|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Психолого-педагогические условия формирования социально–психологического типа личности подросткаПсихолого-педагогические условия формирования социально–психологического типа личности подросткаФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования педагогический университет Факультет психологии Кафедра теоретической и прикладной психологии Квалификационная работа на тему: «Психолого-педагогические условия формирования социально - психологического типа личности подростка» Исполнитель: студент 5 курса, гр. 501 дневного отделения факультета психологии Научный руководитель: К.п.н. доцент Челябинск 2008 Содержание Введение …………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Формирование социально-психологического типа личности подростка как психолого-педагогическая проблема …………………………. 4 1.1 Понятие социально-психологического типа личности подростка …….. 4 1.2 Особенности социально-психологического типа личности подростка ....14 1.3 Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий формирования социально-психологического типа личности подростка …... 34 Глав 2. Исследование социально-психологического типа личности подростка…………………………………………………………………………52 2.1 Этапы, методы и методики исследования ………………………………... 52 2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования …………. 58 Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогических условий, формирования социально-психологического типа личности подростка…………………………………………………………………………62 3.1 Программа формирования социально-психологического типа личности подростка ……………………………………………………….……………… 64 3.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования ……… 74 Заключение ……………………………………………………………………... 80 Список литературы …………………………………………………………….. 83 Приложение. Введение Главной задачей построения нового демократического, цивилизованного общества является наличие полноценных деятельных граждан, способных реализовать себя и свои потребности в условиях современной социально-экономической ситуации. Отсюда следует, что важным социальным фактором для общества является становление и индивидуализация типа личности. Только человек, адекватно оценивающий себя, может также адекватно оценивать других людей и верно отражать мир. От типологии личности зависит большая или меньшая уверенность в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха и его причины. Отношение к допущенным ошибкам и ряд других важнейших моментов. Тип личности может быть средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе. Тип личности является центральным психологическим аспектом качества человека, от типологии личности зависит активность личности, ее участие в деятельности коллектива, ее стремление к активной жизненной позиции. Человек, о котором думают, как о никчемном, ничего не стоящем субъекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. Наоборот, те, кто высоко себя ценят, часто склонны работать с большим напряжением, считая ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо. Иными словами, от качеств личности зависит, способен ли человек бы хозяином своей судьбы или ее рабом, а от этого во многом зависит его положение в обществе. Полноценная интеграция в общество начинается со школьной скамьи. Одна из центральных задач школы на современном этапе -- это подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих качеств способностей и знаний. Эта задача делает особо значимой проблему формирования интересной для окружающих, социально-активной позиции учащихся в учебном процессе, превращение его в подлинного субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценивать особенности своей личности и деятельности, т.е. определенного уровня развития самооценки. В связи с этим исследования, направленные на выявление психолого-педагогических условий и закономерностей становления гармоничной личности в учебном процессе, приобретают чрезвычайную актуальность. Школа интересует нас не с точки зрения традиционного представления о ней как о заведении, в котором осуществляется формальное обучение и усвоение знаний, а как общественный институт, где в основном происходит эмоциональное, социальное и интеллектуальное формирование личности. Трудности многих неуспевающих детей являются не следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представлений о себе как неспособных к серьезному учению. Для педагогов и психологов всё более очевидным становится тот факт, что эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня сформированности личности, так как личность является механизмом и задействована во всех сферах жизнедеятельности человека -- в познании, в поведении, в общении. Данные таких психологов как В.С. Саблин, В.М. Минияров, Дж. Митчелл, К. Роджерса говорят о том, социально-психологический тип личности в свою очередь оказывает влияние на деятельную структуру каждого человека. Изучение всего связанного с «типологией личности» имеет важное значение для понимания человеческого поведения, причин успехов и неудач в усвоении знаний учащимися. Содержание «качеств личности», как считают психологи, - из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание процесса социализации подростка. Вместе с тем в современных публикациях по проблеме развития и формирования личности подростков - недостаточно раскрыт механизм данного процесса, не разработаны формы и методы деятельности психолога и педагога по формированию идеально развитой, гармоничной личности. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования социально-психологического типа личности подростка. Объект исследования: социально-психологический тип личности подростка 11-12 лет. Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социально-психологического типа личности подростка 11-12 лет. Гипотеза исследования: социально-психологический тип личности подростка 11-12 лет изменится, если применить психолого-педагогические условия формирования. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать проблему формирования социально психологического типа личности подростков 11-12 лет. 2. Выявить особенности типов личности 11-12 лет. 3. Теоретически обосновать психолого-педагогические условия формирования социально-психологического типа личности подростка 11-12 лет. 4. Подобрать методы и методики исследования. 5. Дать характеристику выборки проанализировать результаты исследования. 6. Разработать программу формирования социального типа личности подростка. 7. Проанализировать результаты исследования после проведения программы. 8. Составить рекомендации родителям, воспитателям, учащимся. База исследования: МОУ СОШ №18 г. Челябинска, 5а класс, в количестве 19 человек. 1.2. Особенности социально-психологического типа личности подростка. В данном разделе я рассмотрел подробнее характеристики типов личности подробнее: Конформный тип личности: 1. В сфере отношения к людям: а) учитель должен помнить, что учащиеся конформного социально-психологического типа любым путем 6удут завоевывать у него благожелательное отношение, из которого можно было бы извлечь для себя выгоду. Поэтому учителю не следует; пользоваться услугами этих учащихся, т.е. их: доносами и ябедничеством на сверстников, услужливым, выполнением всех прихотей учителя или даже мелкими подачками. Все это учитель должен пресекать и не создавать прецедента для подобных форм поведения со стороны учащихся; б) родители учащихся конформного социально-психологического типа чаще всего являются людьми такого же типа, как их ребенок. Такие родители стараются угодить учителю тем или иным способом, возможно путем его временного увеличения в рант самого доброго или умного человека или путем мелких подарков, особых признаков внимания. Они считают, что если оказывают учителю услуги, то он не будет обращать внимания на безнравственные поступки детей и ставить им только положительные оценки. Отказ от подарков и знаков внимания вызывает со стороны подобных родителей В сфере отношения к деятельности: а) желательно давать постоянные поручения в классе, которые бы приносили пользу членам коллектива и отвечали групповым интересам, не. позволяя извлекать личную выгоду. б) следует отнестись с, большим вниманием к выполняемым этими детьми поручениям, следить за обязательным выполнением поручений до конца, пресекать попытки перепоручения, не создавать ситуации возможности их невыполнения по каким-либо причинам. в) желательно включать таких учащихся в различного рода, самодеятельные занятия, требующие обучения кваил профессиональным видам деятельности, т.е. кружки, секции, студии, имеющие выход на будущую профессию. Многолетние занятия в них позволяют овладеть любительскими видами деятельности, которые в последующем могут: стать профессиональным занятием помогающим пройти оптимальную социализацию в обществе. 3. В сфере отношения к своим возможностям: а) следует помнить, что эти учащиеся всегда завышают свои возможности. У них никогда нет никаких проблем, т. к. свои задания либо перекладывают на других, либо просто, не выполняют.. Поэтому, нужно "отмечать все случаи заносчивости, обмана, невыполнения взятых на себя обязательств. Особенно необходимо останавливать таких детей, когда они начинают хвастать чем-либо, чаще всего привирая и вводя другихв заблуждение. б) для того, чтобы учащиеся этого типа адекватно оценивали свои возможности, необходимо повысить ответственность за свои поступки и действия. Для этих целей можно использовать мнение коллектива учащихся, а так же Собственный авторитет педагога; в) желательно применять иносказательный метод, рассказывая детям о литературных героях и приводя реальные примеры, показывающие, что "ложь, Обман, хитрость и изворотливость могут быть наказуемыми и не всегда одобряются: в обществе. 4. В сфере отношений в коллективе: а) зная, что для детей конформного типа коллектив является средством для реализации их хитроумных планов и желаний, учителю следует использовать влияние коллектива, применяя метод лишения общения или же заключая' специальные договора, нарушение которых влечет за собой самоизоляцию; б) следует также помнить, что само по себе лишение коллектива не имеет прямого воздействия на детей конформного типа. Для них важно не потерять благоприятные взаимоотношения с членами коллектива. 5. В сфере отношения к себе: а) следует помнить, Что высокая эгоистичность детей - этого типа требует от учителя постановки таких учащихся в ситуацию вынужденного отказа от выгодных только для него сделок; б) учитывая постоянное стремление у этих детей к удовлетворению своих личных потребностей с минималь-ными энергетическими затратами и без учета интересов окружающих, необходимо создавать ситуации достижения удовольствий путем личных трудовых вкладов без привлечения других детей в) не допускать случаев, когда дети этого типа начинают осуждать тех, кто пытается что-то сделать для других, но у него ничего не получается. Нужно обращать, внимание на то, чтобы учащиеся чаще предъявляли требования к себе, чем к другим. 6. В сфере отношения к критике: а) следует помнить, что критика этих детей бессмысленна, т. к. они её не воспринимают. На них действует только неудобство положения, в которое они попадают. Следовательно, ни общественные порицания, ни разговоры педагога с глазу на глаз не имеют эффекта для критического восприятия ими замечаний. Поэтому только метод общественного или индивидуального игнорирования поступков и действий этих учащихся вынуждает их задуматься над смыслом совершенных ими деяний б) необходимо учитывать, что дети этого типа постоянно оправдывают свои неблаговидные поступки путем обвинения других и придумывания правдоподобных историй в свое оправдание. Поэтому следует тщательно разбираться в истинности положения и тех ситуациях, в которых могут пострадать другие учащиеся. Необходимо оперировать фактами и беседовать с реальными участниками конфликтных ситуаций. 7. В сфере отношения к волевым проявлениям: а) так как все волевые проявления этих учащихся чаще всего связаны, с мотивами получения удовольствии от результатов деятельности; то следует у детей такого типа формировать устойчивый интерес к общественно полезным видам деятельности .вместо тех, к которым стремятся эти учащиеся, т.е. к пустому времяпрепровождению, курению, употреблению спиртного и т.д.; б) следует осторожно относится к инициативам, проявляемым детьми этого типа, т. к. они чаще всего носят авантюрный характерен при этом могут пострадать непрактичные учащиеся и сам педагог. В связи с этим необ-ходимо достаточно глубоко продумывать те предложения, которые поступают от таких учащихся, просчитывая по-следствия своих и их действий. Доминирующий тип личности 1. В сфере отношения к людям: а) учителю необходимо очень осторожно вступать и диалог с родителями; детей доминирующего социально-психологического типа личности, так как они могут быть такого же типа. Беседа должна начинаться с оценки положительных сторон ребенка и затем постепенно переходить к обсуждению негативного в поведении ребенка. В противном случае учитель может натолкнуться на непонимание, амбициозность и конфликт. Родителям следует все-таки объяснять, что у их ребенка возникают проблемы в особенности в средних классах из-за постоянного стремления к превосходству над сверстниками, а подчас и из-за стремления унизить их. Необходимы двусторонние беседы отдельно с учеником и совместно с родителями; б) можно создавать ситуации принудительного длительного общения с разными людьми, которые не разделяют интересов детей доминирующего типа. При этом учителю следует регулировать условия возникающей конфликтной ситуации, не доводя до физической расправы или оскорблений личного достоинства в) в отдельных случаях учителю целесообразно применять метод игнорирования, т.е. не замечать исключительности характера учащегося. Относиться к нему спокойно и ровно не зависимо от того насколько учащийся желает выделиться из числа сверстников г) полезными могут быть, ситуации, когда учитель ставит доминирующий тип личности в условия жесткой конкуренции со стороны таких же сильных и. энергичных учащихся. Здесь важно, чтобы учитель дал понять учащемуся, то здоровое соперничество утраивает силы борющихся, и в случае поражения нельзя впадать в депрессию или в агрессивное состояние по отношению к победителю 2. В сфере отношения к деятельности: а) учитель должен помнить, что, если ученик доминирующего социально-психологического типа личности не получит возможности для проявления своей деятельной активности в школе, он может попытаться это сделать не ее, в антисоциальных группах и компаниях, где роль лидера, принятая толпой отверженных сверстников, может толкнуть на путь преступления. Поэтому необходимо таких учеников - ставить все-таки в позицию официальных лидеров, но постоянно обращать внимание на, нрав ответственную сторону их деятельности; б) значительный эффект можно достичь постановкой этих учащихся в ситуацию, когда ему приходится заниматься «пустяком», общественно не значимой деятельностью, рутинной работой или не интересующим его предметом, т.е. такой деятельностью; за которую он не мучает ожидаемой оценки со стороны класса или группы и самого учителя или воспитателя; в) немаловажную роль может сыграть в изменении отношения этих учащихся к деятельности ситуации, которые заставляют их задуматься о каких-то бытовых мелочах связанных с решением либо житейских проблем, ибо школьных 3 В сфере отношения к своим возможностям: а) так как учащиеся этого типа постоянно завышают свои вoзмoжнocти, то следует давать только те поручения, которые они реально могут, выполнить. Ни в коем случае не следует заставлять делать то, чего они не могут, т.к. это вызовет не просто неудовлетворенность задании в последующем отказ выполнять какие-либо дела, если они полезны для всего коллектива. Для этих учащихся самоё страшное Ї это публичное снижение статуса, что может привести к депрессивному состоянию ребенка; б) несмотря на заносчивость учащихся этого типа учителю, тем не менее, в ходе общений и в повседневной жизни требуется повышенная тактичность и ненавязчивый социально-психологический контроль, доброжелательное доверие. В то же время ему следует постоянно советовать учащемуся, чтобы он видел в одноклассниках и окружающих людях не только массу, которую необходимо использовать как средство достижения целей, а прежде всего индивидуумов, имеющих свои притязания на решение собственных проблем. 4. В сфере отношений в коллективе: а) зная, что эти дети любят командовать и распоряжаться другими людьми, что вызывает сопротивление последних и массу конфликтных ситуаций, учитель может порекомендовать такому учащемуся психотехнической упражнение «Исполнитель желаний», что будет способствовать коренному изменению взглядов учащихся на коллектив б) учителю важно создавать ситуации, ограничивающие возможность для учащегося проявлять свой авторитет свою власть над сверстниками, а также и над родителями. Для этого, выдвигая таких учащихся на роль официального лидера, следует постоянно обращать внимание на этическую сторону взаимоотношений. 5. В сфере отношения к себе: а) педагогу или воспитателю - необходимо в научении своего подопечного относиться ко всему, что с ним происходит вдумчиво, с анализом, т.е. прежде, чем реагиро-вать на слова и поступки близких, одноклассников, спросить себя: «А как бы поступил на моем месте мудрый человек?» Нужно научить принимать решения и действовать лишь после нескольких минут такого спокойного созерцательного размышления; б) в отдельных случаях педагог может создавать ситуации, в которых так или иначе ущемляются, права и интересы самого ребенка. Это, конечно, может вызвать бурю возмущения или породить конфликтные взаимоотноше-ния, тем не менее при тактичном сознательном управлении этим процессом, ученик может извлечь урок анализа собственных действий по отношению к другим. 6. В сфере отношения к критике: а) следуем также помнить, что учитель не должен Ступать в конфликтные отношений с подобного типа учащимися, даже если они провоцируют столкновение, ёкая показать свое превосходство. Необходимо ограничиться замечаниями, переводя конфликт на юмористическую основу, где не должно быть высмеивания или' унижения ученика. В противном случае учитель может бытъ поставлен в унизительное положение, из которого будет трудно выйти, не привлекая родителей Или диктора; 6) учителю нельзя устраивать публичные расправы ад учащимися доминирующего социально-педагогического типа личности ни на педсовете, ни на собрании, не просто в классе, В таких случаях эти ученики могут себя вести вызывающе, нагло, цинично, демонстрируя свою зависимость, несгибаемость, вовлекая в конфликт все, новых и людей (родителей, администрацию, своих товарищей). Результатом таких педагогических воздействия может быть злоба, обида и по - возможности вымещение ее на виновных в сложившейся ситуации. Более эффективное, воздействие имеет беседы. Один на один или в отдельных случаях можно ставить этих учащихся ситуацию, когда его дела будут; подвергаться критике, При этом критика должна носить конструктивный характер а самое главное в мягкой форме, чтобы не ущемлять достоинства и самолюбия учащегося; 7. В сфере отношения к волевым проявлениям: а) учителю важно время от времени создавать ситуации, в которых доминирующий социально - психологичекий тип вынужден был бы подчиняться воле других людей особенно не являющихся авторитетными для него. В отдельных случаях это будет вызывать конфликтную ситуацию, поэтому от педагога требуется разумное управление действиями обоих учащихся; 6) достаточно эффективной мерой в упражнений во-первых проявлений ученика может служить ситуация вынужденного одиночества, т.е. направленной изоляции, го от свободного и разнообразного общения; в) особенно полезно ставить этих учащихся в ситуацию, которой им самим приходится отказываться от чего-то интересного, нового, престижного в пользу других людей. Сензитивный тип личности 1. В сфере отношения к людям: а) учащихся этого типа, если они хорошо учатся, следует привлекать к оказанию помощи отстающим, что они делают с удовольствием, приобретая при этом авторитет среди одноклассников; б) в отдельных ситуациях правдивые и искренние высказывания таких детей или же попытка с их стороны найти справедливое разрешение конфликтной ситуации может вызвать недовольство не только их сверстников, но и учите лей. В таких случаях педагогу необходимо защищать их наиболее агрессивных членов ученического коллектива; в) зная, что учащиеся такого типа умеют открыто отстаивать нравственные принципы, педагогу следует поддерживать их непримиримое отношение к безнравственным поступкам. 2. В сфере отношения к деятельности: а) учащиеся этого типа имеют многообразные интересы и нуждаются в том, чтобы учитель направлял их усилием на тот род деятельности, в котором они могут достигнуть максимальных успехов. Раннее самоопределение сферы профессиональной деятельности позволяет им достигать вершин мастерства уже в период юношества. Для них полезны психотехнические упражнения типа «Конец Ї делу венец», «Планирование» б) для учащихся сензитивного типа важно уметь открыто соперничать в тех областях, где они достигли успехов. Педагогу следует учить их отстаивать свои интересы и приоритет в творческой деятельности; в) при большой разбросанности интересов такие дети часто бывают неаккуратными, имеют привычку разбрасывать книги и вещи, не могут сосредоточиться на чем-то, одном. Для устранения этого недостатка педагог может порекомендовать психотехническое упражнение «Полный порядок». Содержание его заключается в том, чтобы ученик начал наводить элементарный порядок, у себя на столе, определил каждому предмету конкретное место и дальнейшем постарался бы класть его именно туда. «Навести порядок в мыслях» можно с помощью дневник или еженедельника 3. В сфере отношения к своим возможностям: а) для повышения уверенности в себе и своих возможностях педагогу желательно порекомендовать учащимся такого типа психотехническое упражнение «Полный по-кой души». Смысловое содержание этого упражнения в том, чтобы, когда ученик не уверен в себе или чего-то боится, пусть вспомнит приятное событие и те ощущения, которые он испытывал. Настройте его на состояние «полного покоя души», и пусть он постарается находиться в этом состоянии как можно дольше. Если у него это получилось, хотя бы один раз, пусть запомнит это состояние, чтобы в следующий раз, когда начнет испытывать робость, неуверенность в себе, вспомнит изведанное ощущение и войдет в него снова. В этих же целях, т.е. фор-мирования уверенности учащихся в себе и правильной оценки своих возможностей, можно использовать психотехническое упражнение «Киногерой»; б) учителю необходимо включить учащихся сензитивного социально-психологического типа в активную жизнь класса и школы в качестве официальных лидеров, так как неформальными они уже являются, хотя внешне это может ни в чем не выражаться. 4. В сфере отношений в коллективе: а) учитель должен помнить что, учащиеся этого типа создают общественное мнение коллективе, а следовательно, их нужно привлекать к разрешению споров внутри класса или даже конфликтных отношений между учителем и учеником. Дети сензитивного социально-психологического типа умело находят компромиссы в решении спорных вопросов, чему способствует их авторитет в средних классах; б) педагогам и воспитателям все-таки следует обдумать и возможно изменит свое мнение и отношение к сензитивному типу учащихся, т. к. непринятие их как заступников за других учащихся, как правдолюбцев, Ї лишает учителя возможности создать здоровые коллективные отношения. Без права на собственное суждение, без культивирования, ученической солидарности нельзя создать, коллектив учащихся, объединенный единством целей. 5. В сфере отношения к себе: а) в силу заниженной самооценки сензитивным социально-психологическим типом, педагогу необходимо позаботиться о повышении статуса ребенка в классе, чтобы у него не развилось чувства собственной неполноценности; б) педагогу важно создавать, ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где ученики могут наиболее полно и естественно проявить себя, показать истинные свои возможности. в) педагогу необходимо постоянно создавать ситуации в школе, поддерживающие убеждённость ученика в том, что он действительно нужен другим, не допускать случаев его отчуждения от коллектива. г) можно изредка ставить этих учащихся в ситуацию несправедливого обвинения в дурном поступке, чтобы вызвать стремлении к самозащите и этим самым научить их защищать себя, а не только других. 6. В сфере отношения к критике: а) педагогу следует помнить, что учащиеся этого типа очень обидчивы и чутки к несправедливости. Поэтому в отдельных случаях, под своим контролем, педагогу следует ставить таких учащихся в ситуацию критики, насмешек над ними или их поведением. Разрешение таких конфликтных ситуаций дает возможность ученику приобрести, защитную реакцию, позволяющую ему быть более гибким и менее ранимым к несправедливым ударам судьбы; б) немаловажную роль в отношениях учителя и детей сензитивного типа может сыграть ситуация, когда педагог усилит контроль за деятельностью ученика, проявит недоверие. Это, с одной стороны, может способствовать формированию уверенности в своих силах, а с другой Ї повысит устойчивость и снизит тревожность ожидания критической оценки; в) детей подобного типа нельзя наказывать публично, снижая их статус в группе, лишая себя справедливого союзника и создавая автоматически сильную оппозицию авторитету учителя. Таким ученикам следует просто делать замечания, в которых не должно быть оттенков язвительности, высмеивания, или раздражения. С этими детьми достаточно проведения собеседования; заключения договора. Только в крайних случаях можно вызвать родителей для принятия совместных решений. 7. В сфере отношения к волевым проявлениям: а) педагогу не следует злоупотреблять терпеливостью учащихся сензитивного социально-психологического типа, возлагать на них ответственность за поддержание в классе порядка или постоянного выполнения общественных поручений; б) педагогу необходимо обучать этих: детей (на примерax литературных героев) умению бороться и отстаивать свои убеждения и взгляды, т. к. они носят неординарный характер и могут опережать время и налги обыденные, ложившиеся стереотипные представления; в) педагогу следует поддерживать те новые традиции в области нравственных отношений, которые очень часто вводят учащиеся сензитивного социально - психологического типа в коллектив. Инфантильный тип личности 1. В сфере отношения к людям: а) детей этого типа педагог должен вводить в коллектив сам, знакомить со сверстниками, подчеркивая их положительные качества, объясняя, что застенчивость и смущение - явление временное и скоро пройдет. Желательно на первое время прикреплять опекуна из детей с сензитивным социально-психологическим типом; б) учителю, следует обратить особое внимание на то, сак учащиеся такого типа относятся к своим родителям и близким; Нужно показать ребенку, что его родители являются не средством удовлетворения его материальных вопросов, но прежде всего, играют в обществе социально значимую роль; в) помня, что дети такого типа ведомы, педагогу необходимо быть внимательным к тому, с какими детьми они заводят дружбу, по возможности, регулировать складывающиеся товарищеские отношения, т. к. от этого зависит, насколько активно они, будут осваивать общечеловеческие нравственные ценности. 2. В сфере отношения к деятельности: а) учитель с первого дня прихода в школу детей инфантильного типа, должен брать их на особый контроль и не выпускать из поля зрения, не позволяя учащемуся отключаться от работы, заниматься своими делами; б) если обнаруживается, что дети хорошо выполняют домашние задания, но не в состоянии выполнить самостоятельную работу в классе, то можно по согласованию с родителями провести недельный или двухнедельный эксперимент. 4. В сфере отношений в коллективе: а) в отдельных случаях, когда учащиеся инфантильного типа проявляют безнравственное поведение по отношению к своим близким, товарищам или в целом к классу, можно создавать ситуацию временного отказа от общения с ним, но не на длительный период времени; б) педагогу необходимо давать им общественные получения, которые бы поднимали престиж ребенка в глазах одноклассников. Такие поручения для начала нужно давать, чтобы он выполнял их с кем-то из своих товарищей, а затем один; в) влияние коллектива на инфантильный тип личности чрезвычайно велико и поэтому учителю необходимо использовать его для формирования нравственной культуры учащегося в период обучения его в школе, т.к. это один из самых сложных моментов становления их личности. 5. В сфере отношения к себе: а) педагогу необходимо всю свою работу с учащимися построить на преодолении нерешительности, чувства неполноценности, закомплексованности и прежде всего ложной застенчивости; б) при общении с этими учащимися нужно постоянно обращаться к его чувству ответственности, поддерживать любые положительные начинания. Особо опасно высмеивать или подавлять инициативу учащихся инфантильного типа, т.к. это может привести к непредсказуемым по-следствиям. в) педагогу желательно постоянно, подбадривать учащихся этого типа, давать ему возможность вспомнить и рассказать о тех ситуациях, в которых он смог проявить себя достаточно решительным и смелым человеком. Следует поощрять его готовность самостоятельно принимать. решение и в дальнейшем действовать в соответствии с ним. Этим учащимся, можно было бы порекомендовать психотехнические упражнения «Риск Ї дело благород-ное», «Решительность», «Внутренний голос» 6. В сфере отношения к критике: а) особо осторожно и корректно следует учителю обращаться с учащимися подобного типа подростковом возрасте, т.к. то, что раньше вызывало только обиду, может привести в этом периоде к самоубийству. Это связано с тем, что ученик хочет повысить свой статус в группе не имея возможности. Чувство беспомощности, вступающее в противоречие с желанием, «сжигает» человека. Поэтому поступки учеником зависит коллективное мнение о нем и положительное отношение. 5. В сфере отношения к себе: а) особенно полезно для учащихся этого типа поставить их в позицию, в которой они вынуждены хотя бы на мгновение взглянуть на себя как на неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств личности. б) из двух чувств, которые характерны для тревожного типа личности -- подавленности и стремления доказать себя, -- все-таки следует выбирать второе и на основе ею создавать ситуации, стимулирующие самовыражение и самоутверждение личности школьника. 6. В сфере отношении к критике: а) детям этого типа не следует читать, длинных нотаций по поводу их поступков, разбираться в том, кто прав, а кто виноват. Желательно делать строгое замечание с требованием прекращения действий. Не следует обсуждать публично в классе их поступки, вызывая общественное порицание, формировать групповое мнение не терпимости по отношению к таким учащимся. Это бессмысленно, т. к. им безразлично мнение других, наоборот, еще больше развивает циничное отношение к общественному мнению; б) учитель должен предельно корректно обращаться с этими детьми, подбадривать их неуверенные ответы, не спрашивать в момент, когда они вертятся или мешают другим, превращая оценку в инструмент управления поведением. Следует помнить, что это личности, раздавленные семьей, поэтому их поведение чаще всего неадекватно реальной обстановке. Они желают, показать себя, но не умеют, в результате чего, образуются уродливые варианты самовыражения; в) этих детей следует брать за руку, гладить по голове, нежно обнимать за плечи, особенно в тот момент, когда назревает конфликт и ученик ждет силового воздействия, а учитель напротив, высказывает вдруг стремление к взаимопониманию. 7. В сфере отношения к волевым проявлениям: а) коррекцию слабоволия с учащимися тревожного типа желательно начинать с физического воспитания, с так называемых естественных движений (бег, коньки, лыжи, плавание, гребля, кислородные экскурсии и т. п.), подвижных игр. Эти виды физических упражнений оказывают одновременно оздоровительный эффект и способствуют укреплению волевых проявлений. Физическое воспитание должно осуществляться живо, забавно, весело и интересно, а самое главное, не носить насильственный характер, упреждающий все действия ребенка, превращаясь в средство дисциплинарного наказания; б) педагогу важно в последующем для развития волевых проявлений у учащихся тревожного социально-психологического типа включить их в разнообразную трудовую деятельность с постепенным присоединением умственной работы. С учетом неустойчивости волевых проявлений ребенка их деятельность должна носить постепенно нарастающий характер по мере того, как учащийся будет увлекаться деятельностью; в) в учащихся этого типа важно вселять уверенность, что он может понять, сделать любое дело, если проявит волевые усилия. Поэтому необходимо научить учащегося приводить в исполнение свои желания. Для этого нужно давать задания различной трудности. Эти задания в течение длительного времени должны быть доступными учащемуся и усложняться по мере развития его волевых проявлений. Интровертивный тип личности 1. В сфере отношения к людям: а) по возможности учителю можно было бы ставить учащихся этого типа в ситуации, в которых нужно устанавливать неформальные контакты, с окружающими, Для начала это могли бы быть близкие им люди, а в Дальнейшем и малознакомые. Это необходимо делать для того, чтобы учащийся; преодолел робость в общении, как со своими сверстниками, так и окружающими его людьми; б) через различные поручения можно попробовать создать ситуации вынужденного активного общения с большим количеством людей. Первоначально это будет их сильно утомлять, но постепенно они будут привыкать к непринужденному общению. 2. В сфере отношения к деятельности: а) помня о высокой исполнительности и ответственности учащихся этого типа, педагогу можно пробовать их детей инфантильного типа можно публично обсуждать в классе только до старшего подросткового возраста, затем необходимо только индивидуальное собеседование. б) в младшем школьном возрасте возможна прямая критика действий ребенка с целью направить его к активной деятельности. 3 . В сфере отношения к волевым проявлениям: а) учитель не должен позволять одноклассникам и старшим обижать детей инфантильного социально - педагогического типа личности, т. к. они практически никогда не могут оказать сопротивление;, б) полезными для проявления волевых усилий могут быть ситуации, в которых учитель может вызвать сильное беспокойство и стремление к самозащите или поиску выхода из неблагоприятных обстоятельств; в) педагогу по возможности в, условиях школы для этого типа учащихся полезно создавать ситуации длительных физических или психологических перегрузок, которые могли бы мобилизовать ученика на преодоление возникающих перед ним трудностей. Тревожный тип личности 1. В сфере отношения к людям: а) замкнутость и суровость детей тревожного социально-психологического типа личности чаще всего связаны, с настороженным ожиданием агрессивных действий со стороны других людей. Для формирования новых положительных форм отношения к людям необходимо снизить эти опасения, проявлять тактичность самому и следить за тем, чтобы ученики не оскорбляли друг друга; б) следует доводить до сознания учащихся общие правила, закономерности этического общения с людьми, совместно разбирать возникающие ситуации, имея в виду, что такие ученики очень боятся быть осмеянными или осужденными, в то же время не воспринимают длинных рассуждений на этические темы, принимая их за пустое морализирование. 3. В сфере отношения к своим возможностям: а) педагогу следует относиться с большой осторожностью к возможностям учеников тревожного социально-психологического типа личности, т. к. на вербальном уровне они их завышают, а в действительности не способны доводить дело до конца и часто чувствуют себя либо подавленными, либо раздраженными. Учащихся такого типа нужно постоянно подбадривать и воодушевлять, а самое главное -- хвалить и убеждать в том, что у них всегда все получится; б) занижая свои возможности, учащиеся этого типа не могут сосредоточиться ни на одном виде деятельности, поэтому необходимо внимательно отнестись к тем видам деятельности, где у ребенка наибольшие успехи, и рекомендовать их к профессиональному самоопределению. 4. В сфере отношений в коллективе: а) в период обучения, детей «В чем соль?» Ї игра, которая будет способности повышению социальной значимости ученика. Для формирования уверенности в своих силах учащихся инфантильного типа можно привлекать к уверенности в следующих играх. «Разброс мнений» Ї игра, где ребенок может высказать свои суждения в самой разнообразной и неожиданной по своему содержанию форме, никаких границ выражения мнений не существует, каждый имеет сказать то, что хочет, что «приходит в голову». «Магазин одной покупки» Ї игровая деятельность сочетается с ценностно-ориентационной, требующей учащегося проявления определенных духовных сил. Цель игры заключается в том, чтобы подвести учащегося осознанию правомерности собственного выбора, умений сопоставить собственное «Я» с интересами других людей определить свою позицию по отношению к данному явлению. «Корзина грецких орехов» Ї это своеобразное упражнение в развитии способности видеть, выделять и описывать проблему, так как осмысление Ї начало решения этой проблемы. 1.3.Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий формирования социально-психологического типа личности подростка. Подготовительный этап условий формирования социально - психологического типа личности. На данном этапе педагогической деятельности педагогу приходится, в первую очередь, формулировать для себя и для обучаемых педагогические цели и задачи. Они представляют собой иерархию как общих целей школы, системы образования, общества, так и частные, связанные с освоением учебных предметов. Однако любой постановке цели должна предшествовать диагностика особенностей и обученности учащихся, т.к. не возможна постановка цели без конструктивной деятельности педагога. Проектировочная деятельность - это деятельность, связанная с отбором, композицией, проектированием учебного материала, созданием планов, то есть это то основание, на котором строится организаторская и коммуникативная деятельность. С помощью проектировочной деятельности педагогу удается определить содержание учебного материала для будущих знаний в соответствии с уровнем развития учащихся, подобрать адекватные методы, обеспечивающие успешное усвоение учащимися подобранного для них содержания образования. Проектировочная деятельность педагога позволяет ему спроектировать заранее свои действия и действия учащихся. Таким образом, на подготовительном этапе педагогической деятельности, этот вид деятельности педагога предполагает успех всех последующих этапов работы учителя. Для того, чтобы педагогу успешно осуществлять конструктивную деятельность, необходимо обладать высокими научными профессиональ-ными психолого-педагогическими, методологическими знаниями и психологическими качествами: воображения представления, рефлексии пред-шествующего педагогического опыта. Проектировочная деятельность преподавателя непосредственно связана с проблемой моделирования, по-этому требует от него овладения методом моделирования. Моделируемые им модели учебной деятельности могут использоваться для изучения сложных понятий, для построения ориентировочной основы действия, материализации деятельности учащихся. Своеобразным учебным средством является моделирование учебного материала. При этом целесообразно, чтобы эти модели служили основой для проектирования учащимися своего изучаемого материала. Проектировочная деятельность преподавателя как реализация четырех функций позволяет выделить то общее, что характеризует процесс обучения, протекающий в весьма различных условиях. Для выполнения этого вида деятельности Л.К.Маркова выделяет три группы умений. Первая группа педагогических умений включает в себя умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач; умение при постановке педагогических задач ориентироваться на ученика как на активного развивающегося субъекта учебной деятельности; умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию; умение конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности; умение предвидеть близкий и отдаленный результаты peшаемых педагогических задач. Вторую группу педагогических умений составляют: умение работать с содержанием учебного материала; способность к педагогической интерпретации разнообразной информации; умение планировать формирование у школьников общеучебных и социальных умений и навыков; умение готовить предполагаемый демонстрационный материал с учетом межпредметных связей; умение изучать у учащихся состояние отдельных психических функций, обученности и воспитанности школьников, определять их реальные учебные возможности, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения у учащихся; умение исходить из мотива-ции самих учащихся при планировании и органи-зации учебного процесса; умение отбирать и применять приемы и формы обучения с учетом затраты сил и времени учащихся. Третья группа педагогических умений: умение использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики; умение соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; умение строить планы своей педагогической деятельности. Процессуальный этап условий формирования социально - психологического типа личности. Этот этап предполагает организацию и управление педагогическим процессом, который требует от педагога установления дисциплины и рабочей обстановки на занятиях. Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Самый простой вариант обучения состоит в общении учителя с учащимися. На этом этапе осуществления педагогического процесса педагогу приходится значительную часть времени тратить на организаторскую деятельность. Организаторская деятельность имеет три аспекта: 1) организация своего положения (рассказ, беседа, лекция); 2) организация своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности); 3) организация деятельности детей (коллективной, групповой, индивидуальной). Для осуществления организаторской деятельности педагогу необходимы определенное психологическое развитие и психолого-педагогическая подготовка, где организаторские, артистические и экспрессивные способности играют решающую роль. Особое место в организаторской деятельности учителя занимают психологические качества такие, как хорошее распределение внимания, смысловая память, гибкое творческое мышление, среди волевых качеств выдержка и самообладание, управление собой и настроением. В то же время немаловажную роль играют и сформированные у учителя организаторские умения, среди которых А.К. Маркова выделяют следующие: умение удерживать устойчивую позицию педагога, понимающего значимость своей профессии; умение реализовать свои организаторские способности в управлении педагогической деятельностью; умение управлять своими эмоциональными состояниями, приводя их в конструктивный, а не разрушительный характер; умение воспринимать свои позитивные возможности и возможности учащихся, этим самым способствуя регулированию их психических состояний. На этом этапе осуществления педагогической деятельности значимое место уделяется коммуникативной деятельности учителя, без которой невозможна передача знаний от педагогов к ученику. Коммуникативная деятельность предполагает сотрудничество учителя и учащихся. Успех педагогической деятельности во многом зависит от тогo, как сложатся взаимоотношения между ними. Во взаимоотношениях учащихся и целых коллективов с учителем, как правило, образуется стереотип. В зависимости от того, какой это стереотип - положительный или отрицательный, учащиеся воспринимают или только положительную, или только отрицательную сторону в личности учителя, в его требованиях к себе. Этот стереотип отношений носит динамический характер. Смена стереотипа в ту, или другую сторону не происходит плавно - нужно какое - то событие. Перерыв в отношениях, случай и т.п. Положительный cтереотип отношения сменяется oтрицательным легче, чем наоборот, отрицательный положительным. Учителя не всегда развивают отношения с учащимися в положительном направлении. Чаще всего причиной является то, что нередко учащиеся «вырастают» из требований учителя, а учитель продолжает видеть в учащихся детей, которых нужно опекать, добиваться только послушания, не предоставляет им самостоятельности. Коммуникативная деятельность предъявляет высокие требования к потребности у педагога к общению, владению им педагогическим тактом, педагогической импровизацией, умением применять разные средства психологического воздействия. В связи с этим возникает проблема педаго-гического общения и выработки индивидуального стиля коммуникативной деятельности. В процессе педагогического общения педагог выполняет пять функций как отмечает Л.М. Митина: информационную, социально- перцептивную, презентативную, интерактивную, аффективную, что приводит неизбежно к становлению определенного типичного для него стиля поведения. Однако те или иные стили поведения предопределяются и детерминированы личностными особенностями характера педагога. Поэтому из большого количества предлагаемых отечественными и зарубежными психологами стилей общения и классификаций мы выбрали подход, который подчеркивает важность коммуникативных установок педагога, построенных на двух противоположных линиях поведения, монологизированном и диалогизированном. К наиболее типичным характеристикам педагогического общения относятся 7 стилей общения, отличающихся как по своему психологическому содержанию, так и по своей распространенности среди педагогов-практиков. Рассмотрим эти стили и их характерные черты. Доверительно-диалогический стиль характерен дли 29% учителей, которые проявляют следующие личностные свойствa: * активность, контактность и высокая эффективность общения; * педагогический оптимизм, опора на позитивный потенциал личности учащегося и детского коллектива, сочетание доброжелательной требовательности и доверия к самостоятельности учащихся; * уверенная открытость, искренность и естественность в общении; * бескорыстная отзывчивость и эмоциональное принятие партнера, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству; * индивидуальный подход в решении педагогических ситуаций, углубленное и адекватное восприятие и понимание поведения учащихся, их личностной проблематики, учет полимотивированности их поступков; * целостное воздействие на личность и ее ценностно-смысловые позиции, передача опыта как пережитого знания; * высокая импровизационность в общении, готовность к новизне, ориентация на дискуссию, на обсуждение; * стремление к собственному профессиональному и личностному росту; * достаточно и адекватная самооценка: * развитое чувство юмора. Альтруистический стиль (6%): * подчинение себя задачам профессиональной деятельности, полная самоотдача работе и ученикам в сочетании с недоверием к их самостоятельности, подмена их усилий собственной активностью, формирование у учащихся зависимости («порабощение с благими намерениями»); * потребность в эмоциональной близости (иногда как компенсация одиночества в личной жиз-ни), отзывчивость и даже жертвенность в сочетании с безразличием к пониманию себя со стороны учащихся; * отсутствие стремления к собственному личностному росту, низкая степень рефлексии собственного поведения. Конформный стиль (4%); * поверхностное, депроблематизированное и бесконфликтное общение с недостаточно четко определенными педагогическими и коммуникативными целями, превращающееся в пассивное реагирование на изменение ситуации; * отсутствие стремления к углубленному пониманию учащихся, подмена его ориентацией на некритическое «согласие» (иногда сведение необходимой дистанции до минимума, панибратство), внешняя формальная доброжелательность при внутреннем безразличии или повышенной тревожности; * ориентация на репродуктивную деятельность, стремление соответствовать стандартам («быть не хуже других»); * уступчивость, неумеренность, недостаток требовательности, * инициативы; лабильная или низкая самооценка. Пассивно-индифферентный стиль (10 %): * холодная отстраненность, предельная сдержанность, подчеркнутая дистантность, ориентация на поверхностное ролевое общение; * отсутствие потребности в эмоциональной включенности в общение, замкнутость; * безразличие к учащимся и низкая сензитивность к их состоянию «эмоциональная глухота»; высокая самооценка в сочетании со скрытой неудовлетворенностью процессом общения Рефлексивно-манипулятивный стиль (3%): * эгоистическая направленность личности, высокая потребность в достижении успеха, подчеркнутая требовательность, хорошо маскируемое самолюбие; * высокое развитие коммуникативных умений и гибкое использование с целью скрытого управления окружающими; * хорошее знание сильных и слабых сторон учащихся в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью; * значительная степень рефлексии, высокая самооценка. Авторитарно-монологический стиль (25%): * стремление к доминированию, ориентация на «воспитание - принуждение», преобладание дисциплинарных приемов над организующими ; * эгоцентризм, требование согласия при игнорировании точки зрения, позиции самих учащихся, нетерпимость к возражениям и ошибкам, недостаток педагогического такта и агрессивность; * субъективизм в оценках, жесткая их поляризация; * ригидность, ориентация на репродуктивную деятельность; стереотипизация педагогических воздействий; * низкая сензитивность и рефлексия, высокая самооценка. Конфликтный стиль (7%); * непринятие общения и своей профессиональной роли, педагогический пессимизм, раздраженно-импульсивное отвержение учащихся, жалобы на их враждебность и «неисправимость», стремление свести общение с ними к минимуму и проявление агрессии при невозможности его избежать; |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |