|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Психология самосознанияПсихология самосознания2 План3. Структура сознания
Я - физическое (представления о том, как выглядит свое тело, фигура), Я - интеллектуальное (оцениваются мыслительные способности),Я - характер (какой я как человек, друг; сюда же относится и поведенческие черты). Образы "Я" никак не связаны между собой, но реальны при разной степени реалистичности. Таким образом складывается идеальное представление об идеальном "Я". Представления о себе динамичны и нестабильны. Эти представления только формируются, поэтому подростки чувствительны к словам и т.п.Можно сказать, что заложено в "Я - концепции", то подросток пытается и развить (особенно, если это не соответствует реальному "Я"). Например, у физически больного ребенка в "Я - концепции" заложено - здоров. Такой ребенок будет пытаться физически себя подтянуть. И зачастую это будет удаваться (хоть и не в полной мере).Если уровень притязаний высокий, а осознание своих возможностей не реальны может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство - как внешние проявления несоответствия "Я" - идеального и "Я" - реального).При осознании "Я" - реального правильно существует возможность исправить свои "недостатки", улучшить себя, т.е. предпринимать реальные шаги самовоспитания.Главная задача родителей помочь ребенку научиться правильно себя оценивать, но при этом не расстраиваться, а спокойно решать проблемы шаг за шагом. Меняется уровень саморегуляции: способен отсрочить желания, оценить соотношение возможности и реальной ситуации. Но все-таки большинство подростков верят в чудо. В конце подросткового возраста образы "Я" складываются воедино. Происходит ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.5. Единство человеческого "Я"За единство часто принимают единообразие. Если бы все думали и действовали одинаково, у нас вовсе не было бы идеальной гармонии. Единство - это процесс, а единообразие - состояние жизни. Одни и те же музыкальные ноты, если повторять их без конца, могут показаться монотонными и вызывать раздражение. И только много разных нот, исполняемых в различных комбинациях, создают прекрасную музыку.Как стать свободным? - "Познай истину, и истина сделает вас свободным", - отвечает В. Соловьев (там же). Философ считает, что человеческое "Я" безусловно в возможности и в действительности. В чем же причина несвободы и внутреннего рабства человека? В. Соловьев это зло видит в противоречии "Я" безусловности в возможности и ничтожества в действительности. А как же познать истину? По В. Соловьеву, прежде чем человек может достигнуть этого безусловного содержания в жизни, он должен достигнуть его в сознании; прежде чем познать его как действительность вне себя, человек должен осознать его как идею в себе. Если безумно не верить в Бога, считает В.Соловьев, то еще безумнее верить в него наполовину.6. Самонаблюдение сознания и самосознания Самонаблюдение, наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и не смыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (Л. С. Выготский). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер.Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции "аналитической интроспекции" В. Вундта - Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено "внутреннему восприятию", протекающему в естественных условиях (В. Вундт, 1888); с др. стороны, С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой "психологической" установке ("интроспекция" в узком смысле, Титченер, 1912), позволяющей непосредственно постигать само переживание в его психологической реальности. При этом в силу сенсуализма и атомизма вундтовско-титченеровской концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания (ощущения, представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности, длительности во времени и протяжённости в пространстве). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как "ошибка стимула" (Титченер).Кризис "аналитической интроспекции" наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но подлинному пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихологии, утверждавшей, что целое не складывается из суммы "элементов", которые могут быть из него получены изоляцией (Вертхеймер, 1912), и, следовательно, те "первоэлементы", к которым сводилось в "аналитической интроспекции" наблюдаемое переживание, вообще не есть его реальные "части" как целого. Поэтому возникла необходимость заменить расчленяющую "аналитическую" установку наблюдателя на естественную, "феноменологическую", предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю. В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю "сырой" эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда специального истолкования.7. Самосознание как сотнесенность "Я" человека с самим собойЯ-физическое, являясь продуктом самосознания, представляет собой один из компонентов Я-концепции человека. В свою очередь, Я-концепция (различение Я и не Я) входит в структуру сознания (наряду с со-знанием, целеполаганием и отношением). Необходимость гуманизации образа человека, который обеднен и упрощен практической реализацией биологически ориентированных теорий, привела к возникновению психологических представлений о формировании Я-концепции. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, а описательную составляющую Я-концепции называют Образом Я.Я-концепция, как правило, рассматривается в трех подструктурах: когнитивной (качества, способности, внешность, самосознание), эмоциональной (самоуважение, себялюбие, самоуважение) и оценочно-волевой (самооценка, уровень притязаний).Каждая из названных выше подструктур (в нашем случае - самосознание) может быть аналитически рассмотрена в целом ряде модальностей: Я-реальное, Я-идеальное, Я-динамическое, Я-перспективное, Я-фантастическое, Я-зеркальное, Я-физическое.Согласно классическому психоанализу (З. Фрейд) "Я" является одним из структурных компонентов психики человека ("Оно", "Я", "Сверх-Я"). В Я -концепции З. Фрейда самосознание как бы находится на службе бессознательных влечений, импульсов и его активность всецело определяется существованием сферы этих импульсов, влечений. Находясь под постоянным давлением неосознанных сексуальных влечений , с одной стороны, и требований реальности, с другой, самосознание выступает в качестве приспособления человека к окружающему миру. Эту функцию самосознание выполняет при помощи особых механизмов психологической защиты: одни импульсы оно подавляет (механизм вытеснения), другим дает проявиться в социально приемлемых формах (механизмы рационализации, проекции, сублимации и т.п.), третьи позволяют сознательно отождествиться с объектами любви (механизм идентификации), но в любом случае возникают отклонения, скрывающие от сознания конкретного человека истинную природу психических явлений.Под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе в качестве субъекта действий и переживаний (образ Я) и складывается эмоционально-ценностное отношение к себе. Теоретической основой экспериментальных исследований самосознания, его структурной организации, понимания источников развития выступают методологические принципы личностного подхода, единства сознания и деятельности, принцип развития и другие.Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают. Большинство авторов выделяет в самосознании два основных компонента: когнитивный и эмоциональный. В когнитивном компоненте как результат самопознания выступает система знаний личности о себе, а в эмоциональном как результат самоотношения, - устойчивое обобщенное отношение личности к себе. Некоторые авторы, не ограничиваясь выделением в самосознании когнитивной и эмоциональной компоненты, добавляют к последним саморегуляцию.8. Самонаблюдение и самооценка Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка может быть адекватной и неадекватной.Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) препятствует выполнению указанных функций.Адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности. При некоторых условиях расхождения между самооценкой и оценкой окружающих может возникнуть острый внутриличностный конфликт.Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением. Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик. Ввиду роли, которую в методике психологического исследования играет генетический принцип, можно, далее, говорить о генетическом принципе или методе психологического исследования. Генетический метод в психологии, т.е. использование изучения развития психики как средства для раскрытия общих психологических закономерностей, - не сопоставляется с наблюдением и экспериментом в одном ряду и не противопоставляется им, а необходимо на них опирается и строится на их основе, поскольку установление генетических данных в свою очередь основывается на наблюдении или эксперименте.Автоматическая природа нашей обычной жизни является главным врагом самонаблюдения и самовспоминания. Автоматическая жизнь может использовать и поглотить всю энергию нашего внимания. Целенаправленные занятия самонаблюдением и самовспоминанием могут привести к пониманию того, как эта автоматическая утрата энергии проявляется лично у вас, и это постепенно приведет к восстановлению чрезвычайно больших количеств энергии, которую вы сможете использовать для целей своей подлинной, изначальной природы.Самовспоминание включает в себя самонаблюдение, так что отрицать, что вы испытываете страх, когда вы действительно его испытываете, - это не самовспоминание, а фантазия. Более того, активное отрицание эмоций иногда приводит к тому, что эти эмоции лишь приобретают дополнительную энергию. Но ведь вы хотите иметь энергию для самонаблюдения и самовспоминания, а не растрачивать ее целиком на свою борьбу со страхом.МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ - получение эмпирических данных посредством наблюдения субъекта за его собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ними. Субъект самонаблюдения, выступающий в то, же время и как его объект, является носителем своего неповторимого опыта, имеет присущие ему природные особенности; он сформировался в конкретной социальной среде; данные его наблюдения не могут, поэтому не быть субъективным".9. Формирование самосознанияФормирование эстетического сознания общества - основная задача. Современное российское общество отличается от западного тем, что у подавляющего большинства русских людей отсутствует эстетическое чувство, т.е. чувство восприятия прекрасного. Это объясняется жестоким советским прошлым, когда творцы и художники расстреливались, либо же они иммигрировали за границу. Поэтому, у большинства русских людей, являющихся потомками того режима, только практическое понимание вещей, а значит их внутренний мир скуден до степени истощения всех чувств, данных человеку при рождении. Задача науки Эстетики - возродить человеческое сознание. В формировании эстетического сознания заинтересованы художественные салоны и магазины, продающие картины, фонтаны, скульптурки, ремесленные изделия и т.д. К сожалению, пользуются спросом товары иного ( противоположного ) - безкультурного характера. В результате производители пива и сигарет получают солидные доходы и становятся королями, а ремесленники же получают за свой труд крохи и то очень редко. Не случайно, в настоящее время издаются журналы эстетическо-направленного характера. Магазины пытаются привлечь покупателей и это совершенно естественно. Торговля товарами высокого культурного значения в настоящее время хоть и убыточна, но она приносит высокий моральный дух владельцам магазинам. И собственники готовы вкладывать в эстетику деньги и вкладывают их в покупку изделий ( как правило ручного человеческого труда ) и вкладывают деньги в выпуск блестящих журналов, вкладывают деньги в формирование эстетического сознания общества.Проблема самосознания относится к прерогативе не только психологии. С античных времен по настоящее время она представляет собой интерес и для философов. Конечно, сфера интересов философского и психологического (и социологического) познания различны. Однако, именно философия дала толчок и до настоящего времени в определенном смысле определяет направления поиска для представителей эмпирической науки. Она "задает" координаты и является некоторой "рефлексией", "самосознанием" исследований о самосознании - собственно, тем, чем и "положено" быть философии. Своеобразное обоснование оппозиции внешнее - внутреннее предлагает М.С.Каган7, ссылаясь на кибернетику сложных функциональных систем. Им необходимы два источника информации - о том, что происходит вовне системы, в среде, с которой система связана своей деятельностью, и о том, что происходит внутри нее самой; для получения этих двух родов информации всякой системе такого класса необходимы, метафорически говоря, "сознание" и "самосознание". Конечно, психологический подход также принимает во внимание возможность познания, но акцент переносится в другую плоскость. Априори принимая тезис о несовершенстве, субъективности человеческого самосознания, исследователь пытается выяснить, насколько точно самосознания, в частности, соотношение Я - реальное и Я - представляемое, Я - представляемое и Я - глазами других и т.д. Чем вызываются искажения, когда вообще актуализируется самосознание как процесс - эти и другие вопросы являются предметом многочисленных эмпирических исследований. Приведенных определений достаточно, чтобы наглядно показать философское понимание проблемы самосознания. Общее, как видится, в том, что самосознание в приближенной формулировке определяется как единство отношения к себе и миру. Однако, некоторые определения уже вносят своеобразный "акцент". Так, М.А.Гарнцев определяет составные структуры самосознания - пространство и время, как системообразующие. Е.К.Быстрицкий непосредственно переходит к собственно психологическим механизмам, определяющим самосознание личности. Этот вопрос пока оставим без комментариев; как главные (системообразующие) феномены самосознания определяют и мораль (нравственность), и притязание на признание, половую идентификацию и другие, явно не рядоположенные личностные образования. Так же крайне спорным остается вопрос о психологических механизмах. И здесь вполне правомерно перейти к психологическим и социально-психологическим теориям самосознания, поскольку именно эмпирические работы проводят проверку гипотетических построений.10. Психологические защиты Психиатрия, как наука о внутреннем мире человека, накопила не только знания о лечении душевных расстройств. Трудно найти лучших манипуляторов людьми, чем психиатры и психотерапевты. Они используют психические "бреши", слабые места, для несанкционированного доступа к святая святых - подсознанию и, таким образом, управляют нами, достигая желаемого результата.Все способы защиты и нападения можно разделить на осознаваемые (применяемые целенаправленно) и неосознаваемые (реализуемые самой психикой в ответ на стимул). 1. Способы защиты, применяемые целенаправленно и осознанноАмортизация Берет свое начало из транзактного анализа, подробное изложение которого можно найти в книге Эрика Берна "Игры, в которые играют люди". Нападающий рассматривается как Родитель (человек, который знает, что надо делать, поучающий, наказывающий и т.п.), а защищающийся как Ребенок. Ребенок не спорит и не доказывает правоту, а мягко и несколько виновато соглашается: - "Да, я плохой. Да, я опоздал на 3 часа. Может действительно у меня с головой не в порядке?" и т.д. Применение амортизации обосновано в конфликтах с людьми, от которых вы несколько зависите и/или с которыми хотите сохранить хорошие отношения. В разговоре каждый собеседник "посылает" и в свою очередь "получает" импульс. Это упрощенное понятие транзакции. Во время этого процесса он посылает и получает эти импульсы с одной из трех позиций - Родителя, Взрослого или Ребенка. Например, когда вы сердитесь на кого-то и грозитесь наказать, то выступаете в роли Родителя. Когда дурачитесь с любимым человеком - вы Ребенок. Когда являетесь "холодным" компьютером и обсуждаете возможные выгоды от нового направления вашего бизнеса с коллегами, вы - Взрослый. "Переключения" происходят постоянно. Структура личности по Эрику Берну:Транзакция (общение) выглядит так: Особенность транзакции еще и в том, что она направлена к определенной части личности - Родителю, Взрослому, Ребенку. Секрет бесконфликтного общения - уловить, к какой части личности направлена транзакция и ответить "параллельной", как на рисунке. Если же транзакции пересекаются, то возникает конфликт. Например: от Родителя к Ребенку: "Иванов! Ты не хочешь выпить за мое здоровье! А ну, наливай!" К конфликту (пересечению) приведет ответная транзакция, направленная от Взрослого к Взрослому: "Не могу, я за рулем и т.п:"Транзактный анализ по Эрику Берну весьма популярен в среде психотерапевтов. Гротескное усиление В ответ на обидные слова агрессора вы усиливаете их "обидность":- Ты нехороший, бессердечный человек - Да я вообще мерзкий, отвратительный тип, люди от меня на улице шарахаются Применение гротескного усиления обосновано в конфликтах с людьми, от которых Вы не зависите и/или на отношения с которыми вам наплевать. Есть и другой вариант гротескного усиления, направленный на раздувание собственных "пороков". Хорошо помогает после ситуаций, в которых вы были не на высоте, за что себя корите. Примеры я привожу в Избавлении от послеразводной бессонницы и страха и сне про зло.Защита в третьем лице В ответ на слова агрессора Вы обращаетесь к одушевленному или неодушевленному помощнику: - Мой дорогой друг, Вы посмотрите только, как несчастен это вопящий, всклокоченный человек. У него от крика так смешно слюни изо рта вылетают! Применение защиты в третьем лице может осуществляться в широком диапазоне в зависимости от выбираемой вами степени оценочности. Минимальная (практически не обидная, то же самое, что обратная связь) - это только объективная информация о собеседнике (громкий или нет голос, интонации речи и т.п.), максимальная (побуждает проявлять свои эмоции двигательно) - это ярлык. Этот способ считается самым эффективным для пробивания чьей-либо защиты. Военный вариант ("под дурака")В ответ на "наезд" вы отвечаете словами из "другой оперы". Например, если Вам говорят: - Я тебя предупреждал, что если еще раз тут увижу спящим на ночном дежурстве, то выгоню с работы, и вот вы попались, голубчик!Попробуйте ответить: - Сколько раз напоминаю слесарю - зайди в подвал, почини трубу с холодной водой, так нет же, он горячую закрывает...! И перехватив инициативу, эмоционально продолжайте гнуть свою линию. Уже через несколько фраз агрессор будет обескуражен настолько, что бессильно махнет на вас рукой - что с дураком связываться.Перенос центра проблемы (на нападающего) На "наезд" вы отвечаете: "Я смотрю на тебя, как ты это говоришь, как слова подбираешь и убеждаюсь, что у тебя с этим точно проблема, серьезные сложности: ты поработай над этим." Агрессор сразу начинает рефлексировать (фокусировать внимание на событиях внутреннего мира) и загружаться. Применение переноса центра проблемы может использоваться в конфликтах с разными людьми с последующим вашим исчезновением (пока он там задумался). Трансформирование или переформирование (визуализация негативного образа нападающего)Представив агрессора: - в "клоунском наряде"- голым - уменьшенным в размерах - в гробу Вы можете заметить, что его обидные слова не такие уж и обидные, и вообще он вдруг вызывает жалость, сочувствие, желание помочь ему в его несчастье, либо вы неожиданно для себя и для него начинаете улыбаться. По крайней мере, дохлый голый карлик, наряженный в клоунский колпак и лежащий в гробу не сможет так сильно подействовать на вас, как большой и грозный начальник. Применение трансформирования обосновано в случаях, когда Вам остается только молчать. Способы защиты, реализуемые психикой самостоятельно ("норма")Перцептивная деформация Акт восприятия делится на два этапа - бессознательный (перцепция) и осознаваемый (узнавание образа). Базовые подпрограммы психики (подсознание) могут предполагать уровень эмоциональной реакции на втором этапе и если возможна боль, разочарование, фрустрация, то второй этап "деформируется". Наиболее хорошо это описывает поговорка "любовь слепа", применяемая в случае, когда объективно "нехорошие" действия "предмета обожания" не замечаются влюбленным человеком.Вытеснение По прошествии некоторого времени события, вызывающие боль, страх, другие сильные эмоции, "забываются". Такое явление называется вытеснением. Хороший пример - это две лучшие подруги, прежде поругавшиеся. При последующей встрече они обе "забывают" о размолвке.Рационализация Снижение значимости объекта, в отношении которого не удалось удовлетворить потребность ("сам дурак").Восприятие себя слабым "Кто я такой, чтобы решиться сделать ЭТО?"Вымещение Реализация своих эмоционально-двигательных тенденций на объектах, которые их не вызывали (срывание злости на членах семьи).Уход в воображаемый мир Кто из нас не мечтает? Проекция Перенос не осознаваемых в себе отрицательных мотивов на других и соответствующая интерпретация поведения других ("ВСЕ воруют; ВСЕ пьют") Примечание: не путать с вполне объективной способностью человека прогнозировать или выявлять закономерности поведения окружающих. Проекция отличается тотальностью.Сублимация (самоактуализация, творчество) Недозволенное или нереализуемое желание трансформируется в социально одобряемый поступок (влюбленные, пишущие стихи "недоступному" объекту притязаний).Фиксация Уходит корнями в наше "зверское" прошлое. Автоматическое повторение случайных действий или поступков, предшествовавших эмоционально положительному событию (ритуал перед экзаменом).Дистанцирование (общение в рамках формального поведения) Человек, причинивший неудобства, отдаляется и общение сводится к формальному ("здравствуйте" и "до свидания").Изменение отношения В ответ на действия человека ваши представления о нем и отношение к нему меняется. Адекватная реализация этого способа считается признаком здоровой личности. Литература1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 288с. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: "ЧеРо", при участии издательства "Юрайт", 2001. - С.169-197. 3. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Авиценум, Медицинское издательство, Прага, 1983. 4. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. // Вопросы философии. - 1990. - № 10. 5. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989. 6. Швалб Ю.М. Целеполагающее сознание (психологические модели исследования). - К.: Милленниум, 2003. - 152с. 7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 713с. 8. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 143с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |