|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Психолого-педагогический статус старшего дошкольникаПсихолого-педагогический статус старшего дошкольника27 Министерство народного образования Удмуртский Государственный Университет Психолого-педагогический статус старшего дошкольника Ижевск Содержание
Психолого-педагогический статус ребенка представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития ребенка в школьной среде. Рассматривая вопрос о психолого-педагогическом статусе дошкольника, следует отметить, что основой его составления являются критерии готовности ребенка в школе, т.к. от степени подготовленности ребенка к обучению, зависят его дальнейшее развитие и успешность в освоении школьной программы. По мнению И.Ю.Кулагиной, «психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства»<3>. В последнее время появилось множество различных работ по подготовке ребенка к школе, и разные авторы, занимающиеся данной проблемой, предлагают разные критерии оценки степени готовности дошкольника к обучению. Цель данной работы - рассмотрение некоторых из существующих подходов, их систематизация, а также практическая работа с детьми, включающая определение их психолого-педагогического статуса и рекомендации по коррекции имеющихся трудностей. Основные аспекты психологической готовности к школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации. Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы: исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе; исследование новообразований и изменений в психике ребенка; исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования; изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого. Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе: понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе; выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости; распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме; отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста). По итогам диагностического обследования могут создаваться спецгруппы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. Выделяют следующие аспекты психологической готовности<3>: Интеллектуальная готовностьК старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же время и переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, их мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств. С.В.Коноваленко, автор пособия «До школы 3 месяца!?» считает, что ребенку в возрасте 6-7 лет необходимо знать и уметь следующее: 1. Свое имя, отчество и фамилию. 2. Свой возраст (желательно дату рождения). 3. Свой домашний адрес. 4. Свой город (село) и его главные достопримечательности. 5. Страну, в которой живет. 6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию. 7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года). 8. Домашних животных и их детенышей. 9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей. 10. Транспорт наземный, водный, воздушный. 11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды. 12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки. 13. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей. 14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. 15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т.д.). 16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке. 17. Запомнить и назвать 6 - 10 предметов, картинок, слов. 18. Различать гласные и согласные звуки. 19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков. 20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп". 21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет). 22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. 23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10. 24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут). 25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя. Интеллектуальная готовность - важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе. Личностная готовностьЛичностная готовность к школьному обучению заключается в формировании внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д.Б.Эльконин) С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение ( по М.И.Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И.Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, но на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра. Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы производительности. Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик. К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе. К шести годам ребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Активно развивается в этот период самооценка - важная форма проявления самосознания. Самооценка 6-летнего ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. В оценке своих достижений, например в рисовании, он может оценивать себя правильно, в овладении грамотой - переоценивать, в пении - недооценивать себя. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога. Обнаружена зависимость осознания собственных качеств и качеств сверстников от воспитательной работы. Дети прежде всего осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого. Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в классе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку. Однако существует и другая крайность - чрезмерно завышенная самооценка, которая может привести к возникновению высокомерия, агрессивности. Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить успех в деятельности малоактивным шестилеткам, не пользующимся значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе. Познание себя самого наряду с познанием окружающего мира - необходимое условие для развития ребенка. Центральная регулирующая функция самопознания - это осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания, что связано с формулированием ребенком цели своего поступка, способностью сохранить эту цель и практически реализовать ее. Представление 6-летнего ребенка о себе уже довольно адекватно отражает его ценностную сферу. Почти все дети этого возраста осознают сферу своих предпочтений: ценностность 1) отношения к себе окружающих; 2) общения; 3) деятельности; 4) нормативного отношения к действительности; 5) реально-практического функционирования. Наиболее низкий уровень осознания себя проявляют дети с ценностью реально-практического функционирования (любящие помогать кому-либо, выполнять поручения, дежурить и т. д.). Особенности самооценки тесно связаны с характером представления ребенка о себе. Дети, выделяющие себя, свое «Я» через сферу деятельности, резко завышают свою самооценку. У детей же, выделяющих себя через сферу отношений, самооценка оказывается либо заниженной, либо (что редко) адекватной. Важно способствовать осознанию ребенком собственных потребностей, побуждений и намерений, отучать его от привычного функционирования, приучать контролировать соответствие выбранных средств реализуемому намерению. По сравнению с дошкольниками 6-летний ребенок лучше осознает свои поступки: зачем и почему он их совершает, лучше осознает и свое отношение к окружающему миру. У него появляются новые мотивы. Какие же мотивы оказывают существенное влияние на поведение 6-летнего ребенка? Это прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожим на них. Дети интересуются новыми для них видами деятельности - играми, конструированием, трудом и др. Познавательная потребность - одна из наиболее значимых, заметных в этом возрасте. Однако она развивается и проявляется у шестилеток по-разному: у одних она имеет ярко выраженную «теоретическую» направленность, у других - «практическую». Еще одна важная группа мотивов - установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и школе. Это делает шестилетку особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнять их требования, правила, устанавливаемые ими. Кроме того, дети стремятся завоевать и благосклонность, симпатию детей, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе. Мотивом деятельности 6-летних детей нередко выступают и мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение. Они проявляются в притязаниях ребенка на главные роли в играх, на роль отличника в школе, в обидах ребенка или его радости при достижении успеха в нелегком деле, признании его достоинств, а порой и в приписывании себе не существующих пока положительных качеств, в капризах. На основе стремления к самоутверждению у детей возникает и соревновательный мотив - выиграть, победить, быть лучше других. В школе притязания на признание реализуются главным образом через успеваемость. Поэтому все другие успехи, создающие статус ребенка в глазах других и его собственных глазах, уже не имеют такого значения, как школьная оценка. У ребенка шести лет непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют друг друга. Особенность их в том, что они переживаются как неотложное хотение. Однако дело этим не ограничивается: неотложное хотение так сильно, что заставляет малыша сразу же приступать к его удовлетворению, действовать, не подумав предварительно о том, что за этим может последовать. Актуальные потребности теснейшим образом переплетаются с импульсивной активностью, т. е. с переходом к действию с первого же побуждения, без промедления. Она побуждает и ассоциативную речь ребенка. Ребенок не в состоянии сдерживать возникающую мысль и спешит сказать обо всем, что только всплывает в его памяти, стремится поделиться впечатлениями. Утомление, повышающее эмоциональную возбудимость, усиливает импульсивную активность шестилеток, а скудный социально-нравственный опыт не позволяет им быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми. Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям. Дети, предпочитающие играть со взрослым или общаться с ним по поводу конкретных вещей, не способны долго слушать учителя, часто отвлекаются на посторонние раздражители. Они, как правило, не выполняют задания учителя, а заменяют их своей собственной задачей. Поэтому успешность решения задач у таких детей крайне низкая. И напротив, дети, которые в свободном обращении могут отвлекаться от конкретной ситуации и общаться со взрослыми на более или менее общие темы, более внимательны во время занятий, с интересом выслушивают задания взрослого и старательно их выполняют. Успешность решения задач у таких детей значительно выше. Нравственная готовностьНравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями. Д.Б.Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития. В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей. Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей. В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения. Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности. А.Н.Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях. Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности». Волевая готовностьУже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний. Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения. Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника. В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью. А.В.Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника. На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им. Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника. Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда устойчивы и осознанны, удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятия их), стремления не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в 1-м классе. Психологи различают несколько уровней саморегуляции старших дошкольников. Первый (высший) уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет все его компоненты до конца занятия, работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего занятия. Работает в основном точно, если допускает ошибки, то при проверке замечает и устраняет их. Не спешит сдать работу, а еще раз проверяет написанное, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и аккуратно. Второй уровень. Ребенок принимает задание полностью, удерживает его до конца занятий, по ходу работы допускает немногочисленные ошибки на те или иные правила, но не замечает и самостоятельно их не устраняет. Не устраняет ошибки и при специальной проверке в конце занятий, ограничивается беглым просмотром написанного. Качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется. Третий уровень. Ребенок принимает лишь часть задания, до конца занятий не может ее сохранить во всем объеме. В результате несохранения инструкции в сознании пишет заданные системы знаков в беспорядке. В процессе работы допускает ошибки не только по невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их. Свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия. Не проявляет желания улучшить качество работы, к полученному результату равнодушен. Четвертый уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть инструкции, но почти сразу же теряет и ее. Пишет палочки и черточки в случайном порядке, ошибки не замечает и не исправляет. После сигнала об окончании сразу же оставляет работу без внимания. К качеству выполненной работы равнодушен. Пятый уровень (самый низкий). Ребенок совсем не принимает задания по содержанию, часто он вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача. В лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать с карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек на листе. «Фазы кризиса» старшего дошкольного возраста.Принято выделять несколько так называемых «фаз кризиса» старшего дошкольного возраста <3>. У дошкольников, запаздывающих с переходом в школу. 1. Докритическая фаза, Игра в общей структуре деятельности ребенка постепенно начинает отходить на второй план. Он пытается модифицировать игру, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает формироваться субъективное желание стать школьником. 2. Критическая фаза. Объективно и субъективно ребенок готов к переходу к учебной деятельности, но формальный переход к учению запаздывает. Он не удовлетворен своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей. 3. Посткритическая фаза. Ребенок приходит в школу, где постепенно восстанавливается его внутренний комфорт, исчезает негативная симптоматика. У первоклассников, рано пришедших в школу. 1-я фаза. Ребенок вполне удовлетворен игрой. В процессе одинаковой для всех детей подготовки к школе у ребенка даже может сформироваться субъективное стремление к школе, но объективные предпосылки перехода еще не сформированы. 2-я фаза. Ребенок приходит в 1-й класс с несформированными предпосылками перехода от игровой к учебной деятельности, получает первые дисциплинарные замечания, переживает неуспех в учебной деятельности и по-прежнему тянется к игре. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. В поведении появляется негативная симптоматика, направленная на родителей и учителя. 3-я фаза. Ребенок вынужден осуществлять параллельно обязательную учебную и желаемую игровую деятельность на равных условиях. В этих условиях восстанавливается эмоционально-личностный комфорт, сглаживается негативная симптоматика. Однако отставание, начавшееся в 1-м классе, может накапливаться, обусловливая неуспеваемость ребенка в школе. Для профилактики кризисных явлений в поведении детей воспитателю (или родителю) можно рекомендовать наблюдение за игрой ребенка в группе сверстников, чтобы своевременно выделить детей, которые начинают утрачивать интерес к игре, и тех, которые продолжают играть на примитивном уровне. Первых следует больше занимать продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, конструирование), предлагать игры-задачи, учебные задачи. Вторых следует стимулировать на игры высокого уровня (театральные представления, подготовка к таким представлениям и т.д.). Следует постепенно включать в игры продуктивные действия (изготовление аппликаций, игрушек и т. д.), а также стимулировать общение детей со взрослыми на равных, обсуждая их мнения, рассказывать о школьной жизни. Психодиагностика готовности ребенка к школеПоступление ребенка в школу и весь период его начального обучения - это одна из самых серьезных ступеней в развитии человека. В это время формируются не только базовые академические знания, но и протекает интенсивное личностное развитие, ребенок учится учиться, в результате чего у него создается стойкое отношение не только к обучению, но и к самому себе. К сожалению, часто приходится сталкиваться с разочарованием и нереализованными желаниями. До школы ребенок активно развивался, был общительным и любознательным, а к концу начальной школы ситуация в корне изменилась. Безусловно, причин может быть много, и одна из них - это несвоевременное обучение. Наблюдения специалистов показали, что некоторые дети, соответствующие возрастному цензу, в силу развития своих индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к школьным условиям, а порой и вовсе не справляются с режимом работы и академической нагрузкой в школе. Если дошкольник умеет читать, знает основы элементарного математического счета и развит интеллектуально по возрасту, то это не значит, что он готов к обучению в школе. Психофизиологической готовностью можно считать его зрелость в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями - уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно развитие школьной мотивации, способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, а также развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Таким образом, «готовность ребенка к школе» - это комплексное и многогранное понятие. Возрастные психологи отмечают, что развитие человека идет не плавно, а скачкообразно и перед каждым таким рывком он испытывает внутренний дискомфорт, который определяется как кризис развития. Подобное внутреннее противоречие формируется к шести-семи годам жизни, когда условия жизни и развития дошкольника перестают соответствовать возможностям ребенка и становятся препятствием для его дальнейшей самореализации и формирования познавательных процессов. У ребенка возникает новая внутренняя жизнь, жизнь внутренних переживаний, он становится более замкнутым, скрытным, лучше контролирует свои эмоции. Теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой жизни, на его внутреннем плане. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует новых социальных отношений. Внешне это выражается в активном желании пойти в школу и соответствовать ее требованиям. Формирование кризисной ситуации, подкрепленное психофизиологической готовностью и интеллектуальным развитием, позволяет с поступлением в школу решить внутренние противоречия и дает ребенку возможность активного саморазвития на уже новом, более сложном этапе. Новые условия жизни он воспринимает как естественные условия взросления, а не как тягостные школьные оковы. Определить, когда ребенок достаточно развит во всех отношениях и может перейти на следующую ступень своего развития, очень сложно, так как требует заключения целого ряда специалистов. Школьный психолог обобщает мнение медицинской комиссии, логопеда, анализирует характеристику воспитателя детского сада, беседует с родителями и проводит собственное тестирование, в результате чего он может дать рекомендации или посоветовать коррекционную работу с данным ребенком. В связи с этим целесообразно проводить консультации о поступлении дошкольников в первые классы не позднее марта, чтобы осталось время для необходимой коррекционной работы и повторного тестирования. Родителям будущего первоклассника можно предложить заполнить анкету, которая поможет в определении готовности ребенка к школе (см. приложение). Учитывая важность данной проблемы и влияние своевременности поступления на дальнейшее обучение, целесообразно по всем вопросам, которые могут вызвать сомнение у школьного психолога, порекомендовать дополнительное обследование ребенка в специализированных психодиагностических центрах. Речевая готовность <1> В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь - это форма мышления. И глухие, и слепые, и немые мыслят при помощи слов, но это или письменная речь, или мимика, знаки. Наша речь - процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. В этой связи родителям очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на: 1) правильность произношения звуков; 2) умение различать звуки речи на слух; 3) владение элементарными навыками звукового анализа слов; 4) словарный запас; 5) связную речь. Для проверки правильности звукопроизношения подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с,сь,з,зь,ц,ш,ж,ч,щ,р,рь,л,ль,й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении. Например (названия картинок): с Сахар, миска, соус. сь Сироп, кисель. з Забор, роза. зь Зефир, козел. ц Цветок, блюдце, огурец. ш Шоколад, шишка, душ. ж Желудь, ножик. ч Чашка, ручка, ключ. щ Щенок, ящик, борщ. р Ранец, кровать, костер. рь Редиска, грибы, букварь. л Лампа, половик, стул. ль Люстра, малина, соль. й Яйцо, майка, сарай. Для проверки парных звонких и глухих (з - с) коза - коса, (б - п) бочки - почки, (р - л) рожки - ложки. Убедить малыша в важности каждого звука в слове могут веселые стихи А.Шибаева «Одна буква». В них есть слова, где вместо одной буквы стоит другая. Ребенок отгадывает, какой звук нужно заменить и какое слово должно получиться. Говорят, один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался дом (сом). Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук (жук) - С длинными усами. Врач напомнил дяде Мите: - Не забудьте об одном: - Обязательно примите - Десять цапель (капель) перед сном. Жучка будку (булку) не доела: Неохота. Надоело. На пожелтевшую траву Роняет лев (лес) свою листву. Забодал меня котел (козел), На него я очень зол. Чтение веселых стихов может служить переходным мостиком к выявлению умения различать на слух все звуки речи. Это умение является одной из предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же ребенок не может различить звуки, при письме возникают неизбежные затруднения. Исследование слуховой дифференциации также проводится по специально подобранным картинкам. Например, мышка - мишка, мишка - миска... Картинки называет теперь взрослый, а ребенок лишь молча показывает на называемый предмет. Наиболее часто на слух не различаются звуки р - л - й. Примеры: (з - с) роза - роса (с - т) санки - танки (с - ш) мишка - миска (р - л) рожки - ложки, корка - колко (ш - щ) чаша - чаща (ч - с) чайка - сайка (рь - ль) Марина - малина (к - г) корка - горка (ль - й) лямка - ямка При неразличении з - ж - ш можно изображать жужжание жука, писк комара, шуршание листвы, подбирать слова на трудный звук, выделять его на фоне слова, определять место звука в начале, середине, конце. Родителям необходимо помнить, что словарный запас старшего дошкольного возраста должен быть не менее 2000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи, обобщающие слова (типа одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи...). Для исследования словарного запаса применяются следующие приемы: 1) название предметов, относящихся к различным группам, например: известные ему цветы, деревья, виды транспорта...; 2) нахождение общих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце - посуда), можно показать картинки, ребенок перечисляет предметы и называет общее слово; 3) подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон); 4) подбор действий к предмету (птица ..., уж ..., собака ...); кто чем занимается: повар ..., ученик ...; 5) подбор предметов к действию: лает ..., мяукает ...; 6) подбор слов, близких по значению: храбрый - смелый, хороший - приятный; 7) подбор слов противоположного значения: белый - черный, хороший - плохой; 8) можно проверить понимание ребенком переносных значений. Для этого объясняются значения выражений: золотое сердце злой язык короткая память... Родителям полезно знать, что грамматической системой словоизменения ребенок обычно овладевает к четырем годам (сад, саду, сады...), а системой словообразования - к семи годам. При словообразовании меняется значение слова (сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы). Сроки условны. Важно, чтобы ребенок умел активно пользоваться словами, строить из них предложения, ясно выражать мысли. Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания: 1) назови один (глаза, уши, ...); 2) назови много (нос, лоб, ухо, ...); 3) закончи словосочетания: три помидора, пять ..., одна конфета, шесть ..., три медведя, пять ..., одно зеркало, семь ... Для проверки грамматической системы словообразования предлагаются следующие задания: а) Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький ..., маленькая куколка, а большая ... б) Закончи предложения: Весной картошку сажают, а осенью ... Воду наливают, а соль ... в) Назови детишек: у медведицы - у коровы - у слонихи - у кошки - у собаки - г) Образуй прилагательные: кораблик из бумаги шуба из меха у лисы хвост лисий у зайца хвост ... С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызывать у ребенка желание о чем-то рассказывать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию. Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону. Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу. Все приведенные здесь способы проверки речи доступны для неспециалиста, но они помогут избежать многих проблем при обучении грамотности. Математическая готовность<1> Одна из важнейших задач родителей и педагогов - выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению математики. Дошкольники должны: 1) считать в пределах 10; 2) правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; 3) сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов; 4) сравнивать по длине, высоте, ширине; 5) размещать предметы в порядке возрастания, убывания; ~ 6) различать форму предметов; 7) ориентироваться на листе бумаги; 8) различать геометрические фигуры. Предлагаются некоторые задания и игры, позволяющие расширить кругозор ребенка в области математики. Ориентировка в пространстве: а) Где ты живешь? б) Твой дом маленький или большой? в) Сколько этажей в твоем доме? (Можно нарисовать.) г) Сколько этажей над (под) твоей квартирой? д) Какой транспорт останавливается рядом с твоим домом? е) Магазин находится далеко или близко от дома? ж) Магазин выше или ниже твоего дома? 2) Соревнование: как быстрее и лучше дойти до аптеки, до магазина? 3) Ориентирование по словесному описанию. Накрываем стол. Положи справа, слева, в центре... 4) Во время прогулки найти определенное дерево, цветок. (Пройди прямо 10 шагов, повернись: направо, налево, назад...) 5) Умение сравнивать: большой - маленький, короткий - длинный, высокий - низкий, широкий - узкий. Необходимо проследить, чтобы одно понятие не заменялось другим (вместо «высокий» иногда говорят «длинный», вместо «тонкий» - «узкий»...). Знания о признаках закрепляются во время прогулок. 6) Различие по тяжести. Сравнить, что тяжелее: 1 кг песка или вес пустого ведра и 1 кг пуха. 7) Развитие количественных представлений начинайте с уточнения понятий: много, мало, несколько. 8) Вводите в активный словарь (иллюстрируя) слова: было, взяли, осталось, стало, всего, вместо, столько же, поровну, одинаково. 9) Для развития навыка счета нужно считать предметы в группе, называть цифру, обозначающую их количество. 10) Счет от 1 до 10, от заданного числа до заданного. 11) Нужно научить ребенка сравнивать числа. Игры в «классы», «лестницу», когда на ступеньку кладут цифру, помогают освоить счет от 1 до 10 и обратно. Используйте любую бытовую ситуацию для счета: поставь 2 чашки, посчитай, сколько нас, сколько еще нужно поставить... можно прыгать и считать, хлопать и считать. Для проверки представлений детей о числах могут быть предложены следующие задания: 1. Счет предметов в группе. 2. Счет однородных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке. 3. Счет от 1 и далее, сколько ребенок сможет. 4. Счет от заданного числа до заданного. Замечание: При счете названия числительных должны совпадать с показом предметов. Исподволь обратить внимание на изменение порядковых числительных по родам: Группа одна. Яблоко одно. Огурец один. Мальчик первый, второй. Девочка первая, вторая. Окно первое, второе. После того как дети усвоили, как образуются числа, можно познакомить их с цифрами. Цифры можно обводить, вылепить из теста на пирожках, выложить из камешков, написать на снегу, песке. Полезно выучить стихотворение С. Я. Маршака «Давайте познакомимся». Можно, играя, раскрашивая, познакомить дошкольника с геометрическим материалом. При этом дети отвечают на вопросы: сколько нарисовано кружков, квадратиков, треугольников, прямоугольников; на сколько каких фигур больше, меньше, каких поровну? С ребенком можно выучить веселые стихи о геометрических фигурах: Узнаешь сразу ты, кто я, На нас ты посмотри. У нас всего, у нас всего, У нас всего по три. Три стороны и три угла И столько же вершин. Мы треугольников семья. Узнал теперь, кто я? Каждый угол в нем прямой, Он давно знакомый мой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Начертить его я рад. Получается квадрат. Задачи для ребенка придумываются в любой обстановке - дома, на прогулке, в транспорте. На предметах, в рисунках он может показать, как решал задачу. Например: Нарисуй столько кружков, сколько машин было в гараже... Положи к двум карандашам столько же. Посчитай, сколько стало. Отними один карандаш, посмотри, сколько осталось. При проведении подобных занятий речь идет не об освоении школьной программы, а о закладке фундамента, который обеспечит успешную учебную деятельность. Психолого-педагогический статус дошкольникаПрежде всего необходимо помнить о психологических особенностях детей шести-семи лет, о том общем и особенном, что отличает дошкольника от школьника<1>. Итак, психолого-педагогический статус дошкольника.
Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.
Краткая характеристика готовности к обучению в школе
Диагностируя готовность ребенка к обучению в школе, надо прежде всего обратить внимание, как он играет, под-чиняется ли правилам игры, берет ли на себя роли и дол-го ли их удерживает, какая у него моторика, как проявля-ется его отношение к другим участникам игры. Для усво-ения научных понятий важно, чтобы ребенок понимал, что его точка зрения не единственна, он должен видеть в пред-мете его различные стороны, параметры, которые и состав-ляют содержание того или иного предмета науки. Карта-характеристика готовности к обучению в школе (психолого-педагогический статус старшего дошкольника)
Составление психолого-педагогического статуса помогает психологу систематизировать информацию о ребенке, о психологических характеристиках важнейших видов его деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития. Нами было проведено обследование двух детей: мальчика 6,5 лет и девочки 7 лет с целью определения уровня их готовности к школе. Для этого использовались следующие методики: «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека методика «Домик» Н.И.Гуткиной графический диктант Д.Б.Эльконина «образец и правило» А.Л.Венгера «Общая ориентация детей в окружающем мире» и «Отношение ребенка к обучению в школе» <4> различные задания из альбома «Нейропсихология детского возраста»<6> Результаты исследования Маша С. Растет в полной семье, родители прилагают все усилия для того, чтобы дать ей хорошее образование. С 6 лет занимается английским языком (с репетитором), посещает музыкальную школу. Проблемы с артикуляцией буквы «Р», поэтому занимается с логопедом. Собирается поступать в первый класс гуманитарно-педагогического лицея. Родители обратились с просьбой протестировать ребенка и подготовить девочку к обучению в школе. Результаты исследования представлены в виде таблицы:
Также было выявлено, что имеются проблемы в сфере внимания (отвлекаемость, трудно сосредоточиться на некоторых заданиях), кроме того, девочка несколько ленива, если задание кажется ей трудным, уклоняется от его выполнения. После обследования проводились занятия <5>, способствующие развитию познавательных процессов и улучшению результатов. Упражнения для развития и коррекции внимания Упражнение на развитие концентрации внимания Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок. В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия. Во втором задании ребенку показывают последовательно неоконченные картинки и просто назвать, что не дорисовано, или же подбирают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствия. В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Упражнение на развитие устойчивости внимания Для развития устойчивости внимания ребенку необходимо дать небольшой текст (газетный, журнальный) и предложить, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»). Ежедневно нужно отмечать результаты на графике и анализировать, как изменяется результативность. Упражнение на развитие произвольного внимания Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа завершена, его предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял. Если малыш справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия. Упражнения для коррекции и развития восприятия Упражнение «Определи звуки» Предназначено для развития способностей к фонематическому различению. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам. Ребенку предлагают картинки с изображением различных предметов. Произносится какое-то слово и ребенка просят показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например, говорят слово «молоко», и ребенок показывает на рисунок морковки. Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры» Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. Упражнение на развитие наблюдательности Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет предметы: часы, выключатель, ваза, столик и еще многое другое. Проведите эту игру в соревновательной форме: «Кто больше назовет таких предметов?» Упражнения для коррекции и развития мышления Упражнение на развитие мыслительной операции «Сравнение предметов» Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов: Муха и бабочка Дом и избушка и т.д. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия. Упражнение на развитие скорости мышления «Оканчивание слов» Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По…» - так вы начинаете игру. Всего предлагается 10 слогов: по, на, за, ми, му, до, че, пры, ку, зо. Можно придумывать по нескольку слов на один слог. Упражнение «Четвертый лишний» Подберите серию рисунков или слов. Каждая из которых состоит из четырех слов или рисунков. 3 из них являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 отличается и должно быть исключено. Храбрый, злой, смелый, отважный Яблоко, слива, огурец, груша Час, минута, лето, секунда Упражнения для коррекции и развития памяти Упражнение на развитие зрительной памяти Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же. Упражнение на запоминание цифр, букв, слов Покажите ребенку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру. Упражнения для коррекции и развития произвольной сферы Упражнение «Раскрась фигуры» Ребенку показывают рисунок с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Упражнение «Рисование узоров» Ребенок должен рисовать узоры, следуя инструкции. Асхат З. Очень живой и подвижный ребенок. В течение года занимался в «Школе дошкольника», отношение к обучению нейтральное. Основная проблема в том, что мальчик практически не умеет читать. Родители обратились с просьбой научить его читать и подготовить к школе. Результаты обследования:
Занятия проводились по различным пособиям, посвященным обучению чтению («Учись читать», «Веселая азбука для малышей», «Звукарик» и др.). На первом этапе внимание было направлено на изучение алфавита, звуков, соответствующих разным буквам, и развитию фонематического слуха. Затем ребенок изучал слоги и способы их составления. Для этого использовался набор кубиков с наклейками-буквами и карточки со слогами. Для развития речи проводились пальчиковые игры, предложенные Л.Савиной<5>. Все фигуры просты для выполнения, их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение - двумя руками вместе. Например, упражнение «Цветок»: Набухай скорей, бутон, Распусти цветок - пион! Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть, ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок». Также использовались примеры пальчиковых игр, описанных А.Белой <5>, а именно «Выкладывание букв». Выкладывание букв из различных материалов - серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап - когда дошкольник с помощью взрослого простые слова, учится их читать. Для занятий можно использовать мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Иногда ребенку предлагается самому находить материал для подобных заданий. Интересны также различные игры с пластилином, с бумагой и со счетными палочками. Особое внимание хотелось бы уделить играм с карандашом, крупой, бусами и т.д. ребенку предлагается регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно пальцами обеих рук, стараясь при этом делать вращательные движения. Ребенка также учится перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней - шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Проведенные занятия, по утверждению родителей Маши и Асхата, были очень полезны для детей и помогли им при прохождении школьного собеседования. Таким образом описанные упражнения могут быть рекомендованы для подготовки детей к обучению и повышению их успешности в овладении учебной программой. Можно предположить, что это также послужит адаптации ребенка к школьной среде и облегчит вхождение в новую социальную роль - роль младшего школьника. ПриложениеАНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?<1> Инструкция: Отнеситесь серьезно к заполнению этой анкеты. Она поможет вам ответить на вопросы педагога и психолога во время проведения собеседования при зачислении ребенка в школу. С ее помощью вы будете следить за развитием вашего маленького школьника, в случае необходимости - корректировать этот процесс. Вы сможете также сравнить свое представление о ребенке с мнением его учителя - только тогда ваши совместные усилия по обучению и воспитанию первоклассника достигнут цели. 1. Сведения о ребенке 1.1. ФИО ребенка 1.2. Дата рождения 2. Сведения о состоянии здоровья 2.1. Часто ли болеет? 2.2. Хронические заболевания? 2.3. Особенности: 2.3.1. быстро утомляется; 2.3.2. утомляется после длительной нагрузки; 2.3.3. неутомим; 2.3.4. быстро переходит от радости к грусти; 2.3.5. стабилен в проявлении настроения; 2.3.6. преобладает возбуждение; 2.3.7. возбуждение и торможение уравновешены; 2.3.8. преобладает торможение 3. Личностные качества ребенка 3.1. Направленность интересов: 3.1.1. на учебную деятельность; 3.1.2. на трудовую деятельность; 3.1.3. на художественно-эстетическую деятельность; 3.1.4. на достижения в спорте; 3.1.5. на отношения между детьми 3.2. Трудолюбие: 3.2.1. любую работу всегда выполняет охотно; 3.2.2. охотно берется за работу, старается выполнить ее хорошо; 3.2.3. редко охотно берется за работу; 3.2.4. чаще всего старается уклониться от любой работы; 3.2.5. всегда уклоняется от выполнения любого дела 3.3. Ответственность: 3.3.1. всегда и хорошо выполняет любое поручение; 3.3.2. редко выполняет порученное ему дело; 3.3.3. никогда не доводит до конца порученное ему дело. 3.4. Инициативность: 3.4.1. часто выступает зачинателем любого нового дела; 3.4.2. редко сам начинает новое дело; 3.4.3. никогда не выступает зачинателем какого- либо дела. 3.5. Любознательность: 3.5.1. активно узнает что-то новое в окружающем его мире; 3.5.2. редко стремится узнать что-то новое, как правило, интересуется одной проблемой; 3.5.3. равнодушен ко всякого рода новым знаниям. 3.6. Аккуратность: 3.6.1. всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда опрятен, подтянут; 3.6.2. не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда бывает неопрятен, неряшливо одетым; 3.6.3. часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих вещей; 3.6.4. совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем виде. Всегда неопрятен. 4. Отношение к людям 4.1. Коллективизм: 4.1.1. всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается оказать помощь; 4.1.2. склонен проявлять заботу о незнакомых людях; 4.1.3. нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично; 4.1.4. считает излишним проявлять заботу о незнакомых людях 4.2. Честность, правдивость: 4.2.1. всегда правдив по отношению к своим родителям, воспитателям, товарищам, говорит правду; 4.2.2. почти всегда правдив по отношению к родителям, товарищам; 4.2.3. часто говорит неправду ради собственной выгоды; 4.2.4. склонен всегда говорить неправду 4.3. Общительность: 4.3.1. всегда охотно вступает в контакт с людьми; 4.3.2. стремится общаться с ограниченным кругом детей; 4.3.3. предпочитает работать и играть один; 4.3.4. замкнут, необщителен 5. Отношение к себе 5.1. Скромность: 5.1.1. никогда не выставляет напоказ свои достоинства; 5.1.2. иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих достижениях; 5.1.3. часто хвастается еще не сделанным; 5.1.4. хвастается даже незначительными достижениями, преувеличивает 5.2. Уверенность в себе: 5.2.1. все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости; 5.2.2. порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам; 5.2.3. часто при выполнении заданий, поручений просит помощи; 5.2.4. постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других 5.3. Стремление к успеху, первенству: 5.3.1. всегда и во всем стремится быть первым, настойчив; 5.3.2. стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться признания, успеха; 5.3.3. очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка»; 5.3.4. никогда не стремится в чем-либо быть первым 5.4. Настойчивость: 5.4.1. всегда добивается выполнения намеченного, не отступает перед трудностями; 5.4.2. доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий; 5.4.3. очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями; 5.4.4. столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. БиблиографияГотовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников. - М.: Олимп, 1999. - 160с. Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 64с. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 1996. - 180с. Немов Р.С. Психология: Кн.3: Психодиагностика. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 632с. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. - М.: «Издательство АСТ», 2000. - 128с. Альбом «Нейропсихология детского возраста». - М., 1998. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |