны, он способствует эндогенной возбудимости, выражает внутреннее беспокойство, которое может означать как опасность, так и шанс творческого открытия. С этим цветом связывают религиозную самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние. В то же время фиолетовый цвет выражает тревогу, волнение, страдание, горе, скорбь, печаль, отречение, покорность, меланхолию.
Как и другие цвета, фиолетовый цвет отражает различные эмоции человека. При этом он может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Ориентироваться в его символике может помочь выделение полюсов спектра семантических значений фиолетового цвета: от полюса негативных значений к полюсу позитивных значений.
Ассоциации Вильгельм Вундт приписывал сумеречному фиолетово-синему цвету одновременно склонность к мрачно-меланхолической серьезности и взволнованно-тоскливому настроению. Ученик В. Вундта Ф. Стефанеску-Гоанга характеризовал действие этого цвета как «завуалированное возбуждение», отмечая самую частую ассоциацию на фиолетовый цвет - “вечерние сумерки”. Характерно, что при созерцании вечернего фиолетового неба у испытуемых возникали мысли о смерти и конце мира (Stefanescu-Goanga F., 1912). И.В. Гете также связывал фиолетовый цвет с “ужасом конца света”. Свое учение о цвете великий немецкий поэт считал главным делом своей жизни (Гете И.В., 1996, с. 281-349). Как показывают проведенные Ингрид Ридель (Riedel I., 1983) ассоциативные эксперименты, фиолетовый цвет связывается, прежде всего, с заходом солнца и его отражением в облаках, в воде, на песке или на снегу. С фиолетовым цветом очень часто ассоциируются фиолетовые цветы: фиалки, сирень, прострел сон_трава, безвременник осенний, которые цветут, прежде всего, при смене времен года. Из плодов следует назвать, прежде всего, сливы, из овощей - краснокочанную капусту и баклажаны (которые на юге России и Украины называют “синенькие”). Тонкие корешки у многих растений часто бывают фиолетового цвета. Животные, имеющие фиолетовую окраску - это, прежде всего, разнообразные обитатели моря, такие как медузы, фиолетовые рыбы или же пурпурные улитки, которые использовались в Средние века для изготовления различных оттенков фиолетовой краски. С фиолетовым цветом ассоциируются также фиолетовые бабочки и птицы. Среди камней с фиолетовым цветом ассоциируется, прежде всего, аметист с его нежной лиловой окраской. В католической церкви кардинал носит фиолетовый аметист в перстне как символ воздержанности. Считается также, что аметист охраняет от пьянства. Фиолетовый цвет символизирует страсти и страдания Иисуса Христа. Это центральный цвет адвента и передней части алтаря. Фиолетовый цвет символизирует пост. В символике фиолетового цвета соединяется витальное начало красного цвета и трансцендентальное начало синего цвета. В последнее время фиолетовый цвет ассоциируется также с движением феминизма как цвет самовыражения и самоутверждения женщины. Психическое воздействие Согласно тесту цветовых пирамид Макса Пфистера, фиолетовый цвет способствует эндогенной возбудимости и выражает “беспокойство, имеющее или творческий или мешающий характер”. Фиолетовый цвет можно было бы просто назвать “мешающим цветом”. Во второй редакции теста цветных пирамид R. Heiss и H. Hiltmann (Heiss R., Hiltmann H., 1951) называют фиолетовый цвет “двуличным смешением цветов”, в котором в одинаковой мере соединились возбуждающий и сдерживающий компоненты. R. Heiss и H. Hiltmann используют два варианта фиолетового цвета: темный красно-синий цвет (фиолетовый цвет № 2) и светлый сине-красный (фиолетовый цвет №3). В тесте цветных пирамид фиолетовый цвет №3 выбирался преимущественно испытуемыми из группы клинического риска. Он оказывал явно подавляющее, приглушающее воздействие, что дало основание R. Hiess и H. Hiltmann оценить его скорее негативно, потому что в результате такого воздействия трудно найти возможность устранить внутреннее беспокойство, которое может означать как опасность, так и шанс чего-то нового. Согласно Ф. Стефанеску-Гоанга (Stefanescu-Goanga F., 1912), воздействие фиолетового цвета характеризуется в основном как “угнетающее, подавляющее, вызывающее печаль, полную меланхолии и тоски”. По E. Heimendahl (Heimendahl E., 1961), фиолетовый цвет может выражать “напряжение, неудовольствие, неудовлетворенность, беспокойство, обременение, отягощение, отречение, покорность или меланхолию.” H. Frieling и X. Auer в своей книге “Человек, цвет, пространство” различают красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цветовые оттенки. Психологическое воздействие красно-фиолетового цвета их испытуемые описывали как “чарующее, двоякое, противоречивое, хилое и болезненно-ослабленное”, а воздействие сине-фиолетового как “мистическое, беспокойное, обременяющее, отягощающее” (Frieling H., Auer X., 1956). СимволикаСогласно E. Heimendahl, фиолетовый цвет - это самый двойственный и противоречивый цвет”. “Ни один другой цвет не заполняет собой столь явно промежуточное положение между жизнью и смертью” (Heimendahl E., 1961).K. Kostlin [] считает, что в соединении синего и красного цвета в фиолетовом нет подлинного слияния. По его мнению, в фиолетовом цвете одновременно утверждают себя энергии и красного, и синего цвета, которые в то же время борются друг с другом.В. Кандинский воспринимал фиолетовый цвет как охлажденный красный цвет, в физическом и психическом смысле. Он несет в себе поэтому что-то болезненное, затухающее, что-то печальное (Кандинский В., 1996, с. 181-220).H. Frieling и X. Auer (Frieling H., Auer X., 1956), учитывая тревожное воздействие фиолетового цвета, вызывавшего у И.В. Гете, как уже говорилось, ужас конца света, даже рекомендуют использовать фиолетовый цвет для отметок мест радиоактивного заражения.J. Chevalier (Chevalier J., Ghreerbrant A., 1974), напротив, видит в фиолетовом цвете уравновешенное сочетание пропорций красного и синего цвета. Фиолетовый цвет символизирует для него опосредующее начало, равновесие между небом и землей, органами чувств и духом, страстью и разумом, любовью и мудростью. Таким образом, для J. Chevalier фиолетовый цвет - это цвет меры, сдержанности и соответствия.I.C. Cooper, автор “Иллюстрированной энциклопедии традиционных символов”, классифицирует фиолетовый цвет по четырем категориям:1) знание и интеллект;2) религиозная самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние;3) тревога, волнение, страдание, горе, скорбь и печаль;4) возраст и старость.Для него фиолетовый цвет - это тоже цвет выравнивания и равновесия (Cooper I.C., 1978).Иоланда Якоби (Jacobi J., 1969, 1980) рассматривает фиолетовый цвет именно в контексте объединения двух крайних эмоциональных противоположностей - двух полюсов - синего и красного цвета. Для нее фиолетовый цвет - это цвет “величия, мистики и мудрости”. Фиолетовый цвет символизирует “волшебство и магию, сокровенное знание и колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение”. В церковно-религиозном контексте фиолетовый цвет символизирует, прежде всего, покаяние. И. Якоби считает, что в фиолетовом цвете воплотилась “борьба духа с плотью, чтобы суметь наполнить ее собой”. Если синий цвет символизирует божественное начало, эфирное пространство, то красный цвет символизирует человеческое начало, кровь и тело. В фиолетовом цвете эти начала соединяются.Идущая от К.Г. Юнга традиция интерпретации образов исходит из того, что фиолетовый цвет может означать неразделенное единство синего и красного цвета, представляя собой андрогинную сущность, соответствующую той ступени развития, которая еще предшествует разделению мужского и женского на отдельные сущности. М. Люшер также считает фиолетовый цвет смешением красного и синего цвета. Он как бы пытается слить воедино противоположности красного цвета, как выражения импульсивного стремления к завоеванию и овладению, и синего цвета как выражения нежной готовности довериться и отдаться. По М. Люшеру, в фиолетовом цвете выражается способность к идентификации, эмпатии, даже к переживанию единства в духе. Символизируемое фиолетовым цветом мистическое отождествление (“participation mystique”), например, между человеком и животным, так называемым тотемом, Леви-Бруль установил в примитивных родовых религиях.Выражая такое переживание единения, фиолетовый цвет связан с волшебством и магией. В соответствии с этим в предпочтении фиолетового цвета М. Люшер видит желание “магических отношений”, желание очаровывать и быть очарованным. За этим стоит также желание снять противоположность субъекта и объекта. Уничтожение субъективно-объективных противоречий, способность уничтожить противоположность между желанием и действительностью - это и есть то мистическое, магическое и волшебное, символизируемое фиолетовым цветом.Идентификация с партнером, символизируемая фиолетовым цветом, понимается в связи с этим либо положительно как интуитивно-чувственное постижение и понимание, либо к ней стремятся как к эротическому слиянию, либо к идентификации относятся скорее отрицательно, как к витающей в чем-то непонятном нерешительности и неопределенности.С такой недифференцированностью фиолетового цвета, с еще не определившимся разделением на красный и синий полюсы, на мужское и женское, связано, возможно, то обстоятельство, что 75% детей школьного возраста, не достигших еще периода полового созревания, предпочитают фиолетовый цвет и ставят его на первое место в тесте М. Люшера, в то время как взрослые испытуемые выбирают, как правило, фиолетовый цвет на третьем, четвертом, пятом, шестом или седьмом месте. Среди умственно отсталых детей фиолетовый цвет выбирают 85%.Многие женщины предпочитают фиолетовый цвет в тесте М. Люшера во время беременности, что может быть обусловлено гормонально. Сразу же после родов этот цвет либо совершенно отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального вкуса.М. Люшер отмечал также в своих исследованиях, что фиолетовый цвет предпочитают гомосексуальные пары, в которых мужской и женский полюс в отношениях слит в недифференцированное единство. Во Франции гомосексуалистов называют «фиолетовыми» («les Violets»).Отвержение фиолетового цвета свидетельствует, в соответствии с этим, о подавлении желания слияния и единения. Часто это связано с отсутствием предпосылок для этого. Место радости эротического очарования занимает принципиальная сдержанность или желание ясных, выясненных отношений.Содержащийся в фиолетовом цвете символический смысл переносится часто на области эстетики и профессиональной деятельности.В теории звук-цвет, разработанной русским композитором Александром Николаевичем Скрябиным, фиолетовый цвет в большой октаве соответствует ноте «до», «…несущей состояние торжественности, неясного грядущего начала и, оттого, тревожности».В Пифагорейской школе, связывавшей воедино число-звук-цвет, фиолетовый цвет соотносится с числом «11».Опираясь на исследования М. Люшера, можно проанализировать предпочтение или отвержение фиолетового цвета в одежде. С начала восьмидесятых годов фиолетовый цвет считается модным. Особенно он распространился в феминистическом движении на Западе. Конечно же, важную роль при этом играют нюансы фиолетового цвета. Светлый розово-фиолетовый (pink) цвет может соответствовать приверженности к музыке Pink-Floyd или soul. Если в одежде человека есть элементы глубоких фиолетовых тонов, то это может говорить о желании очаровывать, покорять своим волшебством и, в то же время, быть самому очарованным и покоренным волшебством. Глубокий фиолетовый цвет связан со стремлением к магии и магическим действиям, которые также в последние годы становятся все более массовыми и популярными.Склонность к изысканности, к эксцентричности всегда была связана с особым предпочтением фиолетового цвета.Еще несколько поколений назад темный фиолетовый цвет считался цветом старости, цветом бабушек, а также вдов. Когда этот цвет выбирает сегодня молодое поколение, это может говорить также и о некоторой ностальгии к прошлому. Изоляции и отчуждению во многих областях общественной и личной жизни противостоят сегодня у многих наших современников особенно сильные желания взаимного проникновения и слияния в области межличностных отношений. Аналогичная ситуация наблюдается в религиозной области, где одновременно существуют, с одной стороны, тенденции поиска и стремления к слиянию с духовными группами и их лидерами, а с другой стороны, поиск собственного мистического опыта.Если, с одной стороны, в этом можно видеть скорее регрессивные тенденции бегства и поиска убежища в неразделенности противоречий, которую символизирует фиолетовый цвет, то, с другой стороны, прогрессивная противоположная тенденция связана со стремлением снять существующую расколотость на противоположности, например, символизируемые красным и синим полюсом переживаний. Цель этой тенденции - интеграция противоположностей в единую целостную личность. В этом контексте можно рассматривать, например, стремление феминистического движения одинаково развивать мужские и женские составляющие личности женщины, а не ограничиваться более на зауженных представлениях о женской половой роли. У мужчин иногда наблюдается похожая тенденция, направленная на достижение новой целостности личности. Такую целостность и символизирует фиолетовый цвет.В этой связи можно упомянуть и частый выбор фиолетовой одежды гомосексуальными парами внутри женского движения. При этом женское начало как бы достигает полноты и самоутверждения в фиолетовом цвете, приобретает уверенность и самостоятельность, переставая быть ориентированным на отношение к мужчине.Для биполярности или бисексуальности также характерен фиолетовый цвет соединяющий в себе два полюса: красный и синий.Превращение фиолетового цвета в модный цвет и сохранение его популярности уже в течение многих лет связано, возможно, с утверждением нового антропологического идеала, андрогина или человека-гермафродита. Гермафродит отнюдь не аморфен и недифференцирован, он также уже оставил позади в своем развитии стадию определения в своей сущности полярности мужской и женской составляющих. Гермафродит находится как бы по другую сторону этой полярности, стоя «выше» разделения на мужское и женское, одновременно включая в себя в единой целостности и ту, и другую составляющую. Согласно легенде, гермафродит появился из слияния двух полных величия и славы начал, мужского и женского, Гермеса и Афродиты.В отличие от гермафродита андрогин - это недифференцированная сущность, в которой еще не выделилась поляризация мужского и женского. И ту, и другую форму сочетания составляющих фиолетового цвета и символизирует собственно фиолетовый цвет. В одном случае он выражает недифференцированное, полное внутреннего напряжения смешение двух начал, в другом, - сознательное объединение в целостную, взаимоуравновешивающую сущность.АрхетипыНа уровне архетипов можно связать с фиолетовым цветом символику фиолетового одеяния католических священников, как посредников между небом и землей.Посредником между небом и землей считается также и сам Иисус Христос. Католическая традиция иконографии изображает принявшего человеческий облик и человеческие страдания Христа в фиолетовых одеждах.Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос выполнил в человеческом воплощении свою миссию, кульминацией чего стало распятие на кресте. Отдавая витальное красное начало, которое характеризует его как человека, он переходит в трансцендентальную синюю сущность, которая характеризует его как Сына Божия. Этот путь можно символически представить фиолетовым цветом, в котором красная составляющая отступает, уступая место синей составляющей. J. Chevalier так выражает единство противоположных друг другу сил фиолетового цвета, символически характеризующее Христа: “Христос словно в браке с самим собой”.Фиолетовый цвет - это также цвет мучеников, которые, как и Христос, причастны к таинству преображения. Это архетипическое значение фиолетового цвета проявляется в больших христианских праздниках, символизирующих обновление. В католической церкви в предрождественские дни, во время страстной недели и поста передняя часть алтаря украшается предметами фиолетового цвета.Как цвет творческого напряжения и преображения фиолетовый цвет встречается во многих проявлениях архетипов преображения мира. Например, книжные иллюстрации раннего средневековья изображали орла, крик которого открывает Апокалипсис, в фиолетовом цвете. Вся апокалипсическая сцена с криком орла и трубным звоном изображалась на фиолетовом фоне, который позволял интерпретировать ее как преображение мира. Рождение Христа, с которым христианская традиция связывает начало новой эры, в традиции книжной живописи раннего средневековья изображалось на фоне индиго, самого темного оттенка фиолетового цвета.Архетипический образ двуполости, олицетворяемый в греческой мифологии гермафродитом, связан с символикой фиолетового цвета. Алхимия связывает фиолетовый цвет с процессом духовной трансформации.В индийской культуре фиолетовый цвет часто символизирует переселение душ. В западноевропейском фольклоре фиолетовый цвет, наряду с синим, символизирует верность. При этом соединение мужского и женского символически представлено здесь как соединение синего и красного в фиолетовом цвете.Очень интересная амбивалентная символика присуща фиолетовому полудрагоценному камню аметисту. В греческом языке “аметисиос” означает “непьющий”. Возможно, поэтому в античном мире этот камень использовался как средство против яда и опьянения. В христианской культуре аметист, благодаря своему цвету, напоминающему скромную фиалку, носили как символ смирения и покорности, связывая их со страданиями Христа. В строительстве небесного Иерусалима одним из основных камней считался аметист.Шкала нюансов фиолетового цвета и их символики распространяется от витального красного цвета, самого теплого полюса этой шкалы, до трансцендентного синего цвета, самого холодного полюса. Между этими полюсами можно выделить следующие цвета: пурпурный, красно-фиолетовый, лиловый (средне-фиолетовый), сине-фиолетовый и индиго.Пурпурный или «остывший» красный цвет воплощает достоинство и авторитет. В этот цвет окрашены одежды властелина богов Юпитера, а также византийского императора. Традиция изображения императора распространилась в византийском искусстве на цвет царственного пурпурного плаща Иисуса Христа на многочисленных византийских мозаиках, что придает его образу скорее царственное, чем страдающее значение. В этом же контексте можно рассматривать и пурпурное одеяние католических кардиналов.Красно-фиолетовый цвет, который можно считать еще более остывшим красным цветом, несет в себе сильное напряжение между красным и синим цветом, в котором все же явно преобладает красная составляющая. Этот цвет оказывает двойственное воздействие. Он может как очаровывать, так и, особенно в более светлых оттенках, действовать как что-то болезненное и тщедушное.В лиловом или средне-фиолетовом цвете красная и синяя составляющие уравновешивают друг друга. Лиловый цвет воплощает равновесие, соединение противоположностей между небом и землей, чувственным и духовным, любовью и мудростью, что находит свое символическое воплощение в образе андрогина и гермафродита. Как соединение мужского и женского начала лиловый цвет символизирует также верность. Это цвет меры, соразмерности, воздержанности и скромности. Сине-фиолетовый цвет с преобладанием синей составляющей опять же несет в себе сильное напряжение, действует как что-то тяжелое и неспокойное, что выражается в символике жертвы, раскаяния, смирения и покаяния. В сине-фиолетовых одеждах предстает страдающий Христос в Гефсиманском саду и при распятии на кресте. Иногда в сине-фиолетовых одеждах изображается Мария Магдалена.Черная тяжесть окончательно перевешивает в цвете индиго, самом темном оттенке фиолетового цвета. Индиго - это цвет Апокалипсиса, цвет гневных тибетских богов Бардо. Именно этот оттенок фиолетового цвета вызывал у испытуемых Ф. Стефанеску-Гоанга (Stefanescu-Goanga F., 1912) непреодолимые мысли о смерти и конце мира.ЛитератураГете, И.В.: К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 281-349 Кандинский, В.: О духовном в искусстве. В: Психология цвета. Сб. пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 181-220 Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., “Эйдос” 1996 Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, 3, 4 Мифы народов мира, тт. 1, 2, М, “Сов. энциклопедия”, 1991 Николаев, С.М.: Камни - мифы, легенды, суеверия..., Новосибирск, “Наука” Сибирская издательская фирма РАН, 1995, с. 29-30 Лапланш, Ж.; Понталис, Ж.-Б.: Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. - М., Высш. шк. 1996 Обухов, Я.Л.: Образ-рисунок-символ, Журнал практического психолога, 1996, 4, с. 44-54 Обухов, Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, 5, с. 39-47 Обухов, Я.Л.: Синий цвет, Журнал практического психолога, 1997, 1, с. 30-41 Обухов, Я.Л.: Желтый цвет, Журнал практического психолога, 1997, 2, с. 65-79 Обухов, Я.Л.: Оранжевый цвет, Журнал практического психолога, 1997, 5 Обухов, Я.Л.: Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., “Эйдос” 1997 Birren, F.: Color Psychology and Color Therapy, New York 1950 Chevalier, J. / Ghreerbrant, A.: Dictionnaire des symboles, Paris 1974 Cooper, I.C.: An illustrated Enzyclopaidie of Traditional Symbols, London 1978 Frieling, H. / Auer, X.: Mensch, Farbe, Raum, Munchen 1956 Heiss, R./ Hiltmann, H.: Farbpyramidentest, Bern 1951 Heiss, R./Halder, P.: Farbpyramidentest, 2. Aufl., Bern 1975 Heimendahl, E.: Licht und Farbe, Berlin 1961 Itten, J.: Kunst der Farbe, Ravensburg 1962 Jacobi, J.: Vom Bilderreich der Seele, Olten 1969, Oettingen 1980 Kast, V.: Das Assotiationsexperiment in der therapeutischen Praxis, Fellbach/Oeffingen 1980 Luscher, M.: Klinischer Luscher -Test, Basel 1970 Riedel, I.: Farben in Religion, Gesellschaft, Kunst und Psychotherapie, Kreuz Verlag, Stuttgart 1983 Stefanescu-Goanga, F.: Experimentelle Untersuchungen zur Gefuhlsbestimmung der farben, in: Psych. Studien XII, 1912 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |