|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведенияСемейное неблагополучие как фактор девиантного поведенияПартизанский филиал КГОУ СПО «Владивостокский базовый медицинский колледж» ДОКЛАД Тема: «Девиантное поведение. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения» Выполнила: Студентка 3 курса гр. А3, отд. «Сестринское дело» Атрощенко Олеся Анатольевна Проверила: ______________________ ______________________ Партизанск, 2008 г. Девиантное поведение Девиантное поведение (от лат. deviatio - отключение) - отдельные поступки или система поступков, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам: преступность и уголовно ненаказуемое поведение. В исследованиях девиантного (отклоняющегося) поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. Преступность как вид девиантного поведения изучается преимущественно криминологией с использованием психологических исследований. Непротивоправное девиантное поведение также в значительной степени объясняется недостатками воспитания, приводящими к формированию устойчивых психологических свойств, обусловливающих совершение безнравственных поступков. В детском и подростковом возрасте девиантное поведение объясняется незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и зависимостью от воздействия требований ближайшего окружения из таких же подростков и принятых в нем ориентации. В более зрелом возрасте девиантное поведение может быть результатом неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. Для предупреждения девиантных поступков следует с ранних лет прививать уважение к моральным нормам и вырабатывать нравственные привычки. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения На социально-психологическое состояние современного общества влияет ряд отрицательных показателей. Это экономический и экологический кризисы, переоценка общественных и индивидуальных ценностей, что в свою очередь отражается на состоянии семьи, целях и задачах воспитания и развития детей, на стиле семейного воспитания. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего окружения и, прежде всего, в семье. Если же семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то у детей часто появляются пробелы в воспитании и в усвоении культурных норм. Однако также имеются случаи проявления девиаций и у детей из совершенно благополучных семей. Дело в том, что семья - далеко не единственный (хотя и важнейший) институт, участвующий в социализации личности. Поэтому нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его взаимодействия с различными проявлениями культуры, например, с феноменом «телевизионного насилия» (А.Бандура) и социальным окружением. Положение усугубляется тогда, когда агенты социализации сами являются девиантами. Подобные случаи рассматриваются в теории диффенцированной ассоциации (связи) Э.Сазерленда. С его точки зрения, образцы девиантного (криминального) поведения усваиваются точно так же, как и образцы конформного (законопослушного). На интенсивность формирования девиантных ценностей в большей степени влияют частота и продолжительность контактов с соответствующими образцами, а также возраст социализирующегося индивида. В работах зарубежных и отечественных исследователей О.И. Захаровой, О.Б. Насоновой, Т.С. Яценко и др. показана зависимость формирования личности ребенка от стиля семейного воспитания, от отношений между родителями и детьми. Характер семейных отношений влияет не только на актуальное развитие ребенка, на ощущение безопасности, собственной ценности и компетентности, но и на социальное поведение. По данным С. Броди различные стили воспитания и отношений родителей и детей формируют те или иные особенности психики и поведения. Отношение к ребенку имеет особое значение во время возрастных кризисов развития (Т.М. Титаренко, Л.Н. Таран). В этот период ребенок испытывает определенные психологические трудности, связанные с формированием основных новообразований возраста, со сменой его социальной позиции. Эти трудности касаются не только ребенка, но и всех членов семьи. И характер семейного воспитания, воспитательная позиция родителей могут существенно облегчить или затруднить процесс адаптации ребенка к новому социальному окружению. Неумение родителей наладить собственные семейные отношения, конфликты в семье не могут не отразиться на детской психике. Так, Иванов Д. И. выделяет две группы семейных конфликтов: а) конфликты, связанные с переживанием нереализованных аспектов личной жизни; б) конфликты, связанные с дезорганизацией в сфере семейного взаимодействия. При этом обе категории конфликтов, создавая специфические фоновые условия, влияют на процесс индивидуализации детской психики. Существует определенная связь между чертами личности ребенка, взаимоотношениями в семье и поведением ребенка в обществе. Особую тревогу вызывает девиантное поведение детей. Девиантное (отклоняющееся) поведение понимается как поступки или система поступков, не соответствующие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. В рамках типологии отклоняющегося поведения все его проявления подразделяются на два основных типа: девиантные и делинквентные, а их носители соответственно - на нарушителей общественного порядка и правонарушителей. Девиантное поведение чаще всего объясняется сложным взаимодействием объективных и субъективных факторов. Существует определенная связь между девиантным поведением и чертами личности. Среди последних наиболее значимыми являются эмоционально-волевые нарушения, дефектность ценностно-нормативной сферы, что в свою очередь усложняет общение с окружающими. В исследовании Ваврика Т. Ю. выделяются следующие механизмы склонности к девиантному поведению: - определенные особенности личности; - влияние окружающей среды; - трансформация иерархии мотивов; - девиантное развитие личности. К объективным факторам, провоцирующим девиантное поведение детей, относятся окружающая ребенка среда и отношение к ребенку в семье. Причем (по исследованию Акименко Ю. Ф.) структурными составляющими родительского отношения являются: - эмоциональное отношение к ребенку; - межличностная дистанция в общении с ребенком; - восприятие ребенка на когнитивном уровне; - форма и направленность контроля за поведением ребенка. Согласно исследованиям у 63,1 % родителей существуют проблемы принятия ребенка таким, какой он есть, что является нарушением эмоционального компонента отношений. Высокие показатели и по 3-му (49,3%) и по 4-му (27,9%) компонентам родительского отношения. Кроме непонимания роли семьи в воспитании ребенка следует отметить неуважение и жестокое отношение к детям в семье. При обобщении вышесказанного можно отметить, что явление жестокого отношения к детям в семье играет деструктивную роль: подрывает физическое и психическое здоровье детей, порождает дегуманизацию межличностных отношений, формирует криминальное поведение. Агрессия проявляется как компенсаторная реакция молодых людей на перенесенные в детстве унижения, отсутствие любви и отстраненность родителей. Проведенный анализ девиантного поведения несовершеннолетних, основанный на данных государственной статистики, независимых социологических исследованиях, свидетельствует о преобладающем влиянии семьи на формирование детской девиации. Литература 1. Московский государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. - М.: Союз, 1996. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |