|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Семья как источник психической травмы у ребенкаСемья как источник психической травмы у ребенкаФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Педагогики и психологии» Дисциплина «Основы психологии семьи и семейного консультирования» СЕМЬЯ КАК ИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ У РЕБЕНКА Курсовая работа БРАТСК 2009 ВведениеТема данной курсовой работы семья как источник психической травмы у ребенка. Данную проблему в свое время изучали многие отечественные и западные психологи, педагоги и социологи, такие как Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Н.И. Лисина, А. Маслоу, К. Флейк-Хопсон, К. Хорни, З. Фрейд и др.С самого рождения человек попадает в общество. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнения.Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и психического развития ребенка, рассмотренная в данной курсовой работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья. Целью работы является изучение детских психологических травм и их взаимосвязь с воспитанием ребенка в семье. Объектом изучения выступает семья и ее роль в психическом развитии ребенка. Предметом же данной работы, исходя из цели, становится семья как источник психической травмы у ребенка. На основе изученной литературы по данной проблеме была выдвинута гипотеза, что психологический климат семьи влияет на психическое развитие ребенка. Для подтверждения или опровержения гипотезы были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические источники по выбранной проблеме. 2. Выбрать методы и методики исследования. 3. Провести эмпирическое исследование. 4. Составить рекомендации по выявленным проблемам. 5. Представить выводы по итогам проведенной работы. Методологической основой данной работы стали разработки в области семейной психологии и психологии развития таких авторов как А.Д. Андреева, М.И. Лисина, Г. Крайк, которые изучали критерии психического здоровья и нездоровья детей. Исследование было реализовано с помощью следующих методов: метод организации - сравнительный, эмпирический метод - психодиагностический метод - тестирование. Обработка данных происходила на основе количественного анализа собранных ранее данных с помощью методов описательной статистики. Для исследования использовался рад методик, таких как - висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF) Н. Пезешкиана, X. Дайденбаха, опросник «Особенности общения между супругами.» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, опросник «Анализ семейной тревоги» Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В., опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES_3) Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави. 1. Влияние семьи на развитие психологической травмы1.1 Понятие психической травмыПсихическая травма - это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего, что способно вызвать аффективно заостренное переживание, если рассматривать его с этически-нравственных позиций эмоционального отклика при испугах и угрозах, внезапных потрясениях, блокаде значимых потребностей, невосполнимых потерях и утратах. Психическая травма - одновременно объективный и субъективный феномен. Объективна она постольку, поскольку отражает общечеловеческий регистр переживаний; субъективность ее - в индивидуально различном, личном характере переживаний, когда то, что больно ранит, иногда надолго, одного человека, другого затрагивает только вскользь, непродолжительное время.Психическая травма как психологическое понятие включает в себя осознанное восприятие каких-то индивидуально значимых, неприятных событий, их переработку в виде переживаний и развитие более или менее продолжительного состояния аффекта или психического состояния с отрицательным эмоциональным знаком. Констатация психической травмы означает не только наличие отрицательных эмоций, но и отсутствие их отреагирования. Психическая травма не всегда «видима», т.е. проявляется в поведении, особенно у детей с импрессивным, внутренним характером переработки эмоций.Далеко не всегда психическая травма как эмоциональное потрясение, испуг, сохраняется в памяти в последующие годы. Здесь срабатывает защитный механизм вытеснения или амнезии психотравмирующих событий.Психическая травма не всегда детерминирована внешними не благоприятными обстоятельствами или событиями. В школьном возрасте, особенно в подростковом, она созвучна тягостным, неразрешимым переживаниям и ущербности «я», не приспособленности и беззащитности, неприятию сверстниками и отличию от них по типу «я не такой, как все». Подобная транскрипция психической травмы характерна прежде всего для обсессивного невроза, в частности для дисморфофобий с ведущим навязчивым страхом изменения «я». Но даже и в этих случаях можно найти те или иные недостатки в воспитании, отклонения в личности родителей и отношениях в семье, влияющих, как и психическая травма, на происхождение внутреннего конфликта при неврозах.Большинство работ психотерапевтического плана посвящены психической травме взрослого человека и работе с ней. Чрезвычайно мало работ, касающихся анализа психической травмы и ее ближайших последствий у ребенка, тем более ребенка дошкольного возраста.Специалисты, работающие в этой области, выделяют различные причины психической травматизации. Так, Е. Петрова выделяет следующие типы процесса травмирования:- травмы физического типа (ситуации, затрагивающие тело человека и его физический мир);- травмы нарциссического типа (зона отношений с другими людьми и формирования субъектности);- травмы, касающиеся системы социальных отношений. По содержанию травмирующие ситуации могут быть эпизодами социального или физического насилия, резкой смены жизненной ситуации, стихийных бедствий и прочего.Наиболее понятны и чаще всего рассматриваются в медицинской практике ситуации внешнего воздействия на человека, в которых была затронута витальность. Это, например, пожар, стихийное бедствие, автомобильная катастрофа, террористический акт и т.д.Для ребенка дошкольного возраста существенно сохранение окружающей среды, Изменение окружения становится источником фрустрации, требует затраты душевных сил на адаптацию и может даже стать поводом для травмы. Это, например, эпизоды отделения от родителей и помещения в больницу, передача ребенка новому ухаживающему лицу и так далее. В сущности, любое изменение ситуации окружения в детстве является источником стресса.1.2 Семья как фактор психологической травмыПатогенная ситуация может возникнуть в самых различных взаимоотношениях человека: служебных, трудовых, учебных и т.д. Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых для человека. Отсюда их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций личности и далее психических нарушений. Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний обусловливается рядом обстоятельств:1. Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития, этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп, в которые включен индивид. Семейные события гораздо в большей степени «принимаются близко к сердцу», чем внешне аналогичные события в сфере трудовой деятельности, соседских отношений и др.2. Многосторонностью семейных отношений и их тесной взаимосвязью. Домашнее хозяйство, досуг, эмоциональные взаимоотношения, сексуально-эротическая сфера жизни семьи - все они теснейшим образом взаимосвязаны. Любая попытка внести более или менее значительное изменение в одну из них вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенности семьи от семейной травмы «труднее уйти», т.е. у члена семьи при попытке избежать травматизации возникает больше сложностей.3. Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травматизирующим. В семье индивид наиболее доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее открыто.Психические травмы семейной этиологии, как и любые другие, могут быть единичными и повторными, короткими и длительными. В то же время сама длительность семейных отношений создает особенно благоприятные предпосылки для формирования психических травм, действующих длительно, повторяющихся часто и закономерно.Особую значимость при анализе участия семьи в психической травматизации личности приобретают случаи, когда имеет место устойчивая патогенная ситуация, обусловленная всей совокупностью семейных отношений в данной семье. Индивид воспринимает семейную жизнь как в целом травматизирующую. Травматизирующее переживание становится результирующим отражением всех или значительного числа семейных обстоятельств. Такой индивид, например, испытывает чувство крайней неудовлетворенности семейной жизнью, и это чувство обусловлено и отсутствием общих интересов в сфере досуга, и неудачами в сфере межличностных отношений - удовлетворении потребностей в симпатии, уважении и т.д. Такое травматизирующее переживание обладает наибольшей длительностью, устойчивостью и, следовательно, неблагоприятным воздействием.Обобщение литературных данных об участии семьи в этиологии различных нервно-психических расстройств показывает, что среди многочисленных семейно-обусловленных травматизирующих переживаний особо важную роль играют четыре вида состояний:1. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Патогенная семейная ситуация, обусловливающая возникновение данного переживания, - это резкое расхождение между осознаваемыми или неосознаваемыми ожиданиями человека по отношению к семье и действительной жизнью семьи. Следствием этой патогенной ситуации является состояние фрустрации (осознаваемой или неосознаваемой). Фрустрация в соответствии с общепсихологическими закономерностями ее проявления порождает многочисленные последствия (в частности, обусловленные действием разнообразных защитных механизмов). Часть этих последствий при их достаточной выраженности и наличии определенных личностных особенностей приводит к различным психогенным заболеваниям.2. «Семейная тревога». Специфические состояния нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется сомнениями, страхами, опасениями, касающимися прежде всего семьи. Это страхи в отношении здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвращений, в отношении стычек, конфликтов, возникающих в семье. Тревожность эта обычно не распространяется на внесемейные сферы, а именно производственную деятельность, родственные, межсоседские отношения и т.п. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность человека в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, неуверенность в себе; например, индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое не соответствует его представлению о себе. Важными аспектами этого состояния являются также чувство беспомощности, ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужном направлении.3. Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение;4. Состояние вины. Чувство вины по отношению к другим членам семьи, к семье в целом также может достигать значительной интенсивности в силу различных взаимоотношений в семье, которые в сочетании с характерологическими особенностями человека могут стать психотравмирующим фактором. Индивид в этом случае чувствует себя (более или менее осознанно) помехой для окружающих, виновником (действительным или мнимым) всех неудач, которые возникают в семье, склонен воспринимать отношение других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, несмотря на то, что в действительности оно таким и не является.Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение. Чрезмерное нервно-психическое напряжение является одним из основных психотравмирующих переживаний. Большое значение в раскрытии природы этого состояния имеют работы И.П. Павлова. Основываясь на учении о высшей нервной деятельности, он выделил следующие источники перенапряжения:- перенапряжение тормозного процесса,- подвижности нервных процессов,- столкновение противоположных процессов,- сшибка.Семья участвует в формировании непосильного нервно-психического напряжения ее члена несколькими способами:1. Создавая для человека ситуации постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения.2. Создавая препятствия для проявления членами семьи определенных, чрезвычайно важных для них, чувств, удовлетворения важных потребностей. Это, во-первых, могут быть чувства, несовместимые с ролевыми представлениями члена семьи. Во-вторых, чем неблагополучнее взаимоотношения в семье, тем значительнее усилия, которые приходится прилагать, чтобы сдержать чувства фрустрации, раздражения, агрессии. В-третьих, это чувства, потребности, которые семья должна удовлетворять (индивид связывает удовлетворение таких потребностей именно с семьей), однако она в силу тех или иных обстоятельств этого не делает.3. Создавая или поддерживая внутренний конфликт у человека. Семья может участвовать в создании конфликта потребностей у человека прежде всего постановкой его перед противоречивыми требованиями и возложением на него ответственности за их разрешение.Таким образом, семейно-обусловленные психотравмирующие переживания выступают в качестве фактора, при посредстве которого нарушение в жизнедеятельности семьи превращается в нервно-психическое или соматическое расстройство человека.Семья как фактор, определяющий реакцию человека на психическую травму. До сих пор речь шла о случаях, когда семья оказывалась непосредственным источником травматизирующих переживаний. Именно на выявление такой связи направлены многочисленные исследования, изучающие взаимосвязь между неудовлетворенностью семьей, напряженностью в ней, наличием конфликтов, с одной стороны, и различными нервно-психическими расстройствами - с другой.Между тем это лишь небольшая часть из всех путей, какими семья может участвовать в психической травматизации. Во-первых, семья - не единственный источник последней. Патогенные ситуации могут складываться и вне семьи. Однако это не значит, что семья в этом случае оказывается в стороне. Напротив, она может активно участвовать в процессе травматизации, определяя чувствительность человека к травме, его способность противостоять ей и выбор индивидом способа «переработки» ее. Все эти моменты, во-вторых, могут иметь место и тогда, когда семья является основным источником травматизирующего переживания. В этом случае она и вызывает это переживание, и, в силу других своих особенностей, определяет чувствительность к травме и упомянутые особенности реагирования человека на нее.Существует целый ряд путей, которыми семья может оказывать влияние на процесс травматизации. Рассмотрим некоторые из таких путей:1. Семья как фактор сенсибилизации ее члена к психической травме. Одна и та же патогенная ситуация может оказывать различное травматизирующее воздействие в зависимости от «почвы», т.е. личностных особенностей человека, определяющих его чувствительность к травме. Существует обратно пропорциональная зависимость между ранимостью нервной системы и массивностью психической травмы, необходимой для развития болезни. Чем ранимее нервная система, тем менее интенсивная травма приводит к нарушению ее деятельности. Это положение было распространено на взаимосвязь реакции и почвы в целом, выдвинута концепция континуума реакции - почвы, в соответствии с которой указанная связь между травматизирующим воздействием и почвой характерна для любого патологического процесса.Семья выступает в качестве фактора сенсибилизации различными путями:- через формирование неспособности противостоять психической травме. Изнеживающее воспитание само по себе не травмирует подростка. Однако оно делает его чувствительным по отношению к фрустрирующим ситуациям, с которыми он позднее столкнется вне семьи. Точно так же гипоопека (скрытая безнадзорность) сама по себе не травмирует психику. Но при этом затрудняется формирование волевых качеств личности. Это сенсибилизирует ее, делает уязвимой, например для алкоголизации;- через воздействие на психическую сопротивляемость. Непереносимое нервно-психическое напряжение может не только быть фактором травматизации, но и ослабить способность человека сопротивляться самым различным психотравмирующим явлениям;- через формирование представления человека о патогенной ситуации и ее оценку. В.Н. Мясищев неоднократно указывал на огромное значение представления человека о патогенной ситуации и оценки им этой ситуации.Семья играет важнейшую роль в формировании представления ее членов о самых различных сторонах действительности. В соответствии с этим могут складываться ситуации, когда представление человека о них, сформированное под преимущественным воздействием членов семьи, объективно оказывается травматизирующим. Так, для подростка с пограничной умственной отсталостью неудачи в учебе сами по себе не являются патогенной ситуацией. Однако они становятся таковыми в силу определенного отношения к этим неудачам всей семьи и особенно родителей, возлагавших на него какие-то надежды. Подросток принимает точку зрения семьи, и в силу этого ситуация приобретает психотравмирующие свойства.2. Семья как фактор, закрепляющий действие психической травмы («хронифицирующее», «аккумулирующее» действие семьи). Психическая травма может вызвать различные реакции как самого человека, так и семьи. В одних случаях это реакции противодействия. Они направлены на скорейшую ликвидацию психической травмы и ее последствий. В других случаях реакция может быть прямо противоположной. Она так или иначе стимулирует травму, утяжеляет ее, затрудняет ее ликвидацию. В результате действия таких реакций травма «хронифицируется», «закрепляется»; неблагоприятные ее последствия аккумулируются. Это проявляется в том, что при повторяющихся травмах новая возникает раньше, чем психика успевает ликвидировать последствия предыдущей. Поэтому каждая новая травма «накладывается» на все предшествующие.3. Роль семьи в формировании индивидуальных способов противодействия травме. Психическая травма ставит человека перед необходимостью как-то противодействовать ей. Индивид может избрать рациональные методы противодействия, защитные (вытеснение, проекция), деструктивные (инфантилизация, фиксация). Семья, как правило, играет большую роль в «выборе» способов реакции на травму:через представления членов семьи о трудностях и «правильных», «достойных», «наиболее простых» путях их преодоления. Так, воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция» (кумир семьи) в семье, которая к тому же поощряет демонстративное поведение, предопределяет во многом способ реакции подростка на психическую травму. Это будет демонстративная реакция.Таким образом, семья выступает в качестве важного источника психической травматизации. Это прежде всего непосредственное участие. Семья - один из наиболее значимых источников психогенных переживаний личности. Кроме того, существуют различные способы косвенного участия семьи в процессе травматизации, в силу которых она определяет уязвимость своих членов по отношению к травме, длительность последствий травмы, ее устойчивость к терапевтическим воздействиям.1.3 Воздействие психологического климата семьи на психику ребенкаВ семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она - главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель-ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.Родительские отношения, внутренний климат семьи, социальный статус, экономическое состояние семьи накладывает свой отпечаток на психику ребенка живущего в ней, формирует его характер, мировоззрение, жизненную позицию и т.д.Рождаясь ребенок попадает в новый мир и приспосабливается к его условиям чтобы выжить. И от того какая атмосфера его окружает зависит его дальнейшее развитие. Будет ли он все время тратить силы на собственную защиту или на развитие - это будет зависеть от того что происходит вокруг него.Как мы видим травматизация ребенка может начаться уже с его рождения. С.А. Черняева выделила основные типы травмирующих обстоятельств, связанные с онтогенетическим развитием:1. Детство - образ мира и родительские фигуры.Отсутствие семейного воспитания или патологические формы этого воспитания, вызванные конфликтами в семье, непоследовательностью в воспитании, неуважением к ребенку, развод родителей, воспитание без отца (по каким-либо причинам) или другими проблемами, могут привести к психологической травме.Основные проявления:- Комплекс сиротства. (Ощущение, что можно надеяться только на себя, переживания одиночества, слабая способность к близким отношениям, незащищенность и др.).- Трудности в создании семьи, построении гармоничных семейных отношений.- Трудности в религиозной жизни - неспособность принять Бога, как Отца, испытывать к Нему доверие, отношения «бунта».2. Подростково-юношеский возраст. Травма, связанная с процессом принятием себя и развитием идентичности.Основные проявления:- Неприятие своего физического облика, неверие в свои силы и возможности.- Нежелание и неумения контактировать с людьми, одиночество как результат этого - и новый источник неверия в себя.- Неприятие своего пола; неадекватные полу сексуальные влечения.- В религиозной жизни - уныние, отсутствие радости, «скрупулезная совесть» сочетающаяся с неумением видеть свои грехи.3. Взрослость. Травма, связанная с принятием реальности.Основные проявления:- Уход в грезы, ложные представления о жизни, которые человек не хочет пересматривать.- В религиозной жизни неприятие реальности может проявляться, например, как «крушение веры», если отсутствует желаемый результат в ответ на молитву.Так же можно выделить некоторые типы индивидуальных травмирующих обстоятельств.1. Развод родителей.Основные проявления:- Неконструктивное чувство вины.- Чувство разрушения мира, обесцененность детских воспоминаний.- Трудности в создании семьи, слабая ценность семейных отношений.2. Сексуальное (в меньшей степени - физическое) насилие.Основные проявления.- Неконструктивное чувство вины.- Отождествление с насильником людей, соответствующих по полу и возрасту, затрудненность контактов с ними.- Конфликтность, аффективность.- Иррациональные страхи.3. Аборт; постабортный синдром. (Проявляется не только у родителей, но и у всех лиц, участвовавших в принятии или исполнении решения, а также у детей, имеющихся в семье и даже рожденных позже).Основные проявления.- Депрессия, иногда- в годовщины аборта.- Нарушение семейных отношений.- Неприязнь к многодетным женщинам, иногда - к детям вообще.- Повышенная требовательность к детям, чувство «собственности».- У детей, особенно, если они знают или думают, что их «не хотели» - переживания бессмысленности или случайности жизни.4. Школьная травма.Основные проявления.- Неприязнь к любому обучению, иногда, к образованным людям.- Неверие в свои силы.- Психологические барьеры по отношению к какому-либо виду знаний, области образования, учебной дисциплине, и т.п.- Из описания основных проявлений, выделенных эмпирически, можно выдвинуть предположение о большой распространенности людей. Переживших психологические травмы, и не преодолевших их последствия в течение длительного времени.Стоит так же отметить тот факт, что психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора-качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни. Однако ребенок подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшую модель общения. Таким образом становится понятно, что климат семьи оказывает серьезное воздействие на ребенка начиная уже с внутриутробного развития.На основе изученных теоретических источников было выяснено как психологической климат в семье может повлиять на образование психологической травмы у ребенка. Так же было рассмотрено само понятие психологической травмы, основные причины её возникновения и влияния на жизнь человека в дальнейшем.Так же было рассмотрено влияние психологического климата на членов семьи, его негативного воздействия и дальнейшего влияния на формирование неврозов, отклонения в поведении, деленквентного поведения и так далее.В третьей части главы представлено влияние внутрисемейного климата на ребенка и доказано влияние семейных отношений на психику ребенка в период внутриутробного развития, что было необходимо для организации практического исследования.По мнению ряда авторов, таких как В.С. Торохтий, Вирджиния Сатир, Е.Г. Силяева и других, именно нарушение взаимоотношений между супругами характеризует семьи с неблагоприятным психологическим климатом, и являются его основной причиной. Исходя из этого мнения, можно предположить, что неблагоприятный психологический климат в семье и нарушение межличностного взаимодействия между ее членами - явления, напрямую зависящие друг от друга, то есть неудовлетворение членами семьи потребностей друг друга, непонимание внутренних переживаний супруга или супруги, эмоциональная отрешенность, частые конфликты, бескомпромиссное различие интересов и так деле, приводит к образованию психологически нездоровой семьи.2. Исследование влияния семейных отношений на развитие психической травмы у ребенка2.1 Описание исследованияПри анализе литературы нам удалось выяснить, что внутрисемейный климат, отношения между супругами, уровень их удовлетворенности семейной жизнью может положительно или отрицательно сказаться на формировании и развитии психической травмы у ребенка, проживающего в этой семье. Как известно формирование психики ребенка начинается уже в период внутриутробного его развития. Следовательно можно предположить, что неблагоприятный психологический климат в семье и нарушение межличностного взаимодействия между ее членами могут негативно сказаться на психике новорожденного ребенка. То есть конфликтные ситуации между супругами, низкий уровень эмпатии, неудовлетворенность интересов и т.д. негативно сказываются на психическом состоянии будущей матери, а следовательно и ребенка.Цель данного исследования состоит в следующем: выявить насколько межличностное общение между супругами способствует созданию комфортной атмосферы в семье, выявить уровень тревожности членов семьи, пронаблюдать уровень сплоченности семьи и её адаптивность. Так же по итогам полученных данных предполагается составление необходимых рекомендаций для данной семьи с целью улучшения психологического климата данной семьи.Для успешной реализации цели были поставлены следующие задачи:1. Исследовать уровень общения семьи.2. Исследовать сплоченность и адаптивность семьи, как показатель уровня психологического климата.3. исследовать уровень тревожности семьи.4. По итогам полученных данных разработать рекомендации по улучшению психологического климата данной семьи.Объектом исследования является психологический климат в семье.Предмет исследования: влияние психологического климата на психику ребенка.Исследование проводилось в период с 10 мая по 15 мая 2009 года в молодой семье проживающей в п. Гидростроитель города Братска.Состав семьи - 2 человекаВозраст супругов:СупругаСупругСемейный стаж 3 годаОбщий стаж совместного проживания 6 летОбразование:супруга:супруги:Место работы:супруга:супруги:Условия проживания: съемная квартираСредний ежемесячный доход 20000 рублей.2.2 Обоснование выбора методов и методик исследования Методологической основой данной работы стали разработки в области семейной психологии и психологии развития таких авторов как А.Д. Андреева, М.И. Лисина, Г. Крайк, которые изучали критерии психического здоровья и нездоровья детей. Исследование было реализовано с помощью следующих методов: метод организации - сравнительный, эмпирический метод - психодиагностический метод - тестирование, так как тест - это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень некоторого свойства в объекте исследования и сравнить с эталоном, либо сравнить с другими показателями и выявить их взаимосвязь с помощью выделения закономерностей. Поэтому данный метод наиболее актуален и удобен для проведения данного исследования. Обработка данных происходила на основе количественного анализа собранных ранее данных с помощью методов описательной статистики. Исследование было проведено путем диагностирования семьи и обработки полученных данных. Для проведения диагностики использовались эмпирические психодиагностические методы, такие как, метод тестирования. При итерпритировании данные полученные в ходе тестирования семьи сравнивались с данными нормы предлагаемые в методиках. Результатом стала общая картина психологического климата изучаемой семьи. Для исследования уровня взаимоотношений между супругами, а также психологического климата данной семьи использовался метод тестирования, так как тест - это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить с эталоном, либо сравнить с другими показателями и выявить их взаимосвязь с помощью выделения закономерностей. Поэтому данный метод наиболее актуален и удобен для проведения данного исследования. Для исследования использовался рад методик: 1. Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF) Н. Пезешкиана, X. Дайденбаха. 2. Опросник «Особенности общения между супругами.» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. 3. Опросник «Анализ семейной тревоги» Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В. 4. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES_3) Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави. 2.3 Исследование влияния семейных отношений на развитие психической травмы у ребенкаРезультаты исследований семьи представлены ниже в таблицах 1, 2 и 3.Таблица 1. Результаты опросника «Особенности общения между супругами»
1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г. 2. Бенджамин Колодзин. Как жить после психической травмы. «Шанс» 1997. 3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 2003, 290 с. 4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 2000, 207 с. 5. Василюк Ф.Е. Пережить горе., М. ИЗД. «НАУКА»; 2001 г. 6. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977 г. 7. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей. 8. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. С-Пб., 1998 г. 9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997 г. 10. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1999, 133 с. 11. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984 г. 12. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985 г. 13. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с. 14. Краткий словарь по социологии, М., 1993 г. 15. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г. 16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 1986, 263 с. 17. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974 г. 18. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997 г. 19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990 г. 20. Платонов К.К. психологический практикум. М., 1980 г. 21. Посттравматическое стрессовое расстройство. Конспект врача. Профессор Игорь БРЯЗГУНОВ, Научный центр здоровья детей РАМН. Наука №58. 99 22. Психологическая диагностика. /под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./, М., 1997 г. 23. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А.А., М., изд. Просвещение, 1989, 206 с. 24. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. М., изд. Мысль, 1987, 351 с. 25. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993 г. 26. Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности М., 1988 27. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 г. 28. Энциклопедический словарь медицинских терминов, Т 1, Л., 1986 г. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |